Программа дополнительного образования «Возрождение духовных ценностей на территории Сосновского района»
рабочая программа по теме
Предлагаемая программа предусматривает изучение истории церквей и святых мест на территории Сосновского района. Программа предназначена для проведения занятий учащимися 13-15 лет. Курс рассчитан на два года обучения первый год обучения 144 часа, второй 216 часов.
Именно в процессе изучения истории родного края, краеведческих походов и экспедиций, сбора информации у обучающихся, занимающихся по программе «Возрождение духовных ценностей на территории Сосновского района» вырабатываются чувства любви к окружающей природе, культурным ценностям, Родине, родному краю.
Основной идеей моей программы является соединение экспедиционной деятельности с краеведческими исследованиями в местах с наибольшей религиозной деятельностью.
Программа универсальна по ней могут заниматься и мальчики и девочки. Ведущая задача программы – создание условий для удовлетворения и развития широкого спектра творческих потребностей детей и юношества средствами экспедиций и краеведения.
Основными направлениями программы, является изучение истории родного края, выявление, учет, описание и охрана исторических памятников, святых мест, изучение родословных, традиций, обрядов.
Программа «Возрождения духовных ценностей на территории Сосновского района» - это комплексный, рассчитанный на несколько лет учебно-познавательный туристическо-краеведческий процесс. В процессе этой работы у детей будут формироваться краеведческие, туристические навыки, повысится интерес к родной истории, обучающиеся будут вовлечены в активную исследовательскую работу, отвлекутся от пагубных привычек.
Для реализации поставленных целей и задач выбраны традиционные и интерактивные формы обучения. Особое внимание уделяется самостоятельному поиску и анализу материала, а также умению устного его изложения. Проведение занятий основано на вовлечении обучающихся в практическую деятельность по изучению святых мест и церквей через экскурсии и туристические походы.
Главными объектами изучения программы « Возрождение духовных ценностей на территории Сосновского района» являются святыни Сосновского района (церкви, храмы, часовни, святые источники), а так же их история, окружающая среда, люди, события, сыгравшие значительную роль в истории родного края. Данная программа составлена на основе программы « Старообрядчество и история Нижегородского Заволжья». Автор программы С.Н.Коршак, педагог дополнительного образования УДЮТурЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Яковская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Утверждаю
Зам. Дир по ВР Директор
_____________ МБОУ Яковская СОШ
Марушина Э.А. _________Кузьмина Л.Н.
Программа дополнительного образования
«Возрождение духовных ценностей
на территории Сосновского района»
Программу составил
учитель истории Попков А.В.
С.Яковское
2013 год.
Предлагаемая программа предусматривает изучение истории церквей и святых мест на территории Сосновского района. Программа предназначена для проведения занятий учащимися 13-15 лет. Курс рассчитан на два года обучения первый год обучения 144 часа, второй 216 часов.
Именно в процессе изучения истории родного края, краеведческих походов и экспедиций, сбора информации у обучающихся, занимающихся по программе «Возрождение духовных ценностей на территории Сосновского района» вырабатываются чувства любви к окружающей природе, культурным ценностям, Родине, родному краю.
Основной идеей моей программы является соединение экспедиционной деятельности с краеведческими исследованиями в местах с наибольшей религиозной деятельностью.
Программа универсальна по ней могут заниматься и мальчики и девочки. Ведущая задача программы – создание условий для удовлетворения и развития широкого спектра творческих потребностей детей и юношества средствами экспедиций и краеведения.
Основными направлениями программы, является изучение истории родного края, выявление, учет, описание и охрана исторических памятников, святых мест, изучение родословных, традиций, обрядов.
Программа «Возрождения духовных ценностей на территории Сосновского района» - это комплексный, рассчитанный на несколько лет учебно-познавательный туристическо-краеведческий процесс. В процессе этой работы у детей будут формироваться краеведческие, туристические навыки, повысится интерес к родной истории, обучающиеся будут вовлечены в активную исследовательскую работу, отвлекутся от пагубных привычек.
Для реализации поставленных целей и задач выбраны традиционные и интерактивные формы обучения. Особое внимание уделяется самостоятельному поиску и анализу материала, а также умению устного его изложения. Проведение занятий основано на вовлечении обучающихся в практическую деятельность по изучению святых мест и церквей через экскурсии и туристические походы.
