Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - углубленный уровень (на 2013-14 учеб. г.)
рабочая программа на тему
Программа по предмету синтезатор для учащихся 14-18 лет углублённого уровня - 3 этап обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2013_g._3_etap.docx | 35.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Зеленоградское окружное управление образования
Департамента образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЕНОК»
Утверждено «Утверждаю»
на педагогическом совете Директор ДЮЦ «Орленок»
Протокол №______от______ ____________ Н.С.Горячев
Дополнительная общеобразовательная программа
«Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор»
3 этап обучения - Углубленный
Возраст детей 14-18 лет
Срок реализации программы 2 года
Разработчик педагог дополнительного образования Новоженова Галина Васильевна.
Москва 2013
Пояснительная записка
Образовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: cинтезатор» составлено в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 (№ 06-1844). (Письмо Минобрнауки России)), Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29декабря 2012 № 273), Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (от 26 июня 2012 № 504) ,
СанПиН 2.4.4.1251-03)
Обязательная программа рассчитана на внесении изменений, уточнений и дополнений не реже одного раза в пять лет.
На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве c искусством и наукой занимала одно из основных мест в системе формирования социально ценных, созидательных качеств личности.
В музыкальных коллективах учреждений дополнительного образования могут заниматься все дети, желающие научиться играть на музыкальном инструменте. Единственными условиями приема являются желание учиться и наличие инструмента (или иной возможности выполнения домашних заданий).
Основная задача первого этапа- введение ребенка в мир музыки, ознакомление с ее выразительными средствами и инструментальным воплощением в доступной и художественно увлекательной форме. В области постановочных навыков приемы работы педагога большей частью направлены на активизацию подражательных реакций учащегося, столь характерных для детей этого возраста.
III этап обучения
Основная задача третьего этапа- в полном объеме овладеть знаниями и навыками, которые дали бы подростку возможность после окончания учебы не порвать с музыкой, расширить свой музыкальный кругозор. Относительно сложности репертуара и повышения общего уровня развития учащихся вызывает изменения методов педагогической работы. Возникает необходимость в получении воспитанником дополнительной информации по целому ряду проблем, связанных и самим произведением и с его исполнением. Важное место занимает и формировании у подростка потребности в самообразовании.
Направленность дополнительной образовательной программы - художественно-эстетическое.
Тип программы – модифицированная.
Цель программы:
Подготовка учащихся к концертной деятельности.
Задачи:
- Развивающие:
Развитие музыкально-образного восприятия и эмоционального исполнения музыки; Дальнейшее совершенствование в оранжировке музыки для синтезатора.
- Обучающие:
изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией,
совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности.
- Воспитательные:
Воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения.
Особенности методики
Воспитательная и музыкально-образовательная деятельность – это единый процесс, для осуществления которого применяется система различных форм и методов. Формы этой деятельности можно условно разделить на основные, дополнительные и формы самообразования учащихся.
Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с воспитанником.
Такая форма занятий сближает преподавателя и ребёнка и дает педагогу возможность опираться в своей работе не только на музыкальные, но и на человеческие качества учащихся. На каждом таком занятии необходимо найти нужную тональность в общении с ребёнком, понять его настроение, ведь от совместной заинтересованности в творческом поиске будет зависеть отношение воспитанника не только к процессу обучения игре на инструменте, но и к музыкальной деятельности в целом. Для успешного сотрудничества важно и создание позитивной установки. Как известно, секрет успеха кроется в убеждении, что цель достижима.
Дополнительные формы работы – коллективные посещения концертов, музыкального лектория, тематических экскурсий. Участвовать в каждом посещении может либо весь коллектив, либо его часть.
Для постоянного духовного развития ребенка требуется непосредственное общение с искусством, обогащающим его эмоциональный мир. У каждого вида искусства своя образность, свой язык. Понимание этого языка развивает эстетическое восприятие воспитанников. Поэтому интересы коллектива не ограничиваются только музыкальной тематикой. Экскурсии проходят в художественных, исторических, мемориальных музеях.
