Конспект открытого занятия на тему: "Ярмарка"
план-конспект занятия на тему

Барышникова Любовь Васильевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarmarka.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оформление сцены: Дом или окно со ставнями, около которого скамейка. Желательно, чтобы в наличии на заднем плане был плетень, «дерево», чугунки или горшки.

Ход занятия

Звучит мелодия. Навстречу друг другу выходят девушка и парень.

Парень: Здравствуй, Марьюшка! А я тебя ищу.

Левушка: Здравствуй, Егорушка! Зачем же я тебе понадобилась9

Парень: Пойдем к Арине Прокофьевне. Попросим ее чтобы она нам

сказку какую-нибудь рассказала. Одному мне она отказать может, а

вдвоем ее уговорим.

Левушка: Ну, что ж, пошли.

Парень и девушка подходят к окошку и стучат в него. Занавеска отодвигается и в окошке появляется старушка с вязанием.

Парень и девушка: Здравствуйте, баба Арина

Баба Арина: Здравствуйте, мои хорошие!

Парень: Баба Арина, расскажите нам сказку пожалуйста.

Баба Арина: Приходил дед овес, он и сказки унес.

Девушка: Баба Арина, ну пожалуйста, расскажи.

Баба Арина: Хотите про гуся? - Вот и сказка вся.

Девушка: Нет, баба Арина, волшебную.

Баба Арина: В речке щука да ели, вот и сказочке конец.

Парень: Какой же конец, когда в сказке и начала то не было.

Баба Арина: Начало?  Пожалуйста. Жил-был Егор, у Егора был двор, на дворе стоял кол, а на колу висела мочала, начинай сказку с начала.

Девушка:  Ой,  баба Арина,  как вы  нас запутали.   Мы  теперь  не поймем   -   где   у   вас   начало,   а   где   конец.   Расскажите   сказку настоящую, про чудеса.

Баба   Арина:    Про   чудеса   говорите.    Ну,   да   ладно   с    вами. Усаживайтесь поудобнее и слушайте.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Корабельщики дивятся

На кораблике толпятся,

на знакомом берегу

Чудо видят наяву.

Город новый златоглавый Пристань с крепкою заставой - Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Корабль к берегу идет, А народ гостей уж ждет. К себе на ярмарку зовет С ними торг уже ведет.

Выходят    два    коробейника    с    сувенирами,    которые    раньше изготавливали в Самарской области.

Корабейник: Подходи, честной народ,

Базар - ярмарка идет! Здесь найдете, что хотите! Набегайте! Подходите! Конфеты наши покупайте. Сына, дочку угощайте. Покупайте корзину новую. Корзину новую, плетеную! Как ты в жизни не крутись, Без корзин не обойтись!

Эй, веселый мужичок,

Плати скорей четвертачок!

Лапти мои не малы, не велики,

Не рвутся, не ломаются

И даже не кусаются!

С лыка лапти все плетеные

Будут ноги закаленные!

Пока рубахи есть сейчас

Бери срочно на запас!

А вот веселые матрешки

Разбирайте их по трешки!

Купи-ка, мамаша,

Рада будет дочка ваша.

С матрешками поиграет

Никогда не зарыдает! А вот плетеные лукошки, Достаем валюту - грошки. Лукошки с липы сплетены, Чтобы в лес ходить нужны. Поставишь их в своей избе,

Мал золотник - да дорог.

Делу время - потехе час.

Ум хорошо, а два лучше.

Не тот друг, кто медом мажет, а кто правду скажет.

Не место идет к голове, а голова к месту.

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг - лучше новых двух.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

Труд кормит, а лень портит.

Далее командам дается задание создать балаган и быстро разыграть пословицы

Что написано пером - то не вырубишь топором.

Не плюй в колодец - пригодится напиться.

Можно раздать разноцветные билетики с вопросами. Каждая команда берет по 2 - 3 билетика и держит совет в течение 1 мин.

1.  Что означает выражение «Тришкин кафтан»?