Главными объектами изучения программы « Возрождение духовных ценностей на территории Сосновского района» являются святыни Сосновского района (церкви, храмы, часовни, святые источники), а так же их история, окружающая среда, люди, события, сыгравшие значительную роль в истории родного края. Данная программа составлена на основе программы « Старообрядчество и история Нижегородского Заволжья». Автор программы С.Н.Коршак, педагог дополнительного образования УДЮТурЭ.
развитие программы краеведческих исследований в Сосновском районе, открытие новых духовных памятников в ходе туристско-краеведческих походов и экспедиций по Сосновскому району с их описанием и изучением.
- Исследование исторических мест православной культуры Сосновского района путём совершения туристско-краеведческих экспедиций к известным и предполагаемым историко-краеведческим памятникам: к разрушенным и восстановленным церквям, святым местам, местам захоронения церковнослужителей.
- Сбор материала об этих местах с его фотофикацией, описанием, записями рассказов очевидцев.
- Сбор материала в библиотеках и архивах Нижегородской области.
- Тесное взаимодействие церкви и школы.
Методы и формы обучения и воспитания используются в различных сочетаниях: устное изложение материала - рассказ, инструктирование;
- обсуждение изучаемого материала беседа, диспут;
- практические занятия;
- самостоятельная работа.
- учебно - плановые теоретические, практические тренировки;
- индивидуальные и групповые;
- игровые формы;
- экскурсии;
- показательные выступления;
- встречи с властными структурами, ветеранами, вдовами;
- благотворительные акции;
- праздники;
- экологические акции;
- социально - значимые дела;
- творческие конкурсы;
- отчетные занятия;
- конкурсы.
Внутренние ресурсы:
• Все участники образовательного процесса;
• Центр внешкольной работы «Патриот»;
Технические ресурсы:
• Персональный компьютер;
• Видеомагнитофон;
• Цифровой фотоаппарат;
• Видеокамера;
• Проектор;
Информационные ресурсы:
• Учебная, методическая, научная литература по вопросам гражданского образования и воспитания;
Раздел 1: История церкви с.Студенец.
1.1.Опрос старожилов по истории церкви. Обучающиеся берут интервью у старожилов, пытаясь, как можно больше собрать информации об истории церкви;
1.2. Работа с архивными документами. Преподаватель вместе с обучающимися ведёт работу с архивными данными районного архива, областного, церковного;
1.3. Экскурсия и фотосъемка церкви. Экскурсия к церкви, осмотр объекта, фотосъёмка объекта;
1.4. Оформление материала в фотоальбом.
Раздел 2: История церкви с.Пашигорьево.
2.1. Опрос старожилов по истории церкви. Обучающиеся берут интервью у старожилов, пытаясь, как можно больше собрать информации о церкви;
2.2. Работа с архивными данными. Преподаватель совместно с обучающимися ведёт работу с архивными данными районного архива, областного, церковного;
2.3. Экскурсия и фотосъемка церкви. Экскурсия к церкви, осмотр объекта, фотосъёмка объекта;
2.4. Оформление материала в фотоальбом.
Раздел 3: Святой источник близ с. Горки
3.1. Встреча с и.о. главой Яковской администрации, на которой Трусов Н.А. выступит с докладом об историческом значении источника.
3.2. Опрос старожилов о месте нахождения Святого источника. Обучающиеся опрашивают местных жителей о месте нахождения Святого источника, также в ходе опроса узнают легенды о нём;
3.3. Работа с архивными данными. Преподаватель вместе с учениками ведёт работу с архивными данными районного и областного архива;
3.4. Экскурсия и фотосъемка источника. Экскурсия к источнику, осмотр объекта, фотосъёмка.
3.5. Анализ воды. Взятие пробы воды на анализ в лабораторию.
Раздел 4: История церкви с. Бараново
4.1. Опрос старожилов по истории церкви. Опрос жителей с.Бараново об истории и месте нахождения церкви;
4.2. Работа с архивными данными. Преподаватель вместе с обучающимися ведёт работу с архивными данными районного архива, областного и церковного;
4.3. Экскурсия и фотосъемка места, где находилась церковь. Экскурсия к месту нахождения церкви, осмотр местности, фотосъемка;
4.4.Оформление материала в фотоальбом.
Раздел 5: История церкви с.Сурулово
5.1. Опрос старожилов по истории церкви. Обучающиеся берут интервью у старожилов, пытаясь как можно больше собрать информации о церкви;
5.2. Работа с архивными данными. Преподаватель совместно с обучающимися ведёт работу с архивными данными районного архива, областного и церковного;
5.3. Экскурсия и фотосъемка церкви. Поездка в с. Сурулово с целью посещения церкви, осмотр объекта, фотосъёмка;
5.4. Оформление материала в фотоальбом.
