Авторская программа «III Байкальский психологический лагерь «Карта звездных дорог»
проект на тему
Опыт нескольких лет организации детского психологического лагеря показывает, что старшим подросткам и юношеству очень важно быть соавторами в самых главных вопросах организации их жизни. И создание такого лагеря является для них возможностью проявить свои таланты, способности, такие качества, как неравнодушие, ответственность, лидерство. Ведь такой лагерь строится не просто с учетом их интересов, а основные мероприятия разрабатываются самими участниками после предварительного обучения по программам инновационного образовательного проекта «Зеркало», плюс, конечно, энергия и энтузиазм вожатых лагеря – студентов психологического факультета БГУЭиП.
В течение 2005-2006 учебного года в клубе «Зеркало» отрабатывалась программа подготовки тиммейкеров, людей, которые умеют организовывать команды для эффективной работы. В конце учебного года стажеры и инструкторы клуба должны сдать своеобразные экзамены на знание теоретических основ технологии создания команд. Предполагается, что в летнем палаточном лагере ребята смогут перейти со ступени на ступень в иерархии клуба, показать практическую часть, организовав один день в Большой психологической игре «Сокровища звездных дорог: ценности команды».
Очень важно, чтобы подростки не просто задумывались над личностными проблемами, но и умели находить позитивные выходы, умели строить межличностные отношения, умея создавать и работать в команде. Эти умения актуальны для детей не только в подростковом возрасте, но и в целом по жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа «III Байкальский психологический лагерь «Карта звездных дорог» | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс программ профильных, загородных лагерей
Авторская программа
«III Байкальский
психологический
лагерь
«Карта звездных дорог»
Автор:
Ганьшина Валентина Николаевна,
педагог-психолог МОУ «Лицей №1»
г. Усолье – Сибирское, 2006г.
I. Информационная карта
1. Полное наименование программы:
«III Байкальский психологический лагерь «Карта звездных дорог» для участников психологического клуба «Зеркало» (8-11 класс) МОУ «Лицей №1» г. Усолья-Сибирского и группы учащихся психолого-лингвистического профиля (9-10 класс) МОУ «Гимназия №9» г. Усолья-Сибирского.
2. Автор программы:
Ганьшина Валентина Николаевна, педагог-психолог, руководитель психологического клуба «Зеркало»
- Учреждение, заявившее программу:
МОУ «Лицей №1» г. Усолья-Сибирского
- Полный адрес учреждения:
Россия 665462, Иркутская область г. Усолье-Сибирское, пр. Комсомольский 51, тел. (243) 6-36-65, (243) 6-31-01, факс (243) 6-22-35
5. Цель программы:
Научить создавать и организовывать эффективное взаимодействие в команде на основе ценностного подхода и системы самоорганизации самих участников проекта в условиях летнего профильного, палаточного лагеря
- Образовательная область, в которой реализуется программа
Дополнительное образование. Социальная психология. Психология общения. Летний оздоровительный отдых
- Специализация программы
Полевой психолого - валео - экологический лагерь
8. Возраст и категория школьников, для которых предназначена программа
- Учащиеся Лицея 13-17 лет - участники клуба «Зеркало» МОУ «Лицей №1»
- Учащиеся психолого-лингвистического профиля 14-15 лет - МОУ «Гимназия №9» г. Усолья-Сибирского, прошедших дополнительное обучение по «Программе подготовки тиммейкеров – организаторов команд», (программа зарегистрирована ГЭС февраль 2006 года) до начала лета.
9. С какого времени используется данная программа
С 2000 года примерно по этой же схеме на о. Байкал проводится фестиваль «Зов Байкала», в котором лицеисты принимали активное участие. С 2004 года - программа Байкальского психологического лагеря была организована в полном объеме (I БПЛ «Тайны вокруг нас»). В 2005 году был организован II Байкальский психологический лагерь «Планета Лето-2005» (Приложение №2)
10.. Краткая информация об опыте работы по данной программе
Нами накоплен 5-летний опыт организации психологического лагеря в полевых условиях. Три года с 2000 года мы принимали участие в организации полевого лагеря молодежных делегаций Международного форума «Зов Байкала».
В 2004 году впервые самостоятельно организовали Байкальский психологический лагерь «Тайны вокруг нас» (Приложение №1).
