Программа "Эстрадное пение"
рабочая программа по теме

Кузора Татьяна Владимировна

Образовательная программа "Эстрадное пение " (5 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_est.vokal_dshi.docx55.47 КБ

Предварительный просмотр:

                 АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПОКАЧИ

                  Муниципальное автономное  учреждение

                          дополнительного образования

                       «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

                                                                                        Утверждаю

                                                                             Директор МАУДО «ДШИ»

                                                                           ______________О.В.Кнаус

                                                                          «__»_____________2016 г.

                                  ПРОГРАММА

                                         «Эстрадное пение»

                                                 на 5 лет

                                                                                              Преподаватель

                                                                  Кузора Татьяна Владимировна

                                              Покачи  2016

             Программа «Эстрадное пение» с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства школы прошла внутреннюю экспертизу на заседании отделения эстрадно-джазового инструментального исполнительства 05 сентября 2016 года, протокол №1 рекомендована Педагогическому совету школы для рассмотрения в качестве рабочей образовательной программы преподавателя Кузора Татьяны Владимировны 2016-2017 учебный год.

               Программа «Эстрадное пение» является составной частью образовательных программ с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении общего эстетического образования школы рассмотрена на заседании Педагогического совета школы 05 сентября 2016 года, протокол №1, рекомендована директору школы для утверждения в качестве рабочей образовательной программы преподавателя Кузора Татьяны Владимировны 2016-2017 учебный год.               

                                                

                                                               

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

 I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Эстрадное пение» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации дополнительной  программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального  исполнительства в детских школах искусств.

Человек от природы наделен особым даром – голосом. Это голос помогает  человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек  начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить к певческому искусству, которое  способствует развитию творческой фантазии. 

Пение вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей, пение несет в себе колоссальный,  воспитательный потенциал. Увлеченность делом помогает преодолевать детям многие трудности в учебном процессе.

Вокальное пение вовлекает обучающихся  в творческий процесс, способствует формированию способностей  в области вокального искусства, развитию высокохудожественных эстетических вкусов. В процессе обучения происходит воспитание у детей высокой нравственности  на примерах тщательно подобранных музыкальных сочинений.

 Пение является одним из самых доступных и естественных видов творческой деятельности, и именно здесь закладываются  первые навыки индивидуального труда; умение творчески подходить к постановке и решению задач, воспитываются организованность, ответственность, добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно)  так и в коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных качеств ребенка.

Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний  срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 (8) – 12 лет. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и  направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.  Недельная  нагрузка по предмету «Эстрадное пение» составляет 2 часа в неделю по 40 минут. Занятия проходят в индивидуальной форме.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны другие формы итоговой аттестации: академический зачет, отчетный концерт. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

                                   

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальное исполнительство (сольное эстрадное пение) со сроком обучения 5 лет, продолжительность учебных занятий в  первом классе 33 недели, со второго по пятый годы обучения составляет 35 недель в год.

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

                     Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество недель

16

17

16

19

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

32

34

32

38

32

38

32

38

32

38

346

Самостоятельная работа

32

34

32

38

32

38

32

38

32

38

346

Максимальная учебная нагрузка

64

68

64

76

64

76

64

76

692

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

 Общая трудоемкость учебного предмета «Эстрадное пение» при 5-летнем сроке обучения составляет 692 часа. Из них: 346 часов – аудиторные занятия, 346 часов – самостоятельная работа.

                                      Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная  форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

                                                 Цель учебного предмета

Через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к пению; сформировать навыки выразительного исполнения произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом; воспитать потребность к творческому самовыражению,  воспитать и обучить учащихся вокальному  эстрадно-джазовому искусству.

                                           Задачи учебного предмета

Образовательные:

1. Формирование у детей вокальных навыков (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, основ диафрагмально-рёберного дыхания, верная артикуляция, четкая дикция, мягкая атака звука, чистая интонация и т.д.).

2. Формирование навыка адекватного и выразительного исполнения  современной отечественной, зарубежной эстрадной и джазовой  вокальной музыки.

