Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство красноречия»
рабочая программа

Ашкарова Марина Анатольевна

Цель: создание условий для развития у учащихся  социальных компетенций, важных для сознательного участия в жизни общества, а именно: формулирования и отстаивания собственной точки зрения, критического мышления, ведения диалога, ораторских способностей, умения находить и анализировать информацию.

Задачи дополнительной образовательной программы:

Образовательные:

-познакомить учащихся с основными формами, законами и операциями мыслительной деятельности;

-сформировать навыки создания эффективной системы доказательства и умения опровержения;

-обучить основам критического мышления, методам обработки информации;

-познакомить с основами делового этикета;

-расширить кругозор и словарный запас;

-обучить умелой, искусной, эффективной речи;

-обучить эффективным формам общения;

Развивающие:

-сформировать умение отстаивать различные идеи и убеждения;

-сформировать умение работать в команде;

-развить творческие способности: воображение, внимание, память;

-развить ораторские способности: речь, навыки публичного выступления; способность привлечь внимание слушателей интонацией, жестами, мимикой;

-развить умение четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;

Воспитательные:

-сформировать активную гражданскую позицию;

-сформировать уверенную в себе личность, способную к творчеству;

-сформировать чувство сопричастности к коллективу;

-сформировать уважительное отношение к различным взглядам, традициям и культурам;

-повысить интерес к событиям общественно-политической жизни города, страны, мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_krasnorechiya.doc331.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Искусство красноречия»

Направленность: социально-педагогическая

Возраст детей: 13-18 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик: Ашкарова М.А.,

педагог дополнительного образования

г.п. Белый Яр

2019 г.

2. Пояснительная записка.

Программа составлена на основе методических рекомендаций и пособий:

- Подопригора Е.Ю.Образовательная программа  дополнительного образования детей «Риторика для детей», 2015.

           - Культура общения. Примерное планирование. 1-11 классы. Сост. И.А. Стернин. Изд. II,  переработ, Воронеж, 2000

           - Учебник: Стернин И.А. Деловое общение. Учебное пособие для старшеклассников и студентов. – Воронеж, Родная речь. – 2009.

Данная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дополнительном образовании:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008);

- Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Направленность дополнительной образовательной программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Искусство красноречия» имеет социально – педагогическую  направленность. Ее цель и задачи направлены на социальную адаптацию, повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности.

Новизна. Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Искусство красноречия» основана на комплексном подходе к подготовке учащегося «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.

Актуальность. Взаимодействие специалистов в профессиональной деятельности становится предметом все более пристального внимания. Проблемы межличностного делового общения с каждым днём всё более актуальны. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Искусство красноречия» – в необходимости подготовки подростков, владеющих  умелой, искусной  речью и  применяющих  эффективные формы общения, которые им в будущем  помогут стать преуспевающими  людьми.

Педагогическая целесообразность программы выражается в следующих принципах:

Принцип активности. Данный принцип подразумевает участие каждого  члена группы в совместной деятельности, активное усвоение учащимися новых знаний и принятие ими ответственности за реализацию этой возможности.

Принцип личностного подхода. Каждый ребенок и подросток уникален. Необходимо учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого.

Принцип фасилитации. Фасилитационный подход предполагает отказ от традиционной роли педагога как руководителя процесса обучения. Педагог выступает в роли куратора, как человек, создающий благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного образования учащихся, активизирующий и стимулирующий познавательные и деятельностные мотивы учащихся, их групповую работу.

Принцип успешности. Педагогически оправдано создание для учащихся ситуации успеха – сочетания условий, обеспечивающих позитивный результат, так как личное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности формирует у учащихся потребность в достижении успеха и чувство уверенности.

Цель: создание условий для развития у учащихся  социальных компетенций, важных для сознательного участия в жизни общества, а именно: формулирования и отстаивания собственной точки зрения, критического мышления, ведения диалога, ораторских способностей, умения находить и анализировать информацию.

