Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - ознакомительный уровень (2013-14 учеб. г.)
рабочая программа по теме
Программа по обучению детей 6-11 лет ознакомительного уровня - 1 этап обучения по предмету синтезатор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2013_g._1_etap.docx | 38.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Зеленоградское окружное управление образования
Департамента образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЕНОК»
Утверждено «Утверждаю»
на педагогическом совете Директор ДЮЦ «Орленок»
Протокол №______от______ ____________ Н.С.Горячев
Дополнительная общеобразовательная программа
«Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор»
I этап обучения - Ознакомительный
Возраст детей 6-11 лет
Срок реализации программы 2 года
Разработчик педагог дополнительного образования Новоженова Галина Васильевна.
Москва 2013
Пояснительная записка
Образовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: cинтезатор» составлено в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 (№ 06-1844). (Письмо Минобрнауки России)), Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29декабря 2012 № 273), Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (от 26 июня 2012 № 504) ,
СанПиН 2.4.4.1251-03)
Обязательная программа рассчитана на внесении изменений, уточнений и дополнений не реже одного раза в пять лет.
На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве c искусством и наукой занимала одно из основных мест в системе формирования социально ценных, созидательных качеств личности.
В музыкальных коллективах учреждений дополнительного образования могут заниматься все дети, желающие научиться играть на музыкальном инструменте. Единственными условиями приема являются желание учиться и наличие инструмента (или иной возможности выполнения домашних заданий).
Основная задача первого этапа- введение ребенка в мир музыки, ознакомление с ее выразительными средствами и инструментальным воплощением в доступной и художественно увлекательной форме. В области постановочных навыков приемы работы педагога большей частью направлены на активизацию подражательных реакций учащегося, столь характерных для детей этого возраста.
Направленность дополнительной образовательной программы - художественно-эстетическое.
Тип программы – модифицированная.
Цель программы:
развитие основ творческих и специальных музыкальных способностей воспитанника.
Задачи:
- Развивающие:
развитие базовых музыкальных способностей ребенка (память, слух, чувство ритма);
становление фантазии и воображения, музыкально-образного восприятия и эмоционального исполнения музыки;
- Обучающие:
обучение учащихся основам техники исполнения (освоение двигательных навыков, развитие беглости пальцев, овладение различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями);
изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией),
- Воспитательные:
воспитание эмоциональной отзывчивости, музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащихся.
Особенности методики
Воспитательная и музыкально-образовательная деятельность – это единый процесс, для осуществления которого применяется система различных форм и методов. Формы этой деятельности можно условно разделить на основные, дополнительные и формы самообразования учащихся.
Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с воспитанником.
Такая форма занятий сближает преподавателя и ребёнка и дает педагогу возможность опираться в своей работе не только на музыкальные, но и на человеческие качества учащихся. На каждом таком занятии необходимо найти нужную тональность в общении с ребёнком, понять его настроение, ведь от совместной заинтересованности в творческом поиске будет зависеть отношение воспитанника не только к процессу обучения игре на инструменте, но и к музыкальной деятельности в целом. Для успешного сотрудничества важно и создание позитивной установки. Как известно, секрет успеха кроется в убеждении, что цель достижима.
Дополнительные формы работы – коллективные посещения концертов, музыкального лектория, тематических экскурсий. Участвовать в каждом посещении может либо весь коллектив, либо его часть.
Для постоянного духовного развития ребенка требуется непосредственное общение с искусством, обогащающим его эмоциональный мир. У каждого вида искусства своя образность, свой язык. Понимание этого языка развивает эстетическое восприятие воспитанников. Поэтому интересы коллектива не ограничиваются только музыкальной тематикой. Экскурсии проходят в художественных, исторических, мемориальных музеях.
В целях повышения эффективности образовательно-воспитательной работы в коллективе проводятся:
конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения или сочинений определенного жанра (вальс, полифония), на лучший ансамбль; в подобные конкурсы вовлекаются все учащиеся, как в качестве исполнителей, так и в роли судей;
семейные встречи (музыкальные или музыкально-литературные);
«огоньки» (с чаепитием, проведением различных веселых конкурсов, викторин, загадок). Программа таких встреч заранее оговаривается, в подготовке к ним принимают участие
Самообразование – самостоятельные занятия воспитанников, которые производятся, в основном, в индивидуальном порядке и не регламентируются. Это может быть чтение книги о музыке и музыкантах, об искусстве, посещение концерта или спектакля, слушание произведения по радио или на грампластинке.
