Формирование у воспитанников самообразовательной компетентности через проектную деятельность
статья на тему
Самообразовательная компетентность является главным фактором конкурентоспособности выпускника, так как она позволяет получить качественное образование, в дальнейшем овладеть профессией, достичь необходимой квалификации. Проектная технология – это совокупность приёмов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов в различных её формах. Проектная технология представляется как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии с окружающей средой, поэтапной практической деятельностью по достижению поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Латыпова Гузель Мухамедовна,
инструктор по труду,
МОУ «Детский дом»
Формирование у воспитанников самообразовательной компетентности
через проектную деятельность
Услышишь – забудешь,
Увидишь – запомнишь,
Построишь – поймёшь.
Конфуций
Проектная деятельность осуществляется в активной самостоятельной деятельности воспитанников, которая способствует формированию самообразовательной компетентности. Самообразовательная компетентность является главным фактором конкурентоспособности выпускника, так как она позволяет получить качественное образование, в дальнейшем овладеть профессией, достичь необходимой квалификации.
Проектная технология – это совокупность приёмов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов в различных её формах. Проектная технология представляется как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии с окружающей средой, поэтапной практической деятельностью по достижению поставленной цели.
Проектная технология наиболее эффективна в работе с детьми-сиротами и широко используется в швейной мастерской детского дома «Волшебная игла» как средство формирования у воспитанников практических трудовых умений и навыков по изготовлению одежды и предметов декоративно-прикладного характера; самообразовательной компетентности: готовности и способности творчески мыслить, нахождение нестандартных решений, проявление самостоятельности, инициативы.
Контингент детей-сирот особый, поэтому важно использовать мотивирующие факторы, которые позволяют привлечь их к активной самостоятельной деятельности. Поддержание интереса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя у детей-сирот, раскрытие и развитие их способностей, содействие к их самостоятельному эффективному сотрудничеству возможно осуществить только с помощью мотивации. Назову вам главные мотивирующие факторы, которые использую в своей работе для мотивированности воспитанников:
- Главное условие мотивации – это целеполагание. При проектной деятельности создаются условия для самостоятельного выбора целей и оценки результатов работы самими детьми. Возросшая, в связи с этим, ответственность ребёнка обладает значительным мотивирующим влиянием;
- В своей работе при общении с воспитанниками нахожусь в равноправной с ними роли. Субъект - субъектные взаимоотношения являются мощнейшим мотивационным потенциалом;
- Организую работу в группе, команде, что является мощным мотивирующим фактором. В процессе проектной деятельности работа в команде мотивирует каждого участника в признании его вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущении нужности команде;
- Использую игровые методы обучения.
Вышеуказанные средства мотивации обеспечивают включённость каждого воспитанника в активную проектную деятельность.
Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность участников – индивидуальную, парную, групповую, которую воспитанники выполняют в течение определенного отрезка времени. В своей практике работы с детьми использую разные по реализации времени проекты.
Проекты, рассчитанные по срокам реализации на одно или два занятия. Например, творческие проекты: «Сюрприз Деду Морозу», «Подарок ветерану», «Подарок любимой воспитательнице». Реализация данных проектов проводится последовательно по этапам: организационный, планирование, исследование, основной практический, презентация, оценка результатов. Использование таких проектов способствует вовлечению каждого участника проекта в активный самостоятельный творческий процесс, развитию у детей интереса к прикладному творчеству, формированию навыков коллективной деятельности, развитию эстетического вкуса.
Проекты, рассчитанные по срокам реализации на неделю. Например, при составлении творческого проекта «Нарядная наволочка с цветами», направленность учебно-познавательной деятельности воспитанников была нацелена на результат, который достигался благодаря решению теоретически и практически значимой для ребёнка проблемы: экологической, эстетической, экономической. Проектная деятельность осуществлялась поэтапно по разработанной схеме «Звёздочка обдумывания», в которую включили необходимые факторы (актуальность, история, эскиз, материал, инструменты и оборудование, техника работы, технология изготовления, техника безопасности, стоимость, краткий словарь терминов).
