Программа организации воспитательной работы и социально-направленной деятельности с родителями
учебно-методический материал по теме

Чечек Надежда Михайловна

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_roditelyami.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва

Программа организации воспитательной работы

 и социально – направленной деятельности

с родителями

Классный руководитель: Чечек Надежда Михайловна

Характер ребёнка –это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер.                                                                                                                 Эрих Фромм

Работа  классного руководителя с родителями

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Если в семье члены семьи счастливы – то ребенок будет уверенным, если в семье раздор – ребенок раздражительный, нервозный, этот список можно продолжать бесконечно.

 Поэтому одним из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя должна стать планомерная и системная работа с родителями.

Обязанности классного руководителя по работе с родителями.

  1. Изучение условий воспитания в семье;
  2. Индивидуальная и групповая работа с родителями;
  3. Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);
  4. Привлечение родителей к общественно – полезному труду на благо школы;
  5. Привлечение родителей к организации внеурочной деятельности;
  6. Влияние на общение родителей с детьми;
  7. Защита интересов и прав ребенка в любой жизненной ситуации.

Рассмотрев и изучив данные обязанности, классный руководитель планирует свою работу, соблюдая определенные правила общения с семьями учащихся.

Взаимодействия  классного руководителя с родителями

  1. Классный руководитель в общении с каждой семьей и каждым родителем, должен быть искренен и уважителен;
  2. Общение с родителями учащегося   должно служить не во вред, а во благо ребенка;
  3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным, ненавязчивым;
  4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Направления работы с родителями

Психолого-педагогическое просвещение

Учебно-воспитательный процесс

Родительский комитет школы, класса

Формы работы

  1. Тематические родительские собрания;
  2. Индивидуальные и тематические консультации;
  3. Тренинги;
  4. Просвещение через буклеты, памятки для родителей.
  5. Посещение всеобуча «Ответственный родитель», «Заботливый родитель»;
  6. Участие в клубе «Материнская нежность».
  1. Посещение рабочих и открытых уроков;
  2. Участие в классных и общешкольных мероприятиях;
  3. Оказание помощи в организации классных и общешкольных мероприятий;
  4. Шефская помощь;
  1. Участие в работе родительского комитета класса;
  2. Участие в работе школьного родительского комитета;
  3. Участие в Совете отцов;
  4. Участие в Совете матерей.

Методы работы

  • Психологическая диагностика;
  • Тестирования;
  • Заполнение анкет;
  • Раздача буклетов, памяток.
  • Ознакомление с результатами учебной деятельности (дневник, ведомости оценок, электронный дневник);
  • Приглашения на родительские собрания, вечера;
  • Поручения классного руководителя;
  • Приглашения на заседание родительских комитетов, совета отцов  матерей;
  • Поощрение и стимулирование участия в классных и общешкольных мероприятиях.

  1. Алгоритм изучения семей:

Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.

Важно изучить:

  1. Состав семьи, структуру семьи (полные, неполные и т.д.);
  2. Жилищно-бытовые условия;
  3. Воспитательный потенциал (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);
  4. Характер взаимоотношений в семье:

- между взрослыми и членами семьи (гармоничные, компромиссные неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и т.д.);

- между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);

- позиция ребенка в семье;

- отношение ребенка к родителям.

На  первом   собрании  для  родителей  пятиклассников заполняются анкеты, которые раздаются  родителям,  а  в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала

 “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”,

 но и вопросы, позволяющие мне  узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.

“Особенности характера Вашего ребёнка”, “На что обратить внимание при общении с Вашим ребёнком”, “Медицинские показания”, “Какую помощь в учебно-воспитательном процессе Вашего ребёнка Вы можете оказать классу и школе?”

Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре. Иногда я прошу принести медицинскую справку (или копию) с диагнозом и рекомендациями врача.

Классный руководитель должен настроить родителей на откровенность и открытость при заполнении анкеты в целях создания более комфортного, психологически здорового климата, в котором будет находиться их ребёнок в школе. В свою очередь учитель берёт на себя обязательства по неразглашению переданной ему информации.

