Программа по специальной технологической подготовке "Декоративная роспись ткани - батик"
рабочая программа по технологии по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность.
Среди множества видов изобразительного творчества одной из самых привлекательных для детей является деятельность по разработке орнаментов. Орнамент, как особый вид декоративного творчества создается по своим, присущим только этому виду творчества законам. Реальные жизненные наблюдения, изобразительные мотивы, будь то цветы, животные или человеческие фигуры, изображаются в орнаменте, подчиняясь общему закону его построения. Сложные формы подвергаются художником декоративной обработке – стилизации. На этой основе создаются декоративные композиции. Они украшают большую часть окружающих ребенка вещей: мебель, посуду, одежду, текстиль, стекло и разнообразные ткани.
Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: шелком, атласом, красками, кистью – доставляет удовольствие. Роспись по ткани открывает широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или интерьера.
Данная программа рассчитана на обучение декоративной росписи ткани учениц 9, 10,11 классов, имеющих склонности к творческой работе, большое желание создавать красоту своими руками. Социальные знания могут быть востребованы при реализации в профессиональном самоопределении учащихся.
Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные художественные способности ребенка, способствовать удовлетворению потребности детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты.
Задачи обучения –
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Дать общее понятие о декоративно-прикладном искусстве его видах, задачах, закономерностях.
- Познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – художественной росписью ткани (батиком).
- Формировать практические умения и навыки выполнения росписи ткани, освоить весь процесс выполнения холодного батика.
- Ознакомить учащихся с общими закономерностями изобразительного искусства, лежащими в основе создания художественной росписи по ткани: законы композиции и колорита, приемы стилизации, приемы создания декоративной композиции.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, терпение. Прививать навыки работы в коллективе.
- Развивать художественный вкус, фантазию, дизайнерские способности, изобретательность.
- Подготовить учащихся к осознанному профессиональному определению.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения – 9, 10, 11 классы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. В год – 34 часа.
Всего – 102 часа.
В основу положена авторская программа «Художественная роспись ткани – батик». Автор-составитель А.А.Ярыгина, кандидат педагогических наук. Издательство «Учитель», Волгоград, 2006.
Методы обучения и формы организации учебного процесса.
При проведении занятий используется различные методы обучения. Чаще всего применяется индивидуальная форма работы, а также фронтальная, когда все одновременно выполняют одинаковую работу. Выбор методов зависит от содержания учебного материала и поставленных задач. Это могут быть различные формы и методы, которые удовлетворяют современным требованиям педагогики сотрудничества:
- Занятия по приобретению новых знаний – творческие уроки, в форме бесед, иллюстративных лекций.
- Практические работы с использованием методов:
- репродуктивных (воспроизведение);
- проблемных (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);
- эвристических (проблема ставится детьми, они же предлагают пути решения).
- Творческие отчеты – в виде персональных и итоговых выставок.
- Исследования-рефераты, разработки коллекций в эскизах.
- Уроки-экскурсии на выставки.
- Игры и викторины.
На занятиях решаются некоторые проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении: нагрузка и задания дифференцируются с учетом способностей, личностных пристрастий и возможностей учащихся. Из педагогических стилей общения предпочтение отдается демократическому стилю.
Содержание программы соответствует современным образовательным технологиям и обеспечивает обучение, воспитание и развитие учащихся. Программа позволяет осуществить развитие детей по здоровье сберегающему принципу, обеспечивает гармоничную связь многих видов деятельности: познавательной, художественной, физической и др. В основе подхода к обучению и воспитанию учащихся лежит триединство: мысли – слова – действие.
Условия реализации программы.
Для проведения занятий необходим кабинет технологии. Помещение должно хорошо проветриваться и освещаться, иметь воду и канализацию, отвечать всем требованиям ТБ.
Для успешного усвоения программ необходимы следующие материалы и инструменты:
- красители для батика анилиновые;
- резерв – состав для закрепления;
- ткани для росписи – шелк, атлас, крепдешин, бязь и др.;
- инструменты – кисти, трубочки стеклянные, карандаши, бумага калька, кнопки и др.
