Особенности начального периода обучения игре на фортепиано
методическая разработка на тему

Артемьева Татьяна Сергеевна

Методическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_nachalnogo_perioda_igre_na_fortepiano_-.docx205.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Дополнительного Образования Детей

«Детская школа искусств» г. Нарьян-Мара

Особенности начального периода обучения игре на фортепиано

преподаватель Артемьева Т. С.

г. Нарьян-Мар

2014 г.


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3

1.Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений………………………………………………………………………………………4

2.Посадка за инструментом. Обучение игровым движениям…………………………….……..5

3.Знакомство с клавиатурой и ориентирование на ней…………………………………….……7

4.Развитие координации………………………………………….………………………………...8

5.Ритмические задачи…………………………………………………….………………………..10

6.Развитие звуковысотного слуха………………………………………….……………………..13

Заключение…………………………………………………………………………………..……..16

Приложение…………………………………………………………………………………..…….17

Список используемой литературы………………………………………………………….…….22


Введение

Начальный этап обучения игре на фортепиано является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Главная задача, стоящая перед педагогами в этот период, - создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую ребенку психологическую комфортность, уверенность в своих силах, возможностях.

Что же для этого нужно? Нужно просто любить детей. Простое, открытое, дружелюбное отношение педагога раскроет ему душевный мир ребенка, что является необходимым условием успешной работы с ним.

С момента появления нового ученика в классе и во время работы с ним педагог становится наблюдателем:  он всесторонне изучает ребенка для того, чтобы определить план работы, метод его воспитания и обучения.

Обучение игре на фортепиано – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие ребенка. Воспитание мировоззрения и моральных качеств, воспитание воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке – вот основные направления этой работы.

Воспитательную работу нельзя рассматривать как некое дополнение к процессу обучения. Она должна с ним составлять единое целое. Основная часть этой работы проводится на уроке. Необходимо с детства приучать к осознанию необходимости постоянного и упорного труда.

Ребенок по своим психологическим, возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек (работать на будущее, на далекий результат). Наиболее полно свои возможности он раскрывает в игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение, песня, пьеса, т.е. любая музыкальная деятельность приобретает эмоционально-образное содержание. Важно так «выстроить» игру, чтобы в ее ходе ученик сам ставил перед собой задачи, и, по возможности, самостоятельно их решал.

В тех случаях, когда ребенок ошибается, избегая назидательных замечаний, нужно использовать возможности игры, где нет учителя и ученика, а есть равные партнеры.

Очень большую роль в первый период обучения играет домашнее окружение. Счастлив тот ребенок, у которого дома есть родные, стремящиеся помочь ему преодолеть трудности, подсказать, несмотря на собственную загруженность работой. Мама, папа, бабушка, если они любят музыку, могут стать незаменимыми помощниками (даже если они не учились музыке и не умеют играть ни на каком музыкальном инструменте). Только с такой помощью – участием, музыка становится для ребенка самой жизнью.

  1. Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений.

Первые уроки должны посвящаться развитию музыкального слуха ребенка, формированию навыков восприятия музыки. Педагогу необходимо регулярно знакомить ученика с различными музыкальными произведениями. Слушание музыки учит детей понимать ее, обогащает запас музыкальных впечатлений, развивает художественный вкус и тем самым способствует более успешному овладению искусством игры на фортепиано. Музыкальный материал должен подбираться педагогом таким образом, чтобы ученик мог сравнить произведения контрастного характера или, наоборот, найти отличительные черты в близких по содержанию пьесах. Пусть он сам, попевая мелодию, пытается отгадать жанр пьесы: марш, танец, песня, есть ли в мелодии скачки или это плавное движение. Надо стараться вызвать в его душе яркие ассоциации: попросить его нарисовать дома рисунки к понравившейся пьесе.

Способствует развитию гармонического слуха слушание на уроке различных гармонических последовательностей, где ученик угадывает количество играемых звуков: 1,2,3 и т.д.

Еще очень важное направление – развитие творческой инициативы. Для этого следует, к примеру, предложить ученику сочинить мелодию на стихотворный текст или на заданный ритмический рисунок, «досочинить» конец музыкальной фразы.

При знакомстве с клавиатурой, беседу лучше вести в форме сказки, например: «В государстве жили разные голоса – высокие и низкие, с ними нужно подружиться, чтобы они стройно пели. Вправо - голоса звучат выше, тоньше. Влево - ниже, толще». Или другим образом: « на клавиатуре живут разные звери, но они спрятались. Попробуй отыскать мышку, птичку, зайку, волка и медведя» Знакомясь с различными звуками, ребенок накапливает слуховые впечатления, что способствует развитию его музыкальных данных.

Слушая звучание интервалов (несколько позже) надо подчеркнуть их характер: «Упрямые кварты», «Колючие септимы», «Пустые квинты», «Великаны септимы» и т.д. Не зная их написания, ученик пробует угадывать интервалы на слух. Таким образом, помимо музыкального слуха, будет развиваться его воображение.

Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений – один из важнейших методов обучения игре на музыкальном инструменте. Эту работу желательно проводить систематически. Преподаватель должен постоянно стремиться к тому, чтобы каждый урок был интересен не только для ученика, но и для него самого. Когда занятия вызывают обоюдный интерес, урок легко усваивается и запоминается.

  1. Посадка за инструментом. Обучение игровым движениям.

С первых занятий педагог незаметно и ненавязчиво обучает игровым движениям ребенка, в большей степени при помощи своих рук. Лучше, точнее и полнее, чем собственной рукой, невозможно проверить правильность положения рук ребенка на клавиатуре. До первого прикосновения к клавишам надо заниматься с детьми несколько минут гимнастикой. Хорошо, если ребенок потанцует 5-10 минут перед началом и после занятий за фортепиано (можно устраивать «танцевальные минутки» и во время занятий, как дома, так и на уроке). В таком легком и приятном времяпровождении он укрепит мышцы, освободится от зажатости, разовьет ритмическое чувство и пластику движений.

В домашние занятия обязательно надо включить упражнения для плечевого пояса и туловища, чтобы постоянно поддерживать мышечный тонус и развивать физические возможности ребенка для исполнения технически сложных произведений в дальнейшем. Вот несколько упражнений, которые помогут ему правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги.

Упражнение 1. Можно назвать его «Шалтай-болтай». Надо встать прямо. Опустить руки свободно вниз, и, слегка нагибаясь вперед,  покачивать их навстречу друг другу, то, скрещивая, то, разводя руки в стороны. Одновременно с этим, распрямляясь, возвратиться к исходному положению.

Для всех упражнений можно придумать названия, которые можно менять в зависимости от характера, возраста ученика, главное – чтобы упражнения превратились в игру.

Упражнение 2. «Гуси-лебеди». Выполняется стоя. Ребенок свободно размахивает руками, имитируя полет большой, красивой птицы. Движения рук должны быть плавными, с большой амплитудой движения. Это же упражнение проделать сидя за фортепиано, опираясь на ноги.

Упражнение 3. Ученик разводит руки в стороны и дает своему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед, колени при этом слегка подгибаются. («Сломанная кукла»). После этого медленно выпрямляться, принимая прежнее положение («Новая кукла»).

Упражнение 4.  Стоять ровно, ноги по ширине плеч. Обе руки свободно висят вдоль туловища, как плети. Ученик раскачивает вначале одной, потом другой рукой, взад-вперед, как маятник. Раскачивать до тех пор, пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.

Упражнение 5.  «Заводная кукла». Ребенок стоит, подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено), завод кончился, постепенно падают, «Выключаются» пальцы рук, кисти, туловище, и ребенок наклоняется и качает расслабленными руками*.

*Упражнения для начинающих подробнее см. в приложении

Эти гимнастические упражнения способствуют физическому воспитанию и подготовке рук будущего исполнителя. На занятиях  с маленькими детьми желательно не употреблять слово «упражнение». Лучше говорить: «Давай поиграем с куклой» и т.д. Стараться не делать замечания непосредственно ребенку: «Ты плохо сидишь, неправильно». Лучше сказать: «Так медвежонок сидит, а Катюша как сидит?». На такое замечание ребенок не обидится, и сам с удовольствием покажет свое умение красиво сидеть.  Это поможет сохранить радостную, приятную атмосферу на уроке. Надо стремиться создать психологическую комфортность для ребенка, т.к. при индивидуальной работе он все время ощущает пристальное внимание педагога к себе, что часто приводит к внутренней скованности, стеснительности и излишней старательности, из-за чего упражнения выполняются хуже возможностей ребенка.

Следующие упражнения желательно проводить за инструментом. Педагог помогает ученику принять правильное положение. Садиться надо на полстула, чтобы удобно было достать до клавиатуры. Малыша надо сразу научить упираться пятками, на скамеечку. Это создает привычку, необходимую в будущем при педализации. От плеча до кисти должен получиться покатый, плавный спуск, как с горки. Поиграйте в плавный спуск с горы на санках, без трамплинов и ям. Такое сравнение позволит ребенку самостоятельно контролировать себя. Локти висят спокойно. Говорить об этом не следует, лучше поправить их своими руками, не загружая внимание детей многими деталями.

Попросите ученика «подарить» вам его руку на время. Возьмите кисть ребенка, добившись, чтобы она была свободной, и крутите руку у запястья, как «колобок из теста». «Раскручивать» от запястья надо по очереди правую и левую руку.  Потом положить освободившуюся кисть ребенка на небольшой резиновый мячик, чтобы рука, полежав на мячике, приняла форму «свода», стала обтекаемой, как купол. Расскажите ученику о пальцах сказку: руки – это большая семья, в которой есть пять братьев-пальцев, и имеют они не только имена, но и номера. Самый «старший» среди братьев, опора «семьи» - 3-й палец (он «на голову выше» остальных). Второй и четвертый тоже длинные, но не такие сильные, как 3-й. Пятый палец – самый маленький и слабенький, но он большой помощник в «семье»: вместе с 1-м, большим пальцем, его задача удерживать «свод» руки. Особого внимания заслуживает 4-й палец. Этот палец привык надеяться на старшего брата – на 3-й, приклеился к нему и, поэтому, мало самостоятелен. От этого его надо отучать – он должен работать сам.

