Инновационный Проект "Литературное творчество как условие развития нравственно-эстетического воспитания учащихся"
методическая разработка на тему
Работа представлена на конкурс "Инноватика в образовании", проводимый Управлением образования АМР "Усть-Куломский", в номинации "Инновационные проекты педагога". Работа представлет собой инновационный проект по литературному направлению во внеурочной деятельности учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ручевская средняя общеобразовательная школа
Конкурс «Инноватика в образовании»
Инновационный Проект
«Литературное творчество как условие развития
нравственно-эстетического воспитания учащихся»
Автор разработки - Попова И.А., учитель русского языка
и литературы МОУ Ручевской средней
общеобразовательной школы
с.Руч
2015год
Содержание Проекта:
Стр.
- Паспорт Проекта…………………………………………………………… 3 - 5
- Введение…………………………………………………………….............. 6
- Описание Проекта………………………………………………………….. 6 - 9
- Цели и задачи Проекта.……………………………………………………. 7
- Сроки и этапы реализации Проекта .…………………………………….. 7
- Содержание и структура Проекта: .………………………………………. 7 – 9
- 3.1. Формы проведения внеурочной деятельности по литературному
творчеству………………………………………………………………….. 8
3.2. План мероприятий по реализации Проекта ……………………….... 8 - 9
- Ожидаемые результаты……………………………………………………. 9
- Критерии оценки реализации Проекта ………………………………….. 9 – 10
- Необходимое ресурсное обеспечение для реализации Проекта ……… 10
- Литература и Интернет-ресурсы……………………………………….... 11
- Приложения: …………………………………………………………….. 12 - 23
- Паспорт Проекта
Наименование проекта | Инновационный Проект «Литературное творчество как условие развития нравственно-эстетического воспитания учащихся» |
Основание для разработки Проекта | Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31); Закон РФ "Об образовании"; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г.N 124-ФЗ); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (в частности, направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Развитие системы поддержки талантливых детей», «Сохранение и укрепление здоровья школьников»(04февраля 2010г. Пр-271); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.); Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения; Закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001г. Проект системы работы с одаренными детьми методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ Ручевской СОШ (2013г.) Проект системы работы по внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы (2013г.) |
Разработчик Проекта | Попова Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ Ручевской СОШ |
Цели и задачи Проекта | Основная цель: Через знакомство с аспектами поэтического и прозаического мастерства развивать умение создавать и анализировать художественные произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области литературного творчества; развивать творческий потенциал, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию учащихся. Основные задачи: 1. Предметные: * освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка); * формирование у учащихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации; * развитие способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме; * развитие нравственно-эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения. 2. Личностные: * воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе, нравственных качеств; * формирование трудолюбия и требовательности к себе; *преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности; 3. Метапредметные: * развитие навыков познания, анализа, сопоставления источников, работы с художественными текстами; * овладение навыками оформления полученных материалов. * формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками. Определяющее направление в предстоящей работе – научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь
|
Инновационная составляющая Проекта | Проект «Литературное творчество как условие развития нравственно-эстетического воспитания учащихся» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по предметам русский язык и литература. Проект составлен с учетом требований ФГОС. В рамках данного Проекта формируются навыки творческого мышления учащихся, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Проект обеспечивает развитие УУД, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации как в учебной, так и во внеурочной деятельности, а также позволяет школьнику проявить себя, выявить свой творческий потенциал. |
Сроки и этапы реализации Проекта | 2013-2015 гг. Организационный этап (август – сентябрь 2013г.): Разработка Проекта, актуализация Проекта среди участников образовательного процесса. Поиск, целенаправленное выявление и поддержка одаренных детей по литературному творчеству. Основной этап реализации (октябрь 2013- апрель 2015гг.): Непосредственная работа с одаренными учащимися по литературному направлению. На этом этапе планируется организация и проведение кружка, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей. Завершающий этап (май – июнь 2015г.): Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении. |
Механизм реализации Проекта | Проект реализуется через работу учителя русского языка и литературы Поповой Ирины Алексеевны, методического объединения учителей русского языка и литературы, систему методической работы школы, непрерывное образование и самообразование учителя, взаимодействие всех участников образовательного процесса и родителей. |
Ожидаемые результаты Проекта | После реализации данного Проекта ожидается получить следующие результаты:
|
Организация контроля за исполнением Проекта | Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла, учитель-предметник. |
- Введение.
Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения – нравственно-эстетическую.
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать художественные произведения, познать основы художественного слова создан Проект «Литературное творчество как условие развития нравственно-эстетического воспитания учащихся». Данный Проект позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.
Актуальность данного Проекта:
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, полный идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Актуальность разработки и создания данного Проекта обусловлена тем, что занятия литературным творчеством помогут в становлении личности ученика, создадут благоприятные условия для развития творческого воображения, развития правильной и грамотной речи учащихся, а также позволят применить УУД на практике, расширить возможности творческого самовыражения.
Одна из основных задач образования по ФГОС – развитие способностей и формирование УУД. Исходя из этого, в Проекте предусмотрены формы работы, которые вовлекают учащихся в творческую деятельность и направлены на понимание ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Вовлечение учащихся в проектную деятельность является отличительной чертой Проекта.
- Описание Проекта
1. Основная цель Проекта - через знакомство с аспектами поэтического и прозаического мастерства развивать умение создавать и анализировать художественные произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию учащихся
Проект ставит следующие задачи:
1. Предметные:
* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;
* развитие способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
2. Личностные:
* воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;
* формирование трудолюбия и требовательности к себе;
*преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;
3. Метапредметные:
* развитие навыков познания, анализа, сопоставления источников, работы с художественными текстами;
* овладение навыками оформления полученных материалов.
* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Определяющее направление в предстоящей работе – научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь
- целостный анализ художественного произведения;
- умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
- постижение поэтической идеи;
знакомство с различными аспектами поэтического и прозаического мастерства.
2. Сроки и этапы реализации Проекта: 2013-2015 гг.
Организационный этап (август – сентябрь 2013г.):
Разработка Проекта, актуализация Проекта среди участников образовательного процесса. Поиск, целенаправленное выявление и поддержка одаренных детей по литературному творчеству.
Основной этап реализации (октябрь 2013- апрель 2015гг.):
Непосредственная работа с одаренными учащимися по литературному направлению. На этом этапе планируется организация и проведение кружка, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Завершающий этап (май – июнь 2015г.):
Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
- Содержание и структура Проекта:
Содержание инновационного Проекта полностью соответствует целям и задачам образовательной программы по русскому языку и литературе. Создание системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача УВП школы. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях по литературной деятельности осуществлен с учетом материалов программ по русскому языку и литературе, культурологи и ориентирован на интересы и потребности учащихся с учетом их интеллектуальных возможностей. Проект позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения русскому языку и литературе, с воспитанием личности и развитием творческого потенциала учащихся.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию Проекта, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность;
- сознательность и активность учащихся;
- связь теории и практики.
Формы проведения внеурочной работы по литературной деятельности:
Внеурочная деятельность по литературному направлению осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами Усть-Куломского района, Республики Коми, конкурсы, фестивали, литературные вечера, проектные работы. Результатом занятий являются практические работы, проекты, выступления, праздники, выпуски сборников, участие в конкурсах различного уровня. Основана на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
С целью достижения качественных результатов процесс по внеурочной работе должен быть оснащен современными техническими средствами.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интегрированная, информационно-коммуникационные технологии.
Данный инновационный Проект является проектом открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей. Использовать результаты реализации проекта (стихи, прозаические произведения, проекты и исследовательские разработки) можно на уроках русского языка и литературы, при подготовке концертов, фестивалей, участвовать в конкурсах различного уровня.