  1. Обучение детей приемам сценического движения.
  2.  Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества, в отчетных концертах, во всех тематических концертах).
  3.  Приобретение и расширение знаний (основы музыкальной и вокальной грамотности, основы физиологии голосового аппарата).
  4.  Приобретение и расширение знаний (основы законов сцены, основы физиологии речевого, опорно-двигательного и дыхательного аппарата)
  5. Расширение голосового диапазона,

Развивающие:

  1. Обучение детей приемам самостоятельной работы, самоконтроля.
  2. Организация творческой деятельности, самообразования.
  3. Развитие чувства ритма и координации движений.
  4. Развитие интереса ребенка к самому себе как субъекту культуры.
  5. Развитие общих, творческих и специальных способностей.
  6. Формирование навыков постановки вокальных номеров.

Воспитательные:

  1. Создание базы для творческого мышления детей.
  2. Развитие их активности и самостоятельности обучения.
  3. Формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе.
  4.   Развитие личностных коммуникативных качеств.
  5.   Ответственное увлечённое отношение к занятиям;
  6.   Расширить  кругозор познаний в многообразии направлений и стилей эстрадно - джазовой вокальной музыки.

Здоровьесохраняющие (здоровьеразвивающие):

  1. Построение учебного процесса, способствующего не только сохранению, но и укреплению, а также совершенствованию здоровья детей.
  2. Укрепление голосового аппарата, увеличение объема дыхания.
  3. Развитие и совершенствование  артикуляционной моторики.
  4.  Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

                                                   Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;                                                                  
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

                                       

                                                          Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- эмоциональный  (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления).

                      Описание материально-технических условий реализации учебного

                                                                      предмета

Для организации учебного процесса по данной программе необходимы: класс, оборудованный звуковой техникой (акустическая система, микрофон, магнитофон, микшерский пульт), фортепиано, зеркало.

Каждый учащийся обеспечивается аудио-материалом, печатными, электронными изданиями  и нотной литературой.

Во  время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

                                 II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                                              Учебно-тематический план

                                                     Первый год обучения

I полугодие

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

1 четверть

Постановка диафрагмального

дыхания. Работа над образованием непринуждённого певческого вдоха и выдоха. Строение артикуляционного аппарата. Овладение техникой мягкой атаки Выравнивание гласных звуков в пении. Распевание.

16

       2 четверть

Установление гортани  в непрерывно-активное состояние. Выработка дикции при помощи упражнений в умеренно-подвижном темпе Разучивание индивидуального  певческого материала. Обучение работы с микрофоном, фонограммой. Распевание. Постановка вокальных номеров.

16

II полугодие

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

3 четверть

Освобождение голосового аппарата от напряжения. Устранение дефектов

 Работа над использованием резонаторных зон.

Понятия куплет, припев, фраза, f,p,mf, mp, legato, staccato. Работа над чистотой интонации. Постановка вокальных номеров

22

4 четверть

Распевание, закрепление пройденного материала. Разучивание  индивидуального певческого материала. Постановка вокальных номеров.

16

                                                             Второй  год обучения

I полугодие

Календарные

 сроки            

Тема и содержание занятий

Количество часов

1 четверть

Повторение пройденного материала за предыдущий год обучения. Выработка кантилены  (соединение гласных звуков через терцию, кварту, квинту) Распевание, упражнения и этюды. Постановка вокальных номеров.

                    16

2 четверть

Продолжать работу над освобождением голосового аппарата. Разучивание индивидуального певческого материала.

Знакомство с иностранным текстом. Постановка вокальных номеров.

                     16

II полугодие

Календарные ссросрсроки      С с     сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

3 четверть

Выработка интонационной точности. Выработка напевности, кантилены при экономном расходовании дыхания. Разучивание индивидуального певческого материала. Постановка вокальных номеров.

   22

4 четверть

Обучение навыков работы с микрофоном и фонограммой. Освоение технических приемов Staccato и Legato. Разучивание индивидуального певческого материала. Постановка вокальных номеров.

      16

                                          Третий год обучения

I полугодие

Календарные сроки срокисро       с  с  сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

1 четверть

Повторение пройденного материала за предыдущий год обучения. Отработка приемов Staccato и Legato. Работа над сглаживанием регистров.

Распевание, упражнения и этюды. Постановка вокальных номеров.

                    16

2 четверть

Продолжать работу над освобождением голосового аппарата. Разучивание индивидуального певческого материала.

