Методическая разработка «Увлекательное путешествие по стране Транспорта» (игровая программа
методическая разработка на тему
Методическая разработка «Увлекательное путешествие по стране Транспорта» предназначена для популяризации технического творчества среди детей. В ней раскрываются проблемы обновления методической базы по техническому творчеству. Она содействует распространению педагогического опыта, технологии формирования навыков практической деятельности, совершенствует технологии подготовки и проведения открытого массового мероприятия. Внедрение в образовательный процесс воспитательных, игровых технологий по техническому творчеству, расширяет технический кругозор обучающихся, формирует творческое мышление, что улучшает качество обучения. Применение различных форм организации образовательного процесса помогают избежать шаблонов в работе, акцентируют внимание обучающихся, вызывают большой интерес к занятиям в объединении начальное техническое моделирование, воспитывает у обучающихся чувство уважения к труду.
Цель: расширение кругозора младших школьников; развитие их познавательных и творческих способностей через включение в игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_uvlekatelnoe_puteshestvie_.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодежи администрации
города Алейска Алтайского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества
«Увлекательное путешествие
по стране Транспорт»
методическая разработка
игровой программы для младших школьников
Разработала:
Шемелина Римма Александровна
педагог дополнительного образования
Алейск
2014
Краткая аннотация
Данная методическая разработка предназначена для популяризации технического творчества среди детей. В ней раскрываются проблемы обновления методической базы по техническому творчеству. Она содействует распространению педагогического опыта, технологии формирования навыков практической деятельности, совершенствует технологии подготовки и проведения открытого массового мероприятия. Внедрение в образовательный процесс воспитательных, игровых технологий по техническому творчеству, расширяет технический кругозор обучающихся, формирует творческое мышление, что улучшает качество обучения. Применение различных форм организации образовательного процесса помогают избежать шаблонов в работе, акцентируют внимание обучающихся, вызывают большой интерес к занятиям в объединении начальное техническое моделирование, воспитывает у обучающихся чувство уважения к труду.
I. Введение
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Главное - это взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования, как механизм обеспечения полноты и цельности образования.
Третий год работаю по модифицированной программе «Веселые мастера», которая была разработана для дополнительного образования по направлению научно — техническое (познавательное) творчество. Составлена она на основе рабочей программы «Маленькие мастера» (начальное техническое моделирование) в соответствии с требованиями ФГОС.
Работая по новым стандартам, убеждаюсь в том, что новые подходы позволяют, мне как педагогу, решать ряд значимых воспитательных и образовательных задач, реализация которых направлена на формирование у детей творчества, поиска и созидания. Для того чтобы привлечь и удержать ребят на занятиях использую не только новые, но и традиционные интересные формы работы. Одной, из которых является игра. Так как в игровой занимательной форме ребята без особого напряжения повторяют пройденное, расширяют горизонты уже имеющихся знаний.
Цель: расширение кругозора младших школьников; развитие их познавательных и творческих способностей через включение в игровую деятельность.
Задачи:
- совершенствование методов и форм воспитательной работы;
- пополнить представления школьников об окружающем мире, истории развития техники;
- поиск новых форм по развитию творческих способностей учащихся;
- создание условий для проверки знаний, умений и навыков, полученных обучающимися;
- стимулирование творческой активности учащихся;
- способствовать формированию ответственности, самостоятельности, внимательности, воображения, навыков работы в коллективе и группе;
- создать для каждого ребенка ситуацию успеха.
Участники: воспитанники объединения 2 года обучения (8 — 9 лет)
Оформление:
- музыкальное: фонограммы веселых мелодий; песен:
- «Автобус» музыка и слова Е. Железновой;
- «Неразлучные друзья»;
- «Папа купил автомобиль». Музыка Зацепина;
- «Песенка про уличное движение» слова и музыка Нарусенко.
- оформление зала: украсить шарами. На переднем плане написано «Удивительное путешествие по стране транспорта», корабль «Творчество» с лицами ребят, на парусах написан девиз: «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается», модель самолета.
Оборудование и наглядный материал:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- листы бумаги, фломастеры, 2 пластиковые бутылки, старые газеты, 2 рулевых колеса, 2 якоря, мозаика, жетоны, эмблемы.
Действующие лица и исполнители:
- ведущая;
- Карандаш;
- Самоделкин.
Адресная направленности методической разработки
Предназначена данная разработка педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов.
Продолжительность мероприятия — 45 минут.
