Отчёт о работе кружка внеурочной деятельности "Умное пёрышко"(клуб юных журналистов)
статья на тему
Представлен отчёт о работе кружка внеурочной деятельности "Умное пёрышко" (клуб юных журналистов) (1-4 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_o_rabote_kruzhka_umnoe_pyoryshko._2015-2016.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт о выполнении программы внеурочной деятельности «Умное пёрышко» за 2015 – 2016 г. Руководитель: Ошоева Л. А.
Мной, учителем русского языка и литературы, разработана по предметам "русский язык» и «литература" рабочая программа внеурочной деятельности "Умное пёрышко" (клуб юных журналистов) для обучающихся 1 - 4 классов. Рабочая программа составлена на основе программы клуба юных журналистов Н. А. Страховой. Реализуется программа в течение 2012 - 2016 годов через кружковую деятельность.
Направление программы: социальное, что соответствует одному из направлений работы МКОУ Мамонтовская основная общеобразовательная школа.
Сроки реализации программы: 4 года (1 час в неделю).
Программа и планирование полностью соответствуют требованиям ФГОС.
В рабочей программе и своей деятельности я обосновала необходимость и актуальность данной программы, разработала содержание программы, чётко сформулировала цели и задачи, основные идеи, подходы и принципы в реализации программы: принцип сотрудничества, принцип индивидуализации, коммуникативно - деятельностный подход, личностно ориентированный подход.
В программе обозначены УУД, которые должны быть сформированы в результате реализации программы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Мной разработаны методы и приёмы деятельности; продуманы формы занятий по программе, структура занятий, основные методы сбора информации.
В работе кружка активно использую ресурсы социума (школьной, сельской, районной библиотек, краеведческого музея); с членами кружка организуем экскурсии, фото- и видеосъёмки; участвуем в конкурсах, социально - просветительских проектах районного, областного, Всероссийского уровней, в сетевых проектах; отражаем и пропагандируем деятельность кружка на сайтах и в средствах СМИ.
Ежегодно корректирую планирование рабочей программы с учётом условий школы и потребностей обучающихся и их родителей.
По программе – 34 часа (1 час в неделю), проведено – 34 часа. Программный материал выполнен. Численность детей: 6 человек (2-4 кл.).
В 2014 – 2015 г. члены кружка принимали активное участие в школьных, районных, областных, Всероссийских конкурсах и проектах, в том числе в школьном проекте «Грамотная школа» и в областном конкурсе «Один день русского языка» (7 человек).
Школьный социально - просветительский проект «Грамотная школа» был разработан в 2014 – 2015 г. Автор и руководитель проекта: Ошоева Л.А.
Цель проекта:
- привлечь внимание к родному языку всех школьников, их родителей, преподавателей, всех нижегородцев, неравнодушных к словесности, всей читающей общественности Нижнего Новгорода и области, журналистов и государственных служащих, политиков и общественных деятелей;
- провести проектно - исследовательскую работу по изучению проблем русского языка и создать мини - проекты (индивидуальные или групповые) по данным исследованиям;
- презентовать свои проектно - исследовательские работы на уровне школы и уровне областного проекта "Грамотный Нижний", участвуя в областном конкурсе творческих работ по русскому языку "Один день русского языка";
- участвовать в Фестивале проекта "Грамотный Нижний" в г. Нижний Новгород.
В проекте принимали участие 15 школьников из разных классов (с 1 класса по 9 класс), включая ребят из кружка «Умное пёрышко» (7 человек). Большую помощь детям оказывали родители, школьный и сельский библиотекари.
Работа носила как групповой, так и индивидуальный характер. Современные технологии, которые использовались во время деятельности: исследовательские, проектные, личностно ориентированные, интеграция в обучении, ИКТ, технологии сотрудничества.
Темы, формы и жанры проектно-исследовательских работ членов кружка были разнообразны: эссе, лингвистическая сказка, рассказ, подборка пословиц и поговорок, тотальный диктант, сборники пословиц и стихов, кроссворд, рисунок, учебник русского языка, сказка, разработка вечера о русском языке и т. д.
В творческих работах дети сумели выразить свою любовь и бережное отношение к русскому языку.
Архипова Анастасия стала Призёром областного конкурса «Один день русского языка», который проходил в рамках областного проекта «Грамотный Нижний», организованного при поддержке Министерства культуры Нижегородской области филологическим факультетом ННГУ им. Лобачевского, и была приглашена на открытие фестивальной Недели проекта и вручение Диплома в г. Нижний Новгород. Её лингвистическая сказка «Как появился цветок по имени Незабудка» из 365 работ, присланных на конкурс, вошла в число победителей.
