Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Средний хор" (2014-15 учеб. год)
рабочая программа на тему
Программа музыкально-хорового центра "Лель" ознакомительного уровня 2 ступени для учащихся 2-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_k_programme.doc | 81 КБ |
khorovoe_penie_._sredniy_khor._oznak._ur._2_stup._mkhts_lel.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Хоровое пение. Средний хор»
(Музыкально-хоровой центр «Лель»)
Направленность - художественная
Уровень – ознакомительный
Возраст учащихся – 2-4 классы
Срок реализации программы – 2 года
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Суколенов Юрий Павлович,
Бардина Елена Викторовна,
Савина Аоина Анатольевна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Хоровое пение. Средний хор»
(Музыкально-хоровой центр «Лель»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Хоровое пение»
(МХЦ «Лель»)
Содержание
II. Учебно-тематический план 7
IV. Методическое обеспечение программы 13
VI. Приложение 26
I. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Хоровое пение. Средний хор» является модифицированной, ознакомительного уровня 2 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Хоровое пение как наиболее массовый вид музыкальной деятельности, занимает одно из ведущих мест в системе эстетического воспитания детей.
Музыкальное воспитание имеет решающее значение для полноценного формирования личности ребенка. На Руси пение было распространено исстари. На всех праздниках народ пел. Пели – работая, пели – отдыхая. В каждой деревне уважаемый человеком был тот, кто «работать мог и петь». В каждой приходской школе, гимназии, институте, в любом учебном заведение любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Не говоря уже о церковных богослужениях, во время которых пели замечательные хоры. Пел весь народ, от мала до велика.
Хоровое искусство имеет крепкие национальные корни и традиции, огромные сокровища как фольклорного, так и композиторского творчества.
На занятиях по хоровому пению решаются задачи по воспитанию художественного вкуса учащихся, пробуждение их творческих способностей, развитию у детей чувства коллективизма, дисциплины, ответственности и сознательного отношения к овладению музыкальными знаниями.
При формировании выше перечисленных качеств личности ребенка определяется его осознание себя в социуме, с помощью активной творческая самореализация. Это является предпосылкой для дальнейшей успешности в жизни каждого ребенка.
Хоровые занятия способствуют развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, овладению вокально-хоровыми навыками, проявлению творческой индивидуальности учащихся.
Отличительная особенность
Программа «Хоровое пение. Средний хор» создана для обучения детей хоровому пению в музыкально-хоровом центре «Лель» (МХЦ «Лель»), который решает задачи семейно-музыкального воспитания, активно привлекая родителей к образовательному процессу, общественной и концертной деятельности. Программа создана на основе практического педагогического опыта работы педагогов с детьми в хоровом центре и специальной, психолого-педагогической литературе.
Работа в хоровом классе проводится в тесной связи с занятиями сольфеджио и общее фортепиано. Это дает возможность более сознательно овладеть музыкальным материалом.
На данную программу приходят обучаться дети, закончившие программу ознакомительного уровня 1 ступени «Основы хорового пения. Младший хор». Закончив обучение по программе «Хоровое пение. Средний хор», учащиеся могут продолжить обучение в хоре по следующей базовой программе «Хоровое пение. Старший хор».
Цели: формирование творческой личности через вокально-хоровое развитие каждого участника коллектива и его самореализацию в музыкальном исполнительстве.
Задачи:
образовательные:
- формирование навыков певческой установки;
- формирование координации голоса и слуха;
- формирование вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания, расширение диапазона голоса;
- формирование хоровых навыков: пение без сопровождения, многоголосного пения, умение держать хоровой строй;
развивающие:
- развитие интеллекта и расширение диапазона знаний в области хорового искусства;
- разностороннее развитие вокально-хорового слуха;
- развитие музыкальной памяти, навыков певческой выразительности;
- развитие чувства понимания выразительности, формы и стиля хоровых произведений;
- развитие способностей быть гармоничными и свободными в выражении своих мыслей, чувств через пение;
воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма, трудолюбия;
- воспитание потребности общения с музыкой;
- формирование общей культуры учащихся;
- формирование потребности и готовности к эстетической певческой деятельности;
- воспитание эстетического вкуса, высоких нравственных качеств;
- воспитание уважения ребенка к самому себе и своему творчеству;
Возраст учащихся: 2-4 классы
Срок реализации: 2 года
Формы и режим работы:
Года обучения | Количество | |||
Занятий в неделю | Часов в неделю | Часов в год | Детей в группе | |
1 год | 2 раза по 2 часа | 4 часа | 176 часов: 128 часов аудиторных занятий и 48 часов социальная практика (другие формы работы). | 12 чел. |
2 год | 2 раза по 2 часа | 4 часа | 176 часов: 128 часов аудиторных занятий и 48 часов социальная практика (другие формы работы). | 12 чел. |
Зачисление в МХЦ «Лель» не предполагает проведения специального прослушивания детей с целью определения их общих музыкальных способностей. Ежегодно проводится формирование учебных групп в соответствии с психолого-физиологическими особенностями и уровнем обученности учащихся.
Ожидаемые результаты
1-й год обучения
Вокальные навыки. Петь в диапазоне ЛЯ(малой) – ДО(2). Сидеть (или стоять) при пении прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад. Петь только с мягкой атакой. Петь легким звуком, стараться его «тянуть» без всякого напряжения, без «утечки» воздуха. Знать, что певческий голос надо беречь. Уметь на звуке ля правильно показать самое красивое звучание своего голоса; правильно и ясно выговаривать слова песни.
