ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КУБАНИ»
рабочая программа по теме
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ ПРОГРАММА по учебному предмету В.02.УП.05. «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КУБАНИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz_kult_kub.doc | 155 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
В.02.УП.05. «МУЗЫКЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КУБАНИ»
АРМАВИР 2013
Рассмотрено методическим объединением преподавателей теории музыки и хора МБОУДОД СМШ МО г. Армавир ________________________ (дата рассмотрения) | «Утверждаю» Директор Куценко Александра Кирилловна ______________ (подпись)
______________________________ (дата утверждения) |
Разработчик – Трушкина Е. А., преподаватель МО преподавателей теории музыки и хора
Рецензируемая программа по учебному предмету ПО.02.УП.01. «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом Федеральных Государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные и ударные инструменты», «Хоровое пение».
Рецензент
________________ Петросян Д.А. заведующая МО преподавателей
(подпись) теории музыки и хора
Рецензент
_______________ Алишевич Т. А., методист, преподаватель
(подпись) высшей категории, заслуженный работник
культуры РФ
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
-Методы обучения;
II. Содержание учебного предмета
- Этапы обучения;
- Учебно-тематический план;
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Материально-технические условия реализации программы
VII. Списки рекомендуемой методической и учебной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы
- Дополнительные дидактические материалы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальная культура Кубани» из вариативной части учебного плана составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Народное музыкальное творчество», разработанной методическим кабинетом Института Развития Образования в сфере Культуры и Искусства в соответствии с Федеральными Государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Содержание предмета «Музыкальная культура Кубани» непосредственно связано с содержанием таких учебных предметов, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Специальность», что дает возможность обучающимся воспринимать явления традиционной музыкальной культуры в комплексе специальных знаний, умений и навыков, развивает их эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, творческую фантазию.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
- воспитание чувства патриотизма и любви к своей малой Родине через изучение народного творчества; воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;
- воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание фольклора неотъемлемой частью общечеловеческой культуры;
- осознание уникальности народно-песенного фольклора Кубани, связанной с многонациональными традициями народов, населяющих Кубань;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов Кубани и России.
Программа реализуется в процессе обучения детей в Специализированной музыкальной школе, и помимо образовательных задач, решает задачи возрождения фольклорного творчества, как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.
2. Срок реализации учебного предмета и возраст обучающихся:
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная культура Кубани» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 4 года (4 – 7 классы), в возрасте с девяти лет – также 4 года (1 – 4 классы).
3. Объем учебного времени, предусмотренный вариативной частью учебного плана образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Музыкальная культура Кубани»:
Срок обучения | 4 года
|
Максимальная учебная нагрузка | 132 часа |
Количество часов на аудиторные занятия | 66 часов |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 66 часов |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Учебный предмет «Музыкальная культура Кубани» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Занятия по предмету «Музыкальная культура Кубани» предусмотрены один раз в неделю по 0,5 часа.
5. Цель и задачи учебного предмета:
Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать произведения народного музыкального творчества своего региона.
Задачами предмета являются:
- освоение различных жанров народного устного и музыкального
творчества, формирование круга представлений о народных традициях и
устоях Кубани;
- обучение навыкам восприятия фольклорного материала;
- обучение разнообразным видам художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, театральному;
- приобщение детей к совместным формам творческой деятельности;
6. Обоснование структуры учебного предмета «Народное
музыкальное творчество»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального
материала);
- наглядный (показ, демонстрация музыкального материала);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей, народных исполнителей и коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Этапы обучения
Этапы обучения | Срок реализации | Задачи |
Подготовительный (1-й год обучения) | 1год | «Вхождение» в народное искусство. Знакомство с детским фольклором, народным календарём, календарными песнями и обрядами. |
Начальный (2-й год обучения) | 1год | Развитие полученных в 1-м классе умений, навыков и знаний. Интенсивное освоение фольклорных традиций. Знакомство с семейными обрядами, бытом и укладом казаков. |
Основной (3-й – 4-й года обучения) | 2 года | Формирование устойчивого интереса к народному творчеству. Комплексное освоение традиционной музыкальной культуры. Знакомство с календарными и семейно-бытовыми обрядами и приуроченными к ним песнями. Знакомство со всеми жанровыми группами песенного и инструментального фольклора. |
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов. Максимальная учебная нагрузка представлена из расчета аудиторных занятий.
