Технология 7 класс .Урок "Ручная роспись тканей.Батик"
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Педагогические цели,тип урока,планируемые результаты(метапредметные),личностные результаты,универсальные учебные действия(метапредметные).Основное содержание темы,понятия,термины-понятие о ручной росписи тканей,поготовка тканей к росписи.Виды батика,технология холодного батика,декоративные эффекты в холодном батике.Художественные особенности свободной росписи тканей;колористическое построение композиции;инструменты и приспособления для свободной росписи;подбор тканей и красителей.Приемы выполнения свободной росписи.Свободная роспись с применением солевого раствора.Закрепление рисунка на ткани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология 7 класс .Ручная роспись тканей.Батик. | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Ручная роспись тканей
- Педагогические цели:
способствовать получению обучающимися практического опыта познания и самообразования ,основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориентированной и исследовательской деятельности ;дать представление о ручной росписи ткани: способствовать овладению навыком росписи ;развивать инициативность, самостоятельность, мышление, творческое воображение; прививать интерес к предмету.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Планируемые результаты(предметные):
получат представление о технике ручной росписи тканей, технологии горячего и холодного батика. овладеют навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасного труда и правил пользования инструментами. Научатся подбирать ткани и красители для работы. Освоят приёмы свободной росписи тканей.
Личностные результаты: проявляют самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков.
Универсальные учебные действия(метапредметные):
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу урока;, планировать и регулировать свою деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные: анализировать информацию, сравнивать свойства, решать учебную или трудовую задачу на основе заданных алгоритмов; осуществлять поиск необходимой информации из разных источников.
Коммуникативные: выражать свои мысли, использовать современные средства связи и коммуникации поиска необходимой учебной информации.
Основные элементы содержания работы:
Понятие ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике. Художественные особенности свободной росписи тканей. Колористическое построение композиции. Инструменты и приспособления для свободной росписи . Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Особенности выполнения свободной росписи. Профессия художника росписи по ткани.
Образовательные ресурсы и оборудование:
Мультимедийная презентация: «Ручная роспись тканей.», учебник(с.109-115), образцы изделий, т кань ,рисунки, наборы красителей, инструменты и приспособления для свободной росписи ткани.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА:
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Демонстрирует изделия из ткани с ручной росписью. -Знаете ли вы ,каким способом изготовлены данные изделия? Слышали ли вы о таком виде ремесла, как ручная роспись ткани? Моден ли батик в наше время? -Сформулируйте цель нашего урока. | Отвечают на вопросы, слушают учителя. В ходе беседы определяют цель деятельности на уроке. | Принимают учебную задачу, определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью вопросов учителя | Беседа по вопросам |
Усвоение знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный ,наглядный. Рассказ о ручной росписи ткани, просмотр презентации | -БАТИК(batik)-индонезийское слово, в переводе означает «капля воска».Это искусство развивали с глубокой древности индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява. Ручная роспись ткани стала известна в Европе в XXв.Особенностью батика является роспись с использованием резервирующих составов. Для неё используются такие ткани ,как шёлк, хлопок, шерсть, иногда даже синтетика. Для каждого вида ткани необходимо использование специальной краски, а для получения четких границ на стыке красок используется закрепитель, называемый «резерв»,в основу которого входят парафин, бензин или вода-все зависит от выбранной техники, ткани и красок. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы, рассуждают, смотрят презентацию корректируют ответы товарищей, работают с учебником, выполняют задания. | Знают виды батика, художественные особенности росписи ткани ,материалы и инструменты для росписи ткани; подбирают красители, открывают новые знания, осваивают новые умения в процессе | Беседа по вопросам |
