Образовательная программа по предмету «ПОСТАНОВКА ГОЛОСА»
рабочая программа по музыке по теме
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР
Контролирующие материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_golosa.doc | 87.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образовательная программа по предмету
«ПОСТАНОВКА ГОЛОСА»
Абакан 2007г
Пояснительная записка
В процессе индивидуальных занятий выявляется и определяется природа и тембр каждого голоса, возможные пути певческого воспитания каждого ученика, воспитывается вокальный и совершенствуется музыкальный слух.
Преимущество обучения детей народной манере пения заключается в том, что натуральный, открытый певческий звук образуется из естественно звучащего речевого голоса.
В предмутационный период необходимо своевременно ограничить диапазон исполняемого репертуара, строго регламентировать время, занимаемое пением. Детей с остро выраженной мутацией голоса временно освободить от пения. Необходимо в сознании детей оставить глубокое впечатление от услышанного, подвести детей к осознанному желанию заниматься народно-песенным искусством.
Занятия должны выстраиваться по принципу от простого к сложному.
Методическим материалом служат лучшие произведения народного творчества.
Цель курса – дать возможность детям получить основы народного певческого исполнительства, раскрыть индивидуальные певческие способности каждого ребёнка.
На занятиях по постановке голоса дети овладевают следующими навыками и умениями:
- Принципами народного звукообразования
- Народной манерой исполнения
- Вокально-техническими приемами народно-певческой школы
- Средствами музыкально-художественной выразительности
- Навыками правильного певческого дыхания
- Приемами округления звука
- Приемами сглаживания регистров
- Навыками чистого интонирования в традиционных и специфических ладах
- Навыками грудного, головного и смешанного резонирования
- Особенностями фонетики произношения в говорах основных регионов России.
Занятия по постановке голоса проводятся 2 раза в неделю: у учащихся 1-2 классов – по 1,5 часа в неделю, у учащихся 3-7 классов – по 2 часа в неделю. В течение всего учебного года планируется ряд творческих выступлений: участие в концертной жизни школы, города, республики, участие в конкурсах и фестивалях.
ПРОГРАММНОЕ содержание
Первый и второй год обучения.
В результате первого и второго года обучения учащийся получает элементарное представление о голосовом аппарате и регистрах, певческой установке. Овладевает навыком певческого дыхания. Во время пения необходимо сохранять естественный разговорный посыл звука.
Целесообразно начинать вокальные занятия с упражнений на полное раскрытие всех качеств речевого голоса. В качестве учебного материала используются образцы детского фольклора: заклички, потешки, дразнилки. Упражнения выполняются свободно, непринужденно.
В конце второго года обучения проводится академический концерт, на котором учащиеся исполняют два произведение с сопровождением.
Третий и четвертый год обучения.
На данном этапе происходит расширение голосового диапазона до квинты, закрепление навыка певческой артикуляции, дикции идущей от естественной манеры произнесения слов. Все гласные необходимо пропевать несколько длиннее, как бы с оттяжкой, а согласные произносить четко и коротко. В качестве специальных упражнений используются скороговорки.
Дети изучают и закрепляют различные виды певческих атак. Все упражнения исполняются в полнозвучном грудном регистре. Осваиваются некоторые характерные приёмы народного певческого исполнительства, такие как «спад» голоса, «сброс» голоса, огласовка согласных.
В конце третьего года обучения проводится контрольный урок, на котором учащийся исполняет два произведения с сопровождением (лирическая, плясовая, игровая).
В конце четвертого года обучения проводится переводной экзамен, на котором учащийся исполняет два разнохарактерных произведения.
Пятый и шестой год обучения.
На данном этапе обучения продолжается работа над расширением певческого диапазона на септиму и октаву. Ведется активное усвоение навыка головного резонирования. Продолжается освоение характерных исполнительских приемов: «ики», «гуканья», замена гласной на фонетически близкую, вставные гласные.
Продолжается работа над укреплением всех пройденных вокально-исполнительских навыков. Осваивается прием округления гласных.
В конце пятого года обучения проводится контрольный урок. В качестве песенного материала используются календарно-обрядовые и лирические произведения.
В конце шестого года обучения учащиеся исполняют два разножанровых произведения по выбору (колыбельная, историческая и авторская)
Седьмой год обучения.