Раздел 6: История церкви с. Селитьба
6.1. Опрос старожилов по истории церкви. Поездка в с.Селитьба с целью опроса старожилов по истории церкви, учащиеся берут интервью, пытаясь, как можно больше узнать об истории церкви;
6.2. Работа с архивными данными. Преподаватель вместе с воспитанниками ведёт работу с архивными данными, районного архива, областного и церковного;
6.3. Экскурсии к церкви, осмотр объекта, фотосъёмка;
6.4. Оформление материала в фотоальбом.
Раздел7: История церкви с.Созоново
7.1. Опрос старожилов по истории церкви. Поездка в с.Созоново с целью опроса старожилов по истории и местоположению церкви, обучающиеся берут интервью, пытаясь как можно больше узнать об истории церкви;
7.2. Работа с архивными данными. Преподаватель вместе с обучающимися ведёт работу с архивными данными, районного архива, областного и церковного;
7.3. Экскурсия и фотосъемка церкви. Экскурсия к месту, где находилась церковь, осмотр объекта, фотосъёмка;
7.4. Оформление материала в фотоальбом.
Раздел1: История церкви с. Лесуново
1.1. Опрос старожилов по истории церкви. Поездка в с. Лесуново с целью опроса старожилов по истории церкви, обучающиеся берут интервью, пытаясь, как можно больше узнать об истории церкви;
1.2. Работа с архивными данными. Преподаватель вместе с обучающимися ведёт работу с архивными данными, районного архива, областного и церковного;
1.3. Экскурсия и фотосъемка церкви. Экскурсия к церкви, осмотр объекта, фотосъёмка;
1.4. Оформление материала в фотоальбом.
Раздел 2: История церкви с.Панино
2.1. Опрос старожилов по истории церкви с. Панино. Поездка в с. Панино с целью опроса жителей по истории церкви, учащиеся берут интервью, пытаясь как можно больше узнать об истории церкви;
2.2. Работа с архивными данными. Преподаватель вместе с воспитанниками ведёт работу с архивными данными, районного архива, областного и церковного;
2.3. Работа с архивными данными. Экскурсии к церкви, осмотр объекта, фотосъёмка, встреча с батюшкой
2.4. Оформление материала в фотоальбом.
Раздел 3: Святой источник близ с.Виткулово.
3.1. Встреча с главой Виткуловской с/ администрации. Встреча с главой Виткуловской с/администрации, на которой Кузнецов Ю.Л. выступит с докладом об историческом значении источника;
3.2. Опрос старожилов о месте нахождения святого источника. Обучающиеся опрашивают местных писателей о месте нахождения святого источника, также в ходе опроса узнают легенды о нём;
3.3. Работы с архивными данными. Преподаватель вместе с воспитанниками ведёт работу с архивными данными районного и областного архивов;
3.4. Экскурсия и фотосъемка источника. Экскурсия к источнику, осмотр объекта, фотосъёмка, анализ воды.
Раздел 4: История церкви с.Сосновское
4.1. Опрос старожилов по истории церкви. Обучающиеся берут интервью у старожилов, пытаясь, как можно больше собрать информации по истории церкви;
4.2. Работа с архивными данными. Преподаватель вместе с воспитанниками ведёт работу с архивами, данными районного архива, областного и церковного;
4.3. Экскурсия и фотосъемка источника. Экскурсия к церкви, осмотр объекта, фотосъёмка, встреча с батюшкой;
4.4. Оформление материала в фотоальбом.
Раздел5: История церкви с.Виткулово
5.1.Опрос старожилов по истории церкви. Обучающиеся берут интервью у старожилов, пытаясь, как можно больше собрать информации по истории и местонахождению церкви;
5.2.Работа с архивными данными. Преподаватель вместе с воспитанниками ведёт работу с архивными данными районного архива, областного и церковного;
5.3. Экскурсия и фотосъемка места, где находилась церковь. Экскурсия к месту, где находилась церковь, осмотр объекта, фотосъёмка;
5.4.Оформление материала в фотоальбом.
