Дополнительная общеобразовательная программа «Драматическое искусство. Актерская грамота» (направленность: художественная)
рабочая программа
Каждый человек по природе – творец, в нем изначально заложены творческие способности. И моя задача разглядеть эти способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Драматическое искусство. Актерская грамота" | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма
(МАОУ СОШ № 7)
Принята на заседании Педагогического совета, протокол от 31.08.2020г. № 17 | Утверждено приказом директора МАОУ СОШ № 7 от 31.08.2020г. № 514 |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Драматическое искусство» «Актерская грамота»
направленность: художественная
Уровень: базовый
Возраст детей: 7-17 лет
Сроки реализации: 4 года
Составитель:
педагог дополнительного образования
высшей категории
Баженова Ирина Владимировна
г. Когалым
2020
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Драматическое искусство» «Актерская грамота»
Надо трудное сделать легким,
легкое - привычным,
привычное - красивым,
красивое – прекрасным.
К.С. Станиславский
Пояснительная записка
При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, социальный заказ, рекомендации специалистов в данной области. Инновационные методики А.Ершовой, Т. Новицкой, Т. Пеня, В. Букатова, программа И.А. Генераловой «Мастерская чувств».
Постановка проблемы
У Н.И. Козлова в книге «Как относится к себе и к людям» есть маленькая и очень симпатичная глава «Возвратись в потерянный рай», в которой прослеживается одна простенькая на первый взгляд мысль, чтобы избавиться от неврозов, отвергнутости и неполноценности нужно стать …ребенком, ребенком с его оригинальным непосредственным ощущением мира, ребенком с его оригинальным непосредственным ощущением мира ребенком который знает что он естественен и прекрасен. Одним словом, нужно стать ДУШЕВНО ЗДОРОВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. Все правильно, но здесь возникает у многих препятствие, кажущуюся непреодолимым, - барьер из комплексов так велик, что даже предостаточном количестве душевных сил человек не знает, как его преодолеть, по какому пути начать движение.
Один из этих путей – развитие актерских способностей, которое поможет приобрести не только уверенность в себе, возможность внешне адаптироваться моделировать свое поведение, но и удивительную внутреннюю свободу, умению адаптироваться в сложных ситуациях, своеобразную «гибкость» души.
Каждый человек по природе – творец, в нем изначально заложены творческие способности. И моя задача разглядеть эти способности.
Театр детей – это театр живой импровизации, невозможной без достаточно высокого творческого уровня участника. И дети на удивление быстро этого уровня достигают. Если дать слово детству. Стадии развития интереса к театру по-разному проявляются у детей: малыши любят смотреть, и играть в театр, старшеклассники более критично относятся к своему участию в театральном творчестве.
Самый животрепещущий театр – «живой»: все происходит на глазах. Слово, музыка, живопись – все виды основные искусства представлены в сценическом искусстве. У каждого ребенка должны быть театральные впечатления. Они ничем не заменимы. Своя «Синяя птица» должна быть у каждого. Корней Иванович Чуковский говорил, что цель сказочника в том, чтобы «какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьем, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Не в этом ли самое первое назначение театра, обращенного к детям. И задача взрослых – способствовать этой великой цели. Занятия в театральной студии не только вводят в мир прекрасного, но и развивают мышление, память, речь, воображение, аналитические умения и навыки коллективной деятельности. Поэтому, играя в театр, создавая художественные образы и включая в игровой процесс все психические свойства, дети, несомненно, развивают свои ОБЩИЕТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.
Актуальность данной программы в том, что нет цели воспитать актеров, самое главное – создать творческий коллектив. Сегодня, в век компьютерной грамотности, когда дефицит общения очевиден, особое значение имеет возможность влиться в коллектив, способный к творческому созиданию. Занятия в мастерской должны создать оптимальные условия для развития эстетического чувства, развития потребности в творчестве.
Новизна данной программы заключается в том, что она отвечает запросам и требованиям, предъявляемым ФГОС НОО, ООО – это формирование творческой, всесторонне-развитой личности, создание условий для реализации тех универсальных учебных действий, которыми должна обладать личность в настоящее время. Планируется сотворчество с воспитанниками вокальной студии «Ступеньки к звездам», хореографического ансамбля «Ассорти при условии выбора одного и того же репертуара, так как сверстников всегда волнуют одни и те же проблемы, а также, благодаря участию детей разных возрастов в работе над созданием одного творческого продукта создаются условия для воспитания ощущения в детях чувства собственной значимости, незаменимости.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующей в том, что она доступна к изучению в школьных театральных студиях, практически легко осваивается учащимися. И хотя не ставиться цель воспитать актера, программа является начальной ступенькой театрального образования в работе с одаренными детьми для дальнейшего профессионального обучения. (Впускник студии – Плошкин Егор – выпускник РАТИ г. Москва; выпускница студии – Пчелинцева Екатерина – выпускница Гуманитарного университета профсоюзов г. Санкт-Петербург, факультет «Актерское искусство»; выпускник студии Александр Чурсин – заместитель директора по маркетингу Тюменский драматический театр). Очень часто можно слышать утверждение, что театральная деятельность очень много дает человеку такого, что может помочь ему в делах даже совсем другого рода. Пришла пора претворить это утверждение в жизнь, то есть через обучение актерскому искусству готовить своих учеников к жизни реальной, а не театральной. Идти работать в театр должны единицы, и именно те, кто проявил свою одаренность и неистовость в овладении актерским мастерством, мастерством владения особым языком действий.
Основной целью программы является раскрепощение личности, развитие универсальных способностей человека (в том числе, воображение, ассоциативно-образного мышления, эмоциональной отзывчивости) обогащение его духовного мира, через знакомство с методикой театрально-творческой деятельности.
