Методика «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности»
методическая разработка по теме
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза;
к навыкам мелкой моторики относятся: способность тянуться к предмету, хватать его, класть или ставить, рисовать и т.д.
К этой же области развития относятся концептуальные навыки, такие, как: понимание неизменности существования предмета;
решение несложных практических задач, способность подбирать предметы или картинки к образцу, сортировать их, а так же навыки,
подготавливающие ребенка к изучению школьных дисциплин.
Во время проведения диагностических обследований выявилось, что у большего процента детей раннего возраста слабо развита зрительно-моторная координация и навыки мелкой моторики, действие с материалами продуктивной деятельности.
Без развитой мелкой моторики, считает Т. А. Ткаченко, невозможно не только развитие познавательных способностей и речи,
но и азов самообслуживания: мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы или завязываем шнурки на ботинках,
отщипываем кусочек хлеба, пишем или перелистываем страницы, держим стакан в руках или едим ложкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_metodiki_uspehovoy.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»
Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями
Рекомендовано к утверждению на заседании ЭМС №_____ от 20_____г. | Утверждено приказом №________ от _____ 20____г. |
Методика
«Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности»
г. Урай, 2015
Описание методики
Наименование методики | Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности |
Сроки апробации методики | 2015 год. |
Автор(ы) – разработчик(и) методики: Ф.И.О., должность, ученая степень/ученое зван |
|
История развития методики. Описание методики. | У детей раннего возраста навыки самообслуживания формируются с опозданием и вызывают определенные трудности, а речь зачастую отсутствует или развита недостаточно. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому немаловажное значение для развития детей представляют специальные игровые занятия, направленные на развитие мелкой моторики и познавательных способностей. Отбор методов и средств для занятий проводится с учетом ведущей деятельности детей на данном возрастном этапе. В раннем возрасте ведущей деятельностью детей является предметная деятельность. Назначение предметов и способы действий с ними ребенок узнает от взрослого, через подражание, как усвоение общественного опыта. Поэтому обучение детей раннего возраста носит наглядно-действенный характер. Сначала педагог демонстрирует ребенку игрушки и пособия, демонстрируя способ действия с ними и проговаривая каждую операцию, затем действия осуществляются совместно. В соответствии с уровнем актуального развития, подражание ребенка будет сопряженным (когда взрослый осуществляет поэлементный показ действия, а ребенок повторяет каждый элемент), либо отраженным (когда после показа операции ребенок выполняет ее самостоятельно). На следующем этапе ребенок, после тщательного анализа, объяснения и показа педагога, уже способен выполнить задание по наглядному образцу. Далее можно подойти к выполнению заданий по инструкции с опорой на образец. В двадцатых годах прошлого века Е. И. Тихеева, опираясь на результаты психологических исследований стадий развития детского наблюдения В. Штерна и на педагогические концепции Песталоцци и К. Д. Ушинского, разработала «искусственный» и «естественный» дидактический материал для работы с детьми над освоением формы, цвета, величины, количества и пр. Наряду с абстрактным дидактическим материалом Е. И. Тихеева предложила использовать «естественный» (шишки, цветы и прочее), и включить в сенсорное воспитание ознакомление детей со свойствами реальных предметов посредством развития у них перцептивных действий. Разработкой игровых занятий внутри данного направления занимались:Е. С. Анищенкова, Л. В. Антакова – Фомина, А. Е. Белая, В. И. Мирясова, А. К. Бондаренко, С. Ю. Гаврина, Н. Л. Кутявина, М. Ю. Картушина. Далее, в 70-х годах, Л.В. Запорожцем и его сотрудниками (Л.А. Венгером, В.П. Зинченко, А.Г. Рузской и др.) была разработана теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий, из которой ясно, что в чувственном познании ребенком предмета решающую роль играют действия с ним. Перцептивные действия, в свою очередь, возможны лишь с участием мелких мышц пальцев рук. Итак, возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием мелкой моторики рук. |