В 2005 году был организован II Байкальский психологический лагерь «Планета Лето-2005». (Приложение №2) Одним из самых интересных направлений работы этого лагеря стала мастерская «Профилактика наркомании и других социально - негативных явлений». Лицеисты смогли пройти обучение и защитить свои проекты, что дало им возможность в дальнейшем вести мастерские и организовывать на эти темы часы общения у сверстников при поддержке психологов и студентов-психологов, например, на тему: «Мне не все равно, а тебе?»
- География использования или место дислокации работы по программе
Место дислокации: егерский кордон Байкальского биосферного заповедника в районе п. Танхой - Выдрино (Бурятия)
- Педагогический и вожатский состав (квалификация)
Начальник лагеря: Ганьшина Валентина Николаевна, психолог высшей квалификационной категории
Педагоги: Рудакова Лариса Васильевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
Таничева Елена Павловна, педагог-психолог высшей квалификационной категории
Вожатые: Урсуленко Л.М. - студентка V курса БГУЭП (факультет «Управление персоналом и психология бизнеса»), выпускница лицея, 2002 год
Ефимова Н.Ю. - студентка V курса БГУЭП (факультет «Управление персоналом и психология бизнеса»)
Неизвестных С.Ю. - студент V курса АГТА
Дерябина Т. - студентка V курса БГУЭП (факультет «Управление персоналом и психология бизнеса»)
Врач: из числа родителей
Завхоз: из числа родителей
П. Пояснительная записка
2.1. Аннотация
Опыт нескольких лет организации детского психологического лагеря показывает, что старшим подросткам и юношеству очень важно быть соавторами в самых главных вопросах организации их жизни. И создание такого лагеря является для них возможностью проявить свои таланты, способности, такие качества, как неравнодушие, ответственность, лидерство. Ведь такой лагерь строится не просто с учетом их интересов, а основные мероприятия разрабатываются самими участниками после предварительного обучения по программам инновационного образовательного проекта «Зеркало», плюс, конечно, энергия и энтузиазм вожатых лагеря – студентов психологического факультета БГУЭиП.
2.2. История клуба «Зеркало»
Психологический клуб «Зеркало» существует как клуб три года. Клуб стал наследником другой детской структуры – группы активных байкальских инструкторов (ГАБИ).
2.3. Актуальность и новизна предлагаемой программы
Актуальность
В течение 2005-2006 учебного года в клубе «Зеркало» отрабатывалась программа подготовки тиммейкеров, людей, которые умеют организовывать команды для эффективной работы. В конце учебного года стажеры и инструкторы клуба должны сдать своеобразные экзамены на знание теоретических основ технологии создания команд. Предполагается, что в летнем палаточном лагере ребята смогут перейти со ступени на ступень в иерархии клуба, показать практическую часть, организовав один день в Большой психологической игре «Сокровища звездных дорог: ценности команды».
Очень важно, чтобы подростки не просто задумывались над личностными проблемами, но и умели находить позитивные выходы, умели строить межличностные отношения, умея создавать и работать в команде. Эти умения актуальны для детей не только в подростковом возрасте, но и в целом по жизни.
Новизна
На сегодняшний день не так много существует программ, рассчитанных на старшеклассников, а программ летнего отдыха вообще очень мало.
Программа III Байкальского психологического лагеря «Карта звездных дорог» рассчитана на 18 дней. В том числе: день заезда, день выезда, дня отдыха (организация бани), 14 дней Большой психологической игры «Сокровища звездных дорог: ценности команды».
За этот год в клубе наработались ценности, которые требуют осмысления и интериоризации (внутреннего принятия ценностей) подростками.
За эти несколько дней ребята должны пережить ощущения:
- общности и доверия вместо одиночества и отчуждения,
- сотрудничества вместо конкуренции,
- работы на общий результат вместо индивидуализма,
- творчества вместо стереотипных действий,
- конструктивной самореализации вместо «борьбы за выживание».
Ход большой игры предусматривает, что каждый день команда будет «добывать» (переосмыслять) ценности жизни, ценности эффективной команды: сотрудничество, ответственность, уважение, честность, единство, толерантность, достоинство, ум, легкость, доверие, здоровье, творчество, понимание и успех.
