ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ
статья (11 класс) на тему
Уроки хореографии решают задачи сохранения и укрепления физического, психологического здоровья молодых людей и содействуют эстетическому, общеобразовательному, профессиональному саморазвитию личности будущего специалиста. Занятия способствуют развитию у будущих специалистов профессионально - значимых качеств личности: креативности, артистичности, коммуникативности, толерантности, эмоциональности.
Учебная дисциплина «Хореография» включена в учебные планы ГБОУ СПО ДПК специальностей Преподавание в начальных классах и Дошкольное образование для реализации приказа Министерства образования РФ от 01.12.1999 г. № 1025 и приказа Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 12.08.2002 № 2815 «О необходимости внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий и нового содержания занятий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
guseva_m.yu_._nravstven.vospitanie.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ
Гусева М.Ю., преподаватель хореографии
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Дубовский педагогический колледж»
Тел.: 8(84458)3-10-40, факс: 8(84458)3-10-40, E-mail: dpk2005@mail.ru
Одной из первостепенных задач современного общества является духовно-нравственное воспитание личности. Кризис невостребованности этнокультурных традиций привел к потере ощущения принадлежности к Родине и «размыл» такие понятия, как «гражданственность», «патриотизм» и, как следствие, «нравственность». В наши дни мы нередко можем наблюдать картину чрезмерного увлечения томным танцем и циничной пантомимой, представляющими нешуточную опасность для его фанатичных поклонников. Для многих молодых людей такой вариант стал стилем жизни, где приветствуется распутство, употребление наркотиков, буйство и нигилизм. Это явление можно назвать прогрессирующей духовной деградацией. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня и не может быть выполнена без глубокого познания духовного богатства народа, приобщения к искусству народного танца, в котором отражены его душа, его история, обычаи и характер.
С 1992 года в Дубовском педагогическом колледже преподается интересный нестандартный предмет – хореография. Занятия помогают студентам формировать правильную осанку, красивую походку; способствуют развитию самоконтроля над телом, учат самовыражаться с помощью движений.
Уроки хореографии решают задачи сохранения и укрепления физического, психологического здоровья молодых людей и содействуют эстетическому, общеобразовательному, профессиональному саморазвитию личности будущего специалиста. Занятия способствуют развитию у будущих специалистов профессионально - значимых качеств личности: креативности, артистичности, коммуникативности, толерантности, эмоциональности.
Учебная дисциплина «Хореография» включена в учебные планы ГБОУ СПО ДПК специальностей Преподавание в начальных классах и Дошкольное образование для реализации приказа Министерства образования РФ от 01.12.1999 г. № 1025 и приказа Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 12.08.2002 № 2815 «О необходимости внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий и нового содержания занятий».
Тема «Русский танец «Хоровод»» включена в раздел «Народный танец» программы учебной дисциплины хореография и изучается после прохождения тем: «Музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности», «Азбука танца».
Цель занятия по теме «Хоровод»: создание условий для овладения будущими педагогами умениями необходимыми для организации внеурочной деятельности младших школьников, направленной на духовно – нравственное воспитание и развитие у студентов способностей к творчеству.
На уроке решается комплекс задач:
- познакомиться с особенностями русского хоровода и обряда встречи Весны;
- научиться выполнять основные рисунки и движения танца «Хоровод»;
- развивать двигательные качества, координацию, мягкость исполнения путем выполнения элементов танцевальной композиции;
- воспитывать интерес и уважение к народной традиции встречи Весны, как части танцевального фольклорного наследия;
- формировать умения, необходимые в профессиональной педагогической деятельности, входящие в состав общих компетенций (ОК1, ОК2) и профессиональных компетенций (ПК3.2, ПК3.3).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия (ОК и ПК приведены в соответствии с требованиями ФГОС СПО специальности «Преподавание в начальных классах»).
Перед началом занятия зал украшают веточками деревьев, птицами из папье-маше, рушниками. Скамейки декорированы под бревна. Студенты наряжаются в русские костюмы.
На первом этапе урока – «Инициации» создается эмоциональная атмосфера занятия.
Звучит музыкальный эпиграф, на фоне птичьего пения слышны весенние заклички. Под музыкальное сопровождение преподаватель исполняет поклон и приглашает девушек танцевать.
Прием позволяет воздействовать на чувства студентов, что способствует более глубокому (эмоциональному) восприятию нового понятия. Нестандартное приветствие в начале урока настраивает студентов на позитив, мотивирует их к дальнейшей учебной работе, создает благоприятный психологический климат.
На этапе «Вхождения или погружения в тему», осуществляется подготовка студентов к усвоению основных дидактических единиц занятия. Мотивируя студентов к активному участию в занятии, преподаватель беседует с группой, задает вопросы по анализу выполненных танцевальных движений (В какую сторону мы пойдем, если идти по солнцу? Как вы думаете, для чего раньше девушки старались сарафаны сшить вровень с землей?). Русский народ любит музыку, песни и танцы. Танец рождается из жизни, как необходимая потребность проявления чувств. Знакомство с танцем «Хоровод» поможет вам приобщить детей к истокам русской духовности, традициям и фольклорному наследию.
