Музыкально-поэтический час "Стрежневская осень"
методическая разработка по теме
Времена года – круг человеческой жизни. То быстро, то медленно течёт время, оседая в кристаллах слов. У каждого художника слова своя палитра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНО – ПОЭТИЧЕСКИЙ ЧАС
«СТРЕЖНЕВСКАЯ ОСЕНЬ»
(Звучит музыка Чайковского «Времена года»)
Учитель: Времена года – круг человеческой жизни. То быстро, то медленно течёт время, оседая в кристаллах слов. У каждого художника слова своя палитра. Вспомним левитановску осень (показ репродукции картины И. Левитана «Золота осень»).
А ещё мы знаем пушкинскую осень. У ПОЭТА ЕСТЬ УДИВИТЕЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ СЛОВ «Унылая пора. Очей очарованье». Это пушкинский образ осени. Эти чарующие слова побуждают нас вглядеться в тусклый осенний день, озарённый каким – то новым светом. И вдруг мы замечаем, что этот свет исходит от слова Так поэту удаётся оживить мёртвое слово, обычный штамп. Ф.М. Достоевский отмечал, что красота спасёт мир. Но думается, при одном условии: если мы успеем заметить и сберечь эту красоту, как это делают стрежневцы.
А она тут рядом, под рукой, в наших удивительно красивых во все времена года местах. Прислушаемся к осени в Саянах вместе с поэтами – стрежневцами, которые пришли к нам на урок. Поприветствуем их и предложим вместе с нами отправиться в путешествие по стрежневской осени, пришедшей на смену весёлому лету.
Не сразу, а постепенно осень входит в свои владения, как об этом пишет Т.И. Панфилова.
Ученик:
«Ещё зеленеют поляны,
Залитые светом, теплом,
Ещё зацветают упрямо,
Борясь с наступающим сном…
Туманов прохладная свежесть
Созревшее поле вдали:
Всё это прощальная нежность
Усталой осенней земли!»
Учитель: В начале сентября выдаются тёплые осенние денёчки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья деревьев. Воздух чист, прозрачен и в нём летают серебристые нити паутины. Такие дни называются «бабье лето». Послушайте, что пишет о «бабьем лете» Л. Конных.
Ученик:
«А за окном костёр рябины.
И дождь осенний часто льёт.
Клин одинокий журавлиный
На крыльях лето унесёт.
Ах, бабье лето, бабье лето.
В нём радость тихая и грусть.
Я каждый год встречаю лето,
А встречи с осенью боюсь».
Учитель: Объясните выражение «бабье лето». Когда оно бывает? Правильно, в сентябре. Первые дни недели сентября, когда стоит солнечная, ясная погода. А вот как о сентябре пишет В. Равнушкин.
Ученик:
«Ну вот и первые капризы сентября.
То моросит, то утренник с туманом,
То тусклая, короткая заря,
То россыпь рос студёных на полянах.
Кружочком солнышка, на тонком стебельке,
В потоке остывающего света
Качается в траве на бугорке
Ромашка отсыхающего лета.
Ещё чуть-чуть, рябина отгорит.
Неделя, две, и шёпот листопада
О северных ветрах заговорит,
Уйдут заботы с яблоками сада».
Учитель: Л. Конных продолжает сентябрьский мотив.
Ученик:
«Сентябрь рассыпал краски по тропе,
Зажёг на ветках огоньки рябины,
Купает звёзды в стынущей реке
И провожает в путь клин журавлиный.
А по ночам, прижавшись у окна,
Льёт слёзы одиночества дождём,
И знает лишь холодная луна
Зачем он плачет горько и о чём».
Учитель: Дни становятся всё короче. Солнце уже не поднимается высоко, как летом. Листва на деревьях желтеет. Этот период осени называется «золотой». Послушайте стихотворение Т. Панфиловой о жёлтом листике.
Ученик:
«На ладони моей жёлтый лист,
Словно летопись прошлого лета.
Он запомнил малиновый свист,
Тёплый ливень и радугу света.
Слышал плеск набегавшей волны,
Видел спелые гроздья рябин.
Тонкий ломтик ущербной луны,
Звездопад из небесных глубин…
Жёлтый лист улететь не спешит –
Сокровенное делит со мною.
Здесь в прохладной осенней тиши
Он закончил движение земное».
Учитель: Лес осенью преображается, становится похожим на разноцветный терем. Л Захарова восхищается красотой осеннего леса.
Ученик:
«Осенний лес такой цветной,
Зелёный, красный, золотой
Своею дивною короной
Венчает сумрак голубой.
И в прелести его прохладной
Томится, нежится душа.
И растворится безоглядно
В траве притихшая роса.
И слышу я полей дыханье,
Их безысходное рыданье,
Стыдливой осени прощанье
И медленное увяданье».
Учитель: С каждым днём всё больше холодает. Ветры становятся порывистые и холодные. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю. Как называется это явление? Правильно, листопад.
А сейчас проведём ФИЗМИНУТКУ: возьмите, пожалуйста, осенние листочки, поднимите их вверх и подбросьте. Подуйте на них как дует ветер! Посмотрите, какой у нас получился листопад! А сейчас ребята споют песню на стихи З. Ёшиной «Золотая позёмка».
ПЕСНЯ: «ЗОЛОТАЯ ПОЗЁМКА»
Учитель: Послушайте историю осеннего листа, рассказанную Т. Панфиловой.
Ученик:
«Раскалённый, как металл,
Лист осенний заблистал.
Он последний правя праздник,
Красотою манит, дразнит.
Раздувая свой костёр
Ветер крылья распростёр.