Фронтальная. Словесный ,наглядный Рассказ о видах батика, их особенностях. Просмотр презентации. | Существует несколько разновидностей батика: ГОРЯЧИЙБАТИК В качестве резерва используют воск, который наносится специальным инструментом -чантингом. Воск используется в горячем, расплавленном виде ,поэтому батик называется горячим.В основном используется для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. После завершения работы воск с поверхности ткани удаляется. ХОЛОДНЫЙ БАТИК В большинстве случаев этот способ используется для нанесения краски на шелк, но возможно использование и других тканей. Роль резерва здесь выполняет специальный материал, который можно приготовить в домашних условиях или купить готовый. Он состоит из резинового клея, бензина, красителя и парафина .Резервы бывают цветными и бесцветными и наносятся либо трубочками с резервуаром ,либо с помощью тюбиков с длинным носиком. Этот вид росписи более графичен , его можно узнать по линиям от резерва- они служат границей, удерживающей краску. УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК Самая древняя техника батика -это узелковый батик, его родиной является Индокитай, а появился он еще до VIIв. Сама по себе технология узелкового батика достаточно проста. Эта технология предполагает резервирование ткани путем применения разнообразных веревок, жгутов и ниток Сначала ткань тщательно обматывается в виде различных узелков, после этого опускается в краску, или краска наносится на ткань кистью. Таким образом ,после окончания процесса покраски те места ткани СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ Натянутую на раму ткань ,в зависимости от характера рисунка, пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают. | Анализируют информацию | Наблюдение | ||
Групповая . Словесный, наглядный. Материалы и инструменты для росписи | Рассматривание материалов и инструментов для свободной росписи ткани | Выполняют задания в группах | Организуют работу в группах | Наблюдение | |
Фронтальная, Словесный, наглядный. Рассказ о правилах подбора ткани и красителях. | Первые эксперименты по росписи лучше делать на обычных хлопчатобумажных тканях :ситец, бязь ,полотно ,батист. Мастера же для батика используют любые тонкие и плотные ткани, однако предпочтение следует отдавать шелковым тканям- креп-жоржет ,креп-шифон ,туаль , искусственный шелк, крепдешин. Для того чтобы подготовить ткань к росписи, её необходимо тщательно постирать. При стирке из материала вымывается аппретура--специальный состав из мыла, жира и воска, которым пропитывают ткань для придания ей товарного вида, к тому же стирка разрыхляет ткань, и краска быстрее впитывается и растекается по поверхности. Ткань для свободной росписи предварительно грунтуют крахмалом, желатином или солевым раствором. Красители делятся на две категории по способу закрепления:
Красители, закрепляемые паром, принято относить к профессиональным. Для любителей выпускают краски «Батик-хобби», наиболее доступные краски в этой группе, которые производит московская компания «Гамма».Для получения различных оттенков краски можно смешивать между собой и разводить водой. При высыхании их достаточно развести водой, и их свойства восстанавливаются. Предназначены для тканей из натуральных волокон. | Слушают учителя, наблюдают за ходом выполнения задания | Осваивают правила подбора ткани и красителей | Наблюдение | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Упражнения 1)Наклоны головы :вперед-назад, вправо-влево. 2)Упражнение для снятия утомления с плечевого пояса и рук «Рывки руками», «Сжимание кисти в кулак» 3)Упражнение для снятия напряжения с мышц туловища «Наклоны в сторону» | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Практическая работа | Демонстрация приемов выполнения свободной росписи ткани, повторение правил безопасной работы, выполнение практической работы №19 (учебник с.115) Наблюдение и оказание помощи в выполнении задания | Готовят рабочие места, понимают и выполняют предлагаемое задание, планируют практическую работу и работают по составленному плану. анализируют результаты работы. | Владеют приемами росписи ткани. Действуют с опорой на алгоритм(инструкционную карту)Соблюдают правила безопасной работы. Осуществляют самоконтроль | Практическая работа |
Рефлексия учебной деятельности(итог) | Фронтальная. Словесный. Обобщающая беседа. | -Что нового вы узнали на уроке? -Чему научились? -С какими трудностями вы столкнулись? -Дайте оценку уроку | Обсуждают качество выполненных работ. Отвечают на вопросы | Подводят итоги урока, оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по специальной технологической подготовке "Декоративная роспись ткани - батик"
Для учащихся 9-11 классов....
Ручная роспись ткани. Батик
Разработка урока на тему "Ручная роспись ткани. Батик"...
Презентация к уроку "Художественная роспись ткани. Батик"
Ознакомление с историей художественной росписи тканей . Виды батика и технологии выполнения ручной росписи....
Презентация "Ручная роспись тканей.Батик"
Технология 7 класс.Презентация "Ручная роспись тканей.Батик"История возникновения,виды батика....
презентация к уроку технологии (девочки) в 7 классе по теме "Декоративно- прикладное искусство.Ручная роспись тканей (батик)"
Урок разработан в соответствии с авторской программой:А.Т. Тищенко, Н.В. Синица «Технология: программа:5-8 классы» (Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица...
Мастер – класс «Роспись по ткани «Батик»
Овладение техникой горячего батика, можно выполнять работы разной степени сложности, а также комбинировать работе приёмы, характерные для холодного батика и свободной росписи, с горячим батиком....
Методическая разработка «Рекомендации по организации занятий в творческом объединении по теме: «Художественная роспись ткани (батик)»»
Методическая разработка«Рекомендации по организации занятий в творческом объединении по теме:«Художественная роспись ткани (батик)»»...