Первый год обучения
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |
1. | Народный календарь. Осенние праздники и обряды. Приметные деньки народного календаря (новолетие, Семен-летопроводец, «журавлиное вече», равноденствие, рябинник, покров, ледостав и т.п.) | 1 | |
2. | Праздники «Матушки Осенины». Уборка урожая, «Дожинки». Музыкально-фольклорная композиция «Праздник последнего снопа» | 2 | |
3. | Воздвиженье. Третья встреча осени. Капустники. Обряд «Похороны мух». Музыкально-фольклорная игра «Капустник» | 1,5 | |
4. | Дети в традиционной культуре кубанских казаков. Первый этап жизни ребенка в казачьей семье. Отношение к рождению мальчика и девочки в семье и общине. Крещение и имянаречение. | 1 | |
5. | Детский фольклор. Колыбельные песни, образы колыбельных песен. | 1 | |
6. | Детские игры, игрушки и песни: считалки, дразнилки, заклички, потешки (чукыкалки). Музыкально-фольклорная игра. | 1,5 | |
7. | Народный календарь. Зимние праздники и обряды. Зимний солоноворот. Святки. Рождество Христово (христославия, колядки и щедровки). Коза и Мыланка. «Святые вечера» ( гадания, «подблюдные» песни). Фольклорная композиция «Пришла Коляда накануне Рождества». | 2 | |
8. | Масленица. Дни масленичной недели, блины, масленичные катания, гостевания. Фольклорная композиция «Масленица». | 1 | |
9. | Традиции Великого Поста. Постовые (говейные) хороводы. Приготовление к Пасхе. | 1 | |
9. | Весенне – летний цикл праздников и обрядов. Приметные деньки: равноденствие, Егорий – вешний, Герасим – грачевник, Сорок мучеников Севастийских, Средокрестье, Благовещение, Вербное Воскресение. Закликание весны в кубанских станицах, «Жаворонки». | 1 | |
10. | Пасха. Пасхальные песни и хороводы. | 0,5 | |
11. | Троицкая неделя. Праздник Ивана Купала. | 1 | |
12. | Лето и осень. Труд в поле и фольклор. | 1 | |
13. | Контрольные уроки. | 1 | |
Всего: | 16,5 |
Второй год обучения
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | Быт и уклад. История заселения Кубани и её отражение в народном творчестве. Музыкальный фольклор казаков, населяющих Кубань. | 2,5 |
2. | Устройство казачьей станицы. | 1 |
3. | Жилище и утварь. Орудия труда. Народные промыслы. | 1 |
4. | Молодёжь в традиционной культуре кубанских казаков. Девушки и юноши (одежда, особенность поведения, занятия). | 0,5 |
5. | Молодёжные вечеринки. «Улицы». Игровые хороводы. | 1 |
6. | Обряды жизненного круга и обрядовый фольклор. Свадебный обряд. Свадебные песни и причитания. | 1,5 |
7. | Контрольный урок. | 0,5 |
8. | Особенность обрядового фольклора казаков. Проводы казака на службу. Песни при проводах. Встреча казака из похода. | 1,5 |
9. | Мужской мир кубанского казачества. Казак на воинской службе и в станице. | 1 |
10. | Военно-исторические песни как основа кубанского эпоса. Походно-строевые песни кубанских казаков. | 2,5 |
11. | Женщина в традиционной культуре. Женщина в семье, занятия, воспитание детей. | 1,5 |
12. | Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. | 0,5 |
13. | Погребальный обряд. Причитания. | 0,5 |
14. | Контрольные уроки. | 1 |
Всего: | 16,5 |
Третий год обучения
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | Жанровое многообразие песен черноморских и линейных казаков. Военно-исторические песни как основа кубанского эпоса. | 1 |
2. | Походно-строевые песни с исторической тематикой. | 0,5 |
3 | Лирические песни. | 0,5 |
4. | Плясовые, хороводные и игровые песни. Частушки. | 1 |
5. | Духовные стихи. Баллады. | 0,5 |
6. | Народные танцы Кубани. | 1 |
7. | Народные инструменты Кубани. История их возникновения, применение в быту, использование в народном творчестве. | 2 |
8. | Роль бандуры в фольклоре черноморских станиц. | 0,5 |
9. | Преобладание инструментов позднего происхождения. | 0,5 |
10. | Контрольный урок | 0,5 |
11. | Музыкальная жизнь дореволюционной Кубани. А.Головатый, Е.Концевич, А.Бигдай, А.Дроздов, А.Пивень. | 5 |
12. | Музыкальное образование на Кубани. Основание музыкального училища. Деятельность первых преподавателей. Известные музыканты края. | 2.5 |
12. | Контрольные уроки. | 1 |
Всего: | 16,5 |
Четвертый год обучения