Методические советы для проведения игры
Для того чтобы игра прошла успешно, необходимо провести предварительную работу:
- подготовить и оформить: помещение, музыкальное оформление, слайдовую презентацию;
- осуществить техническую подготовку;
- написать сценарий;
- приготовить костюмы: Карандаша и Самоделкина
реквизит: из картона 2 рулевых колеса и 2 якоря, мозаики карет, эмблемы,
жетоны, закупить подарки, грамоты;
- подобрать загадки о транспорте и вопросы для конкурса «Угадай профессию».
В данной игре соревнуются две команды. Участникам команд прикрепляются на грудь эмблемы. После каждого конкурса жюри подводит итоги и вручает победившей команде жетон. В конце игры, команда, набравшая наибольшее количество жетонов занимает I место.
II. Основная часть
Ход мероприятия
Ведущая: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на игровой программе «Увлекательное путешествие по стране Транспорт». А помогать мне будут два сказочных героя. Попробуйте их узнать: «В одном небольшом, но очень красивом городе, в крошечном домике с самой настоящей черепичной крышей и старой печной трубой жили два маленьких волшебника. Да-да, самые настоящие волшебники, ни больше, ни меньше. Первый был волшебным художником. Он умел рисовать оживающие картинки. Всё что он рисовал, в ту же секунду из нарисованного превращалось в настоящее. А его друг умел мастерить разные невероятные машины. Хоть велосипед, хоть космический корабль. Раз-два – и готово. Больше всего на свете друзья любили путешествовать по свету». Итак кто это? (Ответы детей. Появляются учащиеся в костюмах Карандаша и Самоделкина)
Карандаш: Добрый день, ребята!
Самоделкин: Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Мы очень рады видеть вас.
Карандаш: И хотим пригласить вас отправиться в увлекательное путешествие, где вы сможете показать свои знания, умения, посоревноваться в ловкости и быстроте.
Самоделкин: И познакомить вас с историей развития техники.
Ведущая: Для игры нам нужны две команды: команда «Самоделкина» и команда «Карандаша». Чтобы никому не было обидно, сейчас каждый по очереди подойдет и возьмет одну эмблему, если на ней изображен Самоделкин — вы в его команде, если Карандаш, то у Карандаша. (Формирование команд)
Какая игра без жюри? Сегодня в жюри… (Представление жюри)
Команды готовы?
Самоделкин: Начнем наше путешествие, а вот на чем мы отправимся в путь, вы сможете узнать, отгадав наш кроссворд. За каждое правильно отгаданное слово команда получает 1 жетон. Выкрикивать не нужно, отвечать будет та команда, которая первой поднимет руку. (Ответы детей)
Ведущая: Пришло время предоставить слово жюри (Жюри вручает жетоны команде победительнице)
Карандаш: В начале люди ездили по свету,
Усадив себя в карету.
Ведущая: Слово «карета» происходит от латинского «carrus» - транспортное средство. Это закрытая пассажирская повозка с рессорами. Сначала кузов подвешивали на ремнях, но с XVIII века стали использовать пружины. Кареты наиболее часто использовались для личного пользования, позднее, как общественный транспорт. Были дилижанс, омнибусы, шарабаны. В России первые кареты появились в XVII веке.
Самоделкин: Встречались среди водителей кобыл очень лихие наездники. Они так носились, что их кареты разваливались просто на части. И сейчас вам предстоит выступить в роли мастеров – каретников.
Карандаш: 2 задание называется «Каретных дел мастера» вы должны из этих обломков собрать карету. Оценивается правильность сборки и скорость. (Составление мозаики)
Ведущая: Сейчас жюри подведет итоги этого задания. (Решение жюри)
Самоделкин: Однажды люди простых коней
Сменили на стальные.
И первым был велосипед,
За ним пошли другие.
Ведущая: В начале XIX века Карл Дрейз создал первый самокат, названный им «машиной для ходьбы». Затем его усовершенствовали многие, были изобретены: переднее поворотное колесо, педальный привод, седло, тормоз, пневматическая шина, воздушный ниппель. К концу XIX века современный облик велосипеда был сформирован. В XX веке лишь отдельные узлы и агрегаты усовершенствовались.
Самоделкин: 3 задание называется «Дизайнеры». Команде нужно придумать и нарисовать новомодный велосипед. Каждый член команды по очереди подходит к мольберту и рисует одну деталь от велосипеда. Оценивается скорость, оригинальность. (Команды рисуют велосипед)
Ведущая: Какая команда лучше справилась с этим заданием нам расскажет жюри.
Карандаш: На мотоцикле мчусь вперед
В бензине бак, мотор ревет.
