Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение" (2013-14 учеб. год)
рабочая программа на тему
Программа музыкально-хорового центра "Лель" для учащихся 7-18 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_k_programme.doc | 81.5 КБ |
khorovoe_penie_obnovl._mkhts_lel.doc | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Хоровое пение»
(МХЦ «Лель»)
Возраст обучающихся – 7-18 лет
Срок реализации программы – 7 лет
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Суколенов Юрий Павлович,
Бардина Елена Викторовна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2013
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Хоровое пение»
(МХЦ «Лель»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с 2008 года
Программа переработана и дополнена в 2013 году
Программа переработана и дополнена в году
Программа переработана и дополнена в году
Программа переработана и дополнена в году
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Хоровое пение»
(МХЦ «Лель»)
СОДЕРЖАНИЕ
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
VI. ПРИЛОЖЕНИЕ 35
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
Программа «Хоровое пение» является модифицированной, углублённого уровня и имеет художественно-эстетическую направленность. Она разработана с учетом требований письма от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с СанПин 2.4.2. 2821– 10 ст. 4.12 и СанПин 2.4.4.1251-03.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Хоровое пение как наиболее массовый вид музыкальной деятельности, занимает одно из ведущих мест в системе эстетического воспитания детей.
На занятиях по хоровому пению решаются задачи по воспитанию художественного вкуса обучающихся, пробуждение их творческих способностей, развитию у детей чувства коллективизма, дисциплины, ответственности и сознательного отношения к овладению музыкальными знаниями.
При формировании выше перечисленных качеств личности ребенка определяется его осознание себя в социуме, с помощью активной творческая самореализация. Это является предпосылкой для дальнейшей успешности в жизни каждого ребенка.
Хоровые занятия способствуют развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, овладению вокально-хоровыми навыками, проявлению творческой индивидуальности обучающихся.
Отличительная особенность
Отличительной особенностью данной программы является решение задач семейно-музыкального воспитания, активно привлекая родителей к образовательному процессу, общественной и концертной деятельности.
Хор музыкально-хорового центра «Лель» состоит из младшего, среднего и старшего хоров. Из учащихся хора, показавших высокий уровень обученности, создаются младший и старший ансамбль.
Работа в хоровом классе проводится в тесной связи с занятиями сольфеджио. Это дает возможность более сознательно овладеть музыкальным материалом.
Цели: формирование творческой личности через вокально-хоровое развитие каждого участника коллектива и его самореализацию в музыкальном исполнительстве.
Задачи:
образовательные:
- формирование навыков певческой установки;
- формирование координации голоса и слуха;
- формирование вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания, расширение диапазона голоса;
- формирование хоровых навыков: пение без сопровождения, многоголосного пения, умение строить, петь в ансамбле;
развивающие:
- развитие интеллекта и расширение диапазона знаний в области хорового искусства;
- разностороннее развитие вокально-хорового слуха;
- развитие музыкальной памяти, навыков певческой выразительности;
- развитие чувства понимания выразительности, формы и стиля хоровых произведений;
- развитие способностей быть гармоничными и свободными в выражении своих мыслей, чувств через пение;
воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма, трудолюбия;
- воспитание потребности общения с музыкой;
- формирование общей культуры обучающихся;
- формирование потребности и готовности к эстетической певческой деятельности;
- воспитание эстетического вкуса, высоких нравственных качеств;
- воспитание уважения ребенка к самому себе и своему творчеству;
Возраст детей: 7-18 лет
Срок реализации: 7 лет
Формы и режим работы:
Виды хора | Года обучения | Количество | |||
Занятий в неделю | Часов в неделю | Часов в год | Детей в группе | ||
Младший хор | 1 год | 2 раза | 2 часа | 72 часа | 15 чел. |
2 год | 2 раза | 4 часа | 144 часа | 12 чел. | |
Средний хор | 3-5 года | 2 раза | 4 часа | 144 часа | 12 чел. |
Старший хор | 6-7 года | 2 раза (3 раза) | 4 часа | 144 часа | 12 чел. |
Зачисление в МХЦ «Лель» не предполагает проведения специального прослушивания детей с целью определения их общих музыкальных способностей. Ежегодно проводится формирование учебных групп в соответствии с психолого-физиологическими особенностями и уровнем обученности учащихся.
Из учащихся хора, показавших высокий уровень обученности, создаются младший и старший ансамбль.
Формы и режим работы:
Виды хора | Года обучения | Количество | |||
Занятий в неделю | Часов в неделю | Часов в год | Детей в группе | ||
Младший ансамбль | 1 год | 1 раз | 2 часа | 72 часа | 6 чел. |
Старший ансамбль | 1 год | 1 раз | 2 часа | 72 часа | 6 чел. |
Ожидаемые результаты
1-й год обучения
Вокальные навыки (проверяются в конце года строго индивидуально). Петь в диапазоне РЕ1 – ДО2. Сидеть (или стоять) при пении прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад. Петь только с мягкой атакой. Петь легким звуком, стараться его «тянуть» без всякого напряжения, без «утечки» воздуха. Знать, что певческий голос надо беречь. Уметь на звуке ля правильно показать самое красивое звучание своего голоса; правильно и ясно выговаривать слова песни.
К концу года уметь осмысленно спеть в группе детей выученную в хоре простую песню, соблюдая пройденные в течение года правила пения. Правильно дышать: уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плечи, петь ровно короткие фразы на одном дыхании. В более подвижных песнях уметь делать быстро, активно и спокойно вдох.
Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в хоре несложные песни в унисон, с сопровождения и без него. Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.
Способы проверки: индивидуальное исполнение любой песни из репертуара, пройденного за год.
2-й год обучения
Вокальные навыки. Соблюдать при пении певческую установку. Петь чистым естественным звуком, легко, нежно и звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные. Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы, стараться «тянуть» звук. Видеть свои недостатки и стремиться избавиться от них.
Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосые каноны. В упражнениях слышать трехголосые аккорды, петь в аккорде различные голоса. Без сопровождения уверенно петь нетрудные, одноголосные песни. Петь по нотам песни, имеющие простую по строении мелодию. Понимать и следовать дирижерским жестам. Знать средства музыкальной выразительности.
Способы проверки: индивидуальное исполнение любой песни из репертуара, пройденного за год.
3-й год обучения, младший ансамбль
Вокальные навыки. Петь в диапазоне: первые голоса ДО1 – РЕ2(МИ2), вторые – СИ – СИ1 (ДО2). Соблюдать при пении певческую установку. Петь только с мягкой атакой, естественно, сохраняя индивидуальность тембра. Правильно формировать гласные и четко произносить согласные, не утрируя их произношение. Уметь петь на «цепном» дыхании. Учиться петь «нон легато» и «стаккато».
Хоровые навыки. Уметь чисто петь двухголосные песни. В упражнениях слышать трех-четырехголосные аккорды. Петь по нотам песни с элементами двухголосия. Уметь при содействии руководителя хора делать исполнительский анализ.
Способы проверки: учет успеваемости обучающихся проводится педагогом на основе индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. В оценке обучающегося должно быть учтено также его участие в отчетных выступлениях хорового коллектива.