Формирование ожиданий от урока осуществляется в ходе групповой работы. С этой целью и используется прием «Целеполагание». Студенты сами определяют личные цели на занятии. Преподаватель предлагает им разделиться на три группы по 5 человек и определить, какими умениями они могли и хотели бы овладеть в конце занятия.
На этапе «Проработки содержания темы» используется прием «Освоение рисунков хоровода». Группе дается задание, используя опорный конспект – схему, разучить и выполнить основные рисунки хоровода (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка). Воплощая теорию в практику, опираясь на методику сравнения рисунков танца с образами природы, студенты овладевают необходимыми умениями. Для реализации задач занятия преподаватель использует метафору и проблемные вопросы (Как ручеек бежит? Как змейка ползет?). Встречая весну, люди поклонялись солнцу – источнику света, тепла, олицетворяющему радость, плодородие, богатство, сытость, удачу. Солнце посылает тепло и свет людям. Зима гибнет под его жгучими лучами, и бегут по земле ручейки. Достаточно вспомнить детство и игру под названием ручеек Разделил ручеек улицу на два берега. Разошелся хоровод по разным сторонам. Часто в танце люди повторяют увиденные в природе движения.
На завершающем этапе урока используется прием «Групповая рефлексия». Студенты работают по группам - три группы по пять человек. Преподаватель предлагает студентам провести самоанализ: оправданы ли их ожидания в конце занятия. Представители от каждой группы оценивают работу на уроке. Обобщая сведения, полученные на уроке, и опираясь на свой жизненный опыт, молодые люди приходят к выводу, что хоровод не исчезает, а приобретает иные формы бытования, сочетая традиции и новизну.
В заключительной части урока, в соответствии с технологией активных методов обучения (АМО), проводится «Разминка». Используемый прием «Исполнение этюда по схеме» позволяет студентам «выйти» с занятия с положительным настроем. Хоровод создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни. На доске, в определенном порядке, расположены схемы рисунков хоровода (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка), преподаватель предлагает студентам исполнить танцевальный этюд под современную музыку.
В процессе работы над движениями под музыку у студентов, развиваются творческие способности. Занятие оказывает разностороннее влияние на обучающихся, способствуя воспитанию гармонично развитой личности. Благодаря применению активных методов обучения повышается мотивация студентов к учебной деятельности, появляются дополнительные стимулы к саморазвитию. Опыт проведения занятия по данной методике свидетельствует об ее эффективности. Поставленные цель и задачи занятия достигаются в полном объеме. В процесс обучения были вовлечены все присутствующие студенты. Время, запланированное на каждый из этапов, использовалось продуктивно. В процессе использования активных методов обучения реализуется системно – деятельностный подход, студенты принимают позицию субъекта обучения. Доступные задания способствуют созданию ситуации успеха для обучающихся. Здесь и проблемные вопросы, и исполнение этюда по схеме, и вхождение в образ, элементы театрализации, фрагменты фольклорного праздника. В итоге занятия достигаются ожидаемые планируемые результаты: общие компетенции (ОК1, ОК2) и профессиональные компетенции (ПК3.2, ПК3.3).
Урок по теме «Русский танец «Хоровод»» имеет большой воспитательный потенциал и может использоваться как средство развития у студента национального самосознания. Занятие приносит молодым людям радость, раскрывает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к русскому народному танцу, учит понимать и создавать прекрасное, развивает образное мышление и фантазию, дает гармоничное пластическое развитие.
Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования личности, для ее гармоничного, нравственно-духовного и физического развития.
Список использованной литературы:
1. Васильева Т.К. «Секрет танца». Составитель – СПб.: ТОО «Диамант», ООО Золотой век, 2010
2. Пуртова, Т. В., Беликова, А. И., Кветная, О. В. Учите детей танцевать: Учеб. Пособие для студ;, учреждений сред. проф. образования /Т.В. Пуртова, А.И. Беликова. – М.: ВЛАДОС, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка
духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ
Статья по итогам первого года работы по модулю ОМРК...
Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики
Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики...
Духовно-нравственное воспитание будущих инженеров в образовательном пространстве школы
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию будущих инженеров в образовательном пространстве школы...
Духовно-нравственное воспитание будущего защитника Отечества
Система работы кадетской школы по духовно-нравственному воспитанию...
Духовно-нравственное воспитание будущего защитника Отечества
О системе работы кадетской школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся...
Духовно-нравственное воспитание будущего защитника Отечества
Презентация о системе работы кадетской школы по духовнонравственному воспитанию учащихся...