Методическая разработка "Открытый урок"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Исабаева Е. В.
Методическая разработка
Тема: ОТКРЫТЫЙ УРОК
Открытый урок - одна из форм повышения педагогического (методического) мастерства и возможность демонстрации опыта педагогов.
Открытый урок часто является элементом «ключевых» дел школы, проведения марафона учебных предметов. Запланированный по содержанию урок, подчиненный определенной цели и соответствию форм и методов имеет наибольший эффект обмена опытом в профессиональной среде.
По своей сути открытый урок не является обычным школьным занятием. Это урок-представление педагога; демонстрация педагогических, методических и творческих находок. Рамки открытого урока не ограничиваются учебным временем: оно может быть как увеличено, так и уменьшено в зависимости от определения цели, типа урока, выбранных форм и методов.
Примечание: Причины временного изменения открытого урока должны быть обоснованны преподавателем.
Типы открытых уроков:
- комбинированный
- интегрированный
- урок-путешествие
- урок – экскурсия
- тематический
- урок познания
- урок-конкурс
- урок-праздник
Примечание: Тип урока может самостоятельно определяться преподавателем в зависимости от поставленной цели и выбранной формы проведения занятия.
Этапы работы:
- подготовительный
- проведение открытого урока
- анализ
Подготовительный | Практический | Аналитический |
1) Определение педагогом:
2) подбор учебного, наглядного материала, технических средств 3) заключение подготовки: составление плана-конспекта занятия | Проведение открытого урока | Состоит из:
|
Модель плана – конспекта открытого урока
Этапы | Педагогические задачи | Содержание | Время (дозировка) | Примечание | Сопроводительный текст |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Организационный | |||||
Основной | |||||
Итоговый |
Примечание: Форма модели плана-конспекта не является догматичной. Преподаватель может включать дополнительные разделы.
Аналитический этап характеризуется двумя составляющими и дополняющими друг друга частями.
Самоанализ - одна из важнейших форм совершенствования мастерства педагога. Умение видеть достижения и недостатки работы, объективно оценивать результативность своей деятельности - залог роста педагогического мастерства
Схема самоанализа:
- Объективно дать оценку проведенного открытого урока
- Выявить уровень проведения основных этапов работы
- Выявить успешность учащихся на каждом этапе урока (внимательность, интерес, посильность задания)
- Оценить успешность использования форм и методов работы
- Определить, достигнута ли цель урока, соответствуют ли результаты поставленной цели
Вопросы к самоанализу:
- Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
- Краткая психолого-педагогическая характеристика класс (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
- Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитательная), дать оценку успешности в достижении цели урока, обосновать показатели реальности урока.
- Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
- Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
- Отбор дидактических материалов, технических средств, наглядных пособий в соответствии с целями урока.
- Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся?
- Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и преподавателя.
- Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
- Наметить перспективы своей деятельности.
Существует несколько вариантов анализа уроков, которые могут использоваться как при текущей контрольной проверке занятий, так и при анализе открытого урока.
Экспертная карта анализа открытого урока
Члены комиссии: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Дата: «_______» ___________________200 __ г.
ФИО педагога ____________________________________________________________________
Тема урока: _______________________________________________________________________
Класс, ученик _____________________________________________________________________
№ | Параметры | Уровень | ||
низкий | средний | высокий | ||
1 | Наличие плана-конспекта и его оформление | |||
2 | Начало занятия: сообщение темы, постановка целей и задач | |||
3 | Логичность и последовательность этапов занятия | |||
4 | Подведение итогов каждого этапа занятия | |||
5 | Целесообразность распределения времени | |||
6 | Теоретический уровень изложения материала | |||
7 | Практическая работа | |||
8 | Эффективность использования форм обучения | |||
9 | Эффективность использования методов обучения | |||
10 | Воспитательная сторона занятия | |||
11 | Связь занятия с предыдущими уроками | |||
12 | Осуществление индивидуального подхода к учащимся | |||
13 | Культура труда учащихся | |||
14 | Подведение итогов урока | |||
15 | Соответствие содержания его задачам | |||
16 | Методическая грамотность педагога | |||
17 | Владение навыками самоанализа | |||
18 | Уровень проведенного занятия |
Примечание: В раздел «Параметры» экспертной карты анализа открытого урока могут быть включены дополнительные разделы.
Итоговый вывод по открытому уроку:
- общая оценка занятия по его результативности, образовательной и воспитательной эффективности, содействию общему развитию учащихся, степени усвоения основного содержания темы занятия ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- краткая характеристика основных достоинств и упущений __________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- рекомендации по закреплению и развитию положительных качеств занятия ___________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- предложения по повышению результативности занятия ____________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии: ____________ /__________________
_____________ /__________________
_____________ /__________________
С выводами ознакомлен: _____________ /______________
Приложение 1
Анализ урока
№ | Параметры оценки | Технология оценки |
1 | Тема урока Цель | Четкость и доступность формулировок. Комплексность целей (обучения, развития, воспитания). Оценка умений учителя проектировать задачи урока в зоне потенциального развития ребенка. |
2 | Тип урока | Соответствие типа урока его цели. Место данного урока в общей системе уроков по разделу (открывает, продолжает, завершает тему). Как осуществлялась связь урока с предыдущим. Влияние выбора типа урока на достижение его цели. |
3 | Структура урока | Соответствие структуры урока его типу. Последовательность этапов урока, наличие взаимной связи между ними. Влияние структуры урока на достижение его цели. |
4 | Содержание урока Формы и методы обучения | Соответствие программе. Научность и доступность учебной информации. Соответствие форм и методов учебной деятельности содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся. Какие из форм познавательной деятельности учащихся преобладали на уроке. Оказало ли это существенное влияние на достижение цели урока? Межпредметные связи. Распределение времени на уроке. Использование дидактических, наглядных материалов, ТСО |
5 | Деятельность учащихся | Организованность и активность на разных этапах урока. Методы и приемы работы, уровень их сформированности. Отношение к педагогу, предмету, уроку. Уровень усвоения основных знаний и умений. |
6 | Коммуникативные умения педагога | Единый речевой режим. Оценки культуры труда учителя и учеников. |
7 | Итоги урока | Выполнение плана урока. Мера реализации целей и задач урока. Общая оценка результатов и эффективности урока. Выводы и предложения по улучшению качества работы учителя и учащихся на уроке. |
Методика системного анализа и оценки эффективности занятия
№ | Что оценивается | Баллы | |
а | б | ||
I II III IV V | Оценка основных личностных качеств преподавателя:
Оценка основных характеристик обучаемых:
4. степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности Оценка содержания деятельности (учебной информации):
Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и обучаемых: 1. рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередования и смены видов деятельности в их ходе 2. степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО 3. степень рациональности и эффективности использованных методов и о форм работы 4. уровень обратной связи с обучаемыми в ходе занятия 5. эффективность контроля за работой обучающихся 6. степень эстетического воздействия на обучающихся Оценка цели и результатов проведенного занятия в целом:
|
Примечание: Графа “а” для самооценки преподавателя, графа ”б” для оценок комиссии по 4- х бальной шкале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА
Содержание Содержание составных частей методической разработки3Требования к изложению и оформлению методических разработок6Требования к содержанию основной части6Требования к языку и стилю изложе...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...