(оно указывает на то, что работа выполнена безрассудно. В самом деле: бедняга Тришка из басни Крылова для починки своего кафтана обрезал его рукава. А чтобы надставить рукава - обкорнал полы)

2.  Откуда пошло выражение «победителей не судят»?

(В 1773 г. шла война с Турцией А.В. Суворов с небольшим войском без согласия фельдмаршала П.А. Румянцева предпринял штурм города Туртукая. И разбил засевшую там армию. Героя могли предать военному суду за ослушание. Но Екатерина II бросив Румянцеву: «победителя не судят», дала понять, что освобождает полководца от ответственности. Тогда появилась поговорка: «Храбрость - горда берет»

Донести до учащихся сведения, что Суворов набирал себе войско из Самарских жителей.

3.  Какая услуга называется «медвежьей»?

(Согласно басне Крылова медведь, пожалев мужика, которому на нос сел комар, двинул его со всего маху)

  1. «Бить баклуши» - что это такое?

(Раньше, делая деревянные ложки, сначала откалывали от бревна небольшие дощечки - баклуши. Бить баклуши считалось пустячным делом.)

5. Откуда пошло выражение «во всю Ивановскую»?

(Кричать во всю Ивановскую, считается, что речь идет об огромной площади ивановской площади в Москве, можно догадаться, что так громко «кричать способен лишь колокол с колокольни Ивана Великого)

6.  «Делу время и потехе час» Что это такое?

(Эти слова написал царь Алексей Михайлович В качестве эпиграфа к книге «Соколиная охота»)

Обучающимся дается информация, что в нашей Самарской области , Сызранском районе, селе Троицком родился великий писатель-баснописец Иван Иванович Дмитриев. Он был учителем Крылова. Многие басни Крылова написаны на основе басен Дмитриева. Также со слов Дмитриева описана А.С. Пушкиным казнь Е. Пугачева в произведении «Капитанская дочка». И.И. Дмитриевым внесен большой вклад в литературу. Вот одна из известных его басен.

Муха (басня)

Бык с плугом на покой тащился по трудах; А муха у него сидела на рогах, И муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» - от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? - Мы пахали!»

От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили! Мы решили!»

Баба Арина: Потихоньку дни летят, Гости в городе гостят. Каждый день идет там диво: Волга вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в скором беге –И останутся на бреге Тридцать три богатыря, В чешуе златой горя, Все красавцы удалые, Все равны, как на подбор; Старый дядька Черномор Из реки с ними выходит И попарно их выводит, Чтобы город их хранить И дозором обходить Силой славиться народ На игры всех гостей зовет.

Игры

Силовая игра «Репка»

Несколько игроков сидят на корточках друг за другом, держась за пояс, впереди сидящего. Водящий дед. Его задача - «вытянуть» репку - 1 игрок в колонне. Если дед не справляется, то он может к себе на помощь звать бабку, внучку и т.д. Задача позади сидящих удержать репку.

Игра на равновесие

Участники встают попарно одна нога на прочерченной линии, другая согнуто в колене. Одна рука отведена за спину на пояс. Другой рукой участник держит руку соперника в положении как при армреслинге. Задача игроков - вывести соперника из равновесия. Победители из каждой пары играют друг с другом. Пока не останется 1 победитель.

Баба Арина: В свете знать молва правдива Там еще такое диво: В граде там девчата есть, -Что не можно глаз ответьте: Днем свет божий затмевают, Ночью землю освещают. Ну, а сами величавы, Выступают словно павы; А как речь-то говорят, Словно реченька журчат

Да к тому же мастерицы Эти милые сестрицы. Ну, а петь плясать начнут Вокруг народ весь заведут.

Баба Арина заводит хоровод под песню, которую пели в Самарской области "Ой, на горе калина"

Ой, на горе калина,                                 На дорожку бросала,

Ой, на горе калина                                 На дорожку бросала.

Калина, калина,                                      Бросала, бросала,

Калина, калина                                       Бросала, бросала.

