Проектная работа по теме: «Система патриотического воспитания через традиции казачества: история и современность»
проект по истории на тему

Исследовательская работа преподавателя истории по изучению традиций казачества 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

Тема: «Система патриотического воспитания через традиции казачества: история и современность»

Содержание.

  1. Пояснительная записка                                                     ------------с. 3
  2. Казак-воин и философ                                                        ------------с.4
  3. Воспитание мальчика в традициях казачества                ------------с.5

     4.   Казачьи домашние законы.                                               ------------с.9

5.  Военная лексика казачества                                               ------------с.13

      6. Приветствия и обращения казаков.                                   ------------с.17

      7. Заповеди казачества.                                                           ------------с.18

Пояснительная записка.

Кризисные явления социально-экономической, политической и иных сфер общественной жизни, безусловно, не могли не сказаться на процессе воспитания подрастающего поколения, поскольку в последние десятилетия в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как долг, честь, достоинство, историческая память и т.д. Естественно, что в таких условиях проблема патриотического воспитания молодежи становится одной из актуальнейших проблем современности

Особое значение в этой связи приобретают поиск и разработка принципиально новых подходов к созданию качественно иных основ воспитания молодого поколения, , на путь которого встало казачество России.

Казачеству Северного Кавказа удалось создать самобытную культуру, сохранить и передать последующим поколениям глубокую веру в силу своего народа. В систему образования и воспитания казачества положено два начала - религиозно-православное и национально-русское, что обусловило высокую духовность, гражданственность и патриотичность казачества.

Предметом исследования является процесс патриотического воспитания у казаков Северного Кавказа, нашедший свое отражение в практике семейной педагогики, деятельности общественных объединений и организаций, практики учебных заведений.

Проблема работы состоит в обобщении и научной оценке педагогических идей и опыта в области патриотического воспитания, накопленных  казаками Северного Кавказа в процессе их исторического развития.

Цель работы: раскрыть специфику содержания, форм и методов воспитания патриотизма в казачьей народной педагогике.

Достижение данной цели требует решения ряда задач:

- охарактеризовать сущность и значимость патриотического воспитания для развития общества и государства;

- определить основные тенденции развития современного российского общества, обусловливающие специфику патриотического воспитания;

 - проанализировать и обобщить с позиций историзма опыт казачьей  народной педагогики в деле воспитания патриота и гражданина, отраженный в практике семейного воспитания, в деятельности казачьих объединений, организаций и учебных заведений;

- дать научную оценку опыту современных казачьих учебных заведений, детских объединений и организаций в деле воспитания патриотизма;

- разработать рекомендации по обновлению системы патриотического воспитания с учетом современных тенденций и достижений народной педагогики.

Методологическая основа работы:

- признание приоритета общечеловеческих ценностей;

- целостность мирового педагогического процесса, своеобразие его

протекания в различных странах и регионах;

- изучение педагогических фактов и явлений в их диалектической взаимосвязи и единстве;

- принцип связи логического и исторического, объективного и субъективного;

- трансформация педагогических идей в связи с изменениями в развитии общества и государства;

- системно-структурный подход к изучению педагогических идей, связь исторического с современностью.

Ведущими методами работы явились:

- изучение архивных и литературных источников по проблеме;

- анализ государственных документов по вопросам образования и патриотического воспитания граждан РФ, уставных и программных документов казачьих объединений и организаций;

- сравнительно-сопоставительный анализ первоисточников;

- интервьюирование руководителей, педагогов, учащихся, казачьих учебных заведений;

- обобщение и систематизация полученных данных. Источниками работы явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, государственные документы, отражающие политику страны в области патриотического воспитания населения и образования, учебные программы, методическая литература.

.

Значимость результатов работы заключается в том, что патриотическое воспитание казачьей молодежи представляет целостную систему, включающую цели и задачи, средства и методы, приемы и способы воздействия на подрастающее поколение в процессе обучения и воспитания (семья, общественность, школа), а также содержащую идеал патриотически  настроенной личности:

1. Система патриотического воспитания молодежи является частью целостного педагогического процесса и содержит в качестве основного компонента военно-патриотическое воспитание. Содержание и направленность патриотизма определяются нравственным климатом общества и культурно-историческими особенностями страны. Следовательно, патриотическое воспитания должно носить динамический характер и строиться с учетом современных реалий.