В выборе наиболее целесообразных методов учебно-воспитательной работы учитываются возрастные особенности воспитанников, степень развития их художественного мышления, эмоциональная отзывчивость, наличие познавательного интереса и задачи, которые стоят перед учащимся на каждом этапе.
Период обучения:
I этап- ознакомительный- 2 года обучения. возраст детей 6-11 лет.
Формы и режим занятий.
Занятия в классе « Синтезатор» проводятся в индивидуальной форме 2 раза по 0,5 часа, т.е. 1 час в неделю. Итого в год 36 часов.
Прогнозируемые результаты.
I этап, 1 год обучения.
По окончании I года обучения ребенок будет знать:
регистры, названия октав;
скрипичный и басовый ключи;
выразительные возможности синтезатора
деление нот и пауз (целая, половинная, четвертная, восьмая
длительности);
такт, простые размеры;
знаки увеличения длительности;
штрихи (legato, non legato, staccato);
динамические оттенки
понятия «темп», «лад».
После завершения I года обучения воспитанник будет уметь:
правильно сидеть за инструментом;
владеть простейшими приемами аранжировки;
воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах
(сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых
длительностей);
подбирать по слуху знакомые мелодии;
владеть навыками импровизации.
I этап, 2 год обучения
По окончанию II года обучения ребенок будет знать:
знаки альтерации (диез, бемоль, бекар);
синкопы, нечетное деление длительностей (триоли);
мелизмы (форшлаг, мордент);
знаки сокращения нотного письма;
музыкальный синтаксис (мотив, фраза. предложение);
сложные и переменные размеры;
знать возможности клавишных синтезаторов: особенности
голосов синтезатора, паттерны народной, джазовой,
классической, современной популярной музыки
После завершения II года обучения воспитанник будет уметь:
дальнейшее освоение аранжировки, подбор мелодии с
автоаккомпанементом;
пользоваться разными динамическими градациями;
использовать разные исполнительские штрихи;
выделить основные фактурные функции (мелодия,
аккомпанемент);
осмыслить и передать во время исполнения характер
музыкального произведения.
Формы подведения итогов:
I полугодие: контрольное занятие.
II полугодие: зачет.
Оценка приобретенных детьми знаний, умений и навыков производится по 5-ти балльной системе Воспитанники, получившие 3-5 баллов, считаются успешно освоившими программу обучения. Учащиеся, набравшие менее 3 баллов, считаются не выполнившими образовательную программу.
В течение учебного года учащимися проводятся не менее двух классных концертов для родителей.
Критерии оценки
в соответствии с программными требованиями по каждому году :
уровень сложности музыкальных произведений ;
правильно исполнение нотного текста и ритмического рисунка;
развитие игровых навыков;
культура исполнения и поведения учащихся во время выступления
( внешний вид, собранность, отношение к слушателям).
Методы обучения.
Рассказ:
- о художественных возможностях электронных инструментов;
- о музыкальных жанрах и формах;
- о творчестве композиторов-классиков.
Демонстрация:
- исполнение педагогом музыкального произведения.
Практический метод:
- постановка рук;
- обучение основам исполнительской техники.
Видеометод:
- просмотр фильмов о жизни и творчестве композиторов – классиков
- просмотр видео концертов с выступлением исполнителей-виртуозов
классической и современной музыки.
Познавательные игры:
- Составление и разгадывание музыкальных ребусов и загадок.
Учебно-тематический план
I год обучения
№ |
Название темы | Количество часов: | |||
всего | теория | практика | |||
1 | Введедение. Т.Б. Основы музыкальной грамоты | 12 | 2 | 10 | |
2 | Работа над репертуаром. | 10 | 2,5 | 7,5 | |
3 | Выразительные возможности клавишных синтезаторов . Освоение главных клавиш управления автоаккомпанементом: start,stop,synchro-start,intro,ending. | 4 | 1 | 3 | |
4 | Освоение простейших приемов аранжировки. | 4 | 1 | 1,5 | |
5 | Чтение с листа. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
6 | Зачетные мероприятия и выступления. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
7 | Экскурсии. Развивающие и досуговые мероприятия. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Итого: | 36 | 8 |
Содержание учебно-методического плана 1 года обучения.
Тема 1: «Основы музыкальной грамоты»
Теория: диапазон, регистры, названия нот и октав, нотоносец, ключи. Знаки альтерации, деление звуков и пауз, знаки увеличения длительностей, метр, такт, размер, затакт, штрихи (легато, нон легато, стаккато).
Практика: упражнения и работа с нотным материалом.
Тема 2: «Работа над репертуаром»
Теория: разбор нотного текста (звуковысотное строение мелодии, ритмический рисунок, аппликатура, штрихи, ладовая окраска, динамический план и другие авторские указания).
