Программа кружка Клуб юного журналиста
календарно-тематическое планирование
Программа кружка по подготовке учащихся к написанию статей для школьной газеты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_klub_yunogo_zhurnalista_-_2019.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Селятинская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
От «__»___________20___года
Протокол № ______________ УТВЕРЖДАЮ
и.о. директора
МАОУ Селятинской средней
общеобразовательной школы №1
____________/А.А. Некрасов/
Приказ от «_____»__________2019 г. №____
Дополнительная общеразвивающая программа
гуманитарной направленности
«Клуб юного журналиста»
(Стартовый уровень)
Возраст обучающихся - 13-17 лет
Срок реализации - 2 года
Составитель : Кузнецова Лариса Сергеевна,
педагог дополнительного образования
п. Селятино
2019 г
Программа кружка «Юный журналист».
1. Пояснительная записка
Газета - это история мира за сутки.
Это история мира, в котором мы живем и события,
которые интересуют нас больше, чем относящиеся
к прошлому, существующему лишь в памяти.
А. Шопенгауэр
Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Поэтому назрела острая необходимость разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.
Мощность средств, включенных в настольные издательские системы настолько велики, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один человек. При этом издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера позволяют сделать газету красочной.
Направленность программы – гуманитарная
Цели программы:
- знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело;
- развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей;
- воспитание человека, гражданина, школьника - задача сложная многогранная, всегда актуальная;
- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников рождает новую проблему - проблему «моральной защиты» детей и подростков от негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи данной программы.
Задачи:
- формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
- активизировать познавательную мыслительную деятельность;
- развивать критическое мышление;
- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
- прививать культуру общения;
- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
-развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
-развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;
-формировать творческие способности детей;
-уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
-использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;
- уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.
Актуальность программы:
Данная программа дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Разделы программы непосредственно посвящены настольной издательской системе. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих.
Новизна программы:
Программа построена по линейному принципу, состоит их двух частей, одна из которых рассчитана на учащихся 5-8 классов, а вторая - на учащихся 9-11 классов. Работа по созданию школьных кружков по выпуску печатных газет помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Участие в работе школьного кружка влияет на развитие личности ребёнка, на развитие умений и навыков.
Отличительные особенности:
Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.
Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Распределение часов на изучение теории и компьютерный практикум примерное, т.к. зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет.
Содержание и методы деятельности.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках русского языка и литературы (определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве). На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения. Редколлегия может быть разновозрастная: от пятиклассников до выпускников. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности юнкоровцев является работа с медиа (создание газет и журналов, видеоматериалов, радиопередач и др.).
Форма и режим проведения занятий
- Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся разных возрастных групп. Кружок «Юный журналист» объединяет учащихся 5-11 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов. Наполняемость групп -12-15 человек.
- Объем и срок усвоения программы
Общее количество часов—72, обучающиеся 1 группы- первый год обучения—36 часов, обучающиеся второй группы -второй год обучения—36 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю из расчета 1 час для каждой группы
Издательская деятельность в кружке имеет четкую направленность. Меньше критики, потому что в большей степени будущие печатные издания задуманы как литературно–художественные издания, красивые, грамотные и высоконравственные, которые ведут к добру, к знаниям, к красоте. Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы кружка:
индивидуальные занятия;
занятия по звеньям;
семинары;
лекции;
выездные занятия;
встречи с интересными людьми;
практическая работа (участие в конкурсах, выпуск газеты, публикации в специализированных СМИ, заполнение школьного сайта и др.)
