Музыкально-поэтическая композиция "Город над вольной Невой"
методическая разработка по теме

Пальцева Марина Юрьевна

В музыкально-поэтической композиции, посвященной неповторимой красоте и героической судьбе Санкт-Петербурга – Ленинграда, представлены различные виды творчества: декламация, вокал и сценическая пластика. Предназначена для широкой зрительской аудитории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod_nad_volnoy_nevoy.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-поэтическая композиция

«Город над вольной Невой»

Пояснительная записка

Во всем мире не найти человека, который, однажды побывав в Санкт-Петербурге, не мечтал бы вернуться сюда. Наш блистательный город – достояние мировой культуры, его воспевают поэты и музыканты. Петербург является частью истории России. Ее гордостью и славой. Представленная музыкально-поэтическая композиция – это признание в любви родному городу, поклон его героизу и память о мужестве ленинградцев. Данный сценарий – коллективная творческая работа участников театрального объединения «Ангажемент». Наш маленький спектакль - в постоянном репертуаре коллектива.

Цель: создание условий для формирования ценностного отношения учащихся к истории родного города средствами поэтического театра.

Задачи:

  • Развитие интереса к творческому наследию военных лет.
  • Закрепление знаний об особенностях исполнения гражданской лирики.
  • Формирование и закрепление навыков работы над музыкально-поэтической композицией как самостоятельной формой театрализованной деятельности учащихся.
  • Популяризация поэтического слова среди учащихся.
  • Развитие и реализация творческого потенциала.

Сценарный ход

На фоне лирической музыки на сцену одна за другой выходят девушки-участницы; каждая со своим поэтическим отношением к нашему городу.

1-ая:

Чтоб наполниться городом этим,

Не надо продолжительных встреч

или гидов в пути.

Петербург начинается с первого взгляда,

как любовь, от которой уже не уйти...

2-ая:

На каждой улочке я здесь повсюду дома,

И каждый уголок считаю я своим.

Здесь каждый дом мне кажется живым,

Я с каждым деревом давным-давно знакома.

3-я:

Я улыбаюсь каждому окну.

Как хорошо дружить мне с Летним садом!

И сверху вниз сквозь утра пелену

Исаакий светит — провожает вглядом.

4-ая:

И это мне красавица-Нева

Шлет волны издалека — из легенды,

Мне что-то шепчет летняя листва

И стелется проспект широкой лентой.

5-ая:

Пусть говорят, что фантазерка я,

Что говорю совсем о невозможном,

Но я-то знаю: это для меня,

Мой город для меня таким прекрасным создан.

Исполняется песня «Мой Ленинград» (муз. С.Пожлакова, сл. Л.Лучкина)

1куплет: Парус плывет белых ночей

Или кружатся стаи дождей...

Я с тобой встретиться, встретиться рад

В солнце и в дождь, мой Ленинград. 2 раза

2куплет: Пух тополей в Летнем саду.

Словно зимой в белом снегу,

Я прохожу мимо строгих оград,

«Здравствуй, - шепчу, - мой Ленинград». 2 раза

1-ая:

Город мой — это в камне застывшая музыка...

Посмотри, как солируют звонкие шпили,

Подголосок решеток плетет свое кружево,

Белой ночью все ангелы вальс закружили.

Исполняется «Ленинградский вальс» (муз. А.Дольского, сл. С.Грибкова)

Удивительный вальс мне сыграл Ленинград

Без рояля и скрипок, без нот и без слов.

Удивительный вальс танцевал Летний сад,

Удивительный вальс из осенних балов.

Вальс всегда на Вы, вальс речной волны,

Вальс мостов Невы, дальних стран.

Вальс растерянный, вальс расстрелянный,

Вальс растреллиевый, вальс-туман.

Музыка продолжает звучать, девушки кружатся в вальсе. Внезапно гремят, обрывая вальс, суровые аккорды, символизирущие войну. Девушки застывают в горестных позах. К ним подходят юноши в военной форме, накидывают на плечи девушек черные платки или шарфы. Девушки отходят в глубину сцены, выстраиваясь вдоль задника в прощальную вереницу.

Юноши:

1-й:

Вы в сердце, ленинградские дворы

Тех дальних дней, тревожных и морозных,

Все в отблесках трепещущих и грозных

Неладной той, блокадной той поры...

2-й:

Блокадный хлеб. Блокадная вода.

Блокадный путь под вьюгой ледяною.

Какой бессмертье куплено ценою -

Мой город не забудет никогда...

Исполняется «Песня о подвиге Ленинграда» (муз. В.Плешака, сл. М.Дахие)

Ты помнишь: руины дымятся,

И чей-то оборванный крик...

