"Виды деятельности, применяемые на занятиях ИЗО, развивающие мелкую моторику у детей"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Виды деятельности, применяемые на занятиях ИЗО, развивающие мелкую моторику у детей.
1.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.Самое прекрасное, что пальчиковой гимнастикой с ребенком можно заниматься практически с рождения. Когда малыш подрастает, он с удовольствием начинает играть в «Сороку-воровку». Ту, которая кормила вкусной кашей деток, а самому ленивому не дала? Следующий этап – самостоятельные движения. «1 ,2 , 3 , 4 , 5 вышли пальчики гулять». Сжимаются в кулачок и разжимаются.
Упражнения для более «взрослых» пальчиков усложняются. Данные упражнения с пальчиками увлекательны. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.
Например: 1. Бабушка очки надела
И внучонка разглядела
2. Дом стоит с трубой и крышей ,
На балкон гулять я вышел.
Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам нужно помогать ребенку его формировать. Произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
Упражнения делятся на три основных вида:
1. Упражнения для кистей рук.
2. Упражнения для пальцев условно статические.
3. Упражнения для пальцев динамические.
2. Занятия с пластилином.
Пластика – это увлекательный мир творчества и мастерства. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно для умственного и эстетического развития ребенка.Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.
Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка. Лепить можно из воска, глины, гипса и даже из бумаги (папье-маше). Но самым удобным материалом для лепки, вне всякого сомнения, является пластилин.
Значение лепки не стоит недооценивать, эти занятия не только развлекают ребенка, но и развивают его:
-Ребенок начинает более точно воспринимать формы, фактуры и цвета.
-У ребенка развивается воображение и пространственное мышление.
-Тренируются обе руки, учатся взаимодействовать друг с другом.
-Ребенок учится воплощать свой замысел.
-У ребенка развиваются эстетические чувства.
Лепка с природным материалом. В работе используется разные фактуры, что хорошо для развития тактильных ощущений пальцев рук. Материалы : скорлупа грецкого ореха, жёлуди, шишки, семечки, веточки, сушенные ягоды и т. п.
Лепка с макаронными изделиями. Очень нравятся детям занятия лепкой с макаронными изделиями. Они необычны и увлекательны. Развивают не только моторику, но и воображение.
Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения. У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
Лепка из шариков Картина из пластилина выложенная из шариков. Каждый шарик катается отдельно и из них выкладывается картинка. Размер шариков от 3до 5 мм. В работе задействованы и пальцы и кисти руки.
3. Изобразительная деятельность.
Так же важны занятия ИЗО для развития мелкой моторики. Научится правильно держать кисть или карандаш. Это взрослому кажется просто, а ребенку 3 лет этому надо еще научиться. Тренируется координация кисти и пальчиков при разукрашивании и штриховки - не выходить за рамки контура, научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма, научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх, проводить линии в различных направлениях ,проводить изогнутые, волнистые .
Рисование пальчиками Очень увлекательное занятие рисование пальчиками - ребенок набирает краску не на кисть, а на палец и рисует.
Рисование ладошкой В работе участвует вся кисть и пальчики. Обмакнем всю ладонь или ее часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно раскрасить ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев.
Оттиск печатками из картофеля Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку, вырезанную из картофеля, штемпельной подушкой с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Рисование точками и штрихами Выполняется работа разными видами штрихов и точками. Применяется разная сила нажима. Очень полезное занятие для развития мелкой моторики.
Набрызг - способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Задействованы в работе пальчики. Стимулируются подушечки пальцев.
Рисование крупой Развивает мелкую моторику пальцев. Коллаж — сочетание аппликации, переходящей в конструирование. На фон наносят рисунок. Затем на клеевую основу наносят различные материала , тем самым как бы «рисуют» изображение . В работе используют –пшено, гречку, горох, фасоль. Данные задания развивают мелкую моторику и тактильные ощущения
4. АППЛИКАЦИЯ
Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании их на другом материале, принятом за фон. Для аппликации используют различные материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух, бумагу, что очень полезно для развития тактильных ощущений.
Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Обрывная аппликация Обрывная аппликация – это способ получения изображения, когда ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить и накладывает кусочки бумаги на клей.
Аппликация с гофрированной бумагойСпособ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Вытынанка- искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги. Очень полезный вид деятельности для развития мелкой моторики. В работе важно уметь аккуратно выстригать мелкие элементы.
Орига́ми — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.Путем различных сгибов получаются фигурки животных и предметов. Хорошо тренируются пальцы, внимание и смекалка. Данные упражнения хороши для развития ловкости рук и мышления.
Квиллинг- называемый также бумагокручение, бумажная филигрань, это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
5. Прикладное творчество.
Развитию мелкой моторики способствуют различные виды труда, шитье, вышивание, бисероплетение. Старшим дошкольниками младшим школьникам вполне доступны и простейшие приёмы.
Бисероплетение Плетение - один из старинных способов крепления деталей для получения изделий. Почему я обратила внимание на данный вид деятельности? Дело в том, что процесс плетения очень увлекателен, он способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма, способствует развитию глазомера и координации движения пальцев. Помимо сказанного плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т.е. всех тех качеств необходимых ребенку для обучения в школе.
Вышива́ние — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы. Вся эта работа требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, качеств необходимых для письма.
Текстилиные игрушки – сувениры из ткани сделанные своими руками. В работе требуются умение вышивать, пришивать пуговицы, тесьму , бисер ,что очень развивает и тренирует кисти и пальцы рук, а так же усидчивость и терпение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей 6 - 7 лет имеющих нарушения звукопроизношения.
Особенности сформированности мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному восприятию и развитию мелкой моторики для детей со сложным дефектом группы «Особый ребенок»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному восприятию и развитию мелкой моторики (образовательная область «Познание») для детей группы «О...
Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(К) школы VIII вида
Данная работа содержит материал, который рассказывает и показывает приемы развития мелкой моторики у учащихся с умеренной степенью умственного развития....
Беседа на тему:"Развитие мелкой моторики у детей дошкольногвозраста намузыкальных занятиях"
Беседа на тему:"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях"...
Методика «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности»
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки...
Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...
Советы родителям: "Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребёнка"
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. То есть у большинства детей с проблемами развития речи неверные, некоординированные ...