Программа дополнительных занятий по русскому языку в 7 классе «Занимательная грамматика»
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Программа
дополнительных занятий по русскому языку в 7 классе
«Занимательная грамматика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_zanimatelnaya_grammatika.doc | 256.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 132 с углубленным изучением предметов естественно – экологического профиля»
ПРИНЯТО на научно-методическом совете Протокол № 1 от 05 сентября 2013г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «СОШ № 132» г. Перми ___________Л.И. Рябова 05 сентября 2013г. |
Программа
дополнительных платных образовательных услуг
по русскому языку
«Занимательная грамматика»
7 класс, 68 часов
2013-2014 учебный год
Автор-составитель программы:
Логинова Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы первой категории
Пермь 2013
I. Пояснительная записка
Модернизация образования предполагает новые подходы в обучении школьников. Данный курс «Занимательная грамматика» предназначен для учащихся 7 класса в качестве дополнения к базовому курсу русского языка. Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст. Актуальность курса определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для работы на повторение, больше времени отводится работе с текстом, что способствует подготовке детей к ОГЭ в 9 классе.
За основу взята программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика 4 класс» Корбут Марины Александровны. Часть тем из «Фонетики и Лексики» присутствуют без изменений, а часть тем добавлены автором. Доработан раздел «Синтаксис». Материал рассчитан на детей, которым необходимо более тщательное повторение тем, изученных в 4-6 классах, т.к. у них прослеживается серьезное отставание по предмету в силу разных объективных причин.
Программа рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 90 минут.
Тесты для оценивания учебных достижений школьников составлены из материалов Интернета и личных наработок автора.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у школьников среднего звена знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
III. Планируемые результаты.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
IV. Тематическое планирование. Содержание программы.
№ | Тема занятия | Количество часов |
Фонетика и орфоэпия (13 часов) | ||
1 | Диагностический тест | 1 |
2 | Вводное занятие. Для чего надо знать грамматику. | 1 |
3 | Что такое орфоэпия? | 1 |
4 | Банты и шарфы. Орфоэпические нормы. | 3 |
5 | Что такое фонография или звукозапись? | 2 |
6 | Звуки не буквы! | 2 |
7 | Звучащая строка. | 2 |
8 | Проверочная работа №1 | 1 |
Лексикология (37 часов) | ||
10 | Имена вещей. Как возникают названия. | 2 |
11 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 2 |
12 | В царстве смыслов много дорог. Многозначность слова. | 2 |
13 | Прямое и переносное. | 4 |
14 | Омонимы. Омофоны, омографы и омоформы. | 2 |
15 | Как и почему появляются новые слова? | 1 |
16 | «Откуда катится каракатица?» Этимологические словари. | 2 |
17 | Об одном и том же - разными словами. Синонимы. Контекстуальные синонимы. | 2 |
18 | Слова – антиподы. (Антонимы. Контекстуальные антонимы). | 2 |
19 | Фразеологические обороты. | 2 |
20 | Словари «чужих» слов. | 2 |
21 | Он весь свободы торжество. Литературная и живая народная речь. | 2 |
22 | Мы говорим его стихами. Крылатые слова и выражения. | 2 |
23 | Слова, придуманные писателями. | 2 |
24 | Слова уходящие и слова – новички. | 2 |
25 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 2 |
26 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 2 |
37 | Словарь - грамотей. | 1 |
28 | Проверочная работа №2 | 1 |
Синтаксис (18 часов) | ||
29 | Сочетания слов. Синонимия словосочетаний. | 2 |
30 | Образование форм существительных И. и Р. П. мн. ч. | 2 |
31 | Образование форм степеней сравнения прилагательных. | 2 |
32 | Образование форм степеней сравнения наречий. | 2 |
33 | Образование форм числительных. | 2 |
34 | Синтаксический разбор предложения. | 2 |
35 | Пунктуационный разбор простого предложения. | 2 |
36 | Характеристика простого предложения. | 1 |
37 | Комплексный анализ текста. | 2 |
38 | Итоговая проверочная работа. | 1 |
39 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого 68 часов |
Содержание курса.
Фонетика и орфоэпия (13 часов)
Тема 1. Диагностический тест (с целью выявления пробелов в знаниях по изучаемым темам) (1ч.)