В целях повышения эффективности образовательно-воспитательной работы в коллективе проводятся:
конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения или сочинений определенного жанра (вальс, полифония), на лучший ансамбль; в подобные конкурсы вовлекаются все учащиеся, как в качестве исполнителей, так и в роли судей;
семейные встречи (музыкальные или музыкально-литературные);
«огоньки» (с чаепитием, проведением различных веселых конкурсов, викторин, загадок). Программа таких встреч заранее оговаривается, в подготовке к ним принимают участие
Самообразование – самостоятельные занятия воспитанников, которые производятся, в основном, в индивидуальном порядке и не регламентируются. Это может быть чтение книги о музыке и музыкантах, об искусстве, посещение концерта или спектакля, слушание произведения по радио или на грампластинке.
В выборе наиболее целесообразных методов учебно-воспитательной работы учитываются возрастные особенности воспитанников, степень развития их художественного мышления, эмоциональная отзывчивость, наличие познавательного интереса и задачи, которые стоят перед учащимся на каждом этапе.
Период обучения:
3 этап- ознакомительный- 2 года обучения. возраст детей 16-18 лет.
Формы и режим занятий.
Занятия в классе « Синтезатор» проводятся в индивидуальной форме 2 раза по 0,5 часа, т.е. 1 час в неделю. Итого в год 36 часов.
Прогнозируемые результаты
III этап 1 год обучения
По окончании 3 этапа 1 годя обучения ребенок будет знать:
мелизмы (форшлаги, мордент, трель, группетто);
нечетное деление длительностей (квинтоли, сикстоли);
обозначение темпов на итальянском языке.
После завершения 3 этапа 1 годя обучения ребенок будет уметь:
проявлять самостоятельность в поисах решения доступных художестенно-исполнительских задач;
исполнять выученное музыкальное произведение в соответствии с авторским замыслом;
пользоваться справочными изданиями.
III этап 2 год обучения
По окончании 2 года обучения ребенок будут воспитаны следующие качества:
устойчивый интерес к слушанию и исполнению музыки;
техничность и волевые качества.
После завершения 2 года обучения у воспитанника будут развиты:
потребность в самообразовании и способность к объективной оценки своей деятельности.
Формы подведения итогов:
I полугодие: контрольное занятие.
II полугодие: зачет.
Оценка приобретенных детьми знаний, умений и навыков производится по 5-ти балльной системе Воспитанники, получившие 3-5 баллов, считаются успешно освоившими программу обучения. Учащиеся, набравшие менее 3 баллов, считаются не выполнившими образовательную программу.
В течение учебного года учащимися проводятся не менее двух классных концертов для родителей.
Критерии оценки
в соответствии с программными требованиями по каждому году :
уровень сложности музыкальных произведений ;
правильно исполнение нотного текста и ритмического рисунка;
развитие игровых навыков;
культура исполнения и поведения учащихся во время выступления
( внешний вид, собранность, отношение к слушателям).
Методы обучения.
Рассказ:
- о художественных возможностях электронных инструментов;
- о музыкальных жанрах и формах;
- о творчестве композиторов-классиков.
Демонстрация:
- исполнение педагогом музыкального произведения.
Практический метод:
- постановка рук;
- обучение основам исполнительской техники.
Видеометод:
- просмотр фильмов о жизни и творчестве композиторов – классиков
- просмотр видео концертов с выступлением исполнителей-виртуозов
классической и современной музыки.
Познавательные игры:
- Составление и разгадывание музыкальных ребусов и загадок.
Учебно-тематический план
3 этап 1 год обучения
|
Название темы | Количество часов: | |||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение Т.Б. Обращение интервалов и трезвучий. Хроматическая гамма. | 6
| 2 | 4 | |
2 | Выразительные возможности клавишных синтезаторов: эффекты реверберации, эхо, хоруса, фленжера и др. | 12 | 5 | 7 | |
3 | Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки | 6 | 2 | 4 | |
4 | Учебно-тренировочный материал. | 4 | 1 | 3 | |
5 | Чтение с листа. | 4 | 1 | 3 | |
6 | Зачетные мероприятия и выступления. | 2 | - | 2 | |
7 | Экскурсии. Досуговые и развивающие Мероприятия. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Итого: | 36 | 12 | 24 |
Содержание учебно- тематического плана 2 этапа 1года обучения.
