Дополнительная общеобразовательная программа "Хорове пение. Ансамбль" (2014-15 учеб. год)
рабочая программа на тему
Программа музыкально-хорового центра "Лель" углублённого уровня для учащихся 10-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_k_programme.doc | 81 КБ |
khorovoe_penie._ansambl._ugl.ur_._mkhts_lel.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Хоровое пение. Ансамбль»
(Музыкально-хоровой центр «Лель»)
Направленность - художественная
Уровень – углубленный
Возраст учащихся – 10-11 классы
Срок реализации программы – 1 год
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Суколенов Юрий Павлович,
Бардина Елена Викторовна,
Савина Алина Анатольевна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Хоровое пение. Ансамбль»
(Музыкально-хоровой центр «Лель»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Хоровое пение. Ансамбль»
(Музыкально-хоровой центр «Лель»)
Содержание
IV. Методическое обеспечение программы
VI. Приложение 1 22
VII. Приложение 2 23
I. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Хоровое пение. Ансамбль» является модифицированной, углубленного уровня и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Программа «Хоровое пение. Ансамбль» позволяет заниматься с детьми, которым «тесно» в рамках хора, которые достаточно подготовлены для того, чтобы реализовать свои вокальные и артистические способности на индивидуальной основе и в работе малой группой. Одновременно предполагается углубление теоретических знаний о видах певческого дыхания, звукообразовании, единстве элементов ансамблевого звучания, развитие таких исполнительских качеств, как внимание, слуховые ощущения и восприятие, память, мышление, воображение. Происходит знакомство с лучшими образцами народного, классического и современного музыкального творчества. На ансамблевых занятиях по вокально-хоровому пению решаются задачи по воспитанию художественного вкуса учащихся, пробуждение их творческих способностей, развитию у детей чувства коллективизма, дисциплины, ответственности и сознательного отношения к овладению музыкальными знаниями.
Программа углубленного уровня «Хоровое пение. Ансамбль» дает возможность выявить и реализовать творческие задатки и личностные качества детей посредством формирования совместного ансамблевого звучания.
При формировании выше перечисленных качеств личности ребенка определяется его осознание себя в социуме, с помощью активной творческой самореализации. Это является предпосылкой для дальнейшей успешности в жизни каждого ребенка.
Целесообразность занятий по образовательной программе «Хоровое пение. Ансамбль» определяется необходимостью повышения уровня вокального и ансамблевого мастерства детей, а также возможностью их профессиональной ориентации.
Отличительная особенность
Отличительной особенностью данной программы является решение задач семейно-музыкального воспитания в музыкально-хоровом центре «Лель» (МХЦ «Лель»), активно привлекая родителей к образовательному процессу, общественной и концертной деятельности.
На данную программу приходят обучаться дети, закончившие программу базового уровня «Хоровое пение. Старший хор». Программа углубленного уровня «Хоровое пение. Ансамбль» является завершением обучения хоровому пению.
Работа в вокально-хоровом классе проводится в тесной связи с занятиями сольфеджио. Это дает возможность более сознательно овладеть музыкальным материалом.
Цели: развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретения углублённых знаний, умений и навыков в области вокально-хорового исполнительства.
Задачи:
образовательные:
- совершенствование навыков певческой установки;
- совершенствование координации голоса и слуха;
- совершенствование вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания, расширение диапазона голоса;
- совершенствование вокально-хоровых навыков: пение без сопровождения, многоголосного пения, умение строить, петь в ансамбле;
развивающие:
- развитие интеллекта и расширение диапазона знаний в области хорового искусства;
- разностороннее развитие вокально-хорового слуха;
- развитие музыкальной памяти, навыков певческой выразительности;
- развитие чувства понимания выразительности, формы и стиля хоровых произведений;
- развитие способностей быть гармоничными и свободными в выражении своих мыслей, чувств через пение;
воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма, трудолюбия;
- воспитание потребности общения с музыкой;
- формирование общей культуры учащихся;
- формирование потребности и готовности к эстетической певческой деятельности;
- воспитание эстетического вкуса, высоких нравственных качеств;
- воспитание уважения ребенка к самому себе и своему творчеству;
Возраст детей: 10-11 классы
Срок реализации: 1 год
Формы и режим работы:
занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 4 часа в неделю, 176 часов в год: 128 часов аудиторных занятий и 487 часов социальная практика. Количество учащихся в группе – 12 чел.