Тема 2. Вводное занятие. Для чего надо знать грамматику. (1ч.)
Анализ результатов диагностического теста.
Тема 3. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 4. Банты и шарфы. Орфоэпические нормы. (3ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов, которые часто произносятся неправильно: звонишь, каталог, обеспечение, свекла, жалюзи, вручит, шарфы, банты, торты и др.
Тема 5. Что такое фонография или звукозапись? (2ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 6. Звуки не буквы! (3ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 7. Звучащая строка. (2ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. Работа с текстами (стихотворения русских поэтов 19-20 веков).
Тема 8. Проверочная работа №1 (1ч.)
Проверка степени усвоения материала.
Лексикология (37 часов)
Тема 10. Имена вещей. Как возникают названия. (2ч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 11. О словарях энциклопедических и лингвистических. (2ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 12. В царстве смыслов много дорог. Многозначность слова. (2ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова.
Тема 13. Прямое и переносное. (4ч.)
Рассматриваются понятия «прямого и переносного» значения слова. Знакомство со средствами художественной выразительности, основанными на принципе переноса значения: метафора, метонимия, эпитет, сравнение, перифраза, синекдоха, олицетворение и др. Работа с произведениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и др.
Тема 14. Разновидность омонимии. Омофоны, омографы и омоформы. (2ч.)
Расширение знаний об омонимии. Знакомство с понятиями омофоны, омографы и омоформы.
Тема 15. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 16. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (2ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 17. Об одном и том же - разными словами. Синонимы. Контекстуальные синонимы. (2ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами - синонимами и правильным употреблением их в речи. Работа со словарями синонимов. Знакомство с понятием контекстуальные синонимы. Анализ текстов.
Тема 18. Слова – антиподы. Антонимы. Контекстуальные антонимы. (2ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «контекстуальные антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 19. Фразеологические обороты. (2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 20. Словари «чужих» слов. (2ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Работа со словарем иностранных слов.
Тема21. «Он весь свободы торжество». (2ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема22. Мы говорим его стихами. (2ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина, И.А. Крылова. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема23. Слова, придуманные писателями. (2ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально - авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально - авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина, В.В. Маяковского.
Тема 24. Слова уходящие и слова – новички. (2ч.)
Изучение особенностей устаревших слов – архаизмов и историзмов. Знакомство со словами - новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 25. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (2ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Тема 26. Какой словарь поможет избежать ошибок? (2ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. Проверочная работа.
Тема 27. Словарь - грамотей. (2ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 28. Проверочная работа №2. (1ч.)
Проверка степени усвоения материала.
Синтаксис (18 часов)
Тема 29. Сочетания слов. Синонимия словосочетаний. (2ч.)
Продолжение знакомства с понятием «словосочетание». Виды словосочетаний по строению. Знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием. Отличие словосочетаний от простых нераспространенных предложений. Понятие «Синонимия словосочетаний».
Тема 30. Образование форм существительных И. и Р. п. мн.ч. (2)
Знать правила образования форм существительных И. и Р. п. мн.ч. Обучение умению правильно употреблять формы существительных И. и Р. п. мн. ч. в речи.
Тема 31. Образование форм степеней сравнения прилагательных (2ч.)
Знать правила образования сравнительной и превосходной степеней. Обучение умению правильно употреблять степени сравнения прилагательных в речи.
Тема 32. Образование форм степеней сравнения наречий. (2ч.)
Знать правила образования сравнительной и превосходной степеней. Обучение умению правильно употреблять степени сравнения наречий в речи.
Тема 33. Образование форм числительных (2ч.)
Знать правила употребления собирательных числительных. Уметь правильно склонять числительные дробные, количественные составные, порядковые.
Тема 34. Синтаксический разбор предложения. (2)
Знать правила синтаксического разбора. Уметь делать разбор предложения.
Тема 35. Пунктуационный разбор простого предложения. (1)
Знать правила пунктуационного разбора предложения. Уметь делать разбор.
Тема 36. Характеристика простого предложения. (1)
Знать схему характеристики предложения. Уметь характеризовать простое предложение.
Тема 37. Комплексный анализ текста. (2ч.)
Работа с художественным текстом. Закрепление навыков работы с текстом.
Тема 38. Итоговая проверочная работа. (1ч.)
Проверка степени усвоения материала.
Тема 39. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы.