2. Традиционная народная педагогика является эффективным и мощным по своему воспитательному воздействию средством, которое должно активно использоваться на современном этапе в практике воспитания патриотизма, поскольку народно-педагогические взгляды понятны и доступны  самым широким слоям населения. Кроме того, значение традиционной педагогики возрастает в условиях возрождения в России народной культуры и национальных школ.

3. В народной педагогике казачества накоплен значительный опыт в

деле воспитания патриотизма, поскольку казачество всегда было тесно связано с государственной военной службой, осознавало свое основное назначение через служение Отечеству, его идеалам и направляло воспитательное воздействие семьи, общественности и школы на формирование у молодого поколения высоких гражданских и патриотических чувств. Накопленный опыт требует исторической оценки и систематизации.

4. Значительный опыт патриотического воспитания накоплен в процессе деятельности современных казачьих учебных заведений, детских объединений и организаций. Данный опыт требует изучения и активного внедрения в практику патриотического воспитания современной России, поскольку отличается исторической преемственностью и перспективностью.

Кроме того мне легче заниматься этим вопросом так как я могу на практике наблюдать за этим процессом. С сентября 2008 года  в Григорополисском сельскохозяйственном техникуме был введен казачий компонент.


В новейшей российской истории возрождение казачества вызвало широкий научный и общественный интерес к этому феномену отечественной истории. Центральное место в современной историографии занимают традиции и обычаи казачества. В данной работе большое место отводится  описанию воспитания мальчика в казачьей семье, так как  для нашего образовательного учреждения это актуально. По официальным данным, оно основано в 1903 году, но, согласно некоторым архивным сведениям, родилось еще в 1895-м.

С 1795 года казаки с Дона переселились в станицу Григорополисскую ,а в 1796 году казаки григорополиссцы  вошли в состав Кубанского линейного полка. В станице сохранился «донской корень».В 1816 году построили в станице Григорополисской церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с колокольней. Поэтому история лицея тесно связана с историей казачества и  сегодня в обучающую программу включен казачий компонент. А это непременное изучение истории православия, казачьих обычаев и традиций, серьезное отношение к спортивному развитию. И название нашего лицея гордо носит имя выдающегося казачьего атамана М.И.Платова. И чтобы понять и прочувствовать дух казачества в традициях и обычаях,  в лицее обязательно проводятся уроки православия , встречи с представителями казачества, сотрудничество со станичным казачьим хором, на классных часах ведутся беседы по традициям казачества и готовятся номера художественной самодеятельности связанные с обычаями казачества.

В статье анализируется вопросы особенностей хозяйственно-культурного типа казаков, материальной, духовной и бытовой культуры казачества.

Ключевые слова:

Казаки, казачество, духовная культура, материальная культура, хозяйство, быт и семейный уклад, хозяйственно-культурный тип, историко-этнографическая общность, поселение, жилище, культурные стерео-

типы, фольклор, оружие, военные приемы, религия, религиозность.

Тот, кто не уважает обычаи своего народа,

не хранит их в своем сердце, тот позорит

не только свой народ, но, прежде всего,

не уважает самого себя, свой род,

своих древних предков.

КАЗА́КИ, этническая группа, в основном в составе русского народа. Численность в Российской Федерации — 140 тысяч человек (2002), численность потомков казаков оценивается в 5 млн. человек. В тюркских языках «казак» — вольный человек, так у кочевых народов называли людей, оторванных от своей социальной среды, по разным причинам не желавших нести груз общинных и семейных обязанностей.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не  соблюдает традиции и обычаи казаков.

Беспощадные к врагам казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны, они ─ философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому 10 Христовых заповедей составили основу морально-нравственных устоев казачьих обществ: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество.

Издавна на Северном Кавказе сосуществуют, взаимопроникая и обогащаясь, множество культур населяющих его народов. Сегодня в рамках Северо-Кавказского федерального округа эту многовековую данность следует учитывать и использовать во благо межнационального мира.