Структура учебного занятия
П/№ | Вид учебно-творческой деятельности | Время (минут) |
1 | Формулирование целей и задач занятия | 5 |
2 | Основное содержание | 20 |
3 | Задания для самостоятельной и творческой работы учащихся во время проведения кружкового занятия | 20 |
4 | Обсуждение тематики номера | 15 |
5 | Консультация | 10 |
6 | Отработка практической части по теме занятия | 25 |
7 | Контроль знаний по теме занятия | 15 |
8 | Подведение итогов занятия | 5 |
9 | Релаксация | 5 |
2. Учебно-тематический план( первый год обучения)
Тематика | Количество часов | ||
теория | практика | ||
1 | Введение. Краткая история возникновения и развития печатных средств массовой коммуникации. Роль и место книги и периодической печати. Вводное занятие. | 2 | |
2 | Твой друг - газета. Знакомство с историей возникновения школьной печатной газеты. Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи | 2 | |
3 | Коллаж по теме «Расскажи мне о себе». Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства | 3 | 1 |
4 | Специфика детских и юношеских периодических изданий. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. | 2 | |
5 | Экскурсия «кто имеет отношение к газетам?» Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля | 2 | |
6 | Создание очередного номера газеты( раз в месяц) . Сходство и различие художественного и публицистического стилей | 2 | 9 |
7 | Активный и пассивный словарь. Словари, справочники, их тематика и использование в газете. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. | 3 | |
8 | Жанры периодической печати (информационные, художественно-публицистические, литературные). Общий обзор. Беседа «Моя любимая газета». | 3 | |
9 | Язык литературы. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов хроникеров. Расширенная информация | 2 | |
10 | Защита творческих работ. Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ. Заметка. Заметка информационного характера Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. | 2 | 2 |
11 | Посещение мероприятий в школе, поселке | ||
12 | Итоговое повторение | 1 | |
13 | ВСЕГО: | 24 | 12 |
3. Содержание программы
Тема 1. Роль и место книги и периодической печати ( теория 4 часа, практика 3 часа)
Введение. Краткая история возникновения и развития печатных средств массовой коммуникации. Роль и место книги и периодической печати. Твой друг - газета. Знакомство с историей возникновения школьной печатной газеты. Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи.
Специфика детских и юношеских периодических изданий. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи.
Практика. Коллаж по теме «Расскажи мне о себе». ( 1 час)
Практика. Создание очередного номера газеты( раз в месяц). ( 2 часа)
Тема 2. Публицистический стиль речи. (теория 9 часов, практика 4 часа)
Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства. Экскурсия «кто имеет отношение к газетам?» Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля
Практика. Создание очередного номера газеты( раз в месяц). ( 4 часа)
Тема 3. Жанры периодической печати ( теория 6 часов, практика 2 часа)
Активный и пассивный словарь. Словари, справочники, их тематика и использование в газете. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.
Жанры периодической печати (информационные, художественно-публицистические, литературные). Общий обзор. Беседа «Моя любимая газета».
Практика. Создание очередного номера газеты( раз в месяц). ( 2 часа)
Тема 4. Виды газетных и журнальных публикаций. ( теория 2 часа, практика 1 час)
Язык литературы. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов хроникеров. Расширенная информация.
Практика. Создание очередного номера газеты( раз в месяц). ( 1 час)
Тема 5. Заметка. ( теория 2 часа, практика 2 часа)
Заметка. Заметка информационного характера Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов.
