Программа дополнительного образования «Возрождение духовных ценностей на территории Сосновского района»
рабочая программа по теме

Попков Андрей Вячеславович

 Предлагаемая программа предусматривает изучение истории церквей и святых мест на территории Сосновского района. Программа предназначена для проведения занятий учащимися 13-15 лет. Курс рассчитан на два года обучения первый год обучения 144 часа, второй 216 часов.

  Именно в процессе изучения истории родного края, краеведческих походов и экспедиций, сбора информации у обучающихся, занимающихся по программе «Возрождение духовных ценностей на территории Сосновского района» вырабатываются чувства любви к окружающей природе,  культурным ценностям, Родине, родному краю.

Основной идеей моей программы является соединение экспедиционной деятельности с краеведческими исследованиями в местах с наибольшей религиозной деятельностью.

Программа универсальна по ней могут заниматься и мальчики и девочки. Ведущая задача программы – создание условий для удовлетворения и развития широкого спектра творческих потребностей детей и юношества средствами экспедиций и краеведения.

Основными направлениями программы, является изучение истории родного края, выявление, учет, описание и охрана исторических памятников, святых мест, изучение родословных, традиций, обрядов.

Программа «Возрождения духовных ценностей на территории Сосновского района» - это комплексный, рассчитанный на несколько лет учебно-познавательный туристическо-краеведческий процесс.   В процессе этой работы у детей будут формироваться краеведческие, туристические навыки, повысится интерес к родной истории,  обучающиеся будут вовлечены в активную исследовательскую работу, отвлекутся от пагубных привычек.

 

Для реализации поставленных целей и задач выбраны традиционные и интерактивные формы обучения. Особое внимание уделяется самостоятельному поиску и анализу материала, а также умению устного его изложения. Проведение занятий основано на вовлечении обучающихся  в практическую деятельность по изучению святых мест и церквей  через экскурсии и туристические походы.

Главными объектами изучения программы « Возрождение духовных ценностей на территории Сосновского района» являются святыни Сосновского района (церкви, храмы, часовни, святые источники),  а так же их история, окружающая среда, люди, события, сыгравшие значительную роль в истории родного края. Данная программа составлена на основе программы « Старообрядчество и история Нижегородского Заволжья». Автор программы С.Н.Коршак, педагог дополнительного  образования УДЮТурЭ.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Яковская средняя общеобразовательная школа

Согласовано                                                                                   Утверждаю

Зам. Дир по ВР                                                                                Директор

_____________                                                                            МБОУ Яковская СОШ

Марушина Э.А.                                                                _________Кузьмина Л.Н.

Программа дополнительного образования

«Возрождение духовных ценностей

 на территории Сосновского района»

Программу составил

учитель истории Попков А.В.

С.Яковское

2013 год.

 Предлагаемая программа предусматривает изучение истории церквей и святых мест на территории Сосновского района. Программа предназначена для проведения занятий учащимися 13-15 лет. Курс рассчитан на два года обучения первый год обучения 144 часа, второй 216 часов.

  Именно в процессе изучения истории родного края, краеведческих походов и экспедиций, сбора информации у обучающихся, занимающихся по программе «Возрождение духовных ценностей на территории Сосновского района» вырабатываются чувства любви к окружающей природе,  культурным ценностям, Родине, родному краю.

Основной идеей моей программы является соединение экспедиционной деятельности с краеведческими исследованиями в местах с наибольшей религиозной деятельностью.

Программа универсальна по ней могут заниматься и мальчики и девочки. Ведущая задача программы – создание условий для удовлетворения и развития широкого спектра творческих потребностей детей и юношества средствами экспедиций и краеведения.

Основными направлениями программы, является изучение истории родного края, выявление, учет, описание и охрана исторических памятников, святых мест, изучение родословных, традиций, обрядов.

Программа «Возрождения духовных ценностей на территории Сосновского района» - это комплексный, рассчитанный на несколько лет учебно-познавательный туристическо-краеведческий процесс.   В процессе этой работы у детей будут формироваться краеведческие, туристические навыки, повысится интерес к родной истории,  обучающиеся будут вовлечены в активную исследовательскую работу, отвлекутся от пагубных привычек.

Для реализации поставленных целей и задач выбраны традиционные и интерактивные формы обучения. Особое внимание уделяется самостоятельному поиску и анализу материала, а также умению устного его изложения. Проведение занятий основано на вовлечении обучающихся  в практическую деятельность по изучению святых мест и церквей  через экскурсии и туристические походы.