4-й год обучения
Вокальные навыки. Петь в диапазоне: первые голоса ДО1 – МИ2(ФА2), вторые – СИ(ЛЯ ) – ДО2 (РЕ2). Соблюдать певческую установку, пользоваться мягкой атакой как основным способом голосообразования, редко как
изобразительным приемом – твердой атакой. Петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, петь с вибрато, напевно, с хорошей дикцией. Уметь самостоятельно, выразительно-осмысленно спеть несложные песни контрастного содержания.
Хоровые навыки. Уметь петь чисто и слаженно все виды двухголосия и несложное трехголосие, с сопровождением и без сопровождения. Уметь петь в ансамбле. Петь по нотам двухголосные произведения.
Способы проверки: учет успеваемости обучающихся проводится педагогом на основе индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. В оценке обучающегося должно быть учтено также его участие в отчетных выступлениях хорового коллектива.
5-й год обучения
Вокальные навыки. Год завершения первого этапа овладения певческим голосом. Петь в диапазоне: первые голоса ДО1 – МИ2 (ФА2,СОЛЬ2), вторые – ДО1 – МИ2(ФА2), третьи – ЛЯ(СИ) – ДО2(РЕ2). Соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой, пользоваться твердой атакой, как средством выразительности. Петь ровным звуком по всему диапазону голоса, в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения.
Знать правила охраны голоса в связи с наступлением предмутационного периода и мутации.
Уметь петь на одном дыхании продолжительные по времени фразы, равномерно расходуя дыхание, сохраняя вдыхательное состояние при пении. Овладеть умением фразировать. Уметь вокально-полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и четко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты.
Хоровые навыки. Уметь петь двухголосные и трехголосные произведения, петь в ансамбле. Петь по нотам трехголосные произведения.
Способы проверки: учет успеваемости обучающихся проводится педагогом на основе индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. В оценке обучающегося должно быть учтено также его участие в отчетных выступлениях хорового коллектива.
6-й год обучения
Вокальные навыки. Наступление мутационного периода. Все вокальные навыки продолжают укрепляться, хотя мутация вносит различные индивидуальные отклонения в певческое развитие участников хора. В звучании сохраняется индивидуальность тембра, но может появиться сипота, хрипота, «потускнение» тембра, поэтому необходимо хористам знать правила охраны голоса в связи с возрастными изменениями, строго выполнять в этот период певческий режим.
Хоровые навыки. Закрепление и некоторое продвижение по всем хоровым навыкам.
Способы проверки: учет успеваемости обучающихся проводится педагогом на основе индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. В оценке обучающегося должно быть учтено также его участие в отчетных выступлениях хорового коллектива.
7-й год обучения, старший ансамбль
Вокальные навыки. Приобретенные навыки укрепляются, хотя в голосах проявляются возрастные изменения, которые учитываются.
Знать основы музыкальной грамоты. Петь по нотам весть репертуар хора.
Способы проверки: учет успеваемости обучающихся проводится педагогом на основе индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. В оценке обучающегося должно быть учтено также его участие в отчетных выступлениях хорового коллектива.
В учебном году должно быть пройдено: в 1-2 года обучения 15 произведений, в 3-5 года обучения 10-12 произведений, в 6-7 года обучения 8-10 произведений. Некоторые из них могут быть пройдены в порядке ознакомления без детального разучивания.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Название раздела | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1 | Введение в предмет. Техника безопасности. | 2 | 2 | - |
2 | Исполнение произведений: | |||
-народная песня | 9 | 1 | 8 | |
-советская песня | 11 | 2 | 9 | |
-классика | 10 | 1 | 9 | |
3 | Исполнение учебно-тренировочного материала | 3 | 1 | 2 |
4 | Исполнение импровизаций | 5 | 1 | 4 |
5 | Слушание музыки | 5 | 1 | 4 |
6 | Музыкальная грамота | 6 | 2 | 4 |
7 | Музыкальная игра и движение под музыку | 5 | 1 | 4 |
8 | Смена деятельности (игровая разминка, зарядка для голоса и т.д.) | 14 | - | 14 |
9 | Итоговые занятия | 2 | - | 2 |
ИТОГО: | 72 | 12 | 60 |
2-7 года обучения
№ | Название раздела | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1 | Введение в предмет. Техника безопасности. | 2 | 2 | - |
2 3 | Исполнение произведений | |||
-народная песня | 19 | 2 | 17 | |
-советская песня | 24 | 5 | 19 | |
-классика | 21 | 5 | 16 | |
Исполнение учебно-тренировочного материала | 13 | 3 | 10 | |
4 | Исполнение импровизаций | 11 | 3 | 6 |
5 | Слушание музыки | 9 | 2 | 7 |
6 | Музыкальная грамота | 9 | 3 | 6 |
7 | Смена деятельности (игровая разминка, зарядка для голоса и т.д.) | 32 | 4 | 28 |
8 | Итоговые занятия | 4 | - | 4 |
ИТОГО: | 144 | 29 | 115 |
Вокальные ансамбли
№ | Название раздела | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1 | Введение в предмет. Техника безопасности. | 2 | 2 | - |
2 | Исполнение произведений | |||
-народная песня | 17 | 2 | 15 | |
-советская песня | 26 | 5 | 21 | |
-классика | 21 | 5 | 16 | |
3 | Исполнение учебно-тренировочного материала | 13 | 3 | 10 |
4 | Исполнение импровизаций | 11 | 3 | 6 |
5 | Слушание музыки | 9 | 2 | 7 |
6 | Музыкальная грамота | 9 | 3 | 6 |
7 | Смена деятельности (игровая разминка, зарядка для голоса и т.д.) | 34 | 4 | 30 |
8 | Итоговые занятия. | 2 | - | 2 |
ИТОГО: | 72 | 27 | 117 |
Каждый год обучения учащиеся изучают одни разделы программы, но идёт постоянное усложнение учебного материала, музыкального репертуара.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Название раздела | Теория | Практика |
1. Введение в предмет. Техника безопасности | Знакомство с предметом. Организация учебного процесса. Требования к обучающимся. Правила работы на занятиях. Техника безопасности. | |
2. Исполнение произведений -народная песня -советская песня -классика | Биографические данные о композиторе, особенности его композиторского стиля. Теоретический анализ хоровых произведений: тональность, знаки, ключи, размер, ритм. Объяснение приемов вокальной техники. | Работа над исполнительскими вокальными навыками: фразой, динамикой, певческим дыханием, штрихами. Работа над музыкальной выразительностью, раскрытие эмоционально-смыслового содержания произведения. Прослушивание аудио-записи, показ произведения в исполнении педагога. |
3. Исполнение учебно-тренировочного материала | Усвоение обучающимися правил гигиены голоса, здорового образа жизни. | Установка корпуса, головы, рта во время пения, освобождение от зажатости лицевых мышц. Расширение диапазона голоса, развитие тембровой окраски голоса. Работа над дикцией – пение скороговорок, речевых упражнений. |
4. Исполнение импровизаций | Тональность, пение интервалов, анализ интервалов. | Улучшение слухового восприятия, развитие вокальной интонации. |
5. Слушание музыки | Общие культурологические сведения о музыкальных жанрах и стилях. | Сравнительный анализ художественных интерпретаций музыкальных произведений. |
6. Музыкальная грамота | Знакомство с нотной грамотой: ноты, ключи, длительности, размер, ритм. | Развитие интонационной устойчивости, пение упражнений а’capella . Развитие навыков самостоятельного контроля за тембром голоса и чистотой интонации. |
7. Музыкальная игра и движение под музыку | Беседы с детьми, направленные на активизацию внимания, памяти, координации движения. | Изучение игр, различных движений под музыку, ритмические упражнения. |
8. Итоговые занятия | Исполнение музыкальных произведений |
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Целью работы с детьми в процессе их обучения пению в хоре является оптимальное, индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры.
