Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные музееведы»
рабочая программа

Внеурочка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyiemuzeevedyi22-23.docx813.7 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные музееведы» разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:

- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г.  № 196);

- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28);

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);

- Уставом  МБОУ «Средняя школа №1 имени  Героя Советского Союза Е.И. Стерина»

Направленность - туристско- краеведческая.

Актуальностью программы является её востребованность среди обучающихся и их родителей (законных представителей) по результатам мониторинговых исследований, проведенных в школе

Новизна программы: Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Педагогическая целесообразность: Музейная педагогика дает возможность: 
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; 
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; 
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; 
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; 
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; 
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Программа доступна для мотивированных детей, детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации

Учреждение (адрес): муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Стерина» (216500 Смоленская область, город Рославль, ул. Советская, д. 94-а).

Количество часов по программе в год - 36 часов.

По продолжительности реализации программа – одногодичная.

Занятия проводятся с группой 1 раза в 2 неделю по 45 минут

Форма организации образовательного процесса – групповая.

По содержанию деятельности – интегрированная.

Уровень сложности – стартовый.

По уровню образования - общеразвивающая

Формы занятий: в процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:

  • экскурсии
  • лекции
  • работа с фондами музеев

Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности

 Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

- Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;

- Помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

 Задачи:

  1. Воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны; формирование толерантности, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.

Воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;

  1. Образовательные: знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области; расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музеев;

Формирование исторического сознания;

Формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;

  1. Развивающие: приобщение школьников к поисково-исследовательской, творческой деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучению краеведческого материала; развитие самостоятельности и инициативы, познавательного интереса учеников к изучению истории, развитие культуры речи и увеличение словарного запаса;

      Развитие чувства причастности к судьбе родной земли.

Планируемые результаты

В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний основам музейного дела, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России. 
2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории  родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

В результате изучения курса ученики

Должны знать:

 Быт и нравы XIX века, историю музейного дела, ведущие музеи города и области, жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Должны уметь: 

Общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

2

2

Беседа (опрос), тест, презентация

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

2

2

Наблюдение. Вынесение оценочных суждений. Составление словаря музейных терминов.

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

6

2

4

Наблюдения. Вынесение оценочных суждений.Тестирование.

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)

10

4

6

Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Опрос. Работа в группах.

История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII- первая половина XIXв.)

4

2

2

Наблюдения. Вынесение оценочных суждений.Творческая работа. Работа в группах.

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

2

2

Опрос. Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Творческое задание

Фонды музея. Работа с фондами. Музейная экспозиция и её виды.

2

2

Работа в малых группах. Вынесение оценочных суждений. Наблюдения Опрос. Разбор. Анализ. Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Круглый стол.

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.

2

2

Наблюдения. Экскурсия.

Культурно-образовательная деятельность музея.

2

2

Опрос. Разбор. Анализ. Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Круглый стол.

Промежуточная аттестация (собеседование)

1

1

Собеседование

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея.

3

3

Опрос. Разбор. Анализ. Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Круглый стол.

                                   Содержание учебного плана

1.Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. (2 часа)

Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (вместе с родителями).

Формы контроля: Беседа (опрос), тест, презентация

2.Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. (2 часа)

 Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Положение о музее в образовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.

Практическая работа: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.

Формы контроля: Наблюдение. Вынесение оценочных суждений. Составление словаря музейных терминов.

3.Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. (6 часов)

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.

Формы контроля: Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Тестирование.

4.История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.) (10 часов)

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирования в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI-XVII вв. Художественное коллекционирование в XVIIв.

Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира;поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа – презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

Формы контроля: Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Опрос. Работа в группах.

5.История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.)  (4 часа)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII – первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.

Коллекционирование в России в конце XVII – первой половине XIXв.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашейстраны; поиск сайтов и знакомство с ними через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

Формы контроля: Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Творческая работа. Работа в группах.

6.Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей (2 часа) Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.

Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчёт о деятельности школьного музея.

Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музеяи составлении отчёта о выполнении плана работы.

Формы контроля: Опрос. Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Творческое задание

7.Фонды музея. Работа с фондами. Музейная экспозиция и её виды (2 часа)

Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее. Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционный комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, указатели и др.).

Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т.д.).

Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. Участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя).

Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

Формы контроля: Работа в малых группах. Вынесение оценочных суждений. Наблюдения.

8.Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. (2 часа)

Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки вшкольном краеведческом музее; домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.

Формы контроля: Наблюдения. Экскурсия

9.Культурно-образовательная деятельность музея. (2 часа)

Культурно-образовательная деятельность и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательно деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме экскурсовода и т.д.).

Формы контроля: Опрос. Разбор. Анализ. Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Круглый стол.

10.Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея. (3 часа)

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования. Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Практическая работа: составление программы поисково-собирательскойдеятельности и её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

составление программы выполнения индивидуальногокраеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневник индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

Формы контроля: Опрос. Разбор. Анализ. Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Круглый стол.

Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.

11.Промежуточная аттестация в форме собеседования. (1 час)

Календарный учебный график

Месяц

Тема занятия

Коли-

чество часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1-2

Сентябрь

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. Практическая работа

2

Презентация Составление словаря музейных терминов

Аудитория 2.14

Беседа. Опрос.

Творческое задание.

3-4

Сентябрь

Ознакомление с информацией в сети интернет. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина

2

Собеседование Викторина.

Аудитория 2.14

Наблюдение

Тестирование

5-6

Октябрь

Современное понимание термина «музееведения». Практическая работа

2

Беседа

Аудитория 2.14

Тестирование

7-8

Октябрь

Роль музея в жизни человека Основные социальные функции музеев

2

Лекция

Школьный музей

Наблюдения. Вынесение оценочных суждений. Опрос.

9-10

Ноябрь

Практическая работа

2

Обзорная экскурсия

Школьный музей

Вынесение оценочных суждений. Творческая работа

11-12

Ноябрь

История музейного дела за рубежом

2

Просмотр видеофильмов об известных музеях мира

Аудитория 2.14

Вынесение оценочных суждений. Творческая работа

13-14

Декабрь

Коллекционирование (от Античности до конца XVIII века) Начало коллекционирования древностей

2

Слушание и анализ выступлений своих товарищей

Аудитория 2.14

Вынесение оценочных суждений. Творческая работа

15-16

Декабрь

Исторические предпосылки возникновения музеев

2

Презентационное сообщение

Аудитория 2.14

Опрос. Творческое задание

17-18

Январь

Западноевропейские музеи в XVIII в.

2

Работа с научно популярной книгой.

Аудитория 2.14

Вынесение оценочных суждений. Наблюдения

19-20

Январь

Практическая работа

2

Слушание объяснений учителя

Аудитория 2.14

Вынесение оценочных суждений.

21-22

февраль

История музейного дела в России Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIXвека)

2

Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны

Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями

Аудитория 2.14

Вынесение оценочных суждений. Наблюдения Работа в группах, индивидуально. Наблюдения

23-24

Февраль

Первые музеи в России

Практическая работа

2

Сообщения

Работа с фондами музея

Аудитория 2.14

Вынесение оценочных суждений. Наблюдения Работа в группах, индивидуально.

25-26

Март

Музейная сеть и классификация музеев

2

Экскурсия

Школьный музей

Наблюдения

27-28

Март

Школьный краеведческий музей Практическая работа

2

Круглый стол

Аудитория 2.14

Наблюдение

29-30

Апрель

Фонды музея

Музейная экспозиция и ее виды

Особенности экспозиций разных групп музеев

Экспозиции

2

Учебный и трудовой практикум, рефераты, доклады товарищей

Школьный музей, Аудитория 2.14

Вынесение оценочных суждений.

