Как преподают сольфеджио зарубежом
методическая разработка по теме
Обучение сольфеджио в Японии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_prepodayut_solfedzhio_zarubezhom.docx | 22.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Введение
Сольфеджио является неотъемлемой частью обучения основам музыкального искусства. Это дисциплина включает в себя практику чтения партитур, пение и игру с листа, умение слышать основные элементы мелодии и гармонии. Часто говорят, что у кого то «Абсолютный слух», или «он бегло читает с листа», или, наконец, «у него прекрасные способности к сольфеджио». Но что, собственно, это означает? Если сольфеджио не готовит студента к тому, что бы чувствовать естественное движение мелодической линии или динамическое нарастания, разрешать гармонические последовательности, а затем использовать это умения в своей творческой практике, то им заниматься не имеет смысла.
В Италии 17 века словом «Сольфеджио» называли исполнения песен
без слов, лишь распевая гласные звуки. Целью такого сольфеджио было улучшение техники пения, особенно в части орнаментальных украшений.
Во Франции в конце 18-го века сольфеджио вошло в учебный план Парижской консерватории и со временем развилось в хорошо продуманную систему обучению. Так появилось сольфеджио Данхаузера используемое сегодня повсеместно.
В 19 веке итальянская и французская системы обучения распространились по всему миру, став основой для оригинальных сольфеджийных методик, применяемых в учебных заведениях разных стран. В том числе и в Японии.
Западноевропейская музыка проникла в Японию менее 150 лет назад. С тех пор оно не только изучается японскими музыковедами, но и осваивается в педагогической практике, благодаря чему стало частью нашей культуры. Дело в том, что традиционная японская музыка очень отличается от европейской. Это касается прежде всего более сдержанных форм выражения эмоций, характерных для японской культуры.
Сольфеджио оказалось неоценимым помощником в деле подъема общего уровня музыкального образования, позволившего западноевропейской музыке занять свою пищу в японской культуре, а Японии продуцировать музыкантов международного класса.
Когда Японцы начали осваивать западную музыку, стало ясно, что им почти не известны ни церковная музыкальная практика, ни ритмы бытовых европейских танцев, лежащие в основе классической музыки. Педагогам ничего не оставалось, как возлагать надежды на следующее поколения, которым будет под силу восполнить «образовательные» пробелы. Это стало стимулом к появлению множество разнообразных методик, получивших международное признание, в частности, методик раннего музыкального воспитания и обучения, начального музыкального образования. На первом этапе обучения, перед освоением собственно «технологии» музыки, акцент делается на развитии у детей слуха и чувства ритма, т.е на развитии фундаментальных музыкальных способностей.
Раннее обучение и сольфеджио Система Судзуки.
Судзуки Синити, сын одного из первых скрипичных мастеров в Японии, учился игре на скрипке в Берлине и по возвращении на родину вместе стремя своими братьями организовал камерный ансамбль. Из своего преподавательского опыта он понял, и стал работать над созданием своей собственной методики, центральное место в которой заняло развитие музыкальных способностей.
Судзуки Синити как-то обратил внимание на то. Что почти все дети легко учат свой родной язык и довольно свободно на нем говорят, Двухлетний ребенок знает около 300 слов, пятилетний – более 2000 слов, и всеми этими словами дети свободно пользуются. Более того, усли с ребенком заниматься специально, то его словарный запас может вырасти до 4000 слов. Размышляя об этом, Судзуки понял, что нет разницы между способностями к языкам, к музыке или чему-нибудь другому – можно развить любую из них. Он говорил: «Обучать – значит учить и тренировать».
Философия Судзуки базировались на том, что растения, получающего много солнца, растут лучше, чем растения, находящиеся в тени. Если вы хотите,чтобы у вашего соловья был прекрасный голос, т должны поместить его рядом с другими поющим соловьем. Другими словами, благоприятная атмосфера играет в обучении очень важную, ключевую роль.
Судзуки больше любил заниматься с детьми. Прежде чем начать обучение ребенка игре на скрипке, Судзуки давал инструмент его матери и учил его играть «Twinkle,twinkle Little Star». За тем мать играла эту песню своему ребенку, что и явилось первой ступенью обучения. Так же мать должна была постоянно ставить ребенку запись песни для прослушивания. Когда ребенок начинал проявлять интерес к музыке, Судзуки давал ему крошечную скрипку (1/16 или 1/8 от размера обычной скрипки), которую он сконструировал сам, и учил его играть «Twinkle,Twinkle Little Star». С самого начала обучение базировалось на слушании музыки и естественном желании ребенка учиться. Оно проходило как приятная игра, велось без спешки, перерывов. С постоянным повторением пройденного материала, что придавало ребенку уверенность в своих силах.
Один из самых результативных компонентов этой методики – обучение музыке через развитие слуха. Начинаясь «Twinkle,Twinkle Little Star»,репертуар постепенно пополняется другими песнями, которые учащийся сначала прослушивает, а затем разучивает. В результате рез некоторое время он может играть весьма сложные пьесы.
Благодаря методике Судзуки более1000 учащийся 7-8 лет уже на самом раннем этапе обучения могли играть скрипичные концерты В.А.Моцарта и А. Вивальди. Это были самые обыкновенные дети, выросшие в обычных семьях. Они вовсе не собирались заниматься музыкой профессионально. Музыкальные способности этих детей развивались параллельно с изучением ими родного языка. Став взрослыми, они могли применить свой творческий потенциал в любой сфере деятельности.
Образовательная программа. Известная как «Методика Судзуки», распространилась по всему миру. Она применяется не только в обучении игре на скрипке, но и игре на фортепиано, флейте, виолончели.