Следующий этап – это, собственно постановка руки. Не следует говорить ученику: «играй круглыми пальцами» - он начнет тогда неправильно закруглять пальцы ногтями к клавишам, а надо, чтобы между 1-м и остальными пальчиками просто получалось «овальное окошечко».

Для того, чтобы ребенок лучше понял, что прикасаться к клавишам надо кончиком пальца вертикально, опуская его на подушечку, можно предложить ему такую игру: пальцы по очереди «здороваются» с карандашом своими кончиками («носиками»).

Упражнения:

  1. Попросите ребенка поднять руку вверх и, расслабив, бросить на колени.
  2. То же, но кисть собрана и пальцы поджаты (расслабленный кулачок).
  3. То же, но рука падает на подушечки пальцев.
  4. То же, но рука падает на 3-й палец, сначала на колени, потом на крышку инструмента, затем на клавишу. Упражнение выполняется поочередно всеми пальцами. Для начала 1-ый и 5-й пальцы «падают» одновременно. Добившись устойчивости кисти, можно сыграть каждым пальцем отдельно*.

В этот период перед педагогом стоит самая ответственная, самая трудная и решающая задача: «создать» руки ребенка. С первого прикосновения к клавишам необходимо стараться сделать их гибкими, свободными и естественными. Ребенок должен ощутить, что его руки – передаточное звено для выражения в звуках его помыслов и желаний, это его голос. Он должен понять, что руки могут «говорить», извлекая звуки и громко, и нежно, и сердито, и певуче, и резко.

  1. Знакомство с клавиатурой и ориентирование на ней.

 Изучение клавиатуры желательно начинать, зрительно ориентируясь на черные клавиши.

Самое простое упражнение, с которого начинается знакомство с клавиатурой: ученик глазами находит группы черных клавиш, выясняет, что все они объединяются по 2 и 3, кладет на них ладошку и поглаживает черные клавиши кончиками пальцев «подбирающим» движением. Затем малышу можно предложить находить эти группы клавиш «вслепую». В том же порядке – сначала глядя на клавиатуру, затем с закрытыми глазами – находим по очереди разные белые клавиши (ориентиром служат черные клавиши). Палец, нашедший нужную клавишу, «здоровается» с ней легким берущим движением. Остальные пальцы должны быть расположены на любых удобных клавишах, легко без нажима касаясь их кончиками. Задание по ориентированию на фортепиано направлены на развитие у ребенка мышечно-осязательного чувства, тактильных ощущений, выработку контакта кончика пальца с клавишей. Две рядом стоящие черные клавиши – окошечко, три – балкон. Ноты «ре» смотрят в окошечки, а на балконе стоят «соль» и «ля». Ребенок играет все ноты «ре»

3-м пальцем, затем 2-м и 3-м – «соль» и «ля» на всей клавиатуре, перенося руки как по радуге. «До» и «ми» стоят рядом с окошком (играются 3-ми пальцами обеих рук, затем 1-м и

*Упражнения за инструментом подробно см. в приложении

3-м, 3-м и 5-м каждой руки); «фа» и «си» прижались к балкону (можно сыграть, изображая сигнал сирены скорой помощи или пожарной машины, когда она едет на вызов). Так с первого прикосновения к клавише начинается работа над звуком.

        Когда ребенок впервые смотрит на инструмент, он думает: «Как же много белых и черных клавиш, можно запутаться и заблудиться!». Подскажите ему начать свое путешествие от клавиш «до» в середине клавиатуры, и идти вверх, вправо. Одна за другой будут следовать знакомые белые клавиши: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. А потом все начинается сначала. И так до самого конца клавиатуры. И если начать свое путешествие от той же клавиши и идти вниз, также все повторится. Нужно объяснить, что на клавиатуре царит полный порядок.

        Знакомясь с клавиатурой, ученик не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Обязательно следует «оживить» звуки, придумать какую-либо игру, например: ноты веселые и любят петь, или загрустили и поют тихо и нежно, или поспорили и хотят перекричать друг друга. Это позволит делать замечания в более мягкой форме (не говорить: «Что ты так громко играешь, барабанишь» - а сказать: «Что-то у тебя сегодня ноты раскричались, расшутились»). Тем самым, внимание ребенка концентрируется не на самом себе, а на извлекаемых им звуках. Самое главное, чтобы с первого занятия ребенок искал в  звуках образ, настроение. Игру на инструменте следует начинать с самых первых уроков, еще до начала игры по нотам. Если начальный период подготовки к игре затянется и «увязнет» в мелких упражнениях, в изучении теоретических основ, в скучном репертуаре, интерес к занятиям музыкой довольно быстро начнет угасать. А задача педагога – не только сохранить, но и укрепить его. С первых уроков надо дать ученику возможность почувствовать себя умеющим играть нечто значимое.