Основные требования к знаниям и умениям
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
-основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
-пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
V. Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие принадлежности:
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях;
- подборка видеофрагментов;
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по русскому языку.
Занятия по Программе ведёт учитель русского языка и литературы, либо любой другой специалист в области филологии, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
VI. Литература
Литература для учителя:
- Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - М.: Русские словари, 1999. 528 с
- Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. - М.: Русский язык, 1993
- Апресян В.Ю., Апресян Ю.Д., Бабаева Е.Э. и др. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. — М.: Школа "Языки славянской культуры", 2003. — 1306 с.
- Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика русского языка. - Издательство: Экслибрис-Пресс, 1997
- Бабенко Л. Словарь синонимов русского языка. - М.: Астрель, АСТ, 2011. – 688 с
- Берков В.П., Мокиенко В.М., Шулежкова С.Г. Большой словарь крылатых слов русского языка. - М.: Русские словари, Астрель, АСТ, 2005. - 624 с.
- Битехтина Н.Б. , Грушевская Л.Ю. Живая грамматика русского языка / A Living Russian Grammar. Intermediate II. Ч. II. Средний этап. - М.: КРЭФ-Р, 2009. - 208с.
- Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998
- Булыко А.Н. Фразеологический словарь русского языка. - Минск: Харвест, 2007. - 448 с.
- Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.
- Евсеев М. Ю. Современный этимологический словарь русского языка. История заимствованных слов. – АСТ, 2009
- Иванова В.А. Тайны слова (занимательная грамматика). - Нижне-Волжское книжное издательство, 1966
- Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. Изд.2 . - М.: ЛКИ, 2010. - 328с.
- Кисловский Ю.Р. Почему так названы? – Канск, 1995.
- Корбут Марина Александровна. Программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика 4 класс». http://nsportal.ru
- Крылов П.А. Этимологический словарь русского языка. - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005.
- Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1984
- Никонов В.А. Ищем имя. – М., 1988.
- Никонов В.А. О происхождении русских фамилий // Русская речь. – 1988.- №3
- Нормы русского литературного языка. Учебник для вузов. - М.: Флинта, 2010. - 168с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1989.
- Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы / Под ред. Р. И. Аванесова. - М.: Русск. яз., 1998
- Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – М., 1984.
- Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. – М., 1975.
- Селищев А.Н. Происхождение русских фамилий, личный имен и прозвищ // Селищев А.Н. Избранные труды. – М., 1968.
- Сиротинина О.Б. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка: Грамматика. Изд.3, стереот. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009. -312с.
- Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
- Соловьев Н. В. Словарь правильной русской речи. - М.: Астрель, 2004
- Соловьева Н.Н. Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. - М.: ОНИКС, «Мир образования», 2008. - 128с.
- Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. – М., 1973.
- Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. – М., 1981
- Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.И. Ушакова. – М., 1996.
- Унбегаун Б.О. Русские фамилии. – М.: Прогресс, 1989.
- Федорова Т. Л., Щеглова О. А. Этимологический словарь русского языка. – ЛадКом, 2010
- Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.
Литература для учащихся:
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Журналы: “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Карантиров С. Этимологический словарь русского языка для школьников. - Славянский Дом Книги, 2009
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова - М : Просвещение 1984.
- Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
- Успенский Л. В. Слово о словах. – Лениздат, 1962 г.
- Федосюк Ю.А. Что означает ваша фамилия. – М., 1969.
- Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.
- Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.
Приложения
Приложение 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 16 заданий с выбором ответа. К каждому заданию 1-13 даны от 3 до 6 вариантов ответов, из которых только один верный. В заданиях 14-16 правильными являются несколько вариантов ответов. Задание считается выполненным, если все варианты указаны. При выполнении такого задания обведите номер выбранного ответа в работе кружком.
Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
8-11 – «3», 12-15 – «4», 16 – «5»
Желаем успеха!
Диагностический тест
1. В каком слове ударение падает на первый слог?
А. Баловаться; Б. Добела; В. Понял; Г. Создала.
2. В каком слове произносится звук [в']?
А. Воевать; Б. Бровь; В. Впадать; Г. Обвинять.
3. В каком слове есть гласный [0]?
А. Обычай; Б. Яблоко; В. Включенный; Г. Современное.