К концу года уметь осмысленно спеть в группе детей выученную в хоре простую песню, соблюдая пройденные в течение года правила пения. Правильно дышать: уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плечи, петь ровно короткие фразы на одном дыхании. В более подвижных песнях уметь делать быстро, активно и спокойно вдох.
Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в хоре несложные песни в унисон, с сопровождения и без него. Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.
Способы проверки: индивидуальное исполнение любой песни из репертуара, пройденного за год.
2-й год обучения
Вокальные навыки. Петь в диапазоне ЛЯ(малой) – ФА(2). Соблюдать при пении певческую установку. Петь чистым естественным звуком, легко, нежно и звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные. Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы, стараться «тянуть» звук. Видеть свои недостатки и стремиться избавиться от них.
Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосые каноны. В упражнениях слышать трехголосые аккорды, петь в аккорде различные голоса. Без сопровождения уверенно петь нетрудные, одноголосные песни. Петь по нотам песни, имеющие простую по строении мелодию. Понимать и следовать дирижерским жестам. Знать средства музыкальной выразительности.
Способы проверки: индивидуальное исполнение любой песни из репертуара, пройденного за год.
II. Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. | 4 | 3 | 1 |
2 | Музыкально — теоретическая подготовка: - основы музыкальной грамоты; - слушание музыки; - развитие музыкального слуха, музыкальной памяти; - развитие чувства ритма; - музыкальная игра и движение под музыку | 32 | 5 | 27 |
3 | Вокально-хоровая работа: - певческая установка, дыхание; - распевание; - основные вокально-хоровые навыки | 39 | 5 | 34 |
4 | Работа в жанрах вокально-инструментальной музыки - песня: - категория жанра - народная песня; - категория жанра – композиторская песня; | 45 | 5 | 40 |
5 | Итоговые занятия. | 8 | 2 | 6 |
6 | Социальная практика | 48 | 4 | 44 |
Итого: | 176 | 24 | 152 |
2 год обучения
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. | 4 | 3 | 1 |
2 | Музыкально — теоретическая подготовка: - основы музыкальной грамоты; - слушание музыки; - развитие музыкального слуха, музыкальной памяти; - развитие чувства ритма; - музыкальная игра и движение под музыку | 32 | 4 | 28 |
3 | Вокально-хоровая работа: - певческая установка, дыхание; - распевание; - основные вокально-хоровые навыки | 39 | 4 | 35 |
4 | Работа в жанрах вокально-инструментальной музыки - песня: - категория жанра - народная песня; - категория жанра – композиторская песня; | 45 | 5 | 40 |
5 | Итоговые занятия. | 8 | 2 | 6 |
6 | Социальная практика | 48 | 4 | 44 |
Итого: | 176 | 22 | 154 |
III. Содержание программы
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: знакомство с предметом, историей возникновения и развития хора. Типология песен на примере простых детских песенок, попевок. Новые термины и понятия. Правила поведения на занятиях, техника безопасности с инструментами.
Практика: применение изученного материала на практике.
2. Музыкально-теоретическая подготовка.
Теория: тональность, пение интервалов, анализ интервалов. Общие культурологические сведения о музыкальных жанрах и стилях. Закрепление нотной грамотой: ноты, ключи, длительности, размер, ритм. Беседы с детьми, направленные на активизацию внимания, памяти, координации движения. Правила игр на движения под музыку. Усвоение начальных навыков импровизации.
Практика: улучшение слухового восприятия, развитие вокальной интонации. Слушание музыки. Сравнительный анализ художественных интерпретаций музыкальных произведений. Развитие интонационной устойчивости, пение упражнений а’capella. Развитие навыков самостоятельного контроля за тембром голоса и чистотой интонации. Изучение игр, различных движений под музыку, ритмические упражнения. Выполнение простых упражнений на импровизацию. Исполнение простых музыкальных произведений.
3. Вокально-хоровая работа.
Теория: усвоение учащимися правил гигиены голоса, охраны голоса, здорового образа жизни; закрепление умения постоянно соблюдать в процессе пения певческую установку, способствующую правильному звукообразованию, спокойному вдоху. Объяснение вокально-технических упражнений (распевание) и их значение, как подготовки голосовых связок к пению. Закрепление правил артикуляции, дикции и звуковедения в пение. Обучение умению петь с музыкальным сопровождением и без него.
Практика: установка корпуса, головы, рта во время пения, освобождение от зажатости лицевых мышц. Работа над основными свойствами певческого голоса (звонкости, полѐтности, ровности, разборчивости). Работа над дикцией – пение скороговорок, речевых упражнений; соблюдение во время пения правильного формирования гласных, чёткого и короткого произношения согласных. Выработка чистого, ясного унисона, разностороннее развитие гармонического и мелодического слуха. Расширение диапазона голоса, развитие тембровой окраски голоса. Пение с музыкальным сопровождением и без него. Правильное и четкое исполнение ритмического рисунка всем хором. Одновременно со всем хором произношение слов. Совместное начало и окончание произведения или отдельных его частей.
4. Работа в жанрах вокально-инструментальной музыки – песня.
Теория: биографические данные о композиторе, особенности его композиторского стиля. Усвоение жанров вокально-инструментальной музыки, категорий жанра. Теоретический анализ хоровых произведений: тональность, знаки, ключи, размер, ритм. Объяснение приемов вокальной техники.
Практика: работа над исполнительскими навыками: фразой, динамикой, певческим дыханием, штрихами. Работа над музыкальной выразительностью, раскрытие эмоционально-смыслового содержания произведения. Прослушивание аудио - записи, показ произведения в исполнении педагога.
5. Итоговые занятия.
