План-конспект мероприятия на тему «И помнит мир спасенный»
план-конспект урока на тему

Светлова Валентина Ивановна

План-конспект мероприятия на тему «И помнит мир спасенный»

Педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 С.В. Светловой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i_pomnit_mir_spasennyy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект мероприятия на тему «И помнит мир спасенный»

Педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 С.В. Светловой

Цель и задачи: Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам.                 Учить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм, как  фронтовиков, так и работников тыла.

               

Наглядность:

  • Плакаты: «Память», «Архив».
  • Военный календарь.
  • Выставка книг на военную тематику.
  • Мультимедийная  презентация.

Оборудование:

  • Телевизор.
  • Видеомагнитофон.
  • Аудиомагнитофон.
  • Мультимедийный проектор.
  • Видеокассета «Хроника»
  • Аудиокассета «Военные песни».
  • Метроном.

Предварительная работа:

  • Изготовление плакатов, военного календаря.
  • Оформление книжной выставки.
  • Заучивание стихов, частушек.

Ведущий:  Я зарастаю памятью,

          Как лесом зарастает пустошь.

          И птицы - память по утрам поют,

          И ветер – память по ночам гудит.

          Деревья – память целый день лепечут.

          Но в памяти моей такая срыта мощь,

          Что возвращает образы и множит...

          Шумит, не умолкая, память – дождь,

          И память – снег летит, и пасть не может.

                                      (Д.Самойлов – «Я зарастаю памятью»)

       Течёт река времени. Минуло уже много десятков лет с того  незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто  как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Чтец: Самый светлый,

           Самый летний день в году,

           Самый длинный день Земли –

           Двадцать второго.

           Спали дети,

           Зрели яблоки в саду.

           Вспоминаем,

           Вспоминаем это снова.

           Вспоминаем эту ночь и в этот час

           Взрыв,

           Что солнце погасил в кромешной гуле,

           Сквозь повязки неумелые сочась,

           Кровь народа заалела в том июне.

           Шаг за шагом вспоминаем,

                                День за днём.

           Взрыв за взрывом,

                                Смерть за смертью,

                                 Боль за болью,

           Год за годом, опалённые огнём,

           Год за годом, истекающие кровью.

                                (М.Луконин «Напоминание»)

Вед:  Обратимся к страницам военного календаря.

1 страница.

Учебные роты, новобранцы, добровольцы.

Звучит песня «Огонёк».

Учебная рота курсантов шла на фронт. В ту пору с утра и до ночи с полей не рассеивалась мгла, как будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо – гарь «населённых пунктов». Натужно воя, невысоко и кучно появились «Юнкерсы». Тогда рота согласно приникла к раздетой ноябрём земле, и все падали лицом вниз, но все–же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишески звонко и почти радостно.

     Рота шла вторые сутки, минуя дороги и обходя притаившиеся селения. Впереди – и уже недалеко должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти.

Чтец:  Я помню страны позывные,

Они раздавались везде –

На пункты идти призывные,

Отечество наше в беде.

Живыми вернуться просили,

Живыми вернуться не все.

Вагоны идут по России,

По травам её, по росе.

И брат расставался с сестрою,

Покинув детей и жену.

Я юностью связан с войною,

И я ненавижу войну.

Я знаю, я понял, как важно

Веслом на закате грести,

Сирени душистой и влажной

Невесте своей принести.

Я видел и радость и горе,

И я расскажу молодым,

Как дым от пожарища горек

И сладок Отечества дым.

               (Г.Шпаликов «Я жизнью своею рискую»)

Чтец:   Важно с девчонками простились,

На ходу целовали мать,

Во все новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.

Ни плохих, ни хороших, ни средних...

Все они по своим местам,

Где ни первых нет, ни последних,

Все они опочили там.

                (А.Ахматова «Важно с девочками простились...»)

Вед:    Войны остаются в памяти поколений главными своими битвами. Но для солдата,       где бы он ни воевал, ни голодал, ни мёрз, война была войной, и каждый день её был длиннее многих жизней.

2 страница

    ФРОНТ

Звучит песня «В землянке».

Чтец:   Проснёмся, уснём ли – война, война.

Ночью ли, днём ли – война, война.

Сжимает нам горло, лишает сна,

Путает имена.

О чём ни подумай – война, война.

Наш спутник угрюмый – она одна.

Чем дальше от битвы, тем сердцу тесней,

Тем горше с ней.

