Авторская программа школьного клуба "Юный журналист"
рабочая программа по теме
Программа клуба юного журналиста «Общение» рассчитана на ребят в возрасте 7 – 17 лет, интересующихся русским языком, литературой, журналистикой, делающих свои первые «пробы пера». Программа предназначена для практического изучения журналистики и филологии, для развития творческих задатков и способствует расширению кругозора детей, формированию у них вышеперечисленных компетенций, главным образом, коммуникативной, а также работе с одаренными детьми.
Основа общения ребят в клубе – интерес к словотворчеству и открытому диалогу, создание в клубе творческой атмосферы, тогда каждый его участник будет иметь возможность реализовать свой творческий потенциал. Посещать клуб может любой ученик, а также учителя образовательного учреждения.
Программа предполагает теоретические и, в основном, практические занятия, на которых ребята не только приобретут необходимые знания, умения, навыки, но и будут общаться со сверстниками и взрослыми людьми за пределами школы, знакомиться с творчеством поэтов, журналистов, готовиться к мероприятиям и др. Программой предусмотрены коллективные занятия, а также индивидуальные работы с одаренными детьми. Кроме того, ребята на протяжении всего обучения будут собирать интересные материалы, творческие работы, свои первые рассказы и стихи, участвовать в конкурсах, что делает необходимым не только постоянный выпуск газеты, но и формирование индивидуального портфолио ребенка.
Во время обучения ребята будут практически изучать нормы речевого поведения, устной и письменной речи, самостоятельно организовывать работу газеты от планирования номера до его корректуры и верстки. Это позволит свободнее общаться между собой и с учителями, с людьми разного возраста и социального положения, поможет реализации творческих способностей ребят и формированию ключевых компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kluba_yunogo_zhurnalista.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции модернизации российского образования указано, что образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования.
Как указано в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Теоретические сведения о русском языке, литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Пространство традиционного урока в основном заполнено теорией и практическим ее применением, у учителя нечасто остается достаточно времени для организации живого диалога со всеми учениками в классе, для новых, современных форм работы, для развития творческих способностей ребенка, для работы с одаренными детьми. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.
Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку и литературе – один из путей решения данной проблемы. А одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся является внеклассная работа по предмету
Внеклассная работа – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, проводимой постоянно и организуемой для развития разнообразных способностей учащихся в области русского языка и литературы. Одной из форм данной работы является создание постоянно действующей газеты учебного заведения.
Программа клуба юного журналиста «Общение» рассчитана на ребят в возрасте 7 – 17 лет, интересующихся русским языком, литературой, журналистикой, делающих свои первые «пробы пера». Программа предназначена для практического изучения журналистики и филологии, для развития творческих задатков и способствует расширению кругозора детей, формированию у них вышеперечисленных компетенций, главным образом, коммуникативной, а также работе с одаренными детьми.
Основа общения ребят в клубе – интерес к словотворчеству и открытому диалогу, создание в клубе творческой атмосферы, тогда каждый его участник будет иметь возможность реализовать свой творческий потенциал. Посещать клуб может любой ученик, а также учителя образовательного учреждения.
Программа предполагает теоретические и, в основном, практические занятия, на которых ребята не только приобретут необходимые знания, умения, навыки, но и будут общаться со сверстниками и взрослыми людьми за пределами школы, знакомиться с творчеством поэтов, журналистов, готовиться к мероприятиям и др. Программой предусмотрены коллективные занятия, а также индивидуальные работы с одаренными детьми. Кроме того, ребята на протяжении всего обучения будут собирать интересные материалы, творческие работы, свои первые рассказы и стихи, участвовать в конкурсах, что делает необходимым не только постоянный выпуск газеты, но и формирование индивидуального портфолио ребенка.
