Методическая разработка "Открытый урок"
методическая разработка на тему

Исабаева Елена Владимировна
Методическая разработка
 
Тема: ОТКРЫТЫЙ УРОК
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исабаева Е. В.

Методическая разработка

Тема: ОТКРЫТЫЙ УРОК

Открытый урок - одна из форм повышения педагогического (методического) мастерства и возможность демонстрации опыта  педагогов.

Открытый урок часто является элементом «ключевых» дел школы, проведения марафона учебных предметов. Запланированный по содержанию урок, подчиненный определенной цели и соответствию форм и методов имеет наибольший эффект обмена опытом в профессиональной среде.

По своей сути  открытый урок не является обычным школьным занятием. Это урок-представление педагога;  демонстрация педагогических, методических и творческих находок. Рамки открытого урока не ограничиваются учебным временем: оно может быть как увеличено, так и уменьшено в зависимости от определения цели, типа урока, выбранных форм и методов.

Примечание: Причины временного изменения открытого урока должны быть обоснованны преподавателем.

Типы открытых уроков: 

  • комбинированный
  • интегрированный
  • урок-путешествие
  • урок – экскурсия
  • тематический
  • урок познания
  • урок-конкурс
  • урок-праздник

           

           Примечание: Тип урока может самостоятельно определяться преподавателем в зависимости от поставленной цели и выбранной формы проведения занятия.

Этапы работы:

  1. подготовительный
  2. проведение открытого урока
  3. анализ

Подготовительный

Практический

Аналитический

1) Определение педагогом:

  • темы открытого урока
  • типа занятия
  • цели
  • задач
  • объекта (класс, ученик)
  • продолжительность

2) подбор учебного, наглядного материала, технических средств

3) заключение подготовки: составление плана-конспекта занятия

Проведение открытого урока

Состоит из:

  • самоанализа проведенного урока
  • анализа комиссии

Модель плана – конспекта открытого урока

Этапы

Педагогические задачи

Содержание

Время (дозировка)

Примечание

Сопроводительный текст

1

2

3

4

5

6

Организационный

Основной

Итоговый

           Примечание: Форма модели плана-конспекта не является догматичной. Преподаватель может  включать  дополнительные разделы.

Аналитический этап характеризуется двумя составляющими и дополняющими друг друга частями.

Самоанализ - одна из важнейших форм совершенствования мастерства педагога. Умение видеть достижения и недостатки работы, объективно оценивать результативность своей деятельности - залог роста педагогического мастерства

Схема самоанализа:

  1. Объективно дать оценку проведенного открытого урока
  2. Выявить уровень проведения основных этапов работы
  3. Выявить успешность учащихся на каждом этапе урока (внимательность, интерес, посильность задания)
  4. Оценить успешность использования форм и методов работы
  5. Определить, достигнута ли цель урока, соответствуют ли результаты поставленной цели

Вопросы к самоанализу:

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

  1. Краткая психолого-педагогическая характеристика класс (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

  1. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитательная), дать оценку успешности в достижении цели урока, обосновать показатели реальности урока.

  1. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

  1. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

  1. Отбор дидактических материалов, технических средств, наглядных пособий в соответствии с целями урока.

  1. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся?

  1. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и преподавателя.

  1. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

  1. Наметить перспективы своей деятельности.

         Существует несколько вариантов анализа  уроков, которые могут использоваться как при текущей контрольной проверке занятий, так и при анализе открытого урока.

Экспертная карта анализа открытого урока

Члены комиссии: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Дата: «_______» ___________________200 __ г.

ФИО педагога ____________________________________________________________________

Тема урока: _______________________________________________________________________

Класс, ученик _____________________________________________________________________

Параметры

Уровень

низкий

средний

высокий

1

Наличие плана-конспекта и его оформление

2

Начало занятия: сообщение темы, постановка целей и задач

3

Логичность и последовательность этапов занятия

4

Подведение итогов каждого этапа занятия

5

Целесообразность распределения времени

6

Теоретический уровень изложения материала

7

Практическая работа

8

Эффективность использования форм обучения

9

Эффективность использования методов обучения

10

Воспитательная сторона занятия

11

Связь занятия с предыдущими уроками

12

Осуществление индивидуального подхода к учащимся

13

Культура труда учащихся

14

Подведение итогов урока

15

Соответствие содержания его задачам

16

Методическая грамотность педагога

17

Владение навыками самоанализа

18

Уровень проведенного занятия

Примечание: В раздел «Параметры» экспертной карты анализа открытого урока могут быть включены дополнительные разделы.

