методическая разработка занятия "Путешествие в страну кружев"
план-конспект по теме
знакомство с особенностями коклюшечного кружева регионов России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 25.9 КБ |
приложение 2 Словарик кружевницы | 572.5 КБ |
приложение3 Сколки фрагментов кружева | 923.17 КБ |
презентация - часть1 | 1.3 МБ |
презентация - часть 2 | 2.73 МБ |
презентация - часть 3 | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: “Путешествие в страну кружев”.
Тип занятия: Обобщение и систематизация знаний и умений.
Цель: создание условий для систематизации изученного материала по теме “Сцепная техника плетения”, выявление уровня овладения системой ЗУН, опытом творческой деятельности по кружевоплетению.
Задачи:
- Обучающие:
- Обобщить знания по специальной терминологии
- Совершенствовать умения и навыки работы со сколком;
- Совершенствовать практические навыки плетения кружев сцепной техникой
- Познакомить учащихся с разновидностями и особенностями коклюшечного кружева регионов России
- Развивающая – развивать внимательность, логическое мышление, моторику рук
- Мотивационная – пробудить интерес к дальнейшему изучению кружева
- Воспитательная – воспитывать аккуратность, точность в работе, эстетичность, трудолюбие.
Материалы и оборудование:
Материалы, инструменты, приспособления: коклюшки, нитки, барабаны, подставки под барабаны, сколки кружев регионов России, крючки, шило.
Наглядные пособия: электронная презентация «Вологодские кружева», «Балахнинские блонды», видеоролик “Русское кружево; плакат «Этапы работы со сколком», плакат «Безопасные приёмы работы при плетении кружев» ”; образцы кружев регионов России, выполненные педагогом и выпускниками тв. объединения.
Этапы занятия:
- организация учащихся к занятиям (2 мин)
- целеполагание и мотивация (3 мин)
- повторительно-обучающая работа по пройденному материалу (5 мин)
- работа по осмыслению и усвоению нового материала (20 мин)
- работа по закреплению изложенного материала (5 мин)
- работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков (40 мин)
- подведение итогов (10 мин)
- уборка рабочих мест ( 5 мин)
План-конспект занятия
I. Организационный момент
Проверка готовности обучающихся к занятию, явка на занятие, сообщение темы занятия
Слайд 1 “ Путешествие в страну кружев”
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
II. Целеполагание и мотивация
Педагог:
Цель нашего занятия - повторить и обобщить знания и умения по теме “Сцепное кружево”.
Сегодня я приглашаю вас в необычное, интересное путешествие. Где вы узнаете ещё больше о волшебстве, нежности, изяществе кружева.
Итак, путешествие начинается.
III. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу
Педагог:
Для того, чтобы мы хорошо ориентировались в пути надо вспомнить все волшебные «кружевные слова»
Слайд 2
Педагог:
Возьмём мячик-клубок и, передавая или бросая друг другу называем «кружевные слова»
тест – игра на знание терминов кружевоплетения
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Словарь кружевницы»)
Слайд 3
VI. Работа по осмыслению и усвоению нового материала
Педагог:
А теперь, внимание на экран
На экране демонстрируется видеоролик «Русское кружево»
(http://koklushki.ru/)
Педагог:
Мы уже сплели и анализировали достаточно много кружев. И знаем, что коклюшечные кружева отличаются многим одни от других. Чем?
Ответы детей:
Есть плотные и редкие, ажурные. Цветные и однотонные. Есть мерные и сцепные. Разные узоры, орнамент. Применяются разные нитки: лён, шёлк, хлопок, люрекс и т.д.
Педагог:
Правильно. У большинства людей кружево ассоциируется с Вологдой или Балахной. На самом деле кружевных центров в России достаточно много : Киров, Елец, Ростов, Михайлово, Кириши…
Остановимся подробнее на Вологде. Какое же оно всё - таки, вологодское кружево?