4. Подберите существительное к прилагательному бронирОванные:
А. Места; Б. Номера; В. Билеты; Г. Машины.
5. Определите лексическое значение слова озимь:
А. всходы, посевы озимых культур; Б. первые дни зимы;
В. вьюга, во время которой дует низовой ветер.
6. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются…
А. однозначными; Б. многозначными; В. синонимами
Г. омонимами; Д. антонимами.
7. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях: Тушить свет. Тушить мясо:
А. однозначными; Б. многозначными; В. синонимами; Г. омонимами;
Д. антонимами
8. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются...
А. однозначными; Б. многозначными; В. синонимами; Г. омонимами; Д. антонимами
9. Выберите группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову жестокий
А. беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;
Б. беспощадность, бессердечность, безжалостность, бесчеловечность;
В. слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;
Г. бесчеловечность, безжалостность, слабовольность;
Д. бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.
10. В каком предложении вместо слова СКРЫТЫЙ нужно употребить СКРЫТНЫЙ?
А. Как предполагают ученые, в центре Урана есть твердое каменное ядро, СКРЫТОЕ под газообразным и жидким водородом.
Б. Печорин не размахивал руками, что говорит о СКРЫТОМ характере.
В. Трудно диагностировать заболевание, когда оно имеет СКРЫТЫЙ характер.
Г. Теперь пришла очередь Павла искать в моих словах СКРЫТЫЙ смысл.
11. В каком предложении есть грамматическая ошибка (неправильно образованная форма слова)?
А. Не бежите по эскалатору, не обгоняйте идущих впереди.
Б. В две тысячи восьмом году будет проходить очередная Олимпиада.
В. Таксопарку требуются шофёры, хорошо знающие город.
Г. На нашем факультете учатся будущие бухгалтеры.
12. В каком ряду все формы числительного образованы правильно?
А. до ста, до семиста, к семистам
Б. к ста, к семиста, семьюстами
В. в семистах, до семисот, в ста
Г. в семистах, до семисот, в стах
13. В каком ряду все формы наречий образованы правильно?
А. Горчее, слаще, более быстро
Б. Менее громче, нежнее, шустрей
В. Чище всех, лучше, более мудро
Г. Неистовей, гордее всех, прямей
14. Укажите слова, которые являются многозначными:
А. жюри; Б. квартал; В. гнездо; Г. серебряный; Д. сизый; Е. кроссворд.
15. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение:
А. твердая воля Б. бегут ручьи В. горят костры
Г. зерно пшеницы Д. золотое кольцо Е. ледяной взгляд
16. Укажите пары антонимов:
А. угрюмый — веселиться; Б. гигант — карлик; В. робкий — смелый;
Г. холодный — вспыльчивый; Д. благородный — подлость; Е. скромный — хитрый
ОТВЕТЫ:
1. В
2. Г
3. В
4. Г
5. А
6. Д
7. Г
8. В
9. А
10. Б
11. А
12. В
13. В
14. Б В Г Д
15. В Г Д
16. Б В
Приложение 2
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию с 1 по 3 даны 9 вариантов ответов, из них верных несколько. Задание считается выполненным, если все варианты указаны. К каждому заданию с 4 по 11 даны 2 варианта ответа, из которых надо выбрать один. К заданиям с 12 по 20 даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в работе кружком.
Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
10-14 – «3»,15-18 - «4», 19-20 - «5»
Желаем успеха!
Фонетика и орфоэпия
1. Твёрдый согласный перед Е произносится в словах:
1. дефис; 2. термин; 3. бутерброд; 4. Одесса; 5. антитеза;
6. шинель; 7. реквием; 8. тезис; 9. дельтаплан.
2. Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в словах:
1. разъём; 2. нюанс; 3. приют; 4. яблоко; 5. Пётр;
6. щётка; 7. вьющий; 8. менуэт; 9. клиент.
3. Ударение падает на первый слог в словах:
1. сливовый; 2. баловать; 3. гербовый; 4. коклюш;
5. зубчатый; 6. оптовый; 7. статуя; 8. туфля; 9. завидно.
4. Какое слово затранскрибировано?
[п а л а с к а т'] (малыша).
1. Поласкать. 2. Полоскать.
5. Одинакова ли транскрипция у глаголов в словосочетаниях?
Разрядить ружьё, разредить лук на грядке.