Во время обучения ребята будут практически изучать нормы речевого поведения, устной и письменной речи, самостоятельно организовывать работу газеты от планирования номера до его корректуры и верстки. Это позволит свободнее общаться между собой и с учителями, с людьми разного возраста и социального положения, поможет реализации творческих способностей ребят и формированию ключевых компетенций.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ КЛУБА
Внеклассная работа по русскому языку и литературе по созданию клуба юного журналиста имеет общие с уроком цели:
-1- развитие у учащихся интереса к русскому языку и литературе как
учебным предметам;
-2- обучение самостоятельной деятельности учащихся по налаживанию
коммуникации с разными людьми, поиску информации, созданию,
корректуре и верстке номера газеты образовательного учреждения;
-3- формирование культуры устной и письменной речи, бережного
отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и
литературе, как неисчерпаемому богатству великого русского народа.
Указанные цели определяют задачи клуба:
-1- расширить, углубить и дополнить приобретаемые на уроках знания, тем
самым помогая учащимся лучше усвоить программный материал;
-2- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, периодикой,
словарями-справочниками, подбирать материал на нужную тему,
корректировать его;
-3- сформировать коммуникативные компетенции учащихся (выстраивать
диалог с разными по возрасту и социальному положению людьми,
выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы и т.д.);
-4- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся;
-5- воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в
возможность преодолеть отставание по русскому языку и литературе.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Количество часов в неделю: 2
Программа предусматривает чередование разных форм обучения: беседы, разнообразные практические работы с решением проблемных, творческих, частично поисковых заданий, сюжетно-ролевые игры, встречи с интересными людьми. Это сочетание коллективной и индивидуальной деятельности, творческих встреч, работа подростков индивидуально и творческими группами над составлением номера газеты.
Пути решения данной программы:
- выявление заинтересованных творческих ребят, одаренных детей, помощь в организации их деятельности;
- обучение азам журналистики, культуре общения и построению диалога, работе с материалами для газеты;
- проведение конкурсов, литературных вечеров, игр и т.д.;
- публикация творческих работ и материалов в газете;
- самостоятельное создание газеты участниками клуба.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ:
Проводятся контрольные занятия по теории и практике. Успешно занимающиеся дети переводятся на следующий год обучения, а выпускники получают свидетельства об окончании курса. Предполагается участие в конкурсах, открытые занятия, встречи с журналистами и творческими людьми, круглые столы, на которых участники клуба показывают все, чему научились: рассуждать на разные темы и разбираться в них, отстаивать свою точку зрения, выстраивать конструктивный диалог и налаживать коммуникативные связи.
ОБОРУДОВАНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- компьютер;
- принтер и краска (черная и цветная);
- диски или флешка;
- цифровой фотоаппарат;
- бумага формата А4, канцелярские принадлежности.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛИ: - обучить основам журналистского мастерства;
- наладить постоянный выпуск газеты образовательного
учреждения.
ЗАДАЧИ: - обучение организации работы газеты;
- обучение связному изложению мыслей в устной и письменной
форме, налаживанию диалога;
- знакомство с детской периодикой области и России, с районной
периодикой.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Общее количество часов | теоретические часы | практические часы |
1 | Структура и организация работы газеты | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Жанры периодической печати | 26 | 13 | 13 |
3 | Заголовок для материала | 2 | 1 | 1 |
4 | Тема, цели и задачи материала для публикации в газете | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Проблемные и спорные материалы для газеты | 2 | 1 | 1 |
6 | Герой материала | 2 | 1 | 1 |
7 | Тематические полосы и рубрики | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Поиск информации для выпуска номера газеты | 2 | 1 | 1 |
9 | Опровержения и конфликты | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Фотографии в газете | 3 | 1 | 2 |
11 | Рисунки, коллажи, занимательные материалы | 2 | 1 | 1 |
12 | Работа с корреспонденцией | 2 | 1 | 1 |
13 | Типы и стили речи | 6 | 3 | 3 |
14 | «Ищу и исправляю». Корректура текста, работа со справочной литературой | 7 | 1 | 6 |
15 | Работа с местной периодикой, областной и российской детской периодикой | 6 | - | 6 |
16 | Встречи с журналистами районной газеты | 3 | - | 3 |
17 | Кодекс чести журналиста | 1 | - | 1 |
ИТОГО: | 68 | 26 | 42 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Структура и организация работы газеты (1 ч.)