Сообщение учащейся «Вологодские кружева» (домашняя работа)
Слайды 4, 5
Педагог:
А теперь отправимся на Нижегородчину – в Балахну
Сообщение учащейся «Балахнинские блонды» (домашняя работа)
Слайд 6, 7, 8
Педагог:
Ну а я продолжу экскурс по кружевам России
Рассказ педагога об отличительных особенностях кружев
разных регионов России
Слайды 9-25
V. Работа по закреплению изложенного материала
По окончании презентации педагог предлагает обучающимся рассмотреть образцы разных кружев и сколков кружев для закрепления новых знаний.
Педагог:
А теперь я предлагаю вам индивидуальное путешествие в ту страну кружев, которую вы выберете сами.
Попробуем сплести кусочек кружева Белёвского или Киришского, Вологодского или Вятского (Кировского).
Педагог предлагает выбрать сколки и начать подготовительные работы
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Педагог:
Чтобы сплести все эти изящные кружева, что нам необходимо?
Ответ детей :
Оборудование, инструменты, материалы.
Слайд 26
Педагог:
Давайте вспомним, что относится к оборудованию?
Ответ детей :
Барабаны, подставки .
Педагог:
А что относится к инструментам?
Ответ детей :
Коклюшки, булавки, ножницы, крючок, шило.
Педагог:
А как правильно обращаться с инструментами вы знаете?
Ответы детей –
Повторение правил безопасной работы при плетении кружев.
VI. Работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков
Слайд 27
Подготовительные работы:
- Работа со сколком
Педагог напоминает правила работы со сколком:
- Определить элементы кружева ( плетешок, полотнянка, сетка, вилюшка, насновка, виды скани, отвивная петелька, сцепка, ложные плетешки, )
- Определить начало плетения
- Определить необходимое количество пар коклюшек
- Произвести расчёт количества ниток для плетения
- Подготовка сколка к работе: прикрепить к барабану, проколоть шилом места накола булавок
- Намотка ниток на коклюшки
Педагог контролирует правильность намотки ниток, утяжку, правильность завязывания узелка.
Применение знаний в новой ситуации.
- Плетение образца кружева
Во время работы детей педагог выполняет текущий инструктаж:
Следит за организацией рабочего места, соблюдением ТБ, соблюдением технологии и качества выполнения элементов кружева, помогает в выполнении усложнённых , трудоёмких моментов.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Анализ характерных ошибок и их причин.
Самоконтроль, взаимоконтроль обучающихся.
Демонстрация педагогом лучших работ.
Ответы учащихся на вопросы:
- Интересным было наше путешествие?
- Какие кружевные центры России вы теперь знаете?
- Каковы основные отличительные особенности кружев регионов России?
Тест «Проверь себя»
(на знание основных отличительных особенностей
кружев регионов России)
Слайд 28
- Что оказалось сложным при выполнении работы?
- Хотели бы вы сплести большое изделие в такой технике? Почему?
Педагог предлагает дома оформить очередную страничку Альбома Мастерицы: новые слова, свои впечатления .
Слайд 29
VIII. Уборка рабочих мест:
Педагог напоминает о необходимости привести в порядок инструменты, накрыть тканью барабаны с изделиями, убрать подставки с барабанами в специально-отведённое место.
Литература
Лукашёва Р.А. Русское кружево. Основы художественного ремесла М.: «АСТ ПРЕСС», 1998. – 144 с.:ил.
Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево М.: «Изобразительное искусство», 1993. – 224 с.:ил.
Белозёрова И.Е., Блинова Л.И. Русское кружево. Школа плетения на коклюшках М.: ИД «РИПОЛ классик», 2005. – 320 с.:ил.
Пересторонина В.Д. Вятские кружева Горький: Волго-Вятское книжное изд., 1982. – 168 с.:ил.
http://kruzh.com/galleries/lace/
http://www.koklkru.ru
Предварительный просмотр:
Т
Техника плетения (вид)— численный, сцепной, многопарный и парносцепной
У
Узор — основа композиции и плетения кружева.
Ф
Фестон — нижняя зубчатая кайма кружевного края.
Х
Ходовая пара коклюшек — пара коклюшек, на которые наматывается большое количество ниток, чем на другие пары. Эта пара — основа всего кружева: за ее счет создается основная база полотнянки и прочих элементов плетения. Ходовую пару коклюшек используют по принципу непрерывного зигзага: края закрепляются булавками, и дальше, дальше, дальше.
