Открытый урок - праздник "Увлекательное путешествие в страну Глаголию с Мэри Поппинс»5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Открытый урок -праздник "Увлекательное путешествие с Мэри Поппинс" 5 класс.
Цель урока – знать морфологически признаки глагола, морфемный состав глагола, уметь определять спряжение глагола с безударным личным окончанием.
Задачи урока:
Познавательные – формировать умение извлечь информацию из текстов литературного произведения; формировать умение находить ответы на вопросы.
Коммуникативные – формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить высказывания в соответствии с поставленными задачами; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме и письменной; формировать умение работать в группе.
Регулятивные – формировать умение взаимоконтроля и самоконтроля;
Личностные – формировать умение выражать своё мнение; формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Предметные – повторить все о глаголе и узнать новое.
Тип урока – урок – повторение
Используемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 33.36 КБ |
лист задания | 48 КБ |
письмо | 24.5 КБ |
приложение | 17.21 КБ |
часть 1 | 2.38 МБ |
часть 2 | 933.03 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Содержательная часть:
2.1. Конспект урока
Использование дидактического материала (для презентаций № слайда) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые современные образовательные технологии |
Играет музыка из кинофильма «Мэри Поппинс, до свиданья». Слайд №1 | I. Организационный момент. Инициация. -Вы услышали музыку. Из какого она фильма? - Вы читали произведение Памелы Траверс « Мери Поппинс», смотрели фильм. Вам понравилось произведение? -Нас ждет удивительное путешествие с Мери Поппинс и сюрприз!! - Тема нашего урока «Глагол». Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.…Предлагаю «поздороваться локтями». -Надеюсь, что с таким настроением пройдет наш урок-праздник. | Ответы учащихся. Рассказывают о эпизоде, который увлек интересным содержанием. Улыбаются, касаясь друг друга локтями. | Здоровьесберегающие технологии Информационно-коммуникативные технологии. Активный метод обучения |
Слад №2 | I I. Проверка домашнего задания -Вы готовились к этому уроку серьезно и получили домашнее задание заранее. Результат мы увидим сейчас. Каждая творческая группа подготовила портрет Глагола и герб. Представьте свои работы. | Рассказывают о гербе и Глаголе. | |
Слайд №3(цель урока) Слайд №4 | I I I. Вхождение в тему . Вступительное слово учителя: - Сегодня вместе с Мэри Поппинс мы отправимся путешествовать в страну Глаголию. Цель нашего путешествия - повторить известные сведения о глаголе и узнать новое. -Путешествуя, Мэри Поппинс очутилась около неведомой страны высоких деревьев и густых трав. В просвете между зелеными кронами виднелся кусочек моря и что-то похожее на едва различимые вдали старинные ворота. (Ворота с надписью «МОРФОЛОГИЯ». От ворот идут дороги к замкам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол.) (слайд 4) - Куда же мы пойдем? -Существительные и прилагательные мы уже изучили, а теперь будем говорить о глаголе. «Глагол - самая живая часть речи. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие» -Какие же действия выражает глагол? | Отвечают на вопросы. Трудовые процессы (показ картинок, ученики приводят примеры – работать, копать, гладить и т. д.; Цвет (желтеть, белеть, голубеть, чернеть, зеленеть, синеть); Состояние (болеть, сидеть, седеть, дремать, спать, вечереть). (ученики приводят примеры) | Информационно-коммуникативные технологии. |