План мероприятий по реализации Проекта:
№п/п | Срок реализации | Мероприятия |
1. | Август- сентябрь 2013г. | Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми |
Разработка инновационного проекта «Литературное творчество как условие развития нравственно-эстетического воспитания учащихся» | ||
Разработка нормативно-правовой базы по материальной поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми, обеспечение льгот, премий и других видов морального и материального поощрения | ||
Организация работы кружка по литературному направлению. | ||
2. | Октябрь 2013-апрель 2015гг. | Проведение школьных фестивалей и конкурсов детского художественного творчества Участие в районных, республиканских, Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях по литературному творчеству. |
Использование инновационных технологий обучения. | ||
Функционирование кружка по литературному творчеству. | ||
Организация проектных и исследовательских работ. | ||
Использование Интернет-технологий в работе. | ||
Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одаренными детьми по подготовке к конкурсам различного уровня по литературной деятельности. | ||
Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и учителей - «Портфолио» | ||
Информационная поддержка победителей и призеров конкурсов, конкурсов средствами школьных СМИ | ||
3. | Май-июнь 2015г. | Сбор, оформление, распространение материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми по литературному направлению; - детские достижения (стихи, фотографии, сочинения, выпуск стенгазет, проекты). |
Создание сборника творческих работ победителей конкурсов (юных исследователей, поэтов, прозаиков и т.д.) | ||
Итоговой мониторинг работы по Проекту. | ||
Творческий отчёт учителя из опыта работы с одарёнными детьми по литературному направлению. |
4. Ожидаемые результаты:
- рост познавательной и творческой активности у ребят;
- увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.
- формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.
5. Критерии оценки реализации Проекта:
Целевые показатели | Индикаторы | Методы изучения |
Организация работы по литературной деятельности учащихся как одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся, по нравственно-эстетическому воспитанию | Модернизация традиционных форм работы по внеурочной деятельности, использование инновационных форм работы. Наличие локальной нормативной базы по внеурочной деятельности. Повышение профессионализма руководителя проекта. Оборудование необходимой мультимедийной техникой, компьютером. | Анализ итогов учебно-воспитательной работы, педагогическое наблюдение. |
Повышение эффективности усвоения программного материала по литературе, русскому языку, ИКТ, культурологи, эстетике. | Высокие результаты обучения по литературе, русскому языку. Повышение ИКТ-компетенций. Рост интереса учащихся к изучению литературы и русского языка. Использование возможностей литературного творчества для проведения уроков по программе литературы. | Анализ итогов учебно-воспитательной работы, педагогическое наблюдение, Психолого-педагогическая диагностика по методике Дубовицкой, оценивание предметных метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) результатов учащихся по ФГОС. |
Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей учащихся, реализации их познавательного условия. | Благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе. Повышение интеллектуальной, творческой, социальной активности учащихся. Рост числа победителей и призеров конкурсов, фестивалей разного уровня, связанных с литературным творчеством. Уровень внедрения проектной деятельности и деятельностного подхода в процесс образования и воспитания. | Анализ итогов учебно-воспитательной работы, педагогическое наблюдение, Психолого-педагогическая диагностика по методике Дубовицкой, оценивание предметных метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) результатов учащихся по ФГОС. |
Оценка результативности:
В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах, публикации в районных и республиканских газетах и журналах, участие в литературных фестивалях.
6. Необходимое ресурсное обеспечение для реализации инновационного Проекта:
- техническое: компьютерное обеспечение пользователей инновационного продукта;
- информационное: банк ученических работ, наличие доступа в Интернет, публикация работ на персональном сайте учителя или школьном сайте;
- программное: наличие программ по литературной деятельности (например, кружка);
- кадровое: учитель русского языка и литературы, совместно педагог дополнительного образования;
- социальное: участники образовательных отношений (учителя-языковеды, учащиеся, родители).
Список литературы
Литература для педагога:
- Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
- Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. Для внекласс. Чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
- Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.: Просвещение,1980.
- Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. Рекомендации: Кн. Для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.
- Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
- Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. //Школьные технологии.-2002.-№2.
- Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
- Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 1986.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.
Литература для обучающихся:
- Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
- Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
- Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
- Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
- Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
- Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
- Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
- Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.