Процесс развития творческой личности через моделирование театрального образа на основе интеграции различных видов искусств содержит в себе ряд стадий, в том числе:
- освоение индивидуального пространства образа (движение, воображение, темпо-ритм);
- освоение сценического пространства (взаимодействие с партнером в процессе общения);
- овладение формой существования (жанр);
- и, наконец, выход на импровизацию, как акт свободного творческого процесса, подразумевающего осознанное и социально-обученное действие.
Основным условием существования приведенной модели является участие ВООБРАЖЕНИЯ, как ведущего качества внутреннего духовного проявления личности в театральном искусстве.
Процесс развития личности через моделирование театрального образа на основе интеграции искусств
Задачи обучения
- Дать представление о театре как виде искусства и о его взаимосвязи с культурой и историей страны;
- Научить созданию сценического образа в предлагаемых обстоятельствах, импровизации и творческому сотрудничеству.
- Развивать навык четкой и грамотной речи, воображение и фантазию, коммуникативные способности детей через взаимодействие в коллективе, творческое мышление на занятиях.
- Воспитать у учащихся постоянную творческую потребность познания жизни и ее законов и постоянного совершенства актерского мастерства путем индивидуального направленного тренинга и самовоспитания.
- Сформировать профессиональные навыки и умения, освоить плодотворные методические приемы над ролью
Основным стержнем программы является моделирование театрального образа через многообразные грани его живого воплощения: ДВИЖЕНИЕ, ВЕС, ИЗОБРАЖЕНИЕ, ТЕМПО-РИТМ, ЧУВСТВА И ОЩУЩЕНИЯ, ДЕЙСТВИЕ, ЖАНР, ИМПРОВИЗАЦИЮ.
Таким образом, программа включает в себя элементы движения – как средство освоения пространства; голоса – интонации – как смысловой системы, отражающего духовное состояние учащегося; изображения – как процесс видения мира и способности передать это видение через конкретные образы; действия – как процесс изменения, преобразование мира и себя в этом мире; текста – как основы основ театрального искусства, личностного начала в прочтении – изображении – движении – интонировании – действии – сочинении.
Ведущим принципом построения программы является педагогически организационный процесс общения, который рассматривается в широком смысле как явление культуры и способ ее существования.
Метапредметными результатами программы дополнительного образования «Драматическое искусство» «Актерская грамота» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, текстом, учить работать по предложенному плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности студии.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания творческих достижений.
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе.
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых групп
Концептуальная основа программы «Драматическое искусство» «Актерская грамота» разработана в соответствии с Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Конвенции ООН о правах ребенка, Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденного
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Концепция базируется на идеях личностно ориентированного образования, современных подходах к формированию творческой индивидуальности школьников, многообразии индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
Направленность программы- художественная.
Уровень освоения программы - базовый.
Адресат программы - Программа «Актерская грамота» рассчитана на обучение детей с 7 до 17 лет.
Состав театральной студии 12-15 человек (основной состав труппы) 5-10 новички. Состав этих групп делиться на подгруппы, так как из собственного опыта работы следует что лучшие результаты получаются при работе с детьми в небольших группах такая форма позволяет педагогу обратить внимание на восприятия и индивидуальные способности каждого студийца ведь в студию приходят дети с разным уровнем способностей, восприятия и подготовки.
Сроки реализации программы- Программа «Актерская грамота» рассчитана на 4 года обучения, но учебный процесс может быть ускорен или замедлен по отдельным его направлениям. Ритм обучения зависит от одаренности и способностей детей.
Форма занятий - Кроме групповых занятий предусматриваются, и индивидуальные занятия, так как каждый учащийся обладает индивидуальными присуще только ему одному способностями. Эти занятия направлены на развитие творческих способностей помогает быть успешным отстающим ученикам, что дает возможность гармонизации всего коллектива. Также на индивидуальных занятиях идет работа над ролью: совместный поиск исполнителя-подростка и педагога-постановщика. В результате такой работы складывается трактовка роли, понятная и близкая исполнителю.
На репетициях идет работа: над усвоением таких понятий как идея спектакля, режиссерский замысел, «вживание» в роль, постановка мизансцен, прогон и сдача спектакля.
Форма обучения – Очная. При реализации программы возможно применение дистанционных образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное взаимодействие учащихся и педагога осуществляется независимо от места их нахождения на основе педагогически организованных информационных технологий. Основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, и имеет согласованную возможность контакта с педагогом.
Набор в студию проходит в игровой форме (никакого чтения наизусть!). В любом человеке любого возраста живет эта потребность, которую высоко ценил К.С. Станиславский – «потребность в игре». Именно поэтому в актерском тренинге активно участвуют и дети, и режиссер-педагог. В ходе игры выясняется уровень активности, реактивности (эмоциональность), внимания, проверяется пластичность, контактность, музыкальность. Но самый главный показатель, разумеется, трудно уловим и трудно определим – это степень взаимной заинтересованности между педагогом и ребенком. Ученик может прекрасно петь и танцевать, но при этом существовать безадресное как бы вообще, а бывает и так, что ребенок жмется в угол, не попадает в такт, но так смотрит на происходящее, что его стопроцентная включенность очевидна. Конечно, реальный конкурс не велик, это все-таки школа, а не сверхпрестижные «класс-центры» при профессиональных театрах. Но все равно отбор необходим, прежде всего, по психологическим причинам. Дети должны ощутить серьезность ситуации, ее ответственность, почувствовать себя победителями.
Теоретической основой материала, изучаемого в четырехлетнем курсе «Актерская грамота», служит учение К.С.Станиславского и работы П.М.Ершова, а также программа «Актерская грамота – подросткам» А.П. Ершовой и В.М. Букатова, утвержденная Всероссийским центром «Школьный театр» Министерства образования РФ (1994г.).
Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение первого года учащиеся открывали для себя действие как основной материал актерского мастерства.
В течение второго года – выразительность и яркость поведения как основу выступления актера перед зрителем.
На третьем году познакомились с технологией создания «характера» на сцене.
Четвертый год – это сверхзадачи и содержанием работы актера между показами спектакля.
Оценивать работу каждого «студийца» по предлагаемой программе в конце года или полугодия по уровню – выступления на показе спектакля.
В программу включены перечень умений и навыков и «Словарь новых учебных терминов». Эти разделы могут помочь педагогу подготовиться к занятиям, обращаясь и специальной литературе и увидеть возможности для собственного педагогического творчества.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
1.Многообразие выразительных средств в театре (4 часа).
2.Значение поведения в актерском искусстве (6 часов).
3.Связь предлагаемых обстоятельств с поведением (6 часов).
4.Значение подробностей в искусстве (4 часа).
5.Целесообразность поведения (6 часов).
6.Органичность поведения (6 часов).
7.Бессловесные элементы действия (6 часа).
8.Специфика актерских задач (10 часов).
9.Подготовка к проведению спектакля (22 часов).
Всего за год 70 часов.
Умения и навыки:
—коллективность в выполнении заданий;
—управление своим вниманием (к предмету, распределение внимания, к партнеру);
—умение активизировать свою фантазию;
—умение видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
—умение видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявление определенной индивидуальности человека;
—первоначальное умение превращать свое поведение в поведение другого человека.
Словарь новых учебных терминов
Действие. Импровизация. Партнер. По правде. Предлагаемое обстоятельство (история, предыстория). Этюд.
Второй год обучения
1.Бессловесные элементы действия (повторение) (6 часов).
2.Словесные действия (9 часов).
3.Логика действий и предлагаемые обстоятельства (6 часов).
4.Связь словесных действий с бессловесными элементами действий (7 часов).
5. Мизансцены спектакля. Импровизация в работе актера (4 часов).
6.Драматический материал как канва для выбора логики поведения (действий) (6 часов).
7.Работа над ролью в отрывке (6 часов).
8.Актер и его роли (6 часов).
9. Слова, слова, слова (тренинги 17 часов)
10. Подготовка к спектаклю (25 часов).
Всего за год 105 часов.
Умения и навыки:
—овладение и пользование словесными воздействиями;
—внимание к размещению тела в сценическом пространстве;
—дальнейшая ориентация на выразительность своего поведения;
—навык продолжительного поведения в заданном образе (характере, особенности) действия;
—развитие и закрепление умений в сфере технологии действий;
—навык сочинения, подготовки, выполнения этюдов;
—ответственность исполнителя, перед партнерами и зрителями-учениками.
Третий год обучения
1.Проявление характера персонажа в общении (3 часа).
2.Борьба как условие сценической выразительности (6 часов).
3.Параметры общения (27 часов).
4.Исполнительская техника и ее роль в работе артиста (10 часов).
5.Работа над ролью в спектакле (24 часа).
6.Импровизация в работе актера (12 часов).
7.Мизансцены в спектакле (15 часов).
8.Подготовка к спектаклю (15 часов).
Всего за год 140 часов.
Умения и навыки:
—навык удерживать настойчивость в этюде;
—умение определять в любом сложном общении основные параметры и особенности их реализации;
—навык видеть параметры общения в окружающей среде и произведениях искусства;
—первоначальный опыт перевоплощения через изменение логики взаимодействия с партнером.
—навык активного участия в репетиционной работе: поиски средств реализации заданного характера, поиски психофизического оправдания, поиски средств органичности и выразительности.
Словарь новых учебных терминов
Борьба (в межличностном общении).
Параметры общения:
дружественность – враждебность
инициативность (наступательность) – оборонительность
сила – слабость.
Рычаги настойчивости (инициативности).
Амплуа.
Образ спектакля.
Характер.
Эпизод.
Эпизодическая роль.
Четвертый год обучения
1.Специфика работы актера перед зрителем (15 часов).
2.Анализ учащимися своей работы и работы товарищей в спектакле (15 часов).
3.Теоритическое обобщение пройденного материала (15 часов).
4.Подготовка спектакля (60 часов).
Всего за год 140 часов.
Умения и навыки:
—умение вносить корректировки в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю;
—навык творческой требовательности к себе;
—навык ответственности перед зрителем и искусством;
—стремление к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора.
Словарь новых учебных терминов
Актер, актерская профессия.
Идея спектакля.
Режиссерский замысел.
Сверхзадача спектакля.
Целостный образ спектакля.
Предполагаемые результаты.
Первый год обучения
Цель: Самоопределение учащихся в творческой деятельности объединения.
- рост творческой активности и уверенности в себе учащихся;
- овладение начальными навыками актерского и организаторского мастерства;
- умение взаимодействовать с партнером;
- способность к импровизации;
- участие в проведении игровых программ.
Второй год обучения
Цель: Самоутверждение школьника в коллективной деятельности.
- освобождение от «зажима» в публичных условиях;
- формирование образного мышления, пластического видения;
- проявление организаторских способностей;
- развитие фантазии и творческое воображение;
- приобретение навыков сценарно-режиссерского мастерства;
- создание актерских этюдов;
- оценка и самооценка каждого учащегося;
Третий год обучения
Цель: Самореализация творческой деятельности личности в коллективе.
- активная занятость учащихся;
- авторская разработка (подготовка и организация) театрализованных досуговых игровых программ;
- владение навыками общения со зрительской аудиторией;
- умение анализировать произведения литературы и искусства;
- способность к пространственно-временному восприятию;
- приобретение чувства юмора, художественного вкуса, ощущения стиля и жанра;
Контроль результатов обучения. Осуществляется в конце каждого этапа:
1. Публичные выступления в концертных программах.