- состав редакции газеты, обязанности членов коллектива;
- принципы организации работы редакции, роль периодики в жизни
общества. Обсуждение организации работы и распределение ролей в
газете образовательного учреждения.
2. Жанры периодической печати (26 ч.)
- Заметка. Статья. Эссе. Интервью. Репортаж. Хроника. Дневник. Письмо.
Опрос. Фоторепортаж. Рецензия. Очерк. Реклама в газете. Практикум.
3. Заголовок для материала (2 ч.)
- роль и функции заголовка в периодике.
- правила подбора заголовка к материалу. Практикум.
4. Тема, цели и задачи материала для публикации в газете (1 ч.)
- что, зачем и как публикуется в номере газеты.
5. Проблемные и спорные материалы для газеты (2 ч.)
- интерес к проблемным материалам в периодике. Практикум.
6. Герой материала (2 ч.)
- кто может быть героем материала для газеты. Герой и антигерой.
Практикум.
7. Тематические полосы и рубрики (1 ч.)
- роль и смысл создания тематических страничек в газете. Практикум.
8. Поиск информации для выпуска номера газеты (2 ч.)
- источники информации. Способы поиска и сбора информации.
Практикум.
9. Опровержения и конфликты (1 ч.)
- причины конфликтов в работе журналиста. Опровержения в газете.
10. Фотографии в газете (3 ч.)
- роль фотоснимков для периодической печати. Эстетические, этические
и художественные принципы публикации фотографий. Практикум по
фотосъемке.
11. Рисунки, коллажи, занимательные материалы (2 ч.)
- функции и принципы публикации данных материалов в газете.
Практикум.
12. Работа с корреспонденцией (2 ч.)
- что такое корреспонденция. Этика и принципы организации работы с
корреспонденцией. Практикум.
13. Типы и стили речи (6 ч.)
- типы речи: повествование, описание, рассуждение.
- стили речи: научный, официально-деловой, разговорный,
художественный. Публицистический стиль речи.
- типы и стили речи в периодике. Практикум.
14. «Ищу и исправляю». Корректура текста, работа со справочной литературой (7 ч.)
- понятие и нормы корректуры текста в периодике. Спорные моменты
при корректуре авторского текста.
- роль справочной литературы при корректуре. Практикум.
15. Работа с местной периодикой, областной и российской детской периодикой (6 ч.)
- знакомство с периодикой, анализ материалов и их расположения на
полосах издания. Обсуждение интересных материалов.
16. Встречи с журналистами районной газеты (3 ч.)
- знакомство с журналистами, организацией работы районной газеты.
- знакомство с планированием и созданием номера районной газеты.
17. Кодекс чести журналиста (1 ч.)
- этические, нравственные, гуманистические, коммуникативные
принципы и правила работы журналиста с людьми и информацией.
К концу первого года обучения должны знать:
- основные понятия в журналистике;
- жанры периодической печати;
- типы и стили речи, их использование в периодике;
Уметь:
- находить и исправлять ошибки;
- связно выражать свои мысли, свободно общаться с людьми;
- создавать журналистские работы малых жанров;
Приобрести навыки:
- устного и письменного анализа материалов периодики и собственных;
- написания творческих работ;
- грамотного изложения мыслей;
Развить:
- речь и память;
- логическое мышление;
- кругозор.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛИ: - обучить основам написания, корректуры текста, основам культуры
письменной речи;
- обучить налаживанию контактов и взаимодействию с людьми
разного возраста, культуре устной речи.
