Духовно-нравственное воспитание будущего защитника Отечества
опыты и эксперименты

Мусаева Тамара Михайловна

О системе работы кадетской школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга

 

 «Система духовно-нравственного воспитания

будущего защитника Отечества»

Слайд 1-2.

ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга была открыта в 2004 году.  

На сегодняшний день в школе проходят обучение чуть более 500 мальчишек, половину из которых представляют воспитанники 1-го уровня образования.

Слайд 3-4

Кадетская школа изначально была открыта как образовательное учреждение особого вида - подчеркнуто ориентированное на  гражданское и военно-патриотическое воспитание юных граждан России.

Слайд5-6

Поэтому приоритетные направления патриотического гражданского  духовно-нравственного воспитания будущих защитников Отечества находили свое отражения в программах развития школы первых пяти лет, а также  в воспитательной программе «Сыны Отечества», которая реализовывалась в школе последние 3 года.

Слайд7

В основу формирования воспитательной системы школы был положен принцип отбора таких форм и методов педагогического воздействия,  которые формируют  основы гражданского поведения, особым смыслом наполняют понятия «Долг», «Честь», «Родина».

Слайд8

Широко известно изречение Платона о том, что воспитание есть усвоение хороших привычек.   Духовно-нравственное воспитание ребенка направлено на формирование его нравственных чувств, облика, нравственной позиции и поведения.

Слайд9

Неслучайно, что в обсуждаемой сегодня на уровне Правительства РФ Стратегии развития воспитания до 2025 года приоритетными вновь называются направления, формирующие нравственные чувства детей. Их позицию и поведение. Вновь призываются все институты общества к объединению усилий в области духовно-нравственного наполнения жизни молодого поколения.

Слайд10

Анализируя накопленный за десять прошедших лет опыт работы школы, определяя перспективы развития воспитательного потенциала, педагогический коллектив школы представляет сегодня систему духовно-нравственного развития кадет как взаимосвязь тесно сплетенных между собой 4-х направлений деятельности, условно обозначенных как направления формирования нравственных чувств, облика, позиции и поведения учащихся.

Остановимся на каждом из них.

Слайд11

Первое. «Гордость и призвание». Формирование чувства  гордости за страну, ее историю, верность традициям кадетского  братства.

Слайд12

В реализации данного направления работы - широкая программа историко-просветительской деятельности школы.

Слайд13

Это долгосрочная программа участия кадет в реконструкции исторических балов.  (На базе Аничкова дворца, ГМЗ Павловск  и Царское село).

Слайд14

Это традиционные творческие совместные проекты с историческими музейными центрами. Это участие кадет в городских творческих проектах.

Слайд15

Безусловно, что у школы много грамот и благодарностей за работу по данному направлению, но главное - это тот след, который остается в сердцах кадет и их родителей. Это сопричастность к  открытиям новых страниц в истории страны, города.

Слайд16

Одним из направлений раздела работы по формированию нравственных чувств учащихся является взаимодействие с Санкт-Петербургской епархией. Школа несколько лет подряд являлась участником городских и Всероссийского конкурса для кадет  «Красота божьего мира». Мастер-классы педагогов Санкт-Петербурга и Москвы, изучение тем патриотической тематике позволили 5-м кадетам школы стать победителями Всероссийского кадетского конкурса.

Слайд17

Третий год рисунки наших учащихся украшают календари Царскосельского благочиния. За активное участие в творческих конкурсах Санкт-Петербургская епархия награждала школу поездками по Святыням Северо-Запада.

Слайд 18

Кадеты участвовали в праздничных мероприятиях, посвященных  открытию Никольского Морского собора в Кронштадте и 300-летию Александро-Невской лавры

Слайд19-20

Традиционным становится участие священнослужителей в годовом круге кадетских праздников. Учебный год начинается с напутственного молебна и окропления строя и заканчивается в День последнего звонка добрым напутствием духовных наставников. Выпускников школы благословляет во взрослую жизнь представитель Царскосельского благочиния. А на День артиллерии или в канун Дня защитника Отечества школа в полном составе выходит в храм для участия в благодарственном молебне.

Слайд21

Как и во всех других школах у нас идет преподавание курса ОРКСЭ  (4 класс), организуются Рождественские встречи (5 класс),  с этого года пробуем проведение цикла встреч учащихся 6 классов со священнослужителями. Таким образом, пытаемся выстроить преемственность в продолжение закрепления знаний, полученных учащимися в 4 классе.

Слайд 22

Весной 2014 года шло заслушивание опыта работы КШ по данному направлению на  районном  круглом столе  педагогов и священнослужителей Царскосельского благочиния. Опыт работы получил одобрение. Педагогический коллектив школы  уверен в том, что  неслучайно историческое прошлое кадетского движения напрямую связано с православием. Религия направляет человека к полюсу добра. Знанию всегда нужно ценностное обрамление, а развитию – этическая рамка.

Слайд 23

Следующее направление духовно-нравственного развития кадет можно условно назвать «Честь и достоинство».  Оно формирует нравственный облик кадета через создание образца подражания.

Слайд24.

Несколько лет мы шлифовали Кодекс кадетской чести, правили права и обязанности кадет, знакомили ребят с основами воинского этикета.

Слайд25

На сегодняшний день продуманы ритуалы торжественного посвящения в кадеты, которые являются весьма значимыми для детей. Все это формирует образ настоящего кадета – идеал, которому следует подражать.