Ведущая: Ребята, что вы знаете о мотоциклах? (Ответы детей)
Днем рождения мотоцикла принято считать 29 августа 1885 года, когда он был запатентован немецким инженером Готлибом Даймлером. Прародителем мотоцикла был велосипед. Мотоцикл появился чуть раньше автомобиля. В качестве топлива использовался керосин. Его массовое производство началось десять лет спустя.
Самоделкин: Чтобы мотор мотоцикла не ревел, как дикий зверь, нужно заменить бензиновый корм на экологически чистый.
Карандаш: 4 задание: «Накорми коня». Вот вам новые баки, а это экологически чистый корм. Ваша задача быстро заправить баки топливом. Для этого в эти пластиковые бутылки каждый участник команды должен затолкать свою газету. Какая
команда быстрее выполнит это задание получит очередной жетон. (Идет эстафета)
Ведущая: Слово предоставляется жюри.
Самоделкин: Вот пришел XX век
Сел в машину человек.
Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело,
Шум моторов, шорох шин –
Мчаться тысячи машин.
Ведущая: В XVIII веке русский крепостной Шамшуренков соорудил самобеглую коляску, а Иван Кулибин позже – самокатную повозку. В XIX веке немецкий изобретатель Карл Бенц запатентовал построенный им трехколесный экипаж с газовым двигателем. В это же время появился четырехколесный автомобиль с ДВС, созданный Г. Даймлером. В конце XIX века в США Генри Форд создал свой знаменитый автомобиль «Форд Т» и впервые внедрил массовое поточное производство автомобилей.
Первый полностью советский автомобиль был произведен заводом АМО в 1924 году, с этого момента начинается развитие советского автомобилестроения.
Ребята, а как вы думаете чему больше всего уделяется внимания в автомобиле нашего века? (Ответы детей)
В автомобиле XXI века большое внимание уделяется экологии, безопасности, улучшению ходовых частей, «интеллектуализации» автомобиля в целом.
Самоделкин: Я предлагаю всем поучаствовать в ралли на невидимомобилях. Как вы знаете, в настоящих ралли экипаж автомобиля должен за определенный отрезок времени, с заданной скоростью добраться до финиша не обращая внимания на внешние условия. Конкретное требование данного задания состоит в том, что каждой команде за 60 секунд нужно преодолеть эту трассу. Кто из команд уложится в это время тот и будет победителем. Руль служит еще и эстафетной палочкой. (Карандаш и Самоделкин с секундомерами следят за временем своей команды)
Ведущая: Какая команда точнее справилась с этим заданием нам расскажет жюри.
Карандаш: В паровые тихоходы
Забирались пешеходы
И могли они в пути
На ходу легко сойти.
А теперь под стук колес
Вас везет электровоз.
Не успел двух слов сказать –
Смотришь – надо вылезать!
Ведущая: Паровоз – это локомотив, получающий энергию от паровой машины. Ребята, как вы понимаете слово паровоз? (Ответы детей)
Первый паровоз был создан Ж.Кюньо 125 лет назад. Первая железная дорога открыта в Англии в XIX веке. Первый паровоз в России был разработан отцом и сыном Черепановыми. Электровозы приводятся в движение электродвигателями. Первые электровозы появились в конце XIX века в Англии. Большой вклад в их создание внесли инженеры разных стран. Первая электрифицированная железная дорога появилась в США. В России первые электровозы появились в 1932 году.
Самоделкин: Практически весь транспорт оборудован звуковыми сигналами, в основном они все стандартные, но некоторые умудряются поставить необычные, более крутые, модные. Все они имеют собственные названия.
Карандаш: Сейчас каждой команде нужно изобразить новый звуковой сигнал электровоза, на что он будет похож узнаем из этих карточек. Капитаны команд подойдите и выберите. (1 команде: «Парк юрского периода»; 2 - «Кошмар на улице Вязов»)
Ведущая: Итоги этого творческого задания подведет жюри.
Самоделкин: Хорошо думается в дальней дороге под стук колес. Можно играть во что угодно.
Карандаш: Наше 7 задание называется: «Угадай профессию». Условия данного задания: в купе вагона едут 6 человек, попробуйте по отрывкам из их речи определить, кто они по специальности. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон, если команда затрудняется с ответом то право ответа передается другой команде и жетон уходит соперникам. (Карандаш и Самоделкин по очереди задают вопросы, учащиеся отвечают)
- «А он все твердит мне, что это хлам и старье. А я ему говорю: «Предположим, что до капитального она пройдет еще тысяч двадцать» (шофер).
- «Оказалось, что я в спешке вместо треугольника соединил звездой» (электромонтер).
- «Погода просто собачья, потолок только 100 метров, а радиокомпас ни влево ни вправо. А тут еще дождь» (летчик).
