КОНСТРУКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: Число 6. Цифра 6.
план-конспект занятия на тему
интегративное занятие (области: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, физическое, художественно – эстетическое развитие)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСТРУКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Тема: Число 6. Цифра 6.
Возрастная группа: Подготовительная
Форма совместной деятельности: интегративное занятие (области: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, физическое, художественно – эстетическое развитие).
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Учебно-методический комплект: методические рекомендации «Раз – ступенька, два – ступенька …» под редакцией Л. Г. Петерсон и Н. П. Холиной
Средства:
Наглядные – презентация «Числовой отрезок», иллюстрации правильной осанки, конструктор, мелкие игрушки (зверушки), «угощение» (лесные ягоды, грибы, орехи), тарелки, красные и зеленые круги, тетрадь на печатной основе «Раз ступенька, два ступенька …» под редакцией Л. Г. Петерсон и Н. П. Холиной.
Мультимедийные – компьютерная презентация.
Литературные – подборка стихов
Музыкальные – музыка (для физкультурных минуток)
Оборудование – проектор, экран, ноутбук, магнитофон
Достижение образовательных результатов | |
Физическое развитие: владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Речевое развитие: достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения. Познавательное развитие: проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; обладает элементарными представлениями из области живой природы; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Социально – коммуникативное развитие: проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Художественно – эстетическое развитие: проявляет интерес к музыкальному произведению, участвует в самостоятельной конструктивно – модельной деятельности. | |
Цели | - Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6; - Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представление о свойствах предметов, геометрические представления. |
Задачи | Обучающие: закрепление умения считать и сравнивать в пределах 6. Знакомство с различными способами получения числа 6. Совершенствование графических навыков, ориентирование в пространстве. Воспитательные: умения понимать поставленную задачу, желания оказать помощь, воспитание эмоциональной отзывчивости, усидчивости, дисциплинированности, развития самостоятельности. Развивающие: развитие внимания, логического мышления и пространственного воображения, памяти, заинтересованности в приобретении новых знаний. |
Этапы совместной деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат
|
I. Мотивация к деятельности Цель. Мотивировать детей на включение в игровую ситуацию | - Ребята, а вы знали, что у лесных жителей сегодня праздник? - Сегодня они празднуют День леса. А вы бы хотели побывать на этом празднике? - Отлично! Тогда мы отправляемся в путешествие (в сказочный лес). На чем мы можем добраться до леса? Дети предлагают различные средства передвижения. Выбирается поезд. Что нужно сделать прежде, чем сядем в поезд? (купить билет). Сюжетно – ролевая игра «Касса». | Собирает детей вокруг себя. Задает вопрос. Вовлекает в совместную деятельность. Организует. | Сосредотачивают внимание на педагоге. Осуществляют условные действия в ситуации ролевой игры. Активно играют. | Проявляет эмоциональную отзывчивость, желание активно работать |
II. Актуализация знаний Цель. Актуализировать полученные ранее знания, для построения нового знания (счет в пределах 5) | Все пассажиры на местах, билеты проверены, можно ехать. - Ребята, лесные жители в свой праздник решили устроить на лесной поляне пикник. На каждой станции живет какой-нибудь зверь. Наш поезд должен доставить на пикник каждого из них. Презентация «Числовой отрезок». - Итак, поезд отправляется. Кого мы возьмем на первой станции? (Мишку). - В каком направлении должен двигаться наш поезд, чтобы попасть на станцию 2: влево или вправо? Почему? - Что происходит с числами при движении вправо? (Они увеличиваются на 1. получается следующее при счете число). Путешествие продолжается от «станции» к «станции» до цифры 5. Дети забирают с собой в поезд мишку (1), зайца (2), белку (3), лису (4), волка (5), присчитывая по 1. Таким образом, повторяются порядковые числительные от 1 до 5 и проговаривается, что каждое следующее число на 1 больше предыдущего. - Ребята, а как же нам добраться до лесной полянки? Там в сторожке у барсука припасены всякие лакомства для пикника. (Надо еще одну станцию проехать) Какой она будет по счету? (Шестой). | Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Комментирует высказывания. Инициирует общее обсуждение. Рассказывает, обсуждает с детьми. Использует наглядные, информационные средства. Поддерживает. | Выстраивают порядок и последовательность. Слушают. Выражают собственные суждения. Отвечают на вопросы. Осуществляют контроль. | Проявляет умение поддерживать беседу. Обладает развитым воображением. Различает условную и реальную ситуации. Умеет подчиняться разным правилам. Может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Обладает элементарными представлениями в области живой природы. |