Ожидаемые результаты
Вокальные навыки. Год углубленного этапа овладения певческим голосом. Голоса делятся на сопрано и альтов. Петь в диапазоне: сопрано ДО1 – ФА2(СОЛЬ2), альты ФА мал.(СОЛЬ мал.) – МИ2.
Соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой, пользоваться твердой атакой, как средством выразительности. Петь ровным звуком по всему диапазону голоса, в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения.
Знать правила охраны голоса в связи с наступлением предмутационного периода и мутации. В периоды перестройки голоса все вокальные навыки продолжают укрепляться, хотя мутация вносит различные индивидуальные отклонения в певческое развитие участников хора. В звучании сохраняется индивидуальность тембра, но может появиться сипота, хрипота, «потускнение» тембра, поэтому необходимо хористам знать правила охраны голоса в связи с возрастными изменениями, строго выполнять в этот период певческий режим.
Уметь петь на одном дыхании продолжительные по времени фразы, равномерно расходуя дыхание, сохраняя вдыхательное состояние при пении. Овладеть умением фразировать. Уметь вокально полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и четко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты.
Хоровые навыки. Уметь петь чисто и слаженно по нотам и наизусть двухголосные и трехголосные произведения.
Способы проверки: учет успеваемости учащихся проводится педагогом на основе индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. В оценке учащегося должно быть учтено также его участие в отчетных выступлениях хорового коллектива. В учебном году должно быть пройдено 8-10 произведений.
II. Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. | 4 | 3 | 1 |
2 | Теоретическая подготовка: - закрепление основ музыкальной грамоты и теории музыки; - слушание музыки; - развитие музыкального слуха, музыкальной памяти; - развитие чувства ритма; - сценические движения под музыку | 32 | 4 | 28 |
3 | Вокально-хоровая работа: - певческая установка, дыхание; - распевание; - развитие основных вокально-хоровые навыков | 39 | 4 | 35 |
4 | Работа в жанрах вокально-хоровой музыки - песня, произведение: - категория жанра - народная песня; - категория жанра - композиторское произведение | 45 | 5 | 40 |
5 | Итоговые занятия. | 8 | 2 | 6 |
6 | Социальная практика | 48 | 4 | 44 |
Итого: | 176 | 22 | 154 |
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: закрепление изученного материала в области хорового исполнительства; знакомство с историей возникновения и развития вокально-хорового ансамбля. Закрепление изученных терминов и понятий. Правила поведения на занятиях, техника безопасности с инструментами.
Практика: применение изученного материала на практике.
2. Музыкально-теоретическая подготовка.
Теория: закрепление понятия тональность, знаний интонирования интервалов, анализа интервалов. Общие культурологические сведения о музыкальных жанрах и стилях. Теория музыки: углубленные сведения о музыкальном языке, о музыкальной форме; закрепление усвоения знаний о ритмических особенностях; знакомство с музыкальной стилистикой; углубленное знакомство с элементарными основами гармонии и полифонии. Беседы с детьми, направленные на активизацию внимания, памяти, координации движения. Правила сценических движений под музыку. Усвоение навыков импровизации.
Практика: улучшение слухового восприятия, развитие вокальной интонации. Слушание музыки. Сравнительный анализ художественных интерпретаций музыкальных произведений. Закрепление развития интонационной устойчивости, пение упражнений а’capella. Развитие навыков самостоятельного контроля за тембром голоса и чистотой интонации. Изучение различных движений под музыку, ритмические упражнения. Выполнение простых упражнений на импровизацию. Исполнение простых музыкальных произведений.
3. Вокально-хоровая работа.
Теория: закрепление усвоения учащимися правил гигиены голоса, охраны голоса, здорового образа жизни; закрепление умения постоянно соблюдать в процессе пения певческую установку, способствующую правильному звукообразованию, спокойному вдоху. Объяснение вокально-технических упражнений (распевание) и их значение, как подготовки голосовых связок к пению. Закрепление правил артикуляции, дикции и звуковедения в пение. Закрепление обучения умению петь с музыкальным сопровождением и без него.