Задачи дополнительной образовательной программы:

Образовательные: 

-познакомить учащихся с основными формами, законами и операциями мыслительной деятельности;

-сформировать навыки создания эффективной системы доказательства и умения опровержения;

-обучить основам критического мышления, методам обработки информации;

-познакомить с основами делового этикета;

-расширить кругозор и словарный запас;

-обучить умелой, искусной, эффективной речи;

-обучить эффективным формам общения;

Развивающие:

-сформировать умение отстаивать различные идеи и убеждения;

-сформировать умение работать в команде;

-развить творческие способности: воображение, внимание, память;

-развить ораторские способности: речь, навыки публичного выступления; способность привлечь внимание слушателей интонацией, жестами, мимикой;

-развить умение четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;

Воспитательные:

-сформировать активную гражданскую позицию;

-сформировать уверенную в себе личность, способную к творчеству;

-сформировать чувство сопричастности к коллективу;

-сформировать уважительное отношение к различным взглядам, традициям и культурам;

-повысить интерес к событиям общественно-политической жизни города, страны, мира.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. В основу создания программы легли идеи: развития и сaморазвития личности средствaми неформального общения; коллективной деятельности как залоге успеха; ориентация подростков на вечные и абсолютныe истины и ценности; воспитания личности, способной принимать решения в ситуациях морaльного выбоpа и нести ответственность за эти решения перед coбoй, группой, своей страной, человечеством. Развитие лидерских качеств и творческих способностей, формирование и закрепление коммуникативных, организаторских навыков реализуется через интенсивную практическую деятельность. Программа успешно сочетает в себе теоретические знания и отработку соответствующих умений и навыков на практике благодаря современным педагогическим технологиям и методикам, которые интересны современному поколению подростков. Коллективная деятельность – является ведущей формой работы на занятиях и способствует созданию условий для становления социaльно активной личности учащихся, их сaморазвития в процессе лидерской подготовки.

Программа состоит из двух модулей: «Ораторское искусство»», «Деловое общение».

I модуль

«Ораторское искусство»

Пояснительная записка

      В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение. Ораторское искусство  способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, диалога культур и уважения многонационального  состава российского общества.

     Актуальность модуля  «Ораторское искусство» заключается в том, что изучение данного курса необходимо в жизни любого грамотного человека. Он направлен на развитие и повышение уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся.  

     Цель: выработка у учащихся навыков и умений создания текста выступления и его публичного произнесения, а также умений вести дискуссию и убеждать оппонента.

Задачи:

· раскрытие общественной значимости ораторской деятельности и ответственности оратора за свое речевое поведение;

· вооружение учащегося рациональной и эффективной технологией подготовки публичного выступления и результативной техникой его произнесения;

· теоретическое и практическое ознакомление с видами, функциональными группами и жанрами красноречия (монологическими и диалогическими), которые наиболее полно соответствуют личностным запросам учащихся.

II модуль

«Деловое общение»

Пояснительная записка

     Подготовка учащихся к жизни, развитие у подростков самостоятельности, активности, творчества предполагает, наряду с другими умениями, формирование навыка владения деловой речью, знание делового этикета. 
    Чтобы стать успешным человеком, необходимы знания норм и правил поведения в  коллективе, о его морально-психологическом климате, об этике  отношений,
 владение навыками культуры  отношений. 

     Актуальность модуля «Деловое общение», направленного на развитие коммуникативной компетентности, то есть способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, очевидна и не вызывает сомнения.

    «Деловое общение» - это модуль социально-педагогической направленности, который ориентирован на совершенствование, приобретение новых знаний, умений и навыков по предметной области «Деловое общение» учащимися, а также на  педагогическую поддержку  подростков, нуждающихся в адаптации в новых социально – культурных условиях.

Цель: дать знания об основах делового общения и сформировать профессионально-ориентированные умения в рамках деловой коммуникации.

Задачи:

1. Расширять знания учащихся в сфере межличностных отношений.

2. Развивать навыки делового общения.

3. Развивать навыки составления деловых документов.

 4. Развивать навыки бесконфликтного урегулирования ситуаций межличностного общения.

5.Научить работать в коллективе, принимать коллегиальные решения.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 13-18 лет. В одной группе: от 10 до 15 учащихся.

Сроки реализации программы и режим занятий: 1 год.

