Социальный проект SIDUS (Совместная исследовательская деятельность учащихся и студентов)
методическая разработка на тему
Основная цель данного социального проекта – поиск эффективной стратегии деятельности будущего педагога дополнительного образования в детском театральном коллективе через проведение совместных исследовательских мероприятий студентов и учащихся. В рамках проекта, реализуемого в течение трех лет в ДДЮТ «На Ленской», осуществляется регулярное практическое взаимодействие обучающихся подростковой театральной студии «Синтез и студентов направления «Художественное образование» (профиль «Театрально-сценическое искусство») РГПУ им. А. И. Герцена. Благодаря проекту происходит постоянное обновление стратегии деятельности педагога с детским театральным коллективом, активизируется интерес детей к профессии педагога, руководителя творческого коллектива, организуются совместные творческие проекты (постановки, семинары, выступления), студенты и будущие педагоги проще адаптируются к реальным условиям труда, что способствует привлечению молодых специалистов в систему дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sidus.zip | 811.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий исследовательской площадки «SIDUS»
(Дискуссионно-этюдная форма исследования)
- ПРИВЕТСТВИЕ. Добрый вечер, уважаемые эксперты, коллеги, студенты и учащиеся! Я, аспирант кафедры теории и истории культуры», Горохова Полина, рада приветствовать Вас на исследовательской площадке «SIDUS». Несколько слов о проекте, который я хочу презентовать.
(сопровождается презентацией)
2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. SIDUS в переводе с лат. – звезда. Это символ света истины, к которой мы стремимся в совместной исследовательской деятельности учащихся и студентов.
Свою цель мы видим в поиске эффективной стратегии деятельности будущего педагога доп. образования в детском театральном коллективе, который осуществляется в ходе проведения совместных исследовательских мероприятий студентов и учащихся.
Проект предназначен для учащихся театральных студий и студентов направления «художественное образование», профиль – «театрально-сценическое искусство». Основная проблема, которую мы увидели в программе подготовки будущего специалиста заключается в разрыве теории, которой наполнены учебные курсы студентов пед.университета, и практики, с которой сталкивается выпускник, приходящий на работу в школу или Дворец творчества. Оказывается, что реальные навыки работы с детьми студент получает исключительно в ходе практического взаимодействия с учащимися, которое происходит в краткие периоды практики на последних курсах обучения в ВУЗе. Поэтому, основная идея проекта «SIDUS» заключается в создании условий для практической исследовательско-педагогической деятельности студентов с детским театральным коллективом с первого курса обучения в педагогическом университете и до последнего. Именно это позволит студенту адаптироваться к будущим условиям труда, уменьшить разрыв между теорией вузовских курсов и практикой реального преподавания, и способствует привлечению молодых специалистов в систему образования.
В каких же формах выстраивается взаимодействие и проводятся совместные исследования студентов и учащихся?
- Семинары на факультете, где студенты проводят фрагмент разработанного ими урока не внутри своей группы, то есть, не играя в поддавки, а с реальными детьми из театральной студии, получая в режиме обратной связи моментальную оценку со стороны учащихся и коллег. Каждый урок состоял из двух частей: объяснения теоретического материала с презентацией и проведением практической части в виде упражнений, этюдов, игр с учащимися. При этом каждый студент выполнял несколько ролей: педагога, зрителя, исследователя, эксперта, анализирующего свою работу и оценивающего работу своих коллег. Всего на факультете было проведено 3 подобных семинара, в ходе которых все студенты группы 3 ХО побывали в роли педагогов, но в привычных для них условиях, то есть, в стенах университета.
- Педагогические микроисследования, которые смогли осуществить 11 студентов из группы 4 ХО в рамках методической театрально-педагогической практики в театральной студии «Синтез» на базе Дворца творчества Красногвардейского района. Результаты микроисследования вошли в экспериментальную часть их курсовых работ. Темы исследований были самые разнообразные. Например, определение способности детей к импровизации, выявление степени вербальной фантазии, поиск методов раскрепощения детей в коллективе, исследование педагогической компетенции и другие.
- Лекция-погружение в культуру разных исторических эпох. Были подготовлены и проведены 3 лекции по истории театра Античности, Средневековья и Возрождения. Все они отличались разнообразием форм и методов изложения материала. Здесь были и лекции-презентации и лекция об античной драматургии от лица древнегреческих драматургов, и лекции о театре Возрождения, прочитанная в масках героев комедии Dell art и др.
- Мини-постановка студентами отрывков из произведений 3-х ранее изученных периодов истории театра с учащимися театральной студии. Были осуществлены мини-постановки древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип», средневековой мистерии на стихи Саши Черного и комедии в духе Dell art «Летучий фрегат». Как выбор материала, так и постановка осуществлялась студентами в режиме, максимально приближенном к реальным условиям труда педагога: читка материала, активные репетиции, создание оформления, прогоны и, наконец, показ, зрителями которого были администрация Дворца, преподаватели ВУЗа, родители студийцев.
