Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные музееведы»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные музееведы» разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Уставом МБОУ «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Стерина»
Направленность - туристско- краеведческая.
Актуальностью программы является её востребованность среди обучающихся и их родителей (законных представителей) по результатам мониторинговых исследований, проведенных в школе
Новизна программы: Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Педагогическая целесообразность: Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Программа доступна для мотивированных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Учреждение (адрес): муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Стерина» (216500 Смоленская область, город Рославль, ул. Советская, д. 94-а).
Количество часов по программе в год - 36 часов.
По продолжительности реализации программа – одногодичная.
Занятия проводятся с группой 1 раза в 2 неделю по 45 минут
Форма организации образовательного процесса – групповая.
По содержанию деятельности – интегрированная.
Уровень сложности – стартовый.
По уровню образования - общеразвивающая
Формы занятий: в процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
- экскурсии
- лекции
- работа с фондами музеев
Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности
Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
- Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;
- Помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
Задачи:
- Воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны; формирование толерантности, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.
Воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;
- Образовательные: знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области; расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музеев;
Формирование исторического сознания;
Формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;
- Развивающие: приобщение школьников к поисково-исследовательской, творческой деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучению краеведческого материала; развитие самостоятельности и инициативы, познавательного интереса учеников к изучению истории, развитие культуры речи и увеличение словарного запаса;
Развитие чувства причастности к судьбе родной земли.
Планируемые результаты
В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний основам музейного дела, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
В результате изучения курса ученики
Должны знать:
Быт и нравы XIX века, историю музейного дела, ведущие музеи города и области, жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Должны уметь:
Общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. | 2 | 2 | Беседа (опрос), тест, презентация | ||
Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. | 2 | 2 | Наблюдение. Вынесение оценочных суждений. Составление словаря музейных терминов. | ||
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. | 6 | 2 | 4 | Наблюдения. Вынесение оценочных суждений.Тестирование. | |
История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.) | 10 | 4 | 6 | Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Опрос. Работа в группах. | |
История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII- первая половина XIXв.) | 4 | 2 | 2 | Наблюдения. Вынесение оценочных суждений.Творческая работа. Работа в группах. | |
Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. | 2 | 2 | Опрос. Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Творческое задание | ||
Фонды музея. Работа с фондами. Музейная экспозиция и её виды. | 2 | 2 | Работа в малых группах. Вынесение оценочных суждений. Наблюдения Опрос. Разбор. Анализ. Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Круглый стол. | ||
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. | 2 | 2 | Наблюдения. Экскурсия. | ||
Культурно-образовательная деятельность музея. | 2 | 2 | Опрос. Разбор. Анализ. Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Круглый стол. | ||
Промежуточная аттестация (собеседование) | 1 | 1 | Собеседование | ||
Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея. | 3 | 3 | Опрос. Разбор. Анализ. Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Круглый стол. |
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. (2 часа)
Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (вместе с родителями).
Формы контроля: Беседа (опрос), тест, презентация
2.Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. (2 часа)
Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Положение о музее в образовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.
Практическая работа: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.
Формы контроля: Наблюдение. Вынесение оценочных суждений. Составление словаря музейных терминов.
3.Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. (6 часов)
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.
Формы контроля: Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Тестирование.
4.История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.) (10 часов)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирования в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI-XVII вв. Художественное коллекционирование в XVIIв.
Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира;поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа – презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).
Формы контроля: Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Опрос. Работа в группах.
5.История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.) (4 часа)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII – первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.
Коллекционирование в России в конце XVII – первой половине XIXв.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашейстраны; поиск сайтов и знакомство с ними через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
Формы контроля: Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Творческая работа. Работа в группах.
6.Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей (2 часа) Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчёт о деятельности школьного музея.
Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музеяи составлении отчёта о выполнении плана работы.
Формы контроля: Опрос. Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Творческое задание
7.Фонды музея. Работа с фондами. Музейная экспозиция и её виды (2 часа)
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее. Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционный комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, указатели и др.).
Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т.д.).
Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. Участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя).
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.
Формы контроля: Работа в малых группах. Вынесение оценочных суждений. Наблюдения.
8.Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. (2 часа)
Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки вшкольном краеведческом музее; домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.
Формы контроля: Наблюдения. Экскурсия
9.Культурно-образовательная деятельность музея. (2 часа)
Культурно-образовательная деятельность и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.
Экскурсия как основная форма образовательно деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.
Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме экскурсовода и т.д.).
Формы контроля: Опрос. Разбор. Анализ. Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Круглый стол.
10.Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея. (3 часа)
Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).
Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования. Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.
Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.
Практическая работа: составление программы поисково-собирательскойдеятельности и её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).
составление программы выполнения индивидуальногокраеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневник индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
Формы контроля: Опрос. Разбор. Анализ. Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Круглый стол.
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.