- рамки деревянные для крепления ткани;
- клеенки на столы, емкости для красителей и воды.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам работы за три года
В результате обучения
ученики должны знать:
- названия основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; резерв, батик, красители, колер, заливка; ритм, раппорт, симметрия, ассиметрия, композиционный центр, нюанс, контраст; замысел, эскиз, картон, декоративная композиция, панно;
- изобразительно-выразительные средства графики и живописи: линия, пятно, точка, штрих, мазок, фактура, цвет, тон;
- названия инструментов и приспособлений, некоторые названия тканей;
- виды декоративно-прикладного искусства, его задачи, закономерности, области применения;
- виды декоративных композиций;
- виды ритма, симметрии;
- области использования произведений, выполненных в технике батика:
- приемы декорирования интерьера.
Ученики должны уметь:
- пользоваться инструментами и материалами: карандашами, красками, кистью, красителями, резервом, тампонами, тушью;
- создавать декоративные композиции в круге, квадрате, полосе;
- использовать основные приемы создания декоративных композиций (ритм, симметрия, ассиметрия, композиционный центр);
- стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора;
- владеть различными приемами выполнения художественной росписи ткани в технике холодного батика (работа колерами, свободная роспись, набрызг);
- свободно пользоваться инструментами и материалами, производить их отбор в зависимости от задач изображения;
- самостоятельно вести полный цикл выполнения работы в технике батика;
- создавать декоративные композиции на свободную и заданную тему;
- стилизовать любые природные объекты в декоративные на основе художественного отбора, создавать из них декоративные композиции;
- свободно владеть различными приемами выполнения художественной росписи ткани в технике холодного батика, производить их отбор в зависимости от создаваемого художественного образа.
Основные формы проверки уровня знаний, умений и навыков
- выставки, вернисажи, персональные выставки;
- выставка, организованная на ранней стадии обучения (сентябрь, ноябрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня выразительности и творческой свободы работ;
- открытые занятия;
- контрольный срез или устный опрос – для выявления усвоения терминологии;
- тесты для усвоения терминологии.
Номер урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||||
ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ «РАДУЖНЫЙ МИР» | 7 | ||||||||||
1. | Введение. Королевство кисточек. Правила ТБ. Организация рабочего места. | 1 | Комбинированный (теория + практика) | Знакомство с художественными материалами и приемы работы с ними. Практическая работа. Упражнения. | Учащиеся должны знать: -названия основных и составных цветов; -понимать значение терминов: 1)краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; 2) батик, резерв, красители, колер, симметрия, ассиметрия, композиционный центр, нюанс, контраст; 4) замысел, эскиз, картон, декоративная композиция, панно; - изобразительно-выразительные средства графики: пятно, линия, точка, штрих, мазок, фактура, цвет, тон; -названия инструментов и приспособлений, некоторые названия тканей. Учащиеся должны уметь: -пользоваться инструментами и материалами: карандашами, красками, кистью, красителями, резервом, тампонами, тушью; -сдавать декоративные композиции в круге, квадрате, полосе; - использовать основные приемы создания декоративных композиций (ритм, симметрия, ассиметрия, композиционный центр); -стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора; -владеть различными приемами выполнения художественной росписи тканей в технике холодного батика (работа колерами, свободная роспись, набрызг). | Подготовка худ. материалов, инструментов. | |||||
2. | Что могут краски. Изобразительные возможности красок. | 1 | Комбинированный | Изобразительные возможности акварели. Основные цвета. Сочетания красок. Практическая работа. Упражнения. | Индивидуальный опрос. | Подготовить рассказ о художнике и его работах в технике акварели. | |||||
3. | Радуга над лужайкой. Законы цветоведения. | 1 | Комбинированный | Знакомство со спектром. Отработка приемов проведения непрерывных красочных линий. Практическая работа. Упражнения. | Фронтальный опрос. | ||||||