2. Участие в конкурсах игровых программ городского, регионального, Всероссийского значения.
3. Творческие отчеты (концерты).
Результаты обучения оцениваются по следующим критериям:
- свобода поведения,
- естественность,
- выразительность,
- действие сценического существования,
- организаторские, актерские и режиссерские способности
Личные достижения воспитанников.
Психическое развитие. От развития произвольности психических процессов через досуговую деятельность к самопознанию, самоопределению и самовыражению.
Мотивация к социально-значимой деятельности, достижению успеха и, как следствие, - самосовершенствования (самопознание, самовыражение, самоутверждение).
Самооценка. Соотнесение собственной оценки с оценкой сверстников, родителей, педагогов. Формирование целостного, непротиворечивого образа “Я”.
Ценностные ориентации. Терминальные ценности – цель, с личной и общественной точек зрения, к которой стремится воспитанник. Инструментальные ценности – предпочтительный образ действий в различных ситуациях с личной и общественной точек зрения.
Взаимодействие в коллективе. Совместная деятельность воспитанников с другими учащимися, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого. Формирование собственного опыта досуговой деятельности до коллективной деятельности.
Обученность. Воспитанники владеют теоретическими навыками образовательных дисциплин творческого коллектива. Умело применяют теорию на практике в досуговой деятельности.
Воспитанность. Ориентация в социальной, политической и культурной жизни общества; нравственная основа личности и ее культура; самовоспитание личности – духовное и моральное развитие, выработка благородных качеств.
Главное достижение воспитанников – умение общаться друг с другом, владение культурой поведения, как нормой общественной жизни, умение анализировать жизненные ситуации и взаимоотношения окружающих.
Кем бы ни стали выпускники, в какой бы сфере не трудились, они всегда смогут найти нужный контакт с окружающими. Этому учит их театр.
Учебно-тематическое планирование
Первый год обучения
2 часа в неделю - 70 часов
Тема № | Название темы | Часы | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
Тема 1 | Собеседование, история создания театра-студии, традиции, знакомство, видеосюжеты, планы. | 1 | 1 | 2 | Диагностика творческих способностей (входящий контроль), анкетирование; |
Тема 2 | Многообразие выразительных средств театра. | 2 | 2 | 4 | Устный опрос |
Тема 3 | Значение поведения в актерском искусстве | 2 | 4 | 6 | Тестирование по теме «Актерская грамота» |
Тема 4 | Связь предлагаемых обстоятельств с поведением | 2 | 4 | 6 | Этюды- зарисовки на различные природные явления |
Тема 5 | Значение подробностей в искусстве | 2 | 2 | 4 | Имитация песен; |
Тема 6 | Целесообразность поведения | 1 | 5 | 6 | Творческие задания |
Тема 7 | Органичность поведения | - | 6 | 6 | Творческие задания |
Тема 8 | Бессловесные элементы действия | 1 | 5 | 6 | Творческие задания |
Тема 9 | Специфика актерских задач | - | 10 | 10 | Тестирование по теме «Актерская грамота» |
Тема 10 | Подготовка к проведению спектакля (2 раза в год) | - | 20 | 20 | Проверка текста пьесы, репетиции. |
Итого: | 11 | 59 | 70 |
Второй год обучения
3 часа в неделю – 105 часов
Тема № | Название темы | Часы | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
Тема 1 | Вводное занятие | - | 3 | 3 | - Участие в концертных программах; - Этюды на оправдания бессловесных действий; - Этюды на материале художественных произведений; - Тестирование по теме «Актерская грамота»; - Творческие задания (импровизация) |
Тема 2 | Бессловесные элементы действия (повторение) | 3 | 3 | 6 | |
Тема 3 | Практические навыки сцендвижения: переноски, прыжки, падения | 4 | 6 | 10 | |
Тема 4 | Словесные действия. | 3 | 6 | 9 | |
Тема 5 | Логика действий и предлагаемые обстоятельства | - | 6 | 6 | |
Тема 6 | Связь словесных действий с бессловесными элементами действий | 1 | 6 | 7 | |
Тема 7 | Мизансцены спектакля. Импровизация в работе актера | 1 | 3 | 4 | |
Тема 8 | Драматический материал как канва для выбора логики поведения (действий) | 3 | 3 | 6 | |
Тема 9 | Работа над ролью в отрывке | - | 6 | 6 | |
Тема 10 | Актер и его роли | - | 6 | 6 | |
Тема 11 | Фразы, произнесенные с разной интонацией. Бессловесные действия. | 1 | 2 | 3 | |
Тема 12 | Речеголосовые тренинги. Стихи. Рифма. | 1 | 4 | 5 | |
Тема 13 | Тренинг речевого аппарата. Работа над словом. | - | 2 | 2 | |
Тема 14 | Тренинг согласных звуков | - | 2 | 2 | |
Тема 15 | Скороговорки. Сказочки. Считалки. | 1 | 2 | 3 | |
Тема 16 | Упражнения на владение интонацией | - | 2 | 2 | |
Тема 17 | Подготовка к спектаклю (2 раза в год) | - | 25 | 25 | Репетиции и участие в сезонных театральных постановках. |
Итого: | 20 | 85 | 105 |
Третий год обучения
3 часа в неделю – 105 часов
Тема № | Название темы | Часы | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
Тема 1 | Беседы о театре. | 3 | - | 3 | Опрос. |
Тема 2 | Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами. | 3 | 6 | 9 | - Показ подготовленных этюдов на оправдания действия; - Тестирование по теме «Актерская грамота»; - Участие в концертах. |
Тема 3 | Упражнения (игры) на развитие ассоциативного и образного мышления. Упражнения (игры) на развитие фантазии и воображения. Упражнения (игры) на развитие внимания и памяти. | - | 3 | 3 | |
Тема 4 | Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. | 3 | 6 | 9 | |