11.Промежуточная аттестация в форме собеседования. (1 час)
Календарный учебный график
№ | Месяц | Тема занятия | Коли- чество часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1-2 | Сентябрь | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. Практическая работа | 2 | Презентация Составление словаря музейных терминов | Аудитория 2.14 | Беседа. Опрос. Творческое задание. |
3-4 | Сентябрь | Ознакомление с информацией в сети интернет. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина | 2 | Собеседование Викторина. | Аудитория 2.14 | Наблюдение Тестирование |
5-6 | Октябрь | Современное понимание термина «музееведения». Практическая работа | 2 | Беседа | Аудитория 2.14 | Тестирование |
7-8 | Октябрь | Роль музея в жизни человека Основные социальные функции музеев | 2 | Лекция | Школьный музей | Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Опрос. |
9-10 | Ноябрь | Практическая работа | 2 | Обзорная экскурсия | Школьный музей | Вынесение оценочных суждений. Творческая работа |
11-12 | Ноябрь | История музейного дела за рубежом | 2 | Просмотр видеофильмов об известных музеях мира | Аудитория 2.14 | Вынесение оценочных суждений. Творческая работа |
13-14 | Декабрь | Коллекционирование (от Античности до конца XVIII века) Начало коллекционирования древностей | 2 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей | Аудитория 2.14 | Вынесение оценочных суждений. Творческая работа |
15-16 | Декабрь | Исторические предпосылки возникновения музеев | 2 | Презентационное сообщение | Аудитория 2.14 | Опрос. Творческое задание |
17-18 | Январь | Западноевропейские музеи в XVIII в. | 2 | Работа с научно популярной книгой. | Аудитория 2.14 | Вынесение оценочных суждений. Наблюдения |
19-20 | Январь | Практическая работа | 2 | Слушание объяснений учителя | Аудитория 2.14 | Вынесение оценочных суждений. |
21-22 | февраль | История музейного дела в России Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIXвека) | 2 | Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями | Аудитория 2.14 | Вынесение оценочных суждений. Наблюдения Работа в группах, индивидуально. Наблюдения |
23-24 | Февраль | Первые музеи в России Практическая работа | 2 | Сообщения Работа с фондами музея | Аудитория 2.14 | Вынесение оценочных суждений. Наблюдения Работа в группах, индивидуально. |
25-26 | Март | Музейная сеть и классификация музеев | 2 | Экскурсия | Школьный музей | Наблюдения |
27-28 | Март | Школьный краеведческий музей Практическая работа | 2 | Круглый стол | Аудитория 2.14 | Наблюдение |
29-30 | Апрель | Фонды музея Музейная экспозиция и ее виды Особенности экспозиций разных групп музеев Экспозиции | 2 | Учебный и трудовой практикум, рефераты, доклады товарищей | Школьный музей, Аудитория 2.14 | Вынесение оценочных суждений. |
31-32 | Апрель | Промежуточная аттестация (собеседование) | 1 | Аудитория 2.14 | Собеседование | |
33-34 | Май | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея | 3 | Слушание объяснений учителя | Аудитория 2.14 | Наблюдение |
35-36 | май | Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры | 2 | Собеседование | Аудитория 2.14 | Вынесение оценочных суждений. |
Методическое обеспечение программы
Формы организации образовательного процесса:
1. Групповые занятия (урок, семинар, лекция, экскурсии, круглый стол, дискуссия);
2. Индивидуальные занятия (урок – исследование);
3. Совместная творческая деятельность (путешествие в прошлое, заочная экскурсия, юные картографы).
Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.
Формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, зачетные занятия, творческие задания, самостоятельные проекты.
Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно - иллюстративный, игровой.
Методы воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.
Педагогические технологии – элементы технологии группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии.
Приемы и методы организации образовательного процесса: урок, семинар, лекции, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, круглый стол, дискуссия.
Материально - техническое обеспечение занятия: кабинет, парты, стулья, доска, компьютеры, сканер, принтер, проектор.
При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы, дидактические и методические материалы.
На занятиях используются индивидуальные и групповые формы работы. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых задач.
Программа предусматривает такие методы и формы работы, которые дают возможность воспитанникам максимально проявлять свою активность в решении задач данной области, развивают их эмоциональное восприятие, знания, умения, навыки
Оценочные материалы
Вопросы для собеседования в рамках промежуточной аттестации
- К учредительным документам школьного музея относится:
Правильные ответы:
- Паспорт музея
- Книга поступлений
- Приказ о создании музея
- Положение о деятельности музея
- Все музеи РФ делятся на:
Федеральные, муниципальные, ведомственные
- Тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая – это:
Ответ: Виды экспозиций
- Памятник археологии является:
Ответ: Объектом историко-культурного наследия
- «Движение» музейного предмета
Ответ: Способ передачи музейного предмета на выставку
- Что характеризует школьный музей[1]
Ответ: Это творческая лаборатория педагогов и обучающихся
- Какие данные отражают в Книге поступлений:
Ответ: Сохранность предмета
- Какие документы относиться к фондовой деятельности, а какие к выставочной.
Ответ: Тематико-экспозиционный план
- Какова последовательность оформления документов для приема предмета на постоянное хранение в школьный музей?
Ответ:
- Запись в Книгу поступлений
- Составление Акта ПП
- Заявление владельца
- Заключение Договора дарения
- Последовательность действий в случае обнаружения поломки музейного предмета
Ответ:
- Запись в паспорт музейного предмета информации об изменении сохранности или даты обнаружения потери
- Составление докладной записки на имя директора школы
Оценка работы:
Высокий уровень – 80 % и более правильных ответов
Средний уровень- 40 -79% правильных ответов
Низкий уровень – менее 40 % правильных ответов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка) / Ф. Г. Багаутдинова. — М., 1992.
- Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.
- Горский В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007.
- Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.
- Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.
- Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 1974.
- Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринс-кого. — М., 1987.
- Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., 2001.
- Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 1985.
- Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / под ред. А. С. Прутченкова. — М., 2003.
- Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.
- Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.
- Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краевед-ческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.
- Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. —- М., 1988.
- Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.
- Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 1999.
- Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
- Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
- Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике М, Ю. Юхневич. — М., 2001.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармон...
Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные друзья пожарных"
Цель образовательной программы «Юный пожарный» являетсяформирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое в...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный многоборец"
Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по легкой атлетики разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ Министерства образо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"
В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный снайпер"
Программа способствует решению одной из наиболее важных задач современного общества - патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке юношей к воинской службе в Россий...