Работа  с иностранным текстом. Постановка вокальных номеров.

                     16

II полугодие

Календарные ссросрсроки                 сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

3 четверть

Выработка интонационной точности. Выработка напевности, кантилены при экономном расходовании дыхания. Разучивание индивидуального певческого материала. Упражнения для гибкости гортани. Знакомство с джазовой техникой(scat,вибрато, бэндинг, синкопа). Постановка вокальных номеров.

                   22

4 четверть

Обучение навыков работы с микрофоном и фонограммой. Освоение технических приемов Staccato и Legato. Разучивание индивидуального певческого материала. Выработка общего диапазона звучания до 1,5 октав. Разучивание индивидуального певческого материала. Постановка вокальных номеров.

                   16

 

                                     

 Четвертый год обучения

I полугодие

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

1 четверть

Повторение пройденного материала за предыдущий год обучения. Работа над подвижностью и гибкостью в пределах 1,5 октавы с последующим расширением общего диапазона. Пение хроматизмов. Распевание. Работа над сглаживанием регистров. Этюды и упражнения. Знакомство с джазовыми стандартами.

                   16

2 четверть

Филировка звуков на одной ноте в диапазон октавы. Работа над приёмами «трель», «глиссандо» и другими

Мелизмами. Разучивание индивидуального певческого материала. Постановка вокальных номеров.

                     16

II полугодие

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

  3 четверть

Упражнения для гибкости и подвижности гортани, сглаживание регистров. Отработка различных вокальных приемов. Разучивание индивидуального певческого материала, постановка вокальных номеров.

  22

  4 четверть

Продолжать работу над укреплением всех пройденных вокально-технических  навыков (мелизмы, хроматическое поступенное движение мелодии вверх и вниз). Разучивание индивидуального певческого материала.

16

                                         

 Пятый год обучения

I полугодие

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

1 четверть

Закрепление всех, вокально-технических навыков, приобретенных в предыдущих классах. Работа над усовершенствованием индивидуального тембра и динамикой звука.

16

2 четверть

Разучивание индивидуального певческого материала, постановка вокальных номеров.

16

II полугодие

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

3 четверть

Закрепление всех певческих навыков приобретенных в предыдущих классах. Подготовка к итоговой аттестации.

                 22

4 четверть

Подготовка к итоговой аттестации.

                  16

Первый год обучения

Научить ученика правильному  вокальному дыханию (диафрагмально-рёберного) . Выработать необходимость петь, «опирая звук на дыхание», то есть создать основные условия для развития устойчивости, певучести, ровности. Привить навык пения на ровном выдохе постепенное расходование голоса на музыкальную фразу, недопустимость смены дыхания в середине слова, задержка дыхания. Стараться максимально освободить голосообразующий аппарат от напряжения. Знакомство с азами вокальной артикуляции. В течение года выучить с учеником 4-5 небольших произведения. Научить основе работы с музыкальной фонограммой и микрофоном. Работа по постановке голоса детей 11-16 лет является наиболее сложной, так как их голоса в это время находятся в периоде мутации и пост мутации. Поэтому требуется очень бережная работа с голосами, на небольших диапазонах с обязательными перерывами между упражнениями. Первым и основным методическим условием при обучении ребёнка является максимальная простота приёмов и пояснений.

Второй год обучения

  Закрепление  навыков вокальной техники, полученных на первом году образования, и дальнейшее их развитие. Основная задача - обучить учащегося максимально правильно использовать свой голос, направлять внимание на организацию дыхания, на атаку звука и его формирование в процессе голосоведения. Добиваясь высокой позиции звука  научить ученика добиваться смешанного резонирования: соединения самого высокого звука  с грудным  резонированием.  При работе над музыкальными произведениями важно научить ученика правильно использовать логическое словесное ударение. В течение года выучить с учеником 4-5 небольших произведения. Необходим обязательный разбор текста музыки.  Развивать чувство музыкальной формы, ритма и темпа у ученика. Работая над выбранными произведениями  тщательно разбирать строение музыкальной фразы, средств выразительности. Научить  правильно использовать губной аппарат в пении и использовать мягкую правильную позицию языка. Знакомство с иностранным текстом.  