Тема 1: Обращение интервалов.Хроматическая гамма.»
Теория: понятие о хроматизме и интервалах в музыке.
Практика: построение интервалов от разных звуков, прохождение хроматических гамм.
Тема 2: «Выразительные возможности клавишных синтезаторов»
Теория:ознакомление с художественными возможностями многодорожечного секвенсера
Практика:использование разновидности паттернов народной и современной музызки,голосов наличных синтезаторов из банков клавишных и хроматических ударных инструментов.
Тема 3: «Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки»
Теория: закрепление знаний, полученных на предыдущих этапах.
Практика: гармонизация мелодии в режиме fingered в тональности до четырех знаков в ключе,выбор аккомпанирующего паттерна в стилях народной и современной популярной музыки,применение многодорожечного секвенсера.
Тема 4: «Учебно-тренировочный материал»
Теория: ознакомление с тональностями до 3 ключевых знаков.
Практика: повторение гамм, арпеджио, аккордов в более быстром темпе.
Тема 5: «Чтение с листа»
Теория: гармонический анализ; зрительный анализ мелодического движения, фактуры, формы; секвенции.
Практика: чтение с листа пьес уровня трудности 1-го/2-го класса.
Тема 6. «Зачетные мероприятия и выступления»
Практика: совершенствование сценического мастерства и стимулирование желания выступать на эстраде. Участие в плановых концертах .
Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»
Теория: подготовка к мероприятию (помощь воспитанникам в подборе материала по выбранной теме, координация деятельности учащихся).
Практика: проведение экскурсий и мероприятий.
Учебно-тематический план
3 этап 2 год обучения
|
Название темы | Количество часов: | |||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение. Т.Б. Основы музыкальной грамоты. | 6
| 2 | 4 | |
2 | Выразительные возможности клавишных синтезаторов: паттерны архаического, классического, современного джаза. | 12 | 4 | 8 | |
3 | Навыки импровизации, выстраивание баланса по громкости и панораме. | 6 | 1 | 5 | |
4 | Рондообразная и вариационная форма | 4 | 1 | 3 | |
5 | Чтение с листа. | 4 | 1 | 3 | |
6 | Зачетные мероприятия и выступления. | 2 | - | 2 | |
7 | Экскурсии. Досуговые и развивающие Мероприятия. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Итого: | 36 | 10 | 26 |
Содержание учебно-тематического плана2 этапа 2 года обучения.
Тема 1: «Музыкальная грамота»
Теория: понятие о стиле и жанре; стилевые особенности творчества композиторов-классиков. Закрепление знаний, полученных на предыдущих этапах.
Практика: работа с нотным материалом.
Тема 2: «Выразительные возможности клавишных синтезаторов»
Теория: понятие о МИДИ. Изучение голосов, имитирующие народные и электронные инструменты.
Практика: редактирование музыкального звучания при записи на многодорожечный секвенсор, корректирование темпа, установка динамического баланса дорожек.
Тема 3:Приемы импровизации»
Теория: закрепление знаний, полученных на предыдущих этапах.
Практика: гармонизация мелодии с использованием трезвучий и септаккордов,редактирование голосов с помощью реверберации, хоруса,флэнжера и др эффектов,запись и редактирование многодорожечного секвенсора
Тема 4:»Рондообразная и вариационная форма»
Теория: изучение особенностей музыкальных форм.
Практика: прохождение репертуара в форме рондо и вариаций.
Тема 5: «Чтение с листа»
Теория: гармонический анализ; зрительный анализ мелодического движения.
Практика: развитие навыков графического восприятия нотного текста. Исполнение аккомпанемента при пении и сольной инструментальной партии.
Тема 6. «Зачетные мероприятия и выступления»
Практика: совершенствование сценического мастерства, участие в мероприятиях, проводимых ДЮЦ и округом.
Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»
Теория: подготовка к мероприятию (помощь воспитанникам в подборе материала по выбранной теме, координация деятельности учащихся).
Практика: проведение экскурсий и мероприятий.