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | Кубанские композиторы: творческие портреты. Многожанровость и разнообразие стилевых течений в творчестве профессиональных композиторов Кубани. | 1 |
2. | Г. Плотниченко (1918-1975 гг.) – общественный деятель, педагог, композитор. | 1 |
3. | Г. Пономаренко (1918-1975 гг.) – общественный деятель, педагог, композитор. | 1,5 |
4. | В.Пономарёв (1922-2003 гг.) - военная тематика в творчестве. | 1 |
5. | Н.Хлопков (1908-1986 гг.) – тема Родины и Великой Отечественной войны в творчестве. | 1 |
6. | В.Захарченко (род. 1938 г.) – фольклорист, композитор, худ. Руководитель Кубанского казачьего хора. | 2 |
7. | Контрольный урок | 0,5 |
8. | Хоровое, симфоническое и кантатно-ораториальное творчество композиторов Кубани. В.Магдалиц. | 1,5 |
9. | Б.Целковников. | 1 |
10. | В.Малюченко. | 1 |
11. | Музыка народов Северного Кавказа. | 1,5 |
12. | Современная музыкальная жизнь Кубани. Деятельность творческих коллективов г. Краснодара и края. Многообразие творческих направлений. | 1,5 |
13. | Великая Отечественная война в творчестве кубанских композиторов | 1 |
14. | Итоговые контрольные уроки | 1 |
Всего: | 16,5 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы « Музыкальная культура Кубани» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание жанров кубанского устного и музыкального народного
творчества, обрядов и народных праздников;
- знание особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей;
- знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;
- знания музыкальной терминологии;
- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;
- владение навыками записи музыкального фольклора;
- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.
III. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность (для промежуточной аттестации).
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться устные и письменные опросы, олимпиады, тематические праздники, классные вечера и др.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в целях определения достижений учащихся на определенном этапе обучения.
Форму, время и виды проведения промежуточной аттестации по предмету «Народное музыкальное творчество» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой промежуточной аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также - участие в каких-либо других творческих мероприятиях. В случае, если по предмету «Народное музыкальное творчество» промежуточная аттестация проходит в форме творческого показа, его можно приравнивать к зачету или контрольному уроку. Видами промежуточной аттестации также являются: устный ответ, письменная работа, творческие просмотры.
График текущей и промежуточной аттестации: текущая аттестация проводится в форме контрольных уроков в 1, 3, 5 и 7 полугодии по учебному материалу согласно календарно-тематическому плану. Промежуточная аттестация проводится в форме зачётов во 2, 4, 6 и 8 полугодии согласно календарно-тематическому плану. Содержание аттестации
- приметы народного календаря,
-народные обычаи и обряды календарно-земледельческого цикла,
-семейно-бытовые обычаи и обряды,
-жанры устного и музыкально-поэтического творчества,
-классификация народных музыкальных инструментов,
-быт и уклад жизни русского народа.
2. Критерии оценки
- («удовлетворительно») - неполный и неточный ответ, допущено несколько ошибок. Ответ пассивный, не эмоциональный.
- («хорошо») - ответ полный, но допущены неточности. Ответ заинтересованный и эмоциональный.
- («отлично») - яркий, осмысленный и выразительный ответ, полно и точно поданный материал.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся по теме урока, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающихся.
Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Народное музыкальное творчество»:
- рассказ/беседа на одну из тем (народный календарь, жанры русского фольклора, традиционный русский быт и уклад жизни);
- слушание и восприятие музыки, видео просмотр обрядовых действ;
- практическое освоение различных жанров устного, песенного,
инструментального и хореографического фольклора;
- постановка фольклорных композиций согласно тематическому плану; - музыкально-фольклорные игры;
- посещение специализированных музеев, выставок и экспозиций;
- посещение фольклорных праздников.