Практика. Защита творческих работ. Практическая работа. ( 2 часа)
Тема 6. Повторение ( 1 час)
4. Календарно-тематическое планирование ( первый год обучения)
Тематика | Дата | |||||
Форма | Кол-во | Форма контроля | план | факт | ||
1 | Введение. Краткая история возникновения и развития печатных средств массовой коммуникации.. | 06.09 | ||||
2 | Роль и место книги и периодической печати. Вводное занятие | 13.09 | ||||
3 | Твой друг - газета. Знакомство с историей возникновения школьной печатной газеты. | 20.09 | ||||
4 | Создание очередного номера газеты( раз в месяц) . | Выпуск газеты | 27.09 | |||
5 | Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи | 04.10 | ||||
6 | Коллаж по теме «Расскажи мне о себе». | коллаж | 11.10 | |||
7 | Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства | 18.10 | ||||
8 | Создание очередного номера газеты( раз в месяц) . | Выпуск газеты | 25.10 | |||
9 | Художественный стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства | 01.11 | ||||
10 | Научный стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства | 08.11 | ||||
11 | Специфика детских и юношеских периодических изданий. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. | 15.11 | ||||
12 | Создание очередного номера газеты( раз в месяц) . | Выпуск газеты | 29.11 | |||
13 | Специфика детских и юношеских периодических изданий. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи | 06.12 | ||||
14 | Экскурсия «кто имеет отношение к газетам?» Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств разных стилей | 13.12 | ||||
15 | Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств разных стилей | 20.12 | ||||
16 | Создание очередного номера газеты( раз в месяц) . | Выпуск газеты | 27.12 | |||
17 | Сходство и различие художественного и публицистического стилей | 10.01 | ||||
18 | Сходство и различие художественного и публицистического стилей | 17.01 | ||||
19 | Активный и пассивный словарь. Словари, справочники, их тематика и использование в газете. | 24.01 | ||||
20 | Создание очередного номера газеты( раз в месяц) . | 31.01 | ||||
21 | Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. | 07.02 | ||||
22 | Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. | 14.02 | ||||
23 | Жанры периодической печати (информационные, художественно-публицистические, литературные). Общий обзор. | 21.02 | ||||
24 | Жанры периодической печати (информационные, художественно-публицистические, литературные). Общий обзор. | 28.02 | ||||
25 | Создание очередного номера газеты( раз в месяц) . | 07.03 | ||||
26 | Беседа «Моя любимая газета». | 14.03 | ||||
27 | Язык литературы. Виды газетных и журнальных публикаций. | 21.03 | ||||
28 | Хроника. Организация работы корреспондентов хроникеров. Расширенная информация | 28.03 | ||||
29 | Создание очередного номера газеты( раз в месяц) . | 04.04 | ||||
30 | Заметка. Заметка информационного характера Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. | 11.04 | ||||
31 | Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. | 18.04 | ||||
32 | Создание очередного номера газеты( раз в месяц) | 25.04 | ||||
33 | Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. | 02.05 | ||||
34 | Защита творческих работ. Практическая работа. | 16.05 | ||||
35 | Написание расширенной информации. Анализ работ. | 23.05 | ||||
36 | Создание очередного номера газеты( раз в месяц) . | 30.05 | ||||
2. Учебно-тематический план ( второй год обучения)
Тематика | Количество часов | ||
теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Журналистика как сфера человеческой деятельности. Психология журналистского труда и творчества | 2 | |
2 | Работа в редакторе Word. | 1 | |
3 | Из истории журналистики. Интернет-издания | 2 | |
4 | Характеристика публицистического стиля речи и его особенностей | 2 | 2 |
5 | Импорт картинок и фото | 1 | |
6 | Экспрессивные (выразительные) средства языка | 1 | 3 |
7 | Жанры журналистики | 13 | 4 |
8 | Создание журналистского проекта | 1 | 3 |
9 | Учимся корректировать и редактировать написанное. | 1 | |
ВСЕГО: | 21 | 15 |
3. Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Журналистика как сфера человеческой деятельности. Психология журналистского труда и творчества.
Тема 2. Из истории журналистики. Интернет-издания
Из истории журналистики. Прошлое, настоящее. Будущее.
Тема 3. Характеристика публицистического стиля речи и его особенностей
Лексические особенности публицистического стиля речи. Синтаксические особенности публицистического стиля речи.
Тема 4. Жанры журналистики.
Заметка. Аннотация. Статья. Интервью. Лабораторная работа «Узнай жанр». Репортаж. Очерк (Очерки В. Пескова). Корреспонденция. Комментарий. Эссе. Рецензия. Язык СМИ. Разговорная лексика.
Тема 5. Защита проекта.
