Методическая разработка «Аттестация учащихся 1-3 классов по предмету фортепиано»
методическая разработка на тему

Примеры заданий для учащихся по проверки усвоения учебного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsiya_uchashchikhsya_1-3_klassov.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестация учащихся 1-3 классов

по предмету фортепиано на 2 года обучения

1 год обучения

В течение года дважды учащиеся должны выступить на итоговых занятиях, показывая полученные знания, умения и навыки по предмету. Учащиеся выполняют различные задания. Результаты педагог заносит в специальную тетрадь.

Задания для учащихся

Развитие чувства ритма:

Чтение различных ритмических последовательностей на ритмические слоги с последующим их исполнением хлопками и т.п. Сочинение мелодии на заданный ритм. Эмоциональная окраска ритма.

Развитие музыкального слуха:

Пение песен со словами. Жестикуляционный диктант (показ направления движения мелодии). Выкладывание фишек на широком нотном стане. Подбор знакомых мелодий и аккомпанемента к ним.

Использование в упражнениях звукорядов различных ладов: мажора и минора, натуральных ладов, пентатоники.

Поиски звучаний - сочетания квинт и секст в секундовом, терцовом и др. соотношениях.

Транспонирование знакомых попевок, песен, легких этюдов и пьес.

Элементарная импровизация:

Выбор одного из предложенных сопровождений к мелодии.

Импровизация ритма на ударных или крышке фортепиано с последующим исполнением на заданных клавишах (2, 3, 4 звука).

Двухручная и четырехручная импровизация в рамках пентатоники.

Чтение с листа:

Графические образы: секунда, терция, квинта, трезвучие в гармоническом расположении; ритмические  фигуры

Игра вслепую. Чтение несложных пьес и этюдов в пятипальцевой позиции в абсолютной нотации. Уметь охватывать взглядом структуру записи.

Подбор по слуху:

Подбор по слуху музыки, нравящейся ученикам - популярной музыки, музыки из мультфильмов, услышанной на уроках по рисованию и ритмике --– мелодии и аккомпанемента к ней.

Обучение нотной грамоте:

Ориентирование на одиннадцатилинейном нотном стане.

Такт, тактовая черта, размер такта, реприза, знаки альтерации.

Запись длительностей и пауз: четвертных, восьмых, половинных и целых.

Знаки, связанные с динамическими оттенками: форте, пиано, крещендо, диминуэндо.

Обозначения щтрихов: легато, нон легато, стаккато, акцент.

Работа над музыкальным произведением:

В течение учебного года ученик должен:

  • подготовить 4—8 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений;
  • разучить 10—15 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта работы над художественным содержанием;

Формирование исполнительского аппарата:

Позиционная игра звукорядов мажора, минора, натуральных ладов, пентатоники, звукорядов с пропусками звуков. Перенос руки, подкладывание 1-го пальца.

Работа над беглостью (орнаментальные фигуры). Штрихи - нон легато, легато, стаккато. Игра квинт, терций, трезвучий с переносом руки на октаву.

Примеры репертуара для зачетов в течение года:

1.

  • Слонимский С. «Лягушки»
  • Моцарт Л. Менуэт Ре минор
  • Гаджибеков У. «Вечер настал»
  • Дюбюк А. Русская песня с вариацией
  • Гнесина Е. Маленькие этюды: №11

2.  

  • Барток Б. Песня
  • Кригер И. Менуэт Ля минор
  • Штейбельт Д. Адажио
  • Моцарт В. А. Аллегро Си-бемоль мажор
  • Шитте Л. Соч. 160. Этюд №22

3.  

  • Гедике А. Соч. 46 Ригодон
  • Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде»
  • Макаров Е. Финская песенка
  • Моцарт Л. Буре Ми минор
  • Черни К.– Гермер Г. Этюд № 15

4.  

  • Мясковский Н. «Беззаботная песенка»
  • Ванхал Я. Сонатина Фа мажор 1 часть
  • Гнесина  Е. «Кукушка»
  • Шале Х. Ф. Менуэт
  • Гедике А. Соч. з2, Этюд № 24

2 год обучения

Задания для учащихся

Развитие музыкальных способностей:

Проработка ритмических трудностей в разучиваемых произведениях.

Транспонирование одноголосных мелодий, фрагментов выученных пьес и этюдов.

Поиски звучаний – игра трезвучий в широком расположении в нескольких вариантах.

Подбор по слуху мелодий с сопровождением в виде трезвучий в широком расположении в нескольких вариантах.

