Программа обучения росписи по ткани (батик)
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_batik_akvamarin.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Данный курс представляет собой систему занятий для проведения художественно – творческих уроков по технологии ручной росписи ткани. Программа «Батик» была разработана мной несколько лет назад для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству. В 2011 году возникла необходимость пересмотра программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности и рассчитана на школьников определенной возрастной группы (1 – 4 классы) коррекционных школ III-IV видов.
Программа разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, нормативно-правовых требований и рекомендаций Министерства образования и науки РФ. (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования») к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.
А также, с учётом рекомендаций коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» (автор Л.П. Григорьева, и на основе авторской программы «Развитие осязания и мелкой моторики» для учащихся 1 – 8 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III –IV видов (автор Синчук О.Б.), программа имеет рецензию ЧИДПОПР)
При разработке программы «Художественная роспись ткани» был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению (авторский курс Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей» для учащихся лицеев, гимназий и общеобразовательных школ с углубленным изучением изобразительного, декоративно – прикладного и народного искусства.)
Цель программы:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей и разновидностями художественной росписи тканей, народными традициями в данной области.
При составлении программы занятий за организационную единицу взят урок, а также дополнительные часы к основному уроку, которые можно использовать в различных формах внеклассной работы. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Предполагаемая структура урока строится таким образом, чтобы на нем отводилось время для усвоения новых знаний и приобретения новых умений. Большое значение в структуре занятия отводится фронтальной беседе, когда можно активно общаться со всеми учащимися. Фронтальная беседа не должна превышать 15 минут, поэтому в программе в зависимости от сложности темы проставлено примерное время для этого этапа работы.
Наиболее эффективной формой работы с учащимися на практическом этапе урока являются индивидуальные задания, которые способствуют решению художественно – изобразительных задач.
Предлагаемый курс состоит из цепочки 22 тем уроков. Все темы уроков распределяются с учетом возраста учащихся следующим образом:
- уроки акварельной живописи и знакомство с элементами раскраски ткани предлагаются для младшего возраста (предположительно 1-2 класс);
- уроки, связанные с технологией холодного батика, - для учащихся 2-3 классов;
- техника горячего батика и свободной росписи по шелку предполагает работу для учащихся 3-х классов.
При реализации данного курса педагог должен учитывать следующее:
- Введение индивидуально – творческого обучения.
- Оптимальное сочетание основных и дополнительных часов по предлагаемому предмету.
- Приобщение детей к творческому стилю мышления.
- Междисциплинарные связи преподавания художественной росписи ткани.
Взаимопроникновение естественно – научной и художественной культуры для формирования в ребенке активной творческой личности
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Художественная роспись ткани» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Младшая группа(1 -3класс)
№ | Тема занятий | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Знакомство с искусством батика | 1ч | |
2 | «Мои летние впечатления» «Заколдованный лес» | 2ч 4ч | |
3 | «Волшебные краски» «Небесные переливы» | 1ч | 6ч 4ч |
4 | «Бабочки» | 6ч | |
5 | Музыкальная линия | 2ч | |
6 | «Веселый клоун» | 6ч | |
7 | «Музыкальная живопись» | 4ч | |
8 | «Золотая рыбка» «Цветовая фантазия» | 4ч | |
9 | «Зимний мотив» | 4ч | |
10 | «Кошечка» | 6ч | |
11 | «Пейзаж» | 6ч | |
12 | «Волшебный замок» | 6ч | |
13 | «Космический пейзаж» | 4ч | |
14 | «Сказочная птица» | 3ч | |
15 | «Чудо - кони» | 6ч | |
16 | «Портрет - фантазия» | 1ч | 4ч |
17 | «Сказочный лес» | 2ч | |
18 | «Подводное царство» | 2ч | |
19 | «Цирк» | 6ч | |
20 | « Фантазия» | 4ч | |
21 | «Натюрморт» | 2ч | |
22 | Итоговая композиция | 1ч | 7ч |
Итого: | 4ч | 102ч |
Методы и приёмы ведения занятий:
- объяснительно-иллюстративный;
- практический;
- самостоятельная работа;
- теоретический;
- свобода творческого выбора;
- проблемный;
- обсуждение результатов;
- демонстрация видеороликов и использование презентаций по основным темам;
- диалог.