Задачи развития: формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, музыкальной памяти, обучение использованию при пении мягкой атаки, формирование навыков певческой эмоциональности, вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания, расширение диапазона голоса. На этой основе в процессе хорового пения происходит формирование хоровых навыков: пения без сопровождения, многоголосного пения, умения строить, петь в ансамбле.
Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого участника хора, руководитель должен знать результаты своей работы в индивидуальном проявлении. Эти знания позволяют успешнее определять содержательную сторону учебного процесса, решать производственные и воспитательные задачи. В связи с этим необходимо проводить один-два раза в год индивидуальные прослушивания всех детей, поющих в хоре. Программа проверки должна быть достаточно подробной, благоприятствующая возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении учащегося.
Хоры могут быть одно-, двух-, трех-, четырехголосными. При формировании партий нужно стремиться к примерно равному укреплению их детьми с хорошо развитыми звуковысотным слухом и голосовыми данными. Постоянной заботой руководителя является укрепление и пополнение этого «ядра» хоровой партии. Рассаживать участников хора надо так, чтобы «ядро» не потеряло своего ведущего и организующего значения, а более слабо подготовленные дети могли опираться на сильных певцов. При распределении участников хора по партиям надо учитывать и другие моменты. Так, у детей не всегда по разным причинам (заболевание голосового аппарата и т.п.) можно выявить свойственный им тип голоса. Поэтому вначале такие учащиеся могут определяться в ту или иную партию условно. По мере же роста и приобретения певческого опыта проясняется тип голоса и певец хора переводится в партию по принадлежности. Другой важный момент – изменение состояния голосового аппарата в периоды предмутационный, мутации и постмутационный.
У девочек эта перемена совершается плавно и порой проходит вовсе незаметно, что связано с постепенным и равномерным ростом гортани. У мальчиков период от 7 до 15 лет можно разделить на 3 этапа:
- 7-10 лет – отсутствие голосовых мышц, пение фальцетом, медленный рост голосового аппарата;
- 11-13 лет – предмутационный, протекающий без особых изменений в голосовом аппарате;
- 13-15 лет – мутационный, связанный с резким изменением гортани.
Перестройка гортани у мальчиков занимает, как и у девочек – 1,5-2 года. Однако, «ломка» голоса мальчиков, его охриплость, неустойчивость фонации могут проявляться резко в течение нескольких недель. Практика многих хормейстеров показывает, что занятия пение в этот период с использованием ограниченного диапазона и умеренной динамики благоприятны для развития голоса.
Общие задачи и вокально-хоровые навыки
для обучающихся 1-3 годов обучения
1. Певческая установка
Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении стоя и сидя. Знание каждым учащимся своего певческого места.
2. Работа над дыханием
Спокойный вдох без напряжения. Постепенный расход дыхания на всю музыкальную фразу. Задержка дыхания, недопустимость ключичного, верхнего дыхания. Опертый звук. Одновременный вдох перед началом пения. Пение более длинных фраз без смены дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения). Быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе.
3. Работа над звуком
В меру открытый рот, звук ровный, без напряжения при головном звучании. Способы формирования и округления гласных. Приемы прикрытия звука. Протяжность гласных. Пение легким звуком в пределах mf и p. Акценты. Динамические оттенки: крещендо, диминуэндо. Выработка общего диапазона ДО1 - МИ2(ФА2).
4. Работа над дикцией
Элементарные приемы артикуляции – активность губ, не допуская напряженность лицевых мышц. Четкое произношение согласных в слове. Взаимосвязь гласных и согласных звуков. Раздельное произношение согласных, стоящих в конце слова и начале другого слова. Совершенное произношение текста, выделение логического ударения и его совпадение с музыкальными акцентами.
5. Вокальные упражнения
-использование коротких попевок из 3-5 звуков;
-гласные на повторяющемся звуке (в сочетании с разными согласными);
-гаммы
-трезвучие
-секвенции из коротких мелодических построений.
Пособие: Е.Альбова и Н.Шереметьева «Вокально-хоровые упражнения».
Ансамбль и строй
1. Работа над текстом и партиями
Уверенное знание текста, как предпосылка для более свободного пения и четкого интонирования. Умение правильно и стройно петь партию с сопровождением и без сопровождения. Установление зависимости партий в 2-хголосии их соотношений.
2. Работа над строем и ансамблем
Стройное пение в интонационном, ритмическом и уравновешенном по силе звука отношении. Умение прислушиваться к голосам поющих в хоре при одноголосии и двухголосии и петь не выделяясь из общего звучания, одновременно вступая и заканчивая фразу.
Двухголосное пение. Легкие примеры «а капелла». В двухголосии добиваться: ровности звучания партий, чистоты интонации, в частном и общем ансамбле. Пение 2-х голосных произведений с сопровождением.
3. Дирижерский жест
Ознакомление и понимание элементарных дирижерских указаний: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание», усиление и ослабление звука, фермата.
4. Упражнения на развитие ладового чувства и строя
-пение отдельных ступеней лада, пение звукорядов, отдельных интервалов, трезвучий мелодически;
-мелодические и гармонические секвенции из интервалов;
-пение упражнений и партий с закрытым ртом и на гласные;
-сольфеджирование партий.
Работа над исполнением музыкального произведения
1. Разбор изучаемого произведения
Общая характеристика содержания музыкального произведения. Разбор текста и музыки. Сопоставление музыкальных фраз по характеру направлений мелодической линии и строения.
Средства выразительности: темп, динамические оттенки, размер.
2. Исполнение
Правильная передача художественного образа музыкального произведения. В связи с этим фразировка, подчиненная общему художественному замыслу. Логическое ударение. Кульминация. Выполнение динамических оттенков в отдельных фразах и больших построениях.
Зачётные требования
- спеть одно-два упражнения из числа пройденных в учебном году;
- спеть соло песню из пройденного репертуара или свою партию.
Пение произведений
Беседы о разучиваемых произведениях в яркой, доступной форме для младших школьников с привлечением материала из школьной программы и из других видов искусства.
Народная песня. Раскрытие ее значения как выразительности исторического прошлого народа, его труда, быта, дум, чаяний. Обратить внимание на то, что
русские народные песни воспитывают уважение к прошлому народа, к его характерным чертам, к русскому языку, русской культуре в целом.
Советская песня. Сообщение о композиторе, об авторе слов. Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительных средств, разбор замысла интерпретации исполнения песни.