1. Да: [р а з р' и д ' и т] 2. Нет: [р а з р' а д' и т'] и [р а з р' и д' и т']
6. Определите ряд слов с неправильным ударением.
1. БАловать, зАнята, щАвель, стАтуя.
2. КаталОг, нАчал, ждалА, договОр.
7. Какой звук — [и] или [ы] — слышится в словах?
Циркуль, цинга, жир.
1. [и]. 2. [ы].
8. Решите пропорцию, учитывая соотношение звуков.
Попади: попадьи = суди: ?
1. Судить. 2. Судьи.
9. Решите пропорцию, учитывая характер звуков в парах.
[г] : [к] = [?] : [т] = [з] : [с]
1. [д']. 2. [д].
10. Что происходит со звуком [с] в словах?
1. Листик. 2. Растянуть.
1. Обязательное смягчение.
2. Смягчение возможно, но не обязательно.
11. Укажите нормативное произношение слова «партер»:
1. Пар [тэ] р; 2. пар [т'] ер;
12. Правильно или неправильно затранскрибировано слово пишет?
[п и ш и т].
1. Да, правильно. 2. Нет: [п' и ш ы т]. 3. Нет: [п' и ш э т].
13. Выберите правильную транскрипцию слова печёт (солнце).
1. [п' и ч' й о т] 2. [п' и ч' э т] 3. [п' и ч' о т]
14. В каком слове ударение может быть разным в зависимости от значения:
1. Созыв; 2. Отзыв; 3. Призыв.
13. Найдите слово с вариантным ударением:
1. Осведомить; 2. Мышление; 3. Принудить; 4. Звонит.
16. Подберите существительное к прилагательному харАктерный:
1. Жест; 2. Поступок; 3. Актер; 4. Вид.
17. В каком словосочетании произносится звук [и]?
1. к Игорю; 2. с Ирой; 3. до игры; 4. без идей.
18. В каком слове на месте выделенной буквы произносится твердый согласный?
1. ВосеМь; 2. пяТьсот; 3. сеМьдесят; 4. сеМьюдесятью
19. В каком из слов постановка ударения определяется контекстом?
1. Свекла; 2. Щавель; 3. Камбала; 4. Рожки
20. Выберите правильный вариант произношения слова:
1. Конечно [чн]; 2. Скучно [чн]; 3. Девичник [чн]; 4.Ничто [шт].
ОТВЕТЫ:
1) 5 , 7, 8, 9
2) 1, 3, 4, 7, 9
3) 1, 3, 5, 7, 8, 9
4) 1
5) 1
6) 1
7) 2
8) 3
9) 3
10) 2
11) 2
12) 2
13) 2
14) 2
15) 1
16) 3
17) 3
18) 3
19) 4
20) 4
Приложение 3
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 21 задание с выбором ответа. К заданиям 1-6 даны 3-6 вариантов ответа, из которых правильными будут несколько. Задание считается выполненным, если все варианты указаны. К заданиям 7-21 даны 2-5 вариантов ответа, из которых правильными будет только один. При выполнении такого задания обведите номер выбранного ответа в работе кружком.
Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
10-14 – «3»,15-19 - «4», 20-21 - «5»
Желаем успеха!
Лексика
1. Укажите, какие из слов являются однозначными:
а) ряска; б) айсберг; в) брошюра
г) квартал; д) земля; е) арена
2. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:
а) строить дом; б) убить время; в) тяжелый характер;
г) часы бегут; д) мягкое кресло; е) острый нож.
3. Выберите пары антонимов:
а) смелый — грубый; б) мудрость — глупый; в) щедрый — скупой;
г) рассеянность — сосредоточенность; д) благородный — подлый;
е) отзывчивый — вспыльчивый.
4. Отметьте синонимы, которые принадлежат разным стилям речи.
а) Блестеть, сиять, светить б) печаль, кручина в) давно, когда-то, некогда.
5. Укажите устаревшие слова:
а) урядник; б) фельдъегерь; в) логистика; г) помпезный; д) оранжад; е) двуколка.
6. Укажите неологизмы:
а) дайвинг; б) клавиатура; в) бренд; г) харизма; д) манускрипт
7. Определите лексическое значение слова изморось:
а) похожий на иней осадок, образующийся в туманную, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах.
б) морозные узоры на стекле; в) очень мелкий дождь.
8. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значений называются:
а) однозначными; б) многозначными; в) синонимами;
г) омонимами; д) антонимами
9. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются:
а) однозначными; б) многозначными в) синонимами;
г) омонимами; д) антонимами
10. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:
а) синонимами б) антонимами в) омонимами г) однозначными д) многозначными
11. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову смелость:
а) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;
б) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;
в) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;
г) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость
12. Сравните выделенные слова и определите, чем они являются.
Преступить закон — приступить к делу.
а) Антонимы б) Синонимы в) Омонимы.
13. Какие слова использованы в предложении?
Это была не просто тишина, а безмолвие окружающей природы.
а) Синонимы б) Антонимы в) Омонимы
14. Определите слово, имеющее омоним.
а) Стекло б) Стена в) тетрадь
15. Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЖИЗНЕННЫЙ вместо слова ЖИТЕЙСКИЙ.
а) Он прошёл непростой житейский путь.
б) Житейский опыт очень помогает людям в трудных ситуациях.
16.Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
а) Я прочла о новом экономическом способе приготовления первых блюд.
б) В выступлении президента были изложены основные положения новой экономической политики государства.
17. Укажите, значение какого слова определено неверно.
а) увенчаться – завершиться чем-нибудь хорошим.
б) ристалище – (стар.) площадь для гимнастических, конных и других состязаний.
в) риторичный – напыщенный, внешне украшенный.
г) сангвинический – спокойный
18. Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Пяти пальцев руки хватит, чтобы перечислить всех отличников в выпускных классах нашей школы.
б) Хорошо ли ты знаешь свой родной край?
в) При работе на компьютере он печатает только двумя пальцами.
г) Я знаю эту тему как свои пять пальцев.
19. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
а) жаловаться б) жалеть в) сетовать г) роптать
20. Какое слово имеет значение «ненастоящий, измышленный»?
а) фиктивный; б) лояльный; в) сакральный; г) портативный.
21. Одинаково ли звучат слова-омографы в предложении?
А дорога к вам дорога (А. Чехов).
а) Да. б) Нет.
ОТВЕТЫ:
1. А Б В 2. Г Б В 3. В Д 4. А В 5. А Б Г Е 6. А Б Г 7.В 8. Г 9. В 10. Б 11. В 12. В 13. А 14. А 15. А 16. А 17. Г 18. Г 19. Б 20. А 21. Б
Приложение 4
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 20 заданий с выбором ответа. К заданиям 1-6 даны 6 вариантов ответа, из которых правильными будут несколько. Задание считается выполненным, если все варианты указаны. К заданиям 7-20 даны 3-6 вариантов ответа, из которых правильными будет только один. При выполнении такого задания обведите номер выбранного ответа в работе кружком.
Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
10-14 – «3»,15-18 - «4», 19-20 - «5»
Желаем успеха!
Итоговая работа
1. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение.
А) умница Б) города В) отличница Г) папаша Д) листва Е) осина
2. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в прямом значении.
А) защита диссертации Б) класс работает В) чувство локтя
Г) переход через горы Д) играли Шекспира Е) простые люди
3. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами.
А) коренной житель – коренной вопрос Г) человек худой – характер худой
Б) больной заснул – больной ребёнок Д) спутник Марса – спутник в дороге
В) пачка папирос – пачка балерины Е) звезда эстрады – звезда на небе
4. Укажите сочетания слов, которые не являются словосочетаниями.
А) подножие горы В) золотая середина Д) отношения восстановлены
Б) учиться вязать Г) бороться и искать Е) подниматься по лестнице
5. Какие сочетания слов являются словосочетаниями?
А) за обеденным столом Б) большой и теплый В) спуститься с гор
Г) грачи прилетели Д) вкусный пирог Е) решение принято
6. Найдите словосочетания, в которых правильно выделены главные слова.
х х
А) мычанье коровы Б) говорить невпопад
х х
В) гнездо вороны Г) пришел вовремя
Х х
Д) увядший цветок Е) утопая в цветах
7. Найдите словосочетания, которые соответствуют схеме.
х
наречие + существительное
А) рубашка навыпуск Б) полезно для здоровья В) пальто реглан
Г) неплохо для начала Д) невероятно глупо Е) падение навзничь
8. В каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно использовать НЕОБИДЧИВЫЙ?