Репертуарный план 3 этапа 1 года обучения.
- Шмитц М. «Регтайм».
- Шостакович Д. Гавот.
- Шуман Р. «Смелый наездник».
4.Шмитц М. «Оранжевые буги».
5Штраус И. «На прекрасном голубом Дунае» (вальс).
3этап 2 год обучения
- .
- Вебер К.М. Сонатина «До мажор».
- Геллер С. Этюд «Соль минор», соч. 45 №18.
- Гречанинов А. Прелюдия «Си-бемоль минор».
- Григ Э. Вальс «Ми минор».
Условия реализации.
Требования к кабинету.
Для занятий нужен кабине с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническими нормам.
Мебель.
В кабинете необходимы:
∙ стол преподавателя – 1;
∙ стулья – не менее 2;
∙ стол для обучающихся– 1;
∙ книжные шкафы – 1
Оборудование :
∙ синтезатор
∙ нотная литература;
∙ книги по музыке, справочные издания.
Организационно - административные условия
∙ систематическая настройка синтезатора;
∙ доступ в зал (для репетиций и проведения концертов, конкурсов и других массовый мероприятий);
∙ технические условия для ксерокопирования необходимых нот и дидактических материалов.
Методическое обеспечение
Тема | Методическое обеспечение |
| Музыкальный словарь Тесты Нотная тетрадь Аудиозапись концертов электронных инструментов Нотная литература Тесты аудиозапись джазовых композиций |
Список литературы
Список литературы для педагога
1. Алексеев А. Методика обучения игре на синтезатор. 3-е изд. – М., 1978.
2. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1953.
3. Иващенко Ф. Психология воспитания школьников. – Минск, 1999.
4. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сост.
А.Лагутин. – М., 1991.
5. Красильников.И. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе –М,2007
6. Мухина В. Возрастная психология. – М., 1998.
7. Станкин М. Психология общения. – М., 1996.
8. Теплов Б. Избранные труды. – М., 1985.
9. Володин А. Электромузыкальные инструменты. – М., 1979.
10.Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке.-М.Русь, Маг , 1991
Список литературы, рекомендуемой для учащихся
1. Батицкий М. Знаете ли вы музыку? – М., 1987.
2. Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. – М., 1988.
3. Гоголев К. Универсальный словарь-справочник по мировой художественной
культуре от «А» до «Я». – М., 2000.
4. Гуревич Е. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. – М., 1994.
5. Добрынина Е. Любителям музыки посвящается. – М., 1980.
6. Домрина Е. Беседы о музыке. – Л., 1982.
7. Илешин Б. И голубые небеса. – М., 1981.
8. Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А. Словарь иностранных музыкальных
терминов. – Л., 1982.
9. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1986.
10. Орлова Е. Очерки о русских композиторах XIX - начала XX века. – М., 1982.
11. Третьякова Л. Страницы советской музыки. – М., 1980.
12. Финкельштейн Э. Музыка от «А» до «Я». – СПб., 1997.
13. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1980.
14. Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа"Индивидуальный музыкальный инструмент: фортепиано"
В Программе прописаны цели, задачи, методы иприемы по индивидуальному обучению на фортепиано. Представлен широкий репертуар для педагога и учащихся....
Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - ознакомительный уровень (2013-14 учеб. г.)
Программа по обучению детей 6-11 лет ознакомительного уровня - 1 этап обучения по предмету синтезатор....
Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - базовый уровень (на 2013-14 учеб.г.)
Программа для учащихся 9-16 лет по предмету синтезатор базового уровня - 2 этап обучения....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» (ГБОУ ДЮЦ "Восток")
Программа для обучения учащихся 7-18 лет по предмету синтезатор....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» (ГБОУ ДЮЦ "Орлёнок")
Программа для учащихся 7-18 лет по предмету синтезатор....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Общее фортепиано» (МХЦ «Лель», углубленный уровень)
Программа углублённого уровня для учащихся 12-18 лет....
«Эффективные практики реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей»
Объективное оценивание качества освоения обучающимися лексических единиц по теме "Моя семья" по учебному предмету "иностранный язык" ( 6 класс УМК Spotlight 6)...