Теория: объяснение детям заданий, особенностей выполнения, правил культуры исполнителя.
Практика: исполнение детьми изученных песен, выступление на концертах.
6. Социальная практика.
Теория: повторение и закрепление изученного материала, общая культура учащегося, особенности проведения репетиций и подготовки к конкурсам, фестивалям, мероприятиям разного уровня, к итоговым отчётным концертам.
Практика: выполнение упражнений и заданий для повторения и закрепления изученного материала, подготовка к конкурсам, фестивалям, мероприятиям разного уровня, к итоговым отчётным концертам, проведение репетиций.
Содержание программы представлено одно на 2 года обучения, т.к. разделы учебно-тематического плана программы изучаются каждый год одни и те же. Каждый год обучения отличается друг от друга тем, что происходит усложнение и увеличение изучаемого музыкального материала.
IV. Методическое обеспечение программы
Целью работы с детьми в процессе их обучения пению в хоре является оптимальное, индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры.
Задачи развития: формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, музыкальной памяти, обучение использованию при пении мягкой атаки, формирование навыков певческой эмоциональности, вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания, расширение диапазона голоса. На этой основе в процессе хорового пения происходит формирование хоровых навыков: пения без сопровождения, многоголосного пения, умения петь, слушая своих товарищей по хоровой партии.
1-2 раза в год проводится индивидуальное прослушивание всех детей, поющих в хоре. Программа проверки достаточно подробная, которая раскрывает успехи и недостатки в певческом и личностном становлении учащегося.
Средний хор исполняет 1-2-х-голосные произведения. При формировании хоровых партий педагог стремится к примерно равному распределению учащихся по партиям хора с учётом хорошо развитого звуковысотного слуха и голосовых данных. Постоянной заботой педагога является укрепление и пополнение этого «ядра» хоровой партии. Рассаживать участников хора надо так, чтобы «ядро» не потеряло своего ведущего и организующего значения, а более слабо подготовленные дети могли опираться на сильных певцов. При распределении участников хора по партиям надо учитывать и другие моменты. Например, у детей не всегда по разным причинам (заболевание голосового аппарата и т.п.) можно выявить свойственный им тип голоса, поэтому, вначале такие учащиеся могут определяться в ту или иную партию условно. По мере же роста и приобретения певческого опыта проясняется тип голоса и певец хора переводится в партию по принадлежности.
В 7-10 лет ещё отсутствуют голосовые мышцы, происходит медленный рост голосового аппарата. В этом возрасте учащиеся поют фальцетом. С 11 лет начинается предмутационный период, протекающий без особых изменений в голосовом аппарате. Перестройка гортани у мальчиков занимает, как и у девочек – 1,5-2 года. Но «ломка» голоса мальчиков, его охриплость, неустойчивость фонации могут проявляться резко в течение нескольких недель. Практика многих хормейстеров показывает, что занятия пению в этот период должны проходить с использованием ограниченного диапазона и умеренной динамики, которые являются благоприятными для развития голоса.
Вокально-хоровые навыки
1. Певческая установка
Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении стоя и сидя. Знание каждым учащимся своего певческого места.
2. Работа над дыханием
Спокойный вдох без напряжения. Постепенный расход дыхания на всю музыкальную фразу. Задержка дыхания, недопустимость ключичного, верхнего дыхания. Опертый звук. Одновременный вдох перед началом пения. Пение более длинных фраз без смены дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения). Быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе.
3. Работа над звуком
В меру открытый рот, звук ровный, без напряжения при головном звучании. Способы формирования и округления гласных. Приемы прикрытия звука. Протяжность гласных. Пение легким звуком в пределах mf и p. Акценты. Динамические оттенки: крещендо, диминуэндо. Выработка общего диапазона: на 1ом году обучения ЛЯ(малой) – ДО(2), на 2ом году обучения ЛЯ(малой) – ФА(2).
4. Работа над дикцией
Элементарные приемы артикуляции – активность губ, не допуская напряженность лицевых мышц. Четкое произношение согласных в слове. Взаимосвязь гласных и согласных звуков. Раздельное произношение согласных, стоящих в конце слова и начале другого слова. Совершенное произношение текста, выделение логического ударения и его совпадение с музыкальными акцентами.
5. Вокальные упражнения
-использование коротких попевок из 3-5 звуков;
-гласные на повторяющемся звуке (в сочетании с разными согласными);
-гаммы
-трезвучие
-секвенции из коротких мелодических построений.
Пособие: Е.Альбова и Н.Шереметьева «Вокально-хоровые упражнения».
Хоровой строй и ансамбль
1. Работа над текстом и партиями
Уверенное знание текста, как предпосылка для более свободного пения и четкого интонирования. Умение правильно и стройно петь партию с сопровождением и без сопровождения. Установление зависимости партий в 2-хголосии их соотношений.
2. Работа над хоровым строем и ансамблем
Стройное пение в интонационном, ритмическом и уравновешенном по силе звука отношении. Умение прислушиваться к голосам поющих в хоре при 1-2-х-голосии, петь не выделяясь из общего звучания, одновременно вступая и заканчивая фразу.
Двухголосное пение. Легкие примеры «а капелла». В 2-х-голосии добиваться: ровности звучания партий, чистоты интонации, в частном и общем ансамбле. Пение 1-2-х-голосных произведений с сопровождением.
3. Дирижерский жест
Ознакомление и понимание элементарных дирижерских указаний: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание», усиление и ослабление звука, фермата.
