Рекомендации по подготовке педагогов дополнительного образования к участию в конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям»
методическая разработка на тему

Бродецкая Елена Викторовна

Рекомендации предназначены педагогам дополнительного образования, желающим принять участие в конкурсе педагогического мастерства "Сердце отдаю детям"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Московской области

«Центр развития творчества детей и юношества»

Рекомендации по подготовке педагогов дополнительного образования к участию в конкурсе

 «Сердце отдаю детям»

Москва, 2014 г.

Составитель: методист отдела научно-исследовательской и методической работы Бродецкая Е.В.

Рекомендации по подготовке педагогов дополнительного образования к участию в конкурсе

 «Сердце отдаю детям» - Москва, 2014.

В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым одним из направлений модернизации образования выделено совершенствование учительского корпуса: «Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Воспитать человека", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших педагогов в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

В Московской области ежегодно проходит традиционный конкурс для педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Конкурс проводится Министерством образования Московской области в соответствии с пунктом 2.10 раздела 2 «Формирование современной системы воспитания, в том числе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних», Перечня мероприятий подпрограммы III «Развитие системы дополнительного образования, воспитания и социализации», долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы», утверждённой постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 № 1071/32. Такая практика будет расширяться на уровне субъектов Российской Федерации.

Участие в конкурсах и распространение педагогического опыта связано с публичным выступлением на аудиторию, презентацией своего педагогического кредо. Не всем, даже очень опытным педагогам, удается достойно преподнести на суд жюри свои идеи и наработки.

Как подготовиться к столь ответственному моменту? Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, потенциальных участников конкурса профессионального мастерства и призваны помочь им подготовиться к участию в конкурсе.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Роль конкурсов профессионального мастерства в повышении 
    качества образования…………………………………...…………………4
  2. Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту………..……..………………..7
  3. Участие в конкурсе: кому и для чего это нужно? (проблема мотивации)……………………………………….………………..……….11
  4. Содержание очного этапа конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»….…………………………….…..15
  5. Рекомендации по подготовке к выполнению конкурсных заданий……………………………………………………………….…….16
  6. Список литературы………..……………………………………………..26

Роль конкурсов профессионального мастерства в повышении 
качества образования.

«Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать,

 пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием»

А. Дистервег

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.  Генеральной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Реализация  современной государственной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремиться заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта и принятие опыта других преподавателей для многих служат мотивом для участия в конкурсе профессионального мастерства. Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы.

В решении этой задачи большую роль играют конкурсы педагогического мастерства. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень.  Практическое применение опыта конкурсов педагогического мастерства положительно влияют на качество образования.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег - немецкий педагоглиберальный политик в свое время описал «Требования к учителю»: должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, постоянным самообразованием. На уроке должна доминировать атмосфера бодрости. Преподавание должно быть энергичным, чтобы будить умственные силы учащихся, укреплять их волю, формировать характер. Необходимо твёрдо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы. Постоянно работать над собой. Иметь твёрдый характер. Быть строгим, требовательным, справедливым. Быть истинным гражданином и иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество. "Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель". А. Дистервег писал, что учитель — «солнце для вселенной».

Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. 

Когда речь заходит о педагогическом мастерстве возникают спорные вопросы, например:

1. Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?

2. Педагогическое мастерство - это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего?

3. Что является критериями педагогического мастерства?

4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий?

В заключении можно сделать вывод, что конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование, как развивающуюся практику, как полимотивированную индивидуальную и совместную деятельность, направленную на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств его участников  и их саморазвитие. Конкурсы педагогического мастерства способствуют пропаганде педагогических идей и достижений, расширению пространства активного педагогического общения.

Конкурс педагогического мастерства играет существенную роль в стимулировании педагогического творчества учителей. Кроме того, он несет в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне.

Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту.

Конкурс педагогического мастерства проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, усиления влияния на профессиональное развитие, активность, повышение открытости образования, и общественного, профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, а также на развитие инноваций в образовании, распространение в системе общего образования передового педагогического опыта.

Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту.