Занятия строятся на основе знакомства с основными видами художественной росписи тканей. Задача научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники художественной росписи по ткани, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Быстро освоить этот вид декоративно-прикладного творчества помогает принцип «от простого – к сложному». Воспитанники познакомятся с основными видами росписи по ткани: холодный батик, узелковый батик, свободную роспись и текстильный дизайн в целом.
Дети смогут легко изучить основные художественные приёмы росписи, приобрести наиболее важные теоретические знания и практические навыки для создания готовых изделий.
На занятиях воспитанники знакомятся с цветом (колористика) и композицией (закон красивых форм).
Использование готовых эскизов и шаблонов позволяет преодолеть барьер «неумения рисовать».
Постоянное саморазвитие и прослеживание новых тенденций в росписи тканей, внедрение их в образовательный процесс, помогает детям быть всегда в курсе всех новинок.
Большое внимание уделяется самостоятельности и творческому подходу при выполнении работ.
Для поддержания интереса в объединении создаётся здоровая конкуренция между воспитанниками, что мотивирует их к постоянному росту. Есть возможность показать себя на выставках и прочих мероприятиях.
После изучения основ теории и практики, детям даётся возможность выбирать самостоятельно вид их дальнейшей работы, что обеспечивает заинтересованность и стремление прийти к готовому результату.
В течение года проводятся итоговые выставки работ и показы готовых изделий.
Принципы освоения программы:
- наглядность;
- посильность работ;
- системность;
- сотрудничество детей и взрослых;
- целостность;
- развитие у детей желания к самопознанию;
- возрастной и индивидуальный подход;
- актуальность;
- прогностичность;
- практическая значимость.
Список литературы
Основная литература:
- Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
- Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
- Аллахвердова Е.Л. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие / Е.Л.Аллахвердова. - М.: ООО «Изд-во Астрель», 2001. - 96 с, ил.
- Баёва Г.Д. Ручная роспись ткани / Г.Д. Баёва // Школа и производство.- 1994. -№1.
- Вайткявичене Р.В. Первоосновы техники батика / Р.В. Вайткявичене // Школа и производство. - 1987. - №8.
- Искусство батика / перевод с нем. Успенская Е. - М.: «Внешсигма», 2001.-112 с, ил.
- Махмутова Х.И. Горячий батик / Х.И. Махмутова // Школа и производство.-1999.-№5.
- Махмутова Х.И. Холодный батик / Х.И. Махмутова // Школа и производство. - 1999. - №2.
- Синеглазова М.О. Батик / М.О. Синеглазова. - М.: Изд. дом МСП. - 2004. - 96 с.
- Хартел Т. Ткань и краска: шаблоны, окраска, печать / перевод с немецкого. - М: Профиздат, 2002. - 64 с, ил.
- Шлёва А.В. Роспись шёлка акварелью / А.В. Шлёва // Школа и производство. - 2001. - №6.
- Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани, М., Издательский центр «ВЕГОС», 2005.
- Гильман Р.А. Художественная роспись тканей, М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.