Воспитание мальчика.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крестный, и атаман, и старики следили, чтоб мальчонку "не заездили", чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд описан в древнерусских летописях как великокняжеский, и неизвестно, пришел ли он на Русь из степи, или в степь от Руси. А может, он был общим для всех дружинников: и степняков, и славян, и варягов. Но у казаков он сохранился до наших дней.

 Годовалого казачонка на женской половине дома усаживали на кошму, и крестная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой. Подстриженного мальчонку женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок (в который потом заворачивали первые волосы) и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву - будет жив. Заплачет, повалится с коня - быть убитому. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал его на руки, а крестный надевал на них обоих портупею так, чтобы издали казалось: идет по улице казак при шашке.

 У ворот родного куреня казаков встречала женщины. "Казака принямайтя! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квёлый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительней..."

 Крестная снимала с отца и сына шашку со словами: "Возьми, крестный, шашку, нашему казаку еще расти нужно. Сохраняй ее до срока". Крестный принимал оружие, хранил его и вручал крестнику в семнадцать лет, после того, как малолетку приписывали к полку. Он же, крестный, обучал крестника всем церковным обычаям, но в большей степени всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг или чрезмерно мягок, поскольку это его плоть и кровь, а крестный - духовный отец - будет и строг, и справедлив.

 Обучение начиналось после "праздника первых штанов". Штаны, как правило, дарил старший в роду. Это должны были быть обязательно шаровары. Без этого изобретения скифов обучение верховой езде было невозможно. Мальчика все поздравляли с первыми штанами, и казачонок ими очень гордился.

 Наступал этот праздник в зависимости от общего развития мальчика, но, как правило, с трех-пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой - с десяти. Сначала пускали тонкой струйкой воду и "ставили руку", чтобы клинок шел под правильным углом и резал воду, не оставляя брызг. Потом учили "рубить лозу", сидя на коновязи - на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому оседланному. Рукопашному бою учили с трех лет, передавая особые, в каждом роду сохранявшиеся приемы.

Одной из самых любимых была древнейшая игра пастухов - дзига, или кубарь, в которую играли с утра до вечера. Специально изготовленную игрушку, похожую и на шпульку от ниток, и на волчок, подхлестывали кнутами. Условия были самыми разными: стараясь не уронить, гоняли дзигу по маршруту, гоняли наперегонки... Особые мастера ухитрялись выделывать потрясающие номера с кубарем, подбрасывая его в воздухе или попадая им в цель за много метров. Бывали командные соревнования, бывали бои, когда сшибали дзиги противников... Несмотря на то, что взрослые считали "гонять кубарь" пустым занятием, именно оно развивало глазомер, реакцию, ловкость, выносливость, да и просто обучало пастушьему владению кнутом и боевому умению обращаться с нагайкой.

 В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. Бритоголовым он шел в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, под украдкой роняемые матерью, сестрами и бабушкой слезы, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.

 Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и немилостиво выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. "Все! - говорили они. - Учись служить! Чай, теперь ты не дите, а полказака!"

 С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. "Смотри, - говорил отец, - на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство". И если поначалу это могло восприниматься не совсем серьезно, то в десять лет казачонок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.

 С очень раннего возраста казачонок осознавал себя частью станичного общества. Предания донесли до нас известия о том, что на всех старинных казачьих войсковых кругах обязательно были смышленые казачата. Для этого торжественного случая им даже шилась, за счет атаманской казны, праздничная одежда. Разумеется, они не принимали участия в спорах казаков, у них была другая задача - слушать и запоминать. В особо важных случаях таких мальчишек бывало несколько. Они стояли друг от друга порознь, чтобы не разговаривали между собою, и после круга их расспрашивали: что они запомнили, о чем шла речь, кто и что говорил, кто кому возражал, какое было принято решение... Так народ сохранял свою историю. Бывали старики, которые с поразительной точностью рассказывали о событиях вековой давности, и на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал коротко и просто: "Я там был!".