Развитие педагогического потенциала является одним из 5 направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Разработка и внедрение образовательных стандартов нового поколения также диктует потребность современных школ в новых кадрах.

Современный педагог. Какой он?

Чем же характеризуется профессиональная компетентность современного педагога или педагогическая компетентность?

Профессиональная компетентность педагога определяется анализом опыта и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к самообразованию, к самосовершенствованию, к самовыражению, к творческому отношению к делу.

Анализ профессионального опыта позволяет определить передовые тенденции в деятельности педагогов, их достижения. Он выражается в творческом стиле деятельности, проявляющейся в характере выдвигаемых целей, задач и результатов образования, использовании различных методов и средств воспитания, широте и глубине духовных контактов с учащимися.

В другом случае анализ опыта, как «лучший наставник», становится едва ли не ведущим ориентиром в определении педагогом целей, задач, результатов работы с учащимися. Обогащая его подобным образом, педагог в определенной степени содействует развитию своего мастерства.

Творческие поиски, воплощенные в профессиональном педагогическом опыте, отражают богатый внутренний мир педагога, его способность к рефлексии и экспериментированию. Такую возможность педагогу предоставляет участие в конкурсах педагогического мастерства.

Современный педагог — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Именно это является одной из причин личного участия в конкурсах профессионального мастерства.

 Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий. Однако при определенных условиях и соответствующей методике проведения конкурсы становятся действенным средством развития творческого потенциала, профессионального роста. Опыт участия в различных конкурсах профессионального мастерства позволяет говорить его участникам  о том, что конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению.

Желание быть лучшим возникает у каждого на том или ином этапе профессиональной деятельности. Победа придает силы для дальнейшего совершенствования своего мастерства.

Признание в среде школьников и слова благодарности от родителей — безусловно, весомая оценка эффективной работы. Однако, наиболее высокое достижение — победа на конкурсе профессионального мастерства и признание в среде коллег.

Профессиональные конкурсы — это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов. Их проведение способствует эффективному развитию отечественной системы образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию, развитию профессиональных компетенций.

Участники конкурсов на своём примере доказывают, что учительский дар — это, прежде всего, призвание и огромный труд. Современный высококлассный педагог — не просто носитель глубоких знаний, но человек по-настоящему творческий, энергичный, бесконечно преданный своему делу.

Профессиональные конкурсы направлены на выявление и изучение новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержку инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.

 Профессиональные конкурсы — не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: растут их знания, продвигается карьера.

Велением времени вызвана необходимость овладения профессиональными компетенциями. Педагог является проводником изменений в образовании и работает в условиях перемен: увеличения объема научно-методической и научно-исследовательской составляющих в структуре педагогической деятельности.

Исходя из собственного опыта, участники конкурсов педагогического мастерства утверждают, что участие в таких конкурсах дает возможность педагогу: повысить свой социальный статус; изучить опыт коллег; реализовать свой творческий потенциал, приобщиться к научно-исследовательской деятельности; развить собственные коммуникативные способности; установить новые контакты на профессиональном уровне; опубликовать свои методические материалы в научно-методических изданиях; повысить авторитет в педагогическом и ученическом коллективах, социуме.

Приняв решение участвовать в профессиональном конкурсе, педагог должен проделать колоссальную работу: установить контакт с методистом-куратором своего направления, куратором конкурса; ознакомиться с документами конкурса; изучить опыт участия в конкурсе победителей и лауреатов прошлых лет; взвешенно оценить собственные возможности участия: не преувеличивать их, но и не умалять; выбрать номинацию, оценить необходимость повышения педагогического мастерства по выбранной теме номинации; продумать оптимальное распределение времени и сил в процессе конкурса; систематизировать свои методические материалы, необходимые для участия, выделив из них авторские и творческие находки; попытаться привлечь коллег к знакомству со своим педагогическим опытом: их мнения и суждения (особенно критические) помогут посмотреть на себя со стороны; не пренебрегать возможностями методической и психологической поддержки; продумать состав команды поддержки, найти тех, кто оказал бы помощь в оформлении методических и других материалов.

Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области преподавательского мастерства, открыть в себе ту глубину творческих способностей, о которой, возможно, Вы сами не подозревали! 