- Классическая литература
Интернет-ресурсы:
http://uchkopilka.ru/russkij-yazyk/vneurochnaya-deyatelnost/item/3316-lozovaya-m-v-785656
Приложение №1
Распространение опыта, полученные результаты по реализации Проекта
- Профессиональные достижения педагога, обеспечивающего реализацию Проекта:
ФИО педагога | Участие и достижения на профессиональном уровне | Публикации на персональном сайте учителя в Интернете |
Попова Ирина Алексеевна | 2014г. – призер (2 место) республиканского конкурса «Лучший педагогический проект» в номинации «Проект системы работы с одаренными детьми». 2014г. – победитель районного конкурса социальных проектов «Шаг навстречу здоровью» в номинации «Самый массовый проект». | - «Проект системы работы с одаренными детьми»; - Программа внеурочной деятельности учителя; - Проект «Литературное творчество как условие развития нравственно-эстетического воспитания»; - Проект творческих работ учащихся «Поэтический альманах». |
- Результаты участия школьников в конкурсах различного уровня:
Учебный год | Название мероприятия | Уровень | ФИ обучающегося | Результат |
2012-2013 | Конкурс детского творчества «Цени жизнь!» в номинации «Литературное творчество» | муниципальный | Мууев Адам | 2 место |
Литературный конкурс «Уникальный автор» | муниципальный | Мууев Адам | 3 место | |
Конкурс детского творчества «Мама – мой главный человек в жизни» в номинации «Стихотворение» | муниципальный | Пименова Снежана | Благодар ность | |
Проект «Мой спортивный кумир» (сочинение+презентация) | муниципальный | Малева Софья | 2 место | |
Международный фестиваль «Детство без границ», конкурс творческих работ юных корреспондентов в номинации «Молоды – не зелены» | районный этап | Мууев Адам | 1 место | |
Международный фестиваль «Детство без границ», конкурс творческих работ юных корреспондентов в номинации «Молоды – не зелены» | республиканский этап | Мууев Адам | 3 место | |
Международный фестиваль «Детство без границ», конкурс творческих работ юных корреспондентов в номинации «Молоды – не зелены» | всероссийский этап | Мууев Адам | 2 место | |
2013-2014 | Конкурс «Родина негромкая моя» | всероссийский | Ульнырова Есения, Есева Алина | сертификаты |
Конкурс художественного слова среди детей и молодежи «Выльнимъяс – Новые имена» | районный этап республиканского конкурса | Мууев Адам | 1 место | |
Международный фестиваль «Детство без границ», конкурс проектно-исследовательских работ «История моей семьи» в номинации «Портрет моей семьи» | районный этап | Москалев Василий | 2 место | |
Международный фестиваль «Детство без границ», конкурс проектно-исследовательских работ «История моей семьи» в номинации «Портрет моей семьи» | республиканский этап | Москалев Василий | 1 место | |
Международный фестиваль «Детство без границ», конкурс проектно-исследовательских работ «История моей семьи» в номинации «Портрет моей семьи» | всероссийский этап | Москалев Василий | 1 место | |
Конкурс детского литературного творчества «Быть здоровым – модно!» в номинации «Стильная молодежь – здоровая молодежь» | муниципальный этап республиканского конкурса | Москалев Василий | 2 место | |
Конкурс детского творчества «Край родной, навек любимый» в номинации «Литературное произведение» | муниципальный | Гребенюк Арина | 2 место |
Приложение №2
Республиканский конкурс художественного слова
среди детей и молодежи
«Новые имена» - «Выль нимъяс»
(возрастная категория – от 10 до 14 лет)
Работу выполнил - Мууев Адам,
обучающийся 9 класса (14 лет)
Ценности жизни!
Нам жизнь дана, чтоб созерцать природу,
Дивиться красоте искусства и творить,
И как бы трудной ни была дорога
К познанью истины: как правильно нам жить? –
Иди смелей; любовь, поддержка, дружба,
Здоровье, нравственность, Отчизне служба –
Вот жизни ценности, которые везде
Помогут трудности преодолеть тебе.
***
«Ты что, тюфяк? Попробуй! Да не дрейф!» -
Находятся слова для уговоров.
Так трудно иногда сказать простое «нет»,
Чтобы уйти от слов и разговоров.
«Чужой среди своих», «Ты – белая ворона!» -
Вот те слова друзей, что так пугают нас,
Уверенности, силы воли, веры надо,
Поэтому не каждый сможет отказать.
Вино попробуешь один лишь только раз
И на мгновение ты вкусишь сладкой жизни –
Легко привыкнуть к этому, трудней бросать,
А это верный путь к смертельной бездне.
И полетишь, обжигаясь и падая вниз,
В боль, в бессмылицу, в страх и «болото»,
Неужели в палатах закончится жизнь,
Ведь мечтал ты совсем не об этом?!
Помни, что выбор всегда за тобой:
Жизнь цени, чтоб она не прошла стороной!
Цените жизнь!
Хочу сказать я, обращаясь к молодежи,
Что наша жизнь дана нам только раз –
Ценить ее должны мы, чтобы прожить
До старости потомкам напоказ.