Главными объектами изучения программы « Возрождение духовных ценностей на территории Сосновского района» являются святыни Сосновского района (церкви, храмы, часовни, святые источники),  а так же их история, окружающая среда, люди, события, сыгравшие значительную роль в истории родного края. Данная программа составлена на основе программы « Старообрядчество и история Нижегородского Заволжья». Автор программы С.Н.Коршак, педагог дополнительного  образования УДЮТурЭ.

развитие программы  краеведческих исследований в Сосновском районе, открытие новых духовных памятников  в ходе туристско-краеведческих походов и экспедиций по Сосновскому району с их описанием и изучением.

  • Исследование   исторических   мест   православной   культуры Сосновского   района   путём   совершения   туристско-краеведческих экспедиций к  известным  и  предполагаемым историко-краеведческим    памятникам:    к    разрушенным    и восстановленным церквям, святым местам, местам захоронения церковнослужителей.
  •  Сбор материала об этих местах с его фотофикацией, описанием, записями рассказов очевидцев.
  • Сбор  материала в  библиотеках  и  архивах  Нижегородской области.
  • Тесное взаимодействие церкви и школы.

Методы и формы обучения и воспитания используются в различных сочетаниях: устное изложение материала -  рассказ, инструктирование;

- обсуждение изучаемого материала    беседа, диспут;

-  практические занятия;

- самостоятельная работа.

- учебно - плановые    теоретические, практические тренировки;

-  индивидуальные и групповые;

-  игровые формы;

-  экскурсии;

-  показательные выступления;

-  встречи с властными структурами, ветеранами, вдовами;

- благотворительные акции;

-  праздники;

-  экологические акции;

- социально - значимые дела;

- творческие конкурсы;

-  отчетные занятия;

- конкурсы.

Внутренние ресурсы:

•    Все участники образовательного процесса;

•    Центр внешкольной работы «Патриот»;

Технические ресурсы:

•    Персональный компьютер;

•    Видеомагнитофон;

•    Цифровой фотоаппарат;

•    Видеокамера;

•    Проектор;

Информационные ресурсы:

•    Учебная, методическая, научная литература по вопросам гражданского образования и воспитания;

Раздел 1: История церкви  с.Студенец.

1.1.Опрос старожилов по истории церкви. Обучающиеся берут интервью у старожилов, пытаясь, как можно больше собрать информации об истории церкви;

1.2. Работа с архивными документами. Преподаватель вместе с обучающимися ведёт работу с архивными данными районного архива, областного, церковного;

1.3. Экскурсия и фотосъемка церкви. Экскурсия к церкви, осмотр объекта, фотосъёмка объекта;

1.4. Оформление материала в фотоальбом.

Раздел 2: История церкви с.Пашигорьево.

2.1. Опрос старожилов по истории церкви. Обучающиеся берут интервью у старожилов, пытаясь,  как можно больше собрать информации о церкви;

2.2. Работа с архивными данными. Преподаватель совместно с обучающимися  ведёт работу с архивными данными районного архива, областного, церковного;

2.3. Экскурсия и фотосъемка церкви. Экскурсия к церкви, осмотр объекта, фотосъёмка объекта;

2.4. Оформление материала в фотоальбом.

Раздел 3: Святой источник близ с. Горки

3.1. Встреча с и.о. главой Яковской администрации,  на которой Трусов Н.А. выступит с докладом об историческом значении источника.

3.2. Опрос старожилов о месте нахождения Святого источника. Обучающиеся  опрашивают местных жителей о месте нахождения Святого источника, также в ходе опроса узнают легенды о нём;

3.3. Работа с архивными данными. Преподаватель  вместе с учениками ведёт работу с архивными данными районного и  областного архива;

3.4. Экскурсия и фотосъемка источника. Экскурсия к источнику, осмотр объекта, фотосъёмка.

3.5. Анализ воды. Взятие пробы воды на анализ в лабораторию.

Раздел 4: История церкви с. Бараново

4.1. Опрос старожилов по истории церкви. Опрос жителей с.Бараново об истории и месте нахождения церкви;

4.2. Работа с архивными данными. Преподаватель вместе с обучающимися ведёт работу с архивными данными районного архива, областного и церковного;

4.3. Экскурсия и фотосъемка места, где находилась церковь. Экскурсия к месту нахождения церкви, осмотр местности, фотосъемка;

4.4.Оформление материала в фотоальбом.