Классика. Краткая образная беседа об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Его автобиографические данные и рассказ о творчестве в пределах, доступных данному возрасту. Сообщение об авторе поэтического текста. Анализ произведения и его интерпретация.
Практические занятия: Показ-исполнение песни. Разбор ее содержания. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления. Проверка исполнения с помощью магнитофонной записи.
Пение учебно-тренировочного материала
Образное доступное раскрытие каждого нового произведения и его роли для музыкально-певческого развития каждого ребенка. Рассказ о распеваниях и специальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру и т.д.
Практические занятия: Показы – а)стабильной группы упражнений, б) периодически обновляющейся группы, в которую включают новые упражнения в зависимости от учебных задач. Разучивание и впевание упражнений.
Пение импровизаций
В доступной форме раскрывается сущность импровизации, вокальной импровизации в частности. Показываются и объясняются различные задания. Практические занятия: Показ для каждого задания возможных вариантов певческих мелодических импровизаций, сочинение подголосков к теме и др. даются так же импровизации на короткие стихотворные тексты.
Слушание музыки
Использование руководителем вокально-хорового материала, а также инструментальных произведений для углубления восприятия музыки, расширения кругозора учащихся, более активного введения их в многообразный, богатый мир художественных музыкальных образов. Рассказ об особенностях музыкально-выразительных средств. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
Практические занятия: Периодические прослушивания музыкальных произведений. Формирование культуры восприятия, слушание музыки, в том числе в процессе работы над разучиваемыми с хором произведениями.
Музыкальная грамота
Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для овладения учащимися умения читать ноты. Контрастное сопоставление одноименных ладов. Ознакомление с двумя видами минора и мажора. Постепенное формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности, устойчивости и неустойчивости звуков, изучение тонико-доминантовых тяготений (V-1, II-I, VII-I, III-II-I, VI-V-I, V-III, IV-II-I и т.д.)
Ознакомление учащихся с основными средствами музыкальной выразительности (мелодией, ладом, гармонией, темпом, метром, ритмом, динамикой, регистрами, тембром); с музыкальными инструментами и типами певческого голоса; с формами музыкального произведения (одночастной, куплетной, вариациями), с размерами (2/4, ¾, 4/4, 6/8), с простейшими жанрами (песней, танцем и маршем).
Практические занятия: Овладение учащимися означенным выше материалом в теоретическом и практическом плане. Пение на основе приобретенных знаний и умение петь по нотам.
Примерный репертуарный план
- Народные песни.
а) Одноголосные, без сопровождения.
р.н.п. «Во поле берёза стояла»
р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»
р.н.п. «Со вьюном я хожу»
р.н.п. «Калина»
б) Одноголосные, с сопровождением.
р.н.п. «Речка»
р.н.п. «Летом»
р.н.п. «Ходила младешенька»
лит. нар. песня «Про кошку»
датская нар. песня «Звери из Африки»
финская нар. песня «Весёлый парикмахер»
французская нар. песня «Танец утят»
польская нар. песня «Сапожки»
в) Двухголосные, без сопровождения.
р.н.п. «В темном лесе»
р.н.п. «Лен зеленой»
р.н.п. «Ой, вы мои ветры-ветерочки»
р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени»
р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»
литовская нар. песня «Солнышко вставало»
эстонская нар. песня «Кукушка»
г) Двухголосные, с сопровождением.
р.н.п. «Здравствуй, гостья-зима»
шведск.нар.песня «Весёлый путешественник»
америк. нар. песня «Бубенчики»
итальянс. нар. песня «Тиритомба»
грузинск. нар. песня «Светлячок»
2. Произведения современных композиторов.
а) Одноголосные.
С.Баневич «Пусть будет радость в каждом доме»
Б.Савельев, М.Танич «Из чего наш мир состоит»
«Я умею рисовать»
Р.Паулс, И.Мазнин «Выйди, солнышко!»
Р.Паулс, И.Ласманис «День растает, ночь настанет»
Р.Паулс, И.Мазнин «Птичка на ветке»
Н.Песков, С.Фурин «Чтобы солнышко светило»
М.Минков, М.Пляцковский «Телега»
В.Семенов, В.Орлов «Ты скажи мне, реченька»
В.Семенов, В.Орлов «Первое путешествие»
В.Семенов, В.Орлов «Сверчок»
В.Семенов, В.Орлов «Мышиная песенка»
В.Семенов, В.Орлов «О цаплях, о каплях, и ещё о лягушках»
В.Семенов, В.Орлов «Летняя песенка»
В.Семенов, В.Орлов «Колыбельная самим себе»
Ю.Чичков, В.Машков Мой солнечный зайчик»
Р.Бойко, В.Викторов «Дело было в Каролине»
О.Хромушин, Я.Пишумов «Тик и так»
И.Казенин, Ф.Лаубе «Песенка солнечных зайчиков»
Харада Рётаро, К. Ториаки «Птицы над взморьем»
М.Парцхаладзе, Г.Чичинадзе «Снежная песенка»
б) Двухголосные.
С.Зубковский «Наша песенка»
Р.Бойко, С.Есенин «Утро»
Калиосте, Ю.Шумаков «Так мелькает день»
Ю.Тугаринов, Е.Румянцев «Если другом стала песня»
И.Лученок, Ю.Рыбчинский «Дружба»
М.Парцхаладзе, Г.Цецхладзе «Дождик весенний»
Ю.Чичков, Р.Рождественский «Просто девочки, просто мальчики»
Ю.Чичков, М.Пляцковский «Мама»
Л.Денц, К.Валькадос «На качелях»
Г.Струве, В.Степанов «Что мы Родиной зовем?»
Г.Струве, О.Беликов «Песня о Зеленограде»
Я.Дубравин, В.Суслов «Огромный дом»
И.Чикризова, Н.Соколовская «Сапа»
В.Семенов «Когда я стану миллионером»
В.Семенов «Звездная река»
А.Абрамов, И.Черницкая «Колыбельная для мамы»
3. Произведения русских и западных композиторов.
П.Чайковский, А.Плещеев «Легенда»
П.Чайковский, С.Поволоцкая «Старинная французская песенка»
М.Глинка, Н.Кукольник «Попутная песня»
Ц.Кюи, Ф.Тютчев «Майский день»
М.Ушинский, К.Ушинский «Весной»
М.Яковлев, А.Пушкин «Зимний вечер»
Д.Аракишвили, А.Тверской «Грузинская песня»
Э.Григ, А.Ефременков «Лесная песнь»
Г.Гендель, Е.Крыжановская «Радость в мире»
И.Гайдн, П.Синявский «Мы дружим с музыкой»
И.Гайдн, П.Синявский «Старый добрый клавесин»
И.С.Бах, Д.Тонской «За рекою старый дом»
И.С. Бах, Т.Комарицкая «Осень»
Л.Бетховен, К.Алемасова «Пастушья песенка»
Л.Бетховен, К.Алемасова «Край родной»
Л.Керубини «Терцет во славу Мажорной гамме»
Ф.Мендельсон, Л.Уланда «Воскресное утро»
Духовные произведения.