Участие в конкурсе: кому и для чего это нужно?

(проблема мотивации)

Как гласит известная пословица, «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Применительно к нашей педагогической сфере её, наверное, можно было бы перефразировать так: «Плох тот педагог, который не мечтает стать победителем профессионального конкурса».

Конечно, участие в любом конкурсе – это и значительные расходы времени, которого всегда не хватает, и естественные затраты нервной энергии. Наконец, что немаловажно для многих из нас, это и определённый психологический дискомфорт от того, что «твоё детище», не просто программу, педагогические наработки а, по сути, часть души, вложенной в занятия с детьми, будут оценивать не дети и их родители, чья оценка наиболее важна и значима для любого педагога, а строгие члены жюри, твои же коллеги, но судящие о ней со стороны, а не изнутри той повседневной кропотливой работы, которая и составляет суть педагогической профессии.

Поэтому, наверное, первым вопросом, на который должен ответить педагог, прежде чем согласиться с предложением руководства принять участие в  конкурс, это вопрос, который стоит задать самому себе, - о мотивации такого поступка: зачем мне это надо? Есть масса вполне разумных аргументов, чтобы отказаться от участия в конкурсе, даже тогда, когда кажется, что собственный опыт работы носит действительно новаторский характер и позволяет достичь таких результатов в работе с детьми, которые не всегда доступны твоим коллегам.

Проблема мотивации поступков человека, как известно, одна из сложнейших проблем психологии. Мотивация – это не компьютерная программа, которую можно заложить в мозг человека, и заставить его действовать именно так, а не иначе.

Но в то же время не только наука, но и простой здравый смысл свидетельствуют о том, что в любой профессии человек нуждается во внешнем признании, что такое признание – важнейший стимул для работы и в то же время один из источников достижения внутренней гармонии, осознания собственной индивидуальности, профессионального и личностного самоутверждения.

Поэтому можно сказать, что на самом деле мотивация к соревнованию, проверке своих возможностей в открытом и честном сопоставлении собственной профессиональной деятельности с деятельностью коллег, есть в каждом из нас. Проблема не в её отсутствии, а в степени её проявления, в том, что можно определить как уровень профессиональных притязаний.

В сущности, уже само создание программы, педагогических разработок, работа по ним, доведение их до «блеска» – есть доказательство уровня профессиональных притязаний педагога. Поэтому любой педагог, их создатель, потенциально мотивирован на участие в конкурсе. Другое дело, что не всегда «обстоятельства времени и места» позволяют перевести возможное в действительное.

Поэтому нам представляется важным обратить внимание на несколько  моментов, которые, возможно, стимулируют вашу мотивацию на участие в конкурсе.

Во-первых, приняв участие в конкурсе, вы сможете отшлифовать форму и содержание своей программы, поскольку те требования к её оформлению, которые являются необходимым элементом конкурса, позволяют придать ей более целостный и законченный вид. Опыт участия в таких конкурсах свидетельствует, что часто в процессе подобной частичной трансформации программы, её подведения под вроде бы формальные требования, автор неожиданно для самого себя обнаруживал какие-то скрытые возможности программы, усиливал её наиболее творческие, активные элементы, находил новые нестандартные шаги и повороты в её реализации, которые затем, осуществившись на практике, заметно повышали эффективность всей работы.

Во-вторых, самим фактом участия в конкурсе, пусть даже, если вы и не пройдёте дальше его первого этапа, вы демонстрируете и самому себе, и окружающим собственную профессиональную состоятельность, уверенность в том, что вы работаете на уровне, дающем основания претендовать на большее.

Опыт проведения предыдущих конкурсов свидетельствует, что некоторые участники, не дошедшие до финала в первый раз, вновь участвуют в конкурсе на следующий год и достигают успеха. При этом основным мотивом такой настойчивости становится именно уверенность в собственной состоятельности как профессионала.

В-третьих, при всех случайностях и досадных помехах, которые, конечно, случаются в каждом соревновании, конечный успех приходит к сильнейшим, но узнать, относишься ли ты сам к этому числу, можно только приняв участие в соревновании.