4. | Осень. Листопад. Теплые тона. | 1 | Комбинированный | Цветовой круг. Теплые и холодные тона. Практическая работа. Смешение теплых цветов. акварель. Отработка равномерных заливок. | Практическая работа. | Оформление работы. различные виды паспарту. | |||||
5. | «Ледяная рапсодия». Холодные тона. | 1 | Комбинированный | Цветовой круг. Теплые и холодные тона. Практическая работа. Смешение холодных тонов. Акварель, Отработка равномерных заливок. | Индивидуальный опрос. | ||||||
6. | «Северное сияние». Смешанная гамма тонов. | 1 | Практикум | Работа в смешанной гамме цветов. Акварель. Сочетание равномерных заливок и направленного мазка. | Практическая работа | ||||||
7. | «Грустный дождик». Ограничение палитры. | 1 | Практикум | Образ дождя. Ограниченная палитра. Ахроматические цвета. Акварель. Передача чувств через иллюстрированный материал. | Практическая работа | ||||||
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ. «КАЛЕЙДОСКОП». | 4 | ||||||||||
8. | «Снежный ритм». Различные виды орнаментов. | 1 | Комбинированный | Различные виды орнаментов: -геометрический; растительный; зооморфный. Виды ритмов: - горизонтальный, - простой, - сложный. Практическая работа. Геометрический орнамент в полосе. Гуашь. Отработка приема работы колерами. | Практическая работа | Оформить работу. | |||||
9. | «Рябиновые бусы». Приемы стилизации. | 1 | Комбинированный | Приемы стилизации. Понятие условного, декоративного цвета. Выделение главного в объекте, отбор выразительных деталей, удаление второстепенного. Практическая работа. Зарисовка с натуры и стилизация объекта на ее основе. | Практическая работа | Подготовить выступление о художниках-абстракционистах. | Оформить работу. | ||||
10. | «Фрукты». Декоративная обработка объектов. | 1 | Комбинированный | Знакомство с понятиями: -эскиз; -композиция; -виды композиции; -композиционный центр. Совершенствование навыков декоративной стилизации объектов. | Беседа. Индивидуальный опрос. | Доделать и оформить работу. | |||||
11. | «Фрукты». Раппортная композиция. | 1 | Комбинированный | Знакомство с понятием раппорт рисунка. Применение в рисунках для тканей. Различные виды декоративного украшения тканей. Практическая работа. Создание раппортной композиции. | Практическая работа | Подготовить сообщение о художниках по тканям. Где получить эту профессию. | Оформить работу. | ||||
ОСНОВЫ БАТИКА «ЭТОТ ЧУДЕСНЫЙ БАТИК» | 6 | ||||||||||
12. | «Королевство тканей». Дизайн тканей. | 1 | Урок-игра | Знакомство с разнообразными видами тканей (бязь, ситец, шелк, атлас, крепдешин, синтетика). Знакомство с анилиновыми красителями для тканей. Применение декоративных тканей в дизайне интерьера, одежды, аксессуаров. Игра по нанесению красителей на различные ткани. | Создание коллекции моделей одежды с использованием батика. | Принести образцы различных тканей. | |||||
13. | «Семицветик». Изобразительные возможности батика. | 1 | Практикум | Приготовление красителей. Смешение красителей. Составление колера. Отработка приема заливок на ткани. | Практическая работа. | Подготовить краски и приспособления. | |||||
14. | «Абстрактная композиция №1». Последовательность выполнения батика. | 1 | Комбинированный | Основные этапы работы над батиком:
Практическая работа. 1.Создание абстрактной композиции в карандаше. 2.Выполнение эскиза композиции в цвете. | Практическая работа | Оформить работу. | |||||
15. | «Абстрактная композиция №1». Отработка основных приемов работы над батиком. | 1 | Комбинированный | Знакомство с резервирующим составом и приемами нанесения его на ткань. Практическая работа. Перевод рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава по контуру. | Практическая работа | ||||||
16. | «Абстрактная композиция №1». Окончание работы. | 1 | Практикум | Отработка приемов росписи в технике холодного батика. Обработка батика паром и оформление. | Практическая работа | Оформить работу. | |||||
17. | «Парео». Свободная роспись в технике «а ля прима». | 1 | Практикум | Создание композиции из геометрических фигур. Обводка резервом. Подбор колеров. Сводная роспись, вливание красок. | Практическая работа | Провести персональную выставку лучших учеников. | |||||
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТРЕСКАЯ. «ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО» | 14 | ||||||||||