Раздел 6: История церкви с. Елизарово
- поездка в с.Елизарово с целью опроса старожилов по истории церкви, учащиеся берут интервью, пытаясь , как можно больше узнать об истории церкви;
- учитель вместе с учениками ведёт работу с архивными данными районного архива, областного и церковного;
- экскурсия к месту, где находилась церковь, осмотр объекта, фотосъёмка;
- оформление материала.
Раздел 7: Святой источник близ д.Клещариха.
- встреча с главой Елизаровской администрации, на которой он выступит с докладом об историческом значении источника;
- учащиеся опрашивают местных жителей о месте нахождения святого источника, так же в ходе опроса узнают легенды о нём;
- учитель вместе с учениками ведёт работу с архивными данными районного и областного архивов;
- экскурсии к источнику, осмотр объекта, фотосъёмка, анализ воды.
Раздел 8: История церкви с.Бочиха
- поездка в с.Бочиха с целью опроса старожилов по истории церкви, учащиеся берут интервью, пытаясь как можно больше узнать об истории церкви и местонахождении;
- учитель вместе с учениками ведёт работу с архивными данными районного архива, областного и церковного;
- экскурсия к месту, где находилась церковь, осмотр объекта, фотосъёмка;
- оформление материала.
Раздел 9: История церкви с.Колпенки
- поездка в с.Колпенки с целью опроса старожилов по истории церкви, учащиеся берут интервью, пытаясь, как можно больше узнать об истории церкви;
- учитель вместе с учениками ведёт работу с архивными данными районного архива, областного и церковного;
- экскурсия к церкви, осмотр объекта, фотосъёмка;
- оформление материала.
Раздел 10: История церкви с. Зеленцово
- поездка в с.Зеленцово с целью опроса старожилов по истории церкви, учащиеся берут интервью, пытаясь, как можно больше узнать об истории церкви;
- учитель вместе с учениками ведёт работу с архивными данными районного архива, областного и церковного;
- экскурсия к церкви, осмотр объекта, фотосъёмка;
- оформление материала.
Весь собранный материал за 2 года обучения должен быть обработан и приведён в единую компьютерную систему.
№п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | ||
всего | теория | Практика | ||
1 1.1 1.2 1.3 1.4 | Раздел: История церкви с.Студенец Опрос старожилов по истории церкви Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка церкви Оформление материала | 20 | 4 6 6 | 4 |
2 2.1 2.2 2.3 2.4 | Раздел: История церкви с.Пашигорьево Опрос старожилов по истории церкви Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка церкви Оформление материала | 20 | 4 6 6 | 4 |
3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | Раздел: Святой источник близ с.Горки Встреча с и.о. главой Яковской с/а Опрос старожилов и о месте нахождения Святого источника Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка источника Анализ воды | 20 | 4 4 6 | 4 2 |
4 4.1 4.2 4.3 4.4 | Раздел: История церкви с.Бараново Опрос старожилов по истории церкви Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка места, где находилась церковь Оформление материала | 20 | 4 6 4 | 6 |
5 5.1 5.2 5.3 5.4 | Раздел: история церкви с.Сурулово Опрос старожилов по истории церкви Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка церкви Оформление материала | 20 | 4 6 4 | 6 |
6 6.1 6.2 6.3 6.4 | Раздел: история церкви с.Селитьба Опрос старожилов по истории церкви Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка церкви Оформление материала | 20 | 4 6 4 | 6 |
7 7.1 7.2 7.3 7.4 | Раздел: история церкви с.Созоново Опрос старожилов по истории церкви Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка церкви Оформление материала | 20 | 4 6 4 | 6 |
Подведение итогов по сделанной работе за учебный период | 4 | |||
Всего 144 часа |
№п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | ||
всего | теория | Практика | ||
1 1.1 1.2 1.3 1.4 | Раздел: История церкви с.Лесуново Опрос старожилов по истории церкви Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка церкви Оформление материала | 20 | 4 6 6 | 4 |
2 2.1 2.2 2.3 2.4 | Раздел: История церкви с.Панино Опрос старожилов по истории церкви Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка церкви Оформление материала | 20 | 4 6 6 | 4 |
3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | Раздел: Святой источник близ с. Виткулово Встреча с главой Виткуловской с/а Опрос старожилов и о месте нахождения Святого источника Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка источника Анализ воды | 20 | 4 4 6 | 4 2 |
4 4.1 4.2 4.3 4.4 | Раздел: История церкви п.Сосновское Опрос старожилов по истории церкви Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка церкви Оформление материала | 20 | 4 6 6 | 4 |