 Мальчишки обязательно присутствовали при разведении межевых границ. Причем, после того, как мальчонка с закрытыми глазами повторял все приметы и знаки границы, его могли неожиданно ударить рукой и нагайкой. Объяснение было примерно следующим: "Мол, прости, сынушка, это тебе не в укор и не в наказание... Рана заживчива, а память забывчива. И ты с годами все позабудешь, а вот как тебя ударили ни за что ни про что, век помнить станешь, а с тем и все границы станичного юрта".

 Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами атаман. Студентов и юнкеров даже старики звали по имени-отчеству... Но кроме этого каждый казачонок ежедневно учился работать, перенимая мастерство от старших. Семилетний мальчик вполне справлялся с лошадьми и волами, мог и запрячь и поставить в конюшню. Пахать на волах ему не хватало силенок, но боронить, сгребать сено на лошадях было исключительно мальчишеским делом.

 С весны до осени казачата, как правило, жили в степи при отарах или на бахчах со стариками. И здесь учеба не прекращалась ни на один день. Казачат учили ежедневно стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться.

 Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с пяти-семилетнего возраста отцы забирали их в сменные сотни, полки и увозили с собой на службу, часто и на войну.

Девочек-казачек воспитывали в православной вере, учили рукоделию, приучали к домашним делам. куклы делали своими руками, тряпичные. как бабушка рассказывала. как девочки подрастали, так и все больше времени делом занимались. лень не в почете.

Казачьи домашние законы.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы:

1. Уважительное отношение к старшим.

 2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене)

 3.  Безмерное почитание гостя.

Казаки и родители

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным  делам. Непочитание отца с матерью считалось за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением. В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».  

Отношение к старшим

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться. Младший должен проявлять терпение и выдержку,  при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными.

 При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.  При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение.

Отношение к женщине

Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре - обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении  ее правами мужчины не было необходимости.

Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери – казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне, и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе, принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строго порядка казачьего быта.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов, и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

Отношения в казачьей среде

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора станицы. За неправильное поведение подростку взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши» и сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».  Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей.  Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству. Как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.  Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.  Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило: к старшей по возрасту - «мамаша», к равной – «сестра», к младшей – «дочка» (внучка). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья, семьи, о положении дел. Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Характерной особенностью казачьей души была потребность оказывать услугу и проявлять доброту к любому человеку: подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде, чем самому что-либо съесть или утолить жажду, казак должен был предложить рядом стоящему (сидящему). За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии – нищему, считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить.

 Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста  на могилу забивали осиновый кол. Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия.

Рождение казака

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях  воинов не было конца. Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа.  Новорожденному  все родные и друзья отца  приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и  стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом  возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

Честь казачья

Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились пригласить на службу и французские короли, и германские курфюрсты, но особенно соседние православные народы.Казаки были неподкупны, предательств среди них, среди природных казаков, не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников.

Слово казака

Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любил и дела на кругу (Раде) решал скоро и справедливо. По отношению к своим провинившимся оценка братьев-казаков была строга и верна, наказания за преступления - измену, трусость, убийство и воровство - были жестоки.

Казаки и гости

Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке.  Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе.

 Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. И старик уступал место гостю, даже если тот был моложе его. Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.

 Таковы были нравы и обычаи старого казачества.

Военная лексика казачества.