Дети определили, что технология лоскутного шитья наименее затратная и направлена на безотходное производство, так как сегодня лежит ответственность на каждом из нас за сохранение природы, и мы обязаны соизмерить любой вид деятельности с окружающей средой и здоровьем человека, поэтому мы должны тщательно анализировать последствия своих действий. Самостоятельно изучив необходимую литературу, воспитанники грамотно подобрали цветовую гамму и композицию в соответствии с интерьером комнаты. В процессе изучения технологии лоскутного шитья дети сделали вывод, что данная технология привлекает относительной дешевизной, доступностью используемых материалов, и является
для будущих хозяек хорошей подготовкой к семейной жизни: воспитанники учатся быть бережливыми, практичными. Работа в лоскутной технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства, приобщиться к народному творчеству, возможность самовыразиться, а также помогает самовоспитанию, самообразованию и расширяет познания в дальнейшем выборе профессии.
Проекты, рассчитанные по срокам реализации на месяц. Социальный проект «День добрых дел» был разработан для привлечения воспитанников к активному участию в благотворительных акциях, проявлению милосердия, так как у детей-сирот невольно развивается иждивенческий настрой: они не всегда готовы проявить заботу о других, оказать помощь нуждающимся. Проектная деятельность осуществлялась в активной совместной работе педагогов, специалистов детского дома и воспитанников. Цели и задачи в применении данного проекта для детей – это оказание помощи детям-инвалидам через изготовление подарков и концертное выступление. После знакомства с детьми-инвалидами д/с «Ёлочка», воспитанники провели совместное обсуждение, по каким существующим проблемам детей-инвалидов они смогут оказать реальную помощь. Воспитанники предлагали различные варианты – пошив поделок для развития мелкой моторики и для развивающих сюжетно-ролевых игр, подготовка сценария с музыкальными номерами и чтением стихов, – проявляли инициативу, самостоятельно изучали и добывали необходимую для этого информацию. Такая форма активной деятельности детей-сирот способствовала формированию их самообразовательной компетентности. Участие в данном проекте позволило воспитанникам детского дома реально проявить заботу, внимание и милосердие к детям-инвалидам.
Также совместно с органом детского самоуправления «Совет воспитанников» разработали социальный проект «Обогащение окружающей среды в детском доме», который предусматривает активную совместную деятельность выпускников из числа детей-сирот, педагогов и воспитанников.
При разработке данного проекта учитывались:
- возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- планировочная структура здания и помещений;
- влияние цвета на психофизическое состояние человека;
- физические характеристики предметов и окружающего пространства и их влияние на ребёнка;
- пожелания и интересы педагогов, выпускников и воспитанников;
Реализация проекта осуществлялась поэтапно:
На диагностико-организационном этапе была выявлена проблема в недостаточности домашнего уюта и условий для комфорта, и приняли решение усовершенствовать дизайн детского дома. Для этого была создана творческая группа, основной задачей которой являлось моделирование и конструирование окружающего пространства в детском доме, на основе анализов по результатам психофизического здоровья воспитанников и материально-технического состояния, а также по результатам анкетирования, где большинство педагогов, воспитанников и выпускников из числа детей-сирот были заинтересованы в совершенствовании окружающей среды, и предложили реализовать различные варианты по проектированию и созданию интерьера внутреннего пространства детского дома, по оформлению его изделиями, созданными своими руками.
Результаты тестирования выявили, что у большинства участников проекта значительный творческий потенциал, который предоставил им богатый выбор творческих возможностей, что позволило применить свои способности, используя разнообразные формы творчества при реализации проекта.
При решении поставленных задач у воспитанников формировались навыки самообразования: самостоятельно добывали и изучали необходимую информацию; проводили анализ планировки здания, консультировались у медиков и психологов по санитарно-гигиеническим нормам, о влиянии цвета на психофизическое состояние человека, затем составили цветовую гамму холлов, лестничных пролётов, актового зала детского дома и разработали эскиз оформления помещений; самостоятельно изучив литературу, разработали рекомендации по созданию штор, технологические карты, памятки, творческие проекты по изготовлению швейных изделий декоративно-прикладного характера. Совместно с педагогами составили проектно-сметную документацию.
На практическом этапе проводилась организация работы в швейной мастерской «Волшебная игла» по созданию дополнительных элементов для оформления окружающего пространства в помещениях детского дома:
- воспитанники самостоятельно занимались изготовлением различных панно и украсили ими стены;
