Характер ребёнка –это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер. Эрих Фромм Работа классного руководителя с родителями |
|
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Если в семье члены семьи счастливы – то ребенок будет уверенным, если в семье раздор – ребенок раздражительный, нервозный, этот список можно продолжать бесконечно. Поэтому одним из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя должна стать планомерная и системная работа с родителями.
Обязанности классного руководителя по работе с родителями.
- Изучение условий воспитания в семье;
- Индивидуальная и групповая работа с родителями;
- Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);
- Привлечение родителей к общественно – полезному труду на благо школы;
- Привлечение родителей к организации внеурочной деятельности;
- Влияние на общение родителей с детьми;
- Защита интересов и прав ребенка в любой жизненной ситуации.
Рассмотрев и изучив данные обязанности, классный руководитель планирует свою работу, соблюдая определенные правила общения с семьями учащихся.
Взаимодействия классного руководителя с родителями - Классный руководитель в общении с каждой семьей и каждым родителем, должен быть искренен и уважителен;
- Общение с родителями учащегося должно служить не во вред, а во благо ребенка;
- Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным, ненавязчивым;
- Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Направления работы с родителями
| Психолого-педагогическое просвещение | Учебно-воспитательный процесс | Родительский комитет школы, класса | Формы работы | - Тематические родительские собрания;
- Индивидуальные и тематические консультации;
- Тренинги;
- Просвещение через буклеты, памятки для родителей.
- Посещение всеобуча «Ответственный родитель», «Заботливый родитель»;
- Участие в клубе «Материнская нежность».
| - Посещение рабочих и открытых уроков;
- Участие в классных и общешкольных мероприятиях;
- Оказание помощи в организации классных и общешкольных мероприятий;
- Шефская помощь;
| - Участие в работе родительского комитета класса;
- Участие в работе школьного родительского комитета;
- Участие в Совете отцов;
- Участие в Совете матерей.
| Методы работы | - Психологическая диагностика;
- Тестирования;
- Заполнение анкет;
- Раздача буклетов, памяток.
| - Ознакомление с результатами учебной деятельности (дневник, ведомости оценок, электронный дневник);
- Приглашения на родительские собрания, вечера;
- Поручения классного руководителя;
| - Приглашения на заседание родительских комитетов, совета отцов матерей;
- Поощрение и стимулирование участия в классных и общешкольных мероприятиях.
|
- Алгоритм изучения семей:
|
Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.
Важно изучить: - Состав семьи, структуру семьи (полные, неполные и т.д.);
- Жилищно-бытовые условия;
- Воспитательный потенциал (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);
- Характер взаимоотношений в семье:
- между взрослыми и членами семьи (гармоничные, компромиссные неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и т.д.); - между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность); - позиция ребенка в семье; - отношение ребенка к родителям.
|
На первом собрании для родителей пятиклассников заполняются анкеты, которые раздаются родителям, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. “Особенности характера Вашего ребёнка”, “На что обратить внимание при общении с Вашим ребёнком”, “Медицинские показания”, “Какую помощь в учебно-воспитательном процессе Вашего ребёнка Вы можете оказать классу и школе?” |
Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре. Иногда я прошу принести медицинскую справку (или копию) с диагнозом и рекомендациями врача. Классный руководитель должен настроить родителей на откровенность и открытость при заполнении анкеты в целях создания более комфортного, психологически здорового климата, в котором будет находиться их ребёнок в школе. В свою очередь учитель берёт на себя обязательства по неразглашению переданной ему информации. |
|
“Владея информацией и правильно используя её, можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей”.
От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.
|
- Работа родительского комитета.
В состав родительского комитета входят 5-6 человек, из которых выбирается председатель. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов. Родительский комитет избирается на первом же родительском собрании. Встречи с родительским комитетом проводятся по мере необходимости. Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся. |
Приглашая родителей принять участия в проведении какого-либо мероприятия, необходимо показать им насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы и вас. Многие родители часто сетуют на недостаток времени в деле воспитания своих детей, но нельзя возникающие проблемы объяснять только этим, ведь ребёнка воспитывает всё: отношение родителей к своей работе, друг к другу, их внешний вид, одежда, манера говорить и т.д. Поэтому родительский комитет и классный руководитель организуют индивидуальные беседы, выступления, на которых даются советы и рекомендации родителям, как с минимальной затратой времени правильно организовать воспитание ребёнка. |
|
Не надо забывать благодарить родителей и членов родительского комитета за их помощь классному руководителю в учебно-воспитательном процессе. Это может выражаться в виде грамот, благодарственных писем, записей в дневнике ученика и просто доброго слова.
|
- Классные родительские собрания.
Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив. |
К собранию надо обязательно готовиться заранее. Классный руководитель должен полностью владеть всей информацией (успеваемость, посещаемость, поведение, внеклассная работа) обо всех учениках класса, а не только по трудным учащимся. Каждое родительское собрание должно быть тематическим. |
|
Сценарий родительского собрания - предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов: • Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций. • Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. При этом корректно подводить родителей о значении семейного воспитания в поведении детей. • Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Для освещения отдельных вопросов приглашаются на собрания педагог-психолог, социальный педагог, инспектор по ПП, завуч, учиетля-предметники. • Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.) Оно состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. • Личные беседы с родителями. На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. |
Собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей.
|
Советы классному руководителю по проведению собрания
• Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение. • Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов. • Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей. • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить. • Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей. • Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов). • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться. • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей. • Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек». • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку. |
Правила позитивного общения с родителями
• Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих. • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов. • Давать негативную оценку всему классу. • Переоценивать значение отдельных предметов. • Избирать для общения назидательный тон. Не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми родителями о проблемах с трудными детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Лучше попросить родителей этих конкретных учащихся остаться для личной беседы с учителем. Классный руководитель должен показать родителям, что судьба их детей ему не безразлична, что он так же заинтересован в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных. |
|
4. Индивидуальная работа с родителями. Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать. |