  1. Развитие координации.

Целью предлагаемых упражнений, а также гимнастических упражнений для начинающих обучаться игре на фортепиано, данных в приложении к работе, является обучение малыша управлять своими руками, дифференцировать крупные (всей рукой) и более мелкие (кистью, пальцами) движения.

Упражнение 1. (вертикальное). Ребенок поочередно поднимает и опускает руки. Сравнить с движением 2-х лифтов в доме. Усложнение упражнения в следующем порядке: руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на 1-й и 5-й пальцы, и, наконец, на каждый палец отдельно.

Упражнение 2. (горизонтальное). «Машинка»

1 вариант. Ребенок водит маленькую машинку то влево, то вправо (передний ход, задний ход). Учитель следит, чтобы вперед шел кистевой сустав и вел за собой пальцы, держащие игрушку.

2 вариант. Разделить стол на 2 части (дорога для левой руки и для правой). До линии машинку следует вести левой рукой, затем плавно перехватить правой и вести по 2-й половине стола, затем выполнить обратное движение.

Упражнение 3. «Марширующие гномы». Пальцы «шагают», как гномы, шагают ножками. Работают 2-й и 3-й пальцы, 2-й и 4-й, 3-й и 1-й, 2-й и 1-й, 2-й и 5-й, 3-й и 5-й, 4-й и 3-й.

Упражнение 4. «Паучок» или «Краб». «Шагают» все пальцы. Преподаватель дает команду, какими пальцами «шагать». Причем, следует называть разные пальцы для левой и правой руки. Например, одновременно «шагают» в левой руке 5-й и 1-й, в правой руке 2-й и 4-й пальцы и т.д. Так ребенок быстро запомнит номера пальцев.

Упражнение 5.  «Паучки пошли в поход». «Паучок несет тяжелый рюкзак и, пройдя пятью лапками (все пальцы подряд), осторожно отдает рюкзак 2-му паучку (другой руке). Так они и ходят, передавая друг другу рюкзачок». Ребенок переносит «тяжесть» из пальца в палец, из руки в руку.

Упражнение 6.  Помогает запомнить порядковый номер пальца, ощутить, не глядя на него.

1 вариант.        Ребенок кладет перед собой обе руки и закрывает глаза. Учитель дотрагивается до какого-либо пальца, и ребенок называет его номер.

2 вариант.        Задача усложняется. Педагог дотрагивается до нескольких пальцев сначала на одной руке, затем сразу на обеих руках. Ребенок называет номера.

3 вариант.        Ребенок поворачивается спиной, держа руки за спиной. Педагог касается нескольких пальцев, ученик называет номера. Таким образом, у ребенка вырабатываются ощущения своих собственных пальцев.

Упражненение 7.  «Вешалка». Ребенок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, будто повесил на них руки. Теперь нужно свободно покачать локтями.

Упражнение 8. Помогает ощутить подвижность и легкость 1-го пальца.

1 вариант.        «Метро». Первый палец, «как поезд в тоннель», уходит под ладонный свод и возвращается назад.

2 вариант.        Выполнять круговые движения 1-го пальца. Надо следить, чтобы палец у ребенка работал легко, без натяжения, а мышцы между основаниями 1-го и 2-го пальцев оставались мягкими, кисть тоже не должна напрягаться.

3 вариант.        1-й палец «катается с горки». 1-й палец «забирается на горку», кончиком касаясь основного сустава 2-го пальца, и скатывается вниз по его боковой поверхностию Скольжение продолжается до возвращения в исходное положение.

4 вариант.        «Покатай шарики». Пусть ученик «катает» воображенные маленькие шарики 1-м и 2-м, 1-м и 3-м, 1-м и 4-м, 1-м и 5-м пальцами.

5 вариант.        Ребенок слегка должен прижать подушечки 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев к 1-му, как бы прощупывая их. Затем предложите ему поднять ручку или карандаш этими пальцами.

Упражнение 9.  Помогает почувствовать работу пальцев и укрепляет мышцы, участвующие в ней. Они воспитывают ловкость, быстроту реакции.

1 вариант.        Ребенок ловит мяч, сначала одной, затем другой рукой, подбрасывая его вверх. Упражнение выполняется за столом.

2 вариант.        Перебрасывать мяч из одной руки в другую по дуге.

3 вариант.        Ребенок отпускает мяч и сразу же подхватывает его той же рукой, не давая упасть (рука обращена ладонью вниз). Мяч схватывать ловко и легко.

Упражнения простые, интересные, нравятся детям; их можно включить в утреннюю гимнастику, а также делать днем и вечером.

  1. Ритмические задачи.