ЗАДАЧИ: - обучение нормам письма и корректуры материалов для газеты;
- формирование орфографических и пунктуационных умений и
навыков;
- работа с интересными литературными произведениями вне
школьной программы, с детской и «взрослой» периодикой
области и России, с районной периодикой, встречи с
журналистами и творческими людьми.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Общее количество часов | теоретические часы | практические часы |
1 | Тематические выпуски газеты | 2 | 1 | 1 |
2 | Основы стилистики. Стиль речи в периодике | 6 | 1 | 5 |
3 | Культура речи журналиста | 8 | 2 | 6 |
4 | Ирония и юмор в журналистике | 2 | 1 | 1 |
5 | Псевдоним журналиста | 1 | - | 1 |
6 | Этика и культура общения | 6 | 2 | 4 |
7 | «Ищу и исправляю». Корректура и работа со справочниками | 15 | 3 | 12 |
8 | В мире литературы | 10 | 1 | 9 |
9 | Работа с местной периодикой, областной и российской детской и «взрослой» периодикой | 10 | - | 10 |
10 | Встречи с журналистами районной газеты, творческими людьми | 6 | - | 6 |
11 | Кодекс чести журналиста | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 68 | 12 | 56 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Тематические выпуски газеты (2 ч.)
- понятие, структура, цели и задачи тематических выпусков. Практикум.
2. Основы стилистики. Стиль речи в периодике (6 ч.)
- что такое стилистика. Основные понятия стилистики. Стилистический
анализ текста и его роль для периодических изданий.
- что такое стиль. Стили речи в периодике. Практикум.
3. Культура речи журналиста (8 ч.)
- понятие культуры речи. Некоторые правила построения речи. Монолог и
диалог. Разговорные нормы русского языка.
- особенности культуры речи журналиста. Практикум.
4. Ирония и юмор в журналистике (2 ч.)
- понятие иронии, юмора, использование приемов в прессе. Практикум.
5. Псевдоним журналиста (1 ч.)
- понятие и функции псевдонима, особенности его выбора. Практикум.
6. Этика и культура общения (6 ч.)
- понятия этики, культуры, общения. Основные этические нормы и
правила построения диалога.
- формальное и неформальное общение. Практикум.
7. «Ищу и исправляю». Корректура и работа со справочниками (15 ч.)
- основные правила корректуры текста. Коррекция, корректность и
корректура. Нормы современного русского литературного языка.
Практикум.
8. В мире литературы (10 ч.)
- литературные страницы в прессе. Литература и периодика в России.
Анализ литературных произведений русской и зарубежной классики.
9. Работа с местной периодикой, областной и российской детской и «взрослой» периодикой (10 ч.)
- знакомство с периодикой. Анализ материалов и их расположения на
полосах номера. Стилистический анализ текста.
10. Встречи с журналистами районной газеты, творческими людьми (6 ч.)
- налаживание коммуникативных связей с журналистами районной газеты.
Встречи и практикум в районной газете.
- налаживание отношений с творческими людьми. Творческая мастерская.
11. Кодекс чести журналиста (2 ч.)
- этические, нравственные, гуманистические, коммуникативные
принципы и правила работы журналиста с людьми и информацией.
К концу второго года обучения должны знать:
- понятия филологии и журналистики в большем объеме;
- правила составления материалов для газеты, их написания и корректуры;
Уметь:
- анализировать и корректировать написанный или прочитанный материал;
- выстраивать диалог с малознакомыми людьми;
- грамотно излагать и отстаивать свою позицию;
Приобрести навыки:
- анализа и корректуры текста;
- составления плана и написания материалов для газеты;
- работы с текстом и справочной литературой;
Развить:
- творческое мышление;
- чувство слова.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛИ: - обучить основам написания, корректуры текста;
- обучить налаживанию коммуникативных связей, основам культуры
устной и письменной речи;
- научить самостоятельно выпускать номера газеты.