Знакомство с аккордами на побочных ступенях.

Работа над музыкальными произведениями:

В течение учебного года ученик должен:

  • подготовить 6—8 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений: 2—3 пьесы, 2 этюда;
  • разучить 10—15 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта работы над художественным содержанием;

Чтение с листа:

Графические образы: секунда, терция, кварта, квинта, трезвучие; ритмические формулы.

Игра второго голоса в параллельном терцовом движении к предложенной мелодии.

Чтение несложных двухручных пьес в пятипальцевой позиции:

  • предварительный простейший анализ;
  • игра вслепую;
  • запоминание небольшого отрывка и исполнения его наизусть.
  • Чтение ритма изучаемых пьес и этюдов.

Техническое развитие:

Упражнения для освобождения от напряжения руки и ее частей. Пластические упражнения для пальцев и кисти на столе. Закрепление навыков игры non legato, legato, staccato, позиционной игры. Освоение элементов полифонической игры. Подготовительные упражнения к гаммам (подкладывание 1-го пальца). Игра гамм и трезвучий, распределенных между двумя руками. Работа над беглостью на основе орнаментальных фигур. Изучение 4—6 этюдов, сочетающих позиционную игру и последовательности с подкладыванием 1-го пальца.

Примеры  репертуара для зачетов в течение года:

1.

  • Гайдн Й. Два танца
  • Пёрселл Г. Ария Ре минор
  • Майкапар «Мотылёк»
  • Шпиндлер Ф. Сонатина До мажор
  • Гедике А. Соч. 32, Этюд № 7

2.  

  • Чайковский П. «Детский альбом»: «Старинная французская песенка»                          
  • Бах И. С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»: Менуэт Ре минор
  • Дварионас Б. Прелюдия
  • Благой Д. Маленькие вариации Соль минор
  • Лемуан А. Соч. 37, Этюд № 17

3.    

  • Рейхардт Й. Пьеса
  • Моцарт В. А. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
  • Ребиков В. «Кукла в сарафане»
  • Гендель Г. Ф. Сарабанда Ре минор
  • Беренс Г. Соч. 79, Этюд № 33

4.    

  • Хачатурян А. Андантино
  • Бах И. С. «Маленькие прелюдии и фуги»: Маленькая прелюдия До мажор № 2
  • Геворкян Ю. «Обидели»
  • Черни К.– Гермер Г. Этюд № 28


Протокол

результатов итогового занятия по предмету фортепиано

педагога____________________________________________________

 за                         полугодие                      учебного года

Ф.И.

учащегося

Критерии оценки

Сумма

баллов

Сред.

балл

Уровень

Качество исполнения

Передача музыкального образа

Технические сложности

Развитие пианистического  аппарата

Итого:

Низкий уровень         уч-ся

Средний уровень       уч-ся

Высокий  уровень      уч-ся

1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н); 2 балла – проявляется на среднем уровне (С); 

3 балла – высокий уровень проявления (В).

Педагог дополнительного образования  __________________________________________/________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для учащихся 4-5 классов "Рождество Христово"

Данный материал можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.Традиции, приметы, особенности рождественских праздников нашли отражение в разработке. Презентация прилагается...

Методическая разработка для учащихся 1-4 классов "Изготовление новогодней звезды методом плетения из бумажных трубочек"

Данная методическая разработка поможет вам легко и быстро сделать с детьми отличный подарок к празднику....

Методическая разработка для учащихся 9-11 классов «Туристическая эстафета».

Мероприятие туристический слёт проводится в сентябре каждого учебного года, в  лесном массиве в районе аэропорта (на расстоянии 2 км от с. Кочево ). В течении 5-6 часов. Во время похода...

Методическая разработка «Аттестация учащихся 3-4 классов по предмету фортепиано»

Примеры заданий для проверки усвоения учебного курса предмета....

Методическая разработка «Аттестация учащихся 5-8 классов по предмету фортепиано»

Примеры заданий для проверки усвоения учебного курса предмета....

Методическая разработка «Аттестация учащихся 8-9 классов по предмету фортепиано»

Примерные задания по проверке усвоения учебного курса предмета....

Методическая разработка для учащихся 5-6 классов «Биологическая игра по станциям»

Методическая разработка  командной игры для учащихся шестых классов, рассчитанная на несколько (2-4) команд по пять - семь человек. Каждая команда придумывает название, эмблему и приветствие прот...