- На звуке я ничего не мог понять, так что крикнул: «Давай ключом!» и тотчас же перешел на прием. И вдруг ясно слышу SOS» (радист).
- «Сначала снял пять соток. Мало. Снял еще две сотки. И в конце концов подогнал палец» (токарь).
- «Не было кислорода, пришлось током. А лист тонкий, так что у меня ничего не получилось, и я выбросил все к черту» (сварщик).
Ведущая: Какая команда больше угадала специальностей нам сейчас расскажет жюри.
Самоделкин: Корабли такими были,
Как игрушечные плыли,
Плыли месяц, плыли год…
Появился пароход.
Выплывают великаны,
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет.
Ведущая: Многовековая история мореплавания и судостроения хранит названия сотен, даже тысяч самых разнообразных кораблей. В IV веке у римлян был сильный парусный флот. Хорошими моряками были руссы, их ладьи совершали плавания в VI - VIII веках. В XIII веке появились полностью парусные корабли. Первый российский корабль был построен в XVII веке. Первые пароходы появились в конце XVIII века. В начале XX века - теплоходы с дизельным двигателем. В 60-х годах XX века построены атомоходы, имеющие силовую установку. Они обладают более высокими скоростями, неограниченной дальностью плавания, большой мощностью.
Карандаш: Ребята, как вы думаете, что общего между парусниками и современными кораблями? (Имеют якорь) (Ответы детей)
Самоделкин: 8 задание - «Поднять якорь». Каждому участнику морского экипажа нужно по очереди одной рукой выбрать якорь. Чей экипаж быстрее справится с этим заданием быстрее, тот и будет победителем. (Идет эстафета)
Ведущая: Сейчас предоставим слово нашему жюри.
Карандаш: Лишь одним ветрам послушный,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать.
Человек хотел летать.
Миновал за годом год,
Появился самолет.
Ведущая: Первые попытки построить самолет предпринимались в конце XIX века Можайским и Эдером, но они не смогли подняться в воздух из-за большой массы и слабых двигателей. Первый самолет, который оторвался от земли и совершил управляемый горизонтальный полет был построен братьями Райт в США в начале XX века Первый российский самолет был построен в 1910. Этот год считается годом рождения военно-воздушных сил России. В начале XXI века появились беспилотные самолеты.
Самоделкин: Это задание будет состоять из двух частей. Первое - представьте, что вы все работаете в конструкторском бюро на авиазаводе, разрабатываете и собираете новые летательные аппараты. Сейчас обе команды соберут из этих листов эскадрилью самолетов. Здесь будет оценивается внешний вид и конструкция самолета. (Складывание самолетов способом «Оригами»)
Карандаш: Наступило время второй части задания, нужно испытать летные качества самолета и вы превращаетесь в летчиков-испытателей. Ваша задача посадить свой самолет на маленький аэродром Северного полюса. (Запуски моделей самолетов)
Ведущая: Общий итог 9 задания подведет наше жюри.
Самоделкин: Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.
Ведущая: Ребята, что вы знаете о ракетах? (Ответы детей)
Ракета сегодня самый быстроходный вид транспорта на земле, потому что у нее совершенно особый вид двигателя – реактивный. Первые ракеты придумали в Китае 2000 лет назад. В начале XX века в России никому неизвестный учитель физик К. Циолковский решал задачу о полете к звездам. С. Королев в 1957 году создал первую ракету, которая была использована для запуска первого в мире спутника Земли. 12 апреля 1961 года в космос полетел первый советский космонавт Ю. Гагарин. На сегодняшний день в космосе побывали представители многих стран. Активно развивается космический туризм.
Карандаш: Ребята, а из каких частей состоит ракета? (Обтекатель, корпус, стабилизаторы) (Ответы детей)
Самоделкин: Сейчас каждый член команды превратится в какую-то часть ракеты. Команда должна собраться в «ракету» и затем отправиться в полет вокруг Луны. Если все понятно быстро превращайтесь в ракету. Ракеты на старт. Поехали. (Проходит эстафета)
Ведущая: Итоги последнего задания подведет жюри.
Ведущая: Ребята, понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей)
Карандаш: А все ли вы запомнили? Это мы сейчас проверим. За каждый правильный ответ команда может заработать дополнительно по одному жетону. (Карандаш и Самоделкин задают вопросы учащиеся отвечают)
- Как одним словом назвать самолет, паровоз, автомобиль?
Самоделкин: Какой транспорт появился первым?
Карандаш: В какой стране впервые внедрили массовое поточное производство автомобилей?
Самоделкин: В какой стране была запущена первая ракета в космос?
