ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ
статья (11 класс) на тему

Гусева Марина Юрьевна

Уроки  хореографии  решают задачи  сохранения и укрепления физического,  психологического здоровья   молодых людей и содействуют эстетическому, общеобразовательному, профессиональному саморазвитию личности  будущего специалиста. Занятия  способствуют развитию у будущих специалистов профессионально  - значимых качеств  личности: креативности, артистичности, коммуникативности, толерантности,  эмоциональности.

Учебная дисциплина «Хореография» включена  в учебные планы ГБОУ  СПО  ДПК  специальностей  Преподавание в начальных классах и Дошкольное образование   для реализации приказа Министерства образования РФ от 01.12.1999 г. № 1025 и приказа Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 12.08.2002 № 2815 «О необходимости внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий и нового содержания занятий».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon guseva_m.yu_._nravstven.vospitanie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

 НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ

Гусева М.Ю., преподаватель хореографии

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования  

«Дубовский педагогический колледж»

Тел.: 8(84458)3-10-40, факс: 8(84458)3-10-40, E-mail: dpk2005@mail.ru 

Одной из  первостепенных задач современного общества является духовно-нравственное воспитание личности. Кризис невостребованности этнокультурных традиций привел к потере ощущения принадлежности к Родине и «размыл» такие понятия, как «гражданственность», «патриотизм» и, как следствие, «нравственность». В наши дни мы нередко можем наблюдать  картину чрезмерного  увлечения томным  танцем  и циничной пантомимой, представляющими нешуточную опасность для его фанатичных поклонников. Для многих молодых людей такой вариант  стал стилем жизни, где приветствуется распутство, употребление наркотиков, буйство и нигилизм. Это явление можно назвать прогрессирующей духовной деградацией. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня и не может быть выполнена без глубокого познания духовного богатства народа, приобщения к искусству народного танца, в  котором отражены его душа, его история, обычаи и характер. 

С 1992 года в  Дубовском педагогическом колледже преподается интересный  нестандартный   предмет – хореография. Занятия помогают студентам формировать  правильную осанку, красивую походку; способствуют развитию самоконтроля  над   телом, учат самовыражаться  с помощью  движений.

Уроки  хореографии  решают задачи  сохранения и укрепления физического,  психологического здоровья   молодых людей и содействуют эстетическому, общеобразовательному, профессиональному саморазвитию личности  будущего специалиста. Занятия  способствуют развитию у будущих специалистов профессионально  - значимых качеств  личности: креативности, артистичности, коммуникативности, толерантности,  эмоциональности.

Учебная дисциплина «Хореография» включена  в учебные планы ГБОУ  СПО  ДПК  специальностей  Преподавание в начальных классах и Дошкольное образование   для реализации приказа Министерства образования РФ от 01.12.1999 г. № 1025 и приказа Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 12.08.2002 № 2815 «О необходимости внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий и нового содержания занятий».

Тема «Русский танец «Хоровод»» включена в раздел «Народный танец» программы учебной дисциплины хореография  и изучается после прохождения тем: «Музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности», «Азбука танца».

Цель занятия по теме «Хоровод»: создание условий для овладения будущими педагогами умениями необходимыми  для организации внеурочной деятельности младших школьников, направленной на духовно – нравственное воспитание  и развитие  у студентов способностей к творчеству.

На уроке решается  комплекс задач:

-   познакомиться  с  особенностями  русского хоровода и обряда встречи Весны;

-  научиться  выполнять основные рисунки и движения танца «Хоровод»;

 - развивать двигательные качества, координацию, мягкость исполнения путем выполнения элементов танцевальной композиции;

- воспитывать интерес и уважение к народной традиции встречи Весны, как части танцевального фольклорного наследия;

- формировать умения, необходимые в профессиональной педагогической  деятельности, входящие в состав общих компетенций (ОК1, ОК2) и профессиональных компетенций (ПК3.2, ПК3.3).

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия (ОК и  ПК приведены   в соответствии с требованиями ФГОС  СПО  специальности «Преподавание в начальных классах»).

 Перед началом занятия зал украшают веточками деревьев, птицами из папье-маше, рушниками. Скамейки декорированы под бревна. Студенты наряжаются в русские костюмы.

 На первом этапе урока – «Инициации» создается   эмоциональная  атмосфера занятия.

Звучит музыкальный эпиграф,  на  фоне птичьего пения  слышны   весенние  заклички. Под музыкальное сопровождение преподаватель исполняет  поклон  и приглашает девушек танцевать.

Прием  позволяет воздействовать  на чувства студентов, что способствует более глубокому (эмоциональному) восприятию нового понятия. Нестандартное приветствие в начале урока настраивает студентов на позитив, мотивирует их к дальнейшей учебной работе, создает благоприятный психологический климат.

