История самовара. Чайная церемония
методическая разработка на тему
Тем, кто любит чай доподлинно известно, что процесс чаепития может быть долгим приятным и проходит с большим количеством известных традиций, присущих каждому национальному правилу той страны, в которой проходит чайное действо. Пьют чай и Японии и Китае, Индии и Турции, чопорной Англии и, конечно же, в России. Какое оно настоящее русское чаепитие? Что использовали наши предки, для того чтобы атмосфера русского чайного действа была душевной и приятной. Какие приспособления улучшали вкусовые качества чая, создавали особую атмосферу на Руси и дошли до наших времен?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
История самовара | 43.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Русское чаепитие
Тем, кто любит чай доподлинно известно, что процесс чаепития может быть долгим приятным и проходит с большим количеством известных традиций, присущих каждому национальному правилу той страны, в которой проходит чайное действо. Пьют чай и Японии и Китае, Индии и Турции, чопорной Англии и, конечно же, в России. Какое оно настоящее русское чаепитие? Что использовали наши предки, для того чтобы атмосфера русского чайного действа была душевной и приятной. Какие приспособления улучшали вкусовые качества чая, создавали особую атмосферу на Руси и дошли до наших времен? Многое конечно можно перечислять и вспоминать но, несомненно, важной частью традиционного русского чаепития является самовар. Что это за приспособление, почему к самовару по сей день сохранилось уважительное и бережное отношение не только как атрибуту древней старины, но и как к важной части жизни русского общества мы можем понять лишь только тогда, когда совершим небольшое путешествие в историю русского чаепития и быта старых времен.
В Словаре русского языка (М.,1981г., т.4) говорится что самовар - это металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями, а в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (СПб-М.,1912г., т.4) сказано: что самовар - водогрейный для чаю сосуд, медный с трубою и жаровнею внутри. Появился самовар не сразу. Его прадедушкой был сбитенник. Сбитенники были известны и широко распространены уже в XVIII веке, а вот когда родился первый из них, неизвестно - внешне он напоминает чайник с большим изогнутым носиком, внутри у него припаян кувшин, куда помещались угли (позднее такое устройство кувшина мы увидели в самоваре), а внизу сбитенника находилось поддувало. Сбитень – горячий напиток с медами лекарственными травами был чрезвычайно популярен на Руси до повсеместного распространения чая. Чай был конкурентом сбитня и был завезен в XVII веке из Азии и использовался, в то время как лекарство среди знати. Чай ввозился в Москву, а позднее в другие крупные русские города какие как Одесса, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком. В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей - чай. Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.
Где и когда появился первый самовар и кто его изобретатель - неизвестно. Известно лишь, то что, отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары. В XIX веке самовар "расселяется" в С-Петербурге, Москве, во Владимирской, Ярославской, Вятской губерниях Как бы там ни было, но уже два столетия самовар и Тула неотделимы Каждый самовар состоял из следующих частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, репейка, стебла крана, ветки, донышка, решетки, душничка, подшишек, деревянных приделок, конфорки и заглушки друг от друга. Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди -50- 63% и цинка -37-50%), томпак (сплав меди -85-90% и цинка -10-15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди -50- 60%, цинка -19-39% и никеля -13-18%). Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем красных (из сплава меди -50-63% и цинка -37-50%). Будучи дороже, красивее, роскошнее, они расходились по домам знати. В 1850 году томпаковый самовар стоил 25-30 рублей штука, в зависимости от отделки. Но основную массу самоваров изготовляли из зеленой меди. Сложен и многообразен процесс изготовления "тульского чуда", который составлял 12 приемов. Его устройство просто, как все гениальное. Он состоит из цельнотянутого тонкостенного сосуда. Его вертикально протыкает труба, начинающаяся от топки снизу и завершающаяся конфоркой. Последняя служит как для установки на ней чайника для заварки, так и для осуществления тока воздуха, когда конфорка закрыта крышкой.