Нет места в нашей жизни алкоголю,
В досуг и поважнее развлеченья есть,
Ведь всё ж приятнее глазам до боли
Смотреть, как спортом занят человек.
Учение и труд, забота о здоровье –
Должны быть нормой жизни молодых,
А пьянство, лень и беззаботное веселье –
Причины судеб злых и роковых.
И завершая отрицаньем лиру,
Созревшим правдою во мне,
Скажу:
«Не прав был тот мудрец, сказавший миру,
Что истина бывает лишь в вине».
Сохраним леса!
Что останется нашим потомкам?
Кучи мусора, хаос и смрад?
Но когда же поймет человечество,
Что будущее в его же руках!
Один костер не потушил – и лес горит,
Другой лес рубит ради выгоды и денег…
А саженцы забыл он посадить,
Забыл, что лес не бесконечен…
Забыл про обитателей лесных:
Про птиц, зверей, о ягодах и травах.
Почувствовал, что здесь он господин,
И не учел далеких предков нравы.
Ответственность, участие, забота –
Слова, которые должны мы понимать…
И чтобы не случилась катастрофа,
Подумаем о будущем сейчас!
Первый снег.
На ладонях тает снег,
В капли превращаясь.
Кружит первый юный снег,
В танце все вращаясь.
Не похожа на другую
Каждая снежинка,
Будто слеплена вручную
Каждая крупинка.
Кружат, легкие снежинки –
Землю укрывают,
Все, что окружает нас,
В сказку превращают.
Сказка ночи.
Зимняя ночь, за порогом мороз,
Звезды в небе игриво сверкают.
Серп луны над завесою дыма прирос,
Ясным оком березкам мигает.
Тишина и безмолвье, блеск луны на снегу,
Кроткий иней на ветках сребрится.
Сказка ночи пройдет, и опять поутру
Зимним солнышком лес озарится.
Приложение №3
ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ КОНКУРС
РОДИНА НЕГРОМКАЯ МОЯ
Название работы «На родимой земле…»
ФИО автора – Ульнырова Есения Ивановна
Дата рождения – 03.08.1998 г. (15 лет)
На родимой земле…
Там только играет красивый цветок,
Он словно сияет росинками звезд,
И радугой скрыт ото всех он невзгод,
И горы могучие встают у ворот.
В лесу так тихонько звенит ручеек
И птицы щебечут, шуршит ветерок.
На небе ни облачка, открыта душа,
Росою забрызгана вдоволь она.
Бежит олененок, играет водой;
Ручей все быстрее бежит за горой.
И слышно: негромко в родной стороне
Играет пастух на вечерней заре.
Приложение №4
Международный фестиваль «Детство без границ»
КОНКУРС «История моей семьи»
(проектно – исследовательская работа)
Номинация «Портрет моей семьи»
Возрастная группа – 8-10 лет
Название работы «Учительская династия семьи Поповых»
ФИО автора – Москалев Василий Владимирович
Дата рождения – 05.09.2003г.
История моей семьи…
Введение
Семья,.. как много в этом слове для каждого из нас! Семья – это не только группа живущих вместе близких родственников, семья – это источник любви, радости, счастья, тепла, уважения, доброты… Это источник жизни. В нашей семье на протяжении девяносто лет прослеживается четыре поколения учителей-педагогов.
Учитель – это человек, от которого зависит судьба вверенных ему маленьких граждан. Работать по этой профессии можно только понимая, какая большая ответственность ложится на человека, сделавшего этот выбор. И когда дело своих родителей продолжают их дети, можно быть уверенным в правильности выбранного пути. Семейная династия учителей – это наша гордость, это портрет нашей семьи.
Есть в жизни немало широких дорог,
Но нет и не было краше,
Чем полной забот и душевных тревог,
Дороги учительской нашей.
Я напишу о нашей семейной династии учителей, о творческих людях, которые выбрали самую мирную профессию на свете – служить детям. Мой рассказ об истории моей семьи, об истории семейной учительской династии Поповых – портрет моей семьи.