 Третий год обучения

Максимальное закрепление всех ранее полученных знаний и умений в области вокала за два предыдущих года. Полное освобождение и активизация органов артикуляции (свободное открывание рта, правильное формирование гласных, правильное и отчётливое произношение слов, чёткая работа губ и языка). Закрепить навык, необходимости  петь, «опирая звук на дыхание», навык длительного вдоха, без толчков, умение экономно расходовать дыхание при пении. Максимально овладеть пением длинных музыкальных фраз без смены дыхания и умением быстро добирать его и менять его между фразами в быстром темпе.  Создать условия для сознательного владения звуком, развить музыкальность и «вокальный» слух для подвинутых учеников.  Создать предпосылки для дальнейшего развития диапазона голоса ребёнка. За три года обучения создаются условия для сглаживания регистров, выравнивания диапазона голоса ученика, его укрепления. Формируется умение петь на Mezzoforte  и Piano, умение направлять внимание на определённость атаки звука, на точность интонации. В течение года выучить с учеником 4-6 произведения. Наиболее одаренные учащиеся, планирующие дальнейшее обучение сольному эстрадному пению, продолжают работу с иностранным текстом. Знакомство с джазовым репертуаром, а так же джазовой вокальной техникой.

Четвертый год обучения

Большое внимание уделяется гибкости и подвижности гортани. Умение владеть дыханием, умело пользоваться им во время пения, так как дыхание является технической основой искусства вокала. Необходимо добиться у ученика красивой кантилены, гибкости голоса, хорошего LEGATO и STACCATO. Большое внимание уделяется динамике звука, вырабатыванию смелости и уверенности в пении на большом диапазоне. Отрабатывается более тонкая нюансировка, музыкальность, лёгкость и изящество звука голос обладает предельной гибкостью и красотой индивидуального тембра ребёнка. В течение года выучить с учеником 5-6  произведения.  Умение работать с микрофоном и фонограммой, закрепляется навык пения с микрофоном на сцене. Для этого предполагаются выступления на концертных площадках перед публикой, участие в фестивалях и конкурсах.

Пятый год обучения

Закрепление всех вокально-технических навыков, приобретенных за годы обучения. Продолжать работу над выравниванием певческого диапазона, сглаживанием регистров. В течение пятого  года обучения отрабатывается более тонкая нюансировка, музыкальность, лёгкость и изящество звука, его подвижность. Должно стать нормой чёткое произношение, безупречная артикуляция. Обретение мышечной свободы, правильной позиции, нахождение идеального характера звучания, владение резонаторными ощущениями. В течение года выучить с учеником 5-6 произведения.

Годовые требования

В начале обучения проводится диагностика музыкальных способностей детей по следующим параметрам: эмоциональная отзывчивость, память, певческий диапазон, чувство ритма, музыкальный слух, качество звука (свободный, чистый, звонкий), музыкальная эмоциональность.  Результат и качество  обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на конкурсах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы и грамоты. Итогом работы, являются  выступления в тематических концертах школы, района и города.

Первый год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.

По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки.

Учащийся:

  • Постановка корпуса
  • знает особенности и возможности певческого голоса.
  • строение артикуляционного аппарата
  • гигиену певческого голоса
  • основы музыкальной формы  (куплет, припев, фраза)
  •  терминологию (f ,p, mf, mp, legato, staccato).

Умеет

  •  правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • петь легким звуком, без напряжения;
  • ясно выговаривать слова,
  •  к концу учебного года петь выразительно, осмысленно.

Второй год обучения

В качестве практики  работы над звуком применяются комплекс распеваний, упражнений на развитие дыхания, кантиленного  и стаккатного  звукоизвлечения:

Разучивание по нотам вокализов, этюдов. Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося. По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки.

Учащийся:

•        Соблюдать певческую установку;

•        Правильно дышать при пении: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, в подвижных песнях делать быстрый вдох;

•        Четко и ясно произносить слова, округлять гласные;

•        Точно интонировать;

•        Петь произведения соблюдая динамические оттенки;

•        Правильно показывать красивое сольное звучание своего голоса;

•        Петь без музыкального сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

•        Дать критическую оценку своему исполнению;

•        Принимать активное участие в творческой жизни школы

Третий год обучения

Продолжение работы над различным  звукоизвлечением (Staccato,Legato, Non legato). Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания от mf до mp.