Ч
Численное (счетное) кружево — ажурный узор из различных элементов кружева, полученный на коклюшках без сколка, по счету перевива нитей
Ш
Шантильи — один из видов плетеного кружева Франции. Производился в городах Шантильи, Байе, Кане, Пюи. Черные шелковые кружева с изящным цветочным орнаментом на фоне тонкого тюля
Штучное кружево — в производстве кружево называется штучным, когда целый предмет сплетен полностью из кружева: скатерть, покрывало, занавеска, женское платье и тп.
8
А
Аграмант — мерное кружево с волнистыми краями с двух сторон
Алансонские кружева (фр. point d’Alencon) — вид классического игольного кружева или шитый иглой гипюр, Кружева, получили свое название от города Алансона в Нормандии. В настоящее время почти не существуют в продаже.
Англетер — вид брюссельского плетеного кружева, производимого в конце 17 начале 18 вв. Очень разнообразные ажурные сетки, детали цветочного узора часто подчеркиваются мелким рельефом. Узор и фон плетется одновременно.
Аганжаты — двойные кружевные оборки на рукавах.
Б
Балалайки — кружевной край численной техники плетения с зубцами, похожими на балалайки
Бить, площенка — расплющенная проволока, часто вводимая в русское металлическое кружево. Материалом служили белое или позолоченное серебро и медь. Тонкая узкая металлическая полоска, используемая для вышивания.
Блонды — нитяное кружево с цветочным рисунком западноевропейского типа из тонкого несученого шелка-сырца золотисто-желтого цвета, который и дал название кружеву. Производились в городах Кане, Байе, Пюн (во Франции). В России выплеталось в г. Балахна Нижегородской губернии
Бубенцы (бубенчики) — кружевной край численной техники плетения с полукруглыми плотными зубцами
1
В
Валансьен — тонкое кружево, без рельефа, имеет плотный узор и фон из круглых ячеек. Названо кружево по центру производства городу Валансьену ( Франция). С середины XVIII века в данном кружеве появляется растительный орнамент на фоне мелких четырехугольных ячеек. В России такого типа кружева плели в Мценске и в Паленской школе кружевниц (Вологда)
Вилюшка — непрерывно изгибающаяся тесемка, может быть любого типа плетения, чаще всего полотняного. Посредством вилюшки выкладывается основной узор сцепного кружева
Валик - подушка цилиндрической формы, для плетения кружев, набиваемая опилками, сеном, соломой
Вставка — форма кружева, вшиваемого в ткань. Она может иметь вид геометрической фигуры или какого-либо природного мотива.
Г
Гипюр — один из видов шитого иглой или плетеного на коклюшках кружева. Имеет плотный узор без решеток. Выплетался в Италии и Фландрии ( во Франции)
Гречишка - так называется решетка в елецком кружеве
Гребешки — элемент кружевных узоров в виде мелких зубцов. Пример: сквозная фигурная решетка.
Д
Денежка — ромбический узор, выполненный полотнянкой или сеткой, в численной и парной техниках плетения Долевые нитки — нитки, которые идут по узору кружева.
Долевые пары - пары, которые идут по узору кружева.
2
2)В многопарном кружеве является основным фоном. Выполняется путем переплетения нитей в определенном порядке
Росколь — народное название одного из основных элементов кружева — сетки
С
Сетка — один из основных элементов коклюшечного кружева, способ переплетения нитей с их диагональным расположением. Выполняется по схеме: перевить-сплести ( в ползаплета).