18. | «Рыбка». Композиция. Эскиз в цвете. | 1 | Практикум | Создание композиции в карандаше и цвете. Отработка приемов стилизации. Перевод рисунка на ткань. | |||||||
19. | «Рыбка». Платок. Роспись по ткани. | 1 | Практикум | Обработка резервом. Роспись по ткани в холодной гамме. | Практическая работа | Применить «солевую» технику. | Оформить работу. | ||||
20. | «Ракушки». Композиция. Эскиз в цвете. | 1 | Практикум | Создание композиции в карандаше. Стилизация. Графика. Виды линий. Создание композиции в цвете. Создание графических и живописных средств. Акварель. | Оформить работу. | ||||||
21. | «Ракушки». Салфетка. Роспись по ткани. | 1 | Практикум | Перевод рисунка на ткань Обработка резервом. Подбор колеров. Роспись в соответствии с эскизом. | Практическая работа | Оформить работу. | |||||
22. | «Морской конек». Композиция. Эскиз в цвете | 1 | Практикум | Создание композиции в карандаше. Стилизация. Создание композиции в цвете. Создание графических и живописных средств. Гуашь. | |||||||
23. | «Синий краб». ». Полотенце. Роспись по ткани. | 1 | Практикум | Перевод рисунка на ткань Обработка контуров резервом. Подбор колеров. Роспись в соответствии с эскизом. | Практическая работа | Оформить работу. | |||||
24. | «Синий краб». Композиция. Эскиз в цвете | 1 | Практикум | Отработка приемов стилизации и законов колорита. Формирование понятия декоративного цвета. Создание композиции в цвете. Гуашь. | |||||||
25. | »Синий краб». Коврик. Роспись по ткани. | 1 | Практикум | Перевод рисунка на ткань Обработка контуров резервом. Подбор колеров. Роспись по эскизу. | Практическая работа | Применить «солевую» технику. | Оформить работу. | ||||
26. | «Подводное царство». Композиция. Графика. | 1 | Практикум | Художественный замысел. Создание композиции в карандаше. Стилизация природных объектов: декоративное обобщение предметов, упрощение рисунка и формы, цвета и объема. | |||||||
27. | «Подводное царство». Эскиз в цвете. | 1 | Комбинированный | Роль и значение произведений декоративно-прикладного искусства в интерьере. Работа над эскизом в цвете. Подбор цветовой гаммы. Нюансы и контрасты. | Просмотр журналов по оформлению интерьеров | ||||||
28. | «Подводное царство». Выполнение росписи занавеси. | 1 | Практикум | Перевод рисунка на ткань. Обработка контуров резервом | Оформление батика вышивкой нитками и бисером. | ||||||
29. | «Подводное царство». Окончание работы. | 1 | Практикум | Подбор колеров. Роспись в соответствии с эскизом. | Практическая работа | Оформить работу. | |||||
30. | 1 | Комбинированный | |||||||||
31. | Посещение выставки батика в художественном музее. | 1 | Экскурсия | Просмотр работ. Обсуждение и анализ. Рождение творческих замыслов. | |||||||
32-34. | Резерв учебного времени | 3 | |||||||||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ручная роспись ткани. Батик
Разработка урока на тему "Ручная роспись ткани. Батик"...
Презентация к уроку "Художественная роспись ткани. Батик"
Ознакомление с историей художественной росписи тканей . Виды батика и технологии выполнения ручной росписи....
Технология 7 класс .Урок "Ручная роспись тканей.Батик"
Педагогические цели,тип урока,планируемые результаты(метапредметные),личностные результаты,универсальные учебные действия(метапредметные).Основное содержание темы,понятия,термины-понятие о ручной росп...
Презентация "Ручная роспись тканей.Батик"
Технология 7 класс.Презентация "Ручная роспись тканей.Батик"История возникновения,виды батика....
Технологическая карта по технологии 8 класс на тему: «Батик - художественная роспись ткани».
Краткая история художественной росписи на ткани.Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля (ткань, трикотаж). Современные художники по текстилю с глубоким уважением относят...
презентация к уроку технологии (девочки) в 7 классе по теме "Декоративно- прикладное искусство.Ручная роспись тканей (батик)"
Урок разработан в соответствии с авторской программой:А.Т. Тищенко, Н.В. Синица «Технология: программа:5-8 классы» (Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица...
Методическая разработка «Рекомендации по организации занятий в творческом объединении по теме: «Художественная роспись ткани (батик)»»
Методическая разработка«Рекомендации по организации занятий в творческом объединении по теме:«Художественная роспись ткани (батик)»»...