В.Филатова, П.Морозов «Под Рождество»
обиходный распев «Слава в Вышних Богу»
рождественские песнопения: «Белый снег, белешенький»
«Колокольчики»
«Эта ночь святая»
«Рождественское чудо»
«Щедривка»
кант «Небо и земля»
Военная тематика.
Б.Фиготин, Ф.Лаубе «В наших сердцах Победа»
Б.Фиготин, С.Островой «Живая память»
И.Лученок, М.Ясень «Майский вальс»
Г.Комраков, В.Рябцев «Вечный огонь»
С.Пожлаков, Кожевников «Золотистые плесы»
А.Новиков из кантаты «Нам нужен мир» «Ариозо Матери»
В.Сибирский, М.Владимов «Благодарим, солдаты вас!»
Общие задачи и вокально-хоровые навыки для обучающихся
4-7 годов обучения, ансамблей
1. Певческая установка
Укрепление навыков, приобретенных в младших классах.
2. Работа над дыханием
Дыхание при усилении и затихании звучности. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания. Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений. Распределение дыхания на выдержанном звуке. Приемы цепного дыхания. Полнота звучания при «сцепленном дыхании» и его непрерывность.
3. Работа над звуком
Закрепление навыков по формированию гласных. Углубленная работа над пением «легато». Нон легато и стаккато. Крещендо и диминуэндо на выдержанном звуке. Выравнивание и укрепление диапазона.
Сопрано ДО1 – СОЛЬ2
Альты СОЛЬ мал. – МИ2
Бережно относиться к голосам мальчиков при наступлении мутационного периода.
4. Работа над дикцией, звукообразованием
Дальнейшее укрепление артикулярных навыков. Короткое произношение согласных. Декламация текста – произношение его в музыкальном ритме песни. Добиться филирования звука, широко использовать различные приемы звуковедения от широкой кантилены до легкого стаккато. Развивать дикционные навыки в быстрых и медленных темпах.
5. Вокальные упражнения
Акцентировать внимание на развитие многоголосных навыков, различного характера звуковедения, расширения диапазона голосов.
Ансамбль и строй
1. Работа над текстом и партиями
Соотношение партий в многоголосии, зависимость их друг от друга. Например: интервальное соотношение, противоположное и параллельное движение голосов, одинаковый или различный ритм. Освоение навыка в четком произношении текста в случаях несовпадения его между партиями. Переплетающийся текст в произведениях полифонического склада.
2. Работа над строем и ансамблем
Более сложное двухголосие «а капелла» и с сопровождением. Стройное пение 2,3,4-голосия. Тщательное выравнивание партий по количеству голосов и звучанию, добиваясь чистого строя и общего ансамбля. Ровное звучание аккорда. Ансамбль при условии выделения ведущей партии хора, то же при пении с солистом (в последнем случае хор является аккомпанементом). Пение нетрудных примеров полифонического стиля. Имитационные эпизоды и их нюансировка. Точная интонация при хроматизме и модуляции.
3. Упражнения на развитие ладового чувства и строя
Все упражнения, указанные в младшем хоре, усложняя элементы двухголосия, сольфеджирование партий без поддержки инструмента всем хором и по одному. Пение трех и четырехголосных аккордов, секвенциобразных построений из аккордов, диссонирующих аккордов с разрешением.
Работа над исполнением музыкального произведения
1. Разбор музыкального произведения с точки зрения его литературного и художественного содержания
Музыкально-теоретический разбор: строение мелодии, ее виды, двух-трех частная форма, лад, тональность, смена лада.
2. Исполнение
Ровное звучание партий при постепенном нарастании и ослаблении звука. Нюансы от рр до ff. Координация метро -ритмических и динамических элементов.
Зачётные требования
- спеть вокальное упражнение (пройденное);
- спеть группой гармоническое упражнение;
- спеть партию из пройденного произведения;
- спеть ансамблем «а капелла» пройденное произведение.
Пение произведений
Беседы о разучиваемых произведениях
Народная песня. Рассказы о фольклоре, жанрах музыкального народного творчества. Раскрытие содержания, особенностей (лада, метро-ритма, голосоведения, структуры, формы и др.) каждой исполняемой песни, анализ ее текста, разъяснения непонятных слов.
Произведения советских композиторов и др. современных авторов и классика. Сообщение об авторах музыки текста, анализ музыкального и поэтического текста.
Практические занятия: Показ-исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности художественного образа. Разучивание сочинения с сопровождением и без него, раздельно по партиям и со всем хором, по слуху и по нотам: взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.
Пение учебно-тренировочного материала
Раскрытие учебной цели, назначение каждого нового упражнения для развития различных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения.
Практические занятия: Показ упражнений. Разучивание и впевание упражнений. Контроль за качеством их исполнения (индивидуальные и групповые проверки учащихся), формирование самоконтроля.
Пение импровизаций
Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения.
Практические занятия: Показ возможных вариантов. Обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах. Импровизации на заданную тему, в различном характере, с различным ритмическим рисунком, коллективное сочинение песен.
Слушание музыки
Использование руководителем вокально-хорового материала, осваиваемого учащимися на занятиях хора, а так же произведений, которые они изучают по специальному инструменту. Опора на знания, умения, навыки, которые участники хора приобретают на других занятиях.
Практические занятия: небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям. Организация музыкальных вечеров, коллективных посещений концертов, музыкальных спектаклей и фильмов.
Музыкальная грамота
Закрепление знаний, умений, навыков, получаемых на уроках сольфеджио.
Практические занятия: чтение нот в любых тональностях. Достаточная свобода ориентации в нотных текстах.