 Учащийся:

•        Знать понятия: ритм, лад, мажор, минор, пауза и т.д.

•        Знать правила поведения певца до выхода на сцену и во время концерта;

•        Реабилитация при простудных заболеваниях.

•        Петь  чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

•        Уметь правильно дышать при пении;

•        Исполнять произведения с учетом динамических оттенков;

•        Уметь ориентироваться в нотной грамоте;

•        Уметь работать с микрофоном;

     Для подвинутых учащихся

  •  петь на одном дыхание длинные музыкальные фразы.
  • Применять грудное и головное резонирование.

Четвертый год обучения

Продолжать работу над развитием индивидуального тембра учащегося, подвижности голоса, динамика звука от piano до mezzo forte.

           Учащийся:

  • Знать понятие партитура, размер, такт, тактовая черта, интервал, темп, динамика,
  • Знать типы дыхания;
  • владеть приемами певческого дыхания;
  • уметь управлять интонацией голоса;
  • уметь правильно и четко произносить слова, округлять гласные;
  • иметь навыки работы над воплощением сценического образа в песни;
  • применять полученные знания на практике.

Для подвинутых детей:

  • Знать особенности  джазовой стилистики ( вибрато, глиссандо, слоговое пение scat)

  Пятый год обучения

  Продолжать работу над усовершенствованием  индивидуального тембра учащегося,   сглаживанием регистров (переход с грудного на головной регистр), динамика звука от pp до mezzo forte.

 Учащийся:

  • Знать понятия:  мелизмы, октава, знать их разновидности, названия;
  • Типы дыхания;
  • Жанры вокальной музыки.
  • Уметь петь без музыкального сопровождения;
  • Самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
  • Умение петь под фонограмму «минус»
  • Иметь навыки концертной деятельности

Подвинутые учащиеся:

     •Уметь петь без музыкального сопровождения;

  • Знать  и владеть приемами  джазовой стилистики( вибрато, глиссандо, слоговое пение scat)

   III. Требования к уровню подготовки учащегося

Выпускник имеет следующий уровень подготовки:

- владеет диафрагмально-реберным дыханием (поет на «опоре»)

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному жанру, использует в  исполнении все динамические оттенки звука,

- умеет самостоятельно анализировать  музыкальное  произведение

IV. ФОРМЫИ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы. Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.

При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы.

Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося дополнительную  программу, следует учитывать:

-формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

-наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

-овладение практическими умениями и навыками в различных жанрах вокальной музыки;

-степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

                    V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

                                 Методические рекомендации преподавателям

Пятилетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам. Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов. Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, важно, чтобы музыкальный репертуар не был очень сложным и соответствовал бы вокальным возможностям ученика. В процессе занятий по вокалу преподаватель должен следовать принципам постепенности, последовательности, систематичности, наглядности и целесообразности усвоения материала. Особое внимание преподавателю следует уделять учащимся, которые находятся в периоде голосовой мутации. Важна осторожная, бережная работа с такими голосами. Преподаватель по вокалу должен внимательно следить за правильностью работы органов голосообразования у учащихся: чтобы не было напряженности, с ощущением опоры, правильно выполняли дыхательные установки. Успех занятий зависит не только от исполнительской индивидуальности каждого ученика, но и от степени взаимопонимания между педагогом и учеником. Параллельно с работой над намеченным репертуаром следует уделять внимание самостоятельному (без помощи педагога) разучиванию музыкальных произведений, работой над образами. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты,  музыкальной литературы, сценического движения, основы игры на музыкальном инструменте (по выбору), ансамблевого пения, иностранного языка. Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и вокальных  навыков. Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых). Важно познакомить учащихся как с примерами эстрадной песни, так и с джазовой музыкой в разных её направлениях - от классического традиционного джаза, до современного аранжированного.