В 2015 - 2016 году ребята из кружка «Умное пёрышко» продолжили деятельность данных проектов. В 2015 г. Архипова Анастасия (3 класс) приняла участие в сетевом проекте для одарённых детей «Алые паруса». Её творческая работа (лингвистическая сказка «Цветок по имени Незабудка») опубликована на сайте Интернет nsportal. ru (выдан Сертификат о публикации).
В 2015 году Архипова А. (3 класс) участвовала во Всероссийском межшкольном сетевом проекте «Карта памяти» (разместила рассказ об обелиске павшим воинам Великой Отечественной войны с. Каргино, где она проживает, 2 фотографии памятника, обозначила местоположение памятника на «Карте памяти»). Оргкомитет проекта наградил Настю Почётной грамотой.
Самыми интересными мероприятиями в 2015 - 16 уч. г. были следующие: интерактивная игра «Волшебный квадрат», «тотальный» диктант, игра «Вопросы - крючочки, проверяющая умение детей правильно брать интервью; праздник – чаепитие «День рождения нашего кружка»; деловая игра «Мы выпускаем буклет!»; зимняя экскурсия - сбор материала для заметки «Люблю я это время года!»; викторина «А вы знаете журналы и газеты для детей?»; конкурс «СМИ – это не трудно!»; творческие занятия «Мы – художники-иллюстраторы»; грамматические игры (загадки, шарады, кроссворды, ребусы, анаграммы, метаграммы и т. д.).
16 апреля для обучающихся кружка была проведена интерактивная лингвистическая игра «Волшебный квадрат».
Тема игры: «Сокровищница русского языка».
Место проведения: школа.
Участники: члены кружка «Умное пёрышко» (2 - 4 классы).
Цели мероприятия:
1. Повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка.
2. Развивать логическое мышление и устную речь обучающихся.
3. Воспитывать интерес к русскому языку как к учебному предмету.
4. Формировать навыки общения и работы в команде, умение отстаивать свою точку зрения.
Форма проведения: игра с использованием компьютерного презентационного шаблона.
Актуальность: мероприятие актуально, так как развивались умения и навыки работы в команде, речь учащихся; дети искали и использовали дополнительную литературу.
Место и роль данного мероприятия в системе работы с учащимися: большая часть обучающихся кружка из неблагополучных семей, где наблюдается низкий уровень читательской, орфографической, пунктуационной грамотности; уровень культуры речи очень низкий, языковая среда слабо развита. Детям из таких семей, по моему мнению, в первую очередь требуется дополнительное языковое развитие.
Соблюдался принцип научности; использовались высказывания великих людей о русском языке, литературе, книге; велась работа со словарями разных типов.
Мероприятие соответствовало возрасту учащихся и их психическим особенностям, уровню интеллектуального развития. С учётом возраста и уровня развития детей были подобраны дифференцированные задания.
Соблюдена преемственность содержания учебной и кружковой деятельности. Все разделы русского языка и литературы, по которым были составлены задания для игры, изучались на уроках в соответствии с учебными программами.
Для оформления мероприятия использовались плакаты с высказываниями о русском языке, газета «Великий русский язык», вырезки из газет и журналов, видеосюжеты о роли русского языка в жизни человека и общества.
Формы и методика проведения.
Играющие были разделены на 2 команды. Ребята придумали названия своим командам («Согласные» и «Гласные»), выбрали капитанов. По очереди участники выбирали номера на игровом поле и коллективно отвечали на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если команда не давала правильного ответа, то отвечала и зарабатывала жетон другая команда.
Игровое поле состояло из 36 секторов разного цвета:
- 5 зелёных секторов – «Морфемика и словообразование»;
- 5 голубых секторов – «Фонетика и графика»;
- 5 синих секторов – «Морфология»;
- 5 красных – «Лексика»;
- 5 белых – «Фразеология»;
- 5 оранжевых – «Синтаксис и пунктуация»;
- 1 чёрный сектор.
Среди секторов игрового квадрата были нестандартные:
* - «Счастливый случай» (за правильный ответ команда получала сразу 3 жетона);
Знак «Треугольник» - «Бермудский треугольник» (блиц из 3 вопросов);
SOS – команда могла воспользоваться помощью болельщиков;
Знак «Квадрат» - «Чёрный сектор» (переход хода, команда лишалась жетона).
Мероприятие педагогически целесообразно. Учащиеся сами принимали активное участие в подготовке и оценке мероприятия. Все дети были активны, проявили заинтересованное отношение.
Наблюдалась высокая культура общения; соблюдался педагогический такт.
Мероприятие оказало большое воспитательное воздействие на детей.
Все цели были достигнуты.
Мероприятие проходило в течение 45 минут, чётко, организованно.