Скань — утолщенная нить (белая или цветная), проложенная по краю или центру тесемки, придающая особую рельефность и выразительность. Различают 5 видов скани: полотнянку, веревочку одностороннюю и двустороннюю, косичку одностороннюю и двустороннюю
Сколок — технический рисунок кружева. Используется при многопарном и сцепном плетении
Сплести — основной прием плетения одной парой, обозначает : переложить внутреннюю коклюшку из правой руки под внутреннюю коклюшку из левой руки, т.е. две внутренние коклюшки поменять местами в обязательно строгом порядке — правую под левую
Сухарики – тоже что и кирпичики. Кружевной край плотного плетения численной техники, имеет слабо выраженные зубцы
Сцепка (сцеп) - прием соединения элементов узора посредством крючка
Сцепное кружево — кружево тесемочного типа, плетеное небольшим числом пар коклюшек, элементы которого соединены при помощи сцепов. В сцепной технике обычно выполняют вещи штучного характера : косынки, воротнички, салфетки, скатерти и пр. 7
Паучок — элемент коклюшечного кружева, имеющий лучевую структуру и плотную середину
Плетешок - основной элемент кружева: туго сплетенный шнур из 4 нитей ( на двух парах)
Позументное кружево — плотное кружево численной техники плетения ( без зубцов) из одних плетешков, образующих ромбическую решетку
Полотнянка — один из основных элементов коклюшечного кружева, способ переплетения нитей по схеме: сплести-перевить-сплести ( в полный заплет). Структура переплетения аналогична ткани полотна. Различают полотнянки: без перевива пар, в перевив крайних долевых пар, в перевив ходовой пары, в перевив всех пар
Подставка — деревянное сооружение для поддерживания подушки во время плетения. В деревнях для такой цели использовали корзинку или просто лукошко. Квадратные подушки на ящиках, принятые в Европе, иногда использовались в помещичьих мастерских.
Подушка — одно из главных приспособлений при плетении кружева, на котором закрепляется рисунок и само кружево по мере его исполнения. Подушка в виде валика, туго набитого сеном, соломой, реже — опилками.
Позумент — плотная тесьма, тканая из металлических нитей. Часто бывает узорной. Тоже самое, что и галун.
Р
Решетка —
1)В сцепном кружеве заполняет свободное пространство в основном узоре и служит фоном. Состоит из плетешков, насновок и паучков в любом сочетании
6
Ж
Жучок(паучок) — элемент полотняного плетения, имеющий овальную форму, выполняется по определенной схеме, различают жучков на 4 и 6 парах
Жемчужная решетка — употребляется в льняном кружеве. Рисунок решетки восходит к приему украшения жемчугом металлического кружева XVII в. Позднее в елецком кружеве сложился узор, получивший название жемчужной решетки.
З
Закидка - технический прием, выполняемый при плетении поворотов в кружеве. Существует несколько типов закидки.
Закрайка — верхняя часть кружевного края
Зашивка — конечная обработка конца кружева.
К
Кирпичики — кружевной край плотного плетения численной техники, имеет слабо выраженные зубцы
Клюни — один из видов сцепного кружева, повторяющий выплетаемый в XIX веке узоры из музея Клюни
Колуны — народное название кружева клюни
Коклюшка — основной инструмент кружевницы, деревянная палочка с шейкой для намотки ниток
Корченки — сложенная вдвое насновка, элемент отделки, вносит определенную пикантность в изделие
Край — мерное кружево, имеющее с одной стороны ровный край, а с другой — волнистый
Коклюшки — инструмент для исполнения кружева, в виде палочек с шейкой для намотки ниток.
3
М
Малин — вид многопарного кружева, производилось в Брабанте, Малине, Антверпене. Имеет сходство с кружевами валансьен: плотный орнамент с узорной сеткой фона, затем появился цветочный орнамент на тюлевом фоне. Выплеталось русскими мастерицами Мценска, Ельца, а так же в помещичьих усадьбах и при монастырях
Мушки — см. жучки, местное название
Многопарное кружево — ажурный узор: плотные геометрические формы на фоне прозрачной решетки, способ плетения сколочного кружева с применением большого количества пар коклюшек
Мерное кружево — кружево в виде полосы ( аграмант, край, прошва), выплетается метражом, может выплетаться в отдельных случаях в сцепной технике
Мысы — кружевной край численной техники плетения с треугольными зубцами
Мишура — медный материал для плетения металлического кружева
Н
Насновка — один из основных элементов коклюшечного кружева плотного рельефного плетения различных форм: овальной, квадратной, четырехугольной, круглой, полукруглой, треугольной
4
О
Оплет - кружево в виде замкнутой прямоугольной, круглой или овальной каймы, служит для отделки и украшения предметов одежды и интерьера ( платки, салфетки, скатерти…)
Отвивная петля (пико)— дополнительный элемент коклюшечного кружева. в виде петельки в одну нитку, служит для украшения, применяется в плетешковых решетках
Отметные — разновидность бубенцов с более сложной техникой плетения и своеобразным рисунком
Основной узор — термин применяется в сцепном кружеве, и обозначает ведущий рисунок кружева. Имеет плотную лентовидную структуру, может быть выложен полотнянкой одинаковой ширины как в вологодском кружеве, либо изменять ширину и плотность тесемки как в вятском и елецком кружевах
Основные элементы плетения — их четыре. Плетешок, полотнянка, сетка и насновка. Из них может быть составлен любой кружевной узор.