Практика: закрепление развития навыков установки корпуса, головы, рта во время пения, освобождения от зажатости лицевых мышц. Работа над основными свойствами певческого голоса (звонкости, полѐтности, ровности, разборчивости). Работа над дикцией – пение скороговорок, речевых упражнений; соблюдение во время пения правильного формирования гласных, чёткого и короткого произношения согласных. Закрепление выработки чистого, ясного унисона, разностороннее развитие гармонического и мелодического слуха. Расширение диапазона голоса, развитие тембровой окраски голоса. Пение с музыкальным сопровождением и без него. Правильное и четкое исполнение ритмического рисунка всем коллективом. Одновременно со всем ансамблем произношение слов. Совместное начало и окончание произведения или отдельных его частей.
4. Работа в жанрах вокально-хоровой музыки - песня, произведение.
Теория: биографические данные о композиторе, особенности его композиторского стиля. Углубленное усвоение жанров вокально-хоровой музыки, категорий жанра. Теоретический анализ хоровых произведений: тональность, знаки, ключи, размер, ритм, гармонические и полифонические особенности. Объяснение приемов вокальной техники.
Практика: работа над исполнительскими навыками: фразой, динамикой, певческим дыханием, штрихами. Анализ хоровых произведений: тональность, знаки, ключи, размер, ритм, гармонические и полифонические особенности. Работа над музыкальной выразительностью, раскрытие эмоционально-смыслового содержания произведения. Прослушивание аудио - записи, показ произведения в исполнении педагога.
5. Итоговые занятия.
Теория: объяснение детям заданий, особенностей выполнения, правил культуры исполнителя.
Практика: исполнение детьми изученных вокально-хоровых произведений, выступление на концертах.
6. Социальная практика.
Теория: повторение и закрепление изученного материала, общая культура учащегося, особенности проведения репетиций и подготовки к конкурсам, фестивалям, мероприятиям разного уровня, к итоговым отчётным концертам.
Практика: выполнение упражнений и заданий для повторения и закрепления изученного материала, подготовка к конкурсам, фестивалям, мероприятиям разного уровня, к итоговым отчётным концертам, проведение репетиций.
IV. Методическое обеспечение программы
Целью работы с детьми в процессе их обучения пению в вокально-хоровом ансамбле является оптимальное, индивидуальное певческое развитие каждого участника ансамбля, обучение его умению петь в ансамбле, формирование его певческой культуры.
Задачи развития: формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, музыкальной памяти, обучение использованию при пении мягкой атаки, формирование навыков певческой эмоциональности, вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания, расширение диапазона голоса. На этой основе в процессе хорового пения происходит формирование хоровых навыков: пения без сопровождения, многоголосного пения, умения строить, петь в ансамбле.
Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого участника хора, руководитель должен знать результаты своей работы в индивидуальном проявлении. Эти знания позволяют успешнее определять содержательную сторону учебного процесса, решать производственные и воспитательные задачи. В связи с этим необходимо проводить один-два раза в год индивидуальные прослушивания всех детей, поющих в вокально-хоровом ансамбле. Программа проверки должна быть достаточно подробной, благоприятствующая возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении учащегося.
Ансамбли могут быть одно-, двух-, трех-, четырехголосными. При формировании партий нужно стремиться к примерно равному укреплению их детьми с хорошо развитыми звуковысотным слухом и голосовыми данными. Постоянной заботой руководителя является укрепление и пополнение этого «ядра» вокально-хоровой партии. Рассаживать участников ансамбля надо так, чтобы «ядро» не потеряло своего ведущего и организующего значения, а более слабо подготовленные дети могли опираться на сильных певцов. При распределении участников вокально-хорового ансамбля по партиям надо учитывать и другие моменты. Так, у детей не всегда по разным причинам (заболевание голосового аппарата и т.п.) можно выявить свойственный им тип голоса. Поэтому вначале такие учащиеся могут определяться в ту или иную партию условно. По мере же роста и приобретения певческого опыта проясняется тип голоса и певец хора переводится в партию по принадлежности. Другой важный момент – изменение состояния голосового аппарата в периоды мутации и постмутационный.