Основоположники семейной династии…
Начало нашей учительской династии положили Попов Василий Иванович и Попова Екатерина Егорьевна. Мой прадед – Попов Василий Иванович - родился в 1918 году. Учился сначала в Ручевской начальной школе, затем в Усть-Куломской школе рабочей молодежи (ШМК). В 1936 году окончил Сыктывкарский педагогический техникум по специальности физический руководитель. Педагогическая деятельность прадеда началась сразу после окончания училища в Пожегодской школе, оттуда же в 1939 году он был призван в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии. На долгие семь лет прервался его мирный труд в школе. В годы Великой Отечественной войны участвовал в боях с Японией, штурмовал горы Малого Хингана в районе Сахалянских укреплений, получил ранение, был выбран в качестве парламентера для предъявления ультиматума Японскому военному командованию. Награжден медалями «За победу над Японией», «За победу над Германией» и многими юбилейными медалями.
Вернулся мой прадед к своей профессии учителя лишь в 1946 году и проработал в Ручевской неполной средней школе до 1978 года. Преподавал физическую культуру, химию, географию, рисование, физику.
Любил играть на гармошке, аккордеоне. Как вспоминают его бывшие ученики (а многим уже за 50-60 лет), мой прадед был очень добрым учителем, никогда от него не слышали ни одного грубого слова, к ученикам относился как к своим детям. Особенно запомнились его ученикам уроки физической культуры. Раскроет, бывало, прадед аккордеон и проводит урок под музыку: бег, разминку, приседания, лазание по шведской лесенке все же легче выполнять под звуки марша или вальса. А любимым музыкальным произведением прадеда был вальс «На сопках Манчжурии».
А еще запомнились односельчанам лыжные соревнования, различные спортивно-массовые мероприятия, проведенные под руководством моего прадедушки. И сам он до семидесяти лет бегал на лыжах, занимался спортом.
Каждый человек оставляет свой след на земле, и каким он будет, зависит только от него самого. И мой прадед тоже оставил свой след в истории школы, в истории села, района. Под его руководством около школы за два года был построен стадион: перекладины, конь и козел, гимнастические брусья, городки, площадки для игры в волейбол и баскетбол и, конечно же, футбольное поле. В 1970 году в районном смотре-конкурсе на лучшую организацию физкультуры и спорта наш сельский школьный стадион занял первое место. Потом вокруг стадиона посадили деревья, поставили скамейки. Кто знает, 200 или 300 деревьев было посажено, но все они выжили, выросли рядами, и украшает теперь центр села парк. Каждую весну это место оживает, цветет, несет людям радость. Я думаю, что каждый житель нашего села, кто знает и помнит моего прадеда, Попова Василия Ивановича, проходя по этому парку, вспоминает его только добрыми словами. Ведь то добро, которое он сделал родной школе, родному селу не должно быть забыто. В народе говорят, что, если в своей жизни человек посадил хоть одно дерево, значит, уже сделал доброе дело. А мой прадед посадил целый парк – он оставил свой след на Земле.
К сожалению, уже нет в живых Попова Василия Ивановича, он ушел из жизни на 88-ом году, когда меня еще не было на свете. Но я узнал о нем многое из рассказов деда, папы и мамы, сестры, жителей нашего села. Мне и имя дали в честь него - Василий.
Моя прабабушка – Попова Екатерина Егорьевна – родилась в 1914 году в селе Руч. Она чуть раньше прадеда, в 1935 году, окончила Сыктывкарский педтехникум по специальности учитель начальных классов. Педагогическую деятельность начала в 1938 году воспитательницей в Деревянском детском доме.
С 1939 года по 1942 год была начальником Усть-Куломского пионерского клуба, затем перевелась в Ручевскую неполную среднюю школу в качестве учительницы начальных классов. В годы Великой Отечественной войны моя прабабушка преподавала уроки младшим школьникам, которые оказались в Ручевском детском доме. В основном это были дети спецпереселенцев, оказавшихся по воле судьбы в Коми крае еще до войны. Отношение к этим детям было недоверчивое, их не уважали, считали детьми врагов народа. Поэтому главной задачей в работе прабабушки стало воспитание в детях чувства уважения друг к другу и ответственности за свои поступки. Она говорила, что работать с детьми – это значит любить любого ребенка. Прабабушка была требовательной и строгой учительницей, справедливым, мудрым и рассудительным человеком. Об этом говорит мой дедушка.
Попов Василий Иванович и Попова Екатерина Егорьевна за годы работы с детьми награждены многочисленными грамотами разных уровней, имеют благодарности, медали. Прадедушка был не только «Ветераном войны», ему было также присвоено звание «Ветеран труда», а прабабушка имеет медаль «За работу в тылу».
