Методическая разработка для учащихся 4-5 классов "Рождество Христово"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Данный материал можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.Традиции, приметы, особенности рождественских праздников нашли отражение в разработке. Презентация прилагается
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrrozhdestvoyu.doc | 52 КБ |
презентация к метод. разработке "Рождество Христово" | 2.31 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 » г. Валуйки Белгородской области
Методическая разработка
урока музыки
«Православные праздники. Рождество Христово»
для учащихся 3-4 класса
Автор:
Еленко Наталья Александровна
учитель музыки высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ № 1» г. Валуйки
Белгородской области
Валуйки
Разработка сделана на основе программы «Музыка» авт. Г.П.Сергеева. Е.Д.Критская. Цели и задачи урока направлены на формирование навыков православной культуры и возрождение православных традиций Руси.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Жанр урока: тематический.
Цели урока: -Познакомить учащихся с историей
праздника Рождества Христова.
-Воспитывать в духе христианских традиций.
-Учить правильно колядовать.
-Закрепить навыки кантиленного пения.
Ведущими методами музыкального воспитания являются: метод соучастия, позволяющий приобщиться к коллективной форме музыкальной деятельности (пение в хоре), метод погружения, позволяющий осознать ценностно – смысловое значение музыкальных произведений в жизни человека, а также метод «мозговой штурм».
Дидактическое обеспечение урока: презентация, слова песни «Христославы», поощрительные жетоны в виде снежинок.
Проектируемый результат: учащиеся должны узнать историю праздника, научиться правильно колядовать, познакомиться с традициями проведения Святок на Руси, разучить рождественскую песню «Христославы».
Предварительная подготовка: учащиеся заранее готовят стихи, поговорки и пословицы о зиме, а также колядки.
Методические рекомендации по проведению данного урока:
Учитель должен хорошо знать историю праздника и народные традиции, связанные с ним. Особое внимание следует обратить на то, чтобы дети научились колядовать: заходя в дом, в первую очередь поздравляли хозяев с праздником, вели себя уважительно, спрашивали разрешения «Можно ли Рождество прославлять?», а затем уже колядовали. Песню можно заменить на другую, соответствующую по тематике.
Можно использовать дополнительную литературу при подготовке данного урока:
Т.Ямпольская «История русской культуры».
Б.Арапович и В. Маттелмяки «Детская библия»
С.Шмаков «Нетрадиционные праздники в школе».
Ход урока.
Учитель:
Скоро наступит Новый 2010-й год. Первый месяц года – январь – холодный и суровый.
Открываем календарь – начинается январь.
В январе, в январе много снегу на дворе,
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом. (С.Маршак).
А какие стихи о зиме вы знаете?
(дети читают стихи)
Учитель:
О зиме, о январе есть много пословиц и поговорок. Назовите их, если знаете.
Январь – году начало, зиме середина.
Январь – ломонос, береги свой нос.
Зима не лето – в шубу одета.
Зима без снега – лето без хлеба.
Мороз не велик, да стоять не велит.
В древней Руси этот месяц называли «просинец»; прибавлялся день, постепенно светлели зимние небеса… Другое название января – «сечень»: он как бы рассекает зиму на 2 части.
В январе на Руси отмечают православный праздник – Рождество Христово.
В древнем городе Иерусалиме, у бедных, но добрых людей Иакима и Анны родилась дочь Мария. Скоро родители умерли и девочка осталась сиротой. Она поселилась у дальнего родственника – плотника Иосифа. Она была скромной, доброй, трудолюбивой. Это увидел Господь и назначил ей быть матерью Господа Иисуса Христа.
Однажды Марии явился ангел Божий и сказал: «Радуйся, святая добрая дева! Своею скромностью, своею любовью к Богу ты заслужила великую милость. На тебе сойдёт святой Дух, и у тебя родится Сын. Ты назовёшь его Иисус. Он будет велик, потому что он Сын Божий, Спаситель мира». А Мария ответила: «Пусть будет так, как хочет Господь, ведь я – его раба».
Как-то Иосиф и Мария отправились в город Вифлеем. Там, по случаю народной переписи, собралось много народу, все дома были заняты. И они упросили одного человека разрешить переночевать в пещере, где ночевал скот. В этой пещере, на соломе, и родился Иисус Христос.
Пастухи в эту ночь были в поле. Вдруг к ним слетел сияющий ангел и принёс добрую весть: «Идите в пещеру, там родился Иисус – Спаситель Мира». Пастухи пошли туда, чтобы поклониться божественному ребёнку, а над пещерой засияла красивая, большая звезда. Поэтому на Рождество принято по вечерам в каждом доме зажигать огни и славить Христа, ставить ёлки – ведь вечнозелёная ель – символ обновляющейся жизни.
Давайте и мы зажжем звезду на нашей ёлке.
(Учитель прикрепляет к символической ёлке звезду и предлагает исполнить песню «Звезда покатилась». Обратить внимание на цепное дыхание, распевы и скачки мелодии. Петь легко, светло, приподнято.)
Учитель:
А кто из вас знает, когда на Руси начали праздновать праздник Рождества?
Учитель:
Вы правы. В 10 веке, после того, как Русь при князе Владимире крестилась и приняла Христианство в 988 г. 6 января – время, когда миновала самая длинная ночь и день стал увеличиваться, а это значит, что свет победил тьму. Праздник Рождества – это день надежды, символ избавления от грехов. Рождению Христа посвящали свои стихи многие поэты (Б.Пастернак, И. Бродский). Бродский в стихотворении «Рождественская звезда» создал почти документальную картинку тех часов и минут, когда родился Богочеловек.
