Влияние возрождения традиций казачества и их значение в патриотическом воспитании через организацию республиканских мероприятий
статья на тему
Духовно-нравственное воспитание на традициях казачества выступает одним из направлений совершенствования регионального компонента. Традиции казачества позволяют привить учащимся духовно-нравственный иммунитет против пошлости, аморализма: в них заключается высокое целомудрие, пафос добра и правды, высокой культуры, патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachestvo_statya_novaya.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Зименс Мария Фёдоровна
методист
Хасанова Любовь Борисовна,
заведующая отделом
ГБОУ РХ ДОД
«Республиканский центр
дополнительного образования детей»
Республика Хакасия
г. Абакан
Влияние возрождения традиций казачества и их значение
в патриотическом воспитании
через организацию республиканских мероприятий
« Помни, брат, что у казаков:
Дружба – обычай,
Товарищество – традиции,
Гостеприимство – закон»
( Нравы и обычаи старого казачества)
В начале 90-х годов двадцатого столетия, после распада СССР начались процессы, приведшие к развалу некогда единой страны. Именно события, приведшие к развалу державы, явились своеобразным «катализатором» возрождения казачества на всём постсоветском пространстве. В противовес разрушению нашей Родины стали возрождаться различные казачьи структуры. Возрождение казачества охватило все регионы страны, где проживали потомки казаков. По стране прошла молва: «Живы казаки!» Началось возрождение казачества и в границах бывшей Енисейской губернии: Красноярском крае, республике Тыва и в Хакасии. Прозвучал призыв о возрождении Енисейского казачьего войска. С самого начала казачьего возрождения главным направлением работы правлений казачьих структур всех уровней был настрой казаков на созидательную деятельность, воспитание молодых казаков, поступающих на казачью службу в духе преданности своей Родине – России, подготовка казаков к несению службы.
Вспомнили традиционные для казаков качества, формирующиеся на казачьих традициях, обычаях и духовности. Всё это стало постепенно приносить свои плоды: потомки казаков мало-помалу вспоминали своё славное прошлое и восстанавливались в казачестве.
Духовно-нравственное воспитание на традициях казачества – выступает одним из направлений совершенствования регионального компонента. Традиции казачества позволяют привить учащимся духовно-нравственный иммунитет против пошлости, аморализма: в них заключается высокое целомудрие, пафос добра и правды, высокой культуры, патриотизма.
Воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность образовательных учреждений по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины. Оно направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Использование традиций и культуры казачества в воспитательной работе с подростками помогает воспитанию лучших человеческих качеств: духовности, православия, уважения к старшим, поэтому, Правительство России обратило внимание на возрождение казачества и обсудило проект федеральной стратегии развития казачества.
В Республике Хакасия разработан региональный План по развитию и государственной поддержке казачества на территории Республики Хакасия на 2013 - 2015 годы, с целью взаимодействия республиканских образовательных учреждений и учреждений культуры с казачьими обществами и организациями по вопросам возрождения, популяризации традиций и самобытной культуры казачества и патриотического воспитания подрастающего поколения.
В план мероприятий включена и деятельность ГБОУ РХ ДОД «Республиканский центр дополнительного образования детей».
Для реализации мероприятий, педагогический коллектив центра предложил такие конкурсы для детей, как республиканский конкурс сочинений по теме: «Казачьи судьбы», республиканский конкурс детских рисунков и фотографий «Ай, да казаки!», республиканский конкурс научно-исследовательских работ учащихся «История развития казачьего движения в России и Хакасии», республиканский конкурс «Юный экскурсовод» - «Сибирское казачество: история и современность». А так же для педагогов, руководителей школьных музеев мастер – класс «Исследовательская и экскурсионная деятельность учащихся, в школьных музеях, на примере изучения истории сибирского казачества».
Республиканский центр дополнительного образования детей акцентировал внимание детей на вопрос о значимости казачества уже в 2012 году, через мероприятия – организовали и провели республиканский конкурс научно-исследовательских работ учащихся «История развития казачьего движения и казачества в России», посвящённый Году Российской истории.
На конкурс было представлено 23 исследовательские работы обучающихся, по номинациям: «История казачества», «Православие и казачество», «Казачья культура», «Традиции и обычаи казаков». Конкурс проходил в форме защиты исследовательских работ (творческая презентация, применение мультимедиа). Ребята проявили большой интерес к теме казачества: они использовали исторические источники, анализировали достоверность фактических материалов, проводили интервьюирование с потомками казаков, находили старые подшивки газет и журналов, фотографии.
Грамотно, аргументированно защитила свою работу «История возрождения Енисейского казачества» участница конкурса Осипенко Евгения, учащаяся МБОУ «СОШ №24», г. Абакана. Она раскрыла период возрождения и становления казачества на территории бывшей Енисейской губернии, проанализировала информацию о возрождении енисейского казачества от момента выхода Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» до сегодняшнего дня.
Куприна Кристина, учащаяся МБОУ муниципального образования г. Саяногорска Черёмушинская «СОШ №1», исследовала тему «Саяногорское городское казаческое общество и его роль в жизни нашего края», изучила проблему перспективы развития и значения деятельности казаков
В номинации «Традиции и обычаи казаков» выделились работы таких участников, как Усок Максима, учащегося Белоярской СОШ, он исследовал традиции и обычаи казаков на примере своей казачьей семьи Усок. Мальчик узнал от своего отца, что его прапрадед был потомственным Кубанским казаком и задал себе вопрос: «А что я знаю о казачестве, о родных и близких, отдавших за традиции предков свои жизни? И ответил: «Мало, что знаю». Это послужило основанием для его работы над данным исследованием и выбором темы. Максим заметил, что в их семье сохранились обычаи казаков: в рождении и воспитании детей, почитание родителей и стариков, отмечание праздников, православная вера. Работа сопровождалась историческими и современными фотографиями, награждение Грамотами родственников на казачий чин от Союза казаков.
Марковцев Никита, изучил и исследовал тему обрядности выборов атамана у казаков (процесс избрания атамана, прохождение присяги, переизбрание атамана). Содержание работы интересно, познавательно.
Педагогический коллектив Республиканского центра системно продолжает работу по теме: «Возрождение казачества в Республике Хакасия». Мы планируем провести в текущем учебном году такие мероприятия как: конкурс методических материалов по развитию и поддержке казачества в Республике Хакасия, научно-практическую конференцию для обучающихся «Казаками славится Россия!», Фестиваль детских хоровых и хореографических коллективов «Казачьи праздники», Форум «Казачество» в Республике Хакасия».
Возрождение казачества играет огромную роль в духовно-нравственном, патриотическом воспитании подрастающего поколения. У ребят формируются чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к истории родного края, желание и стремление изучать традиции и обычаи своего народа, уважение к корням своих предков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание через уроки, классные часы, внеклассные мероприятия
Выступление на МО классных руководителей по теме "Нравственно-патриотическое воспитание через уроки, классные часы, внеклассные мероприятия "...
Влияние классических и народных произведений на нравственное и патриотическое воспитание детей школьного возраста
Одна из важнейших задач музыкального образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти осно...
«Патриотическое воспитание» План и тематика мероприятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса.
Патриотическое воспитание. План и тематика занятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса....
Гражданско-патриотическое воспитание через казачество
фото, документы, достижения...
Проектная работа по теме: «Система патриотического воспитания через традиции казачества: история и современность»
Исследовательская работа преподавателя истории по изучению традиций казачества...
Воспитание любви к малой Родине через организацию внеклассных мероприятий
В этой статье я хочу поделиться опытом воспитания любви к своей малой Родине....
История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения
Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...