Формы занятий:

  • групповая работа;
  • интерактивные мини-лекции; 
  • практические задания;
  • выполнение индивидуальных и групповых упражнений;
  • деловые и ролевые игры;
  • дискуссия;
  • круглый стол;
  • тестирование;
  • ролевые обыгрывания ситуаций;
  • дебаты;
  • выполнение заданий по составлению деловых текстов;
  • тренинги.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия по 40 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

I модуль

 «Ораторское искусство»

Ожидаемые результаты

Способы определения результативности

        Личностные        

Предметные

Метапредметные

  • - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Учащийся должен знать:

-понятия «общение», «коммуникация»,  «самопрезентация»;

-важнейшие особенности публичной речи; 

- этапы и методику работы над публичным выступлением; 

- основные речевые средства усиления воздействия речи;

-  характерные особенности влияния образа оратора на качество речи.

Учащийся должен уметь:

- планировать последовательность и способы работы над устным выступлением; 

- применять средства привлечения и удержания внимания аудитории, установления контакта со слушателями; 

- анализировать, оценивать, корректировать чужое и собственное выступление в соответствии с поставленной целью и типом аудитории.

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

-умение владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Оценка качества обучения по модулю производится различными

методами и средствами:

  • индивидуальный опрос
  • тесты
  • тренинги
  • результаты конкурсов, публичных выступлений
  • личные достижения каждого учащегося

в деловых играх.

                                                                                                       II модуль «Деловое общение»

-формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества;

-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-осознанный выбор профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Учащийся должен знать:

-о влиянии личностных особенностей на установление контактов;

-техники и приемы общения;

-значение внешних выражений психических состояний;

-правила деловых отношений;

-правила проведения бесед и деловых переговоров;

-ошибки при составлении деловых документов;

-основные стили разрешения конфликтов;

-правила поведения в виртуальном мире.

Учащийся должен уметь:

-говорить;

-слышать;

-устанавливать контакт с собеседником;

-правильно выражать собственные психические состояния на невербальном уровне;

-вести деловые беседы и телефонные     переговоры;

-выходить из контакта;

-разрешать конфликтные ситуации.

-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

-умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

-умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

-умение  учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Оценка качества обучения по модулю производится различными

методами и средствами:

  • индивидуальный опрос
  • тесты
  • тренинги
  • результаты конкурсов, публичных выступлений
  • личные достижения каждого учащегося

       в деловых играх.

     

Формами подведения итогов реализации данной программы являются: входной контроль (тесты, опрос);  промежуточная аттестация (тематический зачет); итоговая аттестация (риторические игры, выступление, конкурсы, эссе). Оцениваются уровень мотивации учащихся и развитие творческих способностей, активность участия в деловых играх, конкурсах, публичных выступлениях.

3. Учебно-тематический план.

п/п

Название модуля, тема раздела

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

I

модуль

«Ораторское искусство»

1.1

Ораторское мастерство как наука убеждать.

8

4

4

1.2

Речевые средства оратора.

12

4

8

1.3

Приемы убеждения и убеждающие воздействия.

12

4

8

1.4

Публичная речь.

16

4

12

1.5

Секреты успешного  выступления.

20

6

14

ВСЕГО

68

22

46

II

модуль

«Деловое общение»

2.1

Культура делового общения.

8

4

4

2.2

Культура ведения полемики.

24

10

14

2.3

Восприятие и понимание партнёра по общению.

8

4

4

2.4

Как «читать» партнёра по деловому разговору.

16

6

10

2.5

Имидж делового человека.

8

4

4

2.6

Барьеры в общении и их преодоление.

12

4

8

2.7

Итоговое занятие.

4

-

4

2.8

Дискуссионная площадка

20

-

20

ВСЕГО

100

32

68

ИТОГО

168

54

114

4. Содержание изучаемого курса.

п/п

Тема занятия

I

модуль

«Ораторское искусство»

1.1

Ораторское мастерство как наука убеждать.

Теория:  

Особенности ораторского искусства. Личность оратора. Знания, умения и навыки, необходимые оратору. Классификация речей по целеполаганию.

Практика:

Тренинг («Литературный пересказ», «Придумай рассказ», «Дополни пословицу», «Угадай пословицу»).

1.2

Речевые средства оратора.

Теория: 

 Основные понятия и проблемы. Что мешает восприятию речи.

Что значит говорить ясно и понятно. Образность речи. Работа над дикцией. Характеристики и свойства голоса.

Практика:

Упражнения для дыхания, дикции, голоса, интонации.