Понятие «ритм» ученику лучше начать объяснять с того, что музыка – искусство временное. Картиной можно любоваться любой промежуток времени, а музыка подчинена времени. Далее можно попросить ребенка танцевать или маршировать, при этом педагог играет польку или марш, ускоряя, замедляя, неожиданно останавливая музыку. У ученика под такой аккомпанемент получится очень смешной танец, и он сам попросит играть ровно. Теперь можно побеседовать на тему – темп и пульс музыки. Можно предложить детям  на занятиях следующую ситуацию: «Если человек пожилой, ходит медленно (играется соответствующая музыка0, то , как у него бьется сердце, какой у него пульс? Один человек идет спокойно, а другой бежит, как стучит у них сердце: в одном темпе или нет?». (Играются отрывки из музыкальных произведений, а затем предлагается ребенку простучать пульс). Затем объясните, что музыка живая и что у нее есть свой пульс и свое сердце, как у человека. Теперь можно преступить к записи. «Пульс» записывается вертикальными черточками:

│            │          │        │

Назовем его «Метрической дамой» и расскажем ребенку историю о ней: «Метрическая дама» была очень строгая,  ходила очень ровно.

Спокойный средний шаг – это четверть:

Продолжаем рассказывать о том, как мама гуляет с малышом, идет спокойными большими шагами, а малышу, чтобы не отставать от мамы, приходится делать в 2 раза больше шагов.

           │          │            │               │                 - шаг «Метрической дамы»

- шаги малыша

│            │               │                │

                        -  шаг мамы, который совпал с шагом «Метрической дамы»

Простучите с ребенком эти шаги, используя слоговую поддержку:

-

      -ти-ти;                   -та

Теперь простучите, чередуя шаги мамы и малыша:

│   ││  │                      ││  ││

Затем, ритмично прочитайте ребенку стихотворение:

Шел я с мамой по дорожке

Так, что лишь мелькали ножки.

Только как я не старался

Сзади мамочки остался.

Читая это стихотворение, одной рукой стучите шаги мамы, другой – малыша.

♫  ♫  ♫  ♫             левая рука

           │  │  │   │             правая рука

А теперь мама и малыш меняются местами, пусть мама идет слева, а малыш справа.

А вот пришел с работы папа и тоже решил прогуляться со своей семьей. Но у папы шаги очень большие. Чтобы все успели, он идет так медленно, так, что «Метрическая дама» (пульс) успевает сделать 2 шага (два хлопка):

│      │     │      │      │     │      │      │

Таким образом, закрепляется в сознании детей то, что есть шаги: быстрые и короткие – маленькие и медленные – длинные и большие. Можно предложить ребенку самому написать схему шагов для любых игрушек или персонажей сказок. Получится игра «Чьи это шаги?». На фортепиано, играя  2 звука, услышим музыку шагов, где есть образ шагающего, ритм, высота звуков, темп, динамика. Знакомству с ритмическими формулами помогают ритмокарточки

Играйте и хлопайте ребенку ритмические диктанты квадратного построения, и поручайте сочинить мелодию на заданный ритм в домашнем задании.

Понятие размер, такт, тактовая черта, придется объяснять ученику на первых уроках, хотя теоретические знания в работе на данном этапе несколько рановаты. Но, увидев их в нотной записи, ученик обязательно спросит, что они обозначают, для чего это написано. Можно предложить такую форму объяснения: такты – это комнаты, в которых живут ноты. Размер комнат в каждом доме (пьесе) чаще всего одинаковый. Он представлен сразу за ключевыми знаками; если размер комнат меняется, то его записывают в начале такта: 2/4; 3/4; 4/4. Верхняя цифра означает количество «пульсов», а нижняя  - чему равен пульс. «Пульс» может равняться разным длительностям:

В комнате живет столько нот, сколько может поместиться  в ударах пульса. Например, размер 2/4, значит пульс равен четвертной, и их две. Теперь предложим размер, например, 2/4, зададим ученику вопросы: Сколько там может жить нот одинаковой длительности? А если разные длительности хотят жить в одной комнате? Как поселить целую ноту, такую длинную и важную? Она должна занять обе комнаты, ведь в ней 4 удара пульса.

Придется разделить ее и залиговать. Предложите игру для домашней работы. Ребенок – администратор и расселяет ноты, приехавшие на музыкальный фестиваль, по разным этажам гостиницы. На каждом этаже комнаты разного размера. Объясняя ребенку более сложные ритмические фигуры, предложите ему продолжение истории про семью на прогулке Раньше они только шагали, теперь пусть попробуют танцевать.

Танцевальные движения гораздо сложнее, чем простые шаги. Теперь нужно будет пробежаться, покружиться, остановиться, подпрыгнуть, сделать притопы и т.д.  