Тема 5 | Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений. | 9 | 9 | ||
Тема 6 | Работа над пьесой и спектаклем (новогодний) | 3 | 63 | 66 | - Репетиции, выступления. -Участие в конкурсах: «Театральная весна» |
Тема 7 | Заключительные занятия. Подведение итогов. | 3 | 3 | 6 | Творческая визитка. |
Итого: | 15 | 90 | 105 |
Четвертый год обучения
4 часа в неделю – 140 часов
Тема № | Название темы | часы | Формы контроля | ||
теория | практика | Всего | |||
Тема 1 | Специфика работы актера перед зрителем | - | 10 | 10 | Опрос. |
Тема 2 | Борьба как условие сценической выразительности | 3 | 7 | 10 | - Импровизация в исполнении актерских работ; - тестирование по теме «Актерская грамота»; - Участие в концертных программах (внешкольного уровня); - Участие в конкурсах различных уровней. |
Тема 3 | Параметры общения | 3 | 14 | 17 | |
Тема 4 | Исполнительская техника и ее роль в работе студийца | 5 | 5 | 10 | |
Тема 5 | Импровизация в работе актера | 3 | 9 | 12 | |
Тема 6 | Мизансцены в спектакле | 2 | 10 | 12 | |
Тема 7 | Сценическое движение | - | 6 | 6 | |
Тема 8 | Сценическая речь | 4 | 6 | 10 | |
Тема 9 | Основы драматургии | 5 | 5 | 10 | |
Тема 10 | Подготовка к спектаклю и его показ (2 раза в год) | - | 43 | 43 | - Репетиции, выступления; - Участие в конкурсах: «Театральная весна»; - Итоговые тестовые задания; |
Итого: | 4 часа в неделю | 25 | 115 | 140 |
Содержание программы
(первый год обучения)
Собеседование, история создания театра-студии, традиции, знакомство, видеосюжеты, планы.
Комплектование групп. На комплектование по положению дополнительного образования отводится время с 1 по 10 сентября, поэтому выделенные дополнительные часы используются для знакомства с новыми людьми. Организация коллектива. Вводное занятие.
Теория: Этика поведения в зале, на сцене, за кулисами, на выездах, инструктаж по технике безопасности. Знакомство с коллективом, распределение обязанностей, определение компетенции старосты, знакомство с понятиями цех, реквизит, костюмерная…
Практика: Сценическое общение с партнёрами.
Многообразие выразительных средств театра
Теория: Вспомогательная роль этих выразительных средств. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Драматургия, декорация, костюмы, свет, музыкальное и шумовое оформление.
Практика: просмотры видеозаписей
Значение поведения в актерском искусстве
Теория: Возможности актера “превращать”, преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Компоненты поведения (интонация, мимика, жест).
Практика: Выразительность действий по наблюдениям в жизни, этюдах, художественной литературе, кино и театральном искусстве, живописи. «Тренинг». Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов. Раскрепощение. Игры на развитие внимания и памяти.
Связь предлагаемых обстоятельств с поведением
Теория: Связь предлагаемых обстоятельств (истории, предыстории) с поведением. Помощь актеру в “превращениях” от декораций и костюма.
Практика: Знакомство с техникой сцены, ее назначение. Одиночные этюды. Освоение предполагаемых обстоятельств. Движение и музыка, темп, ритм, мажор, минор.
Значение подробностей в искусстве
Теория: «Учимся играть в театр».
Практика: Этюды, зачины, миниатюры, «капустники». Пробы в массовых сценах спектаклей.
Целесообразность поведения
Практика: Растяжка, гибкость Координация движений Равновесие Движение каждой части тела по отдельности и в разных плоскостях.
Органичность поведения
Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Открытие роли особых, значительных событий в возникновении интересного поведения.
Практика: Включение в представление о предлагаемых обстоятельствах запланированного события.
Бессловесные элементы действия
Теория: Знакомство с элементарными закономерностями логики действий. Бессловесные элементы действия и их значение (пристройки, оценки, вес, мобилизации). Оправдание заданных элементов действий.
Практика: Включение в представление о предлагаемых обстоятельствах заданной особенности характера действия (на материале бессловесных элементов действия, заданных элементов поведения). Наблюдение их в жизни, литературе, кино, театре. Представление о неразрывной связи психического и физического в действии.
Специфика актерских задач
Теория: Первоначальное формирование представления о специфике актерских задач в этюдах. Действенный характер актерской задачи. Предлагаемые обстоятельства как рамки, активизирующие возникновение задачи.
Практика:
Подготовка к проведению спектакля
Практика: Действие – основа актерского творчества. Этюд, как основное средство воспитания актера (сюжет по готовому сценарию). Массовые сцены спектакля.
Практика: Содержание урока-зачета
• упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя);
• упражнения на память физических действий;
• упражнения на «распро-ультра-натуральное действие» (по Станиславскому)
• превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником).
Содержание программы
(второй год обучения)
Вводное занятие
Теория: Просмотр спектаклей, обсуждения, творческие работы на основе полученных впечатлений (записи, рисунки, этюды и т.д.)
Практика: просмотры видеозаписей
Бессловесные элементы действия (повторение)
Теория: Общение как процесс отдачи и восприятие чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Бессловесные элементы действия.
Практика: Упражнения (игры) на развитие внимания и памяти
Словесные действия.