                             

                                    Примерный репертуарный список

1 класс

В. Шаинский              « Облака»

                                   « Когда мои друзья со мной»                      

Г. Гладков                 « Чунга-чанга»

                                   «Песенка друзей»

И. Дунаевский           « Песенка о капитане»                                

А. Рыбников               « Буратино»

                                   «Дорожная»

М. Минков                  «Катерок»

                                    « Гимн Незнайки»

Е Крылатов                « Прекрасное далеко»

                                    « Крылатые качели»

                                    « Колыбельная Медведицы»

И. Николаев                « Маленькая страна»

Т. Ефимов                   « Помогите кенгуру»

Д. Тухманов                 " Неваляшки"

                                       "Солнечный зайчик"

                                       " Настоящая метла"

                                       "Тучка виноватая"

Для подвинутых учащихся

 Е Крылатов                        « Лесной олень»

М. Минков                   «Где водятся волшебники»

А Морозов.                   «Карлсон»

С. Суэтов                         «Считалочка»

И. Цветков                       «Скрюченная песенка»

Э. Джон                            «Сan you feel»

D. Carter                    «Оnce_upon_a_decembe»

                                                    

 2 класс

 И. Челноков               «Я нарисую счастье»

                                     «Два ковбоя»

                                     «Веселый ковбой»

Е. Крылатов                «Мы - маленькие дети»

                                     «Снежинка».

Г. Варламов.               "Рождество"

М. Дунаевский.            «33 коровы"

                                        " Мама"

                                      «Цветные сны»

  Т Полякова.                    «Зима»

Ю. Антонов.                      «Родные места»

                                           «Туами»  

Для подвинутых учащихся:

 Ю.Саульский                  «Чёрный кот»

М.Дунаевский                  «Брадобрей»

 С. Суэтов                         « Вредная Бетти»            

                                           «В городе праздник»

                                            «Бабушкин твист»

М.Минков                          «Старый рояль»

Дж. Гершвин                      «Острый ритм»

                                            «Whoopee»

                                             «Fascinatin rhythm»

C.Porter                               «Rout 66»

3 класс.

М. Дунаевский.                  " Все пройдет"

                                             " Брадобрей "

                                             "Непогода"                                                    

А. Зацепин.                         «Если долго мучиться»

                                            «Песенка про медведей»                                                

                                            «Этот мир»

 Б. Монастырский               «Девятый класс»

А.Петров.                               «Я шагаю по Москве»

   М Минков                              « Дельфины»

И. Челноков.                         «Черный кот»

                                               «Наша школа"

А. Пахмутова                          «Надежда»                                                        

С. Намин                               «Мы желаем счастья вам»  

Д. Тухманов                           «Из вагантов»

                                                «Здравствуй, мама»

                                               « Аист на крыше»

Е. Крылатов                         " Лесной олень"

А. Журбин                             " Школьная страна"

                                                " В квадратном королевстве"

                                                " Знакомая арифметика"

Для подвинутых учащихся:

Е.Мартынов                        «Алёнушка»,

В.Резников                            «Льдинка»

                                              «Улетай, туча»

                                              «Вернисаж»

C.Porter                                   «Love»

G.Непdгiks                              «АII of me»

                                                 «Fly те ti the moon»

С. Кэн, Ж. Стайн.                      «Let`s it snow»

Г. Херман                                    « Hello  Dolly»

                                                    4 класс.

Т.Хренников                              «Московские окна»

В. Добрынин                            « Кто тебе сказал»

                                                   «Ты мне не снишься»

М. Дунаевский                          «Ветер перемен»                                                                                                                    

В. Молчанов                           «Прощальный вальс»

Д. Тухманов                            «Как прекрасен этот мир»

                                                 «День Победы»

                                               «  Пятый океан»

Н. Богословский                     «Темная ночь»

Б. Окуджава                           «Нам нужна одна победа»

М. Ножкин                              «Последний бой»

Л. Квинт                                  «Здравствуй, мир»

М. Фрадкин                              «У деревни Крюково»

И. Челноков                            «Там, в заоблачной дали»

                                                «Крылья апрелль»

В. Дробыш                            " Розовый туман"

М. Минков                              " Все еще будет"

                                                " В порту"

                                                " Куда уходит детство"

     Для подвинутых учащихся:

П. Маккартни                        " Вчера"

А. Морозов                           «Маменька"

М. Дунаевский                     «Ах, этот вечер»

 А. Рыбников                        «Последняя поэма»

                                             «Аллилуйя»

Г. Гладков                            «Проснись и пой»

В. Якушенко                        « Папа, мама, я и джаз»

C.Porter                               «Cheek to cheek»