Тренинг («Литературный пересказ», «Придумай рассказ»). Ролевые игры («Информация»).

1.3

Приемы убеждения и убеждающие воздействия.

Теория: 

Основные виды убежденияРиторические методы. Формулировка тезиса. Какие аргументы лучше побеждают. Когда слова убеждают. Схема убеждения

Практика:

Ролевые игры. («Прорыв», «Метафора», «Точка зрения»). Тренинг. («Буриме», «Гайд-парк», «Психотренинг»).  Составление памятки «Приемы убеждения».

1.4

Публичная речь.

Теория:  

Определение цели и основной идеи. Схемы речей разных видов. Проблемное изложение материала. Как подобрать материал для выступления. Композиция выступления. Работа над текстом выступления. Как выступать без текста. Оперативная подготовка к выступлению.

Практика: 

Дискуссия. Тренинг. Имитационная игра.

1.5

Секреты успешного  выступления.

Теория: 

Контакт с аудиторией. Что это такое? Как установить контакт с аудиторией. Виды внимания аудитории. Начало выступления. Способы удержания внимания. О жестах и мимике оратора. Как завершить выступление. Реакция слушателей на выступление. Как правильно отвечать на вопросы. Анализ проведённого выступления.

Практика:

Ролевые игры («Убеждение», «Побуждение», «Горячий стул», «Всеобщее внимание».)

II

модуль

«Деловое общение»

2.1

Культура делового общения.

Теория: 

Специфика делового общения. Что значит владеть культурой делового общения? Речь в деловом общении. Телефонный разговор – один из видов делового общения.

Практика:

Дискуссия. Эссе.

2.2

Культура ведения полемики.

Теория:  

Когда не надо спорить. С чего начинается полемика. Порядок ведения полемики. Особенности полемической убеждающей речи. Выступление оппонента.

Принципы ведения полемики. Правила ведения полемики. Тактика ведения полемики.

Полемические приёмы. Уловки в споре и способы защиты от них. Запрещённые приёмы ведения полемики. Как отвечать на обвинения.

Практика:

Составление «Памятки полемиста», «Словаря полемиста», «Памятки «Как вести дискуссию». Ролевые игры. («Принятие решений», «Вопросы», «Политбой»).

Тренинг («Считалка», «Диспут», «Импровизация», «Критики», «Диалог»).

2.3

Восприятие и понимание партнёра по общению.

Теория: 

Приоритетные каналы восприятия. Особенности восприятия человека человеком. Механизмы восприятия и понимания. Можно ли предвидеть поведение партнёра.

Практика:

Ролевая игра «Обвинители и защитники».

2.4

Как «читать» партнёра по деловому разговору

Теория: 

Наблюдение за партнёром. О чём говорят жесты и мимика. Правила чтения жестов. Чтение по лицу. Нахождение в пространстве. Как можно влиять на партнёра. Если партнёр говорит не то, что думает. Когда принимают решение.

Практика:

Деловая игра. Эссе.

2.5

Имидж делового человека

Теория: 

Внешнее впечатление. Деловые качества. Как сделать благоприятным

первое впечатление. Как прослыть остроумным?

Практика:

Ролевая игра «Шутка». Тренинг.

2.6

Барьеры в общении и их преодоление

Теория: 

Барьеры взаимодействия. Влияние топов личности на отношения партнёров.

Барьеры восприятия и понимания. Коммуникативные барьеры. Способы преодоления

коммуникативных барьеров.

Практика:

Деловая игра «Дебаты». Решение проблемных задач. Самопрезентация.

2.7

Итоговое занятие

Практика:

 Подготовка к написанию эссе. Написание эссе.

2.8

Дискуссионная площадка

Практика:

Дебаты. Деловая игра «Прием на работу». Дискуссия «Я и общество». Ролевая игра «Обвинители и защитники». Игра «Что? Где? Когда?» Диспут «Нужен ли Интернет?». Круглый стол «Моя будущая профессия». Деловая игра «Разговор по телефону». Подведение итогов.

5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.

Обеспечение программы методическими видами продукции

п/п

Перечень модулей

Формы занятий.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

I

«Ораторское искусство»

Формы: лекции,  беседы, встречи с интересными людьми, дебаты, игры, публичные выступления; конкурсы, викторины, диспуты, презентации, самостоятельная работа, практикум, тестирование.