4. Упражнения на развитие ладового чувства и строя
-пение отдельных ступеней лада, пение звукорядов, отдельных интервалов, трезвучий мелодически;
-мелодические и гармонические секвенции из интервалов;
-пение упражнений и партий с закрытым ртом и на гласные;
-сольфеджирование партий.
Работа над исполнением музыкального произведения
1. Разбор изучаемого произведения
Общая характеристика содержания музыкального произведения. Разбор текста и музыки. Сопоставление музыкальных фраз по характеру направлений мелодической линии и строения.
Средства выразительности: темп, динамические оттенки, размер.
2. Исполнение
Правильная передача художественного образа музыкального произведения. В связи с этим фразировка, подчиненная общему художественному замыслу. Логическое ударение. Кульминация. Выполнение динамических оттенков в отдельных фразах и больших построениях.
Зачётные требования
- спеть одно-два упражнения из числа пройденных в учебном году;
- спеть соло песню из пройденного репертуара или свою партию.
Пение произведений
Беседы о разучиваемых произведениях в яркой, доступной форме для младших школьников с привлечением материала из разных видов искусства.
Народная песня. Раскрытие ее значения как выразительности исторического прошлого народа, его труда, быта, дум, чаяний. Обратить внимание на то, что русские народные песни воспитывают уважение к прошлому народа, к его характерным чертам, к русскому языку, русской культуре в целом.
Советская песня. Сообщение о композиторе, об авторе слов. Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительных средств, разбор замысла интерпретации исполнения песни.
Классика. Краткая образная беседа об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Его автобиографические данные и рассказ о творчестве в пределах, доступных данному возрасту. Сообщение об авторе поэтического текста. Анализ произведения и его интерпретация.
Практические занятия: Показ-исполнение песни. Разбор ее содержания. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления. Проверка исполнения с помощью магнитофонной записи.
Пение учебно-тренировочного материала
Образное доступное раскрытие каждого нового произведения и его роли для музыкально-певческого развития каждого ребенка. Рассказ о распеваниях и специальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру и т.д.
Практические занятия: показы – а) стабильной группы упражнений, б) периодически обновляющейся группы, в которую включают новые упражнения в зависимости от учебных задач. Разучивание и впевание упражнений.
Пение импровизаций
В доступной форме раскрывается сущность импровизации, вокальной импровизации в частности. Показываются и объясняются различные задания. Практические занятия: Показ для каждого задания возможных вариантов певческих мелодических импровизаций, сочинение подголосков к теме и др. даются так же импровизации на короткие стихотворные тексты.
Слушание музыки
Использование руководителем вокально-хорового материала, а также инструментальных произведений для углубления восприятия музыки, расширения кругозора учащихся, более активного введения их в многообразный, богатый мир художественных музыкальных образов. Рассказ об особенностях музыкально-выразительных средств. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
Практические занятия: Периодические прослушивания музыкальных произведений. Формирование культуры восприятия, слушание музыки, в том числе в процессе работы над разучиваемыми с хором произведениями.
Музыкальная грамота
Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для овладения учащимися умения читать ноты. Контрастное сопоставление одноименных ладов. Ознакомление с двумя видами минора и мажора. Постепенное формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности, устойчивости и неустойчивости звуков, изучение тонико-доминантовых тяготений (V-1, II-I, VII-I, III-II-I, VI-V-I, V-III, IV-II-I и т.д.)
Ознакомление учащихся с основными средствами музыкальной выразительности (мелодией, ладом, гармонией, темпом, метром, ритмом, динамикой, регистрами, тембром); с музыкальными инструментами и типами певческого голоса; с формами музыкального произведения (одночастной, куплетной, вариациями), с размерами (2/4, ¾, 4/4, 6/8), с простейшими жанрами (песней, танцем и маршем).
Практические занятия: Овладение учащимися означенным выше материалом в теоретическом и практическом плане. Пение на основе приобретенных знаний и умение петь по нотам.
Примерный репертуарный план
- Народные песни.
а) Одноголосные, без сопровождения
р.н.п. «Во поле берёза стояла»
р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»
р.н.п. «Со вьюном я хожу»
р.н.п. «Калина»
б) Одноголосные, с сопровождением
р.н.п. «Речка»
р.н.п. «Летом»
р.н.п. «Ходила младешенька»
лит. нар. песня «Про кошку»
датская нар. песня «Звери из Африки»
финская нар. песня «Весёлый парикмахер»
французская нар. песня «Танец утят»
польская нар. песня «Сапожки»
в) Двухголосные, без сопровождения
р.н.п. «В темном лесе»
р.н.п. «Лен зеленой»
р.н.п. «Ой, вы мои ветры-ветерочки»
р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени»
р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»
литовская нар. песня «Солнышко вставало»
эстонская нар. песня «Кукушка»
г) Двухголосные, с сопровождением
р.н.п. «Здравствуй, гостья-зима»
шведск.нар.песня «Весёлый путешественник»
америк. нар. песня «Бубенчики»
итальянс. нар. песня «Тиритомба»
грузинск. нар. песня «Светлячок»
2. Произведения современных композиторов.
а) Одноголосные
С.Баневич «Пусть будет радость в каждом доме»
Б.Савельев, М.Танич «Из чего наш мир состоит»
«Я умею рисовать»
Р.Паулс, И.Мазнин «Выйди, солнышко!»