- 13-15 лет – мутационный, связанный с резким изменением гортани.
Перестройка гортани у мальчиков занимает, как и у девочек – 1,5-2 года. Однако, «ломка» голоса мальчиков, его охриплость, неустойчивость фонации могут проявляться резко в течение нескольких недель. Практика многих хормейстеров показывает, что занятия пение в этот период с использованием ограниченного диапазона и умеренной динамики благоприятны для развития голоса.
- 15-17 - постмутационный, связанный с постепенным увеличением диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Голоса девушек и юношей становятся "взрослыми", болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, но в них еще наблюдаются остаточные признаки мутации - быстрая утомляемость голосового аппарата, периодическое появление хрипоты, сипоты, беззвучия.
Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы (от ре малой октавы до ре первой), иногда и больше. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе непременно восстанавливается. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе и неопределёнными по тембру. К концу этого периода более или менее ясно выкристаллизовывается вид будущего взрослого голоса (тенора или баритона). Басы формируются из баритонов ещё позже, в 17-19 лет, их голоса обогащаются новыми тембральными красками.
Вокально-хоровые навыки
1. Певческая установка
Укрепление навыков, приобретенных в старшем хоре.
2. Работа над дыханием
Дыхание при усилении и затихании звучности. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания. Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений. Распределение дыхания на выдержанном звуке. Приемы цепного дыхания. Полнота звучания при «сцепленном дыхании» и его непрерывность.
3. Работа над звуком
Закрепление навыков по формированию гласных. Углубленная работа над пением «легато». Нон легато и стаккато. Крещендо и диминуэндо на выдержанном звуке. Выравнивание и укрепление диапазона.
Сопрано ДО1 – СОЛЬ2
Альты ФА мал.(СОЛЬ мал.) – МИ2
Бережно относиться к голосам мальчиков при наступлении мутационного периода.
4. Работа над дикцией, звукообразованием
Дальнейшее укрепление артикулярных навыков. Короткое произношение согласных. Декламация текста – произношение его в музыкальном ритме песни. Добиться филирования звука, широко использовать различные приемы звуковедения от широкой кантилены до легкого стаккато. Развивать дикционные навыки в быстрых и медленных темпах.
5. Вокальные упражнения
Акцентировать внимание на развитие многоголосных навыков, различного характера звуковедения, расширения диапазона голосов.
Ансамбль и строй
1. Работа над текстом и партиями
Соотношение партий в многоголосии, зависимость их друг от друга. Например: интервальное соотношение, противоположное и параллельное движение голосов, одинаковый или различный ритм. Освоение навыка в четком произношении текста в случаях несовпадения его между партиями. Переплетающийся текст в произведениях полифонического склада.
2. Работа над строем и ансамблем
Более сложное двухголосие «а капелла» и с сопровождением. Стройное пение 2,3,4-голосия. Тщательное выравнивание партий по количеству голосов и звучанию, добиваясь чистого строя и общего ансамбля. Ровное звучание аккорда. Ансамбль при условии выделения ведущей партии хора, то же при пении с солистом (в последнем случае хор является аккомпанементом). Пение нетрудных примеров полифонического стиля. Имитационные эпизоды и их нюансировка. Точная интонация при хроматизме и модуляции.
3. Упражнения на развитие ладового чувства и строя
Все упражнения, указанные в младшем хоре, усложняя элементы двухголосия, сольфеджирование партий без поддержки инструмента всем хором и по одному. Пение трех и четырехголосных аккордов, секвенциобразных построений из аккордов, диссонирующих аккордов с разрешением.
Работа над исполнением музыкального произведения
1. Разбор музыкального произведения с точки зрения его литературного и художественного содержания
Музыкально-теоретический разбор: строение мелодии, ее виды, двух-трех частная форма, лад, тональность, смена лада.
2. Исполнение
Ровное звучание партий при постепенном нарастании и ослаблении звука. Нюансы от рр до ff. Координация метро -ритмических и динамических элементов.