4. Календарно-тематическое планирование ( второй год обучения)
№ п\п | Тема | Дата план | Дата факт |
1 | Вводное занятие. Журналистика как сфера человеческой деятельности. Значение журналистики в современной жизни. СМИ – это целый мир. Проблемы современной журналистики. | 05.09 | |
2 | Работа в редакторе Word. | 12.09 | |
3 | Психология журналистского труда и творчества. Способы познания действительности. Журналист и аудитория. | 19.09 | |
4 | Из истории журналистики. Прошлое, настоящее. Будущее. | 26.09 | |
5 | Интернет-издания | 03.10 | |
6 | Характеристика публицистического стиля речи и его особенностей | 17.10 | |
7 | Лексические особенности публицистического стиля речи. | 24.10 | |
8 | Синтаксические особенности публицистического стиля речи. | 31.10 | |
9 | Синтаксический тренинг | 07.11 | |
10 | Импорт картинок и фото | 14.11 | |
11-12 | Экспрессивные (выразительные) средства языка (средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи) | 21.11 28.11 | |
13-14 | Экология речи. Речевой этикет. Речь СМИ. Анализ статей. | 05.12 12.12 | |
15 | Жанры журналистики: общая характеристика. | 19.12 | |
16-17 | Создание журналистского проекта. Работа над журналистским текстом. (Тема, замысел и идеи журналистского произведения. Сбор информации и обработка материала. Работа над композицией и языком.) | 26.12 09.01 | |
18 | Реализация в публицистике стилистических норм русского языка. | 16.01 | |
19 | Заметка. Аннотация. | 23.01 | |
20 | Статья. | 30.01 | |
21 | Интервью. | 06.02 | |
22 | Лабораторная работа «Узнай жанр» | 13.02 | |
23 | Репортаж | 20.02 | |
24-25 | Очерк (Очерки В. Пескова) | 27.02 06.03 | |
26 | Корреспонденция | 13.03 | |
27 | Комментарий | 20.03 | |
28-29 | Эссе | 27.03 03.04 | |
30 | Рецензия. | 10.04 | |
31 | Язык СМИ. Разговорная лексика. | 17.04 | |
32 | Заголовок в современных газетных и журнальных текстах. | 24.04 | |
33-34 | Учимся корректировать и редактировать написанное. | 08.05 15.05 | |
35-36 | Защита проектов, портфолио. | 22.05 29.05 |
5. Предполагаемые результаты.
В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что восприятие - тоже творчество, что каждую минуту происходит самостроительство или саморазрушение личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии. Выпуск газеты на печатной основе - один из эффективных путей для достижения этого. Газета - это информация, сила которой – слова. Периодическое печатное издание планируется выпускать один раз в месяц. Они могут быть тематическими, отдельные номера выходить с приложениями, например, «Праздничный выпуск», «Спортивная жизнь школы» и другие. Тематика определяется общим планом работы школы, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.
Результаты освоения программы:
Учащиеся должны уметь: определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях; совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера; находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
1. Умение работать с разной литературой.
2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.
3. Умение брать и давать интервью.
4. Использование знаний основных жанров периодической печати.
5. Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность..
Учащиеся должны знать:
- понятие макета;
- общие правила набора текста;
- форматы графических файлов;
- цветовые системы;
- основные термины работы со шрифтами;
- основные понятия верстки.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:
- желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
- активная позиция во время занятий;
- выполнение творческих заданий, участие в пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Результатом данной работы является ежемесячный выпуск газеты "Школьный вестник"
6. Методическое обеспечение программы:
- лекционный материал
-игровые материалы:
1. "Живая речь". Учащимся предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек "живой" речи (в автобусе, на улице, в столовой...), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики, без пробелов в тексте.
Цель упражнения - овладеть техникой записи в непредвиденной ситуации.
2. "Время". Учащиеся самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +,- 5 минут считается нормой.
3. "Фраза-картинка". В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист просто обязан создать "эффект присутствия". Можно написать "Он рассердился", и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: "Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул". Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание: "показать" фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.
4. "Реплики". Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.
