Программа по дополнительному образованию. Кружок по бисероплетению
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа по бисероплетению для учащихся 10-12 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_kruzhok_4.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение».
Без “духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви,
без интереса к собственной истории, далёкой и близкой,
не может быть полноценного человеческого счастья.
Культурная среда также необходима для нравственной жизни,
как растительный и животный мир для нашего
биологического существования.
академик Д.С. Лихачёв
Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.
Дополнительная образовательная программа “Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Цель настоящей программы:
-нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения,
-активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области “Технология”, в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение.
Настоящая программа не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и, являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, физики, химии. При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Возраст обучающихся – 10-12 лет. Обучения в кружке – 74 часа занятий и 4 резервных часа . В группы приходят дети, не имеющие специальных навыков. Согласно годовому календарному графику МАОУ СОШ «Финист» № 30 на 2014-2015 учебный год фактических рабочих часов 74 часов.
Программа реализуется полностью .
Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
I. Промежуточный контроль.
Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
Фронтальная и индивидуальная беседа.
Цифровой, графический и терминологический диктанты.
Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
Решение кроссвордов.
Игровые формы контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
II. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме Воронежской губернии. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
2. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ
2.1. ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА (10 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.
2.2. ПЛОСКИЕ ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ (14 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
2.3. ПАННО ИЗ БИСЕРА ПО МОТИВАМ СКАЗОК (12 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.
3. ПЛЕТЕНИЕ НА ЛЕСКЕ
3.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ (14 ч.)
Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка “зигзаг”, цепочка “змейка”, цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков, цепочки “мозаика”, “восьмёрки”, “соты”, ромбы, “фонарики”. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”, “колечки”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Наплетения на цепочку “колечки”. Подвески: бахрома (простая, спиральная), “веточки”, “кораллы”. Плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами. Полотно, «кирпичный стежок», полотно “в крестик”. Ажурный цветок. Кубик из 12-ти бисерин. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.
Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам. Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков в технике «кирпичный стежок».
3.2. КОМПЛЕКТ УКРАШЕНИЙ (12 ч.)
Теоретические сведения. Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застёжек. Зарисовка схем для выполнения украшений.
Практическая работа. Плетение комплекта украшений “Розовая фантазия” на основе изученных приёмов. Оформление. Прикрепление застёжки.
4. ВЫШИВКА БИСЕРОМ (10 ч.)
Теоретические сведения. Анализ образцов вышивок. Выбор бисера. Цветовое решение. Виды основ. Зарисовка схем выполнения вышивок.
Практическая работа. Вышивка на основе изученных приёмов. Сборка. Оформление. Прикрепление к основе.
5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения.
№ занятия | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 | Цели и задачи кружка. История бисероплетения. Инструменты и материалы. Правила ТБ. Основные приёме работы с бисером Плетение на проволоке Цветы из бисера. Основные приёмы бисероплетения. Комбинирование приёмов низания. Техника выполнения серединки. Зарисовка схем. Практическая работа Практическая рабата. Составление композиции. Прикрепление элементов. Плоские фигурки животных. Основные приёмы бисероплетения.
Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Практическая работа. Практическая рабата. Практическая работа Сборка брошей. Подготовка основы для брошей.
Изготовление животных по схемам Оформление поделки. Панно из бисера. Основные приёмы.
Зарисовка схем. Изготовление панно. Выполнение отдельных элементов панно. Выполнение отдельных элементов панно Подготовка основы панно. Составление панно. Оформление панно. Плетение на леске. основные приёмы. Эскизы. Рабочие рисунки. Низание из бисера « в одну нить» Цепочка с бугорками. Цепочка с петельками. Цепочка с цветком. Цепочки «мозаики» Плетение ажурного полотна. Изготовление изделия. Оформление изделия Комплект украшений. Выбор бисера. Цветовое решение. Зарисовка схемы. Плетение комплекта Плетение комплекта. Плетение комплекта
Плетение комплекта Плетение комплекта Оформление комплекта. Вышивка бисером. Приёмы вышивки бисером Выполнение вышивки Выполнение вышивки Выполнение вышивки Оформление вышивки Итоговое занятие | 2
2 2 2 2
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
2 2 2 | 2.09 9.09 16.09 23.09 30.09 7.10 14. 10 21.10 28.10 11.11 18.11 25.11 2.12 9.12 16.12 23.12 30.12 13.01 20.01 27.01 3.02 10.02 17.02 24.02 3.03 10.03 17.03 24.03 31.03 7.034 14.04 21.04 28.04 5.05 12.05 19.05 26.05 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа. // Социально-психологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции Смоленск, 1996
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
Стебунова С.Ф. Комплексная программа «Культура быта». // В помощь учителю http://center.fio.ru/som/items.asp?id=10001621
Стебунова С.Ф. О работе творческого объединения «Культура быта» на Станции юных техников ЦДО «Созвездие» г.Воронежа. // Всероссийский августовский Интернет-педсовет 2004г. http://pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files853/files856/docs/kb.ppt
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997.
Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.
Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.
Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.
Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
Божко Л. Бисер. – М., 2000.
Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.
Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.
Журнал “Школа и производство”.
Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.
Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001
Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.
Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.
Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.
Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004.
Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительному образованию - кружок « Композиция и образное мышление»
Программа по дополнительному образованию « Композиция и образное мышление»...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
рабочая программа по дополнительному образованию Бисероплетение
Пояснительная записка. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных р...
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Ручеёк» для учащихся 7 «В» класса.
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Ручеёк" может использоваться для развития и обучения детей в школах....
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Колобок» для учащихся 1-х классов.
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Колобок" может использоваться в детских садах, начальной школе для развития и обучения....
Рабочая программа объединения дополнительного образования. Кружок "Занимательный английский"
Программа кружка "Занимательный английский" (возраст 8-12 лет)...
Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....