Примерный репертуарный план
1. Православная музыка
- П.Чесноков «Благослови, душе моя, Господа»
- А.Львов «Вечери твоея тайныя»
- А.Чернецов «Ангел Вопияше»
- Греческий распев «Богородице, Дево радуйся»
- И.Денисова «Утоли наша печали»
- Н.Эгинский «Агни Парфене»
- А.Гречанинов «Слава, Единородный Сыне»
- А.Петров «Отче наш»
- А.Копылов «Под твою милость»
- П.Чесноков «Свете тихий»
- А.Кастальский «Отче наш»
- П.Чесноков «Достойно есть»
- П.Чесноков «Совет превечный»
- П.Чайковский «Покаянная молитва о Руси»
- П.Чесноков «Трисвятое»
- А.Киселев «Тебе поем»
- А.Шнитке «Молитва странника» (Иисусова молитва)
2. Рождественские песнопения
- Л.Новоселова «Дивная новина»
- А.Гринченко «Радуются вси Ангели»
- Ю.Тугаринов «Рождественский сказ»
- ирмос Рождественского канона
- «Drisiaj w Betlejem» (Польша)
- «Gdy sliczna Panna» (Польша)
- «Narodil se Kristus Pan» (Чехия)
- «Щедрик» в обработке М.Леонтовича (Украина)
- «Oj, koledo» (Болгария)
3. Католическая музыка
- Лео Делиб «Messe breve»
- G.Martini “O Salutaris”
- Б.Бриттен «Deo Gracias» («Благодарю тебя, Господи»)
- Э.Уэббер «Pie Jesu» («Боже милостивый»)
- Ф.Мендельсон «Veni Domine»
4. Народная музыка
- Русская народная песня в обработке В.Попова «Хоровод»
- Русская народная песня в обработке М.Леонтовича «Комара муха любила»
- Русская народная песня в обработке А.Свешникова «Как по морю»
- Белорусская народная песня в обработке У.Радолицкого «Чабарок»
- Белорусская народная песня в обработке В.Гуляева «Репка»
- Белорусская народная песня «Саука ды Грышка»
- Итальянская народная песня в обработке В.Соколова «Тарантелла»
- Немецкая народная песня в обр. О. Коловского «Анна-Сусанна»
- В.Donate «Wann uns die Henne»
- Французская народная песня «Пастушка»
- Венгерс. песня З.Кодаи «Хорошая хозяйка»
- Венгерс.песня З.Кодаи «В зеленом лесу»
- З.Кодаи «Ел цыган соленый сыр»
- Русская народная песня в обработке В.Калистратова «Я пойду ли молоденька»
- Русская народная песня в обработке В.Мирзоева «Я на камушке сижу»
- Рус. нар. песня в обработке А.Чернецова «Вниз по матушке по Волге»
- Рус. нар.песня в обработке В. Калистратова «Уж ты сад»
- Рус. нар.песня в обработке В. Калистратова «Ах ты зимушка-зима»
- Рус. нар.песня в обработке М Танского «Перевоз Дуня держала»
- Рус. нар.песня в обработке Л.Жуковой «Ходят кони»
- М.Блантер «Катюша»
- В.Солосьев-Седой «Подмосковные вечера»
5. Классическая музыка
- И.Брамс «Данко»
- М.Глинка «Венецианская ночь»
- Ц.Кюи «Задремали волны»
- П. Чайковский «Осень»
- П. Чайковский «Рассвет»
- Й. Мысливичек «Ноктюрн»
- М.Ипполитов-Иванов «Острою секирой»
- F.Loewe “I could have danced all night”
- Т.Морли «Мадригал»
- А.Даргомыжский «На севере диком»
- 11.А.Гурилев, сл. И.Макарова «Колокольчик»
- А.Рубинштейн «Гномы»
- 13.В.Моцарт хоры из оп. «Волшебная флейта» «Когда сияет солнце утром», «Откуда приятный и нежный тот звон»
6. Современная музыка
- Е.Крылатов «Детская молитва»
- В.Кузнецов «Шалтай-Болтай»
- В.Гаврилин «Мама»
- Е.Подгайц «Москва…как много в этом звуке…»
- J.Swider “Natali”
7. Военная тематика
- А.Новиков из кантаты «Нам нужен мир» «Ариозо Матери»
- В.Сибирский, сл. М.Владимова «Благодарим, солдаты вас!»
- И.Лученок, сл.М.Ясеня «Майский вальс»
- С.Пожлаков, сл. Кожевникова «Золотистые плесы»
- Б.Фиготин, сл.Ф.Лаубе «В наших сердцах Победа!»
- Б.Фиготин, сл.С. Острового «Нас все меньше и меньше»
Ансамбль
1. Классика
- А.Алябьев, А.Пушкин «Зимная дорога»
- Ц.Кюи, И.Белоусов «Весеннее утро»
- В.А.Моцарт хор из оп. «Волшебная флейта» «Откуда приятный и нежный тот звон»
- В.А.Моцарт «Весна опять вернулась»
- И.Брамс, А.Машистов «Колыбельная»
- Л.Керубини «Терцет во славу Мажорной гамме»
- Г.Гендель, Е.Крыжановская «Радость в мире»
2. Духовная музыка
- Рождественский стих «Эта ночь святая»
- греческий распев «Благослови, Душе моя, Господа»
- Д.Бортнянский «Малое многолетие»
3. Современная музыка
- В.Беляев «Творите добрые дела»
- В.Мурадели, М.Садовский «Сны-недотроги»
- Е.Подгайц, А.Пушкин «Москва… как много в этом звуке»
4. Народная музыка
- рус. нар. песня «Ничто в полюшке не колышится»
- беларус. нар. песня в обр. А.Свешникова «Реченька»
- болгарская нар. песня в обр. Г.Димитрова «Посадил полынь я»
Условия реализации программы
Для реализации программы по хоровому пению необходимы следующие материально-технические условия:
- кабинеты для проведения групповых занятий с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией;
- инструмент (пианино, фортепиано) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным;
- обязательно иметь вспомогательные помещения для одновременных занятий по партиям и хоровым группам (особенно для занятий концертного хора);
- аппаратура для слушания музыки.
Методические условия:
- нотная библиотека;
- сборники музыкальной литературы.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа «Хоровое пение» – составитель В.С.Попов, Л.М. Абелян;
2. «Вокальный словарь» – составитель И.Кочнев, А.Яковлев;
3. Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова «Дополнительное образование детей»- Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2002;
4. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов «Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей» - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004;
5. И.Н. Кузнецов «Настольная книга преподавателя» - Минск, ИООО «Современное слово», 2005;
6. Л.И. Маленкова «Теория и методика воспитания» - Москва, Педагогическое общество, 2004.
Приложение 1
Техника безопасности
В целях безопасности своей жизни и жизни других детей, ребенок должен соблюдать следующие правила:
- не засовывать пальцы и различные предметы в электрическую розетку;
- пользоваться выключателем в случае необходимости;
- уметь пользоваться специальным музыкальным оборудованием (электропианино, музыкальным центром, телевизором, видеоплеером);
- при обращении со специальным музыкальным оборудованием, почувствовав неприятный запах, или услышав и увидев искру, немедленно прекратить действия, отойти от предмета и сообщить педагогу;
- на занятиях не качаться на стуле и не толкать парту;
- канцелярские предметы держать только в руках или на столе, и использовать их только в письменных целях;
- во время занятия и в перерывах по кабинету не бегать, не подходить близко к окну и не высовываться из него;
- не играть с острыми и колющимися предметами, не дергать руками за занавески.
Приложение 2
Педагогический мониторинг
2 раза в год проводятся индивидуальные прослушивания всех детей, поющих в хоре. Программа проверки достаточно подробная, благоприятствующая возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении обучающегося.
На итоговых занятиях дети выполняют задания:
- поют вокально-хоровые упражнения с поддержкой инструмента и упражнения а’capella;
- поют выученный за полугодие репертуар с показом музыкально-сценических движений, выразительно передавая музыкально-содержательный образ каждой песни (8-10 песен);
- рассказывают о стиле и о содержании заданной песни из выученного репертуара;
- поют и прохлопывают ритм куплета заданной песни, выученной на занятиях;
- слушают в исполнении педагога и по памяти воспроизводят интонацию и ритм мелодической линии музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.
Каждое задание оценивается по 3-х бальной системе:
3 балла (высокий уровень)
задание выполнено качественно:
- учащийся точно поет вокально-хоровые упражнения с поддержкой инструмента и а’capella;
- знает текст песни, точно и чисто воспроизводит интонацию и ритм ее мелодической линии; исполняет песню, выразительно передавая ее музыкально-содержательный образ;
- знает стиль и содержание исполняемой песни;
- точно прохлопывает ритм заданного куплета исполняемой песни;
- точно воспроизводит певческую интонацию и ритм услышанной музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.