Итоговый вывод по открытому уроку:

  • общая оценка занятия по его результативности, образовательной и воспитательной эффективности, содействию общему развитию учащихся, степени усвоения основного содержания темы занятия ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • краткая характеристика основных достоинств и упущений __________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • рекомендации по закреплению и развитию положительных качеств занятия ___________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • предложения по повышению результативности занятия ____________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Члены комиссии: ____________  /__________________

                                 _____________ /__________________

                                 _____________ /__________________

С выводами ознакомлен: _____________ /______________

Приложение 1

 Анализ урока

             

   

Параметры оценки

Технология оценки

1

Тема урока

Цель

Четкость и доступность формулировок.

Комплексность целей (обучения, развития, воспитания).

Оценка умений учителя проектировать задачи урока в зоне потенциального развития ребенка.

2

Тип урока

Соответствие типа урока его цели.

Место данного урока в общей системе уроков по разделу (открывает, продолжает, завершает тему).

Как осуществлялась связь урока с предыдущим.

Влияние выбора типа урока на достижение его  цели.

3

Структура урока

Соответствие структуры урока его типу.

Последовательность этапов урока, наличие взаимной связи между ними.

Влияние структуры урока на достижение его цели.

4

Содержание урока

Формы и методы

обучения

Соответствие программе.

Научность и доступность учебной информации.

Соответствие форм и методов учебной деятельности  содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся.

Какие из форм познавательной деятельности учащихся преобладали на уроке.

Оказало ли это существенное влияние на достижение цели урока?

Межпредметные связи.

Распределение времени на уроке.

Использование дидактических, наглядных материалов, ТСО

5

Деятельность

учащихся

Организованность и активность на разных этапах урока.

Методы и приемы работы, уровень их сформированности.

Отношение к педагогу, предмету, уроку.

Уровень усвоения основных знаний и умений.

6

Коммуникативные умения                            педагога

Единый речевой режим.

Оценки культуры труда учителя и учеников.

7

Итоги урока

Выполнение плана урока.

Мера реализации целей и задач урока.

Общая оценка результатов и эффективности урока.

Выводы и предложения по улучшению качества работы учителя и учащихся на уроке.

Методика системного анализа и оценки эффективности занятия  

Что оценивается

   Баллы                  

а

б

I

II

III

IV

V

Оценка основных личностных качеств преподавателя:

  1. знание предмета и общая эрудиция преподавателя в целом.
  2. уровень педагогического и методического мастерства
  3. культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность
  4. степень тактичности и демократичности взаимоотношений с обучающимися
  5. внешний вид педагога: мимика, жесты, культура поведения

Оценка основных характеристик обучаемых:

  1. степень познавательной активности, творчества и самостоятельности
  2. уровень общеучебных и специальных умений и навыков
  3. наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе занятия

4.  степень дисциплинированности, организованности и    заинтересованности

 Оценка содержания деятельности (учебной информации):

  1.  доступность и посильность изучаемого учебного материала
  2. степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала
  3. оптимальность объема предложенного для усвоения материала

Оценка эффективности способов деятельности преподавателя  и обучаемых:

1.  рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередования и смены видов деятельности в их ходе

2.  степень целесообразности и эффективности использования наглядности  и ТСО

3.  степень рациональности  и эффективности использованных методов и о форм работы

4.  уровень обратной связи с обучаемыми в ходе занятия

5.  эффективность контроля за работой обучающихся

6.  степень эстетического воздействия  на обучающихся

Оценка цели и результатов проведенного занятия в целом:

  1. степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия
  2.  реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели
  1. степень обучающего воздействия занятия на учащихся (чему и в какой степени научились)
  1. степень воспитательного воздействия

Примечание:  Графа “а” для самооценки преподавателя, графа ”б” для оценок комиссии по 4- х бальной шкале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА

Содержание Содержание составных частей методической разработки3Требования к изложению и оформлению методических разработок6Требования к содержанию основной части6Требования к языку и стилю изложе...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...