И несут листья – искры,
Как мечты легки и быстры».
Учитель: Тамара Ивановна убеждена, что осень – «живая душа».
Ученик:
«Осень, осень, снова не спится –
Вышла я постоять на крыльцо…
Там неласковый ветер злится
И швыряет листья в лицо.
На него просто глупо сердиться,
Постою, уходить не спеша.
Ведь опять довелось убедиться,
Что и осень живая душа.
Учитель: По утрам всё чаще стелются плотные туманы. Небо затянуто серыми лохматыми облаками. Часто идут дожди, не тёплые, летние, а холодные, моросящие. У В.Н. Равнушкина тоже есть грустные стихи о непогоде.
Ученик:
«Снова непогода. Лето пролетело.
Четвертинкой года, отцвело, отпело,
В роще лист опавший жухнет под ногами.
Моросит над пашней по ночам дождями.
Скучно поневоле. Отошли покосы.
Ни души на поле. Вот уже и осень».
Учитель: Осенью и для птиц становится неуютно, тревожно. Птиц тревожат заботы далёкого перелёта. Вот как об этом пишет Н. Герман.
Ученик:
«И закружат, закружат
Все ветра со всей округи.
И озябшие пичуги
Будто листья полетят.
А чего они хотят,
И куда уходит лето?
Нет конкретного ответа
Так, куда глаза глядят».
ПЕСНЯ: «ОСЕНЬЮ» муз. С. Волошанина
Учитель: Когда последние птицы улетают от нас на юг? Правильно. В октябре.
А вот какую картину об осеннем перелёте птиц нарисовал в своём стихотворении А. Карнаухов.
Ученик:
«Уж осень жёлтым красит улицы,
Колосья вызревших хлебов
И, предовольная, сутулится
Под грузом яблок и грибов.
Луга, оправленные золотом,
Тумана лёгкая вуаль…
Но дышит в губы близким холодом
Всепоглощающая даль.
Уже тревожная грустиночка
В шуршащей слышится листве,
И солнце светит как-то иначе –
Блеснет и скроется в траве.
И навевается печальное
Дождями, хмарью затяжной,
И криком птиц, как завещанием,
И паутинной сединой».
Учитель: Отлёт птиц навевает на нас грусть. Эта грусть выражена и стихотворении В. Равнушкина.
Ученик:
«Птицы-то, птицы-то
Все уже улетели.
Рощи без них опустели.
Под ветром качаются, гнутся.
Не скоро птицы вернутся».
Учитель: А когда приходит ноябрь – наступает пора предзимья, хмурая осень, о которой рассказывает А. М. Кусачёв.
Ученик:
«Зарядил от зари до зари,
Сыплет брызгами в потные стёкла,
В мутных лужах плывут пузыри
От воды всё в округе промокло.
Стылый день, серый свет за окном.
Льётся дождь, барабанит по крыше.
Только гроздья рябины огнём
Полыхают в саду среди вишен.
От росы поседела трава,
Тополь листья последние сбросил,
Всё уверенней входит в права
Листопадная хмурая осень».
Учитель: В следующем стихотворении трогательно и образно рассказывается о предзимье. Это стихотворение написала Т.А. Мельникова.
Ученик:
«В ящик почтовый
Мне осень забросила лист.
Жёлтый листок вынимаю,
Держу на ладони.
Видно промчались здесь осени быстрые кони.
Сад облетит мой
И станет просторен и чист.
Что же? Спасибо природе за этот привет.
В сердце моём он находит сполна пониманье.
Осенью больше бывает встреч –
Расставаний.
Где же вы, кони?
Да в зиму их стелется след».
Учитель: Вот и закончился наш урок, на котором мы вместе со стрежневцами заглянули в удивительный мир осени в Саянах. Стихи стрежневцев ещё раз помогли понять нам, что природа родного края прекрасна в любое время года. А сейчас слово нашим гостям. (Выступления стрежневцев).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-54804.jpg)
Музыкально-поэтический час "Вышла из войны"
Данный урок знакомит учащихся с творчеством поэтессы Ресенчук М.А., с основными темами ее поэзии, воспитывает способность воспринимать прекрасное через поэзию, воспитывает любовь к родному...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/27/picture-66713-1456592017.jpg)
Николай Шелепи - чувашский народный поэт (музыкально-поэтическая композиция)
У каждого народа своя история, язык и литература. Есть и были творческие личности, перед которыми мы преклоняем. головы. Среди известных чувашских поэтов таким почестям достоин Николай Полоруссов-Шеле...
Музыкально- поэтический вечер,посвящённый Сергею Есенину"Памятью деревни я ль не дорожу"
Сценарий музыкально- поэтического вечера собран и составлен на основе реальных произведений поэта и является продолжением его творчества в музыке. .Музыкальность песенного слога великого поэта сродни ...
Музыкально - поэтические композиции к праздникам.
Здесь представлены композиции,в которых использованы стихи и песни в исполнении учащихся нашего хора....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-154717-1357837507.jpg)
"Цветы мне нежно улыбались". Музыкально - поэтический вечер.
На музыкально - поэтическом вечере учащиеся познакомятся с музыкальными произведениями, легендами, стихами о цветах....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/15/picture-280820-1376521966.jpg)
Музыкально-поэтическая гостиная "Осенняя пора"
Музыкально-литературная гостиная "Осенняя пора" 1-6 классы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-1189108-1573914637.jpg)
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕРНИСАЖ "ОСЕННИЙ ВАЛЬС", посвящённый Празднику Осени и Дню Учителя
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕРНИСАЖ "ОСЕННИЙ ВАЛЬС", посвящённый Празднику Осени и Дню Учителя...