Восходы, закаты, всё ты одна,

Какая тоска ты – война, война!

Мы знаем, что с нами

Рассветное знамя,

Но ты, ты, проклятье – темным – темна.

Где павшие братья – война, война!

В безвестных могилах...

Мы взыщем за милых,

Но крови святой неоплатна цена.

Как солнце багрово! Все ты одна.

Какое ты слово – война, война...

Как будто на слове

Ни пятнышка крови,

А свет все багровей во тьме окна.

Тебе говорит моя страна:

Мне трудно дышать – говорит она-

Но я распрямлюсь и на все времена

Тебя истреблю, война!

                (М.Петровых «Война, война...»)

Вед:    Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявлял: «Нам достаточно        разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить её народ».

К зиме 1941 года захватчики продвинулись в глубь страны на 850 – 1200 км.

В ночном небе то тут, то там вставало зарево. Это пылали города и сёла.

Велики подвиги тех, кому пришлось защищать Родину.

Чтец:  Война велика, бесконечны полы,

Дороги, как старые песни длинны,

И ходит беда, и тоскует земля,

И воет волчицей ветер войны.

Вед:    Вопрос: как быть с нашим народом был решен с арийской беспощадностью. Было определено: сколько людей, где и как уничтожить, скольким сохранить жизнь, превратив в рабов Рейха.

3 страница.

Лагеря, блокада.

Звуки метронома.

Вед:  Нас по ту линию фронта величали даже не народом, а стадом баранов,

неспособных  творить историю. Нам готовили участь рабов или сырья в

производстве мыла и дамских сумочек... А чтобы «третьесортная нация»

уже не поднялась с колен, была придумана программа ограничения рождаемости.

Поощрялись алкоголь, табакокурение, сектантство и раскол в вере. Геббельс считал, что в каждом селе должны верить по-своему, поклоняться своему божку, пусть даже лошадиной оглобле... и это будет уже не русский народ, а раболепная толпа без роду-племени.

Чтец:  Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Почему сыновья не вернулись домой,

Сколько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домой,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда и землянка – их кров,

А мечта – до Победы дожить.

                   (С.Самушенков «Старый фильм»)

Вед:     Внедрялись отрасли промышленности, способные перерабатывать «дешёвое сырьё», которого было вволю, человеческую плоть, волосы, кожу... Ставились на поток новые и новые технологии умерщвления военнопленных. Строились концентрационные лагеря. Самые обездоленные – это дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, ласку – у них отняли Родину и свободу. Так работала философия расового превосходства.

Чтец:   В обители смерти молчат о смерти

И только крик

Парит и кружит над крышею блока,

Бьётся о твёрдые кулаки стен:

Жить!

Тяга к жизни – сорняк живучий –

Даёт нам силу

Сломить бессилие.

Вед:     В сентябре 1941 года немецкие войска вышли к окраинам Ленинграда.

Вокруг города сомкнулось кольцо блокады. Враг был уверен: теперь голодающие, мерзнущие люди вцепятся друг другу в горло. Передерутся из-за куска хлеба, из-за охапки дров, бросят работать и сдадутся ... Но враг просчитался.

За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолётов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12000 минометов, 212000 единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин. А ведь город голодал. Блокадный паёк – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки.

Чтец:   Казалось, что конец земли.

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив ещё! Он рядом где-то.

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под тёмным  небом

Толпой у булочных стоят.

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела,

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

« Ну, так и есть – мотор заело».

Ремонт на пять минут – пустяк.

Поломка эта - не угроза.

Да рук не разогнуть никак.

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь – опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от моторов

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони,

А он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнём и дымом пополам.

            (О.Бергольц)

Вед:  Люди выстояли и пережили блокаду.

Чтец:  По семеро впряглись бабы в плуг,

Чтоб хлеб родили минные поля,

Чтоб ровной стала рваная земля.

4 страница.

Трудовой фронт.

Звучит песня «На солнечной поляночке».

Вед:  Трудовой фронт.

Пятьсот тысяч их, советских женщин, было в 1941-1945 годах в армии, на фронте. Пятьсот тысяч-полмиллиона! И им приходилось очень трудно, многое пришлось им испытать. Ездили грузить кирпич, грузили листы стекла без приспособлений, на руках. Грузили цемент, бумажные кули были непосильны. Ноги тряслись, от тяжести даже глазам больно было, ломило. Возвращались очень усталые. Страшно хотелось есть. «Иногда даже случалось – пишет одна из женщин-фронтовичек – тайком от хозяйки я вынимала от их собаки из банки отходы гнилой или мороженой картошки и ела». Самое удивительное, что эти женщины, несмотря на все тяготы прожитых лет, и сегодня по-настоящему молоды.