Из материалов форума учителей.

Вопрос: Вот интересно - чем мотивированы учителя, принимающие участие в каких - либо конкурсах? Ведь  конкурсы такие разные? И чего Вы достигли, что открыли для себя и в чем разочаровались, участвуя в них?

Ответы:

  1. «Мы поставлены в такие условия, что чем больше участвуешь в конкурсах, тем больше баллов заработаешь для стимулирующей оплаты. К сожалению, часто страдает качество, но это не наша вина, а наша беда. Сама стараюсь выбрать такие конкурсы, где есть чему поучиться и можно надеяться на какой-то результат.»
  2. «Во время конкурсов у меня, например, случаются приступы самоанализа... очень способствует повышению тонуса в тупиковых жизненных ситуациях»
  3. «Просто наступило время конкурсов. Думаю, и это пройдёт. А причина участия - желание быть востребованным, услышанным, отмеченным. Работа наша такая, что лишний раз услышать спасибо, или получить благодарность и можно снова чего - то хотеть и к чему - то стремиться! А если ещё и приз - сюрприз, то, вообще, азарт появляется.»
  4. «А для меня конкурсы начались случайно - очень захотелось побывать в Казани (конкурс "SmartBoard на моих уроках") и побывала, а дальше больше. Останавливаться не собираюсь. Хочется узнавать интересное, понимать свои силы и возможности, быть примером ученикам…»
  5. «Вообще после побед другое восприятие своей работы, подчеркну - не профессии, а именно работы. Другое дело, что педагоги всегда отличались, и будут отличаться своим альтруизмом - сделали, значит, нужно делиться. А следовательно, стимул у большинства один "Хочу не только для себя сделать, но и показать это всем, хочу получить оценку своему труду хочу знать, в каком соку я "варюсь" А, если повезет, то и пообщаться со своими "конкурентами", т.е. набраться опыта.»
  6. «В школе работаю 15 лет - из них только третий год по НСОТ, и поверьте мне - всегда активно участвовала во многих конкурсах и привлекала к участию детей... И пусть это будут красивые слова, но... Всегда была рада просто свидетельству участника... Потому, что считала и считаю участие в конкурсах, проектах и т.д. показателем уровня развития учителя, его профессионального становления и … и еще много высоких слов... На сегодняшний момент опять-таки участвую не ради оплаты, а опять же ради того, что мне это интересно, есть чем поделиться с коллегами, есть что показать на аттестации.»
  7. «Здравствуйте коллеги. Согласна, что первый стимул - это аттестация, показатель рейтинга к зарплате (как без нее родимой выжить, хоть и не большая добавка, но нужна). Но когда аттестация заканчивается, то внутренняя потребность остается, желание найти единомышленников на конкурсе, пообщаться. На мой взгляд, важным является рефлексия. Мы оцениваем свои возможности на конкурсе, свой уровень. Каждый переживает, если его оценка не совпадает с мнением экспертов. Или я не права?»

Содержание очного этапа конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Содержание очного этапа конкурса педагогов дополнительного образования  (ПДО) «Сердце отдаю детям» (далее – Конкурс) определяется соответствующим Положением о Конкурсе. В данном разделе речь пойдет о содержании финала Конкурса, когда ПДО уже прошли его региональный и заочный этапы. В этом случае перед финалом Конкурса его участникам необходимо выполнить следующие домашние задания, подготовив:

* самопрезентацию:

Регламент – 10 мин, в течение которых финалист должен раскрыть многообразие мира своих увлечений, жизненные приоритеты, отношение к работе и профессии в целом;

* защиту дополнительной образовательной программы «Моя образовательная программа»

Регламент – 15 мин, в том числе на представление программы 10 и для ответов на вопросы жюри – 5 мин. За это время финалисту необходимо показать уровень своей профессиональной компетентности;

* открытое занятие

Продолжительность занятия с обучающимися составляет 45 мин, тогда как для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста – 35 мин.

Тема занятия одна для всех номинаций – «Введение в образовательную программу».