Слайд №5(текст) Слайд №6 (ключ) Под музыку П. И. Чайковского «Подснежник» слушают текст. Слайд №8(текст) Слайд № 10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 Запись на доске | Проработка содержания темы (практическая работа обучающихся). 1.Мы вспомнили, какие действия выражает глагол. Как в тексте мы находим глаголы? Обратимся к содержанию произведения знаменитой писательницы Памелы Трэверс. (слайд 5) Учитель зачитывает текст (приложение №1) - Ребята, как вы думаете, почему автор написал слова «Детская» и «Восточный ветер» с большой буквы? - Найдите в тексте глаголы. Вспомните, по каким признакам мы характеризуем самостоятельные части речи? - К какому признаку относится вид глагола? -Самостоятельно впишите в одну колонку глаголы совершенного вида, в другую – несовершенного. -Проверим (слайд 6). -Ребята, выполним самопроверку, отметьте в листе контроля свои результаты. Приложение №2 - Мы побывали в гостях у вида глагола, а теперь отправимся дальше. | Отвечают на вопросы. Слушают внимательно. Отвечают на вопросы. Ребята отвечают, что по морфологическим признакам (пост. и непост) Самостоятельно выполняют задание. Проверяют задание по слайду и записывают результаты в свой лист контроля. | Информационно-коммуникативные технологии. |
2.Распределительный диктант. Чтение стихотворения подготовленным учеником. ( приложение №3) - Ребята, что вы знаете о временах глагола? - Как изменяются глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени? -Какое самое любимое время года предпочитала Мери Поппинс? -Под замечательную музыку Петра Ильича Чайковского «Подснежник» послушайте текст (приложение №4). - Какое чувство произвел на вас текст и музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского? - Ребята, жизнь наша будет прекраснее, если мы будем любить, беречь и сохранять эту земную красоту. | Учащийся выразительно читает стихотворение Отвечают на вопрос. Весна. Ребята слушают текст под музыку П.И. Чайковского «Подснежник» Отвечают на вопрос, выражают свое мнение.
| Информационно-коммуникативные технологии. | |
-Наше путешествие продолжается. -Предлагаю игру, которая называется «Автобусная остановка». ( учитель помогает учащимся распределиться на группы) Группы расходятся по автобусным остановкам. ( настоящее, прошедшее и будущее время). -Выполните задание: распределите глаголы в три колонки: в первую – наст. вр.; во вторую – буд. вр.;в третью-прош.вр.;определите лицо, число, род.(слайд 8) Выполним взаимопроверку. Один из учеников проверяет работу другой группы. (приложение №5) - Проверим, что у нас получилось (слайд 10) -Сделаем вывод: какая группа выполнила задание без ошибок? Какие были допущены ошибки? Музыкальная физминутка для глаз. | Учащиеся распределяются по желанию на группы(5-6 человек) Ребята выполняют задание под музыку П.И. Чайковского «Подснежник» Каждая группа записывает на ватман глаголы в соответствии со временем. Ребята решают, кто будет проверять работу. Ребята делают выводы, анализируют ошибки. Выполняют под музыку физминутку для глаз | Технология использования в обучении игровых методов. Здоровьесберегающие технологии | |
3.Вопросы для обсуждения: - Ребята, а какие глаголы не имеют лица, числа и времени? (НФГ) Неопределенную форму еще называют инфинитивом. - Назовите разноспрягаемые глаголы. - Какие глаголы мы называем переходными и непереходными? -На вашем листе есть тект (приложение №6) (слайд 11) - Найдите в этом тексте глаголы, какими членами предложения они являются? Укажите грамматическую основу. - Проверим самостоятельно (слайд 12) -Оцените себя. Запишите результаты в лист контроля. | Отвечают на вопросы. Проверяют выполненное задание Записывают результаты в лист контроля. | Информационно-коммуникативные технологии. | |
4.Игра. Обратная связь (проверка по цветным сигналам).