П
Павлинка — кружевной край численной и парной техники плетения с прозрачными полукруглыми зубцами
Парносцепное кружево — кружево, в котором фрагменты многопарного плетения соединяются при помощи сцепа
Перевить — основной прием плетения обозначающий: переложить правую коклюшку через левую.
Прошва (прошивка) — форма кружева с ровными кромками, без зубцов. Она, как правило, предназначалась для пришивания к двум полотнищам ткани в качестве проставки.
5
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кружево всегда напоминает драгоценную паутину. Коклюшечное кружево - особая изысканность, воздушность, ажурность. Своим изяществом, чистотой и внутренней гармонией кружево может украсить любой наряд: от вечернего платья до летнего сарафана, в доме создает уют и теплоту домашнего очага.
Балахна Вологда Кириши (Ленинградская обл.) Елец (Липецк) Вятка (Киров) Михайлов (Рязань) Основные центры кружевоплетения в России
Вологодские кружева - занимает в России первое место по выпуску кружев. Отличаются четким делением на фон и рисунок, четким построением геометрических узоров, край оканчивается плавно очерченным зубцом. ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО
Вологодское кружево состоит из крупного, выразительного узора, исполненного плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавной полотнянкой , четко вырисовывающейся на фоне узорных решеток. Скань толстая. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, вееров. Преобладали растительные формы узора с плавными певучими контурами, которые выкладывались плотной узкой равномерной полотнянкой с одинаково плотным плетением. Крупные, выразительны формы узора с основным мотивом пяти - или семилепесткового округлого цветка
Особенностью балахнинского кружева является многопарная техника плетения – самая сложная и трудоемкая. В ней применяется большое количество пар коклюшек, доходящих до 500 пар. Выполняется из шелковой нити золотистого или черного цвета. Скань предпочитается витая Большое внимание плетеи уделяли разработке решеток Многопарное кружево Балахны
Своеобразность « балахонского манера» заключалась в легкости тюлевых решеток, на которых располагаются густые букеты цветов и винограда. Орнамент почти всегда очерчен толстой шелковой нитью, и внутреннее пространство между лепестками заполнено прозрачной решеткой .
Мотивы его узоров не выделяются оригинальностью: это все те же павы, орлы, цветущие деревья, только их очертания четки, силуэты изысканны. Нигде нет и такого разнообразия в формах деревьев.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основным орнаментом елецких кружев является растительный, выполняемый сцепной техникой плетения. Эти кружева выглядят более тонкими и ажурными за счёт того, что все узоры выполняют полотнянкой , переходящей в сетку.
ЕЛЕЦКОЕ КРУЖЕВО
Ленинградские ( Киришские ) кружева - известны с XVIII века. Для сцепного плетения характерно редкое переплетение и сетка, сплетенная из отбеленных ниток с добавлением синих и красных. В рисунках кружев преобладают обобщенные формы растительных и геометрических мотивов. КИРИШСКОЕ КРУЖЕВО
Узор строится из округлых мотивов , заполняющих плоскость изделия . Очень выразительны уже сами названия традиционных киришских мотивов: " осиновички ", "ноченька ", "цветок", " елочка", " жемчужина ", "мороз ", "речка".
Характерный для киришского кружева мотив - "медвежья лапа" заканчивается пятью фестонами, напоминающими растопыренные пальцы
Кировские (Вятские) кружева - кружевоплетение в Вятской губернии возникло в начале XVIII века. Узоры отличаются легкими ажурными формами, заканчиваются острыми зубцами, обогащенными петельками «пико». Сцепные кировские кружева характеризуются сложными узорами и своеобразием в плетении тесьмы « вилюшка ». ВЯТСКИЕ КРУЖЕВА
Своеобразие вятского сцепного кружева состоит в динамичном орнаменте, в крутых петлях и острых поворотах тесьмы - " полотнянки ", остроконечных формах узоров, в использовании крупных звезд, украшающих фон-решетку.