III. Затруднение в игровой ситуации Цель. Создать затруднение в индивидуальной (и групповой ?) деятельности | - Посмотрите: на сторожке барсука висит замок, а рядом — «письмо»: «Этот замок волшебный, он показывает номер нашей последней остановки. Если вы скажете, как из числа 5 получить число 6, то замочек откроется». Поможем лесным жителям! (5 + 1 = 6) - Молодцы! Волшебный замочек открылся! | Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы. Комментирует высказывания. | Ищут, находят решение. Выражают собственные мысли. | Умеет высказывать свою точку зрения. |
IV. Открытие нового знания Цель. Познакомить с образованием числа 6 и цифрой 6. | Игра «Поезд». Предлагаю в каждой группе составить поезд и отвезти гостей на За работу каждой группы отчитывается «начальник поезда», например: «В нашем поезде 6 желтых вагончиков. В них едут 6 оловянных солдатиков» - Спасибо, ребята! Игра «Угощение». Теперь все собрались на лесной поляне на праздник леса. Всех ждет угощение: лесные ягоды, орехи, грибы. Разложите I - Звери решили поиграть в шарики. Из красных и зеленые кружков, которые лежат у вас на столе, надо составить набор из 6 шариков. Что у вас получилось? Как это записать? (Презентация) Перебираются все возможные варианты: 5 + 1 = 6, 4 + 2 = 6, 3 + 3=6, 2 + 4 = 6, 1 + 5 = 6. Физкультминутка «Поезд». Дети декламируют стихотворение и имитируют движение поезда. Паровоз, паровоз Новенький, блестящий, Он вагоны повез, Точно настоящий. Кто едет в поезде? Плюшевые мишки, Кошки пушистые, Зайцы и мартышки. | Ставит цели группе детей или индивидуально. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Способствует групповой работе детей. Задает вопросы стимулирующие процесс мышления. Устанавливает ограничения. Отвечает на вопросы детей. Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей. Предоставляет возможность задавать вопросы. Использует наглядные, информационные средства. Советует. | Используют материалы, которые можно применить для конструирования поезда. Практикуются в осуществлении выбора. Проявляют способность к критическому мышлению, делают самостоятельно выбор. Проявляют изобретательность. Ищут, находят решение. Конструируют. Рассказывают, объясняют. Демонстрируют физическую активность. Выстраивают полный ответ, предложение. Берут на себя роль, распределяют роли самостоятельно. Выполняют задания в соответствии с установленными требованиями. Демонстрируют. Располагают предметы в определенном порядке. Осуществляют контроль и взаимоконтроль. | Участвует в самостоятельной конструктивно – модельной деятельности. Может использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения. Владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Обладает развитым воображением. Владеет разными формами и видами игры. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании, познавательно – исследовательской. |
V. Включение нового знания в систему знаний ребенка (закрепление знаний о числе 6 и цифре 6). Цель. Закрепить новые знания и включить их в систему знаний ребенка (учить считать в пределах 6). VI. Повторение. Цель. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, которые связываются с разбитием на части групп из 6 предметов. VII. Открытость. Цель. Закрепить полученные знания в режимные моменты или дома. VIII. Рефлексия. Цель. Восстановить в памяти, что узнали на занятии (осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов своей деятельности). | Выполнение упражнений в тетради на печатной основе: № 1,стр. 4. а) - Назовите числа в кружочках. - Назовите соседей числа 5: какое число стоит слева от него, справа? какое число предыдущее по отношению к числу 5, а какое последующее? На сколько каждое следующее число больше, чем предыдущее? б) - Посмотрите на числовой отрезок? Как попасть из точки 5 в точку 6? (сделать 1 шаг вправо - прибавить 1). - Как изменяются числа при движении по числовому отрезку вправо, влево? (При движении вправо числа увеличиваются, а при движении влево – уменьшаются.) - Как получить число б? (Надо к 5 прибавить 1, 5 увеличить на 1). в) - Посмотрите на кости домино. На какие две части можно разбить Для лучшего запоминания состава числа 6 дети сами изготавливают модели фишек домино – наклеивают на прямоугольники соответствующее число кружков-точек. г) - Сколько птиц? (Их шесть.) Сколько проводов они заняли? (Три) - Как из трех чисел составить число 6? (3 + 2 + 1 = 6.) - А как еще можно составить число 6 из трех чисел? (С помощью предметных действий с фигурами дети предлагают свои варианты. Например, 4 + 1 + 1 = 6). д) - Какой шестой день недели? Какой шестой месяц года? Какое это время года? е) - Рассмотрите цифру 6. Что напоминает вам эта цифра? На что она похожа? Цифра шесть – Дверной замочек: Сверху крюк, Внизу кружочек (С. Маршак) Рогалик к бублику приклей, Да только есть его не смей. Не крендель это, чтобы есть. А просто – цифра 6! (В. Баландин). 