Дополнительная литература:
- Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
- Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
- Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
- Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
- Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Содержание программы
1класс
№ уроков | Кол-во часов | Тема занятия | Содержание | Материалы |
1 | 1 час | Знакомство с искусством батика. | Краткий экскурс в историю. Япония, Индонезия. | Коллекция художественной росписи тканей. |
2,3,4,5,6,7 | 6часов | «Осень на опушке краски разводила…», «Унылая пора - очей очарованье». «Заколдованный лес» | Составление эскиза для работы в свободной росписи по шелку. | Стихи, репродукции, акварель. |
8,9,10,11,12 13,14,15,16, 17,18 | 11 часов | «Дождливый день», «Звездное небо», «Удивительный пейзаж». «Небесные переливы» | Знакомство с техникой художественной росписи « по сырому» | Акварель, бумага. |
19,20,21,22, 23,24 | 6часов | Акварельные фантазии «Бабочки». | Преобразование хаотических пятен в узнаваемые образы. Урок – упражнение. | Акварель, бумага. |
25,26 | 2 часа | «Музыкальная линия». | Рисование под музыку. Знакомство с линейными ритмами. Гармония пятен. | Акварель, восковые мелки. |
27,28,29,30,31 32,33 | 7 часов | «Весёлый клоун ». | Роспись по ткани, пропитанной солевым раствором. | Ткань,акварель подрамник. |
2класс | ||||
1,2 | 2 часа | Цветовая фантазия. | Знакомство с техникой росписи ткани. Составление элементарного колорита. Увидеть образ в хаосе цветных пятен. | Ткань, красители, бумага, кисти, палитра. |
3,4 | 2 часа | Салфетка «Золотая рыбка». | Нанесение красителя по контурному рисунку. | Ткань, бумага, красители. |
5,6,7,8,9 | 4 часов | Знакомство с техникой росписи. «Зимний мотив» | Виды и способы окраски ткани с помощью техники «по- сырому». | Ткань, стаканчики для красителей. |
10,11,12,13, 14,15 | 6 чаовс | Салфетка «Кошечка». | Варианты узелковой завязки куска х/б ткани. Работа в одном цвете. | Ткань, стаканчики для красителей, акварель. |
16,17,18,19, 20,21 | 6 час | Творческая работа «Пейзаж». | Применение узелковой техники и свободной росписи по ткани. | Подрамник, ткань, крахмальная загустка. |
22,23,24,25, 26,27 | 6 часа | «Волшебный замок». | Акварельная техника с последующим покрытием грунтовкой. | Желатин, акварель, ткань на подрамнике. |
28,29,30,31 | 4 часа | «Космический пейзаж». | Солевая техника. Темные цветовые пятна. Мочевина с добавлением красителя. | Ткань, красители, соль, мочевина. |
32,33,34 | 3часа | «Сказочная птица». | Выполнение «холодного» батика акриловыми красками. Обводка контура рельефной пастой. | Клей, акриловая краска. |
3 класс | ||||
1,2,3,4,5,6 | 6 часов | «Чудо-кони». | Выполнение панно в технике «холодного» батика. | Ткань, подрамник, красители для ткани. |
7,8,9,10 | 4часов | «Портрет - фантазия». | Роспись по крахмальной загустке. Изображение сказочного герояю | Ткань, крахмал, акварель. |
11,12 | 2 часа | «Сказочный лес». | «Холодный» батик с применением солевой техники. | Соль, мочевина, подрамник, ткань. |
13,14 | 2 часа | «Подводное царство». | «Холодный» батик. Работа с применением различных техник. | Ткань, краски, мочевина, соль, крахмал, контурная паста. |
15,16,17,18, 19,20 | 6 часов | « Цирк». | Урок- упражнение. Знакомство с техникой. | Ткань, парафин, кисть, утюг, бумага. |
21,22,23,24 | 4 часа | Шарфик «Фантазия», «Морские волны», «Ветер», «Водопад». | Выполнение работы в технике «по-сырому» | Ткань, красители, парафин, утюг, фен. |
25,26 | 2 часов | Настенное панно «Декоративный натюрморт». | Выполнение декоративной композиции в технике «холодного» батика. | Шелковая ткань, краски, подрамник. |
27,28,29,30,31, 32,33,34 | 8часов | Итоговая композиция на свободную тему. | Выполнение работы в технике «холодного» батика самостоятельно. | Все имеющиеся материалы: подрамник, ткань, краски |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по специальной технологической подготовке "Декоративная роспись ткани - батик"
Для учащихся 9-11 классов....
Ручная роспись ткани. Батик
Разработка урока на тему "Ручная роспись ткани. Батик"...
Презентация к уроку "Художественная роспись ткани. Батик"
Ознакомление с историей художественной росписи тканей . Виды батика и технологии выполнения ручной росписи....
Методическая разработка по проведению мастер-класса по теме «Выполнение росписи по ткани элемента “Бабочка” (в технике холодный батик)»
Формирование общих представлений о технике холодного батика в процессе выполнения элемента “Бабочка” на ткани....
Открытка с росписью по ткани (батик)
Мастер - класс по изготовлению открытки с использованием росписи по ткани (батик)...
Технология 7 класс .Урок "Ручная роспись тканей.Батик"
Педагогические цели,тип урока,планируемые результаты(метапредметные),личностные результаты,универсальные учебные действия(метапредметные).Основное содержание темы,понятия,термины-понятие о ручной росп...