Под горою малина,                                На дорожке был шатер

Под горою малина.                                На дорожке был шатер.

Малина, малина,                                   Был шатер, был шатер,

Малина, малина.                                   Был шатер, был шатер.

Там девчина гуляла,                              Он покрытый камышом,

Там девчина гуляла.                              Он покрытый камышом.

Гуяла, гуляла,                                        Камышом, камышом,

Гуляла, гуляла.                                      Камышом, камышом.

Цвет калины ломала,                              Ой, на горе калина,

Цвет калины ломала.                              Ой, на горе калина.

Ломала, ломала,                                     Калина, калина,

Ломала, ломала.                                     Калина, калина.

Обучающимся можно предложить задание, в  котором надо очень серьезно пропеть первый куплет песни «В лесу родилась елочка»

Как солдаты в строю.

Как ребенок в детском саду.

Как замерзший пассажир на автобусной остановке.

Русская народная игра «Яша и Маша»

Играющие становятся в круг, водящий - в центре.

Где ты, брат Иван?

В горнице. А что делаешь?

Помогаю Петру. А Петр, что делает?

Да на печи лежит.

1-й скоморох: Что-то мы с тобой, брат, разговорились наперебой. Давай дадим и нашим слушателям поговорить!

2-й скоморох: Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Ныне волчата галдят, как галчата, И, как волчата, галчата молчат.

Кто меня из присутствующих переговорить скороговорку. Либо одну скороговорку каждому проговорить 5 раз, либо каждый говорит по скороговорке.

Бобр добр для своих бобрят. Баран буян залез в бурьян.

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят. Около кола бьют в колокола. Король - орел, орел - король.

1-й скоморох: Нет, брат! Нам тут, судя по всему, делать нечего. Тут и без на справятся. Уходят.

Баба Арина: Ветер на реке гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

 Корабельщики грустят

Молча на воду глядят:

Не шумит, она не хлещет,

Лишь едва - едва трепещет.

Городок сей покидают,

Но вернуться обещают.

Девушка:   Ой,   баба  Арина!   Как   вы   сказываете  то   все   красиво. Неужели действительно такая земля есть?

Парень: Может, Марьюшка, и мы с тобой ее отыщем. Посмотрим на этот дивный городок!

Баба Арина:   Зачем   же  так  далеко   ходить?   Чудеса   вокруг   вас происходят. Вы только присмотритесь на этот дивный городок!

Девушка: Так это значит, что мы живем на этой самой земле, про которую вы нам все это рассказали?

Под музыку играющие передвигаются по кругу, танцуя. Музыка замолкает, водящий с завязанными глазами выводит кто-то из играющих в круг. Выбранного игрока называют либо Яша, либо Маша (имя не зависит от пола). Выбранным игрокам глаза завязывают лентами. «Яша», оказавшись в кругу, должен поймать «Машу». Он постоянно спрашивает. «Маша, ты где?» Маша отвечает: «Милый, я здесь» После «поимки» игра продолжается.

Выходят два скомороха и начинают шутить.

Рано - рано вечерком, Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Ехала деревня мимо мужика.

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик подвез.

У нас лошади в галошах,

А коровы в сапогах.

У нас пашут на телегах,

А боронят на санях.

- Тит, а Тит! Пойдем молотить!

- Спина болит.

- Тит, пойдем мед пить!

- Дай кружку схватить.

Иван, скажи моей лошади «Тпру!»

А сам что же?

Да губы замерзли.

Фома, у тебя в избе тепло?

Тепло! На печи в шубе терпеть можно.

Я медведя поймал!

Так веди сюда! Не идет!

Так иди сам!

Да он меня не пускает!

Баба Арина: Конечно. Она наша родимая Самарская земля и есть. Со всей ее красотой. Гордитесь там, где вы живете. Берегите, что есть. Чтобы только краше становилась наша родная сторонка!

Танец под музыку «Ах, Самара - городок!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"

Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...