Чтец:  Народная мудрость гласит:

Ой, не все про горе плакать,

И не все о нём тужить.

Дайте времени маленько

Мне в радости пожить.

5 страница

Память.

Чтец:   Стоит высоко над рекой

Героям обелиск.

Роняет под ноги легко

Берёза спелый лист.

О, сколько горьких дум и слёз

Оставила война!

На камне – русских мужиков

Простые имена:

Иван Фомин, Макар Петров,

Никифоров Андрей,

Матвей Кузьмин, Илья Фролов,

Ефимов Тимофей...

Пришла победа майским днём

В дома российских вдов –

Сто тяжких бед в селе родном

На пятьдесят дворов.

1  ПИСЬМО

Если я не вернусь, дорогая,

Нежным письмам твоим не внемля,

Не подумай, что это другая,

Это значит сырая земля.

           (Иосиф Уткин. Погиб в 1944 г., возвращаясь в Москву с фронта.)

2  ПИСЬМО

«Добрый день, многоуважаемые Нюся и доченька Люся! Вы пишете, что соскучились обо мне. Я тоже соскучился не меньше вас и не чаю, придется ли свидеться или нет».

           (Письмо Владимира Тимошина в дер.Решетино. Автору письма не довелось вернуться домой, в 1942 году он умер от ран.)

Вед:  И если сердце встретит пулю вражью,

И упаду вперёд я, как бежал,

Уж вы меня простите, да, простите,

Что не пришёл и слова не сдержал.

         (М.Геловани)

Вед:   Мы склоняем головы перед памятью тех, кто не вернулся с полей сражений.

Не сгладит время горя матери, жены, любимой, детей. Для них погибшие останутся навсегда юными, молодыми, сильными. Давайте почтим их память минутой молчания.

М И Н У Т А     М О Л Ч А Н И Я .

Чтец:  От неизвестных и до знаменитых,

Сразить которых годы не вольны,

Их миллионы незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

Вед:   Победа – великая, ни с чем не сравнимая радость! Это радость народная, но это и скорбь народная. О 27 миллионах сыновей и дочерей скорбит наш народ в этот день. Светла эта память!

Чтец:  Всяко жил – и горестно, и весело,

Ветеран пехотного полка,

Жизнь не очень густо понавесила

Орденов на лацкан пиджака.

Но когда немалый путь итожится,

Я твержу, как заповедь слова:

Русь жива!

Все прочее приложится,

Главное, солдаты, Русь жива!

             (Н.Никишина)

Звучит песня « День Победы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного мероприятия на тему "Родительский дом-начало начал..."

Разработка представляет собой материалы по семейному воспитанию....

План-конспект внеурочного мероприятия по теме "Рождество"

Данное внеурочное мероприятие предназначено для учащихся 6-7 классов. Учащиеся знакомятся с особенностями и традициями католического Рождества в форме игры. Интересные соревновательные моменты несомне...

План-конспект внеклассного мероприятия по теме «Лучшая программа на ТВ" для 9 класса

Внеклассное мероприятия в рамках Недели иностранных языков для 9 класса по теие "Лучшая програма на телевидении"...

ПЛАН – КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «23 ФЕВРАЛЯ – День Защитника Отечества».

Мероприятие на тему « Защитники русской земли».Цель: Формировать чувство патриотизма, создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем.Задачи:Обучающие задачи: ознакомить обучающихся...

План-конспект внеклассного мероприятия на тему: «Страна светофорных наук»

Цель: закрепить представления учащихся о правилах поведения на улице, назначении и внешнем виде городского транспорта.Оборудование: шапочка для ведущего, исполняющего роль светофора, игрушки или карти...

План-конспект внеклассного мероприятия на тему: "В гостях у сказки"

Цель: вспомнить вместе с ребятами любимые сказки, развивать желание больше читать и пополнять свои знания о сказках.Ход мероприятияТы представь себе на миг,Как бы жили мы без книг?Что бы делал уч...

План-конспект воспитательного мероприятия по теме "Поговорим о пороках: лживость и воровство"

Данная разработка представляет собой конспект внеурочного  мероприятия для обучающихся 8 класса, посвященного вопросам нравственного воспитания....