Педагогические условия развития критического мышления у учащихся на уроках математики
статья по математике

Исламгали Алия Алдияркызы

В статье рассматриваются педагогические условия развития критического мышления у школьников на уроках в математики.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matemati_myshl.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия развития критического мышления у учащихся на уроках математики  

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия развития критического мышления у школьников на уроках в математики.  

Ключевые слова: Педагогические условия, критическое мышление, школьники.

Актуальность развития критического мышления у школьников связана с тем, что в современных требованиях к школе четко прослеживается важность формирования у учащихся умственных способностей, критического мышления которые обеспечивают надежную базу для последующей учебно-познавательной деятельности, а затем и непрерывного образования. Можно выделить, главные компетентности, необходимые современному человеку, а именно «критичность мышления, кооперация, коммуникации и креативность».

Учебный предмет математики в школе представляет собой элементы арифметики, алгебры, начал математического анализа, евклидовой геометрии плоскости и пространства, аналитической геометрии, тригонометрии.

Обучение учащихся математике направлено на овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и смежных учебных предметов и решения практических задач, на развитие логического мышления, пространственного воображения, устной и письменной математической речи, формирование навыков вычислений, алгебраических преобразований, решения уравнений и неравенств, инструментальных и графических навыков.

Вопросами изучения и формирования мышления занимались многие выдающиеся психологи: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.П.Блонский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова, Л.А.Венгер и другие.

Проблемы развития критического мышления разрабатывались в работах И. П. Вальковой, А. И. Низовской, Н. П. Задорожной, Т. М. Буйских, М. Л. Варлаковой,  Э. С. Григорьевой, И. О. Загашева, С. И. Заир-Бека, И. В. Муштавинской и др.

Исследователями (И. В. Муштавинская,  И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек) разработана педагогическая технология развития критического мышления. Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Эти идеи нашли свое отражение в работах российских ученых, таких как Т. А. Галактионова, И. О. Загашев, С. И. Заир Бек, И. В. Муштавинская, Е.А. Трифонова, Н. В. Богатенкова и  др.

Между тем, не смотря на достаточное количество исследований по данной проблеме остаются мало изученными педагогические условия развития критического мышления у школьников на уроках математики.

В связи с этим возникает необходимость  проблема изучения педагогических условий развития критического мышления у школьников на уроках математики.

Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление – высшая форма отражения мозгом окружения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения [1, с.12].

Так как мышление – высшая форма отражения мозгом окружения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать особенности развития мышления в подростковом возрасте.

В процессе обучения в средней школе совершенствуется  и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи. К учащимся  приходит умение правильно рассуждать, критически мыслить [2, с.25].

Именно в школьном возрасте необходимо развивать критическое мышление, так как потом сделать это будет очень сложно и наверстать упущенное – будет невозможно.

Анализ различных исследований (И. П. Вальковой, А. И. Низовской, Н. П. Задорожной, Т. М. Буйских, М. Л. Варлаковой,  Э. С. Григорьевой,И. О. Загашева, С. И. Заир-Бека, И. В. Муштавинской) позволяет сделать вывод о том, что под критическим мышлением понимается  способность человека осуществить целенаправленное, саморегулирующееся рассуждение, которое имеет своим результатом интерпретацию, анализ, оценку и умозаключение. Выделяют следующие ключевые когнитивные умения критического мышления - это интерпретация, анализ, умозаключение, оценка, объяснение и саморегуляция [3, с.42].

В процессе проводимой работы были выявлены педагогические условия развития критического мышления у школьников на уроках в математики.  

Основными педагогическими условиями развития у учащихся критического мышления на уроках математики являются: соблюдение трех фаз технологии критического мышления; использование совокупности индивидуальной, групповой, коллективной, совместно-распределенной деятельности и современных технологий обучения; организация рефлексивной деятельности при реализации технологии критического мышления.

В своей педагогической деятельности мной осуществляется развитие критического мышления у школьников на уроках математики, начиная с пятого класса.

Итоги начальной диагностики развития критического мышления у учащихся 5 класса показали, что с высоким уровнем развития критического мышления выявлено 4 чел. (20 %), со средним – 10 чел. (50%), с низким – 6 чел. (30%). Качественный анализ показал, что у детей недостаточно развито понятийное, абстрактное, логическое, образное, речевое мышление. Полученные данные свидетельствовали о необходимости проведения работы по развитию критического мышления у учащихся на уроках математики.

Поэтому осуществлялась организация работы по развитию критического мышления у школьников на уроках математики с использованием технологии критического мышления. Были реализованы следующие педагогические условия развития у учащихся критического мышления на уроках являются: соблюдение трех фаз технологии критического мышления; использование совокупности индивидуальной, групповой, коллективной, совместно-распределенной деятельности и современных технологий обучения; организация рефлексивной деятельности при реализации технологии критического мышления.

Были использованы следующие приемы: «Синквейн», «Кластер», «Шесть шляп», «Концептуальная таблица», Приём «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Ромашка Блума», заполнение таблицы «Инсерт». Для развития критического мышления применяли технологию проблемного обучения, в ходе которой поощряли выдвижение детьми гипотез, самостоятельное открывание нового знания. На уроках и во внеурочное время использовали дидактические игры, занимательные задания, головоломки.

В целях совершенствования преподавания математики целесообразна дальнейшая разработка новых методик использования нестандартных задач.

Систематически использовать на уроках задачи, способствующие формированию у учащихся познавательного интереса и самостоятельности.

Осуществляя целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений необходимо учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы. Целесообразно использование на уроках задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов.

В конце года было проведено повторное исследование. Анализ результатов исследования развития критического мышления у учащихся 5 класса показал, что с высоким уровнем развития критического мышления количество учащихся увеличилось с 20 % до 40%, со средним – увеличилось с 50% до 55%, с низким - снизилось с 30% до 5%. Качественный анализ показал, что у учащихся произошло развитие понятийного, абстрактного, логического, образного, речевого мышления. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы по развитию критического мышления у учащихся на уроках математики.

Список литературы

  1. Генике Е. А., Трифонова Е. А. Рaзвитие критического мышления (бaзовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. — Том 1 // под общ. ред. Л. И. Семиной. — М.: изд-во «Бони», 2002. — 239 с.
  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. - Санкт-Петербург: Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.
  3. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе / Тобольск, Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

"Памятка приемов технологии развития критического мышления для учащихся к урокам географии"

К технологии критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) еще недавно относились как к интересной новинке. Сегодня эту технологию внедряют многие учителя на разных предметах. Я постаралась созд...

Презентация на тему "Приёмы и методы для развития критического мышления у учащихся на уроках английского языка"

Данная презентация содержит описание различных приёмов и методов , способствующих развитию критического мышления у школьников при обучении английскому языку:"Ромашка Блюма”,“Толстые” и “тонкие” вопрос...

Задания для развития критического мышления у учащихся на уроках русского языка

Этот документ я нашла на одном из учительских сайтов и активно пользовалась им на уроках русского языка. Данные задания разного уровня учат детей понимать прочитанное, выделять главное, производить ко...

Применение педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках биологии

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного простран...

Развитие навыков критического мышления у учащихся на уроках математики.

Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Чтобы у школьника развивалось критическое мышление, необходимо, чтобы у...