Беседа на тему:"Развитие мелкой моторики у детей дошкольногвозраста намузыкальных занятиях"
статья по музыке ( класс) по теме
Беседа на тему:"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx | 26.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» городского поселения г. Семилуки Воронежской области
БЕСЕДА НА ТЕМУ:
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях»
Музыкальный руководитель: Нечаева Н.В.
2016год
«Музыкальное воспитание – это воспитание не музыканта, а прежде всего воспитание человека» В. А. Сухомлинский
В последние годы огромной популярностью в работе с детьми дошкольного возраста пользуется пальчиковая гимнастика.
Чем же объясняется такая популярность? В первую очередь тем, что она очень нравится детям. Прикладывая свои усилия, дети осваивают и затем самостоятельно выполняют целые комплексы упражнений. Те упражнения, которые мы разучиваем под музыку, с помощью пения и элементов игры, дети воспринимают гораздо интересней.
Музыкально – ритмические пальчиковые игры в процессе занятий должны создать общую благоприятную атмосферу, вызвать эмоциональный отклик у детей, развить воображение и фантазию.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка "пользоваться" этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков "говорит" о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.
В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием.
У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений.
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте - это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом помогают пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой активности. Пальчиковые игры как бы отражают реалии окружающего мира - предметы, животных, людей и их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети совершают движения руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, пространственные представления. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга, поэтому-то пальчиковым играм отводится большое внимание в дошкольном возрасте.
Особое место в педагогическом процессе занимают музыкально-ритмические пальчиковые игры. Музыка занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность.
Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции моторной сферы, сенсорных способностей, содействует профилактике и устранению речевых нарушений.
Я использую следующие методы:
- показ.
- наблюдение.
Учитывая то, что объём детского внимания невелик, я стараюсь использовать в своей работе принцип доступности, заключающийся в создании небольших по своему объёмы песен-игр, с ясной формой, запоминающиеся мелодией, которая удобна по диапазону и способствует развитию певческих данных.
Принципы постепенности и систематичности при разучивании пальчиковых музыкальных игр особенно актуальны.
Ритмические движения пальчиков и рук возбуждают речевые центры головного мозга, активизируют и стимулируют развитие речи, происходит тренировка, зрительной памяти, ребёнок учится запоминать разные положения рук и пальцев. При этом последовательность движений идёт от простого к сложному.
Задачи:
Обучающие:
1. Научить детей правильной постановке пальцев.
2. Обучение речевым, двигательным, певческим умениям и навыкам;
Развивающие:
1. Развивать у детей точность, правильность выполнение движений.
2. Развивать познавательную активность, устойчивый интерес к действиям, саморегуляцию и самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве;
3. Развивать у детей умение быстро переключаться от одного движения к другому.
Воспитательные:
1. Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему;
2. Воспитывать взаимопомощь друг другу.
Мелкую моторику руки у дошкольников можно и необходимо развивать. В интересах самого ребёнка начинать эту работу нужно с самого раннего возраста.
В дошкольном возрасте движение рук у детей построено на занимательно-игровой основе, поэтому значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом.
Игра — исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направлений на ориентировку и познание предметной и социальной действительности; одной из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. .
Музыкальные игры отличаются от других игр тем, что содержание и характер движений определяется музыкой.
Игровая форма музыкального материала помогает вызвать у детей интерес к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности, в процессе которой происходит развитие общей и мелкой моторики, ритмического слуха, артикуляционного аппарата. Основу музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом составляет синтез слова, музыки и движения. В играх и упражнениях развивается внимание, память, наблюдательность, закрепляются навыки движения, дети приучаются ориентироваться в окружающей обстановке.
В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его действия и движения связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
В своей работе я использую следующие музыкально - ритмические игры, хороводы, упражнения, включающие имитационное пальчиковые движения (например, игра на дудочке, барабане, в упражнениях «Дудочка», «Барабан», «Ворон», «Барабанщики», что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук\.
Музыкальные пальчиковые игры в процессе занятий должны создать общую благоприятную атмосферу, вызвать эмоциональный отклик у детей, развивать воображение и фантазию.
Учитывая то, что объем детского внимания невелик, нужно стараться использовать в принцип доступности, заключающийся в создании небольших по объему песен-игр, с ясной формой, запоминающейся мелодией, которая удобна по диапазону и способствует развитию певческих навыков.