На каждое качество – один день. Программу каждого дня должны разработать сами ребята так, чтобы эту ценность можно было завоевать, добыть, догадаться, совместно действовать. В программе дня можно использовать такие формы и упражнения как психологические разминки-ледоколы, серии психологических игр «Плоды добрых деревьев», «Невидимая связь», «Талисман команды», «Ладони», «Ожерелье благопожеланий», спортивные соревнования, и др. Также можно планировать психологические акции «Тайный друг», «Следопыт», мастерские по теме дня, экологические акции в Байкальском биосферном заповеднике. Все должно быть наполнено смыслом, теплом, ощущением новизны и необычности, нестандартности. Каждый участник должен реализоваться как можно больше, проявив самые лучшие свои стороны, возможно осознав свои проблемы и попытавшись их разрешить.
Ввод в Большую игру будут осуществлять психологи и студенты, что позволит создать романтическую, но захватывающую интригу всей игры. Выход необходимо готовить совместно со старшими инструкторами (4-й ступени), это позволит инструкторам 4 ступени, координаторам клуба «Зеркало» Кислун Ольге и Суродееву Игорю, наравне с психологами отслеживать личностные эффекты участников, быть максимально вовлеченными в интригу игры, самим продумывать сюрпризы, особенно заключительные. Если всё это удастся, то эти инструктора смогут заявиться и защититься на следующую 5 ступень – ступень мастера.
Параллельно будет проходить тренинг по обнаружению у себя и преодолению негативных влияний защитных механизмов. Автор Ефимова Н.Ю. - студентка V курса БГУЭП факультета «Управление персоналом и психология бизнеса». Этот тренинг призван помочь ребятам научиться разрешать определенные виды проблем, связанных с психологическими защитами, сформировать навыки ведения таких тренингов.
2.4. Концептуальные положения
В Программе Развития МОУ «Лицей №1» поставлена цель: создание резонансной образовательной среды как комплекса возможностей для развития самоактуализирующейся личности.
Программа III БПЛ «Карта звездных дорог» рассчитана на создание условий для самоактулизации личности лицеиста. Самоактулизация в самом кратком виде может быть определена как полное использование и реализация способностей, таланта, потенциала личности, которая развивается до состояния полностью адекватного их возможностям. Этот критерий предполагает удовлетворение потребности в безопасности, принадлежности, любви, уважения и самоуважения, потребностей в знании и понимании или в некоторых случаях, победу над этими потребностями. «Самоактулизирующиеся люди имеют более глубокие и более всеобъемлющие межличностные отношения. Они способны к большей самоотдаче, любви, более совершенной идентификации, более полному выходу за границы своего «Я» (А. Маслоу) Таким образом, создаются условия для личностного роста лицеиста. Основные направления личностного роста (по К. Роджерсу):
1. Принятие себя и вера в себя, доверие к собственной природе
2. Открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, адекватное представление о себе
З. Внутренний локус оценивания, т.е. ответственность за себя и независимость внешних оценок
4. Интегрированность внутреннего мира, единство, целостность
5. Гибкость, динамичность, способность меняться
6. Дифференцированное и точное восприятие действительности и других людей, эмпатичность
7. Естественное поведение
8. Принятие и уважение других
9. Творческая адаптивность, способность решать жизненные проблемы
2.5. Гипотеза
Взрослый тогда может способствовать личностному росту подростка, когда укрепляет его веру в себя, способствует раскрытию его творческого потенциала
2.6. Цель III БПЛ «Карта звездных дорог»
Создать психолого-педагогические условия для личностного роста, творческой реализации всех участников программы, подведя итоги годовой подготовки по программе «Обучение тиммейкеров, людей создающих эффективные команды» на основе психологической безопасности и летнего оздоровления на берегах священного Байкала.
2.7. Задачи БПЛ «Планета «Лето»
- Развивать навыки самоорганизации, ответственного, активного отношения в условиях байкальского психологического лагеря
- Развить коммуникативные способности, рефлексивные навыки, умения адекватно воспринимать себя и окружающих
- Отработать навыки конструктивного межличностного взаимодействия, навыки эффективного решения проблем в команде
- Организовать Большую психологическую игру, которая будет способствовать личностному продвижению стажеров и инструкторов клуба «Зеркало»
- Активно внедрять здоровьеразвивающие технологии в III БПЛ (купание, закаливание, обливания, Spa – массажи, ежедневная динамическая физзарядка и др.) привлекая к их организации всех участников проекта, и таким образом способствовать сохранению, укреплению и развитию защитных сил организма подростка.