- изготовили куклы и декорации для кукольного театра, флаг детского дома и оформили патриотический уголок. Приготовили дидактические материалы для оформления детского уголка;
- пошили салфетки, фартуки, мини-скатерти, подушки-думки и ещё много различных сувениров декоративно-прикладного характера для оформления групповых комнат и выставки «От творчества педагога к творчеству воспитанника»;
- выпускники детского дома изготовили красивые шторы и оформили ими все окна;
- а сотрудники МОУ «Детский дом» сшили занавес для сцены и шторы для декорирования больших стендов.
На аналитическом этапе подвели итоги проекта. Воспитанники в составе творческой группы собирали информацию о состоянии окружающей среды и проводили анкетирование для определения уровня участия по собственной инициативе в общих творческих делах и удовлетворённости своей жизнедеятельности в окружающей среде, созданной в детском доме и для определения результативности реализации проекта.
Проекты были представлены на различных конкурсах: на IV Всероссийском литературно-художественном конкурсе для детей и юношества «Гренадёры, вперёд!» в номинации «Художественный образ добротолюбия», результат – второе место. На V Всероссийском конкурсе педагогов «Образование: взгляд в будущее» в номинации «Обогащение школьной среды», первое место. Участникам проектов было приятно за свою успешную работу.
Таким образом, проектную деятельность можно отнести к тем немногим образовательным средствам, позволяющим развивать самообразовательную компетентность ребёнка-сироты, организовать их активную деятельность по приобретению опыта успешного решения личностно интересной и социально актуальной проблемы.
По педагогическим наблюдениям дети научились ставить творческую цель и планировать свою деятельность, защищать свои убеждения, стали выше оценивать свои возможности и способности, так как процесс самообучения, позволяет каждому воспитаннику увидеть себя как человека способного и компетентного.
И в заключение хотела бы озвучить основной тезис современного понимания технологии проектной деятельности: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и, где и как я могу эти знания применить».
Использованная литература
- Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» Самара 2003 г.
- Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
- Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009. – 80 с. Автор: И.С. Сергеев (Метод. биб-ка). ISBN 5-89415-400-6
- Круглова О.С. Технология проектного обучения. //Завуч. 1999. №6
- Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие. /М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с. Автор: М.Б. Романовская. ISBN 5–901030–83–4.
- Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Школьные технологии. 2002. №2.
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
- Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С.Кукушина. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 333 с. : ил. – (Педагогическое образование).
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с. (Развитие и воспитание).
- Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - №4. - С. 138-143.
- Хуторской А.В. Институт на рубеже тысячелетий (о целевых установках исследований по обновлению содержания образования и ключевых компетенциях) // Институт общего среднего образования. К 60-летию Российской академии образования и 80-летию Института. – М.: ИОСО РАО, 2002. – С.97-99, 105-108.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование ключевых компетенций , через метод проектной деятельности»
Проектная деятельность является сердцевиной технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг имеющих личную и общезначимую значимость. Теор...

Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность
Компетентностный подход стал популярен в российских школах. Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование....

Формирование творческого потенциала обучающихся через проектную деятельность
Активизация творческих способностей школьников начинается на уроках и продолжается во внеурочной деятельности. Коллективное дело даёт учителю возможность задействовать большее количество ...

формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.
В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....

Формирование здорового образа жизни через проектную деятельность
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить ребенка со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то...

Применение системно-деятельностного подхода в обучении, как условие формирования навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
Современные условия определяют новые требования к социальному предназначению школы. Новые стандарты предполагают, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальными учебными д...

Доклад. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность
Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих обучающихся и давали ясные ориентиры педагогам. Тр...