Актуальность проблемы, решение которой должно обеспечить применение методики | Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза; к навыкам мелкой моторики относятся: способность тянуться к предмету, хватать его, класть или ставить, рисовать и т.д. К этой же области развития относятся концептуальные навыки, такие, как: понимание неизменности существования предмета; решение несложных практических задач, способность подбирать предметы или картинки к образцу, сортировать их, а так же навыки, подготавливающие ребенка к изучению школьных дисциплин. Во время проведения диагностических обследований выявилось, что у большего процента детей раннего возраста слабо развита зрительно-моторная координация и навыки мелкой моторики, действие с материалами продуктивной деятельности. Без развитой мелкой моторики, считает Т. А. Ткаченко, невозможно не только развитие познавательных способностей и речи, но и азов самообслуживания: мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы или завязываем шнурки на ботинках, отщипываем кусочек хлеба, пишем или перелистываем страницы, держим стакан в руках или едим ложкой. |
Сфера применения методики в учреждении | Работа по развитию мелкой моторики проводится в рамках игровых коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. На игровых занятиях по развитию мелкой моторики соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, доступность, постепенное усложнение материала, наглядность и др. При организации игровых занятий по формированию навыков мелкой моторики используется интегративная форма, которая позволяет одновременно решать несколько дидактических задач: развитие мелкой моторики, речи и познавательных способностей. Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и заключительная. Вводная часть составляет 3-4 минуты. Она включает в себя ритуал приветствия, игры в круге на подражание, развитие коммуникативных навыков и крупной моторики. Основная часть длится 25минут. Она включает в себя 6-7видов упражнений. В этой части занятия проводятся игры, направленные на развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, внимания, речи, мышления; упражнения на развитие мелкой моторики рук с предметами и без предметов. Сюда же входят игры с самостоятельным выбором и использованием автодидактических игрушек в диадах «ребенок – родитель». На заключительную часть отводится 1 – 2 минуты, в течение которых проводится ритуал окончания занятия. Каждое занятие имеет свою четкую структуру. Структурированность занятий позволяет маленьким детям быстрее усвоить стереотипы занятий и действовать в соответствии с ними. |
Цель внедрения | Развитие мелкой моторики рук детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями от 1 до 3 лет в процессе формирования сенсорно-перцептивной деятельности. |
Задачи внедрения | Развитие познавательных способностей. 1. Формирование умения производить действия по подражанию. 2. Формирование представлений освойствахпредметов(форма, цвет, величина). 3. Обучение способам перцептивныхдействий с предметами. Развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий. 1. Развитие тактильных ощущений. 2. Развитие праксиса позы пальцев. 3. Совершенствование зрительно – двигательной координации. 4. Формирование соотносящих действий. 5. Формирование различных типов хватания: ладонного, щепотного и пинцетного. Многофункциональность задач методики позволяет включить в абилитационный процесс ребенка с любым уровнем актуального развития. |
Целевая группа | Дети инвалиды, дети с ограниченными возможностями от 1 года до 3 лет с различным уровнем развития мелкой моторики и сенсорных представлений. |
Ожидаемый результат |
|
Контроль за апробацией методики (Кто проводит контроль. Формы контроля) | Контроль проводит заведующий реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями Синицина Ф.М. Формы контроля: Выборочный контроль – качество проводимых мероприятий; |
Основные приборы, оборудование, необходимые для реализации | Кабинет оснащен специальной панелью «Эрготерапии» и тренажером для развития мелкой моторики, дидактическими играми вкладышами, мозаики, матрешки, пирамидки, пальчиковые краски, пластилин и т.д. способствующими решению задач методики, музыкальными инструментами, говорящими игрушками для организации «сюрпризного момента», а так же необходимым позиционным оборудованием. Пол в кабинете полностью закрыт ковром с мягким ворсом, для исключения травматизма в случае падения ребенка, а так же с целью создания комфортных условий в процессе свободной игры детей. |
Подпись, (Ф.И.О., должность) Дата заполнения | ____________________ И.А.Успехова подпись Должность: инструктор по труду
«____»______________ 2015 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Развитие мелкой моторики пальцев рук имеет положительное влияние на развитие речи ребенка. Именно поэтому логопеды уделяют особое значение работе в этом направлении.В данном материале представлены игр...
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Педагогический проект....
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....