Основная цель этого занятия – пробудить интерес детей к своей образовательной деятельности, изложенной в программе; она едина для всех номинаций. От финалиста требуется продемонстрировать уровень своего профессионализма.

На всех трех занятиях жюри оценивает педагогическое мастерство финалиста;

* импровизированный конкурс

В последний день финала педагогам предлагается принять в нем участие. Тема объявляется участникам за 30 мин до его начала. На выступление обычно отводится от 3 до 5 мин.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите Положение о «Сердце отдаю детям». Особое внимание обратите на его разделы: «Участники Конкурса», «Время и порядок проведения Конкурса», «Содержание Конкурса».

2. Найдите возможность встретиться с участниками региональных и всероссийских конкурсов и обсудите с ними вопросы, возникшие у Вас после изучения нормативной базы Конкурса, а также проблемы, представляющие для Вас наибольший интерес.

Рекомендации по подготовке к выполнению конкурсных заданий.

В целях соблюдения единства требований, предъявляемых к выполнению заданий Конкурса, а также обеспечения высокого качества их исполнения, конкурсантам следует при подготовке использовать Рекомендации по проведению региональных этапов Конкурса и оформлению его материалов. В данном разделе все рекомендации по подготовке конкурсных заданий даны с их учетом.

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

1. При подготовке самопрезентации конкурсанту следует обратить внимание на цель и условие проведения конкурсного задания, саму форму представления себя и своей работы.

2. Необходимо определить, что представлять (содержание самопрезентации) и как (форму ее подачи).

3. Содержание самопрезентации должно отвечать педагогическому кредо конкурсанта. В предисловии необходимо упомянуть о том, кем он является: его базовое образование, место работы и должность, как он пришел в эту профессию. В заключение целесообразно вкратце коснуться перспектив его работы и планов.

4. В ходе подготовки к Конкурсу участнику рекомендуется написать сценарий своего выступления и прорепетировать его перед зеркалом (с учетом отведенного на это времени).

5. Выбирая форму подачи необходимо помнить, что самопрезентация – своего рода шоу, в котором конкурсант проявляет свои самые разнообразные таланты и способности к импровизации и шутке, а также умение быть привлекательным и обаятельным. Практика показывает, что наиболее выигрышно выглядит театрализованное представление. Это – сложная форма, позволяющая максимально раскрыть разносторонние таланты ПДО.

6. Информационный блок конкурсного задания желательно проиллюстрировать. Это могут быть: стенды с фотографиями, рисунками или таблицами; поделки, макеты, модели и др. Их наличие и умелое использование придаст выступлению наглядность, дав более полное представление о работе педагога.

7. Важным фактором самопрезентации является педагогическая культура конкурсанта: его манера речи и поведения, внешний вид, самобытность и оригинальность выступления.

Задания для самостоятельной работы:

1. Прочитайте материалы по самопрезентации участника Конкурса. Постарайтесь представить себе образ конкурсанта. Используя критерии оценки самопрезентации, проведите свою экспертную оценку.

2. Подумайте, как лучше представить себя с учетом рекомендаций по подготовке самопрезентации. Напишите текст своего выступления, прорепетируйте, а затем попробуйте показать его коллегам. Прислушайтесь к их советам и рекомендациям, внеся необходимые коррективы. Не забудьте о музыкальном и художественном оформлении.

ЗАЩИТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Данное домашнее задание готовится с учетом требований, которые предъявляются к авторским образовательным программам. Согласно им, программа должна состоять из следующих разделов:

* пояснительной записки;

* учебно-тематического плана;

* ее содержания.

Пояснительная записка (первый раздел программы) призвана:

* кратко и обоснованно раскрыть цели изучаемого предмета;

* обосновать отбор содержания и логику последовательности его изложения;

* дать общую характеристику образовательного процесса: методов, форм организации и характера деятельности;

* выделить то новое, что внесено в данную программу по сравнению с другими действующими в этом направлении программами.

