ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ
статья на тему
В статье анализируется проблема формирования нравственно-эстетического мировоззрения обучающихся посредством художественной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ
Аннотация: В статье анализируется проблема формирования нравственно-эстетического мировоззрения обучающихся посредством художественной деятельности. Целью статьи является обоснование приемов и методов работы на занятиях изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества в системе дополнительного образования, способствующих развитию нравственно - эстетического отношения к природе.
Ключевые слова: художественная деятельность, технологии рисования и декоративно-прикладного искусства, нравственный и эстетический выбор обучающегося.
Приобщение детей к пониманию уникальности своей страны, ее природных, духовных и исторических ценностей, формирование духовной культуры личности-важные задачи воспитания патриотических чувств, так как без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитывать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Художественное воспитание детей в современной системе обучения не может быть второстепенным. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей работе « Земля родная» говорит, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому»[1]. Зарождаясь в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности ребенка, так как именно в этот период у детей закладываются предпосылки гражданских качеств, ответственность и способность к уважению и пониманию других людей. Чувство патриотизма многранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить и приумножить богатство своей родины. Подрастающему поколению надо предоставить возможность выбора своих жизненных идеалов и эстетических ценностей. Народное искусство-это неисчерпаемый источник мудрости, нравственности, любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, ее богатству, к людям и имеет ярко выраженные характерные черты, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.
Моя опытно-экспериментальная работа показала, что для повышения эффективности приобщения обучающихся к эстетическим ценностям при изучении народного декоративно-прикладного искусства родного края необходимо соблюдение следующих педагогических условий:
- от эмоционального принятия эстетических ценностей, к их осознанию и включению в систему личностных ценностных ориентаций;
- осуществление широких межпредметных связей дисциплин художественно-эстетического цикла, основанных на синтетичной природе народного искусства, традициях родного края;
- применение систематизированного комплекса методов, направленных на усвоение эмотивного когнитивного и деятельностно-творческого подходов;
- систематическое проведение встреч с народными мастерами, экскурсии в музеи, мастерские, организация фольклорных праздников;
- обеспечение положительного воздействия эстетической культуры личности педагога на освоение ребёнком эстетических ценностей во взаимодействии педагога и обучающегося.
Вышеперечисленные педагогические условия определяют принципы ,используемые в моей педагогической деятельности:
- принцип доступности – темы занятий выбраны с учетом возможностей детей младшего школьного возраста;
- принцип научности, т.е. выбрано из огромного богатства, накопленного человеком, то немногое, что дети в состоянии усвоить;
- принцип сознательности – дети усваивают знания и умения сознательно, с интересом, а не механически; - принцип систематичности и последовательности; - принцип наглядности;
- принцип системы межпредметных связей.
Красота родной природы, особенности быта, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Познавая образцы народных произведений, воплощенных в разных материалах, свойства и виды различных материалов, дети проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. Рассматривая произведения декоративно-прикладного творчества, дети испытывают искренний интерес, чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное, попробовать свои силы в том или ином виде прикладного творчества[3]
Человек, по своей природе является существом творческим. С раннего детства дети пробуют себя в искусстве. Изобразительное творчество, бумажная пластика, лепка из соленого теста, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности, умения, навыки, совершенствуется эстетический опыт и эмоционально - духовная отзывчивость. Важнейшей задачей реализуемой общеобразовательной общеразвивающей программы « Изобразительное и декоративно – прикладное искусство» является овладение основами художественной грамоты, развитие художественно-творческих способностей у детей. Изобразительная направленность занятий программы в том, что ребенок творит сам. Творческая деятельность по темам программы, нейтрализует негативные проявления и предоставляет возможность преобразования агрессии в какой – либо художественный продукт. Занятия позволяют формировать целостное мировоззрение, которое дает возможность найти средства выражения, художественной оценки явлений внешней и внутренней жизни. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше целенаправленно у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Помочь в этих стремлениях могут нетрадиционные художественные техники, чередуясь или сочетаясь с традиционными способами рисования, лепки, аппликации на занятиях изобразительного искусства. Сила воздействия на ребенка произведений декоративно-прикладного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности обучающихся. На занятиях по декоративно-прикладному искусству дети знакомятся с разнообразными технологиями, такими как: декупаж – это способ изысканного декорирования своими руками почти любой поверхности, скрапбукинг – создание мини альбомов с «живыми» воспоминаниями, квиллинг – скручивание полосок из цветной бумаги, вытынанка, торцевание, точечная роспись по стеклу, витраж, картонаж, ковроткачество. Кроме этого дети пишут масляными красками картины, создают из самоклеющейся бумаги и пуговиц оригинальные картины, силуэтное изображение портрета. В процессе обучения дети своими руками создают аксессуары и украшения из полимерной глины, из фетра. Это дает им возможность самореализоваться себя духовно и сделать для себя открытия, в том, что они тоже могут стать великими художниками. Благодаря художественному творчеству, у обучающихся улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание, занятия способствуют общему повышению успеваемости в школе и достижению успеха во взрослой жизни. Таким образом, художественная деятельность помогает ребенку понять мир, передать свои впечатления об окружающем, развивает сенсорную культуру, побуждает познавательную активность и творчество. Они уже осознанно подходят к тем или иным вещам, видят красоту в окружающих их предметах. В этом возрасте человеком движут определенные нравственные ценности, складывающиеся под влиянием социальных факторов. Ценно то, что дети через изобразительное и декоративно-прикладное творчество преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт. В рисунке, в декоративной поделке они могут выразить свои мечты, фантазии, суждения, страхи, открытия. Наиболее эффективными методами в своей деятельности считаю, репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний, выработку навыков и умений, исследовательский метод применяю для выполнения творческих заданий, эвристический метод дает возможность поэлементного обучения творческой деятельности. Детям также предлагается игровая роль: мастеров, которые делают посуду; художников на фабрике, выдумывающих рисунки на тканях и т.п.
Эти методы повышают интерес детей к художественной деятельности, создают положительный эмоциональный настрой и вызывают желание рисовать, лепить, конструировать, повышают эффективность процесса обучения. Для успешного развития художественного детского творчества необходимо разнообразие и вариативность проведения с детьми занятий. Новизна обстановки, в которой проводится занятие, необычность начала занятия, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей задания и возможность выбора - это и многое другое не допускает в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Формирование нравственно-эстетического образа к природе родного края у обучающихся предполагает проигрывание и проживание ситуации, додумывание ее, фантазирование на тему дальнейших событий, сочинение сказок, путешествий. Объяснение, рассказ, любое слово педагога, обращенное к детям, должно быть эмоциональным, чтобы вызвать положительный отклик у детей, пробудить эстетические и нравственные чувства. При анализе детских работ педагог должен вызывать радость у ребят по поводу созданных ими творений, подчеркиваются удачные находки детей, интересный замысел, сходство с изображаемым предметом, выразительность изображения.
Таким образом, художественная деятельность, основанная на материале народного творчества, одно из условий воспитания у детей чувства любви к своему родному краю. Она помогает ребенку понять мир, передать свои впечатления об окружающем мире, развивает сенсорную культуру, побуждает познавательную активность и творчество.
В МАУДО Дворец творчества г.Нефтекамска большое внимание уделяется приобщению детей к художественной деятельности: рисованию и декоративно-прикладному творчеству. Мы живем в таких условиях, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. А у воспитанников нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д.. Поэтому педагоги объединения ИЗО и ДПИ ставят перед собой цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Ведь современная педагогическая деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавлять авторитарно ребенка, его волю, а воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя потребности и интересы ребенка, понимая его внутренний мир.