Практика: посадка за инструментом, постановка рук, приемы звукоизвлечения, навыки ориентировки на клавиатуре и в нотном тексте, воспроизведение звучания различных длительностей, умение ориентироваться в простых размерах, навыки владения основными штрихами, различными динамическими градациями, умение выдержать единый темп.
Тема 3: «Выразительные возможности клавишных ситезаторов»
Теория: Названия и особенности банков голосов,звуковых эффектов и паттернов наличных ситезаторов.
Практика: Освоение главных клавиш управления автоаккомпанементом: start,stop,synchro-start,intro,ending.
Тема 4: «Освоение простейших приемов аранжировки»
Теория: изучение аккордов на основе трезвучий(1,4 и 5 ступеней) в мажоре и миноре.
Практика: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов,подбор паттерна в двух-или трехдольном размере,подбор тембра мелодий в соответствии с ее жанровой основой и формой.
Тема 5: «Чтение с листа»
Теория: анализ строения мелодии, ритмические группы в простых размерах; понятие о гармонических функциях.
Практика: чтение с листа народных попевок и одноголосных мелодий, транспонирование их в разные октавы. Отработка ритмических рисунков на одном звуке и в пятипальцевых упражнениях, подбор подходящего баса из предложенных, досочинение заданной музыкальной темы, варьирование мелодии.
Тема 6: «Зачетные мероприятия и выступления»
Теория: беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене, о его эмоциональном настрое, психологической подготовке к выступлению.
Практика: участие в ежегодных коллективных концертах для родителей и плановых концертах ГОУ ДЮЦ .
Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»
Теория: подготовка к экскурсии (выявление знаний учащегося, сообщение воспитаннику необходимых сведений для полноценного восприятия новых знаний). Выявление известных ребенку сведений по выбранной для мероприятия теме, помощь в подготовке.
Практика: проведение мероприятий или экскурсий по плану, обсуждение увиденного.
Учебно-тематический план
II год обучения
№ |
Название темы | Количество часов: | |||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение Т.Б.Основы музыкальной грамоты. | 12
| 2 | 10 | |
2 | Работа над репертуаром. | 10 | 2.5 | 7.5 | |
3 | Выразительные возможности клавишных синтезаторов | 4 | 1 | 3 | |
4 | Освоение приемов аранжировки. | 4 | 1 | 3 | |
5 | Чтение с листа. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
6 | Зачетные мероприятия и выступления. | 2 | - | 2 | |
7 | Экскурсии. Досуговые и развивающие Мероприятия. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Итого: | 36 | 8 | 28 |
Содержание учебно- тематического плана II года обучения.
Тема 1: «Основы Музыкальной грамоты»
Теория: знаки альтерации (дубль-диез, дубль-бемоль), различные виды синкоп, нечетное деление длительностей, сложные и переменные размеры. Музыкальные жанры и формы..
Практика:построение интервалов ,мажорные и минорные гаммы до 2-х знаков.Упражения и работа с нотным материалом.
Тема 2: «Работа над репертуаром»
Теория: анализ нотного текста, формы произведения; штрихи как средство создания художественного образа. Беседа о жанре, стилевых особенностях данного жанра и творчества композитора.
Практика: овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания.
Тема 3: «Выразительные возможности клавишных ситезаторов»
Теория: изучение голосов синтезатора.
Практика: освоение паттернов народной ,джазовой,классической , современной популярной музыки,а также голосов ,имитирующих струнные , духовые,ударные электронные инструменты.
Тема 4: «Освоение приемов аранжировки»
Теория: изучение жанровых и стилистических критериев в выборе паттерна.
Практика: инструментовка пьес с применением режимов автосопровождения normal,split,редактирование тембра с помощью задержки, вибрации, тремоло.
Тема 5: «Чтение с листа»
Теория: буквенное обозначение звукоряда; основные ладовые функции, строение и обращение аккордов, логика гармонического развития, понятие о секвенции.
Практика: исполнение несложных пьес в режиме «-1»
Тема 6: « Зачетные мероприятия и выступления»
Практика: развитие навыков сценического поведения. Участие в ежегодных концертах для родителей, плановых концертах и конкурсах.
Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»
Теория: подготовка к экскурсии или мероприятию (сообщение необходимых предварительных сведений по теме экскурсии, беседа о правилах поведения в общественном транспорте и учреждениях культуры, помощь в подборе материала по теме мероприятия, координация деятельности детей).
Практика: проведение мероприятий и экскурсии, обсуждение увиденного.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР
I год обучения
- Кабалевский Д. «Ёжик».