Методы:  упражнения над дыханием, дикцией, голосом, интонацией; тренинги, игры, демонстрация, анализ, наблюдение, объяснение.

Видеокурс по технике речи, мультимедийные презентации, таблицы, схемы, карточки, тесты, компьютер, проектор, аудио и видеозаписи.

Тест

II

«Деловое общение»

Формы: лекции, беседы, диспуты, игры, тренинги, самостоятельная работа, практикум, деловые игры, ролевые игры, дискуссии, семинар, круглый стол, тестирование.

Методы: объяснение, тренинги, игры, демонстрация, наблюдение, анализ, написание эссе, составление памяток, резюме.

Мультимедийные презентации, таблицы, схемы, карточки, тесты, компьютер, проектор, аудио и видеозаписи.

Деловая игра «Дебаты»

Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов: методические разработки: выступления, тренинги, дебаты, дискуссии, ролевые, деловые игры, памятки написания эссе, «Памятка полемиста», «Словарь полемиста», «Как вести дискуссию», «Правила цитирования». Упражнения для дыхания, дикции, голоса, интонации.

Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы: видеокурс по технике речи «Язык мой – друг мой», таблицы, схемы, рисунки, карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения.

6. Список литературы.

Список литературы для учащихся:

1.Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение / О.А. Баева. - М.: Новое знание, 2016. - 368 c. 

2.Курбатова, Марина Борисовна Деловое общение. Модуль 2. Учебно-практическое пособие / Курбатова Марина Борисовна. - М.: Дело, 2014. -567 c.

3.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.: Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. И доп. – М.: АЗЪ, 2015. – 928 с.

4.Орфоэпический словарь современного русского языка. Под редакцией  М.Н. Свиридовой— М.:«Аделант»,2014.—512с.

5.Петрякова, А.Г. Культура речи: Практикум-справочник для 10-11 классов / А.Г. Петрякова. - М.: Флинта, 2016. - 256 c.

6.Петрякова, А.Г. Культура речи: Учебное пособие / А.Г. Петрякова. - М.: Флинта, 2016. - 488 c.

7. Яцук, Н.Д. Культура речи: практикум / Н.Д. Яцук. - М.: Флинта, 2016. - 92 c.

Список литературы для педагога: 

  1. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение / О.А. Баева. - М.: Новое знание, 2016. - 368 c. 
  2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 304 c
  3. Инджиев, А. А. Язык делового общения. Легко и грамотно / А.А. Инджиев. - М.: Феникс, 2013. - 256 c
  4.  Курбатова, Марина Борисовна Деловое общение. Модуль 2. Учебно-практическое пособие / Курбатова Марина Борисовна. - М.: Дело, 2014. -567 c.
  5. Паневчик, В.В. Деловое письмо / В.В. Паневчик. - Москва: Гостехиздат2016. - 160 c.
  6. Седнев, Андрей Блестящее выступление. Как стать успешным оратором / Андрей Седнев. - М.: Питер, 2014. - 773c.
  7. Технология делового общения. - М.: МарТ, ИКЦ "МарТ", 2015. - 128 c.
  8. Яцук, Н.Д. Культура речи: практикум / Н.Д. Яцук. - М.: Флинта, 2016. - 92 c.

Интернет-ресурсы: 

1.www.ustinow.ru

2. http://orator.ru

3. http://technics-speech.ru

4. http://www.gramma.ru

5. http://www.gramota.ru

6. https://studopedia.ru

Материально-техническое оснащение

Наименование

Количество

Степень использования (%)

1. Компьютер

2. Интерактивная доска

1

1

90

80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Культура и искусство речи»

Курс «Культура и искусство речи» разработан в рамках предметных  областей «Филология» и предназначен для учащихся 10-11 классов. Содержание курса выходит за рамки школьной...

Дополнительная общеразвивающая программа "Искусство красноречия"

Программа составлена в соответствии с новыми требованиями для развития речи учащихся 5-6 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство видеть: жанры живописи»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство видеть: жанры живописи» имеет художественную направленность и ориентирована на обучающихся 11-14 лет.Цель: формирова...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Гимнастика» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

       Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализац...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

      Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

      Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...