Stamp.                                 «A tisket а taskat»

                                             « Lets fall in lоvе»

Дж. Ширинг                            «Lullaby of Birdland»

                                                      5 класс

М. Таривердиев                     «Маленький принц»

 А. Пахмутова.                        " Хорошие девчата"                        

К. Брейтбург                          «Молитва»

В Соловьев - Седой                 «Вечер на рейде»

А. Макаревич                         «Поворот»

                                                 «Свеча»

                                                 «За тех, кто в море»

Е. Дога                                     «Мне приснился шум дождя"

В. Баснер                                  «На безымянной высоте»                                                          

А. Малинин                             «Борт 115»

 С. Трофимов                         " Когда окончится война"

Е. Хавтан                                " Ленинградский рок-н-ролл"

О. Фельцман                           " После дождя"

Д. Гершвин                               " Летом"

К. Кельми                                 " Замыкая круг"

В. Резников                              " Льдинка"

                                                    " Домовой                                                                                                                                

Н. Носков                                  " Романс"

Е. Дога                                      " Хуторянка"

И. Корнелюк                              " Билет на балет"

Ф. Лей                                         " История любви"

А.К. Жобим                                " Девушка из Ипанемы"

                                                     " Дезафинадо"

А. Зацепин                                 Песня из к/ф " 31 июня"

М. Минков                                  " Спасибо музыка"

Д. Тухманов                              " Чистые пруды"

Р. Роджерс                                  " Голубая луна"

Ал. Макаревич                           " Новый год"

                                                      " Осень"

Ю. Варум                                    " Ля-ля-фа"

И. Крутой                                      "Вдохновение"

В. Резников                                  " Карточный домик"

Е. Крылатов                                  " Песня о надежде"

Ю. Варум                                     " Осенний джаз"                                                      

Б. Бакарак                                   " Грустные капельки дождя»

Б. Кемпферт                                 " Путники в ночи"

из репертуара "АББА"                " Танцующая королева"

                                                          "S O S"

         Для подвинутых учащихся:

из репертуара М. Кери                "Can live"

                                                          " Hero"

Т. Снежина                                    " Позови меня с собой"

Э. Гарнер                                       "The Raight Man"

К. Брейтбург                                  " Лунная мелодия"

 Ст. Вандер                                   " Я звоню тебе"

К. Франсуа и Ж. Рево                   " Мой путь"

Э. Димитров                                  « Арлекино»

Вилли Стэйн                                 «Orang colored sky»

И. Берлин                                       «Blue skies»

                                    МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Н.З.Андрианова "Проблематика современной вокальной педагогики".

2. Д.К.Вильсон "Нарушения голоса у детей", Медицина, 1990.

3. Л.Дмитриев "Основы вокальной методики", Музыка, 1981.

4. С.Риггс. "Дыхательная техника эстрадно-джазового вокалиста",

5. С.Риггс. "Основы пения в речевой позиции",

6. Б. Вайкль "О пении и прочем умении", Аграф, 2002.

7. А. Зданович "Некоторые вопросы вокальной методики", Музыка

8. В.И.Коробка "Методическое пособие для вокальных коллективов"2000.

9. В.Фейертаг "Антология джаза-золотые голоса" 2006.

10. З. Савкова «Как сделать голос сценическим» М.,1975.

11. Немирович – Данченко и Станиславский об искусстве  актера-певца.  М., 1973.

12. А.В. Зеновьев «Учимся петь по нотам» М.,1975.

13. Воспитание музыкой М.,  «Просвещение». 1991.

14.И.К. Назаренко «Искусство пения»  М., 1968.

 15. Н. Б. Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального мастерства».

 16.  А. Карягина  « Джазовый вокал»  Планета музыки. С-П 2007г.

 17.  В.С. Симоненко « Лексикон джаза». Киев.1983.

 18. В.И. Юшманов  « Вокальная техника и ее парадоксы» СПб., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"

Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...

"Культура пения", Е.А.Ведищева

Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок можт пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко, глубоко переживать их содержание, вызывать эст...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ"

Программа  "Хоровое пение"  разработана мной для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.При этом дети не только разного возраста, но и имеют раз...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ" (ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ)

Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей. ...

Искусство пения

Тема урока    Искусство пения                      Цель урока: познакомить учащ...