5 5.1 5.2 5.3 5.4 | Раздел: История церкви с.Виткулово Опрос старожилов по истории церкви Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка места, где находилась церковь Оформление материала | 20 | 4 6 6 | 4 |
6 6.1 6.2 6.3 6.4 | Раздел: История церкви с.Елизарово Опрос старожилов по истории церкви Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка места, где находилась церковь Оформление материала | 20 | 4 6 6 | 4 |
7 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 | Раздел: Святой источник близ д.Клещариха Встреча с главой местного самоуправления с/а Опрос старожилов и о месте нахождения Святого источника Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка источника Анализ воды | 20 | 4 4 6 | 4 2 |
8 8.1 8.28.38.4 | Раздел: История церкви с.Бочиха Опрос старожилов по истории церкви Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка места, где находилась церковь Оформление материала | 20 | 4 6 6 | 4 |
9 9.1 9.29.39.4 | Раздел: История церкви с.Колпенки Опрос старожилов по истории церкви Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка церкви Оформление материала | 20 | 4 6 6 | 4 |
10 10.1 10.2 10.3 10.4 | Раздел: История церкви с.Зеленцово Опрос старожилов по истории церкви Работа с архивными данными Экскурсия и фотосъёмка церкви Оформление материала | 20 | 4 6 6 | 4 |
Обработка и систематизация материала | 8 | 4 | 4 | |
Подведение итогов | 8 | 8 | ||
Итого 216 часов |
Главными итогами данной работы должны быть:
- исследовать исторические места православной культуры Сосновского района;
- совершить все запланированные туристско-краеведческие
экспедиции к известным предполагаемым памятникам: церквям, святым местам захоронения церковнослужителей;
- собрать материалы об этих местах с его фотографией, описанием,
записями рассказов очевидцев, в библиотеках, архивах;
- установить тесное взаимодействие церкви и школы;
- соединить сведения в единую компьютерную систему.
Первоначальная база данных будет составлять таким образом, чтобы существовала постоянная возможность её совершенствования и дополнения краеведами, учителями, церквями.
1.Программа туристско-краеведческого движения учащихся
Нижегородской области «Отечество»: Утверждена приказом
департамента образования и науки Нижегородской области № 18 от
16.01.2000 г.
2. Постановление администрации Нижегородской области от 06.10.97 г. № 283 «О патриотическом воспитании молодежи Нижегородской области».
3. Борское отечество мое.- Н.Новгород,1998.
4. Внеклассная работа по истории: (краеведение): пособие для учителей/
сост. Д.В.Кацюба , А.В.Закусов.- М .,1975.
5. Города нашей области/сост. А.А.Палов. - Горький,1969.
6. Заповедные места Горьковской области / колл. авторов. –Н.Новгород,1991.
7. Елисеев А. Рассказы о родном городе /А.Елисеев. –Горький,1958.
8. Историческое краеведение : основные источники изучения истории родного края: пособие для студентов педвузов /под. ред. Н.П.Милонова. – М.,1969.
9. Косарев И.А. Завод «Теплоход» / И.А.Косарев.- Горький,1985.
10. Нижегородский край : факты ,события, люди. – Н.Новгород, 1996.
11. Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев 17-18 веков / Д.Н.Смирнов. – Горький, 1989.
12. Чемоданов Л.А. История Горьковской области / Л.А. Чемоданов. –Горький, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования для детей 12-15 лет «Территория доверия»
Подростковый возраст – это пора достижений, «стремительного пополнения знаний, становления нравственности, открытия индивидуального «Я» и обретения новой социальной позиции» [9]. Кроме того, это «возр...
Программа дополнительного образования "Духовная музыка"
Программа для учащихся начальной школы. Интересна будет для пятиклассников....
Формирование основ духовно-нравственной культуры школьников в рамках программы дополнительного образования «Школьный хор»
Хоровое пение издревле являлось фундаментом отечественной музыкальной культуры, универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов. Коллективный характер, широкая доступность и, при этом, бо...
Программа дополнительного образования "Думай глобально, действуй локально" в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка"национального проекта «Образование» в 2020-2021 гг. на территории Республики Бурятия
Здесь представлена рабочая программа по дополнительному образованию...
Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".
Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...
Рабочая программа дополнительного образования "Семья и семейные ценности"
Рабочая программа дополнительного образования "Семья и семейные ценности"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по курсу «Духовное воспитание на уроках английского языка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования по курсу «Духовное воспитаниена уроках английского языка»...