« Формирование ключевых компетенций , через метод проектной деятельности»
статья по технологии (8 класс) по теме

 

Проектная деятельность является сердцевиной технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг имеющих личную и общезначимую значимость. Теория и практика проектного метода показывает, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развивать и воспитывать учащихся. Кроме того создается положительная мотивация для самообразования. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется  осознанное профессиональное намерение.

   Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением необходи­мых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения твор­ческих изобретательских задач. Важно сформировать у школьников способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей.   .

Главным преимуществом  метода проектов, сегодня он активно внедряется не только в образовательной области «Технология», но и в другие учебные предметы. Его привле­кательность состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом у школьников развивают­ся организационные и рефлексивные способности. Они учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения. Метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, придающим ему интегрированный характер и практическую направ­ленность. Это в значительной степени способствует развитию самостоятельности школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает и их технологическое и проектное мышление, коммуникативные навыки.

  Проектная деятельность открывает дополнительные возможности в использовании уже полученных знаний и умений, значительно обогащая содержание выбранной темы проекта и расширяя кругозор школьника. Межпредметные связи в данном случае можно рассматривать. как системное углубление и закрепление знаний по различным учебным предметам. 

  Учебные предметы значительно выигрывают от проникновения их в процесс обучения тех­нологии и способствуют более качественному выполнению проектных работ. . Ученики  приобретают навыки и умения планирования, исследования, анализа и приведения в порядок полученных данных. В значительной степени развиваются способности вариативного мышле­ния, что не менее значимо для творческой деятельности. 

В школьной деятельностиучащихся, как правило, используются такие виды проектов как:

Исследовательские проектыимеющие структуру, приближенную к подлинно научным исследованиям, с обязательным проведением эксперимента;

творческие проекты- строятся по известной логике «дизайн-петли» и состоят из опреде­ления потребности, исследования (дизайн-анализ существующих объектов), планирования ра­боты, изготовления самого изделия;

информационные проекты- призваны научить учащихся добывать и анализировать ин­формацию. Такой проект может интегрироваться в болеекрупный исследовательский проект или стать его частью. Различные методы получения информации (литература, СМИ, базы дан­ных, в том числе электронных);

практико-орнентированныепроекты- это проекты, обязательно предполагающие прак­тический выход. Например: результатом могут быть изделия, удовлетворяющие насущную по­требность, социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников про­екта, направленный на решение общественных проблем..

Учебный проектс точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфиче­ские умения и навыки проектирования, а именно учить:

• проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, фор­мулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

• целеполаганию и планированию деятельности;

• самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения про­блемы проекта);

• презентации (самоопредъявлению) хода своей деятельности и результатов,

• умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, исполь­зуя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

•  поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из ин­формационного поля,

•  практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

•  выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

• проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).Для внедрения проектного метода необходима разработка соответствующих методических рекомендаций, а также анализ, обобщение и пропаганда уже имеющегося опыта. Отметим осо¬бо важность правильного выбора темы проекта. Многое зависит тут от учителя, который, с одной стороны, должен поощрять инициативу школьника, а с другой - объективно оценивать его возможности. Для этого необходимо ясно представлять, какие требования предъявляются к школьному проекту. Кто тема должна быть интересна ученику, открывать возможность для са¬мостоятельного выдвижения и реализации им новых идей, развития имеющихся у него знаний и умений, учитывать уровень материально-технической базы школы, безопасность труда и вре¬мя, относимое на выполнение работы, обеспечивать, в конечном счете, создание полезной и красивой вещи.
Подводя итог вышесказанному, следует еще раз отметить, что самостоятельной работе школь¬ников в рамках проектно-технологического образования необходимо уделять гораздо большее внимание, чем это обычно принято. Именно в ней скрыт огромный потенциал для формирова¬ния проектной культуры учащихся общеобразовательных школ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся

Понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-ме-тодологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную соста...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».

Тема инновационного педагогического опыта     «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства»....

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и обла...

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."...

Формирование ключевых компетенций через реализацию проектной деятельности на уроках биологии

Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС по биологии? Какие УУД необходимо сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?Во-первых, требования, регламентированные ...