Теория: Психофизическая выразительность речи; словесные воздействия как подтекст. Речь и тело (формирование представления о соответствии работы тела и речи). Уникальность органического воплощения каждого элемента логики действий. Микро мизансцена словесного воздействия как логика действий.
Практика: работа в этюдах
Логика действий и предлагаемые обстоятельства.
Практика: Упражнения (игры) на развитие фантазии и воображения
Связь словесных действий с бессловесными элементами действий
Теория: Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий. Заданные словесные воздействия как предлагаемые обстоятельства.
Разные варианты соединения задаваемых элементов бессловесного действия со словесными воздействиями.
Практика: Этюдное определение заданной цепочки словесных действий. Зарождение представление о действенном характере замысла этюда (парного).
Мизансцены спектакля.
Теория: Мизансцены. Значение законов композиции в актерском творчестве. Борьба как условие сценической выразительности
Практика: Упражнения (игры) на развитие ассоциативного и образного мышления. Параметры общения.
Драматический материал как канва для выбора логики поведения (действий)
Теория: Знакомство с драматургией. Пьеса, отрывок как канва для выбора логики поведения (действий). Значения и способы превращения своей логики действий в логику действий персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном отрывке. Расширение представлений о специфичности замысла в театральном искусстве.
Работа над ролью в отрывке
Практика: Работа над одной ролью (одним отрывком) всех учащихся группы. Показы одного и того же отрывка в разных составах. Определение учениками различий в характере действия в разных исполнениях.
Разъяснение роли конфликта как основного условия сценической выразительности. Необходимость и неизбежность импровизационного разнообразия в осуществлении выбранной логики поведения при повторных показах.
Актер и его роли
Практика: Актер и его роли. Параллельная отделочная работа каждого учащегося над несколькими ролями как средство активизации овладения техникой действий. Импровизация в работе актера.
Слова, Слова, слова….
Практика: сценическая речь (тренинги)
Подготовка к спектаклю
Практика: Отрывки из классической драматургии, позволяющие проявить степень овладения бессловесными элементами действия и словесными воздействиями (подтекстами); чтецкие работы каждого из учеников.
Содержание программы
(третьего года обучения)
Беседы о театре.
Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре, Народные игры, искусство скоморохов и рождение театра в России. Театр Древней Греции. Традиции школьной театральной студии. Общественное назначение театра.
Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр (общее и различное). Действие как главное выразительное средство актерского искусства.
Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами.
1. Целенаправленность, логика и последовательность, подлинность - важнейшие признаки сценического действия.
Развитие наблюдательности и внутренней собранности, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте (внешнем и внутреннем) - необходимые условия подлинности сценического действия. Упражнения, игры, помогающие развитию отмеченных качеств и умений.
2. Сценическое действие как действие в вымышленных условиях - в предлагаемых обстоятельствах.
Особенности сценического воображения. Умение относиться к «неправде» (художественному вымыслу), как если бы она была правдой. «Если бы» - условие, предположение, которое дает толчок для работы сценического воображения (например: если бы табуретка была раскаленной печкой; собачьей конурой; если бы стулья, находящиеся в комнате, были колючим кустарником и т.д.). Требование: «Вижу, как дано, отношусь, как задано».
3. В творческой мастерской. Известные режиссеры - художник сцены (М.А. Захаров «Юнона и Авось»
Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах.
4. Простейшие упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания.
5. Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.
Требование: надо смотреть и видеть, слушать и слышать, а не делать вид, что смотришь и слушаешь. Любое действие на сцене, как и в жизни, вызывается определенной причиной и должно совершаться для достижения определенной цели, т. Е. действовать надо целесообразно и логично.
6. Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т.е. в предлагаемых обстоятельствах.
Требование: в условиях вымысла ученик должен действовать так, как если бы он действовал в подобных условиях в жизни. Добиться этого можно, обращаясь к их воображению, эмоциональной памяти, наблюдательности, развивая у них эти качества, всемерно стимулируя развитие творческой инициативы, фантазии, образных представлений.
7. Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия. Работа с текстами.
Тема 3.
Упражнения (игры) на развитие ассоциативного и образного мышления. Упражнения (игры) на развитие фантазии и воображения. Упражнения (игры) на развитие внимания и памяти.
Тема 4.
Работа над спектаклем.
1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
2. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.
Этюды-импровизации на события пьесы (у каждого персонажа свои линии действия).
Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.
Повторное обращение к тексту пьесы.
Творческий практикум. Инсценировка эпизодов.
Тема 5.
Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга.
Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Выбор сюжетов, требующих более сложной психологической мотивировки (встреча юных разведчиков в тылу врага: каждый ищет способ, чтобы незаметно передать добытые секретные сведения).
Слово как средство общения. Сценическая речь как активный, волевой процесс (подобно речи в жизни). Говорить — значит действовать.
Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера (где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» - в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: «Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.
Работа в творческой мастерской. Разработка и интерпретация текста пьесы.
Тема 6.
Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений.
Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений). Вспомнить, мысленно представить, как можно конкретнее и точнее обстановку собственной комнаты, комнаты товарища, дорогу от школы до дома и рассказать об этом так, чтобы все слушающие хорошо представили себе описываемую картину и по требованию педагога смогли рассказать об услышанном, видя все своим внутренним взором. То же задание выполнить с более активной задачей: рассказать о дороге от школы до дому не только для того, чтобы слушающие все ясно представили себе, но, и чтобы убедить ребят приехать в гости (скажем, на новую квартиру, где они еще не были), доказать, что ехать туда несложно. Уговорить подругу поехать летом в колхоз (увлечь картиной дружной работы наравне с взрослыми; возможностью наблюдать восход солнца; удовольствием купаться на рассвете и т.п.). Удивить товарищей рассказом о необыкновенной встрече.