Продолжение династии…
В 1973 году после окончания факультета иностранных языков Коми государственного педагогического института в Аныбскую неполную среднюю школу в качестве учителя французского языка получила распределение Попова Татьяна Ивановна, будущая жена брата моего дедушки. Городской жительнице было трудно привыкать к условиям жизни на селе. Но годы работы в сельской школе Татьяна Ивановна вспоминает с теплотой и воодушевлением. Дети были послушными, активными, любознательными. До ее приезда в школе иностранный язык вообще не изучали, поэтому детям было интересно и даже в диковинку слышать и учить французскую речь. Впоследствии многие выпускники тети Тани пошли по ее стопам, после окончания школы поступили на факультет иностранных языков. Среди них Кирушева Луиза Ивановна, которая в данное время обучает нас французскому языку в Ручевской средней общеобразовательной школе. Значит, Татьяна Ивановна сумела привить интерес сельских коми детей к красивому и трудному французскому языку, делилась своим добром с учениками. Теперь она на пенсии, бывшие коллеги и ученики отзываются о ней как о тактичном, доброжелательном человеке, она и сейчас остается такой: в любой ситуации к ней всегда можно обратиться за помощью.
Две сестры – две внучки…
Продолжителями учительской династии Поповых являются моя любимя мама – Попова Ирина Алексеевна, и ее младшая сестра, моя тетя – Попова Диана Алексеевна (в замужестве Гребенюк).
Попова Ирина Алексеевна педагогическую деятельность начала как учитель начальных классов, окончив в 1991 году Сыктывкарское педагогическое училище №1 им. И.А.Куратова – то же самое училище, которое в свое время закончили прабабушка и прадедушка. В 1996 году она окончила филологический факультет Сыктывкарского государственного университета и теперь работает учителем русского языка и литературы в МОУ Ручевской СОШ. Имеет высшую квалификацилнную категорию, прекрасно владеет методикой преподавания современного урока, умело активизирует учащихся на уроке, дает прочные знания. Ее уроки интересны, занимательны. На протяжении 8 лет Ирина Алексеевна была заместителем директора по учебной работе. Мама много читает, увлекается спортом, хорошо рисует и поет. Говорит, что рисовать ее научил в детстве прадедушка. Она пишет стихи, стихотворчеству она учит детей. Публикуют стихотворения ее учеников в газетах и журналах.
Сказка ночи.
Зимняя ночь, за порогом мороз,
Звезды в небе игриво сверкают.
Серп луны над завесою дыма прирос,
Ясным оком березкам мигает.
Тишина и безмолвье, блеск луны на снегу,
Кроткий иней на ветках сребрится.
Сказка ночи пройдет, и опять поутру
Зимним солнышком лес озарится.
(стихотворение Мууева Адама, ученика 9 класса).
Мамины ученики являются победителями и призерами районных олимпиад, и даже есть победительница республиканского этапа Всероссийской предметной олимпиады по русскому языку. Свое творческое мастерство передает ученикам. Неоднократно они занимали призовые места в конкурсах сочинений, стихотворений, презентаций и рисунков различного уровня.
В 1999 году Ирина Алексеевна участвовала в районном конкурсе «Учитель года» и заняла 2 место. Она хороший учитель, умелый наставник, творческая личность. За хорошие успехи, достигнутые в преподавании предметов русский язык и литература, она награждена Грамотами Управления образования Усть-Куломского района и администрации МР «Усть-Куломский», имеет Благодарственные письма за значительный вклад в развитие отрасли «Образование» и высокие показатели в работе с одаренными детьми.
Гребенюк Диана Алексеевна – учитель коми языка и литературы МОУ Ручевской СОШ. Ручевская средняя общеобразовательная школа (в разные годы имела разный статус) стала семьей, общим домом, где работали и работают учителя, связанные и нитями родства, и профессией. Диана Алексеевна окончила в 1997 году Сыктывкарское педагогическое училище №1, затем в 2002 году – филологический факультет СыктГУ, пощла по стопам старшей сестры. Она творчески работающий учитель, на своих уроках прививает любовь детей к родному языку. Ее уроки увлекательны и интересны. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями коми народа, с историей и интересными людьми родного села. В школе ведет кружок «Краеведение».