Ведущая: Молодцы, ребята! Все правильно запомнили. Подошло время подвести итоги нашей игры. Слово предоставляется жюри. (Жюри подводит итоги, вручает грамоты, призы)
Карандаш: Быстро время пролетело.
От кареты до ракеты
Мы промчались по планете.
Самоделкин: А сейчас мои друзья
Завершать игру пора.
Ведущая: Всем спасибо за игру,
Творческих успехов!
III. Заключение
Предложенная методическая разработка воспитательного мероприятия «Увлекательное путешествие по стране Транспорт» (игровая программа для младших школьников) и электронная презентация к данному мероприятию могут быть использованы во время каникулярного отдыха детей, а также во время мероприятий приуроченных к любому празднику: дню космонавтики, военно-морского флота, автомобилиста и т.д. Учащиеся с удовольствием участвуют в различных конкурсных заданиях, которые в зависимости от состава и возраста ребят могу варьироваться. Они помогут в увлекательной форме расширить и углубить знания ребят, полученные на занятиях, ввести их в мир научных и технических идей, активизировать всех ребят объединения. Проводить данную программу можно с учащимися, занимающимися в объединениях дополнительного образования, а также в школах и летних лагерях.
IV. Литература
- Белов Н.В. Современная энциклопедия для мальчиков.- Мн.: «Современный литератор, 1999;
- Браунбург Р. Авиация и воздухоплавание.- М: Мир книги, 2000;
- Грэм Й., Окслейд К. Большая энциклопедия транспорта.- М: Махаон, 2011;
- Данилов Л.В. Детская АВТОэнциклопедия.- М: РОСМЭН, 2012;
- Кинси Э., Харрисон Дж. Оригинальная энциклопедия транспорта.- М: Махаон, 2006;
- Миллер Т.А. Мир вокруг нас. - М: «Педагогика, 2001;
- Платонов А.В. Энциклопедия будущего адмирала. О флоте и кораблях.- М: Полигон, 2011.
Журналы:
«Мир техники для детей»; «Праздник в школе»;«Сценарии школьных праздников».
V. Приложения
№ 4. Загадки для кроссворда:
- Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей,
Что это? Скажи скорей! (транспорт)
- Стрекоза гудит большая
- Полетать вас приглашаю!
Кресла мягкие для вас
И пилоты высший класс! (вертолет)
- Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост -
И поднимется до звезд. (ракета)
- Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко!
Возит грузы и людей
Угадай, кто он, скорей! (автомобиль)
- По дороге на карете
Едут взрослые и дети!
Бубенцов заслыша звон
Знаем, это... (фаэтон)
- Не похож я на коня,
А седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я то и знай. (велосипед)
- Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Везет всех за собой. (поезд)
- Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. (мотоцикл)
- Какой же красавец
Всегда и везде
На суше родится -
А живет на воде. (корабль)
- Железная птица в небе кружится,
По сигналу пилота на землю садится. (самолет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Путешествие в страну знаний". 2 класс.
Данный урок разработан к УМК М. З. Биболетовой, 2 класс.На базе новой лексики учащиеся совершенствуют навыки монологической речи при описании сказочных персонажей, учатся читать букву Аа в закрытом сл...
Путешествие в страну Здоровье. Игровая программа
Цели: 1) продолжить формирование ответственного отношения к здоровому образу жизни, используя игровую форму занятия; 2) развивать стремление быть здоровым и успешным; 3) воспитание негативного восприя...
Открытый урок - праздник "Увлекательное путешествие в страну Глаголию с Мэри Поппинс»5 класс
Открытый урок -праздник "Увлекательное путешествие с Мэри Поппинс" 5 класс.Цель урока – знать морфологически признаки глагола, морфемный состав глагола, уметь определять спряжение глагола с ...
Методическая разработка Капнист Н.Н. Сценарий конкурсно-игровой программы «Fruit and Vegetables – Фрукты и овощи» в объединении «Увлекательный английский» (для учащихся второго года обучения)
КИП по теме «Fruit and Vegetables – Фрукты и овощи» для учащихся 8 - 9 лет....
Открытое занятие "Увлекательное путешествие в страну "Веселая гимнастика"
План – конспект открытого занятия "Увлекательное путешествие в страну «Веселая гимнастика» (возраст от 7 до 9 лет)...
методическая разработка занятия "Путешествие в страну кружев"
знакомство с особенностями коклюшечного кружева регионов России...
Методическая разработка "Увлекательный мир журналистики"
Данное занятие проводится в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Телестудия «БРИЗ». Предполагается знакомство с тележурналистской деятельностью. Используются индиви...