Зачётные требования
- спеть вокальное упражнение (пройденное);
- спеть группой гармоническое упражнение;
- спеть партию из пройденного произведения;
- спеть ансамблем «а капелла» пройденное произведение.
Пение произведений
Беседы о разучиваемых произведениях.
Народная песня. Рассказы о фольклоре, жанрах музыкального народного творчества. Раскрытие содержания, особенностей (лада, метро-ритма, голосоведения, структуры, формы и др.) каждой исполняемой песни, анализ ее текста, разъяснения непонятных слов.
Произведения советских композиторов и др. современных авторов и классика. Сообщение об авторах музыки текста, анализ музыкального и поэтического текста.
Практические занятия: Показ-исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности художественного образа. Разучивание сочинения с сопровождением и без него, раздельно по партиям и со всем хором, по слуху и по нотам: взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.
Пение учебно-тренировочного материала
Раскрытие учебной цели, назначение каждого нового упражнения для развития различных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения.
Практические занятия: Показ упражнений. Разучивание и впевание упражнений. Контроль за качеством их исполнения (индивидуальные и групповые проверки учащихся), формирование самоконтроля.
Пение импровизаций
Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения.
Практические занятия: Показ возможных вариантов. Обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах. Импровизации на заданную тему, в различном характере, с различным ритмическим рисунком, коллективное сочинение песен.
Слушание музыки
Использование руководителем вокально-хорового материала, осваиваемого учащимися на занятиях хора, а так же произведений, которые они изучают по специальному инструменту. Опора на знания, умения, навыки, которые участники хора приобретают на других занятиях.
Практические занятия: небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям. Организация музыкальных вечеров, коллективных посещений концертов, музыкальных спектаклей и фильмов.
Музыкальная грамота
Закрепление знаний, умений, навыков, получаемых на уроках сольфеджио.
Практические занятия: чтение нот в любых тональностях. Достаточная свобода ориентации в нотных текстах.
Примерный репертуарный план
1. Православная музыка
- П.Чесноков «Благослови, душе моя, Господа»
- А.Львов «Вечери твоея тайныя»
- А.Чернецов «Ангел Вопияше»
- Греческий распев «Богородице, Дево радуйся»
- И.Денисова «Утоли наша печали»
- Н.Эгинский «Агни Парфене»
- А.Гречанинов «Слава, Единородный Сыне»
- А.Петров «Отче наш»
- А.Копылов «Под твою милость»
- П.Чесноков «Свете тихий»
- А.Кастальский «Отче наш»
- П.Чесноков «Достойно есть»
- П.Чесноков «Совет превечный»
- П.Чайковский «Покаянная молитва о Руси»
- П.Чесноков «Трисвятое»
- А.Киселев «Тебе поем»
- А.Шнитке «Молитва странника» (Иисусова молитва)
2. Рождественские песнопения
- Л.Новоселова «Дивная новина»
- А.Гринченко «Радуются вси Ангели»
- Ю.Тугаринов «Рождественский сказ»
- ирмос Рождественского канона
- «Drisiaj w Betlejem» (Польша)
- «Gdy sliczna Panna» (Польша)
- «Narodil se Kristus Pan» (Чехия)
- «Щедрик» в обработке М.Леонтовича (Украина)
- «Oj, koledo» (Болгария)
3. Католическая музыка
- Лео Делиб «Messe breve»
- G.Martini “O Salutaris”
- Б.Бриттен «Deo Gracias» («Благодарю тебя, Господи»)
- Э.Уэббер «Pie Jesu» («Боже милостивый»)
- Ф.Мендельсон «Veni Domine»
4. Народная музыка
- Русская народная песня в обработке В.Попова «Хоровод»
- Русская народная песня в обработке М.Леонтовича «Комара муха любила»
- Русская народная песня в обработке А.Свешникова «Как по морю»
- Белорусская народная песня в обработке У.Радолицкого «Чабарок»
- Белорусская народная песня в обработке В.Гуляева «Репка»
- Белорусская народная песня «Саука ды Грышка»
- Итальянская народная песня в обработке В.Соколова «Тарантелла»
- Немецкая народная песня в обр. О. Коловского «Анна-Сусанна»
- В.Donate «Wann uns die Henne»
- Французская народная песня «Пастушка»
- Венгерс. песня З.Кодаи «Хорошая хозяйка»
- Венгерс.песня З.Кодаи «В зеленом лесу»
- З.Кодаи «Ел цыган соленый сыр»
- Русская народная песня в обработке В.Калистратова «Я пойду ли молоденька»