- Направить активность детей в рамках экологического воспитания на сохранение такого чуда природы, как озеро Байкал, проводя экологические десанты по уборке территории, организацию листовок, плакатов, призывающих к бережному отношению
- Продолжить организацию тренинговых занятий в близлежащем лагере по теме «Профилактика социально-негативных явлений»
III. Описание разделов программы
3.1 Ожидаемые результаты
- В области воспитания: участники проекта приобретут богатый опыт самоорганизации своей деятельности в условиях БПЛ, (научатся работать в команде, самостоятельно принимать решения, помогать друг другу, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, креативно относиться к любому делу).
- В области психологии общения: научатся навыкам активного слушания, навыкам рефлексии (способности анализировать ситуации, как членов группы, так и свои собственные), получат новые знания по организации большой психологической игры, навыки работы в команде.
- В области профилактики наркомании и других социально - негативных явлений: повысят навыки проведения тренингов в указанной области, получат навык, как справляться с «трудными» участниками тренинговой группы, сами смогут упорядочить свои знания в области профилактики наркомании и других негативных явлений таких, как курение и пивной алкоголизм.
- В области управления психологическим климатом в коллективе: научатся создавать, ценить и управлять психологической атмосферой.
- В области укрепления здоровья: ежедневные занятия физическими упражнениями, данс-терапией, для желающих - обливания холодной водой, купания при постоянном контакте с природой, что расширяет адаптивные возможности организма, укрепляет физически и духовно.
- В области экологического воспитания: научить ценить, сохранять, не загрязнять природу Байкала и вообще окружающую среду, оберегать экологическое равновесие.
3.2.Условия реализации программы
- Обучение стажеров и инструкторов психологического клуба «Зеркало» в течение учебного года навыкам организации тематической мастерской, ведению дневника личностного роста, ведению документации инструктора. Сформировать теоретические знания по технологии создания команды: принципы создания команды, основные сферы деятельности, формы управления,, недостатки команд, профилактика распада команд, формирование команд, основные типы распределения функций в команде, диагностика жизнеспособности и ролевого распределения организация работы, взаимодействие с другими командами или внешними партнерами, планирование деятельности команды, контроль исполнения работы в команде, ситуационный анализ. Вакцинация от клещевого энцефалита.
- Предварительное согласование по обустройству полевого лагеря на егерском гордоне в близи п. Танхой (Бурятия). Занятие и оборудование домика, бани, места под палатки.
- Разработка программы III БПЛ «Карта звездных дорог», её утверждение на разных уровнях. Подбор кадров педагогов и вожатых для реализации программы, врач и завхоз - из числа родителей. Всего 5 взрослых педагогов и родителей, 4 вожатых – студентов.
- Предварительная договоренность с лагерем отдыха на станции Танхой о проведении у них мастерских по профилактики социально-негативных явлений.
- Участники клуба «Зеркало» - 25 человек, учащиеся психолого-лингвистического класса - 6 человек
Итого: 40 человек
- Составление сметы расходов и решение вопросов финансирования (родители, администрация лицея, спонсоры) За счет гранта предполагается финансовая поддержка студентам – вожатым и учащимся из числа социально незащищенных.
3.3 Технология обучения
Все участники программы объединены в команду, в которой каждый отвечает за участок жизнедеятельности, и от его ответственности, активности, творческого подхода к делу зависит насыщенность и атмосфера лагеря.