Наряду с геометрическими, мастерицы выполняют цветочные орнаменты, построенные часто на контрастных сочетаниях редкой решетки с плотными насновками и полотнянкой . Преобладают сложноузорные динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента.
Это кружево часто украшают перекрещиванием полотнянки в узоре, что придаёт ему изящество и оригинальность
Особенно нарядно выглядят изделия, выполненные так называемым узором «славянка», характерной особенностью которого является переход полотнянки в мерное кружево, украшенное « павлинками »
Рязанские (Михайловские) кружева – как промысел особого развития достиг в 70-х годах XIX века. МИХАЙЛОВСКОЕ КРУЖЕВО
Михайловское кружево отличается от других видов русского кружева яркой расцветкой и плотными узорами (они носят местные названия - "бубенцы", "мысы" и др.). По традиции кружево применяется в отделке изделий в сочетании с вышивкой счетной гладью и крестом.
Белёвское кружево отличает плавное чередование различного вида тесёмок (узких прошв), которые, сцепляясь между собой, образуют неповторимые узоры и сочетания БЕЛЁВСКОЕ КРУЖЕВО
Редкие промежутки заполняют диагональными решётками из плетешков . Полотнянка белёвского кружева редкая, с отвивными парами, иногда украшенная одной парой скани из более толстой нитки. При переходе полотнянки в одну из тесемок скань завязывают узлом и обрезают, а в случае необходимости навешивают снова .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шильце, « наколюшка » Вязальный крючок ИНСТРУМЕНТЫ КРУЖЕВНИЦЫ Коклюшки Булавки Ножницы
Определить элементы кружева ( плетешок , полотнянка , сетка, вилюшка , насновка , виды скани, отвивная петелька, сцепка, ложные плетешки , ) Определить начало плетения Определить необходимое количество пар коклюшек Произвести расчёт количества ниток для плетения Подготовка сколка к работе: прикрепить к барабану, проколоть шилом места накола булавок
Вятское кружево Вологодское кружево Елецкое кружево Рязанское кружево Киришское кружево Ярославское кружево Костромское кружево Белёвское кружево Балахнинское кружево вятская петля, ажурное «иней» льняное плотное « елецкий цветок» цветное многопарное «медвежья лапа» «ростовский крест» мерное многопарное «верховые» оплеты штучное многопарное , «блонды» Тест на знание характерных особенностей кружев регионов России
Искусство кружевоплетения никогда не придет в забвение, это хрупкое очарование не перестает трогать сердца людей, пленяя своей красотой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Китай - страна, удивляющая мир"
Урок проведен в форме дебатов....
Методическая разработка сценария ВИТАМИННАЯ СТРАНА
Предлагаю вашему вниманию сценарий игры-викторины для учащихся начальной и средней (5 класс) школы....
Методическая разработка "Путешествие по стране здоровья"
Данная методическая разработка представляет собой преобразование материалов учебного пособия "Букварь здоровья (авторы: Баль, Ветрова) в цикл из восьми занятий для детей младшего школьного возраста. Н...
Методическая разработка "Путешествие в страну здоровячков"
Воспитательное мероприятие по программе "Здоровый образ жизни" для учащихся 1-2 классов...
Методическая разработка урока Тема: Страна изучаемого языка – Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Урок в 6 классе построен в своответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Урок базируется на технологиях личностно – ориентированного и системно – деятел...
Методическая разработка по географии стран Западной Европы
Творческое задание для учащихся 10-11 классов в рамках подготовки к олимпиадам по географии. Задача: подобрать кажой стране по две характеристики из предложенного списка....
Методическая разработка урока «В стране дорожных знаков».
Мир ребенка… Это особый, ни с чем не сравнимый, удивительный и неповторимый мир. И как же бывает страшно и горько, когда в этот прекрасный митр безжалостно вторгается несчастье. Как ...