Пример:

Ритмически упражнения должны быть постоянным домашним заданием. Если у ребенка семья музыкальная, то дома рекомендуйте устраивать шумовой оркестр, где ребенок – главный руководитель. Использовать в качестве инструментов можно любые предметы, которые могут издавать стучащие, гремящие и звенящие звуки.  Если родитель ученика не могут помочь ему, то в классе подбираются 2-3 ученика для совместных игр. Непременным условием возникновения музыкального ритма должно быть отношение между звуками. Эти отношения возникают из слова, из речи. Поэтому ребенку дома или на уроке можно записывать или раскладывать карточками ритмический рисунок любимых стихотворений, своих имен, знакомых песенок и т.д.

Задача педагога – выработать у ребенка прямую взаимосвязь между ритмической записью и внутренним чувством метроритма; это, в дальнейшем дает легкость в чтении с листа.

  1. Развитие звуковысотного слуха.

Подбор по слуху представляет собой воспроизведение знакомых или впервые услышанных мелодий в разных тональностях без помощи нот. Не объясняя это ученику, просто следует просить подбирать мелодию от разных клавиш. Работу по развитию звуковысотного слуха лучше начинать в подготовительных группах, одновременно развивая гармонический слух.

До начала подбора мелодий необходимо выяснить - слышит ли ученик высотное соотношение звуков, направление мелодии, регистры и т.д.  Находится ли мелодия на одной высоте, двигается ли вверх или вниз, плавно или скачками. Чувствует ли он ее ритмические особенности. Чтобы научить ребенка этому, следует, играть одной рукой (можно напевать), а показывать направление мелодии другой рукой. Предложите ученику сделать то же. Нужно следить, чтобы движения  его руки соответствовали мелодии. Для облегчения работы лучше играть в замедленном темпе. После проведения этих упражнений можно переходить к подбору мелодии на инструменте. Подбор по слуху логичнее всего начинать с легкого материала – с мелодии на одном звуке типа скороговорки:

        Андрей-воробей,       не гоняй      голубей,           гоняй    галочек      из-под     палочек

      Скок-скок поскок,    молодой     дроздок,         по водичку       пошел,        молодичку нашел.

Трудность здесь заключена только в овладении ритмической стороны мелодии.

После того, как песенки на одном звуке освоены, можно переходить к подбору мелодий, состоящих из 2-х соседних звуков:

            Сорока-сорока,      где была? – далеко.

Постепенно ребенок овладеет мелодиями в объеме кварты, квинты, сексты и т.д.  Подбор на слух лучше начинать с мелодий, которые могут быть сыграны на белых клавишах.  Но песенок, отвечающих этому условию, немного и поэтому ребенок столкнется с необходимостью включения и черных клавиш. Попросите его самостоятельно найти соответствующие клавиши.

В песнях для подбора, мелодия должна начинаться с 1-й ступени лада в поступенном движении:

       Едет-едет паровоз,   две трубы и сто колес,    две трубы,   сто колес,    машинистом рыжий пес.

        Постепенно, материал нужно усложнять, вводить мелодии со скачками на устойчивые ступени лада, а потом и неустойчивые.

           Как  на  тоненький  ледок     выпал  беленький  снежок.

Потом вводить мелодии, начинающиеся с 3-1 ступени («Я на скрипочке играю») и 5-й ступени («Маленькой елочке холодно зимой»).

Также, можно предложить ученику сыграть левой рукой аккомпанемент, в котором будут участвовать только 3 ступени: 1-я, 4-я, 5-я. Ребенок самостоятельно выбирает последовательность пальцев, которыми будет играть.

Очень удобно на песенном материале работать над выразительностью исполнения. Определите вместе с ребенком, какая это песенка по характеру, какое настроение надо в ней передать. Настроение, и, следовательно, темп, динамику (медведи едут медленно, нон легато и громко; зайцы-трусишки – быстрее и тише, но осторожно; белочки – быстро, весело и стаккато и т.д.).

Так, в увлекательной игровой форме можно развивать координацию движений, слуховую и зрительную память, приобретать навыки подбора по слуху. Конечно, еще рано требовать от ребенка фразировки, меняющихся нюансов, но общий настрой, характер музыки он сможет выразить если не игрой, то хотя бы голосом. Самое главное, что он сам решит, как ему исполнить музыку. И это будет его художественный замысел, его творческая интерпретация.

Когда ученик постепенно освоит тональности, предложите ему еще одну увлекательную игру «Мелодическое эхо». Удобно исполнять это упражнение на 2-х инструментах. Педагог играет ученику мелодические попевки, а он вслед за ним «эхом» их повторяет, соблюдая динамику, и в точности повторяя ритмический рисунок.

Следует давать ребенку задание на дом, предлагая ему самому выбрать любую знакомую песенку и играть ее от разных нот.

Подбор по слуху многосторонне развивает ученика, поэтому ему следует уделить большое внимание. Хорошие результаты достигаются не сразу, а в зависимости от индивидуальных способностей. Не стоит ограничивать детей в подборе. Пусть они подбирают все, что им нравится: любую эстрадную песню, любое самостоятельное сочинение. Это поможет завоевать уважение сверстников, почувствовать свою значимость.