В пояснительной записке рекомендуется отразить:

* обосновать актуальности программы (для страны, конкретного региона или учреждения), ее новизны и основных отличий от других аналогичных ей либо смежных с ней по профилю деятельности;

* основные ведущие идеи (научные – по предмету знаний, общепедагогические, социальные и прочие, раскрывающие научную и методологическую позицию автора);

* цели и задачи программы на все годы ее реализации (если она долгосрочная), а также цели, определяемые для каждого года деятельности в отдельности;

* характеристику возрастной группы детей, для которой предназначена программа, а также содержание и объем стартовых знаний, необходимых для начального этапа ее освоения;

* краткое описание основных методов, обеспечивающих, с точки зрения автора, сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие и развивающие навыки их творческой работы, умение фиксировать и обобщать материалы наблюдений и исследований;

* краткое описание разнообразных форм работы с детьми (экскурсии, походы, практические и лабораторные занятия, массовые мероприятия и т.п.), которые дают возможность детям максимально проявлять свою активность и изобретательность, а также развивают их эмоциональное восприятие;

* прогнозируемые результаты и критерии их оценки (что будут знать и уметь обучающиеся, где они смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у детей в результате занятий и каким образом это определяется);

* средства, необходимые для реализации программы (научно-методическое, материально-техническое обеспечение и др.).

Учебно-тематический план (второй раздел программы) представляется как учебный курс, включающий в себя основные темы программы и их продолжительность.

Оформить его рекомендуется в виде таблицы, приведенной ниже.

Тема программы

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

16

6

10

ИТОГО:

26

72

144

Следует иметь также в виду, что традиционно расчет часов, отведенный на изучение тем программы, производится следующим образом: 72 (теоретических), 144 (практических), 216 (общее количество) ч в год и соответственно 2, 4, 6 ч в неделю. Если же программа предполагает иную временную нагрузку, то это следует обосновать еще в пояснительной записке.

Содержание программы (третий ее раздел)

Тема, обозначенная в учебно-методическом плане, раскрывается здесь достаточно полно, с указанием всех основных вопросов, прежде всего в теоретическом плане. Такого же полного раскрытия требует и практическая часть. Если по теме планируется экскурсия, желательно указать, где она проводится (в парке, на производстве, в музее и пр.) и, по возможности, раскрыть ее содержание.

Для детей, занимающихся не один год, следует продумать темы для рефератов, докладов, проектов и других форм их самостоятельной (возможно исследовательской) работы, которые могут составить отдельный раздел программы.

Примечание: В приложении программы представляются: список литературы по данному направлению деятельности и перечень необходимого оборудования (в расчете на определенное количество человек).

Защита образовательной программы.

При подготовке к защите образовательной программы необходимо предусмотреть:

  • аргументированное объяснение ее содержания;
  • обеспечение выступления наглядными примерами;
  • ответы на предполагаемые вопросы членов жюри.

Свое выступление – защиту рекомендуется прорепетировать перед зеркалом (манеру выступления, четкость и логику изложения, время).

Другая, не менее важная задача, - постараться избежать одной из основных ошибок: представления программы в форме чтения выдержек из нее с целью передачи содержания.

Защиту образовательной программы следует рассматривать с точки зрения ее уникальности, используя все необходимые аргументы для убеждения в этом жюри.

Рекомендуемый план представления образовательной программы.

1. Дать четкое объяснение необходимости программы, ее актуальности и новизны для решения социально-педагогических проблем. Для этого следует кратко проанализировать аналогичные программы и показать преимущества и особенности своей. Если программа адаптированная или модифицированная, требуется обосновать изменения, внесенные в нее конкурсантом.

2. Указать принципы построения образовательной программы.

3. Раскрыть цели и задачи (кратко и обоснованно), реализуемые в программе и отражающие достижения обучающихся за период ее действия.

4. Дать характеристику обучающихся, которым адресована программа (возрастную группу и особенности ее развития, наличие базовой подготовки).

5. Обосновать подбор содержания материала и последовательность ее изложения.

6. Дать характеристику учебно-воспитательного процесса – методы и характер деятельности.

7. Обосновать предусмотренные программой формы организации занятий и эффективность в достижении поставленной цели.

8. Раскрыть результативность программы.