Раздел 5: История церкви с.Сурулово

5.1. Опрос старожилов по истории церкви. Обучающиеся  берут интервью у старожилов, пытаясь как можно больше собрать информации о церкви;

5.2. Работа с архивными данными. Преподаватель совместно с обучающимися  ведёт работу с архивными данными районного архива, областного и церковного;

5.3. Экскурсия и фотосъемка церкви. Поездка в с. Сурулово с целью посещения  церкви, осмотр объекта, фотосъёмка;

5.4. Оформление материала в фотоальбом.

Раздел 6: История церкви с. Селитьба

6.1. Опрос старожилов по истории церкви. Поездка в с.Селитьба с целью опроса старожилов по истории церкви, учащиеся берут интервью, пытаясь, как можно больше узнать об истории церкви;

6.2. Работа с архивными данными. Преподаватель вместе с воспитанниками  ведёт работу с архивными данными, районного архива, областного и церковного;

6.3. Экскурсии к церкви, осмотр объекта, фотосъёмка;

6.4. Оформление  материала в фотоальбом.

Раздел7: История церкви с.Созоново

7.1. Опрос старожилов по истории церкви. Поездка в с.Созоново с целью опроса старожилов по истории и местоположению церкви, обучающиеся  берут интервью, пытаясь как можно больше узнать об истории церкви;

7.2. Работа с архивными данными. Преподаватель  вместе с обучающимися ведёт работу с архивными данными, районного архива, областного и церковного;

7.3. Экскурсия и фотосъемка церкви.  Экскурсия к месту, где находилась церковь, осмотр объекта, фотосъёмка;

7.4. Оформление материала в фотоальбом.

Раздел1: История церкви с. Лесуново

1.1. Опрос старожилов по истории церкви. Поездка в с. Лесуново с целью опроса старожилов по истории церкви, обучающиеся  берут интервью, пытаясь, как можно больше узнать об истории церкви;

1.2. Работа с архивными данными. Преподаватель вместе с обучающимися  ведёт работу с архивными данными, районного архива, областного и церковного;

1.3. Экскурсия и фотосъемка церкви. Экскурсия к церкви, осмотр объекта, фотосъёмка;

1.4. Оформление материала в фотоальбом.

Раздел 2: История церкви с.Панино

2.1. Опрос старожилов по истории церкви с. Панино. Поездка в с. Панино с целью опроса жителей по истории церкви, учащиеся берут интервью, пытаясь как можно больше узнать об истории церкви;

2.2. Работа с архивными данными. Преподаватель вместе с воспитанниками ведёт работу с  архивными данными, районного архива, областного и церковного;

2.3. Работа с архивными данными. Экскурсии к церкви, осмотр объекта, фотосъёмка, встреча с батюшкой

2.4. Оформление материала в фотоальбом.

Раздел 3: Святой источник близ с.Виткулово.

3.1. Встреча с  главой Виткуловской с/ администрации. Встреча с главой Виткуловской с/администрации, на которой  Кузнецов Ю.Л. выступит с докладом об историческом  значении источника;

3.2. Опрос старожилов о месте нахождения святого источника. Обучающиеся опрашивают местных писателей о месте нахождения святого источника, также в ходе опроса узнают легенды о нём;

3.3. Работы с архивными данными. Преподаватель вместе с  воспитанниками ведёт работу с архивными данными районного и областного архивов;

3.4.  Экскурсия и фотосъемка источника. Экскурсия к источнику, осмотр объекта, фотосъёмка, анализ воды.

Раздел 4: История церкви с.Сосновское

4.1. Опрос старожилов по истории церкви. Обучающиеся  берут интервью у старожилов, пытаясь, как можно больше собрать информации по истории церкви;

4.2. Работа с архивными данными. Преподаватель  вместе с воспитанниками  ведёт работу с архивами, данными районного архива, областного и церковного;

4.3. Экскурсия и фотосъемка источника. Экскурсия к церкви, осмотр объекта, фотосъёмка, встреча с батюшкой;

4.4. Оформление материала в фотоальбом.

Раздел5: История церкви с.Виткулово

5.1.Опрос старожилов по истории церкви. Обучающиеся берут интервью у старожилов, пытаясь, как можно больше собрать информации по истории и местонахождению церкви;

5.2.Работа с архивными данными. Преподаватель вместе с воспитанниками  ведёт работу  с архивными данными районного архива, областного и церковного;

5.3. Экскурсия и фотосъемка места, где находилась церковь. Экскурсия к месту, где находилась церковь, осмотр  объекта, фотосъёмка;

5.4.Оформление материала в фотоальбом.