Аудиторные занятия по предмету «Народное музыкальное творчество» должны быть построены на сочетании различных видов деятельности, включающих практические и творческие задания (слушание, видео просмотр,
пение, игра на народных инструментах и др.). Частая смена видов деятельности позволит сохранить работоспособность обучающихся, остроту восприятия материала.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки.
Особенности программы «Народное музыкальное творчество» связаны с цикличностью народного земледельческого календаря, с повторностью и периодичностью обрядов и приуроченных песен; с повторностью передаваемых из поколения в поколение семейно-бытовых обрядов и песен. Таким образом, на протяжении четырёх лет дети изучают одни и те же обряды, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.
Методика работы, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме на протяжении нескольких лет комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством фольклора. Содержание уроков, основанное на изучении традиционного фольклора, позволяет учащимся не только освоить необходимый учебный материал, но и осознать себя наследниками национальных традиций.
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-технические условия реализации программы «Народное
музыкальное творчество» должны обеспечивать возможность достижения
обучающимися результатов, установленных федеральными
государственными требованиями.
Минимально необходимый для реализации программы учебного предмета «Народное творчество» перечень аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает:
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано;
учебные парты/столы;
звукотехническое оборудование (проигрыватель пластинок и компакт дисков, магнитофон, видеомагнитофон (DVD проигрыватель), персональный компьютер);
библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал/класс).
Учебные аудитории должны быть оформлены наглядными пособиями.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
VII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой методической литературы
Андреева М., Шукшина 3. Первые шаги в музыке. - М.,1993 Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре.
Вып. 1-10. -М., 1991-1994
Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.
-М., 1986
Величкина О., Иванова А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. -М., 1992
Картавцева М. Школа русского фольклора. - М., 1994
Куприянова Л.Л. Русский фольклор, учебник (1-4 классы). «Мнемозина», 2002
Куприянова Л.Л. Русский фольклор, рекомендации к учебнику. «Мнемозина», 2002
Некрылова А. Круглый год. - М., 1991
Фольклор-музыка-театр. Под ред. Мерзляковой С. М., Владос, 1999 Список рекомендуемой учебной литературы
Алексеев А. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Сибирское предприятие РАН. Серия книг «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Новосибирск, «Наука», 2005
Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. М.: «Музыка», 1991
Анисимова А.П. Песни и сказки Пензенской области. Пенза, 1953
Богданов Г. Несколько шагов к фольклорному танцу. - М., 1996
Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. - М., 1996
Гилярова Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. - М., 1987
Гилярова Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. -М., 1985
Григорьева Н. Народные песни, игры, загадки. Для детских фольклорных ансамблей. - СПб, 1996
Костюмы Курской губернии. Курск, 2008
Науменко Г. Фольклорная азбука. - М., 1996
Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра Планетариум. М., 1994
Пушкина С. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр, песен и праздников. - М., Школьная Пресса, 2001
Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. - М., 1992
Дополнительные дидактические материалы Видео- и аудиоматериалы:
- аудио записи этнографических исполнителей и коллективов;
- телевизионные передачи из цикла «Мировая деревня»;
- телевизионные передачи из цикла «Странствия музыканта»;
- экспедиционные аудио и видеозаписи этнографических коллективов и исполнителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА
Срок освоения учебного предмета составляет 3 года. Возраст для начала освоения программы – от 7 лет....
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 4 классов (базовый уровень) на 2017 –2018 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 4-х классов разработана в соответствии с основными положениями Федерального Государственного Обра...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (10-11 классы) на 2018 учебный год.
Объем рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура» составляет 207 часов (105 часов в 10 классе и 102 часа в 11 классе) и реализуется в течение 2-х лет, из расче...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (Адаптивная физическая культура) для дополнительного первого класса (I1) –IV классов
Программа по физической культуре...
Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» Музыкальное исполнительство (ФЛЕЙТА) (7 лет)
Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»Музыкальное исполнительство(ФЛЕЙТА)(7 лет)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...
Рабочая программа По учебному предмету «Физическая культура» Предметной области «Физическая культура» 2 класс
рабочая программа по физической культуре 2 класс...