- Кореневская И. «Дождик».
- Крутицкий М. «Зима».
- Курочкин В. Вальс.
- Литкова И. Вариации на бел. нар. песню «Славка и Гришка».
- Моцарт В. Менуэт.
- Николаев А. Этюд.
- Рубах А. «Воробей».
- Укр. нар. песня «На горе, горе».
- Польская нар. песня «Шуточная».
- Филиппенко А. «На мостике».
- Шеринг Дж. «Колыбельная».
II год обучения
- Беркович И. Вариации на тему рус. нар. песни «Во саду ли, в огороде».
- Гендель Г. Сарабанда.
- Градески Э. «Мороженое».
- Косенко В. Скерцино.
- Лессер В. «Выходной день».
- Майкапар С. «Мотылек».
- Моцарт В. Аллегро.
- Перселл Г. Ария «Ре минор».
- Чайковский П. «Старинная французская песенка».
Условия реализации.
Требования к кабинету.
Для занятий нужен кабине с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническими нормам.
Мебель.
В кабинете необходимы:
∙ стол преподавателя – 1;
∙ стулья – не менее 2;
∙ стол для обучающихся– 1;
∙ книжные шкафы – 1
Оборудование :
∙ синтезатор
∙ нотная литература;
∙ книги по музыке, справочные издания.
Организационно - административные условия
∙ систематическая настройка синтезатора;
∙ доступ в зал (для репетиций и проведения концертов, конкурсов и других массовый мероприятий);
∙ технические условия для ксерокопирования необходимых нот и дидактических материалов.
Методическое обеспечение
Тема | Методическое обеспечение |
| Музыкальный словарь Тесты Нотная тетрадь Аудиозапись концертов электронных инструментов Нотная литература Тесты аудиозапись джазовых композиций |
Список литературы
Список литературы для педагога
1. Алексеев А. Методика обучения игре на синтезатор. 3-е изд. – М., 1978.
2. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1953.
3. Иващенко Ф. Психология воспитания школьников. – Минск, 1999.
4. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сост.
А.Лагутин. – М., 1991.
5. Красильников.И. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе –М,2007
6. Мухина В. Возрастная психология. – М., 1998.
7. Станкин М. Психология общения. – М., 1996.
8. Теплов Б. Избранные труды. – М., 1985.
9. Володин А. Электромузыкальные инструменты. – М., 1979.
10.Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке.-М.Русь, Маг , 1991
Список литературы, рекомендуемой для учащихся
1. Батицкий М. Знаете ли вы музыку? – М., 1987.
2. Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. – М., 1988.
3. Гоголев К. Универсальный словарь-справочник по мировой художественной
культуре от «А» до «Я». – М., 2000.
4. Гуревич Е. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. – М., 1994.
5. Добрынина Е. Любителям музыки посвящается. – М., 1980.
6. Домрина Е. Беседы о музыке. – Л., 1982.
7. Илешин Б. И голубые небеса. – М., 1981.
8. Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А. Словарь иностранных музыкальных
терминов. – Л., 1982.
9. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1986.
10. Орлова Е. Очерки о русских композиторах XIX - начала XX века. – М., 1982.
11. Третьякова Л. Страницы советской музыки. – М., 1980.
12. Финкельштейн Э. Музыка от «А» до «Я». – СПб., 1997.
13. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1980.
14. Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа"Индивидуальный музыкальный инструмент: фортепиано"
В Программе прописаны цели, задачи, методы иприемы по индивидуальному обучению на фортепиано. Представлен широкий репертуар для педагога и учащихся....
Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - базовый уровень (на 2013-14 учеб.г.)
Программа для учащихся 9-16 лет по предмету синтезатор базового уровня - 2 этап обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - углубленный уровень (на 2013-14 учеб. г.)
Программа по предмету синтезатор для учащихся 14-18 лет углублённого уровня - 3 этап обучения....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» (ГБОУ ДЮЦ "Восток")
Программа для обучения учащихся 7-18 лет по предмету синтезатор....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» (ГБОУ ДЮЦ "Орлёнок")
Программа для учащихся 7-18 лет по предмету синтезатор....
Дополнительная общеобразовательная программа «Фортепиано» (Студия эстетического развития «Ника» 2013-14 учеб. г.)
Программа для учащихся студии "Ника" 6-15 лет по предмету фортепиано....
«Эффективные практики реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей»
Объективное оценивание качества освоения обучающимися лексических единиц по теме "Моя семья" по учебному предмету "иностранный язык" ( 6 класс УМК Spotlight 6)...