Организация педагогического процесса во Дворце творчества ориентирована на то, чтобы развитие обучающихся было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбираются самые разные: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. Педагоги используют различную технику рисования: граттаж, монотипия, энкаустика, пальчиковое рисование, тампонирование, кляксография, печать-клише.
На занятиях решаются различные познавательные, обучающие и творческие задачи. Педагоги, знакомя детей с изделиями народных промыслов, стараются приобщать детей к родной культуре, помочь им войти в мир прекрасного, учить видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждать потребность любить и радоваться жизни. Они стараются научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, чтобы вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учились понимать, чувствовать и любить окружающий мир.[2]
Для совершенствования механизма образовательной и воспитательной деятельности мной было проведено анкетирование обучающихся моего объединения «Радуга». Результаты анкетирования выявили представление обучающихся о декоративно-прикладном искусстве, 60% обучающихся, считают, что декоративно-прикладное искусство – это предметы интерьера, мебели, посуда, одежда, бижутерия, а остальные 40% -современные техники рисования. Эмоциональное воздействие декоративно-прикладного искусства для респондентов - это рассказ о своих впечатлениях и переживаниях-70%, для 30% -элемент самовыражения обучающихся. Буквально все обучающиеся считают, что декоративно-прикладное искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, воспитывает духовно-нравственные ценности. Увлечение декоративно-прикладным искусством играет самую активную роль в их жизни, помогает выразить свое эмоциональное состояние, является неким лекарством от стресса. Обучающимся было предложено самим оценить степень освоения креативных техник рисования. Большинство из них считают, что благодаря профессионализму педагога, они смогли освоить эти необычные методики рисования достаточно успешно. Педагог объединения обладает такими качествами как: доброта, человечность, отзывчивость для 50% обучающихся - это важно, 50% считают, что профессионализм , креативность, увлеченность и постоянное самосовершенствование не менее важны для них. Занятия в кружке декоративно - прикладного искусства развивают следующие качества характера с точки зрения обучающихся: усидчивость и настойчивость-70%, а у30%-улучшилась мыслительная деятельность и память. Формирование трудовых навыков и умений отметили -70%обучающихся, а 30% считают, что занятия художественной деятельностью нацеливает их на выбор профессии. Отрадно, что обучающиеся видят перспективы своего творческого развития -это ожидание новых знаний и участия в конкурсах от занятий в кружке декоративно-прикладного искусства.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на обучающихся, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. Ознакомление детей с богатством родного края поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам, родной природе и родному краю.
Литература:
1.Лихачев Д.С. Земля родная / Д.С.Лихачев.-М.: Просвещение,2003.-с.14-18
2.Народные обычаи и традиции на занятиях по декоративно-прикладному творчеству//Допол.образование и воспитание.-2013.-№12.-с.13-16.
3.Подмогаева Г.В Декоративно-прикладное творчество как средство воспитания любви к родному краю// Дополнительное образование и воспитание.-2013.-№4.-С.47-50.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...
Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Презентация содержит основные сведения о жизни и творчестве писателей Ставропольского края И. В. Кашпурова, Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....
Урок развития речи по теме " Природа родного края". Конспект урока.
Данный материал может быть использован при подготовкек к написанию сочинения о природе родного края....
Опыт работы «Школьное лесничество, как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности обучающихся по изучению природы родного края»
Опыт возник и развивался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа». Школа расположена в центре села, в благоприя...
Консультация Природа родного края, как важнейший элемент сенсорного развития детей дошкольного возраста
Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребенка - это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде....
Статья на тему: " Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к природе родного края посредством организации тематических экскурсий на уроках окружающего мира".
Экологическая пpoблeмa взaимoдeйствия чeлoвeкa и пpиpoды, a тaкжe влияния чeлoвeкa нa oкpужaющую сpeду пpинялa oгpoмныe мaсштaбы. В услoвиях глубoкoгo экoлoгичeскoгo кpизисa усиливaeтся знaч...