Раздел 6: История церкви с. Елизарово

- поездка в с.Елизарово с целью опроса старожилов по истории церкви,  учащиеся берут интервью, пытаясь , как можно больше узнать об истории церкви;

- учитель вместе с учениками ведёт работу с архивными данными районного архива, областного и церковного;

- экскурсия к месту, где находилась церковь, осмотр объекта, фотосъёмка;

- оформление материала.

Раздел 7: Святой источник близ д.Клещариха.

- встреча с главой Елизаровской администрации, на которой он выступит с докладом об историческом значении источника;

- учащиеся опрашивают местных жителей о месте нахождения святого источника, так же в ходе опроса узнают легенды о нём;

- учитель вместе с учениками ведёт работу с архивными данными районного и областного архивов;

- экскурсии к источнику, осмотр объекта, фотосъёмка, анализ воды.

Раздел 8: История церкви с.Бочиха

- поездка в с.Бочиха с целью опроса старожилов по истории церкви, учащиеся берут интервью, пытаясь  как можно больше узнать об истории  церкви и местонахождении;

- учитель вместе с учениками ведёт работу с архивными данными районного архива, областного и церковного;

- экскурсия к месту, где находилась церковь, осмотр объекта, фотосъёмка;

- оформление материала.

Раздел 9: История церкви с.Колпенки

- поездка в с.Колпенки с целью опроса старожилов по истории церкви, учащиеся берут интервью, пытаясь, как можно больше узнать об истории церкви;

- учитель вместе с учениками ведёт работу с архивными данными районного архива, областного и церковного;

- экскурсия к церкви, осмотр объекта, фотосъёмка;

- оформление материала.

Раздел 10: История церкви с. Зеленцово

- поездка в с.Зеленцово с целью опроса старожилов по истории церкви, учащиеся берут интервью, пытаясь, как можно больше узнать об истории церкви;

- учитель вместе с учениками ведёт работу с архивными данными районного архива, областного и церковного;

- экскурсия к церкви, осмотр объекта, фотосъёмка;

- оформление материала.

Весь собранный материал за 2 года обучения должен быть обработан и приведён в единую компьютерную систему.

№п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

всего

теория

Практика

1

1.1

1.2

1.3

1.4

Раздел: История церкви с.Студенец

Опрос старожилов по истории церкви

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка церкви

Оформление материала

20

4

6

6

4

2

2.1

2.2

2.3

2.4

Раздел: История церкви с.Пашигорьево

Опрос старожилов по истории церкви

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка церкви

Оформление материала

20

4

6

6

4

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

Раздел: Святой источник близ с.Горки

Встреча с и.о. главой Яковской с/а

Опрос старожилов и о месте нахождения Святого источника

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка источника

Анализ воды

20

4

4

6

4

2

4

4.1

4.2

4.3

4.4

Раздел: История церкви с.Бараново

Опрос старожилов по истории церкви

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка места, где находилась церковь

Оформление материала

20

4

6

4

6

5

5.1

5.2

5.3

5.4

Раздел: история церкви с.Сурулово

Опрос старожилов по истории церкви

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка церкви

Оформление материала

20

4

6

4

6

6

6.1

6.2

6.3

6.4

Раздел: история церкви с.Селитьба

Опрос старожилов по истории церкви

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка церкви

Оформление материала

20

4

6

4

6

7

7.1

7.2

7.3

7.4

Раздел: история церкви с.Созоново

Опрос старожилов по истории церкви

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка церкви

Оформление материала

20

4

6

4

6

Подведение итогов по сделанной работе за учебный период

4

Всего 144 часа

№п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

всего

теория

Практика

1

1.1

1.2

1.3

1.4

Раздел: История церкви с.Лесуново

Опрос старожилов по истории церкви

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка церкви

Оформление материала

20

4

6

6

4

2

2.1

2.2

2.3

2.4

Раздел: История церкви с.Панино

Опрос старожилов по истории церкви

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка церкви

Оформление материала

20

4

6

6

4

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

Раздел: Святой источник близ с. Виткулово

Встреча с главой Виткуловской с/а

Опрос старожилов и о месте нахождения Святого источника

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка источника

Анализ воды

20

4

4

6

4

2

4

4.1

4.2

4.3

4.4

Раздел: История церкви п.Сосновское

Опрос старожилов по истории церкви

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка церкви

Оформление материала

20

4

6

6

4

5

5.1

5.2

5.3

5.4

Раздел: История церкви с.Виткулово

Опрос старожилов по истории церкви

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка места, где находилась церковь