Жизнь казака проходила в походах и сражениях. Этот особый воинский быт запечатлен прежде всего в языке казачества, который хранит в себе накопленный веками опыт походной жизни, особого отношения к товарищам по службе, к «справе» и оружию.Язык – важнейший источник, который позволяет нам сегодня глубже понять мировоззрение казака, его взгляды на свое призвание. Многие из слов и выражений, рожденные в казачьей среде, стали расхожими и, употребляя их, мы не всегда задумываемся об их казачьем происхождении.Например, в русском языке известен глагол «атаманить» в значении  «руководить, командовать». Откуда он пошел? Военно-административным начальником в казачьих областях и высшим начальником в казачьих войсках был атаман – выборное лицо. В казачестве избирались атаманы хуторской, станичный, окружной (выборные начальники  соответственно хутора, станицы, округа). Во время походов, войны выбирался походный, или кошевой, атаман. Был также наказной (наказный), войсковой атаман - начальник казачьего войска, который назначался царем. Заметим, что в настоящее время в связи с возрождением казачества вновь в станицах и хуторах избираются атаманы.Формой самоуправления в казачестве был казачий круг – общее собрание казаков, где решались все основные вопросы жизни, не только военные. Различались: войсковой круг  как высшее военное собрание казачества, орган казачьего воинского управления при войсковом атамане, окружной / станичный круг - орган казачьего воинского управления при окружном или станичном атамане. Своеобразие казачьей военной жизни отразилось и в таких словах и выражениях, как «сбить войсковой (окружной, станичный) круг» - собрать войсковой (окружной, станичный) круг; «вывести на круг», то есть поставить перед судом общества. Возникли такие выражения – «сиденка» (дежурство казаков при станичном правлении), «сиделец» (дежурный  при станичном правлении), «односум», «полчанин (полчан)» - сослуживцы по армии, по полку и др.До настоящего времени в традиционном донском диалекте, особенно в рассказах, воспоминаниях казаков продолжают употребляться специфические слова и выражения, отражающие старинный казачий быт, военные занятия. К ранее приведенным словам и выражениям можно добавить: есаул, сотник, атаманец. Атаманцами называли на Дону казаков, которые служили в Атаманском полку (это полк лейб-гвардии русской армии, состоявший из специально отобранных казаков и несший службу при царском дворе) . Обычно туда отбирали рослых и красивых казаков.  В дальнейшем стали употреблять это слово в переносном значении, говоря о ком-либо видном, статном, красивом.С особенностями военной жизни мужчин связано и появление на Дону таких лексем, как жалмерка, полчанка, односумка, отражающих положение одиноких женщин, мужья которых ушли на службу. Если специальные слова и термины непосредственно указывают на исконный род занятий казаков, то устойчивые выражения, широко представленные в диалекте, содержат подобную информацию нередко завуалировано. Пословицы, поговорки  и фразеологизмы доносят до современников  отголоски давних  событий, в которых сконцентрированно  отражен  путь формирования казачества как особого субэтноса русского народа, сложности исторического пути казаков. Поскольку основным видом  занятий казачества была деятельность военного характера, со временем в их языке начинают активно употребляться слова и выражения, используемые в профессиональной речи военных: «скрасть караул», «добыть языка», «стоять на слуху», «пойти или поступить лавой» и др., многие из которых в более поздний период переосмысливаются и начинают функционировать в казачьих говорах  в качестве фразеологических единиц в бытовом контексте.

Многие составные военные термины в силу обобщенности своей семантики были перенесены в сферу обыденного общения. В связи с  этим такие  этимологически  военные выражения, как «идти в отступ»,» идти в наступ», «брать на приступ», «наряженный казак» и некоторые другие употребляются в настоящее время в донских говорах в качестве  фразеологических единиц, например: «идти в отступ»,  то есть сдаваться, уступать кому-либо в чем-либо, соглашаться с мнением другого; «наряженный казак» (т. е. казак, находящийся в наряде) - о человеке, которому дано ответственное поручение.