ЗАДАЧИ: - овладение нормами русского литературного языка (устными и
письменными), обогащение словарного запаса;
- обучение верстке номера газеты;
- формирование навыков самостоятельного создания номера
газеты (подбор материалов, корректура, верстка);
- работа с интересными литературными произведениями вне
школьной программы, с детской и «взрослой» периодикой
области и России, с районной периодикой, встречи с
журналистами и творческими людьми.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Общее количество часов | теоретические часы | практические часы |
1 | Культура речи журналиста | 10 | 3 | 7 |
2 | «Ищу и исправляю». Корректура и работа со справочниками | 11 | 3 | 8 |
3 | Верстка номера газеты. | 13 | 4 | 9 |
4 | Этика и культура общения | 8 | 3 | 5 |
5 | В мире литературы | 10 | - | 10 |
6 | Работа с местной периодикой, областной и российской детской и «взрослой» периодикой | 8 | - | 8 |
7 | Встречи с журналистами районной газеты, творческими людьми | 6 | - | 6 |
8 | Кодекс чести журналиста | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 68 | 14 | 54 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Культура речи журналиста (10 ч.)
- основы и принципы культуры речи. Нормы устной речи.
- построение монолога и диалога. Культура речи журналиста. Практикум.
2. «Ищу и исправляю». Корректура и работа со справочниками (11 ч.)
- нормы письменной речи. Орфографическая, пунктуационная,
стилистическая правка материалов. Практикум.
3. Верстка номера газеты (13 ч.)
- понятие верстки. Принципы и этапы работы.
- особенности верстки периодики. Практикум.
4. Этика и культура общения (8 ч.)
- правила и стили общения. Основы риторики. Практикум.
5. В мире литературы (10 ч.)
- литература и периодика. Анализ современных русских и зарубежных
произведений. Современная литературная периодика.
6. Работа с местной периодикой, областной и российской детской и «взрослой» периодикой (8 ч.)
- анализ материалов прессы, участие в работе изданий.
- анализ произведений областных авторов – художников, поэтов,
писателей, журналистов.
7. Встречи с журналистами районной газеты, творческими людьми (6 ч.)
- творческие мастерские. Практикум по верстке номера. Совместная
работа с районной газетой.
8. Кодекс чести журналиста (2 ч.)
- этические, нравственные, гуманистические, коммуникативные
принципы и правила работы журналиста с людьми и информацией.
К концу третьего года обучения должны знать:
- все понятия журналистики (в объеме клуба в образовательном учреждении);
- правила создания номера газеты (подбор материалов, корректура, верстка);
- нормы культуры устной и письменной речи;
Уметь:
- подбирать информацию и работать в жанрах периодики;
- делать анализ и корректировать материалы для газеты, анализировать
творчество или конкретное произведение поэта, писателя или журналиста;
- выстраивать и поддерживать коммуникативные связи.
Приобрести навыки:
- анализа, корректуры и верстки материалов для газеты;
- работы и общения с людьми разного возраста и социального положения;
- работы с текстом, литературным произведением и справочной литературы;
Развить:
- творческое и критическое мышление;
- чувство слова;
- коммуникативные компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования для детей среднего школьного возраста
Авторская программа охватывает два направления: информатику ( в большей степени) и журналистику....
Авторская программа "Школьный ВИА"
Разработана с учетом общеобразовательной школы.Программа получила экспертное заключение МИОО и рекомендована к реализации....
Презентация авторской программы "Школьный ВИА"
Дополнение к авторской программе Бруква Е.И. "Школьный ВИА"...
Авторская программа "Школьная газета + ТV"
Программа по (обучению в творческом объединении «Школьная газета+ ТV»)----------- учебный год...
авторская программа "Основы культурологических знаний в школьной дисциплине МХК Восточного Забайкалья"
Отличительныи признаком программы является то, что кроме общеизвестных культур мира, в ней изучается культура народов Африканского континента, Мезоамерики; достаточное количество часов отводится...
Авторская программа дополнительного образования детей школьного возраста
Шахматная игра пользуется большой популярностью в нашей стране и по количеству участников занимает одно из первых мест среди всех видов детского спорта. Шахматные турнир...
Комментарии
Здорово! Возьму в копилочку!!!
Надюш,а журналистика не прошла даром!!!