Рождественская звезда.
В холодную пору, в местности, привычной скорее к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более. чем к горе,
Младенец родился в пещере. чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему всё казалось огромным: грудь матери. жёлтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы- Балтазар, Гаспар
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно. не мигая, сквозь редкие облака
на лежащего в яслях ребёнка издалека,
из глубины Вселенной, с другого её конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
24.12.1987
Учитель:
Рождество – особое время для христиан. Кончается старый год, забываются проблемы, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу, делают подарки, вспоминают о бедных, больных, одиноких людях. Предлагаю вам послушать церковное песнопение «Ангелы в небе песнь воспевают» - рождественский концерт.
Какие чувства эта музыка у вас вызывает?
Ответы: светло на душе, легко, приятно.
Учитель:
В Рождественскую ночь дети ходили по улицам, носили изображение звезды, пели песни – колядки. Какие колядки вы знаете?
(дети вспоминают известные им колядки)
Учитель:
Очень радует то, что в последнее время возрождаются многие православные традиции, в том числе и старинный обряд колядования, когда в рождественский сочельник дети ходили по дворам своих родственников и соседей, носили вечерю: кашу из зёрен пшеницы с добавлением мёда и фруктов. Именно таким блюдом должны были разговляться после поста верующие люди.
Тексты колядок были забыты, а теперь вновь возрождаются, восстанавливаются. Вот как проходило колядование:
приходили ребята к старым людям, держа в руках букетик колосьев из ржи или пшеницы и говорили:
Я маленький хлопчик,
Принёс богу снопчик,
Христа величаю,
А вас с праздником поздравляю.
За каждую веточку детям давали по конфетке, по пирожку. Было принято, заходя в дом спрашивать: «Надо ли Рождество прославить?» Получив разрешение, пели колядку:
Коляда, коляда,
Подавай пирога.
Дай блин, дай лишку,
Свиную ножку,
Всем понемножку.
Неси, не тряси,
Давай, не ломай!
Или:
Пришла коляда накануне Рождества!
Пришла коляда, отворяй ворота.
Дайте коровку, масляну головку!
А дай бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа, рожь ужимиста!
После таких слов дети вели хоровод, осыпали хозяев зерном. А если хозяева проявляли жадность, колядовщики их не прощали, пели озорные колядки:
Не дашь пирога – мы корову за рога.
Не дашь кваску – мы свинью за виску.
Не дашь блинка – мы хозяина в пинка.
Подавайте, не ломайте, не закусывайте!
Не дадите пирога – сведём корову за рога!
Колядовщиков в старину называли «христославы». Это про них писал великий Гоголь: «Месяц величаво поднялся на небо посветить всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа».
Послушайте песню «Христославы».
Исполнение песни учителем.
(разучивание 1 куплета, слова на экране. Работать над плавным звуковедением, над дикцией)
Учитель:
А ещё на Рождество гадали и играли в разные игры.
Если на вечерних посиделках вдруг смолкали – значит началась игра в молчанку. Но это ненадолго, кто-то не выдержит, да и прыснет со смеху. Тогда нарушителя ждёт суровый штраф: съесть уголёк из печи, поцеловать старушку или того хуже: принести из овина ночью пучок соломы. А ведь там овинник живёт! А бывало, появлялся в избе кто-то из парней, накрытый покрывалом, а из него торчит голова гуся, быка или лошади. А гусь больно клевался, бык бодался, а лошадь лягалась… То-то было переполоху!
Девушки гадали на протяжении нескольких дней с 7 по 19 января, пока длились Святки. Считалось, что в эти дни небеса раскрываются и по земле разгуливает нечистая сила! Давайте и мы погадаем по книге. Задайте мне страницу и строку и узнаете что ждёт вас в новом году.
(проводится гадание по книге)
Подведение итогов:
- Когда на Руси стали праздновать Рождество?
- Кто такие Христославы?
- Как надо правильно колядовать?
- Как люди узнали о рождении Христа?
- Какие музыкальные произведения на уроке вы услышали, запомнили?
Д/з: нарисовать рисунок к любой части урока.
На каникулах обязательно проведать своих бабушек, дедушек, вспомнить о нуждающихся, одиноких и поздравить их, пожелать добра.
На уроке хорошо работали: ……………
Рефлексия: приклеить метку в том секторе, который подходит под ваше настроение- какие чувства испытали от урока:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Методическая разработка. Подготовка учащихся к ЕГЭ по литературе
Данная разработка содержит анализ заданий по материалам ЕГЭ , образец сочинения, пожелания учащимся....
Методическая разработка для учащихся 1-4 классов "Изготовление новогодней звезды методом плетения из бумажных трубочек"
Данная методическая разработка поможет вам легко и быстро сделать с детьми отличный подарок к празднику....
Методическая разработка для учащихся 9-11 классов «Туристическая эстафета».
Мероприятие туристический слёт проводится в сентябре каждого учебного года, в лесном массиве в районе аэропорта (на расстоянии 2 км от с. Кочево ). В течении 5-6 часов. Во время похода...
Методическая разработка «Аттестация учащихся 1-3 классов по предмету фортепиано»
Примеры заданий для учащихся по проверки усвоения учебного курса....
Методическая разработка «Аттестация учащихся 3-4 классов по предмету фортепиано»
Примеры заданий для проверки усвоения учебного курса предмета....
Методическая разработка «Аттестация учащихся 5-8 классов по предмету фортепиано»
Примеры заданий для проверки усвоения учебного курса предмета....