В казачьем языке особое значение приобрел образ коня. Каждый казак, который шел служить, должен был позаботиться о  коне и казачьей справе, т.е. о полном обмундировании, снаряжении, в том числе о казачьем седле, которое отличалось от драгунского. Вся жизнь казака была связана с конем - уже с детства, когда  мальчиков «посвящали» в казаки, готовили к воинской службе, у них складывалось особое отношение к коню как к близкому, верному другу, надежному товарищу. С конем в жизни казака-воина связана не просто мобильность, скорость, удача, но и такие непреходящие ценности, как дружба, верность, надежность, да и сама жизнь. Бытовые ассоциации с такими  качествами коня, как здоровье, выносливость, сила, резвость, вызвали к жизни такие обороты, как «бегать конем», то есть быстро и резво, «стоялый жеребец» - о молодом, физически сильном человеке, чьи силы находятся без применения и многие другие, а ассоциации с внешним видом коня – лексемы «коневитый», «конистый» , то есть стройный, с хорошей осанкой.В донских говорах отмечено значительное число устойчивых фраз, отражающих  отношение казака к коню – верному боевому товарищу: «конь – душа казака»; «конь возит и воду, и воеводу»;» побереги коня один раз, а он тебя – десять раз»;» быть при силе и при стремени (быть в стремени)», т. е. находиться в хорошей форме; «гулять (играть) конём» -чувствовать себя независимо, вольно; «с коня не слезать» - находиться постоянно в боевой готовности, быть в форме; «бегать конём» - быть физически сильным; «не в своем седле» - чувствовать себя неуютно, некомфортно; «наехать конём»  - резко наскочить, не дать опомниться и т. д.Стремя в представлении казака – неотъемлемый атрибут его походной жизни; военная служба в конных отрядах требовала от казаков хорошей физической подготовки, выдержки и специфических умений. Физически слабый, немощный не мог длительное время удерживаться на коне – «в стремени», отсюда с данным выражением возникают у казаков соответствующие ассоциации  – сила,    выдержка, выносливость. Известно выражение «стремя в стремя», имеющее значение «очень близко, рядом». При этом интересно заметить, что пример, иллюстрирующий  данную  фразеологическую единицу во Фразеологическом словаре русского языка (под ред. А.И. Молоткова) и Фразеологическом словаре русского литературного языка (под ред. А.И. Федорова), характеризует жизнь именно казака: Много было здесь фронтовиков, и стремя в стремя проскакал казак этот с ними вместе по Курдистану, Туретчине, Персии (А. Первенцев. «Кочубей»).Через данное ассоциативное поле   нередко определяются межличностные контакты: о лучших друзьях казаки говорят: «сидёлка и подпруга». Конфликтные отношения отражают  фраземы «натянуть поводья» - ограничить свободу действий; «затянуть уздечку» – с тем же значением. Внешность человека характеризуется выражением «морда – конем не объедешь»- о полном, упитанном человеке.

Такое значимое событие в жизни казака, как проводы на службу, закреплено на фразеологическом уровне устойчивым  выражением «выпить стременную» (выпить последнюю рюмку за счастливую службу казака), которое в настоящее время активно употребляется в ситуации расставания любого характера (от прощания на вечеринке до ритуального провожания молодых на брачное ложе).С отдельными характеристиками коня по его внешности, иноходи, типу упряжи и т. д. связаны  фразеологические единицы «идти с придавом»- четко вышагивать – как конь, резко выбрасывая ноги вперед; «водить за ноздри» - заставить подчиниться – как норовистого коня; «въесться в холку» - изрядно надоесть; «подпрячься на пристяжку» - примкнуть к уже определившейся компании и др.Как видим, приоритетные ценности военной сферы бытия казачества (в данном случае, ценность «конь»), активно переносятся   в область повседневного общения и   образно отражаются в языке, что, безусловно, является показателем их значимости в жизни .

Традиции являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.

Приветствия и обращения казаков.

Приветствие звучало в трех вариантах (производных от "здорово"):  "здорово дневали!" (послеобеденное время, скорей, вечер),  "здорово ночевали!" (утро, до обеда), "здорово живете!" (в любое время).

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной - «сестра», к младшей - «дочка» (внучка). К жене – индивидуально каждый усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д. к пожилым годам – нередко «мать», а то и по имени- отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.

При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.

Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.

     Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.

При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.

Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Простите меня, пожалуйста»,  «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили за что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».

Казачьи заповеди

1.      Честь и доброе имя для казака дороже жизни

·        Береги честь смолоду, достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори сам себя. Оказывая уважение другим.

· Не унижай себя. Не завидуй другим и не держи зла в сердце своем. Не будь гордецом; и в мыслях не допускай, что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри вначале на себя.

· Будь доброжелателен, но не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко. Совершив позорный поступок, имей силу воли принять крайнее решение.

2. Казаки все равны в правах: помни: «нет ни князя, ни раба, но все рабы Божии!».

 Казаки равны как в правах, так и в ответственности за содеянное, независимо от общественного положения, образования и прошлых заслуг. Решение, принятое на Сборе - закон для всех.

·  Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю. Любой казак может быть избран на любую должность. Для сохранения единства Казачества казак не должен состоять в политических партиях.