2) № 2, стр. 4. В задании закрепляется графический образ цифры 6, Вначале дети обводят пальчиком большую цифру 6 на образце слева. Затем несколько раз повторяют движение руки в воздухе и после этого обводят большую цифру 6 красным карандашом. Используются игровые упражнения «Буратино», «Футболисты». Движения, необходимые для написания цифры 6, производятся носом, ногой и повторяются несколько раз. Затем дети рисуют «кудри» - цифры 6 на картинках. IV. Физкультминутка «Самолет». Руки в стороны – в полет Отправляем самолет. Правое крыло – вперед, Левое крыло – вперед. Раз, два, три, четыре – Полетал наш самолет. Выполнение заданий в тетради на печатной основе. № 3, стр. 5. - Ребята, как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? - Расскажите, что вы видите на картинке, допишите равенства и объясните, что они означают. Степень самостоятельности детей при выполнении второго задания должна увеличиваться. Третье задание для самостоятельной работы. Самопроверка – по готовому образцу с проговариванием. № 4, стр. 5. Задание направлено на развитие логического мышления и пространственного воображения. Здесь же закрепляются представления о треугольнике. Его выполнение детьми дублируется на доске с использованием цветных треугольников, вырезанных из бумаги (как бы «разложить» рисунки). № 5, стр. 5. Возможны различные варианты решения. I вариант: лишний котенок, потому что это животное, а машина и велосипед – виды транспорта. II вариант: у котенка 4 лапы, и у машины 4 колеса, а у велосипеда – 3 колеса, поэтому он лишний. Варианты, предложенные детьми следует считать правильными, если они верно их объяснят, то есть назовут то свойство, которым обладает один предмет и не обладают оба других. - Ребята, дома закончите узоры и дорожки в клетках, не нарушая порядка (стр. 5 в тетради на печатной основе), а еще нарисуйте картинку о числе 6 и цифре 6.
- Вы справились с очень трудными заданиями. Что понравилось больше всего? Как справились с затруднениями? - С каким новым числом познакомились? Напишите цифру 6 рукой в воздухе. Молодцы! «Цветок добра». - Подарим друг другу цветок добра. Для этого соединим наши ладошки вместе и поднимем ручки вверх. Вот какой цветок добра у нас получился. | Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Комментирует высказывания. Вовлекает в совместную деятельность. Проявляет уважение к детским высказываниям. Рассказывает, обсуждает с детьми. Активизирует обсуждение. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Выражает искренне восхищение. Отвечает на вопросы детей. Согласовывает с детьми действия, их последовательность. Использует наглядные средства. Комментирует высказывания. Отвечает на вопросы детей. Рассказывает, обсуждает с детьми. Задает вопросы. Инициирует обсуждение | Используют материалы, которые нужно применить для выполнения заданий. Работают в тетрадях на печатной основе. Ищут, находят решение. Слушают. Выражают собственные мысли. Самостоятельно решают поставленную задачу. Сосредотачивают внимание. Переносят полученные знания во время одной деятельности в другую. Демонстрируют физическую активность. Выстраивают полный ответ, предложение. Выполняют задание в соответствии с установленными правилами. Заучивают стихотворение о цифре 6. Осуществляют контроль, взаимоконтроль. Выполняют задания в тетради на печатной основе. Сопоставляют части и целое. Слушают объяснения воспитателя. Объясняют выполнение заданий. Соблюдают очередность. Осуществляют контроль и самоконтроль. Выражают собственные суждения. Выражают различные эмоции посредством действий, слов, мимики. Фантазируют, выражают мнение. Выражают собственные мысли. Обобщают. Выстраивают полный ответ. | Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями. Достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения. Владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Активно взаимодействует со взрослым. Проявляет интерес к музыкальному произведению. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Обладает развитым воображением. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Способен сопереживать неудачам и радовать успехам других, адекватно проявляет свои чувства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Обладает развитым воображением. Достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения. Адекватно проявляет свои чувства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Число и цифра 7. Состав числа 7"
Конспект урока для учащегося надомного обучения с легкой степенью умственной отсталости...
Урок математики в 1 классе «Понятие о числе и цифре 8. Получение числа 8 первым способом (7+1=8)»
Конспект урока математики разработан для обучающихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья. Тема урока: «Понятие о числе и цифре 8. Получение числа 8 первым способом (7+1=8)»...
«Число и цифра 7. Состав числа 7».
Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по математи...
Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".
Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...
Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".
Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...
Конспект урока по математике на тему: "Нумерация. Число и цифра 1. Чтение и запись цифры 1. Место числа 1 в числовом ряду".
Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...
Конспект урока по математике на тему: "Нумерация. Число и цифра 1. Чтение и запись цифры 1. Место числа 1 в числовом ряду".
Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...