А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно БЕЗОБИДНЫЙ человек.
Б) Шутки брата далеко не всегда были БЕЗОБИДНЫ.
В) Я люблю общительных, БЕЗОБИДНЫХ людей, которые понимают шутки.
Г) Мыши – совершенно БЕЗОБИДНЫЕ существа, хотя многие их боятся.
9. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.
А) Первое время дети скучали по городу, друзьям, оставшимся там, но скоро оценили прелести деревенской жизни.
Б) Те, кто прошел курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.
В) У художников зрительная память, естественно, развита лучше, чем у музыкантов.
Г) В лагере не хватает спортивного оборудования, а что касается с питанием, оно вполне удовлетворяет всех.
10. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
А) На стене, освещенная вялым электричеством, висела большая картина, на мольберте стояла еще одна.
Б) Радиослушатель спрашивает, вправе ли допускать переделки классических спектаклей?
В) Возьмем два чистых листа бумаги и согнем их пополам.
Г) Выпишите из текста не менее двух сложных бессоюзных предложения.
11. Укажите предложение без грамматических ошибок.
А) Многие названия городов образованы от древних слов, мы которых уже не употребляем в речи.
Б) Рисунки, которые я воображал, глядя на ржавые листы железа, менялись то ли под влиянием погоды, то ли возраста.
В) Хозяин принялся разливать борщ таким половником, на котором впору было отправиться в плавание.
Г) Вначале приглушенные отдалением, но все более становясь слышимыми, в тишину постепенно прокрадывались звуки.
12. Что означает выражение «повесил нос»?
А) опустил голову Б) повесил нос на гвозди в стене
В) опечалиться, прийти в уныние
13. Что означает выражение «намылить голову»?
А) покрыть голову мыльной пеной Б) задуматься
В) поругать, сделать строгий выговор
14. Укажите неверное утверждение.
А) Части речи выделяются на основе определённой общности лексического и грамматического значений слова.
Б) Могут быть лексические и контекстуальные омонимы.
В) Омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимии.
Г) Среди неологизмов встречаются и устаревшие слова.
15. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении.
Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима (В. Маяковский).
А) омоформы Б) омофоны В) омографы
16. Укажите правильное определение понятия орфоэпия
А) Раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного
произношения.
Б) Раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка.
В) Это словарный состав языка
Г) Раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.
17. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) свеклА Б) бАрмен В) случАй Г) зАвидно
18. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно. (А. С. Пушкин)
А) эпитет Б) олицетворение В) метафора
19. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке.
Ворон ворону в ответ:
"Знаю, будет нам обед…" (А. С. Пушкин)
А) эпитет Б) олицетворение В) метафора
20. Укажите, как называются выделенные в предложениях слова.
Ну, ты даёшь, В НАТУРЕ!
Я в полном ОТПАДЕ!
А) архаизмы Б) диалектизмы В) жаргонизмы Г) профессионализмы
ОТВЕТЫ:
1. А В Е
2. Г Е
3. А В Г Д Е
4. Б Г Д
5. А В Д
6. А Б Г
7. В
8. В
9. Г
10. А
11. А
12. В
13. В
14 Д
15. А
16. А
17. Б
18. В
19. В
20. В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительное занятие по русскому языку в 8 классе
В данной разработке идет повторение по основным темам, можно использовать, как подготовку к ЕГЭ....
Задания для дополнительных занятий по русскому языку в 6 классе
Предлагаю материал, который основан на текстах Е.Пермяка, М.Зощенко, В.Осеевой и др. Задания к текстам подобраны, исходя из уровня подготовленности учащихся и поставленных учителем целей....
Задания для дополнительных занятий по русскому языку в 6 классе
Предлагаю материал, который основан на текстах Е.Пермяка, М.Зощенко, В.Осеевой и др. Задания к текстам подобраны, исходя из уровня подготовленности учащихся и поставленных учителем целей....
Рабочая программа факультатива по русскому языку 5 класс "Занимательный русский язык"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет расширить и углубить знания по предмету, вызвать интерес к нему...
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 6 класс
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 6 класс...
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс...
Дополнительные_занятия_по_русскому_языку_9_класс
Дополнительные занятия по русскому языку 9 класс Автор: П.В. Токарева...