Технология 7 класс .Урок "Ручная роспись тканей.Батик"
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Алексеева Анастасия Николаевна

Педагогические цели,тип урока,планируемые результаты(метапредметные),личностные результаты,универсальные учебные действия(метапредметные).Основное содержание темы,понятия,термины-понятие о ручной росписи тканей,поготовка тканей к росписи.Виды батика,технология холодного батика,декоративные эффекты в холодном батике.Художественные особенности свободной росписи тканей;колористическое построение композиции;инструменты и приспособления для свободной росписи;подбор тканей и красителей.Приемы выполнения свободной росписи.Свободная роспись с применением солевого раствора.Закрепление рисунка на ткани.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Ручная роспись тканей

  1.   Педагогические  цели:

способствовать получению обучающимися практического опыта познания и самообразования ,основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориентированной и исследовательской деятельности ;дать представление о ручной росписи ткани: способствовать овладению навыком росписи ;развивать инициативность, самостоятельность, мышление, творческое воображение; прививать интерес к предмету.

Тип урока: урок  освоения новых знаний

 Планируемые результаты(предметные):

получат представление о технике ручной росписи тканей, технологии горячего и холодного батика. овладеют навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасного труда и правил пользования инструментами. Научатся подбирать ткани и красители для работы. Освоят приёмы свободной росписи тканей.

Личностные результаты: проявляют самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков.

Универсальные учебные действия(метапредметные):

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу урока;, планировать и регулировать свою деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать свойства, решать учебную или трудовую задачу на основе заданных алгоритмов; осуществлять поиск необходимой информации  из разных источников.

Коммуникативные: выражать свои мысли, использовать современные средства связи и коммуникации поиска необходимой учебной информации.

Основные элементы содержания работы:

Понятие ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике. Художественные особенности свободной росписи тканей. Колористическое построение композиции. Инструменты и приспособления для свободной росписи . Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Особенности выполнения свободной росписи. Профессия художника росписи по ткани.

Образовательные ресурсы и оборудование:

Мультимедийная   презентация: «Ручная роспись тканей.», учебник(с.109-115), образцы изделий, т кань ,рисунки, наборы красителей, инструменты и приспособления для свободной росписи  ткани.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА:

Этапы урока

Формы, методы,

методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

2.

Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Демонстрирует изделия из ткани с ручной росписью.

-Знаете ли вы ,каким способом изготовлены данные изделия? Слышали ли вы о таком виде ремесла, как ручная роспись ткани? Моден ли батик в наше время?

-Сформулируйте цель нашего урока.

Отвечают на вопросы, слушают учителя. В ходе беседы определяют цель деятельности на уроке.

Принимают учебную задачу, определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью вопросов учителя

Беседа по вопросам

Усвоение знаний и способов действий

Фронтальная.

Словесный

,наглядный.

Рассказ о ручной росписи ткани, просмотр презентации

-БАТИК(batik)-индонезийское слово, в переводе означает «капля воска».Это искусство развивали с глубокой древности индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява. Ручная роспись ткани стала известна в Европе в XXв.Особенностью батика является роспись с использованием резервирующих составов. Для неё используются такие ткани ,как шёлк, хлопок, шерсть, иногда даже синтетика. Для каждого вида ткани необходимо использование специальной краски, а для получения четких границ на стыке красок используется закрепитель, называемый «резерв»,в основу которого входят парафин, бензин или вода-все зависит от выбранной техники, ткани и красок.  

Слушают учителя. Отвечают на вопросы, рассуждают, смотрят презентацию корректируют ответы товарищей, работают с учебником, выполняют задания.

Знают виды батика,

художественные особенности росписи ткани ,материалы и инструменты для росписи ткани; подбирают красители, открывают новые знания, осваивают новые умения в процессе

Беседа по вопросам

Фронтальная.

Словесный

,наглядный

Рассказ о видах батика, их особенностях. Просмотр презентации.

Существует несколько разновидностей батика:

ГОРЯЧИЙБАТИК

В качестве резерва используют воск, который наносится специальным инструментом -чантингом. Воск используется в горячем, расплавленном виде ,поэтому батик называется горячим.В основном используется для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. После завершения работы воск с поверхности ткани удаляется.

ХОЛОДНЫЙ БАТИК

В большинстве случаев этот способ используется для нанесения краски на шелк, но возможно использование  и других тканей. Роль резерва здесь выполняет специальный материал, который можно приготовить в домашних условиях или купить готовый. Он состоит из резинового клея, бензина, красителя и парафина .Резервы бывают цветными и бесцветными и наносятся либо  трубочками с резервуаром ,либо с помощью тюбиков с длинным носиком. Этот вид росписи более графичен , его можно узнать по линиям от резерва- они служат границей, удерживающей краску.

УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК

Самая древняя техника батика -это узелковый батик, его родиной является Индокитай, а появился он еще до VIIв. Сама по себе технология узелкового батика достаточно проста. Эта технология предполагает резервирование ткани путем применения разнообразных  веревок, жгутов и ниток Сначала ткань тщательно обматывается в виде различных узелков, после этого опускается в краску, или краска наносится на ткань кистью. Таким образом ,после окончания процесса покраски те места ткани
,которые были обмотаны нитками, остаются неокрашенными. В результате такого способа на ткани будет получаться изображение, зависящее от способов завязки, обмотки, складывания и прошивки отдельных её фрагментов.

СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ

Натянутую на раму ткань ,в зависимости от характера рисунка, пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают.

Анализируют информацию

Наблюдение

Групповая .

Словесный,

наглядный.

Материалы  и инструменты для росписи

Рассматривание материалов и инструментов для свободной росписи ткани

Выполняют задания в группах

Организуют работу в группах

Наблюдение

Фронтальная, Словесный, наглядный. Рассказ о правилах подбора ткани и красителях.

Первые эксперименты по росписи лучше делать на обычных хлопчатобумажных тканях :ситец, бязь ,полотно ,батист. Мастера же для батика используют любые тонкие и плотные ткани, однако предпочтение следует отдавать шелковым тканям- креп-жоржет ,креп-шифон ,туаль , искусственный шелк, крепдешин. Для того чтобы подготовить ткань к росписи, её необходимо тщательно постирать. При стирке из материала вымывается аппретура--специальный состав из мыла, жира и воска, которым пропитывают ткань для придания ей товарного вида, к тому же стирка разрыхляет ткань, и краска быстрее впитывается и растекается по поверхности. Ткань для свободной росписи предварительно грунтуют крахмалом, желатином или солевым раствором.

Красители делятся на две категории по способу закрепления:

  • Закрепляемые паром- анилиновые красители
  • Закрепляемые  утюгом-акриловые краски(термозакрепляемые)

Красители, закрепляемые паром, принято относить к профессиональным. Для любителей выпускают краски «Батик-хобби», наиболее доступные краски в этой группе, которые производит московская компания «Гамма».Для получения различных оттенков краски можно смешивать между собой и разводить водой. При высыхании их достаточно развести водой, и их свойства восстанавливаются. Предназначены для тканей из натуральных волокон.

Слушают учителя, наблюдают за ходом выполнения задания

Осваивают правила подбора ткани и красителей

Наблюдение

Физкультминутка

Коллективная.

Практический

Упражнения

1)Наклоны головы :вперед-назад, вправо-влево.

2)Упражнение для снятия утомления с плечевого пояса и рук «Рывки руками», «Сжимание кисти в кулак»

3)Упражнение для снятия напряжения с мышц туловища «Наклоны в сторону»

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,

наглядный,

практический.

Практическая работа

Демонстрация приемов выполнения свободной росписи ткани, повторение правил безопасной работы, выполнение практической работы №19 (учебник с.115)

Наблюдение  и оказание помощи в выполнении задания

Готовят рабочие места, понимают и выполняют предлагаемое задание, планируют практическую работу и работают по составленному плану. анализируют результаты работы.

Владеют приемами росписи ткани.

Действуют с опорой на алгоритм(инструкционную карту)Соблюдают правила безопасной работы.

Осуществляют самоконтроль

Практическая работа

Рефлексия учебной деятельности(итог)

Фронтальная.

Словесный.

Обобщающая беседа.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Чему научились?

-С  какими трудностями вы столкнулись?

-Дайте оценку уроку

Обсуждают качество выполненных работ.

Отвечают на вопросы

Подводят итоги урока,

оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ручная роспись ткани. Батик

Разработка урока на тему "Ручная роспись ткани. Батик"...

Презентация к уроку "Художественная роспись ткани. Батик"

Ознакомление с историей художественной росписи тканей . Виды батика и технологии выполнения ручной росписи....

Презентация "Ручная роспись тканей.Батик"

Технология 7 класс.Презентация "Ручная роспись тканей.Батик"История возникновения,виды батика....

презентация к уроку технологии (девочки) в 7 классе по теме "Декоративно- прикладное искусство.Ручная роспись тканей (батик)"

Урок разработан в соответствии с авторской программой:А.Т. Тищенко, Н.В. Синица «Технология: программа:5-8 классы» (Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица...

Мастер – класс «Роспись по ткани «Батик»

Овладение техникой горячего батика, можно выполнять работы разной степени сложности, а также комбинировать работе приёмы, характерные для холодного батика и свободной росписи, с горячим батиком....

Методическая разработка «Рекомендации по организации занятий в творческом объединении по теме: «Художественная роспись ткани (батик)»»

Методическая разработка«Рекомендации по организации занятий в творческом объединении по теме:«Художественная роспись ткани (батик)»»...