3. По тебе судят обо всем казачестве  

·   Не совершай дурных поступков и удерживай от них других.

·  Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду. Пусть не прельщают тебя ни корысть, ни стяжательство, ни бесчестные доходы, ни сиюминутная слава. Не поддавайся губительным страстям. Не увлекайся спиртным, табак тоже не на пользу ни тебе, ни окружающим. Избегай сквернословия.

·  Знай: мат еще в ХШ веке придумали враги русского  народа для оскорбления наших Матерей и Веры. Будь примером в жизни своей и защити обиженного, помоги страждущему, накорми голодного, не дай упасть слабому духом и телом.

4.Служи верно своему народу, а не вождям

· Казачество свое главное  предназначение видит в  служении народу и Росси и ради их благоденствия, а не для собственной корысти и славы. Казак за это готов пролить кровь свою, но «не сотвори себе кумира и подобия его!».

5.Держи слово. слово казака дорого.

·Казак! Помни, что каждое твое слово - это слово твоего народа, слово Казачества. Выпустишь слово - не поймаешь. Говори, да не проговаривайся, ибо спроста сказанное не спроста слушано. Стойкость чести в слове.

6.Чти старших, уважай старость.

· Помни! Без одобрения стариков ни одно важное решение Атамана не может быть исполнено. Власть же стариков – не от силы, а от авторитета и мудрости. Прислушивайся к  слову бывалых и избежишь многих ошибок. Каждого старика почитай Отцом своим, а не престарелую казачку – Матерью.

7 Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа  

· Если сомнению коснулись твоей души и ты не знаешь, как поступить, - поступай по обычаю своего народа и Вере предков. Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все Казачество.

7. Погибай, а товарища выручай.  Так было всегда у казаков. Взаимная выручка – основа казачьего братства. Как ты посмотришь в глаза матери товарища, которого мог спасти и не спас?....

8.      Будь трудолюбив.  не бездействуй.

· Каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке и не протягивай руку с криком «Дай!». Живи своим трудом. Презирай  праздность. Любое дело должно «гореть» в твоих руках.

9. Береги семью свою и служи ей примером

Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него и спрос за все. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания.

Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми, отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование.  

Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца.

КАЗАКОМ НАДО РОДИТЬСЯ!

КАЗАКОМ НАДО СТАТЬ!

КАЗАКОМ НАДО БЫТЬ!

Казаки — народ, имеющий свою культуру, историю, память, славное прошлое. В казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле — святой Руси, своему народу и своему государству, и ни когда свое Отечество не подводили.

Вот такие они были – казаки. Изучая материал о казачестве, мы сравнивали современные правила поведения, и, к сожалению, это сравнение не в нашу пользу. Изучая историю нашего края, подробно знакомясь с обычаями наших предков, мы можем сказать, что казачество – особый народ, главным делом которого было военное дело, и вся система семейного и общественного воспитания была направлена на умение отстаивать свою землю с оружием в руках, на воспитание мужества, героизма, уважения к старшим, почитанию предков. Самым главным была Христианская вера, дававшая силу духа, потому были казаки бесстрашными, не боялись смерти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...

Проектная работа по теме: «Система организации работы обучающихся в группах на уроках физики».

Цель проектной работы: показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках физики, на основе собственного опыта и имеющихся методических мате...

Статья: "Система патриотического воспитания через взаимодействие с родителями в средней,старшей и подготовительной группах"

Статья:"Система патриотического воспитания через взаимодействие с родителями в средней,старшей и подготовительной группах"...

Методическая разработка "Система патриотического воспитания учащихся на уроках истории, краеведения и во внеклассной работе"

Родина, отечество, родной край, мой дом… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.От эти...

Презентация по теме "Система патриотического воспитания на уроках физической культуры"

Презентация по теме "Система патриотического воспитания на уроках физической культуры"...

Доклад на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников: традиции и инновация".

Гражданско - патриотическое воспитание школьников: традиции и инновация....

Курсовая работа по теме "Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время «Я люблю тебя, Россия»"

Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время «Я люблю тебя, Россия»  (из опыта работы преподавателя-организатора ОБЖ)....