Оформление материала

20

4

6

6

4

6

6.1

6.2

6.3

6.4

Раздел: История церкви с.Елизарово

Опрос старожилов по истории церкви

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка места, где находилась церковь

Оформление материала

20

4

6

6

4

7

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

Раздел: Святой источник близ д.Клещариха

Встреча с главой местного самоуправления  с/а

Опрос старожилов и о месте нахождения Святого источника

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка источника

Анализ воды

20

4

4

6

4

2

8

8.1

8.28.38.4

Раздел: История церкви с.Бочиха

Опрос старожилов по истории церкви

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка места, где находилась церковь

Оформление материала

20

4

6

6

4

9

9.1

9.29.39.4

Раздел: История церкви с.Колпенки

Опрос старожилов по истории церкви

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка церкви

Оформление материала

20

4

6

6

4

10

10.1

10.2

10.3

10.4

Раздел: История церкви с.Зеленцово

Опрос старожилов по истории церкви

Работа с архивными данными

Экскурсия и фотосъёмка церкви

Оформление материала

20

4

6

6

4

Обработка и систематизация материала

8

4

4

Подведение итогов

8

8

Итого 216 часов

Главными итогами данной работы должны быть:

  • исследовать исторические места православной культуры Сосновского района;
  • совершить все запланированные туристско-краеведческие

экспедиции к известным предполагаемым памятникам: церквям,  святым местам захоронения церковнослужителей;

  • собрать материалы об этих местах с его фотографией, описанием,

записями рассказов очевидцев, в библиотеках, архивах;

  • установить тесное взаимодействие церкви и школы;
  • соединить сведения в единую компьютерную систему.

Первоначальная база данных будет составлять таким образом, чтобы существовала постоянная возможность её совершенствования и дополнения краеведами, учителями, церквями.

1.Программа туристско-краеведческого движения учащихся            

Нижегородской области «Отечество»: Утверждена приказом

департамента образования и науки Нижегородской области № 18  от

16.01.2000 г.

2. Постановление администрации Нижегородской области от 06.10.97 г. № 283 «О патриотическом воспитании молодежи  Нижегородской области».

3. Борское отечество мое.- Н.Новгород,1998.

4. Внеклассная работа по истории: (краеведение): пособие для учителей/

 сост. Д.В.Кацюба , А.В.Закусов.- М .,1975.

5. Города нашей области/сост. А.А.Палов. - Горький,1969.

6. Заповедные места Горьковской области / колл. авторов. –Н.Новгород,1991.

7. Елисеев А. Рассказы о родном городе /А.Елисеев. –Горький,1958.

8. Историческое краеведение : основные источники изучения истории родного края: пособие для студентов педвузов /под. ред. Н.П.Милонова. – М.,1969.

9. Косарев И.А. Завод «Теплоход» / И.А.Косарев.- Горький,1985.

10. Нижегородский край : факты ,события, люди. – Н.Новгород, 1996.

11. Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев 17-18 веков / Д.Н.Смирнов. – Горький, 1989.

12. Чемоданов Л.А. История Горьковской области / Л.А. Чемоданов. –Горький, 1975.        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для детей 12-15 лет «Территория доверия»

Подростковый возраст – это пора достижений, «стремительного пополнения знаний, становления нравственности, открытия индивидуального «Я» и обретения новой социальной позиции» [9]. Кроме того, это «возр...

Программа дополнительного образования "Духовная музыка"

Программа для учащихся начальной школы. Интересна будет для пятиклассников....

Формирование основ духовно-нравственной культуры школьников в рамках программы дополнительного образования «Школьный хор»

Хоровое пение издревле являлось фундаментом отечественной музыкальной культуры, универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов. Коллективный характер, широкая доступность и, при этом, бо...

Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".

Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...

Рабочая программа дополнительного образования "Семья и семейные ценности"

Рабочая программа дополнительного образования "Семья и семейные ценности"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по курсу «Духовное воспитание на уроках английского языка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования по курсу «Духовное воспитаниена уроках английского языка»...