Но каждый здесь был ленинградцем -

Ребенок, солдат и старик.

Бессмертно блокадное братство,

Что отдало долг свой сполна...

Ведь мы же с тобой ленинградцы -

Мы знаем, что значит война.

3-й:

Разрывы грохотали над Невой,

Сухая стужа щеки обжигала -

но жизнь и страсть высокого накала

в тебе кипели, город фронтовой!

Исполняется песня «Незабываемое» (муз. В.Плешака, сл. Л.Пугача и М. Колпакчи)

Ты помнишь зловещие светлые ночи,

Когда, как прожектор, светила луна,

И яркие звезды налеты пророчили,

И в тихие окна врывалась война.

Летят, и летят, и летят «мессершмитты»,

Пожары как злобных врагов торжество,

Но каждый пожар атакует защита -

Бойцы героической МПВО! - 2 раза.

Во время исполнения песни девушки разворачиваются в анфас и образуют полукольцо, а юноши с яркими фонарями в руках представляют пластическую импровизацию «Световые лучи».

1-й:

 Голодно-страшный вой пурги...

Но в Ленинграде музы не молчали.

И ленинградцы слушали стихи,

В замерзших залах музыка звучала.

Исполняется инструментальная композиция Эдуарда Артемьева к фильму «Спокойный день в конце войны». Пластическая импровизация «Надежда».

4-й:

О, города прекрасное лицо

и вздох его счастливый

в ту минуту,

когда блокады черное кольцо

развеял гром победного салюта!

5-й:

За залпом залп, гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

цветами пестрыми цветут...

А ленинградцы тихо плачут...

Ни успокаивать пока,

ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут...

Девушки постепенно во время звучания стихотворения подходят к юношам. У всех в руках незабудки.

Исполняется песня «Незабудки» (муз. В.Соколова, сл. Г.Рахметова)

Вновь весна на природу свои заявила права:

В старом парке поют соловьи, зеленеет листва...

А у самого среза воды первозданно чисты,

Словно неба вобрав глубину, голубые цветы.

Здесь гремели бои, здесь когда-то гремели бои.

Умирали солдаты, собой Ленинград заслонив.

И, чтоб нам не забыть ни одной из тех горьких минут.

Незабудки цветут, незабудки цветут,

Незабудки в их память цветут. 2 раза

Чтец:

Чтоб наполниться городом этим,

не надо продолжительных встреч

или гидов в пути.

Петербург начинается с первого взгляда,

как любовь,

от которой уже не уйти.

Но, когда он слепит вас своими дворцами,

берегами Невы, прямотою дорог,

не забудьте людей,

вставших вровень с творцами,

Не забудьте о тех,

кто все это сберег.

Исполняется песня «Гимн городу» (муз. О.Фадеевой, сл. И.Фадеевой)

(во время песни на сцене - хореографическая импровизация «Ангел»)

Города, города... Лучше города нет!

Здесь от белых ночей в душах праведный свет.

И над градом Петра ангел крылья простер,

И несут их ветра в поднебесный простор!

Петербург! Петербург — золотая мечта!

Петербург! Петербург — здесь живет красота,

Петербург! Петербург на ладонях Земли.

Петербург! Петербург, тебя Боже храни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Город над вольной Невой"

Этот сценарий мы использовали на праздниках для ветеранов....

Музыкально-поэтический час "Стрежневская осень"

Времена года – круг человеческой жизни. То быстро, то медленно течёт время, оседая в кристаллах слов. У каждого художника слова своя палитра....

Музыкально-поэтический час "Вышла из войны"

Данный урок знакомит  учащихся с творчеством поэтессы  Ресенчук М.А., с основными темами ее поэзии, воспитывает способность воспринимать прекрасное через поэзию, воспитывает любовь к родному...

Николай Шелепи - чувашский народный поэт (музыкально-поэтическая композиция)

У каждого народа своя история, язык и литература. Есть и были творческие личности, перед которыми мы преклоняем. головы. Среди известных чувашских поэтов таким почестям достоин Николай Полоруссов-Шеле...

Музыкально- поэтический вечер,посвящённый Сергею Есенину"Памятью деревни я ль не дорожу"

Сценарий музыкально- поэтического вечера собран и составлен на основе реальных произведений поэта и является продолжением его творчества в музыке. .Музыкальность песенного слога великого поэта сродни ...

Игровое занятие "Город над вольной Невой"

Игра-викторина для обучающихся 8-10 классов по теме "Достопримесательности Санкт-Петербурга"...

«Город над вольной Невой»

Формирование у учащихся знаний об историческом прошлом г. Санкт-Петербурга, воспитание бережного отношения к архитектурным памятникам и уважительного отношения к культурным ценностям нашего города....