Инсценировать один из эпизодов произведений Аверченко и др.
Требование:
«В сценических условиях слышать — это значит видеть то, о чем говорят, а говорить — значит рисовать зрительные образы» (К. Станиславский).
В построении парных и групповых этюдов на общение следует добиваться активного действия и противодействия, т.е. столкновения и разрешения предложенного конфликта. Работа над сюжетом очень полезна для развития творческого воображения учащихся; в то же время она является и непосредственной подготовкой к работе над пьесой.
Тема 7.
Работа над пьесой и спектаклем.
1. Предварительный анализ произведения. Первое чтение и ее обсуждение: определение темы, идейной направленности, сюжетной линии - основных событий, основного конфликта. (За что и против чего борются герои пьесы, отдельные группы действующих лиц? Чего каждая из них хочет и добивается? Каков исход борьбы?) На основе предварительного разбора первые простейшие этюды-импровизации по сюжету пьесы с проверкой своей линии действий в данном событии.
Требование:
Цель подобных импровизаций - помочь ученикам практически, в действии, выявить смысловую суть отдельных событий, изображенных в пьесе, ввести исполнителей в атмосферу пьесы, пробудить творческую фантазию.
2. Работа над отдельными эпизодами и событиями в условиях примерной выгородки. Повторная читка отдельных эпизодов с целью уточнения их смысловой сути и определения последовательной линии поведения каждого персонажа (в данном эпизоде). Освоение в действии последовательной линии поведения героя в данном эпизоде (в этюдном плане).
Последующая работа над текстом пьесы, повторное чтение и логический разбор текста, уточнение подтекста, особенностей речевой характеристики героев, уточнение и развитие образных представлений (видений) на основе текста и подтекста роли.
Тема 8.
Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
Работа над отдельными картинами и пьесой в целом, с включением всех компонентов спектакля. Уточнение линии действия каждого персонажа в свете главной мысли данной сцены и всей пьесы. Отбор действий, наиболее точно раскрывающих смысл столкновений героев и их главные стремления, особенности характера.
Воспроизведение последовательного ряда событий в уточненной выгородке или готовой декорации.
Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Уточнение смысловых акцентов в развитии действия пьесы, уточнение ритма и темпа главных событий в последовательном развитии. Закрепление мизансцен. Закрепление и проверка художественно-постановочной стороны спектакля - оформления, костюмов, света и т.д. Монтировочные репетиции (без исполнителей и с исполнителями). Генеральные репетиции всей пьесы и их обсуждение в коллективе.
Тема 9.
Воспроизведение в действии целых картин. Уточнение и проверка на основе авторского текста.
Уточнение и проверка на основе авторского текста намерений персонажей, мотивов их поведения, предлагаемых обстоятельств, действенных задач; создание у детей на основе текста пьесы конкретных образных представлений. Практическое закрепление и проверка логики поведения персонажей в живом действии и взаимодействии исполнителей. Работа над словом. Требование: давать детям заучивать текст роли наизусть на начальных этапах работы не надо. Приучая их периодически рассказывать о линии своих действий по роли, обогащая их воображение, привлекая внимание к особенностям авторского текста, выразительному значению тех или иных определений, сравнений, эпитетов, к стилевому своеобразию языка действующих лиц, руководитель таким путем подводит исполнителей к точному авторскому тексту.
Параллельная работа над оформлением.
Репетиции с деталями декораций.
Проигрывание пьесы целиком, с включением готового оформления, музыки.
Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия пьесы и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций все пьесы. Установление порядка перестановки деталей декораций, выделение ответственных за перестановку.
Показ спектакля зрителям. Обсуждение итогов работы.
Тема 10.
Заключительные занятия. Подведение итогов.
Подготовка альбома или стендов с рисунками, сочинениями и т.п., отражающими работу кружка над пьесой и спектаклем.
Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Изучение эффективности индивидуального подхода
к развитию актерских способностей у учащихся
Для проверки знаний и умений в работе использую такую форму работы как тестирование. Учащимся предлагается ряд тестовых заданий по каждому разделу учебной программы. Тестовые задания, где представлены различные варианты ответов, где учащиеся могут быстро ориентироваться в ответе, а также задания, которые требуют в проверке знаний самостоятельно. Таким образом, тесты не только проверяют, но и одновременно развивают детей. Тестирование позволяет получить наиболее полную картину усвоения материала, что помогает индивидуально подобрать задания для каждого студийца. Тестирование можно продолжать фронтально, что позволяет отследить индивидуальные особенности каждого ученика.
Интерес к развитию сценической деятельности постоянно контролируется педагогом (см. диаграмму «Рост творческой активности учащихся театральной студии «Дебют»). Уровень творческой активности также просматривается в диаграммах.
Проведенные микроисследования показывают положительные результаты (подъем профессионализма), а также отрицательные (спад) – это тоже результат, которые заставляют искать новые формы работы, разнообразить методы и приемы для достижения поставленной цели.
Вывод: «спад» происходит ввиду того, что выпускники оканчивают школу и покидают студию.
В практической деятельности результативность оценивается количеством и качеством выступлений на площадках школы города, внутри коллектива. Они активизируют, стимулируют работу студийцев, позволяют все белее полно проявлять полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту, формированию личностных качеств, являясь важной формой воспитательного воздействия.
Формы и виды контроля
Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием актерских способностей обучаемых. Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль – диагностика развития творческих компонентов у детей: темпо-ритм (движение под музыку), исполнение стихотворных текстов и монологов, построенного на смене ритма, жанр (сочинение, рифма, буриме), воображение, фантазия. Форма оценки: анкетирование, устный вопрос, собеседования.