-Замечательное путешествие с Мэри Поппинс! Вам нравится? Предлагаю поиграть, но перед игрой мы повторим правило о спряжении глаголов. -У вас есть сигнальные карточки. Внимание, условия игры (запись на доске): Зелёного цвета: глаголы 1-го спряжения Жёлтого цвета: глаголы 2 спряжения Красного цвета: глаголы исключения (учитель с учениками анализируют допущенные ошибки) - Итак, ребята, мы сегодня путешествовали с Мэри Поппинс по стране Глаголия. Повторили морфологические признаки глагола. | По опорной таблице ученик рассказывает правило. Поднимают сигнальные карточки в соответствии спряжения глагола. Объясняют ошибки, опираясь на правило. | Технология использования в обучении игровых методов. | |
Звучит музыка из фильма. Слайд №15 Слайд №16 | Дополнительный материал - Ребята, вы любите гулять? Мы продолжаем путешествовать с Мэри Поппинс, отправляясь гулять в парк. Ученик читает стихотворение «ОДЕТЬ ИЛИ НAДЕТЬ?» (приложение № 8 ) - Придумайте предложения ,используя правильно слова «ОДЕТЬ И НАДЕТЬ» -Распределите слова в две группы, используя правильно слова «ОДЕТЬ И НАДЕТЬ» -Выполним взаимопроверку. | Ученик читает выразительно стихотворение. Устно придумывают предложения и анализируют правильность выбора слова. Записывают слова в таблицу. Проверяют задание и записывают результаты в лист контроля. | Информационно-коммуникативные технологии. |
Слайд №17 | 5. Домашнее задание -Каждый второй четверг с часу до шести Мэри Поппинс брала выходной. Отправляясь отдыхать, она давала поручения Майклу и Джейн: сделать уборку и приготовить ужин. - Как вы думаете, кому из детей она поручила сделать уборку, а кому приготовить ужин? - Напишите небольшое сочинение «Мое увлекательное путешествие с Мэри Поппинс», в котором вы должны употребить как можно больше глаголов. Это и будет вашим письменным домашним заданием. А устно повторите определение глагола и его признаки. Только учите не так, как незадачливый ученик из стихотворения. «Я учу глаголы» (приложение № 9) | Отвечают на вопросы. Ученик читает стихотворение «Я учу глаголы» | |
Слайд №18 | IV. Итог урока. Рефлексия - Наше путешествие с Мэри Поппинс закончено, давайте подведем итоги. -Ребята, давайте ещё раз вспомним, что вы знаете о глаголе? -Вспомните, какие учебные задачи мы ставили в начале урока? -Оцените свою работу на уроке и посмотрите в «Лист контроля». Некоторым следует еще раз повторить все о глаголе. Отметьте в листе контроля, что вы узнали на уроке: Я узнал на уроке много интересного и многое запомнил. Я узнал многое на уроке, но не всё запомнил. Я узнал мало и мало что запомнил, нужно ещё повторить. - Для вас Мэри Поппинс оставила сверток. Вспомните, что нашли дети? Письмо. Открывайте! (письмо, книга, подарки) -Вам понравилось общение с Мэри Поппинс? - Следующее наше путешествие с Мэри Поппинс в страну Причастие и Деепричастие. . Можно взять именные шары с сюрпризом, которые нас принесут в загадочные страны Морфологии. Удачи!! До встречи!!! V. Выставление оценок. В конце звучит саундтрек из кинофильма «Мэри Поппинс, до свиданья». | Самопроверка и самооценка собственной учебной деятельности Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Отвечают на вопросы. | Информационно-коммуникативные технологии. |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал.
И._________________________________________________________
Задание № 1.
1 вариант | 2 вариант |
Совершенный вид | Несовершенный вид |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. |
Задания № 3.
Найди в тексте глаголы. Каким членом предложения они являются? Выдели грамматическую основу.
1 вариант
Рыжая корова набрала воздуху - и прыгнула. Земля сразу оказалась далеко – далеко внизу. А корова взлетала в небо все выше и выше.
2 вариант
Корова зажмурилась и, пролетая над луной, она наклонила голову к земле и ощутила, что звезда соскользнула с ее рога. С грохотом и звоном покатилась звезда по небу.
И._________________________________________________________
Задания № 4.
Распредели номера слов в соответствии с правилом употребления речи.
Укажи номер слова.