Р.Паулс, И.Ласманис «День растает, ночь настанет»
Р.Паулс, И.Мазнин «Птичка на ветке»
Н.Песков, С.Фурин «Чтобы солнышко светило»
М.Минков, М.Пляцковский «Телега»
В.Семенов, В.Орлов «Ты скажи мне, реченька»
В.Семенов, В.Орлов «Первое путешествие»
В.Семенов, В.Орлов «Сверчок»
В.Семенов, В.Орлов «Мышиная песенка»
В.Семенов, В.Орлов «О цаплях, о каплях, и ещё о лягушках»
В.Семенов, В.Орлов «Летняя песенка»
В.Семенов, В.Орлов «Колыбельная самим себе»
Ю.Чичков, В.Машков Мой солнечный зайчик»
Р.Бойко, В.Викторов «Дело было в Каролине»
О.Хромушин, Я.Пишумов «Тик и так»
И.Казенин, Ф.Лаубе «Песенка солнечных зайчиков»
Харада Рётаро, К. Ториаки «Птицы над взморьем»
М.Парцхаладзе, Г.Чичинадзе «Снежная песенка»
б) Двухголосные
С.Зубковский «Наша песенка»
Р.Бойко, С.Есенин «Утро»
Калиосте, Ю.Шумаков «Так мелькает день»
Ю.Тугаринов, Е.Румянцев «Если другом стала песня»
И.Лученок, Ю.Рыбчинский «Дружба»
М.Парцхаладзе, Г.Цецхладзе «Дождик весенний»
Ю.Чичков, Р.Рождественский «Просто девочки, просто мальчики»
Ю.Чичков, М.Пляцковский «Мама»
Л.Денц, К.Валькадос «На качелях»
Г.Струве, В.Степанов «Что мы Родиной зовем?»
Г.Струве, О.Беликов «Песня о Зеленограде»
Я.Дубравин, В.Суслов «Огромный дом»
И.Чикризова, Н.Соколовская «Сапа»
В.Семенов «Когда я стану миллионером»
В.Семенов «Звездная река»
А.Абрамов, И.Черницкая «Колыбельная для мамы»
3. Произведения русских и западных композиторов.
П.Чайковский, А.Плещеев «Легенда»
П.Чайковский, С.Поволоцкая «Старинная французская песенка»
М.Глинка, Н.Кукольник «Попутная песня»
Ц.Кюи, Ф.Тютчев «Майский день»
М.Ушинский, К.Ушинский «Весной»
М.Яковлев, А.Пушкин «Зимний вечер»
Д.Аракишвили, А.Тверской «Грузинская песня»
Э.Григ, А.Ефременков «Лесная песнь»
Г.Гендель, Е.Крыжановская «Радость в мире»
И.Гайдн, П.Синявский «Мы дружим с музыкой»
И.Гайдн, П.Синявский «Старый добрый клавесин»
И.С.Бах, Д.Тонской «За рекою старый дом»
И.С. Бах, Т.Комарицкая «Осень»
Л.Бетховен, К.Алемасова «Пастушья песенка»
Л.Бетховен, К.Алемасова «Край родной»
Л.Керубини «Терцет во славу Мажорной гамме»
Ф.Мендельсон, Л.Уланда «Воскресное утро»
Духовные произведения.
В.Филатова, П.Морозов «Под Рождество»
обиходный распев «Слава в Вышних Богу»
рождественские песнопения: «Белый снег, белешенький»
«Колокольчики»
«Эта ночь святая»
«Рождественское чудо»
«Щедривка»
кант «Небо и земля»
Военная тематика.
Б.Фиготин, Ф.Лаубе «В наших сердцах Победа»
Б.Фиготин, С.Островой «Живая память»
И.Лученок, М.Ясень «Майский вальс»
Г.Комраков, В.Рябцев «Вечный огонь»
С.Пожлаков, Кожевников «Золотистые плесы»
А.Новиков из кантаты «Нам нужен мир» «Ариозо Матери»
В.Сибирский, М.Владимов «Благодарим, солдаты вас!»
Условия реализации программы
Для реализации программы по хоровому пению необходимы следующие материально-технические условия:
- кабинеты для проведения групповых занятий с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией;
- инструмент (пианино, фортепиано) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным;
- обязательно иметь вспомогательные помещения для одновременных занятий по партиям и хоровым группам (особенно для занятий концертного хора);
- аппаратура для слушания музыки.
Методические условия:
- нотная библиотека;
- сборники музыкальной литературы.
V. Список литературы
- Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975г.;
- Асафьев Б. О хоровом искусстве.— Л. 1980г.;
- Барышева Т.А., Шекалов В.А. «Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.;
- Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967г.;
- «Вокальный словарь» – составитель И. Кочнев, А. Яковлев;
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996г.;
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. «Дополнительное образование детей» - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 г.;
- Коджаспирова Г.М. «Педагогика» - М.: Гардарики, 2004 г.;
- Кузнецов И.Н. «Настольная книга преподавателя» - Минск: ИООО «Современное слово», 2005 г.;
- Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974г.;
- Маленкова Л.И. «Теория и методика воспитания» - Москва: Педагогическое общество, 2004 г.;
- Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978г.;
- Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л., 1964г.;
- Сорокоумова У.А. «Возрастная психология» - СПб.: Питер, 2007 г.;
- Овчинникова Т. Н. «К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором» Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975г.;
- Попов В. Русская народная песня в детском хоре.— М., 1985г.;
- «Программа хорового пения» – составитель Попов В.С., Абелян Л.М.;
- Работа с детским хором: Сб. статей/Под ред. В. Соколова.— М., 1981г.;
- Соколов В. Работа с хором 2-е изд.— М., 1983г.;
- Струве Г. Хоровое сольфеджио.— М., 1988г.;
- Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992г.;
- Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1982г..