2 балла (средний уровень)
задание учащимся выполнено менее качественно:
- допущено минимальное количество недочетов в воспроизведении вокально-хоровых упражнений с поддержкой инструмента и а’capella;
- допущено минимальное количество недочетов в тексте выученной песни, в интонационном и ритмическом воспроизведении ее мелодической линии; исполнение песни менее выразительное;
- допущен неточный ответ о стиле и о содержании песни;
- допущены минимальные неточности в прохлоповании ритма заданного куплета исполняемой песни;
- допущено неточное воспроизведение певческой интонации и ритма услышанной музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.
1 балл (низкий уровень)
задание выполнено некачественно с допущением учащимся максимального количества недочетов в воспроизведении текста, интонации, ритма; с допущением незнания точного ответа о стиле и содержании песни; исполнение песни маловыразительное.
Данные заносятся в протокол. В результате определяется уровень усвоения детьми программы «Хоровое пение» (см. Протокол).
Протокол
результативности усвоения дополнительной общеобразовательной программы «Хорового пения»
Педагог__________________________________________________
Группа №______1-го года обучения
Учебный год_____________________
№ | Ф.И. ребёнка | 1 полугодие | 2 полугодие | Итого баллов | Средний балл | Уровень (Н, С, В) |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
Итого: | Н – С – В - | Н – С – В - | Примечание: Н – низкий уровень С – средний уровень В – высокий уровень |
Приложение 3
Упражнения для занятий по хоровому пению
Упражнение-игра «Кто дольше слышит звук»
Педагог играет на фортепиано один звук и просит детей слушать. Когда дети перестают слышать звук, поднимают руку. В это время стоит напряженная тишина, которая необходима для восприятия музыки.
Второй раз играет, все слушают (ребенок мысленно представляет звук), потом потихоньку, вместе с учителем, пробует пропевать звук: “А”, “О”, “У”, “Э”, “И” (поочередно). Как бы продолжая звучание инструмента.
Обязательно после пения сравнивать их исполнение “красиво – некрасиво”.
Звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо, поэтому необходимо учитывать три атаки: мягкая – создающая условия для эластичной работы связок; твердое – голосовая щель плотно смыкается до начала вдоха (рекомендуется для ребенка, склонного к вялости); придыхательное – голосовые связки смыкаются после начала вдоха (рекомендуется чрезмерно активному ребенку).
Работа над звукообразованием связана с певческим дыханием. Постепенно способствует умению слышать. Развивает устойчивость слуха, внимание, воспроизведение звука интонационно точно. Подражание должно быть осмысленным: слышать – сравнивать – оценивать. Добиваться высокого, легкого, звонкого, мягкого напевного, подвижного звука.
Упражнение 1
Напевность звучания помогает правильное формирование гласных: “А”, “О”, “У”, “Э”, “И” (Легато). Равномерно, без толчков и остановок, вести по линии пальцем и одновременно пропевать гласные. Все время на одной высоте – одинаково, монотонно, не прерывая пение до конца линии, протяжно, слитно.
Упражнение 2
Пунктирная линия (прерывистая) (Нон легато) ______ ______ _______ _______ ______ ______ _______ Равномерно вести по линии пальцем и пропевать гласные буквы, делая перерыв в звучании (отдельно, не связно). Во время паузы палец не отрывают от линии бумаги, а равномерно двигают до конца линии.
Упражнение 3
Линия из точек. (Стаккато) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Быстро дотрагиваться пальцем до каждой из них, пропевать отрывисто и активно. Можно петь на гласные звуки и слоги (“ле-ле”), с полузакрытым ртом. Очень важно точно выговаривать гласные, особенно в конце слов. Желательно пропевать на слоги “динь-динь”.
Упражнение 4
Петь звуки на легато, нон легато, стаккато. При разучивании распевок, песен это делает песню еще выразительней. Формирование навыка артикуляции предлагает становления тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных.
Необходимо добиваться свободы певческого аппарата, положение разжатых зубов при положении “А” и “О”. Собранность губ “И” и “Ю”. Округлость звучания гласной “Я”, близкой по вертикальности к формированию “Ё”. Перед проговариванием букв необходимо провести гимнастику.
Чтоб сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных необходимо учитывать очередность формирования гласных. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину, во избежание крикливого, “белого” звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, упруги (не вялы). Мягкое небо с маленьким язычком, которое очень подвижно помогает подниматься, что способствует произношению гласных “О”, “У”. Согласных “К”, “Г”, “Х”. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта. Сочетание гласных “О”, “А” с согласными губными “Б”, “П”, “В”, “Ф” или “Д”, “Т”, “Л”, “З” приближает звук к зубам.
Для пения удобны три звука: “А”, “О”, “У”. Гласная “А” обеспечивает ротоглоточному каналу рукообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок, индивидуальный тембр голоса.
Гласный “О” способствует поднятию мягкого неба, наводит на ощущение зевка, помогает снять горловой призвук при пении или ликвидировать зажатость.
Гласный “У” больше всех поднимает мягкое небо, очень хорошо организует зевок, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней челюсти, формирует у детей головной регистр, обеспечивает проточность. Однако “У” – самый темный и глубокий гласный, если и хор поет глухим звуком, этим гласным не стоит пользоваться. Гласный “У” очень полезен в сочетании легато и стаккато.
Стаккато в начале упражнений дает смыкание голосовых связок, активизирует движение диафрагмы (ощущение движение передней стенки живота – “животик прыгает”).
Последовательность гласных:
- “И, Э, А, О, У” – увеличивает размер ротовой полости;
- “И, У, О, Э, А” – уменьшает напряженность голосовых мышц;
- “А, О, Э, У, И” – повышает подсвязочное давление;
- Согласные в пении “Л”, “Н”, “М” – способствуют кантилену;
- “Д”, “Б”, “Р” – четкость дикции.
Упражнение на недостаток – зажатость нижней челюсти
К подбородку поставить кисть руки и следить, как опускается подбородок при пении особенно гласных “А”, “У”, “О”. Необходимо следить внимательно затем, чтобы ребята не задирали и не опускали низко подбородок, так то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса. Необходимо, чтобы дети не наклоняли голову в разные стороны, так как важно сохранить вертикальное положение гортани.
Правильному формированию певческого звука способствует также манера произношения слов – дикция.
Произношение гласных и согласных
Правила орфоэпии. Пишется – Произносится б, г, д, ж, з в конце слова п, к, ф, т, ш, с о безударная а д, з, с, т перед мягкими согласными дь, зь, сь, ть я безударное я, е н, нн мягко ж и ш перед мягкими согласными твердо ж удвоенное (жж) мягко – жьжь ся и сь – возвратные частицы са и с чн, чт шн, шт ч и н, разделенные согласными ч и н стн, здн сн, зн; т и д выпадают сш и зн ш твердое, долгое сч и зч щ долгое кк, тт (удвоенные согласные) кь, ть (вторая согласная выпадает).