.На развитие мелкой моторики рук использую различные танцевальные движения с пением или просто танец. В репертуар включаю музыкально-ритмические игры на развитие общей моторики, где присутствуют пальчиковые движения.
Название музыкально-ритмической пальчиковой игры
1. «Весёлые ладошки» музыка и сл. Е. Макшанцевой
2. «Пальчики шагают» муз и сл. Е. Макшанцевой.
3. «Солнышко-вёдрышко» русская народная припевка
4. «Мои весёлые пальчики» муз и сл. А. Бейлиной
5. «Играем на пианино»
6. «Ловкие ручки» муз и сл. Е. Макшанцевой
7. «Солнышко» муз и сл. А. Бейлиной
8. «С песенкой по лесенке»»
9.«Топ, топ, топ» муз и сл. А. Бейлиной
10. «Домик» муз и сл. Е. Поддубной
За счет специальных упражнений, удается регулировать мышечные усилия пальцев и кистей рук через игру на детских музыкальных инструментах.
В младшем возрасте начинаю с упражнений на регулирование силы движения руки, формирование способности увеличивать и уменьшать ее в соответствии с темпом и динамикой (барабан, бубен – для извлечения звука ударяют кулачком или палочкой, погремушка – потряхивание, встряхивание: горизонтальные и вертикальные движения инструментом). Это дает нагрузку на кисть руки, но не активизирует работу пальцев. Регулируя мышечные усилия в младшем возрасте через игру с погремушкой, барабаном, бубном, формируется навык дозированного и дифференцированного напряжения кисти, развивается зрительно – моторную координацию.
В старшем возрасте для развития мышечной силы и стимулирования движений пальцами, развития чувствительности подушечек пальцев рук, для отработки действия двумя руками использую следующие упражнения:
- надавливание поочередно пальцами на клавиши музыкальных инструментов (пианино, аккордеон) ;
- перебор пальцами по всей длине палочки (дудочка,) ;
- поочередное отстукивание ритма каждым пальчиком на музыкальном инструменте (бубен, барабан, металлофон);
- прохлопывание ритма ладонями по столу.
Ко всему сказанному я изготовила игру, на мой взгляд, развивающая мелкую моторику детей и в дальнейшем поможет в игре на детских музыкальных инструментах.
ИГРА «ЧИКИ - ЧИКИ, ЧИКАЛОЧКИ»
\На разучивание русской народной прибаутки для детей 5-6 лет\
ЦЕЛЬ:
- Развитие мелкой моторики.
- Дать детям первоначальные представления игры на музыкальных инструментах.
- Познакомить детей с названием нот, длительностями.
ХОД ИГРЫ:
На мольберте изображена попевка с разными по цвету нотами.
Звуки:
Ля - желтый кружок
Фа-красный
Соль-зеленый
Перед детьми на столике лежат карточки с изображением нотного стана и кружочки разного цвета\желтый, красный, зеленый\
Музыкальный руководитель показывает и исполняет прибаутку.
Затем пропевает вместе с детьми и показываем пальчиком каждый звук.
После этого предлагает выложить на карточках, лежащих перед детьми нотки по цвету.
После разучивания дети пропевают и показывают пальчиком каждый звук, что поможет развитию мелкой моторики детей.
Таким образом:
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте - это основная задача развивающей работы с детьми.
Используемая литература:
1.»Учим петь детей 5-6лет» С. И. Мерзлякова
2.»Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Н. Г. Кононова
3. «Программа Детство» А.Г.Гогоберидзе
4.»Топ, хлоп, малыши» Е. Макшанцева
5. Частично материал заимствован из Интернет ресурса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи».
Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.Задачи:Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую...
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....
Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...
Доклад на тему: "Бисероплетение - эффективный метод развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ"
Занятие бисероплетением доступно и полезно детям любого возраста. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение и...
Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей с помощью Су-джок массажеров"
Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей с помощью Су-джок массеров"...
Консультация для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»
Формирование мотивационного отношения родителей к значению развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ....
Выступление для родителей на тему:«Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»
Цель: формирование мотивационного отношения родителей к значению развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ.Задачи: 1. Дать представления о взаимосвязи процесса формирования речи с движением рук....