На этапе «Вхождения  или погружения  в тему», осуществляется  подготовка студентов  к усвоению основных дидактических единиц занятия. Мотивируя  студентов к активному  участию в занятии, преподаватель беседует с группой, задает  вопросы по анализу выполненных танцевальных движений (В какую сторону мы пойдем, если идти по солнцу?  Как вы думаете, для чего раньше девушки старались сарафаны сшить вровень с землей?). Русский народ любит музыку, песни и танцы. Танец рождается из жизни, как  необходимая потребность проявления чувств. Знакомство с танцем  «Хоровод» поможет вам приобщить детей к истокам русской духовности, традициям и фольклорному наследию.

Формирование ожиданий от урока осуществляется в ходе групповой работы.  С этой целью и  используется прием «Целеполагание».  Студенты сами определяют личные цели на занятии. Преподаватель предлагает им разделиться  на три группы по 5 человек  и определить, какими   умениями  они могли и  хотели бы  овладеть в конце занятия.

На этапе «Проработки  содержания темы» используется прием «Освоение рисунков хоровода».  Группе  дается  задание, используя опорный конспект – схему,   разучить и выполнить основные рисунки хоровода (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка). Воплощая теорию в практику, опираясь на методику сравнения рисунков танца с образами природы, студенты овладевают необходимыми умениями. Для реализации задач занятия  преподаватель  использует  метафору и проблемные  вопросы (Как  ручеек бежит?  Как змейка ползет?). Встречая весну, люди поклонялись солнцу – источнику света, тепла, олицетворяющему радость, плодородие, богатство, сытость, удачу. Солнце посылает тепло и свет людям. Зима гибнет под его жгучими лучами, и бегут по земле ручейки. Достаточно вспомнить детство и игру под названием ручеек Разделил ручеек улицу на два берега. Разошелся хоровод по разным сторонам. Часто в танце люди повторяют увиденные в природе движения.

На завершающем этапе урока используется прием «Групповая рефлексия». Студенты работают по группам - три группы по пять человек. Преподаватель предлагает студентам провести самоанализ: оправданы ли их ожидания в конце занятия. Представители от каждой группы оценивают работу на уроке. Обобщая сведения, полученные на уроке, и опираясь на свой жизненный опыт, молодые люди приходят к выводу, что хоровод не исчезает, а приобретает иные формы бытования,  сочетая  традиции и новизну.

В заключительной части урока,   в соответствии с технологией активных методов обучения (АМО),  проводится  «Разминка». Используемый  прием «Исполнение этюда по схеме»  позволяет студентам «выйти» с занятия с положительным настроем. Хоровод создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни. На доске,  в определенном порядке,  расположены схемы рисунков хоровода (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка), преподаватель предлагает студентам исполнить танцевальный этюд под современную музыку.  

В процессе работы над движениями под музыку  у студентов,  развиваются творческие способности. Занятие  оказывает разностороннее влияние на обучающихся, способствуя воспитанию гармонично развитой личности. Благодаря применению активных методов обучения повышается мотивация студентов к учебной деятельности, появляются дополнительные стимулы к саморазвитию. Опыт проведения  занятия по данной методике свидетельствует об ее эффективности. Поставленные цель и задачи занятия достигаются в полном объеме. В процесс обучения были вовлечены все присутствующие студенты. Время, запланированное на каждый из этапов, использовалось  продуктивно. В процессе   использования  активных методов обучения реализуется  системно – деятельностный  подход, студенты принимают позицию субъекта обучения.  Доступные задания способствуют созданию ситуации  успеха для обучающихся. Здесь и проблемные вопросы, и исполнение этюда по схеме,  и вхождение  в образ, элементы театрализации, фрагменты фольклорного праздника. В итоге занятия достигаются ожидаемые планируемые результаты: общие компетенции (ОК1, ОК2) и профессиональные компетенции (ПК3.2, ПК3.3).

Урок по теме «Русский танец «Хоровод»» имеет большой воспитательный потенциал  и может использоваться как средство развития у студента национального самосознания. Занятие приносит молодым людям  радость, раскрывает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к русскому народному  танцу,  учит понимать и создавать прекрасное, развивает образное мышление и фантазию, дает гармоничное пластическое развитие.
Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования личности, для ее гармоничного, нравственно-духовного и физического развития.

Список использованной литературы:

1. Васильева Т.К. «Секрет танца». Составитель  – СПб.: ТОО «Диамант», ООО Золотой век, 2010

2. Пуртова, Т. В., Беликова, А. И., Кветная, О. В. Учите детей танцевать: Учеб. Пособие для студ;, учреждений сред. проф. образования /Т.В. Пуртова, А.И. Беликова. – М.: ВЛАДОС, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

Статья по итогам первого года работы по модулю ОМРК...

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики...

Духовно-нравственное воспитание будущих инженеров в образовательном пространстве школы

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию будущих инженеров в образовательном пространстве школы...

Духовно-нравственное воспитание будущего защитника Отечества

Система работы кадетской школы по духовно-нравственному воспитанию...

Духовно-нравственное воспитание будущего защитника Отечества

О системе работы кадетской школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся...

Духовно-нравственное воспитание будущего защитника Отечества

Презентация о системе работы кадетской школы по духовнонравственному воспитанию учащихся...