 

“Владея информацией и правильно используя её,

можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей”.

От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.

  1. Работа родительского комитета.

 

В состав родительского комитета входят 5-6 человек, из которых выбирается председатель. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.

Родительский комитет избирается  на  первом   же  родительском  собрании.  Встречи  с  родительским  комитетом  проводятся  по мере необходимости.  

Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся.

Приглашая родителей принять участия в проведении какого-либо мероприятия, необходимо показать им насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы и вас.

Многие родители часто сетуют на недостаток времени в деле воспитания своих детей, но нельзя возникающие проблемы объяснять только этим, ведь ребёнка воспитывает всё: отношение родителей к своей работе, друг к другу, их внешний вид, одежда, манера говорить и т.д. Поэтому родительский комитет и классный руководитель организуют индивидуальные беседы, выступления, на которых даются советы и рекомендации родителям, как с минимальной затратой времени правильно организовать воспитание ребёнка.

Не надо забывать благодарить родителей и членов родительского комитета за их помощь классному руководителю в учебно-воспитательном процессе. Это может выражаться в виде грамот, благодарственных писем, записей в дневнике ученика и просто доброго слова.

  1. Классные родительские собрания.

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа.

Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив.

К собранию надо обязательно готовиться заранее. Классный руководитель должен полностью владеть всей информацией (успеваемость, посещаемость, поведение, внеклассная работа) обо всех учениках класса, а не только по трудным учащимся. Каждое родительское собрание должно быть тематическим.

Сценарий родительского собрания - предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов:

• Анализ учебных достижений учащихся класса.

В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

• Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.

Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. При этом корректно подводить родителей о значении семейного воспитания в поведении детей.

• Психолого-педагогическое просвещение.

Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Для освещения отдельных вопросов приглашаются на собрания  педагог-психолог, социальный педагог, инспектор по ПП, завуч, учиетля-предметники.

• Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.)

Оно состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

• Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь.

Собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.

Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей.  

Советы классному руководителю по проведению собрания

Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.

Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Правила позитивного общения с родителями

Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

Давать негативную оценку всему классу.

Переоценивать значение отдельных предметов.

Избирать для общения назидательный тон.

Не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми родителями о проблемах с трудными детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Лучше попросить родителей этих конкретных учащихся остаться для личной беседы с учителем.

Классный руководитель должен показать родителям, что судьба их детей ему не безразлична, что он так же заинтересован в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.

4. Индивидуальная работа с родителями.

Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать.

 

Схема изучения семей

Как установить контакт с семьей

    1.Поиск контакта.

    2. Поиск общей темы контакта.

    3.Установлене общих требований к воспитанию ребенка.

   4. Упрочение сотрудничества семьи и школы.

   5. Реализация индивидуального подхода.

   6. Совершенствование педагогического сотрудничества.

При работе с семьей нужно изучить:

  1. Есть ли потребность родителей в обучении.
  2. Уровень педагогической культуры.
  3. Методы и приемы семейного воспитания.
  4. Взаимоотношения в семье.
  5. Отношение родителей к ребенку.
  6. Материальное положение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации воспитательной деятельности

Программа по работе с родителями, целью которой является создание открытой социально-педагогической системы класса....

Программа "Новое поколение" (социальное направление внеурочной деятельности)

Программа рассчитана для реализации в 5 – 9 классах и включает в себя следующие  направления: Гражданско-патриотическое воспитание Нравственное и духовное воспитание Воспитание положительног...

программа организации воспитательной работы и социально-направленной деятельности с родителями

«Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на традициях и обычаях Республики Тыва в условиях ФГОС»Создание условий для всестороннего развития личности учащегося, основанных на патриотических, ...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...

Организация воспитательной работы в классе и взаимодействие с родителями

Выступление на общешкольном родительском собрании...

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ"СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА"

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ"СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА"...