Необходимо особо выделить критерии оценки освоения обучающимися данной программы. Следует, прежде всего иметь в виду принцип продвижения в развитии личности ребенка, т.е. возможность для самореализации обучающихся в условиях свободного выбора различных видов деятельности. Желательно показать соотношение стартового этапа развития воспитанника с промежуточным или итоговым.

9. Дать краткий комментарий к списку литературы, использованной при создании программы, что позволит увидеть научно-методическую основу ее построения, понять широту профессиональных и общекультурных интересов педагога, его приверженность тому или иному направлению в педагогике, психологии, методике.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

При подготовке к выполнению этого задания следует помнить о том, что:

* обычная продолжительность занятия с обучающимися – 45 мин, тогда как для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста – 35 мин;

* тема открытого занятия – «Введение в образовательную программу».

Открытое занятие является иллюстрацией того, как на практике осуществляется все то, о чем говорилось при выполнении первых двух домашних заданий.

Очень важно, чтобы оно было профессиональным и проблемным, занятием взаимодействия и диалога, и чтобы после его проведения в душе каждого ребенка осталось ощущение праздника творческого единения педагога с детьми, его коллегами и членами жюри.

С учетом вышесказанного конкурсанту рекомендуется:

* детально продумать – как его открытое занятие впишется в контекст представляемой образовательной программы;

* при построении занятия не забывать об особенностях дополнительного образования детей и его отличии от школьного (базового).

Памятуя о том, что конкурсант проводит занятия с группой незнакомых ему детей, важно не распылиться на множество проблем, понятий и вариантов.

Следует иметь в виду:

* залогом успеха открытого занятия является умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства. Финалисту необходимы такие качества, как способность к импровизации, умение слушать детей, чутко реагировать на их вопросы и ответы, не давая увести себя в сторону. Он должен быть одновременно раскованным, сдержанным и спокойным, но при этом хорошо ориентирующимся в реальной ситуации;

* после того, как конкурсант составил план проведения открытого занятия и отработал его содержание, ему необходимо составить список оборудования, материалов, наглядных пособий и технических средств обучения. Целесообразным будет предварительно согласовать с организаторами Конкурса вопрос о материально-техническом обеспечении занятия;

* при направлении документов необходимо высказать организаторам свои пожелания по формированию группы детей (их возраст, уровень базовой подготовки, пол и т.д.), что максимально приблизит конкурсанта к реальным условиям и облегчит ему выполнение задания;

* на занятии должно быть как можно больше действий. При его проведении необходимо отказаться от своего доминирующего положения. Правильнее организовать деятельность детей, используя проблемную ситуацию, эвристический и другие развивающие методы ведения занятия. А чтобы оно не получилось скомканным, рекомендуется выбрать эффективную форму его проведения. Важно, чтобы ожидаемый результат соответствовал поставленной цели занятия;

* окончание занятия должно быть максимально продуманным и быть, с одной стороны, завершенным, а с другой – показать перспективы будущей деятельности, пробудив у детей желание и дальше заниматься в этом творческом объединении.

Задания для самостоятельной работы:

1. С учетом рекомендаций по подготовке открытого занятия составьте его краткий план по следующей форме:

- цель;

- задачи;

- оборудование;

- этапы и задачи каждого из них;

- деятельность педагога (поэтапно);

- деятельность детей (поэтапно).

2. Далее напишите развернутый план-конспект. Еще раз вернитесь к рекомендациям и внесите отдельные коррективы. Хорошо, когда у Вас имеется несколько вариантов проведения занятия: это даст Вам возможность импровизации своей деятельности.

3. Прочитайте план-конспект открытого конкурсного занятия, проанализируйте и используйте критерии его оценки.

ИМПРОВИЗИРОВАННЫЙ КОНКУРС

Импровизированный конкурс проводится в конце финала. Тема конкурсного испытания объявляется участникам за 30 мин до его начала. Она может быть самой разной, как например: «Что век грядущий нам готовит?» подготовившись, участники пытаются раскрыть тему в форме речи-экспромта или моноспектакля, в стихотворной или иной форме. Одержать победу в таком конкурсе чрезвычайно трудно. Необходимо наличие высоких профессиональных и ярких личностных качеств.