31-32

Апрель

Промежуточная  аттестация (собеседование)

1

Аудитория 2.14

Собеседование

33-34

Май

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея

3

Слушание объяснений учителя

Аудитория 2.14

Наблюдение

35-36

май

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры

2

Собеседование

Аудитория 2.14

Вынесение оценочных суждений.

Методическое обеспечение программы

Формы организации образовательного процесса:

1. Групповые занятия (урок, семинар, лекция, экскурсии, круглый стол, дискуссия);

2. Индивидуальные занятия (урок – исследование);

3. Совместная творческая деятельность (путешествие в прошлое, заочная экскурсия, юные картографы).

Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.

Формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, зачетные занятия, творческие задания, самостоятельные проекты.

Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно - иллюстративный, игровой.

Методы воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.

Педагогические технологии – элементы технологии группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии.

Приемы и методы организации образовательного процесса: урок, семинар, лекции, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, круглый стол, дискуссия.

Материально - техническое обеспечение занятия: кабинет, парты, стулья, доска, компьютеры, сканер, принтер, проектор.

При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы, дидактические и методические материалы.

На занятиях используются индивидуальные и групповые формы работы. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых задач.

Программа предусматривает такие методы и формы работы, которые дают возможность воспитанникам максимально проявлять свою активность в решении задач данной области, развивают их эмоциональное восприятие, знания, умения, навыки

Оценочные материалы

                Вопросы для собеседования  в рамках промежуточной аттестации

  1. К учредительным документам школьного музея  относится:

Правильные ответы:

  1. Паспорт музея
  2. Книга поступлений
  3. Приказ о создании музея
  4. Положение о деятельности музея
  1. Все музеи РФ делятся на:

      Федеральные, муниципальные, ведомственные

  1. Тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая – это:

            Ответ: Виды экспозиций

  1. Памятник археологии является:

Ответ: Объектом историко-культурного наследия

  1.  «Движение» музейного предмета

 Ответ: Способ передачи музейного предмета на выставку

  1. Что характеризует школьный музей[1]

Ответ: Это творческая лаборатория педагогов и обучающихся

  1. Какие данные отражают в Книге поступлений:

Ответ: Сохранность предмета

  1.  Какие документы относиться к фондовой деятельности, а какие к выставочной.

Ответ: Тематико-экспозиционный план

  1. Какова последовательность оформления документов для приема предмета на постоянное хранение в школьный музей?

       Ответ:

  1. Запись в Книгу поступлений
  2. Составление Акта ПП
  3. Заявление владельца
  4. Заключение Договора дарения
  1. Последовательность действий в случае обнаружения поломки музейного предмета

Ответ:

  1. Запись в паспорт музейного предмета информации об изменении сохранности или даты обнаружения потери
  2. Составление докладной записки на имя директора школы

Оценка работы:

Высокий уровень –  80 %  и более правильных ответов

Средний уровень- 40 -79% правильных ответов

     Низкий уровень – менее 40 % правильных ответов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка) / Ф. Г. Багаутдинова. — М., 1992.
  2. Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.
  3. Горский В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007.
  4. Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.
  5. Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.
  6. Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 1974.
  7. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринс-кого. — М., 1987.
  8. Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., 2001.
  9. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 1985.
  10. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / под ред. А. С. Прутченкова. — М., 2003.
  11. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.
  12. Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.
  13. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краевед-ческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.
  14. Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. —- М., 1988.
  15. Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.
  16. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 1999.
  17. Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
  18. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
  19. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике М, Ю. Юхневич. — М., 2001.

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"

Дополнительная общеобразовательная    программа   «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармон...

Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»

Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные друзья пожарных"

Цель образовательной программы «Юный пожарный» являетсяформирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое в...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный многоборец"

Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по легкой атлетики разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ Министерства образо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"

В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный снайпер"

Программа способствует    решению одной из наиболее важных задач современного общества - патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке юношей к воинской службе в Россий...