5. "Жесты и мимика". Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.
6. "Вкусные слова..." Что значит "хороший запах"? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.
7. "Ассоциации". Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ, ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН, ФЕРЗЬ-БАЯН-КОНСЕНСУС, СЕССИЯ-ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН.
Цель - научить делать "мостики"-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.
8. "Первая фраза". Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование - фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель - определить роль первых фраз в журналистском тексте.
9. "Сказка". Учащиеся выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр.
Цель упражнения - уточнение смысла понятия "журналистская информация".
10. "Три газеты". Учащиеся делятся на три произвольные группы, представляющие три издания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и т.н. "желтое". Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в соответствии с информационной политикой (а также - лексикой) своего издания. Цель упражнения - определение границ влияния на журналиста информационной политики издания.
11. "Стоп-кадр". К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного - трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения - не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40-50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов.
12. "Одно...". Учащимся выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя, фамилия, дата рождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез этого сходства. Цель упражнения - поиск социального смысла в частном случае.
13. "Главная улица". Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главной улицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, информации, интервью, репортажа и отчета.
Цель упражнения - уточнение методики работы в разных жанрах.
14. "Письмо в редакцию". Учащиеся пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения - преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.
15. "Приметы времени". По телевидению, дома, на улице можно слышать такие фразы: "Бедственное положение образования", "Подрастающее поколение сегодня быстро взрослеет", "В стране царит милицейский произвол" и т. п. Это все приметы времени. К любому подобному утверждению напишите десять примет. Например, десять примет РАСКРЕПОЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ, десять примет ДЕПОЛИТИЗАЦИИ ЮНОШЕСТВА, десять примет МИЛИЦЕЙСКОГО ПРОИЗВОЛА... Цель - умение формулировать общественно значимые проблемы.
16. "Два взгляда". Сформулировать два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ... Упражнение способствует формированию навыков анализа общественно-значимых проблем.
17. "Впрок". Учащиеся методом интервью собирают данные о потребительских свойствах какого-либо товара или услуги, затем в форме информации излагают результаты. Цель упражнения - овладение навыками сбора информации и определение границ рекламного / нерекламного материала.
6. Список литературы и материалов.
Основная литература
1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2015.
2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2016.
3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2016.
Дополнительная литература
1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 2014.
2. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2016.
3. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 2009
4. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1999.
5. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 2017. 263 с.
6. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru
Согласовано
Заместитель директора по ВР
______________ Н.В. Лучник «___» _______________ 2019 г.
Согласовано
на заседании ШМО классных руководителе
Протокол от «___» ________________ 2019 г. №____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа школьного клуба "Юный журналист"
Программа клуба юного журналиста «Общение» рассчитана на ребят в возрасте 7 – 17 лет, интересующихся русским языком, литературой, журналистикой, делающих свои первые «пробы пера». П...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Клуб юных журналистов»
Программа внеурочной деятельности:- название - «Клуб юных журналистов»;- тип программы внеурочной деятельности - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности; - направление вн...
программа кружка журналистики "Юный журналист"
В условиях гуманизации общества на первый план закономерно выходит человек со всеми его стремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином своей страны. Особенно важно это ...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе - клуба "Юный журналист"
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе - клуба "Юный журналист" на 2014-2015 учебный год составлена в соответствии с новыми требованиями...
Отчёт о работе кружка внеурочной деятельности "Умное пёрышко"(клуб юных журналистов)
Представлен отчёт о работе кружка внеурочной деятельности "Умное пёрышко" (клуб юных журналистов) (1-4 классы)...
Программа работы профильной группы - клуб «Юные журналисты» в рамках летнего лагеря
В программе представлен план работы с учащимися профильной группы, участниками клуба юных журналистов. Основное содержание составляют вопросы создания школьной газеты, альманаха....
Программа кружка «Клуб юного шахматиста»
Шахматы - полезная настольная логическая игра. Программа разработана для обучения начинающих игре в шахматы....