- Русская народная песня в обработке В.Мирзоева «Я на камушке сижу»
- Рус. нар. песня в обработке А.Чернецова «Вниз по матушке по Волге»
- Рус. нар.песня в обработке В. Калистратова «Уж ты сад»
- Рус. нар.песня в обработке В. Калистратова «Ах ты зимушка-зима»
- Рус. нар.песня в обработке М Танского «Перевоз Дуня держала»
- Рус. нар.песня в обработке Л.Жуковой «Ходят кони»
- М.Блантер «Катюша»
- В.Солосьев-Седой «Подмосковные вечера»
5. Классическая музыка
- И.Брамс «Данко»
- М.Глинка «Венецианская ночь»
- Ц.Кюи «Задремали волны»
- П. Чайковский «Осень»
- П. Чайковский «Рассвет»
- Й. Мысливичек «Ноктюрн»
- М.Ипполитов-Иванов «Острою секирой»
- F.Loewe “I could have danced all night”
- Т.Морли «Мадригал»
- А.Даргомыжский «На севере диком»
- 11.А.Гурилев, сл. И.Макарова «Колокольчик»
- А.Рубинштейн «Гномы»
- 13.В.Моцарт хоры из оп. «Волшебная флейта» «Когда сияет солнце утром», «Откуда приятный и нежный тот звон»
6. Современная музыка
- Е.Крылатов «Детская молитва»
- В.Кузнецов «Шалтай-Болтай»
- В.Гаврилин «Мама»
- Е.Подгайц «Москва…как много в этом звуке…»
- J.Swider “Natali”
7. Военная тематика
- А.Новиков из кантаты «Нам нужен мир» «Ариозо Матери»
- В.Сибирский, сл. М.Владимова «Благодарим, солдаты вас!»
- И.Лученок, сл.М.Ясеня «Майский вальс»
- С.Пожлаков, сл. Кожевникова «Золотистые плесы»
- Б.Фиготин, сл.Ф.Лаубе «В наших сердцах Победа!»
- Б.Фиготин, сл.С. Острового «Нас все меньше и меньше»
Условия реализации программы
Для реализации программы по хоровому пению необходимы следующие материально-технические условия:
- кабинеты для проведения групповых занятий с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией;
- инструмент (пианино, фортепиано) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным;
- обязательно иметь вспомогательные помещения для одновременных занятий по партиям и хоровым группам (особенно для занятий концертного хора);
- аппаратура для слушания музыки.
Методические условия:
- нотная библиотека;
- сборники музыкальной литературы.
V. Список литературы
- Т.А. Барышева, В.А. Шекалов «Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей» - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004;
- «Вокальный словарь» – составитель И.Кочнев, А.Яковлев;
- Л. Дмитриев Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000;
- Н. Добровольская Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987;
- Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова «Дополнительное образование детей»- Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2002;
- И.Н. Кузнецов «Настольная книга преподавателя» - Минск, ИООО «Современное слово», 2005;
- Л.И. Маленкова «Теория и методика воспитания» - Москва, Педагогическое общество, 2004;
- М. Михайлова Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997;
- Программа «Хоровое пение» – составитель В.С. Попов, Л.М. Абелян;
- В. Самарин, М. Осеннева, Л. Уколова Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999;
- Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998;
- П. Халабузарь, В. Попов Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург, 2000;
- П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990;
- Г. Стулова Теория и практика работы с хором. - М., 2002
Приложение 1
Техника безопасности
В целях безопасности своей жизни и жизни других детей, ребенок должен соблюдать следующие правила:
- не засовывать пальцы и различные предметы в электрическую розетку;
- пользоваться выключателем в случае необходимости;
- уметь пользоваться специальным музыкальным оборудованием (электропианино, музыкальным центром, телевизором, видеоплеером);
- при обращении со специальным музыкальным оборудованием, почувствовав неприятный запах, или услышав и увидев искру, немедленно прекратить действия, отойти от предмета и сообщить педагогу;
- на занятиях не качаться на стуле и не толкать парту;
- канцелярские предметы держать только в руках или на столе, и использовать их только в письменных целях;
- во время занятия и в перерывах по кабинету не бегать, не подходить близко к окну и не высовываться из него;
- не играть с острыми и колющимися предметами, не дергать руками за занавески.