Совершенствуют ранее полученные навыки и овладевают новыми: пением в смешанных или микстовом регистре (примерно равное использование грудных и головных резонаторов); расширением диапазона; навыками чистого интонирования горизонталей в специфичных ладах народной музыки (лидийской, фригийской) гармоническом мажоре и миноре, и мелодическом миноре; развитой нюансировкой и фразировкой; нюансом; принципами и приемами воплощения художественного замысла.
В конце седьмого года обучения проводится выпускной экзамен в форме концерта. Учащиеся исполняют два разнохарактерных произведения.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР
Первый год обучения
1. Скопцов К. М. Ты воспой, жаворонушек. Красноярск. ГЦНТ: 2002.
«Вдоль по улице», «Дуня по воду», «Наша бабка весела».
2. Русская народная песня для детей. Сост. Яковишина Е. И. С.- Пб. – 1999.
«Сам я колышки тешу», «В огороде бел козел», «Патока с имбирем».
Второй год обучения
1. Скопцов К. М. Ты воспой, жаворонушек. Красноярск. ГЦНТ: 2002.
«Раз заехал ко мне барин», «Я посею конопельку».
2. Русская народная песня для детей. Сост. Яковишина Е. И. С.- Пб. – 1999.
«Как на тоненький ледок», «Комарочек».
Третий год обучения
1. Народные песни Красноярья. Сост. К. М. Скопцов, В. Осипова. Красноярск – 1983.
«А и где ж было видано», «Белый снег выпадал», «Я стояла на высокой на горе».
2. Скопцов К. М. Ты воспой, жаворонушек. Красноярск. ГЦНТ: 2002.
«Как у нашего соседа», «У ключа, ключа».
3. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь. Сост. Байтуганов В. И. , Мартынова Т. Ю. Новосибирск. – 2001.
«Ой, хонька-махонька моя».
Четвертый год обучения
1. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь. Сост. Байтуганов В. И. , Мартынова Т. Ю. Новосибирск. – 2001.
«Колядница-колядница».
2. Русская народная песня для детей. Сост. Яковишина Е. И. СПб. – 1999.
«Летал, летал воробей», «Виноград в саду цветет».
3. Фольклорные праздники, народные песни. Игры, обрядовые сценки, хороводы для детей: Гусли звончатые. – М. 2001.
«Прялица», «Со вьюном я хожу».
Пятый год обучения
1. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь. Сост. Байтуганов В. И. , Мартынова Т. Ю. Новосибирск. – 2001.
«Где ж ты был, мой черный баран», «Дунюшка-дуняшя».
2. Русские песни из репертуара фольклорного ансамбля «Карагод». Красноярск. – 1994.
«Земляничка-ягодка».
3. Народные песни Ермаковского района Красноярского края. Красноярск. – 1992.
«Скочил козел в огород», «Во поле рябинушка стояла», «Вдоль по улочке».
Шестой год обучения
1. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь. Сост. Байтуганов В. И. , Мартынова Т. Ю. Новосибирск. – 2001.
«Посеяли девки лен», «как у дяди Тимофея».
2. Народные песни Красноярья. Сост. К. М. Скопцов, В. Осипова. Красноярск. – 1983.
«Шел мальчишка бережком», «Наша Дуня хороша».
3. Казачинские вечерки Н. Новоселова. Красноярск. – 1994.
«Ты шкатулка, шкатулка моя», «На заре-то было, на зореньке»
Седьмой год обучения
1. Народные песни Брянщины / Сост. Т.П. Лукьянова обр. ред. И.И. Земцовского. - Брянск, 1972.
«Хмель ходит по улице», «Разгорелася калина», «А на небе месячек играет».
2. Русская народная песня: хрестоматия / Сост. С. Браз. – М., 1975.
«Над горами тучи вьются», «Протянулася дорожка».
3. Песни донских казаков, напетые Каргальским. Сост. А. Мехнецов, В. Бехтин. –Л., 1979.
«У славного князя», «Белая моя, да ты лебедушка», «Ай во поле, во полюшке было».
Контролирующие материалы
В конце первого года обучения проводится контрольный урок.
В конце каждого года обучения проводится академический концерт, который является основанием для перевода ученика в следующий класс.