От других приборов для кипячения воды, известных задолго до появления самовара и которыми люди пользуются сейчас, самовар отличается в первую очередь тем, что он объединил в себе весь практический опыт человечества по экономии энергии. Все тепло, поднимающееся по трубе, отдается окружающей его воде. Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Естественный ток теплого воздуха вверх создает идеальную тягу в топке. Топка прикреплена снизу к сосуду (тулову) самовара на необходимом расстоянии от поверхности стола, на который ставится самовар. Расстояние это отрегулировано ножками самовара, которые придают ему устойчивость и пожарную безопасность. Труба, являясь конструктивным стержнем, служит основой для надеваемой на нее крышки сосуда, конфорки, крышки самой трубы. Через трубу закладывается топливо и разжигается самовар. Топливом служат сосновые шишки, ветки, щепки, Их расход минимален. Для вливания воды снимается крышка сосуда. Для наполнения стакана есть удобный кран с притертыми поверхностями. Кран расположен на некотором расстоянии от дна самовара, что позволяет не попадать взвеси в чашки. Такие элементы, как кран (ветка), ручка для переноса самовара, ножки, на которых он стоит, изготавливаются с помощью литья и припаиваются к сосуду. Эти элементы имеют разнообразную форму и декоративные украшения. Их отдаленность от источника нагрева сохраняет пайку веками. Самовары использовались как для приготовления чая, так и для приготовления супа, каши, сбитня. В таких самоварах сосуды разделялись на два или три отсека и блюда готовились одновременно. Пользоваться самоваром может даже ребенок - наливается вода, закладывается топливо и в трубу опускается подожженная щепка. В сырую погоду или при сыром топливе самовар нужно раздувать. Это делают или через отверстия в стенках топки, или "крестьянским" способом - с помощью надеваемого на трубу сапога, который выполняет функцию меха в кузнечном горне. При закипании воды на конфорку устанавливается заварочный чайник, керамический или фарфоровый, в зависимости от вкуса, привычки или состоятельности заваривающего чай. Тяга замедляется, и самовар медленно доводит воду до кипения, качественно заваривая чай. Чай из самовара обычно пьют вприкуску, то есть сахар подается отдельно.
Во 2-й половине XIX века выделяются крупные самоварные фабриканты - "самоварные короли": Ломовы, Баташевы, Тейле, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались особой популярностью. Ни одна русская выставка в России и за рубежом не обходилась без их самоваров. За лучшую продукцию на выставках фабриканты получали награды, а оттиски с медалей шли на стенки самовара. В течение столетий менялись фасоны самоваров. К концу XIX века их число доходило до 165. В фондах Тульского музея самоваров насчитывается большая коллекция разнообразных фасонов самоваров фабрики В. С. Баташева и его наследников. Среди них самовар красной меди 1870 года - флорентийская ваза, томпаковый овально-лощатый, уникальная коллекция сувенирных самоваров, которые были изготовлены в подарок царской семье в 1909 году. Самоварчики выполнены с большим искусством в форме ваз греческой, рококо, зеркальной, византийской рюмки и гладкого шара. Самовары эти емкостью 200 граммов, действующие, изготовлены в подарок детям царя Николая II: четырем дочерям и сыну.Чтобы самовар был подешевле чуть позже их стали изготавливать более похожими по форме . Широкое распространение получили так называемые самовары банкой, рюмкой. Простотой в производстве, а вместе с тем скромностью отличались самовары, предназначенные для массового потребителя. Такие самовары можно увидеть в трактире, в рабочей и крестьянской семье. Самовар к началу XX века становится непременным атрибутом каждого русского дома. В конце XIX в. появляется новый тип самовара - керосиновый. Самовар имел резервуар для керосина - с помощью этого топлива нагревалась его вода.