1)Ребенка,2) туфли, 3)больного, 4)куклу, 5)бабушку, 6)дедушку, 7)форму, 8)пальто, 9)девочку, 10)шапку, 11)платье, 12)костюм.
1вариант. Одеть | 2 вариант Надеть |
Ф.И._________________________________________________________
Задание № 2.
Выдели спряжение, лицо и число.
1 вариант | 2 вариант | |
Настоящее время | Будущее время | Прошедшее время |
Обливает Согревают Взлетают Поют Подглядывают Тают | Потянут Зеленеют | Была Отправилась Зажурчал Выглянул Согрел |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Мэри Поппинс искала дом номер 17 на Вишневой улице. Джейн и Майкл тем временем сидели в Детской, глазели в окно, представляли, кто к ним придет. На улице гудел Восточный ветер, голые ветки вишен трепетали. Дети увидели, что в ворота вошла женщина. Одной рукой она придерживала шляпку, а в другой несла саквояж. Вдруг ветер подхватил ее, поднял в воздух и понес от ворот прямо к парадной двери дома.
Совершенный вид | Несовершенный вид |
увидели вошла подхватил поднял понес | искала сидели глядели представляли гудел трепетали придерживала несла саквояж |
Приложение №2
Задание: самостоятельно выписать в одну колонку глаголы совершенного вида, в другую – несовершенного.
Приложение №3
Прошедшее время –
То, что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время
Приходит теперь:
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».
Будущее время
Еще не пришло:
«После уроков
Пойдем мы в кино».
Приложение №4
Любимым временем года Мэри Поппинс была весна – апрель. Она отправилась в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки. Слышна чудесная трель птиц. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. Весело поглядывают по сторонам первые цветы. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок, которого согрел душу Поппинс лаской и любовью.
Приложение №5
Настоящее время | Будущее время | Прошедшее время |
Обливает Согревают Взлетают Поют Подглядывают Тают | Потянут Зеленеют | Была Отправилась Зажурчал Выглянуло Согрел |
Приложение №6
Рыжая корова набрала воздуху - и прыгнула. Вот это был прыжок! Земля сразу оказалась далеко – далеко внизу. А корова взлетала в небо все выше и выше. Корова зажмурилась и, пролетая над луной, она наклонила голову к земле и ощутила, что звезда соскользнула с ее рога. С грохотом и звоном покатилась звезда по небу.
- Найдите в этом тексте глаголы, какими членами предложения они являются? Укажите грамматическую основу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Знать морфологические признаки глагола,морфемный состав глагола Уметь определять спряжение глагола с безударным личным окончанием
Морфология Имя прилагательное Имя существительное
Мэри Поппин c искала дом номер 17 на Вишневой улице. Джейн и Майкл тем временем сидели в Детской, глазели в окно, представляли, кто к ним придет. На улице гудел Восточный ветер, голые ветки вишен трепетали. Дети увидели, что в ворота вошла женщина. Одной рукой она придерживала шляпку, а в другой несла саквояж. Вдруг ветер подхватил ее, поднял в воздух и понес от ворот прямо к парадной двери дома.
- Совершенный вид Несовершенный вид Выборочный диктант. Увидели Вошла Подхватил Поднял Понес Придет
Все- очень хорошо Все- очень хорошо 4-5 слов- хорошо 7-6 слов- хорошо 3 слова- слабо 5-4 слов- слабо Менее 2 слов Менее 2 слов ПОВТОРИ правило! Проверь! Соверш.вид. Несовер.вид.
Любимым временем года Мэри Поппинс была весна – апрель. Она отправилась в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки . Слышна чудесная трель птиц. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. Весело поглядывают по сторонам первые цветы. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок, которого согрел душу Поппинс лаской и любовью.