Интернет-ресурсы:
- http://muzruk.info/?p=727 – «Хоровое пение в начальной школе»;
- http://festival.1september.ru/articles/618991/ - «Влияние пения на здоровье человека»;
- http://www.dolgushin.com/downloads/students/04_children%27s-chorus.htm – «Детский хор»;
- http://vugi10art.ru/index.php?option=com_kunena&func=view&catid=9&id=144&Itemid=516 – «Хоровое пение – это полезно! Влияние занятий хорового пения на развитие детей младшего школьного возраста».
Приложение 1
Техника безопасности
В целях безопасности своей жизни и жизни других детей, ребенок должен соблюдать следующие правила:
- не засовывать пальцы и различные предметы в электрическую розетку;
- пользоваться выключателем в случае необходимости;
- уметь пользоваться специальным музыкальным оборудованием (электропианино, музыкальным центром, телевизором, видеоплеером);
- при обращении со специальным музыкальным оборудованием, почувствовав неприятный запах, или услышав и увидев искру, немедленно прекратить действия, отойти от предмета и сообщить педагогу;
- на занятиях не качаться на стуле и не толкать парту;
- канцелярские предметы держать только в руках или на столе, и использовать их только в письменных целях;
- во время занятия и в перерывах по кабинету не бегать, не подходить близко к окну и не высовываться из него;
- не играть с острыми и колющимися предметами, не дергать руками за занавески.
Приложение 2
Аттестация учащихся
2 раза в год проводятся индивидуальные прослушивания всех детей, поющих в хоре. Программа проверки достаточно подробная, благоприятствующая возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении учащегося.
На итоговых занятиях дети выполняют задания:
- поют вокально-хоровые упражнения с поддержкой инструмента и упражнения а’capella;
- поют выученный за полугодие репертуар с показом музыкально-сценических движений, выразительно передавая музыкально-содержательный образ каждой песни (8-10 песен);
- рассказывают о стиле и о содержании заданной песни из выученного репертуара;
- поют и прохлопывают ритм куплета заданной песни, выученной на занятиях;
- слушают в исполнении педагога и по памяти воспроизводят интонацию и ритм мелодической линии музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.
Каждое задание оценивается по 3-х бальной системе:
3 балла (высокий уровень)
задание выполнено качественно:
- учащийся точно поет вокально-хоровые упражнения с поддержкой инструмента и а’capella;
- знает текст песни, точно и чисто воспроизводит интонацию и ритм ее мелодической линии; исполняет песню, выразительно передавая ее музыкально-содержательный образ;
- знает стиль и содержание исполняемой песни;
- точно прохлопывает ритм заданного куплета исполняемой песни;
- точно воспроизводит певческую интонацию и ритм услышанной музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.
2 балла (средний уровень)
задание учащимся выполнено менее качественно:
- допущено минимальное количество недочетов в воспроизведении вокально-хоровых упражнений с поддержкой инструмента и а’capella;
- допущено минимальное количество недочетов в тексте выученной песни, в интонационном и ритмическом воспроизведении ее мелодической линии; исполнение песни менее выразительное;
- допущен неточный ответ о стиле и о содержании песни;
- допущены минимальные неточности в прохлоповании ритма заданного куплета исполняемой песни;
- допущено неточное воспроизведение певческой интонации и ритма услышанной музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.
1 балл (низкий уровень)
задание выполнено некачественно с допущением учащимся максимального количества недочетов в воспроизведении текста, интонации, ритма; с допущением незнания точного ответа о стиле и содержании песни; исполнение песни маловыразительное.
Данные заносятся в протокол. В результате определяется уровень усвоения детьми программы «Хоровое пение. Средний хор» (см. Протокол).
Протокол
результативности усвоения дополнительной общеобразовательной программы «Хорового пения. Средний хор»
Педагог__________________________________________________
Группа №___________ Год обучения__________________
Учебный год_____________________
№ | Ф.И. ребёнка | 1 полугодие | 2 полугодие | Итого баллов | Средний балл | Уровень (Н, С, В) |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
Итого: | Н – С – В - | Н – С – В - | Примечание: Н – низкий уровень С – средний уровень В – высокий уровень |
Приложение 3
Упражнения для занятий по хоровому пению
Упражнение-игра «Кто дольше слышит звук»
Педагог играет на фортепиано один звук и просит детей слушать. Когда дети перестают слышать звук, поднимают руку. В это время стоит напряженная тишина, которая необходима для восприятия музыки.
Второй раз играет, все слушают (ребенок мысленно представляет звук), потом потихоньку, вместе с учителем, пробует пропевать звук: “А”, “О”, “У”, “Э”, “И” (поочередно). Как бы продолжая звучание инструмента.
Обязательно после пения сравнивать их исполнение “красиво – некрасиво”.
Звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо, поэтому необходимо учитывать три атаки: мягкая – создающая условия для эластичной работы связок; твердое – голосовая щель плотно смыкается до начала вдоха (рекомендуется для ребенка, склонного к вялости); придыхательное – голосовые связки смыкаются после начала вдоха (рекомендуется чрезмерно активному ребенку).
Работа над звукообразованием связана с певческим дыханием. Постепенно способствует умению слышать. Развивает устойчивость слуха, внимание, воспроизведение звука интонационно точно. Подражание должно быть осмысленным: слышать – сравнивать – оценивать. Добиваться высокого, легкого, звонкого, мягкого напевного, подвижного звука.
Упражнение 1
Напевность звучания помогает правильное формирование гласных: “А”, “О”, “У”, “Э”, “И” (Легато). Равномерно, без толчков и остановок, вести по линии пальцем и одновременно пропевать гласные. Все время на одной высоте – одинаково, монотонно, не прерывая пение до конца линии, протяжно, слитно.