На протяжении всего XIX в. в Туле выпускались дорожные самовары, как правило, они были многогранные, кубические, прямоугольные, а иногда и цилиндрические В начале XX в. паровая фабрика братья Шахдат и К только в Туле выпускала самовар со съемным кувшином (самовар системы А. Парички). Вода согревалась углем, спиртом и другим топливом, самовары были безопасны в пожарном отношении и вода долго оставалась горячей. В наше время вТуле как и прежде, - изготавливают самовары В основном это конечно электрические самовары для современног застольного чаепитияИдеальное русское приспособление для кипячения воды к чаепитию используется по сей день. Приятная застольная беседа переходит в ритуал священнодействия и прекрасно дополняется красивым видным предметом, который становиться центом всех действий связанных с чаем. Говорят чаепитие с самоваром на. столе придает своеобразный магический шарм этому простому и прекрасному действу.
Самый «русский» атрибут чаепития, как в прошлом, так и настоящем, это конечно самовар. «Водогрейный сосуд для чая с медной трубой» начал свои историю завоевания России с Тулы. В 1778 году слесарем Лисицыным здесь была открыта первая мастерская по производству самоваров.
Правда совсем недавно стало известно, что первый самовар на Руси появился гораздо раньше и вовсе не в Туле, а на Урале, в 1740 году. Так что Туле пришлось разделить гордое звание «самоварной родины» с Уралом. Первые изготовленные в России самовары по форме были похожи на западноевропейские. Чаще всего их делали в стиле классицизма, так что они напоминали античную урну. Но с расширением производства, самовары утрачивают тягу к аристократизму и приобретают все больше исконно русских мотивов. По сохранившимся данным в 1850 году производилось уже 120 тысяч самоваров, для этого трудились рабочие в 28 мастерских. По размеру самовары были очень разные – от совсем маленьких на 1-2 стакана до гигантских на несколько ведер. Сначала самовары делали из меди, а затем стали производить из сплавов цинка и меди. Люди побогаче покупали самовары из серебра или никеля. В разных регионах России самовар называли по-разному. В Ярославле – самогар, в Курске – самокипец, в Вятке – самогрей. А писатель Короленко В.Г. называл его «благодетельным снарядом». Самовар вносил в каждое чаепитие праздничность и способствовал неспешным застольным беседам. Блестящие пузаты самовары можно было увидеть в 19 веке на столе представителей всех сословий – от царя до простолюдина. Для любителя попить чайку он был просто необходимой вещью, не надо было топить печь, чтобы вскипятить воду, ведь в самоваре она нагревалась всего за несколько минут, к тому же вода в нем долго сохраняла высокую температуру, а заварка хорошо распаривалась. И вообще чай из самовара гораздо вкуснее.
Непременным атрибутом самовара был поднос. Лакированный, с цветной яркой росписью, он мог иметь разную форму и размер. Прямоугольные, квадратные, овальные, круглые подносы придавали сервировке чайного стола завершенность и сами по себе служили украшением дома.
Урок развития речи. Описание помещения.
Цели:
дать понятие об описании помещения, интерьере;
научиться описывать помещение;
развивать связную речь, кругозор, мышление.
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- Постановка темы и целей урока.
- Работа с учебником.
- Что такое описание?
- Что по вашему мнению, составляет основу описания помещения?
Основа описания помещения – перечень признаков этого помещения и находящихся в нём предметов.
- Что такое интерьер? Прочитайте по словарю.
- На стр.53 учебника рассказывается об интерьере. Прочитайте выразительно.
- Откройте учебник «Русская речь» Е.Н.Никитиной на стр.111, прочитайте текст упр.263 выразительно.
- Из какого произведения этот отрывок? ( «Муму» И.С.Тургенева)
- Какое помещение описывает автор? Как вы догадались?
Обычно дом похож на тех, кто в нём живёт. Писатели используют такой приём: описав дом, дать характеристику его хозяев.
- Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки?
- Самостоятельная работа по составлению текста.