- Совместное посещение студентов и учащихся спектаклей Санкт-Петербургских театров, театральных фестивалей различного уровня, студенческих и детских постановок, с последующим обсуждением и проведением исследований на предмет особенностей восприятия современными подростками театральных постановок и др.
Проект «SIDUS» получил поддержку на факультете философии человека. Участники проекта продемонстрировали студенческие постановки на сцене факультета и были награждены грамотами за совместную исследовательскую деятельность учащихся и студентов.
3. ДИСКУССИЯ. Теперь в качестве примера мы хотели бы провести микроисследование в дискуссионно-этюдной форме. Подобное исследование мы еще не проводили, поэтому это будет чистый эксперимент. Но прежде, чем мы начнем, распределим роли.
А) Дети! Здесь растянута желтая лента. (Середина ленты и ее концы выделены синим скотчем) Представим, что это градусник. Скоро с двух концов ленты появятся полярные представления о проблеме. Вы будете ртутью, т.е. можете свободно передвигаться по шкале в зависимости от того, как изменится ваше мнение в ходе дискуссии.
Б) Студенты! У вас будет аналогичная задача. Одну из вас я попрошу быть фиксатором, который следит за изменением температуры на нашем градуснике, и всякий раз записывать количественные показатели мнений детей и студентов в эту таблицу. Во второй части исследования я попрошу детей и студентов сыграть импровизационные этюды в разных предлагаемых обстоятельствах.
В) Уважаемые гости, вам достается ваша роль, роль экспертов, которые следят за изменениями температуры, однако и вы сможете влиять на ход исследования.
Г) Я возьму на себя роль ведущей, буду следить за ходом дискуссии, уточнять у вас мнения, задавать ситуации.
Ну, начинаем. Проблема, которую мы собираемся исследовать, не нова. Дискуссии на эту тему ведутся давно. Звучит она так: «Кем должен быть руководитель детской театральной студии?»
Позвольте вам представить руководителя театральной студии «Синтез» Юрия Семеновича Остромухова. Юрий Семенович, прошу Вас одолжить нам Ваш пиджак.
(Пиджак накидывается на вешалку. На него в процессе обсуждения наклеиваются ярлыки)
Дети, прошу вас высказывать свои мнения о том, кем должен быть руководитель детской театральной студии. Только обойдемся без прилагательных. Называйте социальную роль и что вы вкладываете в это понятие.
(Дети высказывают свое мнение: режиссер, постановщик, педагог, родитель, друг, психолог, лидер... При этом ярлыки наклеиваются на пиджак.)
Спасибо! Я полагаю, что среди всего многообразия ролей руководителя детской театральной студии основная оппозиция ведется между понятиями режиссера (куда входит и постановка, и актерские навыки, и лидерство) и педагога (в это понятие входит друг, родитель, воспитатель и т.п.)
Теперь я прошу детей на оба края нашей шкалы поставить ярлыки «Режиссер» и «Педагог» и выбрать, кем вы хотели бы в большей степени видеть своего руководителя.
(Дети встают на шкалу. Фиксатор записывает)
Спасибо за Ваш выбор. Теперь позвольте представить воспитанницу театральной студии «Синтез» Юлю Сорокину. Юля, разреши свой жилет.
Уважаемые студенты, вопрос к вам. Кто-то из вас на будущий год собирается работать педагогом, руководителем детской театральной студии. Кем вы видите детей, которые придут к вам на занятия? (Студенты высказывают свое мнение: актер, ребенок, творческая личность и т.п. Ярлыки наклеиваются на жилет.)
Теперь определитесь, какая роль ближе вам, как руководителю ДТС и займите положение на шкале.
(Студенты встают на шкалу. Фиксатор записывает)
Спасибо. Теперь я повешу ярлычки один над другим и обращусь к экспертам. Мы же понимаем, что в разных обстоятельствах и при разных задачах требуется исполнение разных ролей и педагогу, и ребенку. Я попрошу вас назвать те задачи ДТС, при которых от руководителя требуется выполнение тех или иных ролей.
(Эксперты высказывают свое мнение: выиграть фестиваль, вырастить личность, вселить уверенность, подготовить к театральному институту и т.п. Задачи наклеиваются по разные стороны от костюмов)
Спасибо! Уважаемые студенты и дети, вы слышали мнения экспертов. У тех, кто изменил свое мнение, есть сейчас возможность выбрать иное место на шкале. (Дети и студенты переходят по шкале. Фиксатор записывает)
Ну, а мы переходим ко второй части – этюдной!
4. ЭТЮДЫ. Первый этюд сыграют те, кто защищает ту позицию, что руководитель должен быть, прежде всего, режиссером. Я представляю Вам Ксению Ремезову, которая себя зарекомендовала как хороший режиссер-лидер. Ксения, одевайте пиджак. Я попрошу остальных студентов помочь закрыть ту часть, которая относится к педагогу. Дети, так вышло, вам предлагается просуществовать в следующих предлагаемых обстоятельствах.