Текущий контроль – диагностические занятия в конце каждого полугодия (студийцы выполняют задания, в которых определяется уровень их творческих способностей). Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Форма оценки: упражнения, этюды, чтецкие работы.
Программа проверки должна быть достаточно подробной для того, чтобы раскрыть весь творческий потенциал учащихся и увидеть недостатки. В практической деятельности результативность оценивается качеством и количеством выступлений для сверстников, родителей, педагогов школы и шефских организаций, а также по уровню положительной динамике. Это активирует и стимулирует работу в студии, способствует творческому росту коллектива.
Итоговый контроль – может принимать различные формы: сезонные показы спектаклей, участие в городском конкурсе «Театральная весна», участие в мероприятиях, посвященных искусству слова, ежегодные театральные встречи.
Основные принципы оценивания.
В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:
- доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
- положительное отношение к усилиям воспитанника;
- конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
- конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.
На «отлично» оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу (свобода поведения, естественность, выразительность, действие сценического существования, организаторские, актерские и режиссерские способности).
На «хорошо» оценивается работа обучающегося, который не справился с поставленной задачей по какому-то из вышеперечисленных разделов.
На «посредственно» оценивается работа обучающегося, слабо реализовавший поставленные задачи в процессе обучения.
Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Учебный период Реализация дополнительных общеобразовательных программ для групп дополнительного образования | Итого недель в учебный период | |||
1 полугодие | 2 полугодие | 35 недель | ||
Период | Количество недель | Период | Количество недель | |
01.09.2020г.- 29.12.20120г. | 16 недель | 11.01.2021г.-02.06.2021г. | 19 недель | |
Сроки организации промежуточного и итогового контроля реализации дополнительных общеобразовательных программ | ||||
21.12.2020г. - 29.12.2020г., 03.05.2021г. – 18.05.2021г. |
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и высшую квалификационную категорию.
К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.
Техническое обеспечение
- Кабинет для теоретических и практических занятий
- Музыкальный центр, аудиокассеты, компактные диски.
- Фортепиано
- Доска (по необходимости)
- Телевизор, видеомагнитофон.
- Видеокассеты с материалами спектаклей театральной студии «Дебют», а также спектакли мастеров профессиональной сцены.
- Сценические костюмы (отдельная костюмерная), реквизит, декорации, театральный грим.
- Репродукции художников, иллюстрации.
- Афиши и программки к спектаклям.
- Творческие портреты писателей, актеров, художников, композиторов.
- Дидактический материал к разделу «Актерская грамота» темы:
«Навыки актерского мастерства», «Тексты диалога, монолога», «История театра», «Создатели спектакля», упражнения, сюжетные картинки, «Тексты для разыгрывания этюдов», сюжетные картинки.
- Дидактический материал к разделу «Сценическая речь»:
«Скороговорки», тренинг согласных звуков, тренинг гласных звуков, упражнения на интонацию, упражнения на повышения и понижения голоса.
- Учебные и учебно-игровые пособия:
Азбука театра. – М.: 1999. – 60 с.
Андрачников С. Пластика чувств, пластические тренинги. – М.: ВЦХТ, 2000. – 60с.
Вообрази себе. Поиграем-помечтаем. – М.: НВК «Центр Эйдос», 1999. – 92с.
Генералова И. Театр (рабочая тетрадь), 3 части. – М.: «Авангард», 1996. – 180с.
Герасимова В. Урок играючи. – М.: «Просвещение», 1986. – 50с.
Занимательная школа. – Свердловск, «Уральский рабочий», 1991. – 30с.
Колчеев Ю., Колчеева Н. Театральные игры в школе. – М.: Школьная пресса, 2000. – 96с.
Мочалов Ю. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986. - 207с.
Праздники длиною в учебный год (материалы для внеклассной работы), М.: Школьная пресса, 200. – 120с.
Янсюкевич В. Сказки для театра. – М.: ВЭЦ, 1999. – 250с.
Литература
1. Авров Д.Н. Как смотреть и оценивать спектакль. - М. 1985
2. Алянский Ю. Азбука театра. - С-Пб. 1995.
3. Выбриенко В.В. Действие с воображаемыми предметами. - С-Пб, 2000
4. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М, 1952
5. Ершов. П.М. Технология актерского искусства. - М, 1992
6. Иванкова В. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - М. 2006
7. Климовский В. Мы идем за кулисы. - М. 1982
8. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. - М, 1978
9. Левашева Г. Скоро премьера! - С-Пб 1991
10. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. - М, 2002
11. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»
Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...
Дополнительная общеобразовательная рабочая программа учебного предмета "Специальность (аккордеон)" художественной направленности: "Раннее эстетическое развитие"
Данная программа рассчитана на один год подготовки и обучения детей дошкольного возраста навыкам игры на аккордеоне в классе раннего эстетического развития....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство красноречия»
Цель: создание условий для развития у учащихся социальных компетенций, важных для сознательного участия в жизни общества, а именно: формулирования и отстаивания собственной точки зрения, критиче...
Дополнительная общеобразовательная программа курс «Искусство владеть словом: основы журналистики» для 10-11 классов
Программа курса «Искусство владеть словом: основы журналистики» предлагается учащимся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений профильного обучения. Она направлена на развитие и...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное моделирование с элементами художественного конструирования»
Для заинтересованности обучающихся техническим творчеством и инженерной деятельностью была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное моделирование с эле...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство видеть: жанры живописи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство видеть: жанры живописи» имеет художественную направленность и ориентирована на обучающихся 11-14 лет.Цель: формирова...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Танцевального шоу «Маленькая страна» (художественной направленности)
Программа соответствует современным образовательным технологиям, что делает ее доступной, интересной, результативной, предусматривающей индивидуальный подход. Актуальность данной программы обусловлена...