Итоги игры были подведены сразу. По окончании игры подсчитывалось количество жетонов. Победила команда «Гласные». Самыми активными участниками игры были Архипова Анастасия (3 класс), Рекутина Оксана (4 класс), Азова Анастасия (4 класс), Банцадзе Рамаз (4 класс). Лучшие знатоки русского языка были награждены грамотами.
23 апреля состоялся «тотальный» диктант по русскому языку для членов кружка на тему «Удвоенные согласные», в котором приняли участие 5 человек.
Цели:
1. Проверить уровень кругозора, орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся 2 - 4 классов.
2. Мотивировать обучающихся к освоению программного и внепрограммного материала по русскому языку.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.
По итогам диктанта составлен рейтинг грамотности:
1 место – Рекутина Оксана (4 класс);
2 место – Азова Анастасия (4 класс);
3 место – Архипова Анастасия (3 класс);
4 место – Одинокова Елизавета (3 класс);
5 место – Головин Егор (3 класс).
Дети с удовольствием участвовали в «тотальном» диктанте по русскому языку. Всем участникам были вручены сертификаты.
В течение 2015 - 2016 г. были организованы экскурсии в сельский Дом культуры, на природу. Директор Дома культуры Головина С. Е. и я, руководитель кружка, провели на базе клуба интересные и полезные мероприятия для ребят: игру «Юный журналист», «Дети – герои », «Ветераны и труженики тыла с. Мамонтово», акцию «Лечим книжку», обзоры по материалам клубных стендов и т. д.
В течение года члены кружка занимались фото- и видеосъёмкой, запечатлевая интересные моменты окружающей жизни; проведено много наблюдений; собраны материалы различной тематики.
Основные виды и формы деятельности: беседы, перекрёстные дискуссии, практикумы, тренинги, презентационные выступления, викторины, работа в группах и индивидуальная работа, творческая работа, игры, работа со справочниками и словарями, анкетирования различной тематики, праздник - чаепитие, экскурсии.
Дети с удовольствием читали, писали заметки, пели, рисовали, инсценировали, дискутировали.
Руководитель и самые активные ребята на каждом занятии устраивали обзоры детских журналов и газет, подвижные игры и конкурсы, упражнения на релаксацию. Многие мероприятия проводились в игровой форме.
В деятельности кружка использовались новые технологии: проектно – исследовательские, ИКТ – технологии, личностно ориентированные. Применялись как коллективные, так и индивидуальные формы работы, использовались различные методы сбора информации.
Вся работа была ориентирована на личность, развивала навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, готовность слышать, слушать собеседника, вести диалог, признавать разные точки зрения, излагать свою позицию и аргументировать её.
Активно развивались речевые умения, установка на самостоятельное приобретение знаний, на различные способы работы с источниками информации. Каждый ребёнок имел возможность реализовать свои способности, решать проблемные вопросы, успешно развиваться и культурно общаться.
Структура занятий методически грамотно выстраивалась:
1. Эмоционально – творческая разминка.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Работа с источниками информации, их анализ и интерпретация.
4. Создание речевых высказываний (устных, письменных), соответствующих различным публицистическим жанрам.
5. Презентация работ.
6. Рефлексия.
В основе всей работы лежала педагогика сотрудничества. На мой взгляд, дети всегда с удовольствием и радостью спешили на занятия кружка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа школьного клуба "Юный журналист"
Программа клуба юного журналиста «Общение» рассчитана на ребят в возрасте 7 – 17 лет, интересующихся русским языком, литературой, журналистикой, делающих свои первые «пробы пера». П...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Клуб юных журналистов»
Программа внеурочной деятельности:- название - «Клуб юных журналистов»;- тип программы внеурочной деятельности - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности; - направление вн...
Программа кружка Клуб юного журналиста
Программа кружка по подготовке учащихся к написанию статей для школьной газеты...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе - клуба "Юный журналист"
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе - клуба "Юный журналист" на 2014-2015 учебный год составлена в соответствии с новыми требованиями...
Программа работы профильной группы - клуб «Юные журналисты» в рамках летнего лагеря
В программе представлен план работы с учащимися профильной группы, участниками клуба юных журналистов. Основное содержание составляют вопросы создания школьной газеты, альманаха....
Программа внеурочной деятельности 6 класса А МБОУСОШ №1 «Клуб юных журналистов «Акулы пера»»;
Актуальность данной внеурочной программы - в социальной деятельности учащихся, формировании у них в процессе работы способности управления культурным пространством своего существования....
Программа клуба юных журналистов "Сердце Данко"
Цель программы: раскрыть творческий потенциал учащихся в сфере журналистики.Во время обучения в клубе учащиеся получат представления и начальные знания по журналистской работе, будут вовлечены в прак...