А) День до премьеры вашего спектакля. Он отрепетирован. На сегодня назначен генеральный прогон. Собрались очень занятые светотехник (одна из студенток), звукооператор (другая) и живой оркестр (остальные). Но у главной героини возник очень серьезный конфликт с остальной труппой (допустим, еще в школе она всех прогульщиков сдала классному руководителю). Этот конфликт уже вырос в открытое столкновение. Героиня собирается уходить из коллектива. Замену готовить некогда. Предлагаю вам принять мизансцену столкновения. С момента появления режиссера вы можете начинать этюд. Режиссер, напоминаю, что вы постановщик, актер, режиссер, но отнюдь не педагог, не друг и не психолог. Ваша задача – провести генеральный прогон. Итак, звукорежиссер готовит муз.партитуру. Мы начинаем.
(ЭТЮД «Чучело». Режиссер не справляется с разрешением конфликта. Героиня уходит. Премьера сорвана.)
Спасибо. Я позволю себе остановить этюд. Чего не хватило режиссеру? (Ответ: терпения в выяснении причины конфликта, педагогического такта, и т.п. ) Что, по вашему мнению, нужно было сделать режиссеру в этой ситуации? (Ответ: выслушать мнения обеих сторон, помочь, снять конфликт… быть педагогом)
Хорошо! Теперь группа, которая убеждена, что руководитель должен быть, прежде всего, педагогом. Я представляю Вам Марию Парышкура, которая месяц назад устроилась на работу в школу. Она педагог, руководит театральным кружком. Прошу надеть пиджак руководителя, но закрыв при этом сторону режиссера. Напоминаю, вы – педагог, мама, друг, психолог, заняты развитием творческой личности. Ваши занятия с детьми – игры, упражнения. Дети от вас в восторге. Дети, вам предлагается существование в следующих предлагаемых обстоятельствах.
Б) Вас пригласили участвовать в творческой лаборатории. Первоначально предполагалось, что это будет мастер-класс по пластике и сцен.движению, но в день проведения организаторы придумали новую форму и предложили сделать творческие лаборатории, где каждый педагог с детьми разного возраста не из своего коллектива должен за 5 минут поставить басню Крылова в определенном жанре. Все дети чрезвычайно творческие личности, у каждого есть собственное мнение, видение, но, во-первых, они незнакомы друг с другом, а во-вторых, время на постановку всего 5 минут. Одну из студенток я попрошу быть организатором, который точно следит за временем и по окончании 5 минут представляет на суд зрителей коллективное творение. Остальных студентов, что придерживались этого мнения, я попрошу также влиться в толпу творческих детей. Предлагаю педагогу принять позу мыслителя, ведь вы вовсе не ожидали такого поворота событий. Этюд начинается с того, как в кабинет врываются дети. Итак, маэстро, музыку.
(ЭТЮД «Постановка». Педагог не справляется с постановкой басни. Дети не успевают договориться и попадают в ситуацию провала.)
Спасибо. Я позволю себе остановить этюд. Чего не хватило педагогу? (Ответ: Жесткого руководства, постановочного решения и т.п.) Что, по вашему мнению, нужно было сделать педагогу в этой ситуации? (Ответ: Отметать предложения, не пытаться организовать знакомство… быть режиссером.)
Хорошо! Теперь я прошу в последний раз всех, и детей, и студентов, если, конечно, ваше мнение изменилось, изменить свою позицию на шкале.
(Вероятнее, большинство займет серединное положение. Фиксатор записывает)
Прошу высказаться по поводу вашего нового положения. (Дети и студенты высказывают мнение). Таким, образом, подводя итог нашего исследования, давайте ознакомимся с количественными показателями изменений на нашей шкале.
(Фиксатор озвучив. первоначальные, промежуточные и конечные показатели.)
Что ж, вывод напрашивается сам собой. От руководителя детской театральной студии требуется в равной степени быть и режиссером, и педагогом. Что доказывает необходимость не только в получении теоретических знаний в области педагогики, психологии, актерского мастерства и режиссуры, но и в формировании практических умений работать с детьми, осуществлять постановки, практиковаться в качестве режиссера. Что еще раз подтверждает необходимость продвижения проекта SIDUS, который мы вам сегодня и презентовали. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащегося как зффективное средство развития социально значимых качеств личности ученика.
Метод проектов давно ипрочно вошел в педагогическую практику многих стран мира. Такая популярность метода проектов обясняется тем, что он позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся ...
Социальное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в социальной сфере
Обобщение опыта работы по социальному проектированию...
Роль метода проектов в научно-исследовательской деятельности учащихся
В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развити...
СОВМЕСТНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
Выступление на районной педагогической конференции...
Проект наставничества в исследовательской деятельности учащихся (учитель-ученик)
Сегодня перед современной школой стоят задачи научить дедей учиться, научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбраном направлении....
МЕТОД ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
МЕТОД ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ....
Методические рекомендации по организации инновационного проекта по учебно-исследовательской деятельности через форму сетевого проекта, как образовательного пространства, организованного посредством социального партнерства с помощью сервисов web 2.0»
Использование проектных методик в сочетании с возможностями, предоставляемыми сетевыми ресурсами, развивает культуру ученического исследования, способствует рождению познавательной инициативы обучающи...