По методике Судзуки, курс обучения состоит из десяти уровней:
- Подготовительный к элементарному
- Элементарный.
- Подготовительный к среднему
- Средний
- Подготовительный к продвинутому.
- Продвинутый.
- -10 Исследовательский уровень, включающий четыре ступени.
Все эти уровни должны быть пройдены к тому времени, когда учащийся достигнет возраста 14-15 лет.
Например, в курсе обучения игре на скрипке на выпускном экзамене первой ступени Исследовательского уровня исполняется скрипичный концерт№4 В.А.Моцарта, а на четвертой ступени того же уровня – скрипичный концерт Ф.Мендельсона.
Ежегодно студенты со всего мира, занимающиеся по этой методике, выступают с концертами в зале Будокан в Токио. Число участников каждого концерта обычно приближается к цифре 3000 человек. Только в Японии существуют около 700 студий, где обучаются по методике Судзуки. Таких студий не мало в других странах (особенно в США), и их число постоянно растет.
Дети, обучающиеся по методике Судзуки, прекрасно читают с листа, что позволяет им играть с исключительной выразительностью.
Система Ямаха (Ямаха Синкопай).
Всемирно известный производитель роялей Ямаха разработал свою систему обучения детей музыке, и то же с раннего возраста.Эта система включает в свою орбиту и подготовку преподавателей. Особое внимание в ней уделяется сольфеджио.
Для начала учащийся запоминают звуки в разном порядке, так же ,как он запоминает разные слова. Слуховой багаж ребенка постепенно пополняется и достигает 12 звуков. Цель этого этапа обучения – развить абсолютный слух. Однако Ямаха понимает под абсолютным слухом не совсем то, что мы: не только распознавание абсолютной высоты звуков, но и слушание функционально значения гармоний, которые предполагает некоторые отступления от точной высоты. Система Ямаха направлена развитие музыкальных способностей ребенка с целью реализации неограниченных творческих возможностей.
Она включает 13 уровней обучения (ступеней0 с оценочными тестами-экзаменами:
13-11 уровни – начальное обучение игре на фортепиано.
10-6 уровни – продолжение обучения.
5-3 уровни – подготовка преподавателей.
2-1 уровни – исполнители.
К примеру, начинающие (13 уровень) постигают мастерство, исполняя и слушая музыку, выполняя разнообразные упражнения за инструментом и без.
Восприятие на слух: преподаватель играет и поет звуки, а учащийся должен повторять за ним.
Исполнение после прослушивания: преподаватель играет последовательность звуков, учащийся повторяет ее на инструменте.
Игра с листа.
Ритмические упражнения (Ритмические диктанты, каноны и т д)
Выполнив все эти задания, учащийся должен уметь подбирать мелодию и гармонию на слух, спеть мелодию, послушав ее, а также гармонизовать все ту мелодию.
Если в детстве у ребенка развили музыкальные способности. То в старших классах он умеет подбирать по слуху аккомпанемент, читать с листа, петь дуэты и каноны, писать ритмические диктанты, петь мелодии со словами, читать партитуры.
Это позволяет в последствии вводить более сложные упражнения на гармонизацию мелодий на фортепиано, учить импровизации, пользуясь приемами транспонирования и вариационного развития. Умение гармонизовать мелодии и играть в ансамбле прививается также с помощью полифонических упражнений и ритмических заданий. Все это формирует необходимую базу для сочинения и инструментовки музыки. В экзаменационные требования для прошедших 10-6 уровни обучения включены четыре произвольно выбранные пьесы: нужно подобрать аккомпанемент к мелодии, сыграть пьесу с листа и по слуху.
Таким образом, музыкальные способности развиваются через слушание музыки, игру на инструментах, чтение партитур. Сочинение и гармонизацию мелодий, импровизацию, т.е посредством овладения навыками, которые необходимы для профессионального музыканта.
В японии насчитывается более 9000 студий, работающих по системе Ямаха. Такие же студии, где обучаются студенты и преподаватели, есть в США, Европе и АЗИИ.
Студенты фортепианных факультетов консерваторий, которое начинали свое обучение по методу Ямаха, быстро усваивают новый материал, умеют инструментовать, сочинять и импровизировать, что доказывает эффективность этой системы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
45+5 уроков, которые преподала мне жизнь
По сети бродит очень мощный список «45 уроков, которые мне преподала жизнь». К нему в Рунете имеется такое предисловие: Написано Региной Бретт, 90 лет от роду, Кливленд, Огайо. Желая отметить свое 45-...
Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио.
Мажорные тональности до двух знаков при ключе, буквенное обозначение. Устойчивые, неустойчивые. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевание устойчивых ступеней неустойчивыми, ступеневые до...
Статья "Почему я преподаю английский язык"
Знание английского языка сейчас очень актуально и востребовано. Мы интересуемся праздниками, традициями, культурой приходящих к нам с запада, используем заимствованные слова в повседневной жизни и, да...
Эссе "Предмет, который я преподаю, самый интересный"
Эссе расскрывает значимость предмета "Биология" в настоящее время. А также чем может заинтересовать "биология" современных учащихся....
Классный час по теме "Уроки, которые преподает нам история" (на примере Первой мировой войны)
Метапредметный классный час. В материале проводятся параллели с событиями 1914 года и наших дней.....
ЭССЕ "Предмет, который я преподаю, самый интересный"
Каждый учитель, конечно, скажет, что его предмет самый интересный и нужный. Одна из наиболее важных задач учителя – это привлечь учеников к изучению его ...
Авторская презентация "Как я преподаю экономику в школе"
Делюсь личным опытом преподавания экономики в презентации...