Опишите любую комнату так, чтобы можно было догадаться, чем занимается её хозяин.
Зачитывается несколько работ вслух, анализируются, корректируются учителем.
- Словарная работа.
В тетрадь записывается несколько слов, которые в дальнейшем могут понадобиться в описании комнаты.
Комната, батарея, занавеска, портьера, диван, кровать, пианино, телевизор, телефон, палас, торшер, портрет, картина.
Письменный, зеркало, справа, слева, направо, неподаллёку, здесь.
- Работа с текстом.
- Прочитайте выразительно текст упр.134 учебника.
- Просмотрите план к этому тексту и разбейте его на части в соответствии с планом.
- В какой части плана есть подпункты? Почему?
- Составление плана описания классной комнаты.
План составляется коллективно и записывается в тетрадь.
Наш класс.
- Размер классной комнаты.
- Интерьер:
А )стены;
Б )окна;
В )мебель;
Г )растения;
Д )потолок.
- Мой класс.
- Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «Наш класс».
Структура сочинения
Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана. Важно, чтобы он был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение.
В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания. Отдельные слова — слишком «узки», конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершенную мысль. Все, что хотели сказать, — сказано. Именно словосочетание более подходит для плана. Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде. А в самом сочинении эта информация «разворачивается», мысль раскрывается.
Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.
Важно помнить, что план несет информацию о том, как построено ваше сочинение. Конкретную информацию о содержании каждой его части. Сочинение должно «просматриваться» через план.
Любое сочинение состоит из трех частей.
I. Вступление.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
III. Заключение.
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане.
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.
Помните: план вы составляете в первую очередь для себя!
И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.
Мне очень нравится моя комната. Она уютная, теплая и светлая, потому что в ней большое окно. Мой письменный стол стоит у окна. Когда я устаю, люблю смотреть в окно на то, как качаются вершины деревьев, куда-то плывут облака, меняются краски на закате солнца. Рядом со столом - книжный шкаф. В нем мои любимые книги и игрушки: мишка, Знайка, Незнайка. Я с ними сейчас не играю, и они грустят. Наверное, вспоминают, как совсем недавно я шила им разные одежки, устраивала с мамой и сестренкой спектакли. Напротив шкафа, у противоположной стены, стоит моя кровать. Это мой розовый остров. Розовый - потому что кровать накрыта розовым покривалом. На этом острове я с подружками секретничаю и мечтаю. А ночью на моем волшебном острове мне снятся сказочные сны.
Я очень люблю свою комнату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чайная церемония
Данный урок рассказывает об истории появления чая, его распространении на территории земного шара, культуре пития чая, традициях чаепития разных страран. Но наибольшее внимание уделяется русским тради...
Урок МХК "Чайная церемония"
Урок МХК "Чайная церемония" в 8 классе посвящен японскому традиционному ритуалу. Полную версию с презентацией см.http://ifolder.ru/26149630...
Русская чайная церемония
Материал подготовлен в рамках проекта "Национальные особенности чайной церемонии" и может быть использован как на занятиях по МХК, так и во внеклассной работе....
Урок английского языка в 9-м кл."Чайная церемония"
Урок обощение по теме обычаи и традиции Великобритании....
Внеклассное мероприятие "Чайные церемонии"
Мероприятие посвящено чайным церемониям в различных странах:Китай, Япония, Англия, Росссия. Мероприятие предназначено для учащихся 10 классов, рассчитано на 45 минут. Мероприятие развивает межкультурн...
Сценарий внеурочного мероприятия по истории «Традиции китайской чайной церемонии» VII,IX классы
Цель: ...
Внеклассное мероприятие "Чайная церемония".В рамках проект "Великий чайный путь"
Внеклассное мероприятие "Чайная церемония" призвано способствовать формированию и расширению знаний учащихся о традициях и обычаях народов, прививать уважение к национальным культурам....