Упражнение 2
Пунктирная линия (прерывистая) (Нон легато) ______ ______ _______ _______ ______ ______ _______ Равномерно вести по линии пальцем и пропевать гласные буквы, делая перерыв в звучании (отдельно, не связно). Во время паузы палец не отрывают от линии бумаги, а равномерно двигают до конца линии.
Упражнение 3
Линия из точек. (Стаккато) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Быстро дотрагиваться пальцем до каждой из них, пропевать отрывисто и активно. Можно петь на гласные звуки и слоги (“ле-ле”), с полузакрытым ртом. Очень важно точно выговаривать гласные, особенно в конце слов. Желательно пропевать на слоги “динь-динь”.
Упражнение 4
Петь звуки на легато, нон легато, стаккато. При разучивании распевок, песен это делает песню еще выразительней. Формирование навыка артикуляции предлагает становления тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных.
Необходимо добиваться свободы певческого аппарата, положение разжатых зубов при положении “А” и “О”. Собранность губ “И” и “Ю”. Округлость звучания гласной “Я”, близкой по вертикальности к формированию “Ё”. Перед проговариванием букв необходимо провести гимнастику.
Чтоб сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных необходимо учитывать очередность формирования гласных. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину, во избежание крикливого, “белого” звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, упруги (не вялы). Мягкое небо с маленьким язычком, которое очень подвижно помогает подниматься, что способствует произношению гласных “О”, “У”. Согласных “К”, “Г”, “Х”. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта. Сочетание гласных “О”, “А” с согласными губными “Б”, “П”, “В”, “Ф” или “Д”, “Т”, “Л”, “З” приближает звук к зубам.
Для пения удобны три звука: “А”, “О”, “У”. Гласная “А” обеспечивает ротоглоточному каналу рукообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок, индивидуальный тембр голоса.
Гласный “О” способствует поднятию мягкого неба, наводит на ощущение зевка, помогает снять горловой призвук при пении или ликвидировать зажатость.
Гласный “У” больше всех поднимает мягкое небо, очень хорошо организует зевок, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней челюсти, формирует у детей головной регистр, обеспечивает проточность. Однако “У” – самый темный и глубокий гласный, если и хор поет глухим звуком, этим гласным не стоит пользоваться. Гласный “У” очень полезен в сочетании легато и стаккато.
Стаккато в начале упражнений дает смыкание голосовых связок, активизирует движение диафрагмы (ощущение движение передней стенки живота – “животик прыгает”).
Последовательность гласных:
- “И, Э, А, О, У” – увеличивает размер ротовой полости;
- “И, У, О, Э, А” – уменьшает напряженность голосовых мышц;
- “А, О, Э, У, И” – повышает подсвязочное давление;
- Согласные в пении “Л”, “Н”, “М” – способствуют кантилену;
- “Д”, “Б”, “Р” – четкость дикции.
Упражнение на недостаток – зажатость нижней челюсти
К подбородку поставить кисть руки и следить, как опускается подбородок при пении особенно гласных “А”, “У”, “О”. Необходимо следить внимательно затем, чтобы ребята не задирали и не опускали низко подбородок, так то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса. Необходимо, чтобы дети не наклоняли голову в разные стороны, так как важно сохранить вертикальное положение гортани.
Правильному формированию певческого звука способствует также манера произношения слов – дикция.
Произношение гласных и согласных
Правила орфоэпии. Пишется – Произносится б, г, д, ж, з в конце слова п, к, ф, т, ш, с о безударная а д, з, с, т перед мягкими согласными дь, зь, сь, ть я безударное я, е н, нн мягко ж и ш перед мягкими согласными твердо ж удвоенное (жж) мягко – жьжь ся и сь – возвратные частицы са и с чн, чт шн, шт ч и н, разделенные согласными ч и н стн, здн сн, зн; т и д выпадают сш и зн ш твердое, долгое сч и зч щ долгое кк, тт (удвоенные согласные) кь, ть (вторая согласная выпадает).
Произношение в пение строится на общих правилах орфоэпии. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Одной из специфических особенностей певческой дикции является “перенесение” последнего согласного звука в слоги к началу следующего за ним слогом, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом роль согласных несколько не должна преуменьшаться, чтоб произношение не затруднило восприятие слушателя. Навык четкой дикции можно использовать работу артикуляционного аппарата.
Приемы, способствующие правильному произношению слов
Выразительно чтение текста, песни взрослыми в процессе разучивания песни. Коллективно читать слова на высоком звучании в ритме песни (применять этот прием исполнения в быстром темпе). Выразительно читать слова по одному человеку на высоком звучании (это способствует выразительному исполнению). Прочитать текст песни “по секрету” – шепотом, четко произносить слова. Возвратившись к песни, исключив утрированность движения губ, сохранить четкость и ясность в произношении текста.
Часто при пении неправильно произносят окончания слов. Необходимо применять приемы правильного произношения слов по слогам (всем классом или по одному). Например: се-ра-и (говорят с ошибкой) се-ры-е (правильно) сол-ну-шко – сол-ныш-ко Не проглатывать окончания. Отчетливо произносить согласные звуки в конце слов. Например: листопад (пишется) – листопат (поется). наряд – нарят. Формируя навык высокой певческой позиции необходимо научиться: Различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильно произвести голосом. Развивая звуковысотный слух у детей, развивается мелодический, гармонический и ритмический слух.
В развитие звуковысотного представления у детей используется две основные системы: абсолютная и относительная. В обеих системах необходимо широко использовать наглядность в обучении.