настоящее время будущее время прошедшее время обливает ( 1 спр.3л. ед. ч.) согревают (1спр. 3л. мн. ч. ) тают (1спр.3л. мн. ч.) взлетают (1спр.3л. мн. ч.) поют (1спр.3л. мн. ч.) поглядывают (1спр.3л. мн. ч.) зазеленеют (1спр.3л. мн. ч.) потянут (1спр.3л. мн. ч.) была (1спр. ед. ч.) отправилась (2спр. ед. ч.) зажурчал (1спр. ед. ч.) выглянул (1спр. ед. ч.) согрел (1спр.ед.ч.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 в. Рыжая корова набрала воздух –и прыгнула. Земля сразу оказалась далеко-далеко внизу. А корова взлетала в небо все выше и выше. 2 в. Корова зажмурилась и, пролетая над луной, она наклонила голову к земле и ощутила, что звезда соскользнула с ее рога. С грохотом и звоном покатилась Звезда по небу.
1 в. Рыжая корова набрала воздух –и прыгнула . Земля сразу оказалась далеко-далеко внизу. А корова взлетала в небо все выше и выше. 2 в. Корова зажмурилась и, пролетая над луной, она наклонила голову к земле и ощутила , что звезда соскользнула с ее рога. С грохотом и звоном покатилась Звезда по небу.
1 в. 2 в. Все- очень хорошо 1 ошибка - хорошо Более –повтори правило! Все- очень хорошо 1 ошибка - хорошо Более –повтори правило!
1 спряжение 2 спряжение Все остальные глаголы 1)Все на - ИТЬ (кроме брить,стелить); 2)7 на - ЕТЬ : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; 3)4 на -АТЬ : держать, слышать, дышать, гнать.
ОДЕТЬ (кого-нибудь) НАДЕТЬ (что-нибудь) ребенка больного пальто костюм бабушку дедушку форму девочку куклу пальто туфли шапку платье
ОДЕТЬ (кого-нибудь) НАДЕТЬ (что-нибудь) ребенка больного пальто костюм бабушку дедушку форму девочку куклу пальто туфли шапку платье
ОДЕТЬ (кого-нибудь ) НАДЕТЬ (что-нибудь ) 1)ребенка 3)больного 4)куклу 5)бабушку 6)дедушку 9)девочку 2)туфли 7)форму 8)пальто 10)шапку 11)платье 12)костюм П р о в е р ь! Все –очень хорошо 1 ошибка –хорошо Более 2ошибок -повтори правило!
Прочитай книгу Памелы Трэверс «Мэри Поппинс» и нарисуй глагол. Домашнее задание:
До встречи , Мэри Поппинс !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Путешествие в страну информатики"
Урок- игра, урок- путешествие для учащихся 5х классов....
открытый урок по теме "Путешествие в страну английского языка"
Цели урока: Активизация навыков письма.Активизация монологической, диалогической устной речи.Тренировка грамматических навыковЗаинтересовать ученика в изучении английского языка, через игровую ф...
открытый урок по теме "Путешествие в страну английского языка"
Цели урока: Активизация навыков письма.Активизация монологической, диалогической устной речи.Тренировка грамматических навыковЗаинтересовать ученика в изучении английского языка, через игровую ф...
Открытый урок по математике "Путешествие в страну "Дроби". Действия с десятичными дробями".
Образовательные: обобщение и систематизация знаний и умений о десятичных дробях; закрепление и усовершенствование навыков действий с десятичными дробямиКоррекционно-развивающие: развитие интереса к пр...
Конспект открытого урока "Праздники и обычаи разных стран"
Цели урока:Учебно-практическая: активизация и закрепление лексики по теме: “Праздники и обычаи разных стран”, развитие навыков устной речи, формирование гибких и вариативных умений говорить, развитие ...
Открытый урок по теме "Путешествие в страну цветов"
План-конспект занятия по теме "Цвета" для детей дошкольного возраста...
Презентация к открытому уроку по теме: "Путешествие в страну «Сказка»" (Математика 5 класс)
Презентация к открытому уроку математики в 5 классе по теме: "Путешествие в страну «Сказка»"....