Задания для самостоятельной работы:

1. Время от времени выполняйте дома такое задание: Вам предоставлено 10 мин на подготовку 3-минутного сообщения по теме: «Три мероприятия, способствующие сохранению и развитию системы дополнительного образования детей» или «Три мероприятия, которые позволят мне в следующем учебном году существенно улучшить результаты работы с детьми». Попросите членов семьи или коллег выслушать Вас и оценить выступление по соответствующим критериям.

2. Договоритесь с коллегами, чтобы они задали Вам для решения какую-либо педагогическую ситуацию. Время на обдумывание – 30 с., на ответ – 1 мин. Не стесняйтесь обсудить с ними результаты выполнения задания.

Список литературы.

  1. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В., Постников А.С.  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: МОСКОВСКАЯ  МЕТОДИЧЕСКАЯ  БИБЛИОТЕКА.
  2. Гирба Е.Ю., Светлолобова С.Б., Полковникова О.С., Хохлова Ю.Г. //Презентация профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя.// Учебно-методическое пособие. Под редакцией к.п.н. Гирба Е.Ю. — М.:УЦ «Перспектива», 2012. — 144 с.
  3. Гузова JI П. //Развитие профессиональной культуры учителя - фактор успешной работы //Л.П. Гузова. Методист. - 2005. - № 2. - С. 34-37.
  4. Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов- воспитателей //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе.// - 2005. - № 1. - С.84—87.
  5. Лысенко Л. И. Рабочие материалы методистов лаборатории по сопровождению федеральных и региональных экспериментальных проектов (ФЭП и РЭП) ГОУ РК «ИПКРО».
  6. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. - 2005. - № 2.
  7. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2006. - 168 с.
  8. Привалова, Г Ф Творчество - основа деятельности современного учителя [Текст] Томск - Томск Изд-во Томского политехнического  ун-та, 2005 -С. 145-147.
  9. Привалова, Г Ф Формирование творческого потенциала педагога в конкурсах профессионального мастерства [Текст] / ГФ Привалова // материалы Всероссийской  научно -практической конференции с международным участием в Кемерово ГОУ «КРИРПО», 2007 - Ч 2 -С 178-180.
  10. Привалова, ГФ Педагогическое творчество как профессиональная потребность каждого современного учителя [Текст]// Г Ф Привалова // Развитие современной школы опыт, проблемы, перспективы материалы городской научно -практической конференции, 8 ноября 2005 г, Березовский - Кемерово Изд-во КРИПКиПРО, 2005 -С 131-135.
  11. Психология. Немов Р.С. Кн. 2. Психология образования. 1995, 2-е изд., 496с.
  1. Савина Н.М. Конкурс педагогического мастерства как средство развития творческого потенциала //Справочник заместителя директора школы, школы №3, 2010
  2. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
  4. Творческая школа «Мастер-класс» //Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др.//Учитель. - 2003. - № 5. - С. 44-74.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации участия педагогов дополнительного образования в конкурсе профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»

Следуя этим рекомендациям, педгоги МБОУ ДОД ДДТ успешно участвуют в краевых  педагогических конкурсах, занимая призовые места....

Сценарий конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям»

Цели и задачи:- выявление и поддержка талантливых педагогов дополнительного образования и передового педагогического опыта в системе дополнительного образования детей;- обновление содержания в практик...

Сценарий конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» (2014 г.)

Цель и задачи:- выявление и поддержка талантливых педагогов дополнительного образования и передового педагогического опыта в системе дополнительного образования детей;- обновление содержания в практик...

I учрежденческий конкурс педагогического мастерства "Сердце отдаю детям"

Об учрежденческом этапе конкурса педагогического мастерства работников образования дополнительного образования детей Самарской области "Сердце отдаю детям", впервые проводимом в ЦВР "Эврика"...

Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

Самопрезентация для участия в районном конкурсе "Сердце отдаю детям"

Самопрезентация для участия в районном конкурсе "Сердце отдаю детям" 2017 год...

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматриваются и формулируются основные принципы процесса подготовки педагогов в сфере дополнительного образования, которые осуществляют формирование компьютерной грамотности у детей ...