Приложение 2
Аттестация учащихся
2 раза в год проводятся индивидуальные прослушивания всех детей, поющих в хоре. Программа проверки достаточно подробная, благоприятствующая возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении учащегося.
На итоговых занятиях дети выполняют задания:
- поют вокально-хоровые упражнения с поддержкой инструмента и упражнения а’capella;
- поют выученный за полугодие репертуар с показом музыкально-сценических движений, выразительно передавая музыкально-содержательный образ каждой песни (8-10 песен);
- рассказывают о стиле и о содержании заданной песни из выученного репертуара;
- поют и прохлопывают ритм куплета заданной песни, выученной на занятиях;
- слушают в исполнении педагога и по памяти воспроизводят интонацию и ритм мелодической линии музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.
Каждое задание оценивается по 3-х бальной системе:
3 балла (высокий уровень)
задание выполнено качественно:
- учащийся точно поет вокально-хоровые упражнения с поддержкой инструмента и а’capella;
- знает текст песни, точно и чисто воспроизводит интонацию и ритм ее мелодической линии; исполняет песню, выразительно передавая ее музыкально-содержательный образ;
- знает стиль и содержание исполняемой песни;
- точно прохлопывает ритм заданного куплета исполняемой песни;
- точно воспроизводит певческую интонацию и ритм услышанной музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.
2 балла (средний уровень)
задание учащимся выполнено менее качественно:
- допущено минимальное количество недочетов в воспроизведении вокально-хоровых упражнений с поддержкой инструмента и а’capella;
- допущено минимальное количество недочетов в тексте выученной песни, в интонационном и ритмическом воспроизведении ее мелодической линии; исполнение песни менее выразительное;
- допущен неточный ответ о стиле и о содержании песни;
- допущены минимальные неточности в прохлоповании ритма заданного куплета исполняемой песни;
- допущено неточное воспроизведение певческой интонации и ритма услышанной музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.
1 балл (низкий уровень)
задание выполнено некачественно с допущением учащимся максимального количества недочетов в воспроизведении текста, интонации, ритма; с допущением незнания точного ответа о стиле и содержании песни; исполнение песни маловыразительное.
Данные заносятся в протокол. В результате определяется уровень усвоения детьми программы «Хоровое пение. Ансамбль» (см. Протокол).
Протокол
результативности усвоения дополнительной общеобразовательной программы «Хоровое пение. Ансамбль»
Педагог__________________________________________________
Группа №______1-го года обучения
Учебный год_____________________
№ | Ф.И. ребёнка | 1 полугодие | 2 полугодие | Итого баллов | Средний балл | Уровень (Н, С, В) |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
Итого: | Н – С – В - | Н – С – В - | Примечание: Н – низкий уровень С – средний уровень В – высокий уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Средний хор" (2014-15 учеб. год)
Программа музыкально-хорового центра "Лель" ознакомительного уровня 2 ступени для учащихся 2-4 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Старший хор" (2014-15 учеб. год)
Программа музыкально-хорового центра "Лель" базового уровня для учащихся 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Путь к искусству. Ансамбль" (2014-15 уч. год)
Программа для учащихся 5-8 классов студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль....
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения" (2014-15 учеб. год)
Программа для обучения детей 3-6 лет хоровому пению....
Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение" (2013-14 учеб. год)
Программа музыкально-хорового центра "Лель" для учащихся 7-18 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Ансамбль" (2014-15 уч. г.)
Программа по комплексному обучению в студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль для учащихся 3-4 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Ансамбль." (2014-2015 уч.года)
Дополнительная общеобразовательная программа углубленного уровня для учащихся 10-11 классов музыкально-хорового центра "Лель"...