Ее ученики участвуют в районных и республиканских олимпиадах по коми языку и коми фольклору В республиканской викторине «Говорим по-коми» ученица Дианы Алексеевны заняла первое место. Кроме этого, она подготовила детей к телевикторине «Тодысьродысь», где учащиеся показали хорошие знания по коми языку и литературе. Награждена Грамотами Управления образования Усть-Куломского района и администрации МР «Усть-Куломский», имеет Благодарственные письма Министерства образования Республики Коми и Коми Республиканского института развития образования за подготовку победителя олимпиады по коми фольклору. В 2010 году участвовала в районном конкурсе методических разработок и стала победителем в номинации «Лучшая исследовательская работа».
Перспективы…
Но на этом наша учительская династия не заканчивается. По стопам прадеда, прабабушки, мамы, тети пошла и моя старшая сестра, в будущем учитель математики и информатики – Попова Мария Владимировна. Она учится на 4 курсе физико-математического факультета Коми государственного института.
Вся жизнь мамы, как учителя, проходит на наших глазах. С детства мы окружены школьной атмосферой: книги, тетради, подготовка к урокам. В нашей семье все понимают ценность и необходимость образования, поэтому моя сестра тоже выбрала профессию учителя.
И я, надеюсь, тоже продолжу учительскую династию. Я – Москалев Василий Владимирович (фамилия моя по отцу) являюсь учеником четвертого класса МОУ Ручевской СОШ. Учусь хорошо, как и прадед, люблю спорт, занимаюсь лыжным видом спорта и мини-футболом, поэтому моя мечта – в дальнейшем стать учителем физической культуры. Я хочу, чтоб дети росли здоровыми, сильными, выносливыми. Здоровые дети – это здоровое будущее нашей страны.
Заключение.
Изучая историю своей семьи, исследуя учительскую династию Поповых, я узнал очень много интересного о близких мне людях, о своих предках. Я многое открыл для себя: я узнал, какими добрыми и отзывчивыми людьми были мои прадедушка и прабабушка – Попов Василий Иванович и Попова Екатерина Егорьевна. Ведь я их совсем не знал. Понял, что учителями могут быть только самоотверженные люди, которые любят детей, своих учеников; которые полностью посвятили себя этой работе. Из поколения в поколение члены моей семьи, как эстафету, пердают учительскую профессию друг другу. Они преподавали и преподают разные предметы, но их объединяет творческое отношение к работе, профессионализм и желание отдавать сердце детям. Так и хочется сказать о силе семейных традиций, о родителях, которые сумели привить своим детям уважение к профессии учителя, стремление пойти по родительским стопам. Семейные династии служт примером молодому поколению и еще раз доказывают мысль о том, как важно найти свое место в жизни и приносить немалую пользу людям.
В целом же, педагогический стаж учительской династии Поповых составляет около девяносто лет! Я горжусь этими людьми, избравшими нелегкий труд учителя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведение как условие восстановление духовно-нравственного воспитания учащихся
Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. Интегрированные с краеведением уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о взаимосвязи истории России с историей родн...
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ
В статье анализируется проблема формирования нравственно-эстетического мировоззрения обучающихся посредством художественной деятельности....
Приобщение школьников к истокам русского народного творчества – необходимое условие развития музыкальной культуры.
Изучение истоков русского народного творчества обладает большими воспитательными возможностями в развитии музыкально-эстетического интереса младших школьников, жанровым многообразием, отвечающим ...
Проведение Недели творчества как условие развития творческой активности обучающихся
В данной статье представлен опыт проведения внеурочного мероприятия по технологии. Включён план проведения на каждый день недели, результативность мероприятия для самовыражения обучающихся...
Самостоятельная познавательная деятельность и педагогические условия развития навыков самообучения у учащихся.
В статье рассматривается тема организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Исследуются ее признаки, определяется роль и место в общей системе методов обучения, а также способ...
Об условиях развития личностных компетенций у учащихся начальной школы.
Реализация раздела социально – психологического обеспечения программы развития школы проводится педагогом – психологом через систему профилактических мероприяти...
Педагогические условия развития критического мышления у учащихся на уроках математики
В статье рассматриваются педагогические условия развития критического мышления у школьников на уроках в математики....