Упражнение 1
Проговаривать фразы голосом героев из мультфильмов и сказок “Сказочное заклинание”, разные интонации – разные лады: а) громким – страшным голосом злодея, б) печально – жалобно, как сестрица Алёнушка, в) мышка-норушка.
Упражнение 2
Игра звуков в разных октавах. Сначала один и тот же звук играют во второй октаве – потом этот же звук в малой октаве; во второй октаве – первой октаве; все звуки в первой октаве. Дать понятие: “высокие”, “средние”, “низкие”.
Упражнение 3
Знакомство с песней. Показ игрушки или картинки. Исполнять песню, как написал автор. На следующем уроке в разных регистрах. Например: где лает большая собака – а где щенок; мяукает кошка – котенок.
Упражнение 4
“Угадай, сколько звуков играю” (1-2-3). Понятия “высокий – низкий”. Для получения высокого звучания петь попевки на небольшие интервалы (3-4).
Упражнение 5.
Пение звуков восходящих и нисходящих (“Хоровое сольфеджио” Г.А. Струве) осмысленное пение ступеней и осознание их место в ладу: а) пение по ручным знакам вверх и вниз три ступени мо-ле-ви; б) эти ступени на слоги ми-мо-ма (показывая движение мелодии вверх и вниз); в) эти же ступени показывая ручными знаками пропевать на слова русских народных попевок, песен; г) пение при помощи ручных знаков по лесенке; д) использовать элементы двухголосия: первая группа поет три ступени, вторая на первом звуке задерживается (можно менять по-разному).
Пение по ручным знакам тесно связано с развитием метроритмического чувства детей, поскольку восприятия музыкального ритма тесно связано с двигательными реакциями, первые ритмические мотивы состоят из четвертей и восьмых. Шаг и бег (таблица длительностей).
Упражнение 1
Шаг и бег: четверть и восьмая. Дон и ди – ли (составляются ритмы с карточками).
Упражнение 2
Длительности усложняются. При пении необходим ансамбль. Ансамбль – это единство, согласованность всех компонентов исполнения: динамических, ритмических, тембровых. Пение в хоре тесно связано с хоровым строем – точное интонирование одноголосного пения (горизонтальный строй) и многоголосного (вертикальный строй). Чистый унисон – это основа, на которой возможно строить обучение на два голоса.
В работе над строем придерживаться правил интонирования (таблица мажорного и минорного лада). Для детей с плохим интонированием необходимо систематические занятия (рекомендация по работе с неверно поющими детьми).
Рекомендации по работе с неверно поющими детьми
Педагогу провести прослушивание с целью выявления “Гудошников”. Выявить причины неверного пения, при необходимости рекомендовать консультацию у отоларинголога. Необходимо сажать “гудошников” впереди: они так не мешают остальным ученикам, и учитель имеет возможность больше времени уделять им. Учить слушать себя. М. И. Глинка, вспоминая начало своих занятий, писал: “Хотя у меня слух был отличный, первые месяца непривычно слушать себя, я пел неверно.” Плотное закрывание ушей ладонями рук. При этом ушные раковины следует пригладить вперед. Пение звуков на гласную “у” приемом стаккато (на слабой доле) с переходом на легато, раскрепощение нижней челюсти.
На каждом занятии давать возможность “гудошникам” как можно активнее проявлять себя, участвовать в выполнении всех заданий в доступных им пределах, постепенно расширяя эти пределы. Вызывать слабого ученика вместе с хорошо “поющим”. Если ребенок неверно интонирует, то сначала послушать правильно “поющего”, а потом вместе. Хвалить “гудошников” за самый незначительный успех. Ни в коем случае не исключать “гудошника” из работы всего класса. Строй (правильность и чистота мелодической интонации) – одно из самых важных хоровых певческих умений.
Все приемы должны подчеркивать взаимосвязь чистого интонирования, активной деятельности слуха, развивать у детей слуховое внимание, слуховой контроль.
Упражнение 1
Перед началом песни учитель тихо напевает, как бы настраивая детей: Затем с этой ноты начинает петь с детьми разучиваемую песню, предлагая детям протяжно петь один звук, при этом учитель говорит: “Поем все как один, будто одна дудочка играет ду-ду!”.
Упражнение 2
В песнях, где есть “трудные места”: две одинаковые фразы, в которых окончания разное, окончание целесообразно отрабатывать несколько раз отдельно. Есть два варианта исполнения: дети более с низким голосом поют мелодию первой и второй фразы, а дети с более высокими голосами поют только заключительные слова.
Для развития динамического ансамбля можно использовать упражнение “Воображаемая гармошка”. Для выработки вокально-хоровых навыков используется материал в качестве упражнений: специальных и упражнений на разучиваемом репертуаре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Старший хор" (2014-15 учеб. год)
Программа музыкально-хорового центра "Лель" базового уровня для учащихся 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Ансамбль" (2014-15 уч. г.)
Программа по комплексному обучению в студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль для учащихся 3-4 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Фортепиано" (2014-15 уч. г.)
Программа для учащихся 3-4 кл. студии "Ника" (комплексное обучение)....
Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Средний хор." (2014-2015 уч.года)
Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 2 ступени для учащихся 2-4 классов музыкально-хорового центра "Лель"...
Дополнительная общеобразовательная программа "Теория музыки. Сольфеджио." (2014-2015 уч.года)
Дополнительная общеобразовательная программа базового уровня для учащихся 5-9 классов музыкально-хорового центра "Лель"...
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальная ритмика" (2013-2014 уч.г.)
Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня для обучающихся дошкольного возраста и 1 класса...
авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"
Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...