Заключение

Процесс начального обучения должен быть посильным и радостным. Если постижение азов музыкального искусства будет сопряжено с непомерной затратой усилий, то интерес к занятиям у ребенка постепенно угаснет. В самом начале обучения, учитывая быструю утомляемость ученика, надо следить за чередованием разных видов деятельности. В первые месяцы желательно делать уроки короткими (25-30 минут) и частыми (3-4 раза в неделю). Педагог должен организовывать домашние занятия ребенка, наблюдать за их режимом. Желательно заниматься понемногу, но несколько раз в день. Необходима регулярность уроков, так как пропуски занятий начинающих сводят на нет многое из того, что достигнуто.

На начальном этапе обучения перед педагогом стоят серьезные и многообразные задачи:

  1.    Воспитать любовь к музыке у ребенка, способность воспринимать и понимать ее.  Увлечь и поддержать его интерес к занятиям.

  1.   Раскрыть и развить его музыкальные способности (слух, ритм, память). Развить его музыкальное мышление, способность слухового представления. Его совершенствованию помогает подбор и игра по слуху, сочинение музыки и импровизация.

  1.   Развить творческие задатки ученика, раскрыть его индивидуальность.

  1.   Педагогу важно постоянно расширять и углублять свои впечатления о ребенке. Это поможет найти правильный подход к ученику, как к индивидууму.

 

Надо помнить, что именно в период начального обучения формируются основы настоящего пианистического мастерства.

Приложение

Гимнастические упражнения для начинающих обучаться игре на фортепиано

Предлагаемые упражнения активизируют и укрепляют мышцы, участвующие в работе пианиста.

  1. Упражнения на раскрепощение мышц плечевого пояса и рук.
  1. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе с вдохом, поднять напряженные руки вверх; кисти висят свободно. Затем легко разведите руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уроните расслабленные руки вниз. Голову также надо опустить.  В таком положении руки должны раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся.
  2.  Свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз, вращение головы) для освобождения мышц шеи.
  3. Взять руку ученика за пальцы, покачать ее. Рука должна быть свободной. Приподнять ее вверх, и она естественно и свободно должны упасть вниз.
  4. Рука ребенка должна быть полностью расслабленной, чтобы преподаватель мог подбрасывать и ловить ее, как мячик.

  1.  Упражнения, помогающие почувствовать всю руку от корпуса до кончика пальца, как единый рычаг.
  1. Рисуйте в воздухе любые закругленные линии поочередно 2-м, 3-м, 4-и и 5-м пальцами, ощущая палец как продолжение руки (вся рука как бы один «длинный палец»).
  2. Круговые движения рук в разные стороны.
  3. Супинация и пронация свободных рук. Движения имитируют ввинчивание и вывинчивание лампочки, запирание и отпирание двери ключом.

  1. Упражнения на крышке инструмента или стола, приучают к свободному положению рук на клавиатуре.
  1. «Котенок выпускает коготки».

Пальцы вытянуты,  расставлены, а ладонь прижата к поверхности стола; затем мягким ленивым движением подтягиваем кончики пальцев (котенок убирает коготки), свод ладони поднимается.

  1.  «Котенок выгибает спинку».

Рука находится в естественном пианистическом положении: пальцы слегка расставлены и стоят на кончиках. Мягким движением прогибаем ладонь, стараемся достать зацепленными суставами поверхности стола так, чтобы кончики пальцев не сдвинулись с места (котенок потягивается), и не спеша возвращается в исходное положение.

  1. Дуговые переносы рук на крышке, закрывающей клавиатуру.

Переносите руки по дуге от середины крышки к ее краям. Руки надо класть на ладони, чувствуя передачу их веса в крышку. Кисть не делает никаких самостоятельных движений.

  1. Упражнение «Краб»

На стихи:     «Кто там прячется в углу?

        Кто забился под скалу?

        Кто усами шевелит?

        Ничего не говорит.

        Старый краб, не будь упрям,

        Вылезай-ка лучше к нам!»

При этом 2-й, 3-й и 4-й пальцы поджаты. «Краб» стоит на 1-м м 5-м пальцах, которые исполняют ритмический рисунок стиха.

«Краб» может бежать вперед, назад, влево, вправо.

Упражнения за инструментом.

 Все приемы и упражнения следует проходить постепенно, от простого к сложному. Последовательность изучения упражнений индивидуальна. Но самое главное – стремление к ощущению естественности, удобства и внимания на звучание.

  1. Извлечение одного звука («опоры звука»). Извлекайте звук каждым пальцем по очереди  - сначала одной рукой, потом двумя – спокойно, без суеты, в медленном темпе, чтобы успеть дослушать до конца звучание струны. Чтобы звук извлекался естественным движением, а не каким-то особенным, непривычным, возьмите с пюпитра любой предмет, положите его на колени, затем обратно на пюпитр.
  2. Проверка опоры и «проводимости» звука.

а) Покачать рукой (кистью) вправо-влево, проверить ее свободу, после того как взят звук.