Произношение в пение строится на общих правилах орфоэпии. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Одной из специфических особенностей певческой дикции является “перенесение” последнего согласного звука в слоги к началу следующего за ним слогом, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом роль согласных несколько не должна преуменьшаться, чтоб произношение не затруднило восприятие слушателя. Навык четкой дикции можно использовать работу артикуляционного аппарата.
Приемы, способствующие правильному произношению слов
Выразительно чтение текста, песни взрослыми в процессе разучивания песни. Коллективно читать слова на высоком звучании в ритме песни (применять этот прием исполнения в быстром темпе). Выразительно читать слова по одному человеку на высоком звучании (это способствует выразительному исполнению). Прочитать текст песни “по секрету” – шепотом, четко произносить слова. Возвратившись к песни, исключив утрированность движения губ, сохранить четкость и ясность в произношении текста.
Часто при пении неправильно произносят окончания слов. Необходимо применять приемы правильного произношения слов по слогам (всем классом или по одному). Например: се-ра-и (говорят с ошибкой) се-ры-е (правильно) сол-ну-шко – сол-ныш-ко Не проглатывать окончания. Отчетливо произносить согласные звуки в конце слов. Например: листопад (пишется) – листопат (поется). наряд – нарят. Формируя навык высокой певческой позиции необходимо научиться: Различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильно произвести голосом. Развивая звуковысотный слух у детей, развивается мелодический, гармонический и ритмический слух.
В развитие звуковысотного представления у детей используется две основные системы: абсолютная и относительная. В обеих системах необходимо широко использовать наглядность в обучении.
Упражнение 1
Проговаривать фразы голосом героев из мультфильмов и сказок “Сказочное заклинание”, разные интонации – разные лады: а) громким – страшным голосом злодея, б) печально – жалобно, как сестрица Алёнушка, в) мышка-норушка.
Упражнение 2
Игра звуков в разных октавах. Сначала один и тот же звук играют во второй октаве – потом этот же звук в малой октаве; во второй октаве – первой октаве; все звуки в первой октаве. Дать понятие: “высокие”, “средние”, “низкие”.
Упражнение 3
Знакомство с песней. Показ игрушки или картинки. Исполнять песню, как написал автор. На следующем уроке в разных регистрах. Например: где лает большая собака – а где щенок; мяукает кошка – котенок.
Упражнение 4
“Угадай, сколько звуков играю” (1-2-3). Понятия “высокий – низкий”. Для получения высокого звучания петь попевки на небольшие интервалы (3-4).
Упражнение 5.
Пение звуков восходящих и нисходящих (“Хоровое сольфеджио” Г.А. Струве) осмысленное пение ступеней и осознание их место в ладу: а) пение по ручным знакам вверх и вниз три ступени мо-ле-ви; б) эти ступени на слоги ми-мо-ма (показывая движение мелодии вверх и вниз); в) эти же ступени показывая ручными знаками пропевать на слова русских народных попевок, песен; г) пение при помощи ручных знаков по лесенке; д) использовать элементы двухголосия: первая группа поет три ступени, вторая на первом звуке задерживается (можно менять по-разному).
Пение по ручным знакам тесно связано с развитием метроритмического чувства детей, поскольку восприятия музыкального ритма тесно связано с двигательными реакциями, первые ритмические мотивы состоят из четвертей и восьмых. Шаг и бег (таблица длительностей).
Упражнение 1
Шаг и бег: четверть и восьмая. Дон и ди – ли (составляются ритмы с карточками).
Упражнение 2
Длительности усложняются. При пении необходим ансамбль. Ансамбль – это единство, согласованность всех компонентов исполнения: динамических, ритмических, тембровых. Пение в хоре тесно связано с хоровым строем – точное интонирование одноголосного пения (горизонтальный строй) и многоголосного (вертикальный строй). Чистый унисон – это основа, на которой возможно строить обучение на два голоса.
В работе над строем придерживаться правил интонирования (таблица мажорного и минорного лада). Для детей с плохим интонированием необходимо систематические занятия (рекомендация по работе с неверно поющими детьми).
Рекомендации по работе с неверно поющими детьми
Педагогу провести прослушивание с целью выявления “Гудошников”. Выявить причины неверного пения, при необходимости рекомендовать консультацию у отоларинголога. Необходимо сажать “гудошников” впереди: они так не мешают остальным ученикам, и учитель имеет возможность больше времени уделять им. Учить слушать себя. М. И. Глинка, вспоминая начало своих занятий, писал: “Хотя у меня слух был отличный, первые месяца непривычно слушать себя, я пел неверно.” Плотное закрывание ушей ладонями рук. При этом ушные раковины следует пригладить вперед. Пение звуков на гласную “у” приемом стаккато (на слабой доле) с переходом на легато, раскрепощение нижней челюсти.
На каждом занятии давать возможность “гудошникам” как можно активнее проявлять себя, участвовать в выполнении всех заданий в доступных им пределах, постепенно расширяя эти пределы. Вызывать слабого ученика вместе с хорошо “поющим”. Если ребенок неверно интонирует, то сначала послушать правильно “поющего”, а потом вместе. Хвалить “гудошников” за самый незначительный успех. Ни в коем случае не исключать “гудошника” из работы всего класса. Строй (правильность и чистота мелодической интонации) – одно из самых важных хоровых певческих умений.
Все приемы должны подчеркивать взаимосвязь чистого интонирования, активной деятельности слуха, развивать у детей слуховое внимание, слуховой контроль.
Упражнение 1
Перед началом песни учитель тихо напевает, как бы настраивая детей: Затем с этой ноты начинает петь с детьми разучиваемую песню, предлагая детям протяжно петь один звук, при этом учитель говорит: “Поем все как один, будто одна дудочка играет ду-ду!”.
Упражнение 2
В песнях, где есть “трудные места”: две одинаковые фразы, в которых окончания разное, окончание целесообразно отрабатывать несколько раз отдельно. Есть два варианта исполнения: дети более с низким голосом поют мелодию первой и второй фразы, а дети с более высокими голосами поют только заключительные слова.
Для развития динамического ансамбля можно использовать упражнение “Воображаемая гармошка”. Для выработки вокально-хоровых навыков используется материал в качестве упражнений: специальных и упражнений на разучиваемом репертуаре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Средний хор" (2014-15 учеб. год)
Программа музыкально-хорового центра "Лель" ознакомительного уровня 2 ступени для учащихся 2-4 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Старший хор" (2014-15 учеб. год)
Программа музыкально-хорового центра "Лель" базового уровня для учащихся 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Хорове пение. Ансамбль" (2014-15 учеб. год)
Программа музыкально-хорового центра "Лель" углублённого уровня для учащихся 10-11 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения" (2014-15 учеб. год)
Программа для обучения детей 3-6 лет хоровому пению....
Дополнительная общеобразоваетльная программа "Основы хорового пения" (2013-14 учеб. год)
Программа музыкально-хорового центра "Лель" для учащихся 6-7 лет....
Дополнительные общеобразовательные программы по бумажному творчеству на 2013-14 учеб. год.
Программы по обучению детей квиллингу, оригами, декупажу и другим видам бумажного творчества....
Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - ознакомительный уровень (2013-14 учеб. г.)
Программа по обучению детей 6-11 лет ознакомительного уровня - 1 этап обучения по предмету синтезатор....