В конце четвёртого года обучения проводится переводной экзамен.
Комплексный экзамен является итоговым выпускным мероприятием, который проводится в форме концерта с использованием песенного материала различных регионов России.
Список литературы
- Ах, ты степь широкая: Рус. нар. песня./ Сост. Л. Мекалина. - М.: Музгиз, 1959.
- Бершадская Т.С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни. – Л.: 1961.
- Бондаренко М. Поет сибирская душа. ГУППО "Междуречье", Искитим. – 2000.
- Бондаренко М. Берегите Россию. ГУППО "Междуречье", Искитим. – 1996.
- Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. – Белгород: Изд-во «Везелица», 1993.
- Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. – М.: Сов. композитор. 1989.
- Ефименкова Б. Северорусская причеть. – М., 1977.
- Скопцов К.М. «Народные песни Красноярья» Красноярское кн. изд-во, 1983.
- Лазарев А.И. Уральские посиделки. – Челябинск: Южно – Уральское кн. изд–во, 1977.
- Народные песни сел Купино и Большое городище Шебекинского района Белгородской области. - Белгород: "Везелица", 1995.
- Народная песня Белгородского края: Хрестоматия. Белгород: Издательство Шаповалова, 1996.
- Народные песни Вологодской области./ Сост. А. Мехнецов. – Л., 1981.
- Новосёлова Н.А. Вечёрки и игрища Приангарья. Красноярск. ГЦНТ: - 1993.
- Новоселова Н.А. Казачинские вечёрки. Красноярск. ГЦНТ: - 1994 г.
- Новосёлова Н.А. В хороводе были мы. Казачинские полянки. Красноярск. ГЦНТ: 1994.
- Песни Сибири./ Сост. Л. Кондырев и А. Новиков. Ред. текста Е. Стюарт, ред. музыки В. Денбский. - Новосибирск: Огиз, 1945.
- Поют дети./ Сост. Е.А. Краснопевцева. – М.: Сов. Россия, 1989.
- Пушкина С.И. Мы играем и поем: - М.: Школьная Пресса, 2001.
- Растет, цветет черемуха: Сиб. народные песни в обраб. В. Бакке. – Красноярск: Аско, 1992.
- Русские народные песни из репертуара фольклорного ансамбля "Карагод". – Красноярск, 1994.
- Русская народная песня. Антология. Сост. С. Браз. М.: "Композитор", 1993.
- Русские народные протяжные песни: Антология./ Вступ. ст., Сост., Примеч. и библиогр. И.И. Земцовского. - М.-М.: Музыка. 1966.
- Сибирские народные песни./ Запись А. Новикова и В. Левашова. – Новосибирск, 1957.
- СкопцовК.М. Ты воспой, жаворонушек. Красноярск. ГЦНТ: - 2002.
- Скопцов К.М. Песни земли Каратузской. Изд. «Буква». Красноярск. – 2002.
- Стояла чудная сосна. Народные песни Красноярского края, записанные первыми выпускниками краевой школы фольклора. Красноярск ГЦНТ: - 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная программа учебной дисциплины "Постановка голоса" 2011г. (по новым стандартам) по специальности СПО 050130 "Музыкальное образование"
По новым стандартам вокальное обучение начинается в колледже со 2 курса. Но мы считаем, что для учителя музыки 3 года вокальной подготовки очень мало! Кроме того, вокально-одаренные дети дальше хотят ...
Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»
В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...
Образовательная программа факультативного курса "Постановка танца"
Образовательная программа факультативного курса разработана для ансамбля народно-сценического танца "Надежда".Возрастной диапазон 7-10 лет, 11-14 лет . Срок реализации 8 лет....
Образовательная общеразвивающая программа по предмету Постановка концертных номеров (ПКН)
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"8716224","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"width: 100px; height: 100px; margin: 5px; float: left;","width":"180"...
Рабочая программа спецкурса "Мастерская постановки голоса и выразительного чтения"
Спецкурс «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, осмысления нравстве...
УМК к образовательной программе художественной направленности "Поющие голоса"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16534700","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Программа учебного предмета "Постановка голоса" вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Хоровое пение", срок реализации - 4 года.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и направлена на выявление одаренных детей, в области музыкального искусства, обладающих незаурядными голосов...