б) Незанятой рукой слегка приподнять снизу локоть, предплечье играющей руки, чтобы проверить их легкость.

в) Неиграющей рукой «покачаться» сверху на кисти, предплечье, плечо играющей руки и почувствовать, как вся рука пружинит.

3.   Дуговые движения или мускульные ощущения расстояния.

а) Перенести каждую руку широким дуговым движением (радуга).

Правую вверх, левую вниз от центра клавиатуры. Начинать целесообразно с 3-го      пальца, затем каждым по очереди на белых и на черных клавишах.

б) То же самое с возвращением к начальному звуку. Звук должен извлекаться с хорошей опорой, певуче, без призвуков.

    в)  Дуговые скачки на октаву вверх и вниз. Исполнять легко и упруго (стаккато)

    г)  перекрестные движения рук

     пр.р.                              лев.р.                

    Лев.р.               пр.р.

д)  Дуговые скачки 1-м и 5-м пальцами. 1-й палец должен быть слегка закруглен, играет без толчка.

4.  Перенос рук с одной опоры на другую, расположенную на другом уровне. Исходное положение – руки на коленях. На счет «раз» - положить руки сверху на пюпитр; на счет «два» - сыграть звук, «три» - руки на коленях, «четыре» - сыграйте звук. Играйте сначала одной, затем двумя руками.

5. «Взлет» и «приземление».

Легкое отталкивание подушечкой пальца от клавиш. Упражнение выполняется без усилий. Играть всеми пальцами по очереди.

   и т.д.

6. Упражнение для 1-го и 5-го пальцев.

Легко взять интервал квинту или сексту 1-м и 5-м пальцами. Взяв интервал, ученик должен опереться на 1-й палец и поднимать и опускать 5-й, свободно открывая ладонь; поднимать и опускать 1-й. Упражнение выполнять как правой, так и левой рукой.

7. Легато на секундовых нотах.

а) Исполняется 2-м и 3-м пальцами. Начинать лучше с полутонов: ми-фа, си-до, до-до диез, и т.д. Следует , прежде всего, научить ученика вслушиваться в переход одного звука в другой.

б) Исполнять это упражнение пальцами: 1-2, 2-3, 3-4, 4-5 вверх и 5-4, 4-3, 3-2, 2-1 вниз.

в) Играть упражнения легато по 3 звука, по 4 звука по ступеням гаммы.

Предложите ребенку проговаривать свое имя: «Са-ша» - легато на 2 звука,

Са-шень-ка» - на 3 звука.

8. Упражнение на подкладывание 1-го пальца, для развития его ловкости:

        

9. Упражнение на боковые движения кисти (супинация и пронация).

а)

Кисть поворачивать по рисунку мелодии. Движения должны быть мелкими. Играть в разных тональностях.

б) Боковое движение кисти вверх, вниз по ступеням гаммы.

и т.д.

и т.д.

в) Пяти-пальцевые последовательности по полутонам. Играть с небольшими поворотами кисти в сторону 5-го пальца.

и т.д.

и т.д.

10. Подготовительные упражнения к гаммам. Цель – добиться плавного непрерывного исполнения гамм и гаммаобразных пассажей без толчков, ровно по звучанию и временным соотношениям. Такое исполнение будет зависеть от 2-х моментов: спокойного подкладывания 1-го пальца при смене позиции и ровного текучего легато внутри позиции. Основная причина толчков – малая подвижность 1-го пальца. Поэтому, чтобы обеспечить ровное и беглое исполнение в будущем, необходимо развивать ловкость 1-го пальца.

а) Правая рука играет по позициям, до конца клавиатуры. Правая вверх от «до», левая вниз. Сначала играть отдельно каждой рукой, затем 2-мя руками одновременно.

правая рука                        левая рука

б) Упражнение с задержанными звуками развивает независимость и силу пальцев.

Эти упражнения играть различными щтрихами: нон легато, портаменто (всей рукой сверху), стаккато, легато (спокойным, внешне почти незаметным движением пальцев, близко к клавишам).

Литература

1. Алексеев А. Методика обучения на фортепиано.

М., 1971. 2-ое изд. Доп.

2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М., 1990.

3. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.

4. Михелис В.А. Первые уроки юного пианиста. Л., 1962.

5. Рафалович В.  Транспонирование в классе фортепиано. Л., 1963.

6. Смирнова Т.И. Аllegro. Методические рекомендации. М., 1994.

7. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1985.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано

Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового ...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Проблема развития музыкальных способностей юных пианистов на сегодняшний день актуальна и занимает важное место на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Как правило, занятия начинаются с детьми...

2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...

Работа над техникой на начальном периоде обучения в классе фортепиано

Цель урока:     формировать системный подход в работе над инструктивным...

Открытый урок по предмету "Специальность и чтение с листа" на тему«Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения:  индивид...

Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения:  индивид...

Технологическая карта открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Планируемые  результаты:1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы  помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оце...