Календарный план III БПЛ «Карта звездных дорог»
(ориентировочно с 10 июля по 27 июля 2006 года)
Дни | Виды деятельности | Ответственные | Примечание |
1 | Заезд, устройство на месте базового лагеря, организация работы служб самоорганизации | Совет старших, проектная служба, все участники БПЛ | Обустройство на месте под девизом: «Мы на священной земле Байкала» |
2 | Запуск Большой психологической игры «Сокровища звездных дорог» Тренинговые занятия «Обнаружение у себя и преодоление негативных влияний защитных механизмов. Мастерские. Вечером подведение итогов дня. Раскрытие сундука для сокровищ | Психологи, вожатые, координаторы «Зеркала» Ефимова Н. | Самый ответственный и интригующий день. |
3 | День «Сотрудничество» - тимбилдинг, организация в течение дня соревнований, игр на сплочение команды В вечерней программе обыгрывание, осмысливание ценности дня | Корогодин Женя Суродеев Игорь | Тимбилдинг – умение сотрудничать в команде |
4 | День «Ответственности», экологические десанты, роль Байкала в экологии человека | Приходько Елена | Идея ответственности за себя, за своё поведение, за других, за порученное дело, за мир вокруг |
5 | День «Уважения», организация игры «Мальчики – девочки», | Хохлачева Дарья | Воспитание уважительного отношения к другим людям, мужчин к женщинам, женщин к мужчинам |
6 | День «Честность», психологическая игра «Плоды хороших деревьев» | Волкова Юлия | Отчего бывает в нашей жизни нечестность |
7,8 | Дни «Единство», «Здоровье» должны дать ощущение единства с окружающим миром, помощь на прокладывании экологической тропы вокруг Байкала | Психологи, вожатые, координаторы «Зеркала» Россов Женя | 2-х дневный выход в Байкальский биосферный заповедник п.Танхой, с ночевкой на другом кордоне |
9,17 | День БАНИ | Проектная служба | |
10 | День «Толерантность» Тренинг толерантности | Ганьшина В.Н. | Терпимость, принятие других людей такими, какие они есть |
11 | День «Достоинство» Тренинг «Профилактика социально-негативных явлений: курение и пивной алкоголизм» | Урсуленко Л.М. | Это очень трудный день, требующий большой проработки |
12 | День «Ум» - день интеллектуальных игр «Академия веселых наук» | Шакиров Алеша Бутаков Сережа | День требует большой подготовительной работы (домашней заготовки) |
13 | День «Легкость» День торжества танца Вечерний гала-концерт | Кислун Оля | Танец может решать очень много воспитательных задач |
14 | День «Доверие» игра «Я тебе доверяю» | Тарунина Диана | Диана должна вернуться из США, где она обучалась последний год, победив в конкурсе «Акт в поддержку свободы» |
15 | День «Творчество» | Игнатенко Марина Шурыгина Юля | Весь год девочки вели мастерскую по креативности |
16 | День «Понимание» | Труфанова Аня | |
18 | День «Успеха». Должны быть собраны все ценности в сундук сокровищ команды. Отъезд | Психологи, вожатые, координаторы «Зеркала» | Подведены итоги. |
По итогам работы в лагере каждому участнику и каждому вожатому выдается Сертификат достижений, где Совет старших на основе дневника Личностного роста участника описывает то, что он достиг.
Смета программы III Байкальского психологического лагеря
«Карта звездных дорог»
- планируемые доходы
1.1. целевые взносы родителей 14000
1.2 спонсорская помощь 15000
1.3. гранд 40000
Итого: 69000
- смета расходов
2.1. питание 40 чел. х 70 рублей х 18 дней 50400
2.2. транспортные расходы 10000
(аренда транспорта при перевозке продуктов, билеты до станции Танхой и до егерского кордона и обратно, аренда дежурного транспорта)
- расходные материалы
медицинская аптечка 800
канцтовары 1600
2.4 видеосъемка 500
2.5. фотосъемка 500
2.6. призовой фонд 3000
2.7. средства на развитие лагеря 2200
Итого: 69000
Список ролей команды «Зеркало»
- Координатор (юноша) – Суродеев Игорь, ФМ 2
- Координатор (девушка) – Кислун Ольга, ЛК 2
- Летописец – Урсуленко Людмила, БГУЭиП
- Летописец
- Казначей – Баранникова Виктория, ЛК 1
- Служба жизнеобеспечения – Корогодин Евгений, ЛК 2
- Служба жизнеобеспечения
- Служба жизнеобеспечения
- Ответственный за музыку – Россов Евгений, ЭКЛ 3
- Ответственный за музыку
- Ответственный за фото, видеосъемку – Рудакова Ольга
- Ответственный за фото, видеосъемку
- Знаменосец –
- Хранитель традиций
- Ответственный за игротеку
- Ответственный за сборник песен
- Ответственный за дни рождения
- Ответственный за дни рождения
- Ответственный за информацию
- Ответственный за информацию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы нового поколения и авторской программы Верещагиной И.Н. Афанасьевой О.В.
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В....
Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.
Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...