Слайд26

Разработка собственной символики подчеркивает принадлежность к конкретному Слайд1.

детскому сообществу, честью которого нужно дорожить.

Слайд27

Результативность работы по формированию нравственного облика кадет замерить сложно.   Но, сравнивая кадетский коллектив сегодняшний и десятилетней давности, бесспорно можно говорить о положительном результате.   По опросу родителей учащихся весной прошлого года можно сделать вывод о том, что дети гордятся тем, что учатся в необычной школе.  Они мотивированы на обучение, учатся с желанием.

Слайд28

Сформированные нравственные чувства и облик несомненно должны перетекать в формирование позиций, убеждений человека.  

Слайд29

Педагогический коллектив школы отбирает такие формы работы, которые готовят учащихся к преодолению жизненных испытаний, к преодолению самого себя. К  ним можно отнести и дисциплинарную практику кадет (систему поощрений и наказаний), и  

рейтинговые оценки учебы и дисциплины, и сержантскую практику.

Слайд 30

Данные формы работы способствуют коррекции поведения кадета.

Слайд31

Включают учащихся в организаторский процесс.

Слайд32.

Способствуют формированию организаторских знаний и умений.

Слайд33

О том, что у ребенка формируется позиция не стороннего наблюдателя, а участника процесса, старающегося взять новые высоты, говорит мониторинг родителей о том, что их сын стал более ответственным, собранным, самостоятельным, дисциплинированным. Процент позитивного оценивания роста этих качеств личности достаточно высок.

Слайд34.

Для того, чтобы позиция переросла в конкретные действия ребенку надо предоставить полигон для приложения своих усилий. Это и есть четвертое направление духовно-нравственного воспитание, формирующее нравственное поведение учащихся.

Слайд35.

Задачи его реализуются через участие кадет в кадетских социальных проектах.

Один из них – ветеранский.

Слайд36

Мы тесно сотрудничаем с Домом ветеранов №1 города Павловска. Выступления кадет и воспитанников  в актовом зале и холлах Дома перед «колясочниками»,  Почетный караул во время праздничных мероприятий стали доброй многолетней традицией. В этом году ветераны торжественно передали кадетам на вечное хранение копию Знамени Победы.

Слайд37.

С ветеранами помоложе сложилась традиция совместных творческих проектов, в которых режиссерами выступают ветераны. А участниками – кадеты и ветераны КЦСОН. Три года эти совместные театрализованные постановки дарят радость общения и малым и старым, становятся своеобразной эстафетой поколений.

Слайд38.

Внести реальный вклад в дело заботы о родном городе помогает трудовой проект. В 2 раза увеличился объем трудовых объектов кадет.  Мальчишки по-мужски серьезно, без лишних слов подходят к этой работе.

Слайд39.

Малыши помогают пернатым легче перенести испытания зимы.

Слайд40.

А старшеклассники с уважением соревнуются со сверстниками, имеющими проблемы здоровья и развития.

Слайд41.

Грамотами и благодарностями эту работу подытожить сложно. Важно, что она несомненно оставляет добрый след в сердцах кадет и тех, кому они стремятся помочь.

Слайд42.

С точки зрения родителей учащихся в школе созданы условия для духовно-нравственного развития детей. В классных коллективах сформирован комфортный морально-психологический климат и более 90% родителей одобряют систему воспитательной работы кадетской школы.

Слайд43.

Таким образом, реализуя на практике эти взаимосвязанные направления воспитания личности, педагогический коллектив школы надеется, что в будущем нам не стыдно будет за тех, кто 11 лет шагал в кадетском строю, держал честное слово и помогал как мог окружающим людям.

Слайд44.Закончить выступление хочется известной пословицей о том. Что дитятко как тесто: как замесил так и выросло! Хочется верить, что замес теста мы делаем качественно, от всего сердца и оно несомненно должно  подняться!

Слайд45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа месячника оборонной и спортивно-массовой работы "Мы - будущие защитники Отечества"

Данная программа участвовала в республиканском конкурсе образовательных программ по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и заняла 2 место....

Классный час "Мы - будущие защитники Отечества" 8-9 класс

Классный час направлен на формирование патриотического отношения ко Дню Защитника Отечества. Классный час проходит в форме командного соревнования....

Урок по основам военной службы в 10-11 классах. Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества.

Знать, что такое патриотизм и воинский долг.Определить обязанности военнослужащего как защитника Отечества.Определить основные качества военнослужащего.Воспитывать чувство любви к своей Родине, народу...

Виват, будущие защитники Отечества

Ведущий:Мои друзья — вчера мальчишки -Сегодня выросли и вдругВсе как один, забросив книжки,За руки взялись, встали в кругИ обещали мамам, сестрамГраницы радости беречь,Беречь наш мир — и птиц, и...

Философский отроческий клуб «Шаг» - средство нравственного воспитания будущих защитников Отечества

Ситуация «активного взаимодействия личных опытов», совершаемая синхронно с поиском решений и эмоциональным погружением в выбранную тему, которую моделируют сами обучающиеся, повышает чувство ответстве...

Духовно-нравственное воспитание будущего защитника Отечества

Система работы кадетской школы по духовно-нравственному воспитанию...

Духовно-нравственное воспитание будущего защитника Отечества

Презентация о системе работы кадетской школы по духовнонравственному воспитанию учащихся...